Из стен И. м. вышло неск. архиереев. Буд. архиеп. Казанский Вассиан, возглавлявший обитель в 1558-1569 (1550-1569 ?) гг., присутствовал в янв. 1565 г. при кончине прп. Геннадия Костромского. Преподобный адресовал ипатиевскому настоятелю свои предсмертные «Наказания и поучения». В 1572 г. игум. Вассиан принял участие в Соборе, одобрившем 4-й брак царя Иоанна IV с Анной Колтовской (в монашестве Дария ). В XVIII-XIX вв. И. м. возглавляли буд. архиереи: в 1721-1722 гг. Гавриил (Бужинский; впосл. епископ Рязанский), в 1731 (1730?) г. Платон (Малиновский ; впосл. архиепископ Московский), в 1734-1736 гг. Никодим (Сребницкий ; впосл. епископ Переяславский, викарий Киевской епархии), в 1736-1740 гг. Пимен (Савёлов ; впосл. епископ Вологодский), в 1740-1743 гг. Феофилакт (Губанов; впосл. епископ Воронежский; † 30 нояб. 1757), в 1743-1745 гг. Симон (Тодорский; впосл. архиепископ Псковский). В 1738 г. архим. Пимен (Савёлов) сообщал в Синод, что при описи монастырской ризницы обнаружены рипиды, с к-рыми служили его предшественники Гавриил и Серапион. Архим. Пимен испрашивал благословение на служение с рипидами «ради знатности» обители, но получил отказ «в виду неимения указов и определений синодальных» о служении архимандритов И. м. с рипидами; архим. Гавриил служил с рипидами, вероятно по личному дозволению имп. Петра I (ОДДС. Т. 18. С. 664-665). В 1741 г. член Синода архим. Феофилакт вместе с архим. Чудова монастыря Варлаамом (Скамницким) подал в Синод ходатайство о разрешении носить наперсный крест «в подобие архиереев и в отмену прочих архимандритов», но имп. Анна Иоанновна отклонила это прошение (Там же. Т. 21. С. 262-263). Среди известных настоятелей И. м.- архим. Тихон II, который в июне 1656 г. присутствовал на созванном патриархом Никоном Соборе по исправлению богослужебных книг. Архим. Кирилл II участвовал в работе Соборов 60-х гг. XVII в., рассматривавших вопрос об исправлениях церковных книг. Настоятель (1722-1730) архим. Серапион в 1725-1726 гг. был асессором Святейшего Синода, в февр. 1728 г. участвовал в коронации имп. Петра II . Братия

http://pravenc.ru/text/673737.html

15 . ВАРЛААМ ЛЕНИЦКИЙ, родом из Киева, обучался в тамошней Академии, а по окончании наук и по пострижении в Монашество, был Игуменом Киевского Золотоверхомихайловского Монастыря, оттуда в 1719 году мая 31 хиротонисан во Епископа Суздальского; в 1723 году июня 18 переведен Епископом же в Коломну; в 1727 сентября тем же Чином в Астрахань, потом в Киевский Переяславль; а в 17З1 году апреля 13 во Псков и в том же году августа 10 пожалован Архиепископом. Но в 17З9 году января 8 по именному Указу уволен от Епархии, а Указом 9 апреля отпущен на покой в Киевопечерскую Лавру, и там скончался. Он завел во Пскове Духовное училище Славенолатинское и первыми учителями были из Киевской Академии Иеромонах Манассий Косачи и Стефан Левоковский. 16 . СТЕФАН КАЛИНОВСКИЙ, родом из Малороссиан, обучался в Киевской Академии, а с 17З2 года был в оной Префектом; оттуда в 1734 году переведен Ректором и Богословии учителем в Московскую Академию с посвящением во Архимандрита Заиконоспасского Монастыря. В 17З6 году переведен Архимандритом же в Санктпетербургский Александроневский Монастырь и определен января10 Членом Св. Синода. В 17З9 году января 17 хиротонисан во Епископа Псковского. В 1745 году августа 18 переведен в Новгород Архиепископом и там 16 сентября 1753 года скончался. Он построил для школ двуэтажные каменные покои. 17 . СИМОН ТОДОРСКИЙ, родом из Киева, родился 1700 года сентября 1. 1717 года, обучался в Киевской Академии, а с 1727 года в заграничных училищах и окончил науки в Иенском Университете. По возвращении оттуда, в 1738 году определен был в Киевской Академии учителем Еврейского, Греческого и Немецкого языков и при сих должностях в 1740 году мая 17 пострижен, и того же года посвящен во Иеродиакона и Иеромонаха и определен Катихизатором. В 1742 году взят в Наставники Православного Закона Великому Князю Петру III Феодоровичу, избранному Наследнику Всероссийского Престола; а в 174З году сентября 13 иожалован Членом Св. Синода с посвящением 15 числа того же месяца во Архимандрита Костромского Ипатьевского Монастыря. В 1745 году был он Наставником Закона и нареченной невесте Великого Князя Принцессе Екатерине Алексеевне и в том же году марта 13 хиторотонисан во Епископа Костромской Епархии, оставаясь Членом Св. Синода. Того же года 18 августа переведен Епископом же на Псковскую и Нарвскую Епархию, и в 1748 году марта 20 пожалован Архиепископом, пребывая по-прежнему в С. Петербурге. В 1753 году по болезням уволен в Епархию и 1754 года с 21 на 22 февраля скончался во Пскове. Погребен под Троицким Псковским Собором. На гробе его следующая надпись:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Митрополиты Казанские и Свияжские: Гермоген 1589–1606 Ефрем 1606–1613 Матфей 1615–1646 Симеон 1646–1649 Корнилий 1650–1656 Лаврентий 1657–1672 Корнилий 1673–1674 Иоасаф 1674–1686 Адриан 1686–1690 Маркелл 1690–1698 Тихон Воинов 1699–1724 Сильвестр Холмский 1725–1731 до 1727 года архиепископ Архиепископы Казанские и Свияжские: Илларион Рогалевский 1732–1735 Гавриил Русской 1735–1738 Епископы: Лука Конашевич 1738–1755 Гавриил Кременецкий 1755–1762 Архиепископы: Вениамин Пуцек-Григорович 1762–1782 с 1775 года митрополит Антоний Герасимов-Зыбелин 1782–1785 Амвросий Подобедов 1785–1799 Архиепископы Казанские и Симбирские: Серапион Александровский 1799–1803 Павел Зернов 1803–1815 Амвросий Протасов 1816–1826 Иона Павинский 1826–1828 Казанские и Свияжские (с 1832 года): Филарет Амфитеатров 1828–1836 Владимир Ужинский 1836–1848 Григорий Постников 1848–1856 с 1856 года митрополит Афанасий Соколов 1856–1866 Антоний Амфитеатров 1866–1879 до 1867 года епископ Сергий Ляпидевский 1880–1882 Палладий Раев 1882–1887 Павел Лебедев 1887–1892 Владимир Петров 1892 Камчатская Учреждена в 1840 году. 33   Епископы Камчатские, Курильские и Алеутские: Иннокентий Попов-Вениаминов 1840–1868 с 1850 года архиепископ Вениамин Благонравов 1868–1873 Епископы Камчатские, Курильские и Благовещенские (с 1870 года): Павел Попов 1873–1877 Мартиниан Муратовский 1877–1885 Гурий Буртасовский 1885–1892 Макарий Дарский 1892 Кишиневская Учреждена в 1813 году. Кафедра в Кишиневе. Архиепископы и епископы Кишиневские и Хотинские: Гавриил Бонулеско (Бодони), митроп. 1813–1821 Димитрий Сулема, архиеп. 1821–1844 Иринарх Попов 1844–1858 с 1845 года – архиепископ Антоний Шокотов 1858–1871 с 1861 года – архиепископ Павел Лебедев 1871–1882 с 1879 года – архиепископ Сергий Ляпидевский , архиеп. 1882–1891 Исаакий Положенский, еп. 1891–1892 Неофит Неводчиков, архиеп. 1892 КостромскаяУчреждена в 1744 году. Кафедра в Костроме. Епископы Костромские и Галичские: Симон Тодорский 1745 Сильверст (Сергий) Кулебяка 1745–1750 Междуархиерейство 3 года

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ведал ею с 1725 г. епископ белгородский. В 1753 году в ведении Снода было 30 епархий. Императрица Елисавета очень почитала Свяш. Иоасафа, епископа Белгородского (1705–54). Он принадлежал к родовитой малороссийской семье Горленко; учился в Киево-Братской Могилянской Академии, которую оставил, приняв в 1725 г. постриг в Межигорском м., вблизи Киева. Рукоположенный в 1728 г. в иеродиаконы, он преподавал в низших классах академии, позднее, как иеромонах, включен был в клир Софиевского собора. К тридцати годам определился вполне его облик. Строгое подвижничество соединялось в нем с крупными административными способностями. В 1737 г. он назначен был игуменом Мгарского м., вблизи г. Лубны, где почивали мощи св. Афанасия Пателария, патриарха константинопольского, которого Святитель Иоасаф считал своим небесным покровителем. В бытность его в Петербурге в 1742 г., для сбора средств на поправку монастырского собора, он произнес проповедь в дворцовой церкви., очень понравившуюся государыне, с тех пор благоволившей к нему. Возведенный по ея желанию в сан архимандрита, он был назначен в 1745 г. наместником Троицко-Сергиевой Лавры, в 1748 г. хиротонисан во епископа белгородского. Епархия эта, основанная в 1667 г., охватывала паству, вошедшую потом в состав Курской, Харьковской, частично Черниговской епархий. Позднее в нее включены были упоминавшиеся выше славяне. Владыка с исключительной ревностью управлял епархиею, постоянно совершал объезды ея, ободрял одних пастырей, карал нерадивых. Все деньги, получавшияся с богатой епархии, владыка расходовал на благотворительность, много помогая тайно. После его кончины у него нашли 70–80 копеек. Преставился он 10 декабря 1754 г. Многочисленны были чудеса, проистекавшия от его нетленных мощей. Прославление Свят. Иоасафа состоялось в 1911 г. В царствование императрицы Елизаветы особенно выделился выдающийся иерарх того времени владыка Симон (Тодорский), о котором будет еще речь позднее. Родился он в г. Золото- ноше, Полтавской губ., в 1701 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Софония , с 23 авг. 1844 по 26 апр. 1847. Иоанникий Горский , 29 июня 1847–50, февр. 3. После архиепископ Саратовский и Варшавский. Никодим Казанцев , с 3 апр. 1850–1854, в февр. хирот. в викария Казанского. Антоний Рождоственский , с 6 мая 1854–1858, 15 июня хирот. в епископа Оренбургского. Иустин Охотин , с 26 мая 1858; 6 авг. 1871 хирот. в еписк. Острожского (викария Волынской епархии). 3 Борисоглебского, на реке Устье, от Ростова в 15 верстах. Основание его относят к исх. XIV века. Архимандрия с 1688 г. Ныне второклассный. [III, 424.] Игумены Никифор , 1571. Антоний , 1579–84. Гермоген .... Пётр , 1598. Симеон , 1610, потом изгнан. Пётр , 1612–16. Никодим , 30 дек. 1617. Корнилий , 1620–26. Сергий , 1632. Корнилий , 1635–1641, янв. Варлаам Хватов , 1643–45. Иоасаф , 1646–50. Гермоген , 1651–53, мар. Антоний , 27 дек. 1653. Савватий , 1654 и 55. (Не в Спасский ли?) [(В 1666–68 келарь)]. Иона , 1656–59, 6 июля отставлен. Ефрем , 1659–61. Сергий , 1661–65. Симон , в июне, сент. 1668, в мар., июне 1670. Тарасий , в мае 1671, в окт. 1673. Архимандриты Иосиф , игум., 1676; с 25 сент. 1688 архим.; по 1691. Конон , 1691–93. Гавриил , 1700. Даниил , 1704–10. Иона , 1712–14. Иосиф определён 8 сент. 1714–22. Филарет , 1725–27. Пафнутий , в янв. 1729–1731; в 1734 бывший, определён в Возмицкий. Иосиф , 1732–34. Николай .... (Из Ростовского Спасского?) Вассиан , 1737–39. Дмитрий , 1740–43. Иосиф , 1744 и 45, перев. в Спасский Ярославский. Рафаил , 1745–48. Пармен , 1748–50. Перев. в Ростовский Спасский? Иринарх , 1750–51. Марк , 1755–59. Пармен , из Спасского? 1760–61. Амвросий , 1762–70. Никодим , 1770–73, перев. в Цареконстантинов. Авраам Флоринский в 1773 перев. из Цареконстантинова, а 27 мар. 1775 – в Ростовский Богоявленский. Венедикт , 1775–77. Варлаам Миславский перев. из Киево-Михайловского, 1777–1784, 10 авг. перев. в Киево-Братский. Ириней Клементьевский в нояб. 1784 перев. из Московского Знаменского, а 30 июня 1788 – в Юрьев Новгородский. Арсений Тодорский 30 июня 1788 перев. из Цареконстантинова, а 22 мая 1792 – в Троицкую Петергофскую пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Избрание сие хотя и не состоялось, впрочем служит ясным свидетельством высокого внимания властей к Гавриилу. Подобное внимание открывается также из другого случая. Однажды митрополит Димитрий Сеченов был приглашен к генералу Собакину. По любви и расположению к Гавриилу 45 , Димитрий велел позвать его на обед, запретив объявлять о себе. На приглашение Гедеона 46 званный отказался, но потом явился в дом Собакина, где с митрополитом был и духовник его греческий архимандрит. Среди продолжавшейся беседы, Димитрий отозвал в сторону Гавриила и начал говорить ему: «вы хорошо учите; синод знает это и хочет сделать вас архиереем». Гавриил, поцеловав руку Сеченова, отвечал, что есть де старше и достойнее его, и что он искренно его просит оставить его при академии по причине вреда от частых в академии перемен 47 ». По возвращении в С. Петербург, Димитрий Сеченов хотел исполнить желание Гавриила об оставленииПотемкина, бывшего в св. синоде за обер-прокурорским столом: «Георгий нужен в Польше, Симон не нравится; пусть новых представят». Приступили к новому избранию, Сеченов, кого лучше избрать в число новых кандидатов. Потемкин предлагает: «я наслышан от Собакина, что хвалят московской академии ректора». Димитрий, с радостью приняв сие предложение, сказал: «Бог устами вашими глаголет». Тогда положено было представить о переведении Тверского епископа Иннокентия Нечаева в Псков, а в Тверь назначить кандидатами двоих архимандритов: Московского Гавриила и Казанского Феофила, бывшего в Казани ректором семинарии и членом д. консистории. По настоянию присутствовавшего в св. синоде Симона Тодорского, первым кандидатом представлен был Феофил, а вторым Гавриил. Между тем Императрица на докладе пометила Гавриила 49 . Определение сие состоялось 29 октября 50 . На другой день послан был указ из св. синода об этом назначении 51 . Глава III Рукоположение Гавриила в епископа и прибытие его в Тверь; пастырская окружная его грамота и пребывание его в Твери. Вызов его в С. Петербург для комиссии в совокупности с Паниным; назначение его в члены другой комиссии касательно дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Замечательных печатных изданий Библии у нас было три Острожское      в гор. Остроге, иждивением князя Константина Острожского; Московское, при царе Алексее Михайловиче 1663 году, почти без перемен против острожского издания; Елизаветинское, в 1751 году по повелению императрицы Елизаветы Петровны. При сем издании не мало руководствовались уже готовым трудом епископа Феофилакта Лопатинского (член синода при Петре I-k), который еще в 1724 году приготовил было к печати свой исправленный перевод Библии. Главными же деятелями при елизаветинском издании Библии были: Симон Тодорский, ученый филолог своего времени, впоследствий архиепископ Псковский, и ученики его – иеромонахи: Варлаам Лящевский (из Киевской академии) и Иаков Блонницкий (из Московской). Сии ученые мужи имели в виду главным образом греческий перевод Библии в древнеславянский. г. Русский Когда с течением времени славянский язык стал значительно разниться от современного русского наречия, то для многих чтение Св. Писания сделалось весьма затруднительным. Вследствие чего предпринять перевод священных книг на современное русское наречие. Сначала, по указу императора Александра Благословенного и πυ благословению Св. Синода, издав был Новый Завет в 1815 году иждивением российского 6иблейского общества; из ветхозаветных же книг переведена была только Псалтирь, как наиболее употребительная в православном богослужении книга. Затем уже в царствование Александра II-ro – по новом, более точном издании Нового Завета (в 1860 г.), появилось печатное издание законоположительных книг ветхого завета в русском переводе в 1868 году, а в следующем году Свят. Синод благословил издание исторических ветхозаветных книг, а в 1872 году учительных. Между тем в духовных журналах стали усердно печататься русские переводы отдельных священных книг ветхого завета и из других отделов оного; тан что мы наконец увидели полное издание Библии на родном своем русском наречии в 1877 году 15 . д) Замечание о других известнейших, особенно древних переводах

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

XXIV 31-го марта 1745 года, по царскому указу от 30 марта, в придворные Ее Величества церкви, посвящен в епископа Костромской епархии первый намеченный кандидат архимандрит Ипатского Троицкого монастыря и член Синода Симон (Тодорский) с титулом костромского и галицкого, о чем всюду разосланы указы Св. Синода, а в Правительствующий Сенат послано ведение. 2 апреля того же 1745 года Св. Синод распорядился, чтобы Костромская епархия была особливо в полном ведомстве и правлении епископа Симона. По этому случаю все решенные и нерешенные дела, касавшиеся Костромской епархии, из Московской Консистории переданы были в Кострому и исключены из ведомства архиепископа московского Иосифа. Штат епархиальных чинов и канцелярских служителей в Кострому выслан также из Москвы. Вместе с делами по Костромской епархии требовалось выслать в Кострому ведомости о городских и уездных приходских церквах и монастырях, отходивших в новую епархию. 595 Так со 2 апреля 1745 года началось самостоятельное существование Костромской и Галицкой епархии, хотя; передача самых дел затянулась на два года. К концу 1746 г. все дела как из Московской Консистории, так и из Синодального Экономического Правления были переданы в Костромскую Консисторию, за исключением ведомостей о церквах и монастырях, о чем 30 декабря 1746 года поступило доношение в Св. Синод. 596 Задержка ведомостей могла произойти с одной стороны вследствие архиерейских перемен, произошедших на Московской и Костромской кафедрах, с другой – вследствие экономических расчетов. Дело в том, что требовалось вынимать ведомости с указанием окладных, доимочных и других сборов с церквей и приходов «со всякой очисткой», т. е. самые точные. При тогдашней организации собирания церковных и епархиальных доходов, поставить ведомости «со всякой очисткой» было делом очень сложным и затяжным. Между тем только на основании этих ведомостей можно было собирать всякие сборы в Костромской епархии и отправлять их в Канцелярию Экономического Правления на содержание штата Синода с его Конторой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

исходатайствовал он у Св. Синода звание и чин архимандритов. Ибо до того времени один только в Киеве архимандрит бывал Печерский; а первый из ректоров академических произведен в архимандрита Амвросий Дубневич. Потом перестроил он все обветшавшие академические здания, а над школьным каменным корпусом, созданным Иваном Мазепой, гетманом Малороссийским, надстроил по плану одного иностранного архитектора Шейдена верхний с колоннадой этаж для школ и академической залы и при ней Благовещенскую Конгрегационную церковь . На строение сие дал он собственных денег 1640 рублей. Он начал принимать в академию приходивших из Польши православного исповедания ученых монахов и всякого звания учеников, для лучшего образования учительским званиям посылал на своем иждивении в иностранные училища студентов, из коих Симон Тодорский, обучавшийся в Йенском университете, по возвращении своем с 1738 года завел в Киевской академии филологические классы языков еврейского, греческого и немецкого. Ибо дотоле преподавались первые два только грамматически и еврейский едва был известен, а немецкого вовсе не было. Преосвященный Рафаил умножил также академическую библиотеку великим числом лучших книг и много употреблял своего иждивения на содержание бедных учеников, для коих построил он новую деревянную бурсу. В 1741 году исходатайствовал он у императрицы Елисаветы Петровны грамоту утвердительную на все прежде данные привилегии академии, а сверх того, поскольку по прежним гетманским грамотам производилось на оную до 1722 г. хлебное и денежное жалованье, а с тех пор Малороссийской коллегией отменено; то Преосвященный испросил на содержание ректору, учителям и ученикам ежегодное жалованье деньгами по 200 рублей из Малороссийского войскового казначейства. За сии-то попечения Киевская академия с его времени начала именовать себя Киево-Могило-Заборовской. Он хотел еще завести особое греческое училище в бывшем Доминиканском, тогда уже православном Петропавловском на Подоле монастыре и об отдаче оного на сей конец грекам, жительствовавшим в Киеве, представлял в январе 1733 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Умел найтись в обществе. Обыкновенно приводить рассказ об его остроумии и находчивости. «Раз Сильвестр вместе с другими членами Синода был во дворце. Императрица, показывая им свои портреты, жаловалась на то, что ни один художник не сумел достигнуть полного сходства». И архимандрит Сильвестр на это заметил: «понеже красота Вашего Величества по описуема». В мае 1745-го года скончался первенствовавший член Святейшего Синода, Новгородский архиепископ Амвросий (Юшкевич). На его место был переведен 18-го августа архиепископом Псковский епископ Стефан (Калиновский), во Псков переведен Костромской епископ Симон (Тодорский), а на место преосвящонного Симона назначен архимандрит Сильвестр. Он был хиротонисан во епископа 10-го ноября 1745-го года в придворной церкви, в присутствии Императрицы. В Костроме преосвященный Сильвестр завел Школу и занимался «толкованием Нового Завета», – по-видимому, в проповедях за Богослужением. Именным указом, данным в Петергофе 2-го июля 1750-го года и заслушанным в Святейшем Синоде 4-го июля, преосвященный Сильвестр назначен был С.-Петербургским архиепископом и членом Святейшего Синода, причем ему дано было в Святейшем Синоде, «в знатнейшую славу царствующего града», второе место. 8-го июля новый владыка вступил уже в управление столичного епархией, начав службу в ней Богослужением в церкви Пресвятой Богородицы – нынешнем Казанском соборе 2941 . В 1748-м году, в бытность Костромским епископом, он был избран кандидатом в Киево-Печерские архимандриты. Святейший Синод заметил тогда, что избрание на архимандрию архиерея учинено в противность правилам святых отец и чину Православно-Восточной Церкви 2942 . В бытность Петербургским владыкой преосвященный Сильвестр не забывал проповеднической кафедры. В 1751-м году напечатаны были его проповеди, сказанный в, присутствии Государыни в придворной Сретенской церкви Зимнего Дворца, 25-го ноября 1750-года, в день восшествия Государыни на престол, и в день нового 1751-го года 2943 . Преосвященный Сильвестр говорил слово за Богослужением в Петро-Павловском соборе в день рождения Государыни в 1753-м году, – Государыни за Богослужением не было 2944 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010