Репортажи «Путеводитель к внутреннему человеку» Игумен Петр (Мещеринов) представил новый перевод книги Иоганна Арндта «Об истинном христианстве» 31.10.2016 12:30 Москва, 31 октября, Благовест-инфо. Презентация нового русского издания книги лютеранского богослова Иоганна Арндта (1555-1621) «Об истинном христианстве» состоялась 27 октября в книжном магазине «Читай-город». Издательство «Эксмо» выпустило эту книгу в серии «Мир православия». Издание представил автор перевода с немецкого языка игумен Петр (Мещеринов). Как сообщается в аннотации, первое издание книги Арндта увидело свет в 1605 г., и с тех пор «на протяжении нескольких веков она была насущной духовной пищей для всей Европы». Книга «Об истинном христианстве» была хорошо известна и в России – первый ее перевод на русский язык (его осуществил Симон Тодорский, будущий архиепископ Псковский) был опубликован в 1735 г., а потом она переводилась еще несколько раз и издавалась многократно. О. Петр взял за основу последний русский перевод 1906 года (автор неизвестен) и существенно переработал его, обращаясь к немецким изданиям: не менее половины тысячестраничного текста переведено заново, все купюры раскрыты, неточности и ошибки исправлены, в предисловии дана подробная биография Арндта с анализом его богословия. О. Петр отметил, что для русского образованного читателя конца XVII – начала XX вв., от императоров до простых крестьян, «Истинное христианство» Арндта было «книгой Известно, что самыми внимательными ее читателями были и русские святые – например, Макарий (Глухарев), просветитель Алтая, который говорил, что он «воспитывался на этой книге». Святитель Тихон Задонский советовал читать Библию, а после нее Арндта, «а в прочие книги как в гости прогуливаться». «Видно, что Арндт повлиял на святителя Тихона самым кардинальным образом, потому что самое свое большое творение он совершенно сознательно назвал «Об истинном христианстве», что перекликалось с его любимой книгой… Возможно, святитель Тихон находил в книге Арндта путеводитель к внутреннему человеку, чему эта книга во все времена и служила», – сказал о. Петр. Он упомянул о том, что в сочинениях святителя Тихона Задонского есть множество скрытых цитат из Арндта.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Б. местное духовенство, в т. ч. по возможности архиерея. В Уставе гимназий и уч-щ уездных и приходских 1828 г. подчеркивалось, что преподавателем З. Б. должен быть священник. Положение о начальных народных уч-щах 1864 г. допускало к преподаванию не только священнослужителей, но и «особых учителей» из духовного сословия. С открытием земских школ началась дискуссия о том, кто должен преподавать в них З. Б. Синод настаивал на необходимости присутствия священников в земских школах, но был вынужден снять это требование. В 1884 г. вышли Правила о церковноприходских школах, в к-рых разъяснялось, что обучение проводят местные священники или др. члены причта, а также специально назначаемые и утверждаемые епархиальным архиереем учителя (в т. ч. женщины). Положение о церковных школах 1902 г. допускало мирян к преподаванию З. Б., но только если они обучались в учительских школах или семинариях и прошли испытание у епархиального архиерея. В приходском уставе от 20 апр. 1917 г. было постановлено, что преподавать З. Б. в церковноприходских школах должен священник, а если это невозможно - др. лицо по поручению приходского собрания. Мн. дети дворян и состоятельных лиц из др. сословий получали домашнее образование, которое также предполагало обучение З. Б. Среди законоучителей, преподававших детям из имп. фамилии, были известные деятели Церкви. Вел. кн. Петра Феодоровича (впосл. имп. Петр III) и вел. кнг. Екатерину Алексеевну (впосл. имп. Екатерина II) обучал архим. Симон (Тодорский ; впосл. архиепископ Псковский), вел. кн. Павла Петровича - иером. Платон (Левшин), вел. кн. Александра Павловича (впосл. имп. Александр I) - прот. Андрей Самборский , вел. кн. Александра Николаевича (впосл. имп. Александр II) - прот. Г. Павский , вел. кн. Александра Александровича (впосл. имп. Александр III) - протопресв. В. Бажанов , вел. кн. Николая Александровича (впосл. имп. мч. Николай II) - протопресв. И. Янышев . Вплоть до 1917 г. З. Б. входил в программу церковных и светских начальных и средних учебных заведений в России как основной нравственно-мировоззренческий предмет.

http://pravenc.ru/text/182511.html

В 1740 году Симон в действительности давно уже отрёкшейся от мира для служения на ученом поприще церкви и отечеству, оставаясь профессором академии, пострижен был в монашество, посвящен в сан иеромонаха и назначен катихизатором в Братском монастыре. Митрополит Рафаил Заборовский настолько ценил прекрасные качества и педагогические способности Тодорского, что не усомнился отрекомендовать его в законоучители и воспитатели тогдашнему наследнику всероссийского престола великому князю Петру Фёдоровичу. Именной указ о вызове иеромонаха Симона Тодорского ко двору последовал 31 мая 1742 года. По сему случаю писал к нему из-за границы греческий миссионер иеромонах Парфений: «Вызов тебя благочестивейшею Государынью в царствующей град многих из наших удивил, и я думаю, что это случилось по особому примышлению Божью, с тою именно целю, чтобы ты руководил всех к богоугождению совершенством слова и своей жизни и всех утверждал в правых и благочестивых догматах веры, из коих некоторые многими несогласно с учением церкви понимаются и по своему извращаются. Твое могучее слово не оставит поддержать и руководить заблудших, восставить падших, исправить поврежденных. Вот для чего божественный Промысл вызвал тебя туда через Боговенчанную Елизавету. Светильник не должен, находиться под спудом; он должен сиять и близким, и дальним». С призванием ко двору на Тодорского была возложена в высшей степени трудная и ответственная задача – воспитать в наследнике престола православного царя и доброго человека – отца всем верно подданным. Трудность выполнения данной задачи обусловливалась личными качествами наследника русского престола. Петр Фёдорович, сын герцога Голштинского и Анны Петровны, дочери Петра Великого, родился в Киле 10 февраля 1728 года и крещен был в лютеранском исповедании. Рано лишившись родителей, он вверен был опеке обер-гофмаршала Брюммера и обер-камергера Берхгольца, которые оставляли принца в полном пренебрежении или обращались с ним презрительно и деспотически и нимало не заботились о развитии его ума. Вследствие ненормального воспитания, Петр, страдая многими недостатками, делавшими его дальнейшее обучение затруднительным. Болезненный, своенравный, вспыльчивый, имевший отвращение ко всему отвлеченному, но в то же время окруженный ореолом царского высочества, 14-летний юноша требовал большого терпения и искусства со стороны учителей при занятии с ним серьезным делом. Трудность занятий увеличивалась от условий придворной жизни, от частых парадных приёмов, выходов, празднеств и т. п. Со всеми указанными трудностями боролся Штелин, воспитатель и учитель великого князя по русской истории, географии и другим наукам. С ними же должен был бороться и Тодорский. Сознавая трудность и ответственность своей задачи, писал он из Петербурга друзьям своим: «Молитесь обо мне, да подаст Господь силу устам моим с дерзновением исповедать тайну Евангелия, которому служу, да наставит оно само меня, как должно говорить».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

В Москве работа по исправлению Библии была поручена в 1741 году архим. Фаддею (Кокуйловичу) и префекту московской Академии Кириллу (Флоринскому), которые в 1743 году представили свой законченный труд. Синод приступил к рассмотрению его для печати. Императрица Елисавета торопила Синод. Она предлагала даже издать Библию с исправлениями владыки Феофилакта. До 1747 года над Библией работали архим. Иларион (Григорович) и иером. Иаков (Блонницкий). В помощь им были вызваны из киевской академии Симон (Тодорский), иером. Варлаам (Лящевский) и Гедеон (Сломинский), которым и суждено было закончить многолетнюю и трудную работу. В общем, они были близки к традиции владыки Феофилакта. Основной характеристикой нового текста служит ее близость к греческому варианту. Библия , напечатанная в декабре 1751 года, была пущена в продажу и мгновенно распродана. Нужда в ней была так велика, что за первым изданием (1200 экземпляров) скоро понадобились другие (1756,1757,1759). Библейское общество 6 декабря 1812 года, в подражание британскому, в России было основано Библейское общество. Английские эмиссары-методисты Патерсон и Пинкертон предложили князю Голицыну издавать и распространять библейские книги только между живущими в России инородцами и иностранцами и лишь на их языках. Голицын (и Государь) отнеслись к их предложению сочувственно. Александр I сам записался в члены общества с ежегодным взносом в 10.000 и единовременным – в 25.000 рублей. Подписка по России дала в 1813 году 160.000 рублей. Голицын был избран президентом административного комитета общества. Вице директорами и членами комитета стали видные представители русского общества. С 1814 года в комитете, наименованном тогда “Российское Библейское Общество”, начали принимать участие и православные иерархи. В числе его директоров были: митроп. Киевский Серапион, митроп. Петербургский Амвросий, архиеп. Черниговский Михаил (Десницкий) , архиеп. Тверской Серафим (Глаголевский) (оба последние – будущие митрополиты Петербургские), и другие,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1634 году училище здешнее наименовано Киево-Могилянскою коллегией, в честь известного Петра Могилы , бывшего тогда архимандритом Печерской Лавры, начальником училища и старшим братом этого монастыря; он построил для училища каменное здание и учредил особое отделение для бедных учеников, под названием Бурсы. Строения эти, пришедшие в ветхость, возобновлены, 1736, митрополитом Рафаилом (Заборовским), от чего и училище приняло наименование Киево-Могило-Заборовской Академии, и называлось так до 1817 года. В 1658 и 1671 годах здания монастырские и училищные сгорели; после чего тогда ж были приводимы в первобытное состояние. – Во время польского владычества Киевом, короли Сигизмунд III, Владислав IV и Михаил Корибут, оказывали монастырю Братскому особенное покровительство, а при Владиславе заведена тут и типография. Цари Иоанн и Петр Алексеевичи и императрица Елисавета Петровна также благоволили к нему. Некоторые и частные лица жертвовали достоянием своим к улучшению средств училища. – Екатерина II, при учреждении штатов, в 1764 году, уничтожила было Братский монастырь, с целью обратить его в главный Киевский Госпиталь; но в 1787 возвела его по 2 класс, возвратила в него академию, переведенную уже пред тем в Печерскую Лавру, даровала академии Братской достаточное содержание и особенные права для учащихся в ней; подчинила ей Переяславскую семинарию – и с сими способами академия, став на чреду первых в России училищ, принесла неисчислимую пользу отечеству, образовав многих пастырей, учителей и знаменитых вельмож. В 1819 году академия эта получила новое устройство. К достопамятностям этого высшего училища следует присовокупить, что здесь проходил курс наук св. Димитрий, митрополит Ростовский; отсюда же вышли ученые пастыри: Стефан Яворский , Феофан Прокопович , Рафаил Заборовский, Симон Тодорский, Сильвестр Кулябка, Георгий Кониский и многие известные ораторы; а из светских: князь Александр Андреевич Безбородко, граф Петр Васильевич Заводовский, Дмитрий Прокофьевич Трощинский, Федор Алекс.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Синода на кафедре епископа переяславского и дмитровского, на каковую кафедру Амвросий был переведен в том же 1753 г. (29 октября), не отъезжая в Вологду. Назначавшиеся на кафедры ближайшим к Петербургу и Москве епархий лица обыкновенно сохраняли звания синодальных членов или получали оные вновь. Арсений (Могилянский), епископ переяславский и дмитровский, по назначении его настоятелем Троице-Сергиевой Лавры на место умершего Кирилла Флоринского назначен на его место членом Св. Синода. Симон Тодорский, архимандрит ипацкий, по назначении в 1745 г. костромским и галицким епископом оставлен членом Св. Синода. Платон (Григорович), архимандрит Воскресенского монастыря, по назначении его крутицким архиепископом в 1748 г. на место Платона (Маленовского) призван присутствовать в Св. Синоде. Платон (Петрониевич), архимандрит Рождествена, что во Владимире, монастыря, бывший с 1742 г. (10 мая) членом Св. Синода, с назначением в епископа владимирского, оставлен по-прежнему членом Св. Синода. Гавриил (Кременецкий), архимандрит новоспасский, по назначении епископом коломенский, оставлен по-прежнему присутствовать в Св. Синоде. Гаврил получил звание синодального члена в 1743 г. при назначении его архимандритом новоспасским. Заседавшие в Синоде члены из архимандритов и архиереев не непрерывно в нем присутствовали, -напротив, по требованию нужде монастырских и дел епархиальных были увольняемы к местам их служения или на определенное время, или впредь до обратного вызова. Таким образом в последнее время царствования Елизаветы Петровны в составе Святейшего Синода входили следующие лица: Димитрий (Сеченов) архиепископ новгородский, Вениамин (Григорович) архиепископ с-петербургский, Гедеон (Гриновский) епископ псковский, Амвросий (Зетрис-Каменский) архиепископ крутицкий, Палладий епископ рязанский, Порфирий (Крайский) епископ коломенский и Лаврентий архимандрит Свято-Троицкой Лавры из придворных иеромонахов. Лаврентий и скончался в звании архимандрита. В поименованном составе своих членов Святейший Синод закончил царствование Елизаветы Петровны и встретил вступление на престол Императора Петра III.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Малороссийскге и Переяславские: Сильвестр Лебединский 1799–1803. Полтавские и Переяславские: Сильвестр Лебединский 1803–1807. Феофан Шиянов 1807–1812. Анатолий Максимович 1812–1816. Мефодий Пишнячевский 1816–1824. Георгий Ящуржинский 1824–1830. Нафанаил Павловский 1880–1834. Гедеон Вишневский 1834–1849. Архп. с 1844. Иеремия Соловьев 1849–1850. Нафанаил Савченко 1850–1860. Александр Павлович 1860–1862. Иоанн Нетин 1862–1887. Архп. с 1878. Иларион Юшенов 1887–1904. Иоанн Смирнов 1904–1910. Назарий Кириллов 1910. Архп. Прилукское викариатство, учр. в 1884 г. Епископы (в Полтаве): Иларион Юшенов 1884–1887. Михаил Грибановский 1894–1893. Тихон Клитин 1895–1896. Менандр Созонтьев 1896–1897. Филипп Бекаревич 1897–1899. Гедеон Покровский 1899–1904. Гавриил Голосов 1904–1905. Феодосий Олтаржевский 1905–1908. Георгий Ярошевский 1908–1910. Сильвестр Ольшевский 1911. Псковская, учр. в 1589 г. Кафедра в Пскове Епископы Псковские и Изборские: Мисаил 1589–1592. Геннадий 1595–1609. Иосиф 1610. Сильвестр 1613–1615. Архп. Архиепископы Псковские, Изборские и Нарвские (до 1764 г.): Иоаким 1616–1623. Павел 1623–1626. Иоасаф 1627–1634. Левкий 1634–1649. Макарий 1649–1664. Арсений 1665–1681. Митрополиты: Маркелл 1681–1690. Иларион Смирного 1691–1698. Иосиф Римский-Корсаков 1698–1717. Архиепископы: Феофан Прокопович 1718–1725. Еп. до 1720. Рафаил Заборовский 1725–1731. Еп. Варлаам Леницкий 1731–1738. Еп. до 1732. Стефан Калиновский 1739–1745. Еп. Симон Тодорский 1745–1754. Еп. до 1748. Епископы: Вениамин Пуцек-Григорович 1758–1761. Гедеон Криновский 1761–1763. Псковские и Рижские (с 1764 до 1799 г.): Иннокентий Нечаев 1763–1798. Архп. с 1770. Архиепископы Псковские, Лифляндские и Курляндские (с 1799 до 1833 г.): Ириней Клементьевский 1798–1814. Мефодий Смирнов 1814–1815. (С 1815–1816 упр. ед. Архп. Черниговский Михаил Десницкий) . Евгений Болховитинов 1816–1822. Евгений Казанцев 1822–1825. Мефодий Пишнячевский 1825–1834. Псковские и Лифляндские (с 1833 до 1850 г.): Нафанаил Павловский 1834–1849. До 15 июня 1836. г. Еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Но прошел с небольшим месяц и архим. Тимофей переменил свои мысли. Быть можетъ сан митрополичий стал казаться ему настолько привлекательным, что ради его стоило претерпеть трудности пути, – быть может (и это вернее) он опасался за ослушание потерять и прежнее архимандричье место, темъ более что вместе с указом о назначении его в митрополиты, в лавру был прислан указ о выборе кандидатов ему в преемники, – как бы то ни было, 1 янв. 1748 а. Тимофей уже доносил св. синоду: «за силу всемилостивейшаго Ея Императорскаго Величества именнаго указа за Божиим поспешеством в С.-петербург отсель выехать сего января 24 числа неотменно намерен». В феврале 1748 г. архим. Тимофей прибыл в столицу: 28 февр. в понедельник 2-й седмицы великого поста императрица изустно повелела, чтобы посвящение киевского митрополита было в ближайший день воскресный; в четверг 3 марта последовало обычное наречение будущего иерарха, а в воскресенье 6 марта в придворной церкви Сретения Господня в присутствии императрицы, наследника Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны архимандрит Тимофей хиротонисан по церковному чипоположению в киевскую епархию в митрополиты. Хиротонию совершали: Симон Тодорский, архиепископ псковский и нарвский. Арсений Могилянский, архиепископ переяславский и дмитровский, в соприсутствии Феодосия Янковского епископа петербургского и шлиссельбургского, и Варлаама Скамницкого, епископа устюжского и тотемского. Новопоставленному митрополиту была выдана синодальная грамота на пергамине и скоро он был отпущен восвояси. Оставалось еще вакантным место архимандрита киевопечерской лавры. Св. синод, вызывая в Петербург Тимофея Щербацкаго, вместе с тем предписал собору лавры представить кандидатов на архимандрию, желаемых лаврскою братиею. Лаврская братия, как видно, не мало думала о киево-печерской архимандрии, ибо представлены были кандидатами следующие лица: «преосвященные синодальный член Платон (Малиновский), архиепископ крутицкий, да Сильвестр (Кулябка) епископ костромский, да Киево-печерския лавры из соборных больницкаго тоя лавры монастыря наместник, иеромонах Иакинф Максимович: новопечерских монастырей – Свенской наместник Лука, да Змиевский игумен Самуил Рубчановский».

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Прочее молю природную и естественную вашу любовъ больше к тому о мне не пектися и скорбию не стужати себе и мне и Богу, точию Ему молытися да вся о мне благая устроит и к благому концу приведет. Вам земных и небесных благ желатель смиренный монах Василий Плака. С Букурешт, лета 1746 Октоврия последняго дня. Письмо 11. Честный и возлюбленний мне брате Иоанн Григорьевич. Паки тебе здравствовати, долгоденствовати и благополучествовати желаю. И молю твою любовь, да известишы мне совершенно о Греческом поучении, как ныне состоится по отъизде учителя отца Симона Тодорскаго есть ли кто на его месте поучаяй Греческаго граматическаго художества, или ни. Аще убо есть, то извести мне, кто есть и колико число учеников при себе имеет и аще книги Греческии обретаются в братстве или ни, и аще книги котории привез отец Симон, оставил в Коллегии, или взял с собою. Вся мне подробну извести, да вем, которих мне надобно книг, да привезу с собою. Аще бы резидент мел мене задержати на многое время, то извещу вам при второй оказии и тогда чрез инстанцию архиерея Киевскаго можем свободиться, может же быти що и не задержит. Но о сем еще аз неизвестен; токмо имейте добрую надежду в Бозе, и Он вся устроит. Еще же виведай о тих, котории поучаются погреческу, каковую именно себе употребляют грамматику, чи самую Греческую, чи вкупе с Латинским, и котораго она автора, то есть, как ему имя, которий оную сконпоновал или выдал, да разсмотрю, аще зде суть таковии и аще суть полезнейшии от инных. Василий Рубанов, к которому   ти послал особливое   писание, поздравляет тя приятельско и благодарствует за твою к нему любовь. Тогожде месяца Брат твой Василий 8 . 2 Замечательно, что путешествие Барскаго, Ознакомившее Русских людей с Турецкими землями, было издано по желанию и на издержки князя Потемкина (см. первое издание 1778 года), для котораго так называемый Греческий проэкт не был политическою утопиею, а делом живым и общенародным.      П. Б. 3 Письмо надписано: «моему велце ласковому добродееви наймильшому родителеви, пану Григорию, мещанину Киевскому всепокорственно да вручится.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Grigor...

Писцово Комсомольского р-на Ивановской обл., упом. ок. 1711, по преданию, мон-рь разрушен во время большого пожара, вероятно, в 1-й пол. XVIII в.), Высоковский Успенский единоверческий мон-рь (мужской, близ дер. Высоково Ковернинского р-на Нижегородской обл., в 1804 существовавший здесь старообрядческий скит был преобразован в единоверческий, в 1820 - в пустынь, в 1829 - в мон-рь, закрыт в 1929, возобновлен в 1999), Успенский мон-рь (женский, в Кинешме, основан как община в 1868, преобразован в мон-рь в 1896, закрыт в 1924), Ново-Казанская община (женская, вблизи с. Турань Варнавинского у. Костромской губ., основана в 1908, закрыта в 1919). Архиереи еп. Симон (Тодорский; 31 марта - 18 авг. 1745), еп. Сильвестр (Кулябка; 10 нояб. 1745 - 25 апр. 1750), еп. Геннадий (Андреевский; 16 апр. 1753 - 1 авг. 1757), еп. Дамаскин (Аскаронский; 21 мая 1758 - 16 июля 1769), еп. Симон II (Лагов; 6 сент. 1769 - 31 марта 1778), еп. Павел (Зернов; 15 апр. 1778 - 15 янв. 1800), еп. Евгений (Романов; 4 марта 1800 - 9 дек. 1811), еп. Сергий (Крылов-Платонов; 17 марта 1812 - 4 июня 1817), еп. Самуил (Запольский-Платонов; 19 авг. 1817 - 6 апр. 1830), еп. Павел II (Подлипский; 26 мая 1830 - 26 сент. 1836), еп. Владимир (Алявдин; 26 сент. 1836 - 14 нояб. 1842), еп. Виталий (Щепетов; 14 нояб. 1842 - 11 авг. 1845), еп. Иустин (Михайлов; 11 авг. 1845 - 25 февр. 1850), еп. Леонид (Зарецкий; 25 февр. 1850 - 19 авг. 1853), еп. Филофей (Успенский; 19 авг. 1853 - 15 февр. 1857), архиеп. Платон (Фивейский; 15 февр. 1857 - 12 мая 1877), еп. Геннадий (Левицкий; 1877-1878, временно управлял епархией), еп. Игнатий (Рождественский; 11 февр. 1878 - 7 июня 1883), еп. Александр (Кульчицкий; 6 авг. 1883 - 16 дек. 1888), еп. Августин (Гуляницкий; 24 дек. 1888 - 14 дек. 1891), еп. Виссарион (Нечаев; 14 дек. 1891 - 30 мая 1905), архиеп. Тихон (Василевский; 16 июня 1905 - 11 июля 1914), еп. Иннокентий (Кременский; 18 мая - 18 июля 1910 временно управлял епархией), еп. Евгений II (Бережков; 11 июля 1914 - 23 авг. 1918), архиеп.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010