Адрес: 81250 Проезд: Самостоятельно добраться до города Цетинье можно на междугороднем автобусе либо из Будвы, либо из Котора. Обе дороги горные и опасные, но в пути появляется возможность насладиться живописными черногорскими видами. По прибытии в историческую столицу в распоряжении любого туриста окажутся сотни такси, но некоторые пользуются и городским автобусом, следующим от вокзала до центра. Телефон: +382 41 231 021 Электронная почта: cetinjskiman@t-com.me Подробнее... Монастырь Дайбабе [ править править код ] Монастырь Дайбабе основан в 1897 году преподобным Симеоном Дайбабским. Относится к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Этимология славянского названия «Дайбаб е » заключает в себе молитвенное прошение «Дай!» и обращение к Женщине (славянское слово «баба» не имело в древности уничижительного оттенка, как позднее в русском литературном языке). Место издревле было посвящено Пресвятой Богородице, и славяне в этом названии сохранили традицию: «Дайбабе» — это обращение к Богородице. Монастырь Дайбабе (подземный дом Царицы Небесной, как называл его преподобный Симеон) посвящен празднику Успения Пресвятой Богородицы. Монастырь основал монах Симеон (Попович) в 1897 г., почти сразу после освобождения Подгорицы от турецких войск. Судя по записям, оставшимся от преподобного Симеона, он основал монастырь на том месте, где мальчику-пастуху из Зеты Петко Ивезичу (впоследствии монаху Платону) явилось чудесное видение. Адрес: Manastir Dajbabe, Podgorica Проезд: Монастырь находится в 4 км от Подгорицы. Телефон: +382 69 333 065 Электронная почта: manastir.dajbabe@mail.ru Подробнее... Монастырь Морача [ править править код ] Монастырь Морача — один из наиболее значимых сербских православных памятников Средневековья на Балканах. Он был основан в 1252 году сыном сербского князя Вукана II Неманича — Стефаном, который позже был похоронен в церкви Успения Богородицы. По преданию, монастырь построен из желтого камня по образцу более ранних царских задужбин: Студеницы, Жичи и Милешева.

http://azbyka.ru/palomnik/Черногория_(мо...

—44— там; вообще – в умственном труде, определяемом целями их воспитания в высшем духовно-учебном заведении. – Студенты всех курсов слушали от 14 до 30 лекций в неделю, именно: на I курсе: студенты первой группы – 26 лекций, второй – 30; на II курсе: студенты первой и второй группы – 27 лекций; на III курсе: студенты первой и второй группы – 30 лекций и на курсе: студенты первой и второй группы – 14 лекций. – Студентам I, II и III курсов назначено было по три сочинения и одной проповеди, при чем относительно сочинений соблюдался порядок, указанный в § 124 устава духовных академий, т.е. по наукам богословским было назначено не менее двух третей общего числа сочинений. – Студенты IV курса писали одну проповедь и сочинение на степень кандидата богословия на следующие, предложенные наставниками и утвержденные Его Высокопреосвященством темы: Алексинский Федор: «Симеон, новый Богослов, и его учение о созерцательной жизни»; Артамонов Петр: «Призвание пророка Иеремии. (Опыт толкования 1-й главы книги пр. Иеремии)»; Бондарь Семен: «Арабский перевод книги пророка Амоса»; Бугославский Петр: «Современное состояние проповеди во Франции»; Бутомо Павел: «Греки и южно-руссы в истории книжно-обрядовых исправлений при патриархе Никоне »; Величкин Николай: «Богослужение Великой Константинопольской Церкви на основании Типика, изданного проф. Дмитриевским»; Пругов Александр: «Богослужение Московского Успенского собора в ΧVII столетии»; Зеленцов Василий: «Библейское учение о Промысле»; Зерцалов Григорий: «Государственное положение раскола и гражданские права раскольников в царствование Императора Николая I»; Ивановский Михаил: «Православное учение о Церкви в связи с разбором римско-латинской книги: Церковное предание и русская богословская литература»; Купленский Александр: «Преподобный Макарий Египетский »; Левитский Александр: " Три книги о вере —45— к Автолику Св. Феофила Антиохийского , как памятник греческого языка и словесности»; Лилеев Михаил: «Критический разбор учебной литературы по истории и обличению русского раскола»; Любомудров Георгий: «Нравственное учение блаженного Августина »; Максимов Василий: «Свидетельства памятников права поместных православных церквей об участии в церковном управлении»; Малинин Алексей: «О бессмертии души (Историческое обозрение главных направлений в учении о бессмертии души и положительное решение вопроса)»; Минин Петр: «Психологические основы аскетизма»; Нарский Николай: «Признаки и причины упадка религиозности в русском образованном (светском) обществе второй половины ΧVIII в.»; Пампулов Иван: «Евфимий, последний Терновский патриарх»; Платонов Александр: «Паломничество в древней Руси»; Попович Савва: «Арсений III Черноевич, патриарх Сербский»; Попов Иосиф: «Иезуиты и янсенизм.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Встреча с Православием/Святоотеческое наследие Дмитрий Рыбаков Святитель Филарет Московский Святой праведный Иоанн Кронштадтский Святой праведный Иоанн Кронштадтский Нынешний день, братья мои, святая Церковь празднует торжественное Введение во храм Иерусалимский трехлетней Отроковицы Марии – благословенной дщери праведных родителей Иоакима и Анны – для воспитания Господу. Захария – старец первосвященник – священнолепно встретил Ее, сопровождаемую юными девами и ввел Ее по внушению Духа Божия в самую внутреннюю часть храма, в Святая Святых, куда один раз в год входил сам первосвященник и где обитал Сам Святый святых Господь, ибо Она имела быть Матерью Его по плоти. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] po-ioann8.jpg Да, Закон Божий остается неизменен, но в жизни-то у каждого свой путь и свои ухабы на нем. А Господь каждому стучится в сердце, и когда, и как откликнется человек и откликнется ли, нам знать не дано. У Господа терпения много, а любви и жалости еще больше. Он и ждет, и надеется до конца, и не отступает. Вот Преподобный пришел в Вашу жизнь на ее заре, и Он же воззвал Вас из бездны, и Он ве дет теперь Вас по жизни, когда близятся сумерки. А все звучат его слова: «Радость моя! Христос Воскресе!» И звучат они для Вас, для С., явившейся в жизнь в день памяти Преподобного, и еще многих и очень многих эти слова возродят к жизни. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Святой праведный Иоанн Кронштадтский [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Святитель Григорий Богослов Преподобный Иустин (Попович) Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский Святитель Илия (Минятий) Преподобный Симеон Новый Богослов Преподобный Феодор Студит Страдания Господа нашего Иисуса Христа имеют силу рождать в наших душах трезвение всегда, когда мы размышляем о них, однако особенно в настоящие дни, когда они осуществляются постепенно одно за другим: совещание о предании смерти, взятие под стражу иудеями, суд перед Пилатом, осуждение, заушения, оплевания, поругание, надсмеяние, распятие, пробивание рук и ног, напоение уксусом, прободение ребра и много другого, чего не может подобающим образом описать не только человеческий, но и все ангельские языки.

http://pravoslavie.ru/put/page1_1079.htm

И как только этот свет воссияет в духе, тотчас же исчезает всякий нечистый помысел и всякая душевная страсть... Тогда очищаются очи сердца: ум и разум (мысль) (ο νους κα δινοια), – и зрят Бога, как написано в Евангелии о блаженствах. Тогда душа, как в зеркале, видит и малейшие свои согрешения и погружается в величайшее смирение... Так человек постепенно вполне изменяется и знает Бога, будучи сам предварительно познан от Бога. Эта благодать Святого Духа делает человека другом Божиим и богом, насколько это для человека возможно». «Верующий как должно во Христа имеет жизнь вечную. А жизнь вечная – это благодать Господа нашего Иисуса Христа. Как жизнь вечная, то есть Божественная благодать, познаётся по вере, так и вера познаётся по вечной жизни». «Без благодати Святого Духа никому невозможно не грешить, никому невозможно приступать к соблюдению святых Христовых заповедей, и исполнять их, и свергнуть с себя власть и насилие, которые приобрели над нами демоны». «Благодать Божия – безгранична, всегда преизобильно изливается и нигде не имеет конца... В подвизающемся она умножается, а в нерадивом умаляется. Если же нерадение продолжится, то такого она совсем оставляет». Из своей пребогатой сокровищницы святой Симеон выносит и сей Богочеловеческий жемчуг: «Заповеди Христовы подобны лекарственным растениям... Когда благодать Всесвятого Духа придет в человека, она искореняет и уничтожает одну за другой страсти, пока не освободит от них всю душу... Так благодать обновляет человека и по душе, и по телу... И человек, усовершаясь в добродетелях, растет в меру полного возраста Христова ( Еф.4:13 ). И чем больше преуспевает он в исполнении Божиих заповедей, тем больше очищается, осиявается, просвещается и удостаивается видеть откровения великих тайн... Просвещаемый Духом Святым, такой человек приобретает новые очи и новые уши и на всё смотрит духовно... Такой человек зрит Бога, насколько это возможно для человеческого естества и насколько это благоугодно Богу». «Благодать Святого Духа делает человека другом Божиим и богом по благодати (θεον κατ χριν)», «Мы говорим не то, что не знаем, а то, что знаем, – и о том свидетельствуем.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Адрес: Cnr of Royal Pde. & The Avenue, Parkville VIC Australia. Настоятель: иерей Игорь (Филяновский). Телефон: + 61 (3) 9375 7116, 0403381967. Свято-Троицкий храм (СПЦ) Адрес: Cnr. Nicholson Street & Glenlyon Road BRUNSWICK EAST VIC 3057. Настоятель: протоиерей Мирослав (Хаджи-Попович). Телефон: + 61 (3) 9387 6420. Церковь во имя святых Кирила и Мефодия (БПЦ) Адрес: 3 Bayview St., Northcote 3070 Melbourne, Victoria. Настоятель: протоиерей Велин (Ильев). Телефон: + 61 (3) 9481 6313. г. Джилонг (Geelong) Скорбященский храм (РПЦЗ) Адрес: 17 Yarran Street Bell Park VIC 3125. Настоятель: иерей Симеон (Кичаков). Телефон: + 61 (3) 5278 7783. г. Ист Донкастер (East Doncaster) Миссионерская часовня Успения Божией Матери и святого Германа Аляскинского (АПЦ) Адрес: 4a Navarre Circuit, East Doncaster, Vic 3109. Настоятель: иерей Владимир (Ивленков). Телефон: + 61 (3) 9841 4411. Богослужения совершаются на церковнославянском и английском языках. г. Колинвуд (Collingwood) Покровский Собор ( РПЦЗ ) Адрес: 6 Oxford Street, Collingwood VIC 3056. Настоятель: протоиерей Николай (Карыпов). Телефон: + 61 (3) 9306 8497. г. Уодонга (Wodonga) Храм во имя святых апостолов Петра и Павла (СПЦ) Адрес: 54 High Street, WODONGA VIC 3690. Настоятель: иерей Боян (Попов). Телефон: + 61 (3) 6024 1372. г. Саус Ярра (South Yarra) Русский православный приход в честь Покрова Божией Матери (КПЦ) Адрес: 41 Moore St, SOUTH YARRA, VIC 3141. Настоятель: архимандрит Тихон (Романов). Телефон: + 61 (3) 98269547. Западная Австралия (Western Australia) г. Перт (Perth, столица штата) Троицкий храм (СПЦ) Адрес: Marlborough Street, MT. LAWLEY WA 6050. Настоятель: протоиерей Милорад (Соктэп). Телефон: + 61 (8) 9343 2291. В скобках указана юрисдикционная принадлежность прихода: АПЦ – Антиохийская Православная Церковь БПЦ – Болгарская Православная Церковь КПЦ – Константинопольская Православная Церковь ПЦА – Православная Церковь в Америке РПЦ МП – Русская Православная Церковь Московского Патриархата РПЦЗ – Русская Православная Церковь за границей

http://pravoslavie.ru/2829.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВРАНИНА [серб. муж. мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви. Находится на одноименном острове Скадарского оз. (Шкодер). Построен еп. Зетским Иларионом в 1233 г. по благословению свт. Саввы I Сербского ( Мошин В. св. Саве манастиру св. Николе у Сава - Споменица Београд, 1977. С. 79-116). До перенесения в 1484 г. кафедры здесь находилась резиденция Зетских митрополитов. Дарителями мон-ря были короли Владислав и Стефан Милутин, кор. Елена. Царь Стефан Душан сделал В. подворьем основанного им мон-ря св. Архангелов в Иерусалиме. В XV-XVI вв. мон-рю дарили земли семьи зетских господарей Балшичей, Стратимировичей и Черноевичей. Во 2-й пол. XV в. игуменом В. был духовный писатель Никон Иерусалимлянин . Для сохранения богатого архива мон-ря в 1721 г. мон. Гавриил (Джурашкович) переписал хранившиеся здесь хрисовулы, ранние из к-рых относились к 1469 г. 8 сделанных им копий были опубликованы И. С. Ястребовым ( Ястребов И. Препис на О манастиру св. Николе Српског Ученог Друштва. Београд, 1879. 47. С. 219-231). В. часто подвергалась нападениям турок (в 1557 и 1714), в 1843 г. мон-рь был превращен в казарму, а 1862 г. разрушен. Описание мон-ря оставил постриженик В. Черногорско-Брдоский митр. Иларион (Роганович) . Церковь была каменной, средней величины, без купола и звонницы. В ней находилось неск. могил, в т. ч. основателя мон-ря. В Цетине хранятся найденные в 70-х гг. ХХ в. 3 колокола, отлитые в Венеции в 1306 и 1453 гг., некогда принадлежавшие обители. Сохранилась печать мон-ря 1484 г. с ликом свт. Николая. В 1886 г. на фундаменте черногорский кн. Николай Петрович построил новую 1-нефную церковь с примыкающей звонницей и неоклассическим иконостасом рус. работы. Рядом был возведен большой братский корпус. В 1883-1884 гг. во В. проживал иером. Симеон (Попович , прп. Дайбабский). Во время второй мировой войны церковь и братский корпус были сожжены. Восстановление началось в 1998 г. иером. Марком (Кесичем). Сейчас во В. проживают 2 насельника. В 2000 г. был построен небольшой братский корпус. Лит.: Т. Манастири на тлу Црне Горе. Нови Сад; 1995. С. 125-128; Ч. , Р. Споменици културе Црне Горе. Београд, 1997. С. 321-322; С. Културна баштина Црне Горе. Нови Сад, 2003. С. 24-25. Сл. Милеуснич Рубрики: Ключевые слова: ДУЛЕВО жен. мон-рь во имя св. первомч. Стефана Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/155408.html

848 Ср. М. Сиотис. ν τ Παλ ζω το Χριστο, " Γρηγριος Παλαμ ς«, 6–7/1951, стр. 188: «По божественному Павлу, жизнь и Христос есть, и должны быть, для каждого христианина понятиями полностью тождественными». 854 Ср. 1Кор. 1:2 : освящённым во Христе Иисусе, призванным святым. Проф. Трембелас говорит ( πμνημα, т. 1, 234): «Наше освящение есть участие в освящении Христовом силой нашего соединения с Ним в вере». Но наше освящение, хотя и происходит через крещение и Божественную Евхаристию, становится собственно нашим через жизнь во Христе Духом Святым. Поэтому верно говорит тот же автор, что общение Сына ( 1Кор. 1:9 ) означает «участие верующих в жизни Христа» (там же, стр. 238). 860 См. толкование св. Иоанна Дамаскина на Послание к Колоссянам 2, 10: «Так как вы стали телом и членами Его, и имеете Его главою, исполнены вы благодатью Духа Святого» (PG 95, 893). А также Толкование на Послание к Ефесянам 5, 30: «Соделал нас Своими членами через жизнь в Духе Святом» (PG 95, 852). 861 Св. Иоанн Златоуст . Омилия 13, 8 на Послание к Римлянам (60, 518–519). По св. Симеону Новому Богослову , Духом Святым «перерождается каждый христианин и вновь оживает во Христе» ( Λγος 78, 3; изд. Загореу, стр. 425). Проф. В. Иоаннидис в своей книге Мистицизм апостола Павла характеризует жизнь апостола Павла во Христе как «христоцентрический мистицизм» и как «духовный энергизм» (стр. 67). 866 То же. Омилия 14, 1 (60, 523). Ср. св. Симеон Новый Богослов . Λγος 63, 6 (то же изд., стр. 335): Христос «пребывает с нами, и мы пребываем с Ним, и так Христос живёт в нас, и мы в Нём, то есть Христос стал домом для нас и мы – Его домом». 870 Омилия 15, 4 на Евангелие от Матфея (57, 228). Когда св. Златоуст говорит: πασαν τς ψυχς φιλοσφ αν, нужно знать, что «философия» у него (и у других отцов, особенно у св. Григория Богослова ) прежде всего, означает христианскую подвижническую жизнь в истинной вере и добродетелях (см. PG 58, 546; 59, 84.118; 51, 298; 49, 173–175; SCh 50, 125.251). Она означает «духовную философию» (PG 62, 197.350), или «благодатную философию» (PG 61, 677), или «истиннейшую философию по Христу» ( Кол. 2:8 . PG 47, 387). Церковь для св. Златоуста есть «училище философии», место упражнения души и гимназия (стадион) путей, ведущих в небо» (61, 510), а христианин – «философ во Христе» (62, 685). Еллинскую философию он называет «грошовой» ( τριωβολιμα ον – 62, 153), в то время как «истинная философия и достойная неба есть та, которую им (еллинам) рыбари (апостолы) проповедали» (57, 88). Эту «новую и чуд(ес)ную философию на земле насадил» Крест Христов (52, 515). Св. Златоуст всё это говорит именно потому, что прошёл школу греческой философии, и знал её, но ещё более, потому что пережил высоту и глубину и ширину богооткровенной сокровищницы Мудрости в Личности Богочеловека Христа. В этом, в наши дни, дословно следовал апостолу Павлу и св. Златоусту о. Иустин (Попович) .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Использованная литература: Здесь и далее выделение текста шрифтом, при сохранении исходной орфографии, производится для подчёркивания смысла наиболее важных фрагментов цитат. При такой постановке вопроса невольно и вместе с тем с особой силой обозначается задача правильно разграничить истинно христианские воззрения и воззрения тех людей и сообществ, которые лишь называются христианскими. Ключевые постулаты «классического» эволюционизма: 1) естественный отбор и борьба за существование как движущие силы эволюции, 2) развитие сложной жизни из простых элементов (неживых, становящихся живыми), 3) самопроизвольность эволюции и доминирующая роль случая в эволюции, 4) наличие общего предка (или нескольких общих предков) у всех живых существ. «Креационизм (от лат. creare - создавать, форма creatio - создаю) - философско-теистическая концепция, зародившаяся среди христианских учёных, утверждающая происхождение Вселенной, Земли, человека и всех форм жизни в результате творческого акта личного сверхприродного Абсолюта, Творца всего сущего - Бога. Своим становлением креационизм обязан священным текстам христианской религии, утверждающим генезис бытия через творческий акт Создателя, сотворившего Вселенную из небытия (ничего), а затем все виды (роды) живого в земной биосфере и человека из различных форм неживой природы» Таковыми святыми отцами являются: сщмч. Дионисий Ареопагит (+96), сщмч. Иустин Философ (+165), свт. Феофил Антиохийский (+183), свт. Ириней Лионский (+202), сщмч. Ипполит Римский (+235), сщмч. Викторин Патавский (+303), свт. Мефодий Олимпийский, еп. Патарский (+312), свт. Афанасий Великий (+373), прп. Ефрем Сирин (+373), свт. Василий Великий (+379), свт. Кирилл Иерусалимский (+386), свт. Григорий Богослов (+390), свт. Григорий Нисский (+394), свт. Амвросий Медиоланский (+397), свт. Епифаний Кипрский (+403), свт. Иоанн Златоуст (+407), блж. Августин Иппонский (+430), свт. Лев Великий, Папа Римский (+461), блж. Феодорит Кирский (+457), св. император Юстиниан (+565), свт. Исидор Севильский (+636), прп. Максим Исповедник (+662), прп. Исаак Сирин Ниневийский (+I пол. VIII в.), прп. Анастасий Синаит (+нач. VIII в.), св. Иоанн Дамаскин (+ок. 753), свт. Фотий Константинопольский (+896), прп. Симеон Новый Богослов (+1022), блж. Феофилакт Болгарский (+нач. XII в.), прп. Евфимий Зигабен (+1122), свт. Григорий Палама (+1357), прп. Епифаний Премудрый (+ок. 1420), прп. Иосиф Волоцкий (+1515), прп. Максим Грек (+1556), свт. Димитрий Ростовский (+1709), свт. Филарет Московский (+1867), свт. Игнатий (Брянчанинов) (+1867), свт. Феофан Затворник (+1894), св. прав. Иоанн Кронштадтский (+1908), сщмч. Владимир Киевский (Богоявленский) (+1918), прп. Иустин (Попович) (+1979) С. 105-121].

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/13/poc...

6  Шеллинг Ф.В.Й. Философские исследования о сущности человеческойсвободы и связанной с ней предметах. 7  Кант. И. Религия в пределах только разума.//И. Кант. Собрание сочинений в восьми томах. – Т. 6. – 1994. – С. 38. 8  Иван Перцов. Зигмунд Фрейд: обольщенный обольститель. 9  Свт. Григорий Нисский . Человек есть образ Божий. – М., 1995 – C32. 10  Свт. Феофан Затворник . Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия . 11  Прп. Иустин Попович . Толкование на 1 послание апостола Иоанна . 12  Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Часть 1. Слово Четвертое . 13  Там же. 14 Куртц П. Утверждения. М., 2005. – С. 113, 70. 15  Прп. Максим Исповедник . Главы о любви. 16  Прп. Марк Подвижник . Нравственно – подвижнические слова. Слово 1 .184, 2.16. 17  Прп. Марк Подвижник. Нравственно – подвижнические слова. Слово 1 .54. 18  Свт. Иоанн Златоуст . Против аномеев. Слово восьмое . 19  О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима Саровского с Николаем Александровичем Мотовиловым . 20  Прп. Симеон Новый Богослов. Слова . 21  Признаки получения благодати согласно св. Симеону Новому Богослову: «Итак, кто совершает посты, молитвы и милостыни (ибо при посредстве этих трех соделывается у христиан спасение), пусть не смотрит на дни своего пощения, ни на труд бдения и молитвы, ни на количество милостыни, не смотрит, то есть, на то, как много раздал на милостыню, или как долго не спал и стоял на молитве, или сколько дней пропостился, а о том одном помышляет, принято ли все это Богом. Если принято, то будет послана ему и Божественная благодать, а когда получит благодать Божию, то найдет себя сокрушенным, смиренным, себе внимающим, умиленным и кающимся о всех худых делах, какие наделал прежде. И тогда – посредством такого устроения внутри, познает он, как велика немощь его и как непотребны и срамны грехи его, сознавая, что одним неразумным животным они свойственны, душе же разумной непристойны и далеки от человека, имеющего ведение. Такова первая благодать и первое просвещение, подаваемое душе от Бога!»

http://azbyka.ru/vozmozhno-li-dobro-bez-...

Нам говорят безбожники, особенно коммунисты: «Ну, вам, христианам, не надо ничего, вы отказались делать, не надо делать ничего, отказались от царства мира сего, идите в Царство Небесное и оставьте нам здесь». А мы, православные, говорим: «Нет, извините, здесь основная битва, основная борьба, а там только результаты». Мы не говорим, что здесь конец, но здесь именно надо сдавать экзамены. Так что значение истории, значение мира именно христианство принесло. Весь античный мир дохристианский и внехристианский не понимает значения истории. Только с воплощением Бога в истории, – а это значит, со становлением Церкви в истории, – история получает смысл. А никакая цивилизация, никакой прогресс не дает значение истории. Смысл истории дает только вхождение Бога в историю и воплощение в истории. Плоть Бога в истории – это Церковь , это надо понять до всей глубины. Это то, что сказал наш владыка Николай: «Весь мир подобен ниве Божией», так и в Евангелии сказано. И вот там сеяние семени, возрастание семени, потом жатва, и вот период исторический – это время жатвы, где будут собирать плоды истории, и это плоды святые. Почему у нас праздник, у православных, всех святых после страдания, Воскресения, Вознесения и Пятидесятницы, как конец всего года. Потому что, как говорят отцы (кажется, Симеон Новый Богослов) , собор всех святых – это плод всей деятельности Божественной: создания мира, промышления о мире, спасения мира, воплощения Христа, страдания, Воскресения, Вознесения, сошествия Святаго Духа. Ибо святые именно как первенцы Церкви. Как говорит апостол Павел в Послании к Евреям ( Евр.12:22–24 ), Церковь – гора Сион. Даже не Синай, а Сион. Это центральная гора в Иерусалиме. «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов» – значит, и ангелы входят в Церковь. Конечно, тьма – это число релятивное, можно сказать: множество. «К торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу». Вот это есть Новый Завет , но он начался с группы Христовых учеников уже на Тайной Вечере. Иисус сказал, что Новый Завет, новый Союз Моей Крови, а этот союз – Церковь . В вере апостолов и отцов нет разницы: союз или завет, и Церковь это то же самое. Даже можно сказать, что Церковь больше, чем завет, чем союз, потому что Церковь уже осуществление союза, его реализация. Поэтому апостол Павел говорит, и Златоуст такое толкование дает, что Церковь возрастает, какое-то грандиозное тело Христа, полнота Христа возрастает со всяким новым членом. И святой Максим Исповедник говорит, что Церковь есть какой-то «макроантропос», то есть Богочеловек. В наше время Иустин Попович тоже развивает ту мысль, ту истину святых апостолов – апостола Павла, святых отцов – Златоуста, Максима Исповедника , что Церковь соборна, соборный Богочеловек, можно так выразиться.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010