Вбирая в себя силы Святого Духа посредством святых таинств и святых добродетелей, человек очищает себя от всякой скверны греха и страстей, обоживая все в себе творческие силы и возводя себя из совершенства в совершенство. Весь пребывая в Духе Святом, святой Симеон Новый Богослов благовествует: «Любящий Бога и соблюдающий Его заповеди облекается в снисходящую свыше силу Святого Духа, Который не является чувственно, приметным образом, в виде огня, и не приходит с великим шумом и дыханием бурным (это совершилось лишь с Апостолами – по причине неверующих), но зрится умно (νοερς) как умный свет и приходит со всякой тихостью и радостью. Свет сей – отблеск Первого, Вечного Света и отсвет непрестанного блаженства. Как только воссияет сей свет в душе, тотчас исчезает всякий нечистый помысел... и всякая телесная немощь получает свое уврачевание. Тогда очищаются очи сердца, то есть ум и мысль (разум) (ο νους κα δινοια), и зрят Бога, как написано в Евангелии о блаженствах. Тогда душа, как в зеркале, видит даже и малейшие свои прегрешения и приходит в величайшее смирение; размышляя же о величии оной Славы, исполняется всякой радостью и добродушием и, дивясь неожиданно увиденному оному чуду, проливает обильные слезы. Так, наконец, изменяется весь человек и познаёт Бога, сам будучи предварительно познан от Бога». Святой Симеон Новый Богослов возвещает, что цель всего Богочеловеческого домостроительства спасения, совершенного на земле Владыкой Христом, состоит в том, чтобы верующие во Христа как Бога и человека, единого Христа в двух естествах, Божественном и человеческом, нераздельных и неслиянных, приняли в свои души Святого Духа; чтобы Дух Святой был как бы душой в душе верующих и чтобы они посему нарицались христианами. И еще – чтобы они некоторым образом, при содействии Духа Святого, переплавлялись, пересозидались, обновлялись и освящались «по уму (κατ τον νουν), по совести (κατ τν συνεδησιν) и по всем чувствам (κατ τς ασθσεις λας)». Святой Симеон открывает зеницу святых тайн: «Образ Отца (εκν του Πατρς) есть Сын (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Преподобная Анастасия (в миру Анна) была дочерью греческого императора Романа IV (1168–1171). В юности ее выдали замуж за сербского деспота Стефана Неманю (в иночестве преподобный Симеон Мироточивый; † 1200; память 13 февраля), с которым она прожила в мире и согласии до старости. У благочестивых супругов было несколько детей: старший и младший сыновья – Стефан (впоследствии самодержец Сербский, в иночестве Симеон, † 1224) и Растко (впоследствии первый архиепископ Сербский святитель Савва, † 1237) причислены, как и родители, к лику святых (память 24 сентября и 12 января). Святая Анна отличалась богобоязненностью, благочестием и нищелюбием. Вместе со своим супругом она строила в Сербии храмы и монастыри, принимала странников, помогала бедным, благодетельствовала Афону. Когда благочестивые супруги вырастили детей, то, по совету младшего сына святого Саввы, решили оставшиеся дни своей жизни провести в служении Богу в иноческом образе. Святые раздали свое имущество бедным и вдовам и дали иноческие обеты в созданном ими храме в честь Пресвятой Богородицы в Студенице. Епископ Каллиник постриг их в монашество: святого Стефана с именем Симеон, а святую Анну с именем Анастасия. Преподобная Анастасия, собрав около себя инокинь, до кончины подвизалась в посте и молитве в построенном ею женском Богородичном монастыре на левом берегу Топлицы, в устье реки Косаницы. Преподобная Анастасия мирно скончалась 21 июня около 1200 года и была погребена у Богородичного храма в Студенице. Литература: Иустин (Попович) , архимандрит. Жития святых (на сербском языке). Июнь. Белград, 1975. Святаго благовернаго князя Феодора, Стародубскаго Тропарь, глас 1: Божественным желанием от юнаго возраста/весь сам себе Господеви возложив,/в молитвах и постех образ был добродетели,/богатство же, и славу, и доброродство телесное яко не сущее презрев,/Христа единаго от души возлюбил еси,/ и Того Истиннаго Бога пред нечестивым царем исповедал еси,/и доблестию терпения своего сего ужасил/ и всех преудивил еси,/Телом бо, яко розга, обрезаемь,/на кийждо состав, удеси резания/благодарны молитвы изрек еси Господеви./Тем во страдании своем венец прием,/к Престолу возшел еси славы/ и со Ангелы предстоиши, всехвальне Феодоре,/моли Христа Бога/спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Святые 22.01.2014 Как написал о свт. Савве Сербском известный богослов Иустин Попович, он был «человек великой веры и евангельской любви». 22.01.2014 О прп. Максиме написано много, и все это богатство выражает противоположные точки зрения. Мы хотим обратить внимание на несколько деталей его Жития, которое всем советуем прочитать. Наконец, есть много чего, что в Житии не написано... 22.10.2013 В Почаевской лавре, через старца Кукшу приходили к вере бывшие богоборцы, находили раскаяние сектанты, облекались в ангельский образ (монашество) многие словесные овцы стада Христова — духовные чада старца. Всем им он находил определение в жизни. 11.10.2013 03.08.2013 Вниманию читателя предлагается публикация перевода жития святой равноапостольной Марии Магдалины (греч. еще не издан и остается в рукописи), принадлежащего перу афонского старца-исихаста Иерофея Загорейского (кон. XVIII — нач. XIX в.). 28.05.2013 Житие старца Феодосия (Кашина) - правдивый и достойный доверия исторический документ. Вы это увидите по стилю изложения и найдете в тексте безошибочный критерий: монашеская жизнь показана полной зависти и ненависти. 07.05.2013 На Афоне старцы Нил и Иннокентий сначала посети­ли Карею, административный центр Святой Горы. Здесь стар­цы должны были получить благословение прота на посещение Афона. Видимо, они его получили, поскольку задержались на Святой Горе надолго... 21.04.2013 Так, однажды некто из братии, желая испытать его, точно ли он смиряется ради Бога, сказал ему: – Отец Симеон! Ах как красивы твои волосы и как они прекрасно у тебя лежат на голове! Преподобный Симеон, не сказав ему ни слова, удалился в свою келью, остриг оные и при встрече с оным братом отдал ему их, говоря: – Брат, возьми мои волосы, если они тебе очень понравились. 12.04.2013 Он жил пещере Герасима около Кавсокаливии, через двести лет после преподобного Герасима, хотя и краткое время, а впоследствии стал настоятелем Кавсокаливского скита. Он, как и его предшественник, был сугубым аскетом, питаясь, в основном, дикими травами и каштанами. 20.03.2013 Иннокентий (Охлябинин), Комельский, Вологодский (+ 1491), преподобный. Ученик преподобного Нила Сорского, основатель Комельского монастыря, игумен, чудотворец (1508). Один из последователей Нила Сорского. Оставил завещание братии. Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&pid=6

В Богочеловеческом Теле Церкви святой Симеон Новый Богослов ощущает себя – через Богочеловеческие святые таинства и богочеловеческие святые добродетели – существом богочеловеческим. Всё человеческое проникнуто Божественным, в Божественном всё человеческое и находит свое совершенство. Всё и всегда здесь происходит в категории Богочеловеческого и посему [всё это] непременно превосходит всякий разум и выражение. Для человека здесь остается лишь невнятное бормотание. И через такое святое бормотание святой Симеон благовествует: «О, как безмерно милосердие Твое, Спаситель! Как удостоил Ты соделать Твоим общником, Твоим членом меня – нечистого, погибшего и блудного? И как облек меня в пресвятое одеяние, сияющее блеском бессмертия и преобразующее в свет все мои органы? Ведь Пречистое и Божественное Твое Тело блистает огнем Твоего Божества, растворившись в Нем и несказанно с Ним смешавшись. Так и мне даровал Ты его, Боже мой, ибо сию тленную храмину мою, тело мое, соединил с Пречистым Телом Твоим, так что и кровь моя смешалась с Твоей Кровью; ведаю, что сочетался я с Твоим Божеством и соделался Твоим всечистым телом, Твоим всесиянным общником, членом воистину святым, членом светлым, прозрачным и светозарным. Лицезрю я Твою красоту, вижу сияние, точно в зерцале, созерцаю свет Твоей благодати, дивясь свету неизреченному, и прихожу в трепет, наблюдая за собой, из какого стал я таким». «Имеющий Тебя, Господи, воистину имеет в Тебе всё и вся». «Всё Богочеловеческое домостроительство спасения обращено к тому, чтобы соделать человека Богом». Новозаветный союз Бога с людьми осуществляется следующим образом: «Бог Слово взял на Себя плоть и даровал Божество». И эту самую всечистую Плоть, которую воспринял Он от Пречистой Богородицы Марии и в которой от Нее родился, преподает Он нам в святом таинстве Евхаристии, так что, вкушая ее, мы имеем Его внутрь себя, сообразно достоинству каждого из нас, причастников всего воплощенного Бога – ολον τον σαρκοθντα Θεν – и Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Христообразной природой своего существа каждый человек – потенциальный Христос, и причем – Христос благодатно-добродетельный. В этом бессмертное Божественное величие каждого человека. Бог Слово для того и сошел в сей мир и стал Богочеловеком, соделался Церковью, чтобы посредством святых таинств и святых добродетелей всецело пребывать в каждом человеке. Святой Симеон Новый Богослов по-апостольски благовествует: «Мы, христиане, должны смотреть на всех христиан как на одного, считая, что в каждом из них – Христос, и иметь к нему такую любовь, чтобы быть готовыми положить за него свою жизнь. Посему вообще не следует говорить или думать, что некто зол, но смотреть на всех как на добрых. Если заметишь, что кого-то возмущают страсти, – ненавидь не брата, а возбуждающие его страсти. А когда увидишь человека, раздираемого похотью и худыми привычками, то сжалься над ним как можно больше, чтобы и тебе самому не быть искушенным подобно ему, ведь ты – существо, подверженное изменениям». Спасение – в Спасителе: в Богочеловеке, во Владыке Христе=в Его Богочеловеческом Теле=в Церкви. Вообще говоря, спасение – не иное что, как [в]оцерковление. Спастись – и есть не что иное, как стать сопричастником Богочеловеческого Тела Христова=Церкви. Это – единственный путь спасения человеческого существа в мире земном, а равно и в мире грядущем. Посему невозможно спасение для нераскаянных грешников, которые верой и покаянием не [в]оцерковят себя в этом мире. Без этого мир оный не может им принести спасения. Святой Симеон Новый Богослов благовествует: «Бог стал человеком, объединился с людьми, воспринял удел в человечестве, преподал Себя верующим в Него и показывающим веру из дел посредством участия в Его Божестве – Θετητος αυτου τς μετουσας. Посему спасутся только те, кто делается общником Его Божества, точно так же как Он, Творец всякой твари, сделал Себя общником естества нашего. Апостол Павел свидетельствует, что Церковь Христова – Тело Господне и Божие без всякого изъяна и недостатка, не имеющее пятна или порока; ведь такими и надлежит быть верующим; а Глава Тела – Христос ( Еф.5:27 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Другие из них занимают место плечей в теле Христовом и носят бремена друг друга; или же на плечах приносят ко Христу заблудшую овцу – и так исполняют закон Христов. Некоторые из них знаменуют собой грудь: алчущим и жаждущим Божией правды изливают они из себя чистейшую воду слова премудрости и ведения, то есть научают их слову Божиему и подают им мысленный хлеб (τον ρτον τον νοητν), которым питаются святые Ангелы, а именно: истинное богословие – как самые дорогие Христовы возлюбленные. Некоторые же из них – на месте сердца: с любовью принимают они всех людей, вбирая в душу свою дух спасения, и служат хранительницей несказанных и над-умных Христовых Тайн. Другие же представляют собой кости и ноги: точно Иов, проявляют они мужество и терпение в искушениях, непоколебимо утверждаясь в добре и не ослабевая ни в каких трудностях. Вот каким образом испокон веков стройно составляется Тело Христовой Церкви из Его святых, пребывая здравым и целостным, чтобы все сыны Божии были одно. В Теле Церкви каждый получает место, назначаемое ему Владыкой Христом по его заслугам». «Через причащение Пречистых Тайн Господь делает нас едино с Самим Собой, – благовествует святой Симеон Новый Богослов . – Это единение с Господом бывает боголепным – как лепо подобает Богу сочетаться с Церковью, что и непостижимо, и неизреченно. И опять-таки: Церковь сочетается с возлюбленным ею Богом и тесно к Нему прилепляется, как тесно сопряжено тело со своей главой. И как тело никоим образом не может жить без главы, точно так же и Церковь , собрание верных, то есть сынов Божиих, не может быть здоровым и цельным Божиим телом без своей Главы – без Христа Бога нашего, и не способно жить истинной и вечной жизнью, если ежедневно не насыщается от Него насущным хлебом – Святым Причастием, через хлеб которого приемлют от Владыки Христа истинную жизнь все любящие Его и растущие в мужа совершенного, в меру полного Его возраста» ( Еф.4 – Примеч. ред.). Для чего всё Богочеловеческое домостроительство спасения – ολη ενσαρκος οκονομα? Святой Симеон Новый Богослов отвечает: «Для того, чтобы Богочеловек, Владыка Христос сделал нас общниками и наследниками Своего Божества и Своего Царства, и сие – верой в Него и соблюдением Его заповедей».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Преподобный Симеон Новый Богослов , исполненный опыта о всеспасительном действии Богочеловеческой благодати в Теле Христовой Церкви и в каждом ее члене, изрекает о сем бессмертные благовестия. Он благовествует: «Цель всецелого Богочеловеческого домостроительства спасения, ради которой Сын Божий, Бог Слово, воплотился и стал человеком, – это чтобы верующие в Него как Богочеловека приняли в свои души благодать Святого Духа как душу (ς ψυχν) и чтобы они тем самым возродились, воссоздались и обновились, освящаясь благодатью Святого Духа в уме, в совести и во всех чувствах», «Одно средство для всех недугов человеческой души: Дух Святой, благодать Господа нашего Иисуса Христа... Каждый христианин должен подвизаться в покаянии, милостыни и во всякой другой добродетели, дабы стяжать благодать Святого Духа и при ее содействии жить истинной жизнью по Христу – κατ Χριστν», «Божественный свет – и есть то всеоружие Божие, с помощью которого христианин может выстоять в борьбе против диавольских лукавств (козней) и попрать всю силу бесовскую». «Прежде всякой другой добродетели благодать Божия приходит через веру. Ибо вера – это основание всякой добродетели. С благодатью приходит и всякая добродетель, и остается в сердце, и действует... Благодать приходит от Бога за веру... на ней как на основании созидаются добрые дела, и благодать дает им всю ценность. Ибо дела, бывающие без благодати Всесвятого Духа, Бог вменяет ни во что. Добро , не добрым образом (καλς) творимое, не есть добро (ουκ εστι καλν). Да и невозможно без благодати Христовой творить добро добрым образом. Если бы это было возможно, то Бог не пришел бы на землю, не соделался человеком и не даровал бы тем самым людям такую благодать, с помощью которой только и можно любое добро творить добрым образом (ν γνη καλς κθε εργον καλν)». Преисполненный благодати, святой Симеон Новый Богослов благовествует: «Любящий Бога и соблюдающий заповеди Божии облекается в нисходящую свыше силу Духа Святого, которая являет себя не вещественно, а как умный свет (εν εδει φωτος νοητου)...

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Митрополит Амфилохий выдвигает и такой тезис, что упомянутый игумен Стефан из «Горного венца» − это именно святой Петр Цетиньский, потому что и о нем сохранилось предание, что он был великий молитвенник, а кроме того, он являлся духовником святого Петра II Негоша. XX век Преподобный Симеон Дайбабский (день памяти − 19 марта/1 апреля). Родился в Цетинье в 1854 году на праздник святого Николая 6/19 декабря. При крещении получил имя Савва (Попович). Окончил в Киеве духовную семинарию и академию. В Киеве же принял и монашеский постриг с именем Симеон, а затем – сан иеромонаха. Возвратился в Черногорию в 1888 году. Некоторое время он прожил в монастыре Враньина, после чего был переведен в монастырь Острог. В конце XIX века, руководствуясь неким видением, он начал строительство церкви Успения Пресвятой Богородицы на том месте, где сейчас находится монастырь Дайбабе. Церковь, в сущности − это крестообразная пещера в толще скалы. Очевидно, преподобный вдохновлялся памятью о Киево-Печерской Лавре. Он провидел страдания, которые принесет великая война (Вторая мировая) и молился Господу, чтобы Он взял его к Себе прежде этого народного бедствия. Святой упокоился 1 апреля 1941 года, а 6 апреля фашистская Германия бомбила Белград. Мощи преподобного были обретены в 1996 году. Святой владыка Николай Сербский еще при его жизни говорил людям, что если кто-то хочет увидеть живого святого, то пусть идет в монастырь Дайбабе к преподобному Симеону. О молитвенных подвигах Симеона говорит и его скромная келья, и уединенные кельи в виде малых пещер, в которых преподобный особенно любил молиться. Его поучения о молитве проникнуты духом синаитских подвижников. Особо он говорил об Иисусовой молитве, в которой он явно и часто упражнялся. «Поначалу эта молитва (Иисусова), хотя и краткая, идет нелегко; ее нужно усвоить в том числе и с помощью внешних действий: читать наизусть, пока она не войдет внутрь человека, произносить ее про себя, какой бы работой ни занимался... и так она начнет совершаться без принуждения, сама собою», – говорит преподобный об Иисусовой молитве.

http://pravoslavie.ru/68383.html

Монастырь щедро одаривали сербские архиепископы и короли из династии Неманичей: Свт. Савва I, св. король Владислав, св. король Милутин и его мать св. Елена. Во времена сербского царя (1331-1355) Душана Сильного, Враньина была приписана монастырю Св. Архангелов в Иерусалиме. В 15 веке монастырь одаривали землёй зетские господари Георгий II Страцимирович Балшич (в 1404г.), Балша III Балшич (в 1414) и Иван Черноевич (в 1468г.). В 1453-1484гг., после убийства Превлачских мучеников (зетского владыки и 70 монахов) на Михольской Превлаке, здесь находилась резиденция зетского митрополита, до своего переноса в Цетиньский монастырь. В это время игуменом Враньины был известный духовный писатель Никон Иерусалимлянин. Последним дарителем монастыря был младший сын Ивана Черноевича Станиша, принявший ислам с именем Скендер-бег и бывший черногорским санджак-бегом в 1514-1530-х гг. Стратегическое положение Враньины на пересечении водных путей привело к тому, что она постоянно была целью турецких нападений и разрушалась в 1557 и 1714г. В 1843 вновь захваченный турками монастырь был превращён в казарму. Окончательно обитель была разрушена в 1862г. во время нового турецкого нападения на Черногорию. От старой Враньины сохранились в Цетиньском монастыре три колокола 14-15 веков, найденных в земле в 1970-х гг., и печать Враньской митрополии с ликом Свт. Николая. О старом монастыре сохранились воспоминания черногорского митрополита (1863-1882) Иллариона (Рогановича), бывшего здесь учеником. В 1886г. на месте разрушенной церкви черногорский князь Николай I Петрович-Негош возвёл новый храм. Тогда же был построен и большой двухэтажный (с мансардой) келейный корпус. По легенде, здесь князь Николай хотел постричь в монахини тех из своих многочисленных дочерей, которые не выйдут замуж. В 1888-1889гг. здесь жил молодой иеромонах Симеон (Попович) – прп. Симеон Дайбабский – выпускник Киевских Духовных школ и постриженник Киево-Печерской Лавры. Вследствие нездорового климата этих мест он тяжело заболел и осенью 1889г. был переведён в монастырь Острог.

http://pravoslavie.ru/40148.html

В правление патриарха Паисия в Россию отправился и Вршацкий епископ Антоний, который появился там как посланник патриарха Паисия. По мнению Стефана Димитриевича визит Антония в Россию имел и политическую миссию, а не был только обычным поиском милостыни для пострадавших церквей Печской «Столь прекрасному приему Антония при дворе естественно способствовали его добродетели, политические сообщения и разговоры с царскими приближенными и с самим царем Михаилом Феодоровичем, хотя из этих разговоров на бумаге отражено только то, что «государь молил епископа о Василь Попович также подчеркивал, что просители, в основном выдающиеся церковные деятели, давали во время бесед полезные сведения об обстановке и событиях в Турции и в странах, через которые они О характере этих политических миссий, о предложениях, которые наши церковные люди делали русскому царю и его правительству мы не знаем почти ничего, потому что высказывания такого характера не заносились в протоколы «Записывалось в основном только то, что касалось переезда через границы и количества полученной ими Высказывания политического характера делались устно. Радослав Груич видит связь между отъездом Антония в Россию и прерванными переговорами патриарха Паисия с Римом. Когда он не имел там успеха, то «начал обращать больше внимания на православную 7 июня 1641 года в Москву прибыл Скопский митрополит Симеон. О нем сообщается, что он «установил тесные контакты между Печской патриархией и 23 июля 1641 года митрополит Симеон передал царю прошение, в котором просил о том, чтобы царь дал «сербской соборной церкви (печской) златопечатную грамоту и чтобы эта грамота была выдана на имя патриарха Паисия, так как, говорит он «соборная церковь сильно страдает от нечестивых 1 августа 1641 года царь выдал требуемую грамоту на имя На основании нее в июне 1643 года в пограничный город Путивль прибыл архимандрит Печского монастыря Кентерион с иеромонахом Иаковом и келарем Из Путивля, где они были задержаны на три месяца Кентерион 16 сентября 1643 года направил прошение царю, в котором сообщал, что его в качестве своего полномочного представителя послал патриарх Паисий на основании грамоты, полученной митрополитом Симеоном. Далее он сообщает, что везет с собой поклон от патриарха Паисия. В прошении подчеркивается, что патриарх уже совсем стар, что ему сто лет и что он находится в оковах, потому что из-за высоких налогов попал в большой долг, а страна Сокрушенным тоном человека, который многое выстрадал и еще не увидел зарю своего национального рассвета, но все таки ожидает «пока не придет какая-нибудь утешительная надежда», архимандрит Кентерион умолял царя о

http://pravoslavie.ru/40750.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010