Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иоанн XI, папа Римский. Роспись ц. Сан-Пьетро а Градо в Пизе. XI в. († янв. 936, Рим), папа Римский (с марта 931). Происходил из семьи высшей рим. аристократии. Мать - Марозия (Мароция), «сенатрисса» и рим. «патрицианка». В Liber Pontificalis и у Лиутпранда Кремонского отцом И. назван папа Римский Сергий III (904-911), однако Л. Дюшен ( Duchesne. 1913) и вслед за ним большинство совр. исследователей считают эту информацию легендарной, полагая, что И. был законным сыном Марозии и Альбериха I, герц. Сполето и Камерино. По всей видимости, папа Римский Лев VI (928-929) возвел И. в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Девы Марии (S. Mariae trans Tiberim). Ни в одной из современных И. хроник не упоминается о его избрании - вероятно, он был поставлен на Римскую кафедру по приказу матери. На 2-м году понтификата И. в Риме произошел переворот, причиной к-рого стал новый брак Марозии с Гуго Арльским, кор. Италии (лето 932). Опасаясь за свою жизнь, Альберих II, др. сын Марозии и Альбериха I, в дек. 932 г. собрал противников кор. Гуго и захватил замок Св. ангела, где находилась королевская чета. Гуго удалось бежать, Марозия и И. были заключены в темницу. И. вскоре освободили, и последние 4 года понтификата он провел под домашним арестом в Латеране. О судьбе его матери после заточения ничего не известно. Сохранились неск. папских привилегий (и упоминаний о таковых), дарованных мон-рям. В марте 931 г. И. подтвердил статус и привилегии мон-ря Клюни : аббатство было напрямую подчинено Папскому престолу, получило право свободного избрания аббата в соответствии с Уставом прп. Венедикта Нурсийского, право принимать в управление др. мон-ри, право на временное проживание и обучение монахов из др. обителей, также за аббатством были закреплены его земельные владения и доходы от них, право чеканить собственную монету. Папа утвердил в должности избранного аббатом св. Одона . Эта папская грамота (PL. 132. Col. 1055-1058), подтвержденная И. по просьбе кор. Гуго в дек. 932 г., впосл. стала образцом для подобного рода папских посланий. Схожие привилегии были предоставлены бенедиктинскому аббатству Девы Марии в Деоле (совр. деп. Эндр, Франция), настоятелем к-рого также был св. Одон. Привилегии от папы получили восстановленные мон-ри Девы Марии и св. Мартина в Пуатье (бывш. мон-рь св. Киприана), св. Иулиана в Туре, св. Сильвестра в Риме (Сан-Сильвестро ин Капите). Папские привилегии способствовали созданию клюнийской конгрегации .

http://pravenc.ru/text/469692.html

А св. Афанасию и православным современникам его что оставалось сказать обо всем этом? То, как смели Евсевий с братией составить великий собор, без ведома римского епископа, главы Церкви, – без его позволения, во второй раз судить патриарха александрийского, – вопреки его известным взглядам считать Афанасия законно лишенным епископского сана еще по суду собора тирского, – в попрание торжественно выраженной воле его (римского епископа) рукоположить в Александрии торжественно осужденного им Писта и рукоположить, при посредстве торжественно же осужденного им, Секунда? Оставалось поставить на вид, как странна дерзость Евсевия в послании только «известить римского епископа о деле», тогда как следовало униженно просить благосниходительного воззрения на него: а еще страннее дерзость «убеждать римского епископа писать» общительное послание к этому Писту? Так естественно было бы смотреть св. Афанасию на дело, если бы он верил в римское главенство. Но и тени ничего подобного нет в творениях св. Афанасия. В помещенном в его апологии против ариан послании, Юлий епископ римский, – епископ римский! – рассуждает об этом деле так: Евсевий через послов, с которыми прислал в Рим свое послание, «убеждал нас писать в Александрию к какому-то Писту, тогда как епископом в Александрии был Афанасий. А Пист – арианин, извержен епископом Александром и Никейским собором, поставлен же каким-то Секундом, которого Великий собор изверг, как арианина. Итак смотрите, кто справедливо подлежит порицанию: мы ли, не согласившиеся писать к арианину Писту» (римский епископ так оправдывается в том, что он не согласился вступить в общение с Пистом, арианином, который торжественно анафематствован Вселенским собором и Сильвестром папой!), «или советовавшие нанести бесчестие великому собору» (странный совет, с нынешней римской точки зрения: как будто римский епископ, однажды торжественно утвердивший собор в качестве вселенского, мог отказаться от своего решения, мог погрешить!) «и к злочестивым писать, как к благочестивым...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Капелла свт. Николая Чудотворца была построена, вероятно, на месте оратория св. Кесария в вестиарии Латеранского дворца. Строительство и украшение капеллы, начатое К., было закончено предположительно антипапой Анаклетом II. В сочинениях рим. антикваров (П. Сабино, О. Панвинио, Я. Гримальди) сохранились подробные описания разрушенной в 1747 г. Бенедиктом XIV капеллы и копии настенных росписей. Капелла задумывалась как монумент завершению борьбы за инвеституру. Апсиду капеллы украшали 2 ряда изображений: в верхнем ряду в центре находилась Богоматерь с младенцем, с 2 сторон ее окружали ангелы. Согласно сохранившимся подписям, далее справа от Богоматери изображен Римский еп. св. Сильвестр I , слева - Римский еп. св. Анастасий I (без тиары). Два Римских понтифика с квадратными нимбами (К. справа и папа Анастасий IV слева) представлены коленопреклоненными перед троном Богоматери. Вероятно, изначально вместо Анастасия I и Анастасия IV на фреске были изображены Римский еп. Анаклет I и антипапа Анаклет II (у ног Богоматери), однако после осуждения антипапы и предания памяти о нем забвению подписи к изображениям изменили. С 2 сторон фрески была посвятительная надпись, в которой сообщалось, что церковь была построена и украшена по повелению К. (о точности копии посвятительной надписи до наст. времени ведутся споры). В нижнем ряду были изображены Римские папы периода борьбы за инвеституру в хронологическом порядке (Александр II, Григорий VII, Виктор III, Урбан II, Пасхалий II и Геласий II), сгруппированные вокруг свт. Николая Мирликийского и стоящих по бокам от него свт. Григория I Великого и свт. Льва I Великого. Все папы изображены с нимбом и названы в подписях святыми. Настенные росписи зала советов сохранились в копиях XVI в., выполненных, вероятно, по заказу А. Шакона. По всей видимости, уже в XVI в. представлялось затруднительным разобрать иконографию фресок, что стало причиной нестыковок между эскизами и подписями, сохраненными О. Панвинио. 3 из 4 фресок в капелле, посвященных победам пап над антипапами, имеют схожую композицию: в центре восседает папа, у его ног изображен стоящим на коленях сверженный антипапа (иконографически сцены близки изображениям Христа, восседающего на престоле и попирающего зверей (Пс 90. 13)). Согласно пояснительным подписям, на фресках были изображены папа Римский Александр II и антипапа Гонорий II, папы Григорий VII, Виктор III и Урбан II и антипапа Гильберт (Климент III) , папа Пасхалий II с антипапами Теодериком, Альбертом и Сильвестром IV. Композиция последней фрески, на к-рой изображены К. и Григорий VIII, отличается: К. восседает на троне рядом с императором, они держат в руках свиток Вормсского конкордата, у ног К.- антипапа Григорий VIII (на фреске воспроизведена иконография дарения грамоты с привилегиями святому покровителю мон-ря).

http://pravenc.ru/text/1320101.html

Грешник самый мудрый не знает смерти праведника Искуснейший врач – еврей Иосиф всех уверял в том, что тяжко больной св. Василий не доживет до утра, – в противном случае он примет христианскую веру; но, после молитвы, св. Василий не только дожил до утра, но и Божественную литургию совершил и того еврея окрестил. 2. Святой Сильвестр, Папа Римский Святой знает час смерти грешника Тарквиний, градоправитель Римский, требовал от св. Сильвестра имение епископа Тимофея, им обезглавленного и при этом грозил ему муками. Св. Сильвестр на это сказал ему: «в сию нощь душу твою истяжут от тебя ( Лук. 12,2 ); а чем хвалишься, то не исполнится». Заключив св. Сильвестра в узы, Тарквиний сам сел обедать, но рыбья кость, увязшая в его гортани, прекратила жизнь его. 5. Святые мученики – Феопемпт и Феона Чудеса ложные побеждаются истинными Волхв Феона, призванный к преодолению чудесной силы св. Феопемпта, пред очами Диоклитиана, одним словом разорвал пополам вола, потом дал св. Феопемпту съесть две лепешки, смешанные с сильным ядом, – наконец, испить весьма ядовитую воду; но святитель принял яд и выпил воду без всякого для себя вреда; пораженный ужасом, волхв Феона обратился в христианство . Предсказание мертвой руки В Антиохии, в день Воздвижения честнаго и животворящего Креста, когда архиерей вместе с крестом воздвигал и руку Крестителя, то она, при поднятии, иногда разгибалась, а иногда сжималась, что служило предзнаменованием обильного или скудного урожая в хлебе. 8. Святые мученики Иулиан и Василиса Девственники видят Господа на земле После брака, свв. Иулиан и Василиса, согласившись жить целомудренно, видели в доме, в котором молились, Сына Божия, Деву Марию, лики святых и дев, и книгу, в которой были вписаны те, кои от жен не осквернились. Сознание демонов в бессилии Св. Иулиана, после увещаний, бичевали; при этом один из бичующих, прободенный осколком жезла, потерял глаз. Все жрецы созваны были к призыванию богов и богинь для уврачевания ока, но после многих жертв, бесы прорекли: «отойдите от нас, ибо мы преданы вечному огню и окружены тьмою; как мы можем дать зрение слепому, сами будучи слепы? а Иулианова молитва столь сильна, что с того дня, в который взяли его на мучение, наше мучение сторицею увеличено».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Создав собственную иерархию, монофизиты окончательно откололись от православия и образовали самостоятельную церковь . От гонений, начавшихся вскоре в Сирии, монофизиты бежали обратно в Константинополь, где нашли благосклонный прием у супруги Юстиниана Феодоры. Пытаясь сохранить равновесие между двумя ветвями христианства, Юстиниан и Феодора разделили роли: муж покровительствовал православным, жена – монофизитам. Она принимала благословления от монофизитов и устроила в своем дворце приют для монофизитских старцев. Здесь же, во дворце, происходили богослужения, где монофизиты крестили детей придворных, приближенных к Феодоре. Сам Юстиниан постепенно стал смотреть на монофизитов столь благосклонно, что поручил им миссионерство среди язычников, когда от этого отказались православные. Таким образом, количество монофизитов все увеличивалось. В 535 году в Константинополь неожиданно приехал римский папа Агапит, которого епископ Антиохийский напугал тем, что в Константинополе отменяют православие. Агапит повел себя очень резко, не только с монофизитами, но и с самим Юстинианом: он обвинил его в пособничестве еретикам и даже в гонениях на православие. Император пытался его образумить, угрожая немилостью и ссылкой, но Агапит только возмутился: «Я думал, что еду к благочестивейшему императору Юстиниану, а оказалось, что приехал ко второму Диоклетиану». Строгий папа стал допытываться у константинопольского патриарха Анфима: верит ли он в две природы во Христе? Анфим дал неожиданный ответ: он отказался от патриаршества и бесследно исчез. Позже выяснилось, что Анфим стал затворником прямо во дворце, где императрица Феодора предоставила ему тайную комнату. Там он прожил двенадцать лет, никуда не выходя и ни с кем не общаясь, прячась от всех. Константинопольский собор заочно осудил его за монофизитство, и новым патриархом, по настоянию Агапита, стал православный Мина, твердый сторонник Халкидона. После того как Агапит скоропостижно умер в Константинополе, его диакон Вигилий попросил императрицу Феодору сделать его римским папой, пообещав взамен сотрудничество и согласие во всех вопросах. Феодора дала ему рекомендацию, но Вигилий опоздал: когда он прибыл в Рим, оказалось, что там уже избрали нового папу Сильвестра. Вигилия это не смутило: он обратился к всемогущему полководцу Юстиниана Велизарию с просьбой сделать его папой, а от Сильвестра избавиться. Вскоре Сильвестра обвинили в измене (будто бы он хотел сдать Рим готам), лишили сана и отправили в ссылку. Так Вигилий стал папой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Около конца V столетия Акты святого Сильвестра были признаны подлинными папой Геласием, на одном из соборов римских. Если акты, о которых упоминается, те же, которые имеются ныне, то по ним можно заключить, что предание римское о крещении Константина в Риме возникло только с V столетия. Было ли оно ранее? В V столетии, блаженный Иероним в хронике своей удостоверял, что Константин был крещен при конце жизни своей, – что согласно со сказаниями греческих историков. Святой Амвросий, в надгробной речи своей Феодосию, также удостоверяет, что крещение над Константином совершенное при конце жизни его, изгладило все грехи, какие он мог соделать. Достоверно, что на Западе в течении V века знали, что Константин не был крещен во время, указанное впоследствии легендами римскими. Если допустить, что Акты св. Сильвестра, одобренные Геласием в конце того же века, те же самые, какие ныне, то должно допустить, что они сочинены недавно. Как же можно с добросовестностью принят за творение V столетия сборник наполненный, даже по сознанию кардинала Барония, отвратительнейшими выдумками? Анналист римский должен в том сознаться, но он требует, чтобы им доверяли относительно крещение Константинова. Нам же кажется, что невозможно ссылаться на документы наполненные несомненной лжи и что оскорбляют Геласия утверждая, будто он объявил подобный документ подлинным. C Актами св. Сильвестра вероятно случилось то же, что было со многими другими подобного рода. Они были извращены в средние века, в то время, когда любили составлять исторические романы из древних рукописей, помещая в них события и подробности, не истекавшие ни из каких источников, кроме как из воображения самих романистов, считавших вставки свои и искажения благочестивыми подлогами. Приводят Григория Турского в конце века на поддержку предания римского. Этот историк (Hist, franc, lib. II, с. 13) не упоминает однако ни оˆместе, ни о времени крещения Константина, но говорит только, что Кледовик шел в крещение как новый Константин. Упомянуть ли еще другое доказательство, как например наименование крещальни Константиновой (Lavacrum Constantianum), которым издавна называлась крещальня в Риме? Понятно, что так можно было назвать крещальню, устроенную императором в церкви? Не станем разбирать свидетельств писателей, принимавших легенду римскую начиная с VII и VIII столетий. Легенда могла быть тогда изобретена и распространяема.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Антонин Державин 1889–1893 Александр Закке-Заккис 1893 Полтавская Учреждена в 1054 году. Кафедра в Полтаве. 61 Епископы Переяславские (в Переяславе): 62 Николай I 1054–1072 Петр, святой 1072–1082 Ефрем, святой 1089–1104 Симеон I Лазарь 1104–1117 Сильверст 1118–1123 Николай II 1123 Иоанн 1123–1125 Марк 1125–1134 Маркелл 1134–1135 Макарий 1135–1141 Евфимий, святой 1141–1155 Василий 1156–1168 Антоний 1168–1197 Павел 1198–1231 Симеон II, св.ятой 1239 Феодор 1239–1269 Феогност 1269–1279 Епископы Переяславские и Борисопольские: Захарий Корнилович 1700–1715 Кирилл Шумлянский 1715–1726 Иоаким Струков 1727–1730 Варлаам Линицкий 1730–1731 Арсений Берло 1733–1744 Никодим Скребницкий 1745–1751 Иоанн Козлович 1753–1757 Гервасий Линцевский 1757–1768 Иов Базилевич 1770–1776 Иларион Кондратковский 1776–1785 Виктор Садковский 1785–1793 Димитрий Устинович 1793–1795 Амфилохий Леонтович 1795–1799 Переяславские и Малороссийские: Сильвестр Лебединский 1799–1803 Переяславские и Полтавские: Сильвестр Лебединский 1799–1807 Феофан Шиянов 1807–1812 Анатолий Максимович 1812–1816 Мефодий Пишнячевский 1816–1824 Георгий Ящуржинский 1824–1830 Нафанаил Павловский 1830–1834 Гедеон Вишневский 1834–1849 с 1844 года архиепископ Иеремия Соловьев 1849–1850 Нафанаил Савченко 1850–1860 Александр Павлович 1860–1862 Иоанн Петин 1862–1887 с 1878 года архиепископ Иларион Юшинов 1887 Прилукское викариатство Учреждено в 1884 году. Епископы (в Полтаве): Иларион Юшенов 1884–1887 Михаил Грибановский 1894 Псковская Учреждена в 1589 году. Кафедра в Пскове. Епископы Псковские и Изборские: Мисаил 1589–1592 Геннадий 1595–1609 Иосиф 1610 Сильвестр 1613–1615 Архиепископы Псковские, Изборские и Нарвские: Иоаким 1616–1623 Павел 1623–1626 Иоасаф 1627–1634 Левкий 1634–1649 Макирий 1649–1664 Арсений 1665–1681 Митрополиты: Маркел 1681–1690 Иларион Смирнаго 1691–1698 Иосиф Римский-Корсаков 1698–1717 Архиепископы: Феофан Прокопович 1718–1725 с 1720 года архиепископ Рафаил Заборовский, еп. 1725–1731 Варлаам Линицкий 1731–1738 с 1732 года архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возможно, был издан императорский декрет, окончательно лишавший римский народ избирательных прав (есть лишь одна копия этой грамоты в весьма сомнительной редакции, относимой к XI в.). Император Оттон начал процесс восстановления авторитета папской власти. Его ставленник Лев VIII, восстановленный на престоле св. Петра, заслужил добрую репутацию своим аскетизмом, подзабытым за полвека разврата, но довольно быстро скончался. Римский народ не решился проявлять самостоятельность (конечно, многие хотели видеть папой изгнанного Бенедикта, но он умер в ссылке) и отправил послов к императору. Выбор императора пал на опытного в церковной и светской политике епископа Нарнийского, происходившего из рода графов Тускуланских и Кресцентиев, который и стал папой с именем Uoahha XIII (965–972). Таким образом, власть этих двух фамилий над Святым престолом, начавшаяся еще при Сергии III, сохранилась, и их представители сменяли друг друга (за редким исключением) на Святом престоле довольно долго. Однако в 996 г. император Оттон III поставил в Рим своего двоюродного брата Бруно, герцога Каринтии и внука Оттона I, – папу Григория V (996-­999). Григорий стал третьим за 250 лет, после сирийца папы Захарии, папой не римлянином и первым – не италийцем. Ему наследует назначенный из свиты императора известный ученый своего времени бургундец Герберт Орильякский, архиепископ Равеннский, – папа Сильвестр II (999–1003). Хотя после смерти папы Сильвестра Кресцентии вновь овладели Св. престолом, после папы Сергия IV (1009–1012) их доминирование прекратилось. Началась междоусобица, во время которой папами становились представители Тускуланского дома: Бенедикт VIII (1012–1024) до избрания был графом Тускуланским Феофилактом II, Иоанн XIX (1024–1032) – графом Тускуланским Романо, несколько раз появлявшийся на папском престоле Бенедикт IX (1032–1044, 10 марта – 1 мая 1045 г., 1047–1048)- графом Тускуланским Феофилактом III; в 1045 г. на несколько дней на Святой престол вступил Сильвестр III из рода Крешенци-Оттавиани (ряд исследователей считает его антипапой), а с 5 мая 1945 до декабря 1046 г. папой был крестный Бенедикта IX Иоанн Грациан (с именем Григория VI).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Донатисты, после суда епископа и собора римского, подают императору апелляции, – и апелляции на том основании, что в этот раз «немногие епископы произнесли свои мнения, и произнесли с излишней поспешностью и горячностью»; император находит эту апелляцию не неудовлетворительной; для пересмотра дела повелевает быть другому собору в Ареляте, чтобы дело получило конец «в присутствии многих»; а собор арелятский определяет, чтобы папа Сильвестр разослал его определения, – дело Донатистов решает строже, чем Мильтиад и собор римский; после решительного определения Виктора Римского, рассуждает о времени празднования Пасхи; вопреки решительному приговору Стефана Римского определяет некоторых из еретиков перекрещивать 1184 . м) Наконец, деяния I Вселенского собора показывают, что собор считал себя в праве пересмотреть вопросы, уже прежде рассмотренные и решения, уже прежде постановленные римскими епископами, – что древнее правило о принятии падших в общение, постановленное римскими и многими другими епископами, собор утверждает, как правило отныне вселенское, с устранением мысли, что оно было уже правилом вселенским в следствие своего утверждения римскими епископами; а вопрос о времени празднования Пасхи, по свидетельству Евсевия и равноапостольного Константина и самих отцов собора, они, равно как и весь тогдашний и прежний христианский мир, не смотря на решение, произнесенное от кафедры Виктором и Сильвестром, рассматривали и решили, как предмет, до сих пор не решенный окончательно; – наконец, вопрос о крещении еретиков, решенный от кафедры Стефаном Римским, отцы собора решают несогласно с решением Стефана 1185 . 3 . Деяния того же I Вселенского собора показывают, что древняя вселенская Церковь вовсе не думала усвоять, по крайней мере – в том смысле и объеме, в каком теперь усвояют римские богословы, римским епископам право созывать вселенское соборы, председательствовать на них и утверждать их определения. Мы видели, А) Что первый Вселенский собор созван был равноапостольным императором Константином; что римский епископ Сильвестр должен был покориться зову царскому также, как и все епископы, приглашенные императором на собор; что, если епископы и участвовали своими просьбами и согласием в созвании собора, то римский епископ участвовал в этом ее больше всех епископов, если только не меньше некоторых, напр., александрийского и кордубского так представляют дело созвания I Вселенского собора самые близкие к нему по времени и обще уважаемые свидетели: сам равноапостольный император, сами отцы собора общим голосом, историки Евсевий, Руфин, св. Епифаний, Сократ. Созомен и Феодорит. Чтобы собор созван был именно Сильвестром Римским, из современных собору писателей об этом не говорит никто 1186 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Комментарий епископа Венского и Австрийского Илариона по поводу отказа папы Римского от титула «Патриарх Запада» 3 березня 2006 р. 14:47 Накануне информационные агентства распространили сообщение о том, что папа Римский Бенедикт XVI отказался от титула «Патриарх Запада». Насколько этот шаг можно расценивать как признак улучшения отношений Ватикана с Православными Церквами, рассуждает епископ Венский и Австрийский Иларион . В прессе появились сообщения о том, что в новом издании «Annuario Pontificio» за 2006 год отсутствует один из девяти титулов Римского папы: «Патриарх Запада». Теперь список титулов папы звучит так: «Епископ Рима, викарий Иисуса Христа, Преемник князя апостолов, Верховный понтифик Вселенской Церкви, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен города-государства Ватикан и раб рабов Божиих». Некоторые аналитики увидели в отказе от титула «Патриарх Запада» признак стремления папы улучшить отношения с Православными Церквами. Комментируя данное опущение, кардинал Акиле Сильвестрини, бывший префект Конгрегации восточных Церквей, сказал: «В прошлом Патриархат Запада противопоставлялся Патриархату Востока. Я думаю, что папа хотел устранить такого рода противопоставление, и его поступок мотивировался стремлением к экуменическому прогрессу». Однако никакого «Патриархата Востока» Православные Церкви никогда не знали. В византийскую эпоху существовало четыре Восточных Патриархата — Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Римский Патриархат воспринимался как «первый среди равных» в диптихе Церквей вплоть до 1054 года, когда общение между Востоком и Западом было прервано. Таким образом, на Западе существовал единственный Патриархат — Римский, тогда как на Востоке было четыре Патриархата. Западный Патриархат вместе с четырьмя Восточными Патриархатами образовывали так называемую «пентархию». Остается загадкой, каким образом опущение титула «Патриарх Запада» может улучшить отношения Римского престола с Православными Церквами. Скорее, наоборот, данное опущение может восприниматься как подчеркивающее претензию на вселенскую церковную юрисдикцию, отраженную в других титулах папы Римского.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202717...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010