«…мог бы, конечно, сказать императору, что имя Сильвестра равносильно восстановлению церковного государства и получению новых даров; но римляне могли бы с иронией еще добавить к этому, что Константин, сделав свой дар и уступив папе Рим на вечные времена, сам удалился на окраину Европы к берегам Босфора» . Грек по матери и эллинофил, Оттон III мечтал овладеть берегами Босфора, но удаляться из Рима, ставшего его резиденцией, он точно не собирался. И Сильвестр II его к такому шагу не подталкивал. Чтобы подорвать авторитет Сильвестра, его противники способствовали распространению молвы, что он чернокнижник, маг и колдун Народ Рима принял нового папу с надеждой на прекращение при нем, ставленнике могущественного императора, терзавшей Вечный город нескончаемой клановой вражды, нередко приобретавшей вооруженный характер, разорительной для горожан. Иначе к нему отнеслись римский патрициат и римская курия. Стремясь возвысить авторитет папского престола и самой Церкви, папа, действуя в духе клюнийских реформ, объявил войну разъедавшим курию симонии и непотизму, а также распространенному в среде римской знати конкубинату. Со стороны императора он пользовался в этом полной поддержкой. Оттон III в понтификат Сильвестра возвратил в состав папской области Равенну с ее архиепископской кафедрой и Пентаполь – 5 городов: Римини, Фаро, Пезаро, Сенигалью и Анкону. Свидетельством роста авторитета и властных позиций папы за пределами Рима и Италии может служить принуждение короля Франции Роберта II к прекращению второбрачного сожительства со своей троюродной сестрой Бертой Бургундской, тем более что Роберт был еще и восприемником сына Берты от первого брака, что составляло непреодолимое каноническое препятствие для брака между ними. Папа Григорий V ранее уже объявлял этот их брак недействительным и даже ввиду того, что Роберт проигнорировал его вердикт, отлучил его от Церкви, но сожительство короля с Бертой продолжалось, и только Сильвестру удалось разлучить их. Сильвестр II и дьявол. Средневековая иллюстрация Чтобы подорвать авторитет понтифика в среде римлян, его противники способствовали распространению молвы, что Сильвестр чернокнижник, маг и колдун. Поводом для подобных слухов служили его научные занятия, длительные наблюдения звездного неба. Рассказывали, что в Кордовском халифате Сильвестр сблизился с дочерью арабского чернокнижника и с ее помощью завладел книгой заклинаний, принадлежавшей ее отцу, а потом скрылся от его преследования, сделавшись невидимым. Впоследствии ему приписывали связь с суккубом в образе красавицы Мердианы и изготовление терафима в виде бронзовой головы; терафим будто бы помог ему занять папский престол. Сложилась легенда, что перед смертью он попросил окружавших его кардиналов разрубить его тело на мелкие части, чтобы оно не досталось дьяволу. Конечно, эти басни характеризуют не столько папу Сильвестра, сколько суеверия средневекового Запада.

http://pravoslavie.ru/159586.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ III Евгений III, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1611) (РГБ) Евгений III, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1611) (РГБ) († 8.07.1153, Тиволи; до избрания на Папский престол - Петр или Бернард Паганелли (Пигнателли)), блж. католич. Церкви (пам. 8 июля), папа Римский (с 15 февр. 1145), цистерцианец, ученик Бернарда Клервоского . Род., вероятно, в окрестностях Пизы. Был каноником кафедрального собора в Пизе, впосл. стал видамом (лат. vicedominus), зав. имуществом епископской кафедры ( Bernard. Clar. Ep. 237//PL. 182. Col. 426). В 1134 г. папа Римский Иннокентий II , покинув охваченный восстанием Рим, нашел убежище в Пизе, где провел Собор, на к-ром присутствовал Бернард Клервоский. Возможно, встреча буд. папы с Бернардом повлияла на его решение удалиться в мон-рь; в 1138 г. он принял постриг в цистерцианском аббатстве Клерво (Бургундия). Впосл. Бернард Клервоский направил его в Италию, где он возглавил новую цистерцианскую обитель - мон-рь св. Сильвестра близ аббатства Фарфа (совр. обл. Лацио). В 1141 г. стал аббатом монастыря св. Анастасия у Трех источников (ныне Тре Фонтане, Рим), переданного цистерцианскому ордену по решению папы Иннокентия II. В этот период в Риме в очередной раз обострился конфликт между папством и патрициатом. Папа Луций II попытался силой укрепить господство над городом, но 15 февр. 1145 г. был смертельно ранен во время осады Капитолия, где заседал рим. сенат, провозгласивший город республикой. В тот же день кардиналы единогласно избрали новым папой аббата мон-ря св. Анастасия, к-рый был вынужден немедленно бежать из Рима, и его посвящение в сан состоялось 18 февр. 1145 г. в бенедиктинском аббатстве Фарфа. Узнав о решении коллегии, Бернард Клервоский направил кардиналам послание, в к-ром утверждал, что они избрали на Папский престол человека, склонного скорее к уединению, чем к жизни в миру, робкого и неопытного (Ibid. Col. 426-427). Похожую характеристику дал Е. и кард. Бозон, его первый биограф, добавив также, что по милости Божией папа превзошел мн. предшественников в учености, красноречии и администраторских способностях (LP. Vol. 2. P. 386). В др. письме Бернарда Клервоского, адресованном Е., излагались аргументы в пользу реформы Папской курии ( Bernard. Clar. Ep. 238//PL. 182. Col. 427-431).

http://pravenc.ru/text/187007.html

Не принимай же учения от латинян, – учение их искаженное: войдя в церковь , не склоняются перед иконами, но, стоя, кланяются и, поклонившись, пишут крест на земле и целуют, а встав, становятся на него ногами, – так что ложась целуют его, а встав – попирают. Этому не учили апостолы; апостолы учили целовать поставленный крест и чтить иконы. Ибо Лука евангелист первый написал икону и послал ее в Рим. Как говорит Василий: чествование иконы переходит на ее первообраз. Больше того, называют они землю матерью. Если же земля им мать, то отец им небо, – изначала сотворил Бог небо, также и землю. Так говорят: «Отче наш, иже еси на небеси». Если, по их мнению, земля мать, то зачем плюете на свою мать? Тут же ее лобзаете и тут же оскверняете? Этого прежде римляне не делали, но постановляли правильно на всех соборах, сходясь из Рима и со всех епархий. На первый собор в Никее против Ария римский Сильвестр послал епископов и пресвитеров; от Александрии Афанасий, а от Царьграда Митрофан послали от себя епископов и так исправляли веру. На втором же соборе – от Рима Дамас, а от Александрии Тимофей, от Антиохии Мелетий, Кирилл Иерусалимский , Григорий Богослов . На третьем же соборе – Келестин Римский, Кирилл Александрийский . На четвертом же соборе – Леонтий Римский, Анатолий из Царьграда, Ювеналий Иерусалимский. На пятом соборе – Римский Вигилий, Евтихий из Царьграда, Аполлинарий Александрийский, Домнин Антиохийский. На шестом соборе – от Рима Агафон, Георгий из Царьграда, Феофан Антиохийский, от Александрии монах Петр. На седьмом соборе – от Рима Адриан, Тарасий из Царьграда, Политиан Александрийский, Феодор Антиохийский, Илья Иерусалимский. Все они сходились со своими епископами, укрепляли веру. После же седьмого собора Петр Гугнивый вошел с иными в Рим, захватил престол и развратил веру, отвергнувшись от престола Иерусалимского, Александрийского, Константинопольского и Антиохийского. Возмутили они всю Италию, сея различные свои учения, потому и нет у них единой согласованной веры, а различные: одни священники служат, будучи женаты только на одной жене, а другие, до семи раз женившись, служат, иные же и многие другие отличия имеют, и следует остерегаться их учения. Прощают же они и грехи за подношения, что хуже всего. Бог да сохранит тебя от этого».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Больше того, называют они землю матерью. Если же земля им мать, то отец им небо, — изначала сотворил Бог небо, так же и землю. Так говорят: «Отче наш, иже еси на небеси». Если, по их мнению, земля мать, то зачем плюете на свою мать? Тут же ее лобзаете и оскверняете? Этого прежде римляне не делали, но постановляли правильно на всех соборах, сходясь из Рима и со всех епархий. На первый собор в Никее против Ария (папа) римский Сильвестр послал епископов и пресвитеров, от Александрии Афанасий, а от Царьграда Митрофан послали от себя епископов и так исправляли веру. На втором же соборе — от Рима Дамас, а от Александрии Тимофей, от Антиохии Мелетий, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов. На третьем же соборе — Келестин римский, Кирилл александрийский, Ювеналий иерусалимский. На четвертом же соборе — Лев римский, Анатолий из Царьграда, Ювеналий иерусалимский. На пятом соборе — римский Вигилий, Евтихий из Царьграда, Аполлинарий александрийский, Домнин антиохийский. На шестом соборе — от Рима Агафон, Георгий из Царьграда, Феофан антиохийский, от Александрии монах Петр. На седьмом соборе — от Рима Адриан, Тарасий из Царьграда, Политиан александрийский, Феодорит антиохийский, Илия иерусалимский. Все они сходились со своими епископами, укрепляя веру. После же этого, последнего, собора Петр Гугнивый вошел с иными в Рим, захватил престол и развратил веру, отвергнувшись от престола иерусалимского, александрийского, константинопольского и антиохийского. Возмутили они всю Италию, сея учение свое повсюду. Одни священники служат, будучи женаты только на одной жене, а другие, до семи раз женившись, служат; и следует остерегаться их учения. Прощают же они и грехи во время приношения даров, что хуже всего. Бог да сохранит тебя от этого».    После всего этого Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе. Поставил и церковь в Корсуни на горе, которую насыпали посреди города, выкрадывая землю из насыпи: стоит церковь та и доныне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3693...

На восточной стене изображения помещены несколькими регистрами, образующими подобие иконостаса. Основная часть иконостаса - Деисус - повторяется и на лобовой части солеи. На арках солеи крупные красные херувимы, а на ее цоколе изображения ветхозаветных праотцов. Между колоннадой солеи и алтарной преградой несколько фресок из Евангелия и Ветхого Завета. С южной стороны «История Троицы», а с северной «Зачатие Анны» и «Рождество Богородицы». В алтарной конхе «О тебе радуется». На стенах апсиды святители двумя регистрами. В верхнем ряду епископ Лев, Кирилл, Епифаний Кипрский, патриарх Герман, патриарх Никифор, Афанасий Великий, патриарх Мелентий, в нижнем ряду митрополит Иона, митрополит Петр, Леонтий папа Римский, Сильвестр папа Римский, Климент папа Римский, Григорий папа Римский, митрополит Алексей, митрополит Филипп. На западной стене «Сотворение мира невидимого». В конхе жертвенника «Христос закланный Агнец», в своде «София Премудрость Божия». В верхнем регистре апсиды «Тайная вечеря» и «Омовение ног». В апсиде Никита Столпник и архидьяконы Стефан, Роман, Лаврентий, Стратоний, Архип, Евпл, Филипп. На западной стене «Что тя наречем благодатная». В конхе и на своде дьяконника «Распятие» и «Семь таинств». В апсиде Герасим иже на Иордане, Никон Новгородский, Димитрий Прилуцкий, Иоанн Рыльский, Федор Едесский, Дионисий Новгородский, Федор Студит, Харитон исповедник, Симеон Столпник. На откосах окна Алексей Человек Божий и Федор Стратилат, мученик Дмитрий и Исидор Блаженный. На западной стене дьяконника «Похвала Богородицы». Иванов В.Н. Ростов Великий. Углич. - М., 1964; Баниге В.С. Кремль Ростова Великого XVII – XVIII века. – М.: Искусство, 1976; Кривоносов В. Ростовский музей- заповедник. – Ярославль, 1985; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII - начала XX века: каталог/Гос. музей-заповедник " Рост. кремль " . – М.: Сев. паломник, 2008; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель/текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней/Е. И. Крестьянинова, Г. А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012.

http://sobory.ru/article/?object=00590

Летом 1280 г. по поручению папы Николая III Джироламо да Асколи участвовал в переговорах о мире между герм. кор. Рудольфом I Габсбургом (1273-1291) и сицилийским кор. Карлом I Анжуйским (1266-1282). Николай IV, папа Римский. Скульптура в ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме. 2-я пол. XVI в. Скульптор Л. Сормани Николай IV, папа Римский. Скульптура в ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме. 2-я пол. XVI в. Скульптор Л. Сормани При преемниках Николая III Джироламо да Асколи сохранил и упрочил свое положение в Римской курии. Папа Римский Мартин IV (1281-1285) возвел его в достоинство кардинала-епископа Палестрины (12 апр. 1281). Это, по-видимому, способствовало налаживанию тесных связей кардинала с представителями знатного рим. рода Колонна, поскольку центром их владений была именно Палестрина. В 1283 г. Джироламо да Асколи и кард. Джакомо Колонна как папские легаты вели переговоры о заключении мира между гвельфами и гибеллинами в обл. Романья. Вероятно, Джироламо да Асколи участвовал в подготовке буллы папы Мартина IV «Ab fructus uberes» (13 дек. 1281), предоставлявшей членам ордена францисканцев новые привилегии (в т. ч. право проповедовать и принимать исповеди на основании разрешения только от их собственного начальства). В 1285 г. по поручению папы Римского Гонория IV (1285-1287) он инспектировал положение дел в жен. монашеской общине, основанной Маргаритой († 1280), сестрой кард. Джакомо Колонна и сенатора (светского правителя) Рима Джованни Колонна, в Кастель-Сан-Пьетро, близ Палестрины. Для монашеской общины был составлен устав по образцу устава кларисс ; по совету Джироламо да Асколи папа Римский Гонорий IV перевел общину в помещение при ц. Сан-Сильвестро-ин-Капите, одной из старейших и богатейших рим. церквей. Выборы нового папы Римского, начавшиеся после смерти Гонория IV (3 апр. 1287), ознаменовались противостоянием разных партий и, затянувшись на 10 месяцев, были омрачены смертью 6 кардиналов и эпидемией чумы в Риме, приведшей к приостановке на нек-рое время процесса голосования.

http://pravenc.ru/text/2566084.html

Увидев это, Преподобный сжалился над ним и, подойдя к волу , погладил его по шее и сказал бессловесному, как бы понимающему слова : – Встань, ленивый, и продолжай путь свой, чтобы не сделаться тебе орудием злобы вражией. Сказав это, Святой осенил вола крестным знамением. И тот­час вол поднялся и спокойно потащил тяжелый воз. Человек тот весьма удивился происшедшему и, поклонившись Святому, поблагодарил его и с радостью продолжал путь свой» с. 130–131]. Священномученик Артемон (13 апреля) «Когда Патрикий отошел от Лаодикии приблизительно на три поприща, то встретил на пути святого пресвитера Артемона, возвращавшегося с ловитвы: он ловил диких зверей словом Христовым , и за ним следовало два оленя и шесть диких ослов. Святой Артемон вел их к епископу Сисинию, которому очень хотелось иметь диких зверей в своем саду. Приказав остановиться колеснице, Патрикий спросил раба Божия Артемона: – Как ты поймал этих зверей? – Я поймал их словом Христа моего, – отвечал он» с. 188]. Преподобный Еллий (Гелен) Египетский (14 июля) «Будучи в пути и чувствуя утомление от тяжести ноши, он увидел ослов , ходивших и пасшихся в пустыне, и обратился к ним, говоря : – Во имя Господа нашего Иисуса Христа пусть один придет сюда и понесет мою ношу! Тотчас один осел, сильнейший из стада, кротко подошел к нему , Святой же положил на него свою ношу, сам сел и скоро достиг жилища находившихся в пустыне братий, а осла отпустил в пустыню» с. 355]. Даже мертвые животные иногда воспринимали слова святых угодников Божиих. Слева: «Иудей Замврий волхованием умерщвляет вола»; справа: «Св. Сильвестр воскрешает вола». Фрагменты иконы «Святитель Сильвестр папа Римский, с житием». Палех. 1840 г. Собрание икон С.В. Свистунова. Москва Святитель Сильвестр, папа Римский (2 января) «После молитвы он подошел к мертвому быку и громко произнес: – Если проповедуемый мною Иисус Христос , рожденный от Девы Марии, есть истинный Бог, то поднимись и стань на ногах своих, и, оставив прежнюю свою свирепость, будь кроток! Лишь только Святой произнес это, как бык тотчас ожил , встал и стоял тихо и спокойно. Святой приказал снять веревки с рогов его и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

§ 77. В) Разбор – на основании исторических сказаний об окончательном утверждении определений I Вселенского собора Римский епископ Сильвестр, говорят римские богословы 891 , утвердил постановления I Вселенского собора и подписью своих легатов, и личным своим согласием в Риме, по окончании собора. Что папские легаты, пресвитеры Витон и Викентий, подписались в Никее под соборными определениями, в этом сомневаться нельзя, потому что все присутствующие на соборе подписались, кроме немногих еретиков 892 . Что Сильвестр Римский, по окончании Никейского собора, лично в Риме утвердил Никейские постановления своим согласием и, быть может, даже своей подписью, и в этом сомневаться нельзя: это видно из того, что Сильвестр и первые преемники его приняли и строго содержали догматы и каноны I Вселенского собора. Но отсюда не следует, что собор, уступив римским легатам право подписаться в Никее под соборными определениями, а самому Сильвестру утвердить их в Риме своим согласием, признал этим Сильвестра главой Церкви. Те же самые права собор усвоил: 1 . Равноапостольному императору Константину, который, по свидетельству Евсевия, Сократа, Созомена и Феодорита, на самом соборе «одних убеждая, других увещевая словом, иных, хорошо говоривших, хваля и каждого склоняя к единомыслию, согласил, наконец, понятия и мнения всех касательно спорных предметов» 893 , -который, присутствуя на соборе, сам дотоле подвергал все надлежащему исследованию, пока угодная блюстителю всех Богу мысль не была озарена светом 894 ; в присутствии которого никейская «формула веры прочтена, признана хорошей и одобрена» так, что «боголюбивейший царь первый засвидетельствовал, что это изложение веры весьма верно, и что он сам так же мыслит, и потому повелел присоединиться к нему всем, подписать эти догматы и быть в согласии с ним» 895 ; который «общее мнение собора защищал сам, утверждая что это согласие всего собора благоугодно самому Богу, и объявив, что всякий противящийся догматам веры, как нарушитель божественных определений, будет наказан ссылкой» 896 , который, «окончив эти дела на соборе, сказал, что теперь одержал он вторую победу над врагом Церкви» 897 , по окончании собора «скрепил соборные постановления своей печатью 898 ; а чтобы постановления собора были известны и тем, которые не присутствовали на нем, отправил грамоту к церквам во все города, и кроме того особую написал к церкви александрийской, убеждая ее оставить всякое разномыслие и единодушно исповедовать изложенную на соборе веру» 899 ; который, наконец, «устроив все таким образом, отпустил всех присутствовавших на соборе домой; и они, возвратившись с радостью, с того времени держались уже одного образа мыслей утвержденного согласием царя " 900 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Петра, а Константина и Сильвестра (Romani pontifices et qui eis adherent non sunt successores Petri, sed Constantini, nec a Petro incepisse ecclesiam, sed a Constantino vel a Silvestro). Причину разлагающего влияния К. д. катары усматривали в том, что император отдал папе Римскому власть, незаконно захваченную Юлием Цезарем . Приняв оскверненный дар нелегитимного правителя, папа Сильвестр стал отступником от веры. Др. его преступлением было ложное обретение мощей ап. Петра, к-рый на самом деле никогда не посещал Рим (за мощи ап. Петра якобы выдали кости некоего язычника) ( Monetae Cremonensis Adversus Catharos et Valdenses libri quinque/Ed. Th. A. Ricchinius. R., 1743. P. 263-264, 409-410; см.: Cadili. 2013. P. 626-628). Схожие идеи высказывали вальденсы в Сев. Италии: они связывали отступничество от истинной веры с К. д., положившим конец изначальной бедности и чистоте Церкви, к-рую пытались восстановить вальденсы ( Monetae Cremonensis Adversus Catharos et Valdenses... 1743. P. 412). По свидетельству инквизитора Ансельма из Алессандрии («Трактат о еретиках», 60-е гг. XIII в.), вальденсы учили, что папа Римский, приняв светскую власть в соответствии с К. д., утратил право на духовную власть. Некоторые считали, что истинная вера сохранялась только до сщмч. Климента , еп. (папы) Римского, а папа Сильвестр «по наущению дьявола стал основателем Римской Церкви» (instinctu diaboli fuerit edificator ecclesie Romane primus - Dondaine A. La hiérarchie cathare en Italie//AFP. 1950. T. 20. P. 318, 320). В источниках XIV в. упоминается предание о «праведных» христианах, не пожелавших оставаться в «ложной» Церкви и втайне сохранивших истинную веру. Когда «ересиарх» Сильвестр принял К. д. и «умножилось зло на земле» (multiplicata sunt mala super terram), некий товарищ (socius) папы отказался последовать за ним и «продолжал шествовать по стезе бедности» (viam paupertatis tenuit - D ö llinger J. J. I., von. Beiträge zur Sektengeschichte des Mittelalters. Münch., 1890. Bd. 2. S. 352-355).

http://pravenc.ru/text/2057118.html

Б) Что, по свидетельству св. Афанасия и подписей под определениями собора, на нем председательствовал епископ Кордубский Осий, и, по свидетельству Евсевия, Сократа, Созомена , Феодорита и особенно св. Афанасия, председательствовал вовсе не как римский легат, а как ближайший к равноапостольному императору епископ, как епископ более всех и даже римских епископов уважаемый тогдашней Церковью, и еще, быть может, как старейший представитель христианского запада, с которого епископов на I Вселенском соборе было очень мало; что представителями римского епископа на соборе были только два римских пресвитера, Витон и Викентий, и те не председательствовали: значит и сам Сильвестр не председательствовал. О том, чтобы он председательствовал на I Вселенском соборе, современных сказаний нет 1187 . В) Что, если легаты Сильвестровы на самом соборе в Никее и, по окончании собора, сам Сильвестр в Риме подписались под соборными определениями, то те же права – подписаться под соборными определениями и утвердить их – собор усвоил равноапостольному императору Константину, всем и каждому из епископов, присутствовавших на соборе, и представителям епископов не присутствовавших, то же право утвердить соборные определения собор усвоил всем и каждому из епископов, не присутствовавших на соборе, и Сильвестр не давал верховного первосвященнического утверждения никейским определениям: напротив, современники собора, в общем голосе отцов еще не утвержденном личным согласием Сильвестра, видели уже решение спорных вопросов окончательное, непогрешимое, безусловно обязательное, божественное. Так представляют дело утверждения никейских определений и равноапостольный император, и сами отцы собора и современные историки – Руфин, Евсевий, Сократ, Созомен и Феодорит 1188 . Таким образом, ни в учении отцов и учителей, ни в деяниях и определениях Церкви первых веков, не встречаем даже мысли о единоличном видимом римском главенства в Церкви; тем менее находим подтверждения этому учению; много, напротив, видим совершенно противоположного ему. И громадное здание римского главенства оказывается построенным на песке этот краеугольный камень римского вероисповедания и церкви – висящим на воздухе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010