Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИЛЬТИАД [Мельхиад; лат. Miltiades, Melchiades; греч. Μιλτιδης] († 10 или 11.01.314), св. (пам. зап. 10 янв.), еп. (папа) Римский (со 2 июля 310 или 311). Достоверных сведений о жизни М. до избрания на Римскую кафедру не сохранилось. В Liber Pontificalis ему приписывается африкан. происхождение (natione Afer). Донатисты утверждали, что во время гонения на христиан при имп. Максимиане Геркулии (285-305) еп. (папа) Римский Маркеллин (295/6-303/4) воскурил благовония языческим богам и выдал гонителям книги Свящ. Писания. Вместе с Маркеллином отступничество совершили рим. пресвитеры М., Маркелл (см. Маркелл I ) и Сильвестр (см. Сильвестр I ). Эти утверждения были связаны с попытками сторонников донатизма очернить М., к-рый осудил схизму и призвал донатистов вернуться в кафолическую Церковь, поэтому их достоверность можно поставить под сомнение ( Aug. De unico baptismo. XVI 27// S. Aureli Augustini Scripta contra Donatistas/Ed. M. Petschenig. Vindobonae, 1910. Pars 3. P. 28. (CSEL; 53); ср.: Breviculus conlationis cum Donatistis. III 18. 34//Gesta conlationis Carthaginiensis anno 411/Ed. S. Lancel. Turnhout, 1974. P. 299. (CCSL; 149A)). В источниках приведены противоречивые сведения о дате избрания М. и продолжительности его понтификата. Согласно перечням Римских епископов, М. был преемником епископа (папы) Евсевия , который занимал кафедру 4,5 месяца между 308 и 310 гг., хотя Феодорит Кирский ошибочно называл М. преемником Маркеллина ( Theodoret. Hist. eccl. I 3. 1). В Каталоге Либерия сообщается, что М. занимал кафедру 3 года, 6 месяцев и 8 дней - со 2 июля 311 по 11 янв. 314 г.; через 20 дней после его кончины на Римскую кафедру был возведен Сильвестр I (31 янв. 314) (Das Kalenderhandbuch. 2014. S. 562-564). Согласно Хронике Евсевия-Иеронима и Индекс-каталогу, понтификат М. продолжался 4 года (Die Chronik des Hieronymus/Hrsg. R. Helm. B., 19562. S. 228. (Eusebius Werke; 7); Liber Pontificalis. 1898. P. XXXVI, XLVII; ср.: LP. T. 1. P. 14-32). В 1-й редакции Liber Pontificalis сообщается, что М. занимал епископскую кафедру 3 года, 6 месяцев и 8 дней (эпитома Феликса) или 4 года (эпитома Конона) (LP. T. 1. P. 74); во 2-й редакции говорится, что его понтификат продолжался 4 года, 7 месяцев и 8 дней (Ibid. P. 168). Согласно календарю «Depositio episcoporum», Liber Pontificalis и Иеронимову мартирологу, погребение М. состоялось 10 янв., согласно Каталогу Либерия - 11 янв. Одни исследователи датировали избрание М. на Римскую кафедру 2 июля 310 г. (К. Г. Тёрнер, Э. Каспар, Р. Дейвис), другие относили его к 311 г. (Л. Дюшен, Т. Моммзен, Т. Д. Барнс).

http://pravenc.ru/text/2563226.html

  разделы   рассылка  распечатать Комментарий епископа Венского и Австрийского Илариона по поводу отказа папы Римского от титула " Патриарх Запада " Накануне информационные агентства распространили сообщение о том, что папа Римский Бенедикт XVI отказался от титула " Патриарх Запада " . Насколько этот шаг можно расценивать как признак улучшения отношений Ватикана с Православными Церквами, рассуждает епископ Венский и Австрийский Иларион. В прессе появились сообщения о том, что в новом издании " Annuario Pontificio " за 2006 год отсутствует один из девяти титулов Римского папы: " Патриарх Запада " . Теперь список титулов папы звучит так: " Епископ Рима, викарий Иисуса Христа, Преемник князя апостолов, Верховный понтифик Вселенской Церкви, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен города-государства Ватикан и раб рабов Божиих " . Некоторые аналитики увидели в отказе от титула " Патриарх Запада " признак стремления папы улучшить отношения с Православными Церквами. Комментируя данное опущение, кардинал Акиле Сильвестрини, бывший префект Конгрегации восточных Церквей, сказал: " В прошлом Патриархат Запада противопоставлялся Патриархату Востока. Я думаю, что папа хотел устранить такого рода противопоставление, и его поступок мотивировался стремлением к экуменическому прогрессу " . Однако никакого " Патриархата Востока " Православные Церкви никогда не знали. В византийскую эпоху существовало четыре Восточных Патриархата – Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Римский Патриархат воспринимался как " первый среди равных " в диптихе Церквей вплоть до 1054 года, когда общение между Востоком и Западом было прервано. Таким образом, на Западе существовал единственный Патриархат – Римский, тогда как на Востоке было четыре Патриархата. Западный Патриархат вместе с четырьмя Восточными Патриархатами образовывали так называемую " пентархию " . Остается загадкой, каким образом опущение титула " Патриарх Запада " может улучшить отношения Римского престола с Православными Церквами. Скорее, наоборот, данное опущение может восприниматься как подчеркивающее претензию на вселенскую церковную юрисдикцию, отраженную в других титулах папы Римского.

http://religare.ru/2_26966.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАМЕРЛЕНГО [итал. camerlengo - казначей, эконом], наименование нек-рых должностей в Римской курии . К. Римской Церкви (camerarius Sanctae Romanae Ecclesiae), кардинал, возглавляющий Апостольскую палату (Camera apostolica) - адм. службу Римской курии, в ведении к-рой находятся имущество и финансы Папского престола. Исторически должность К. трансформировалась из должности камерария (camerarius), которая с XV в. стала называться К., но до сих пор сохраняется в офиц. лат. титулатуре. С прекращением гонений на христианство Римский еп. (папа) св. Сильвестр I получил в дар от имп. Константина I Великого дворец на Латеранском холме в Риме, где был сформирован папский двор, при котором выделяется должность распорядителя или управляющего имуществом (vice-dominus). В документах 544 г. впервые упоминается vicedominus пресв. Амплиат, служивший при Римском папе Вигилии . Впосл., когда в Зап. Церкви функции церковных администраторов, в т. ч. управлявших церковным имуществом, стали осуществлять архидиаконы , в Римской Церкви должности vice-dominus и archidiaconus были совмещены. Последним занимавшим при папском дворе должность vice-dominus называется архидиак. Бенедикт при Римском папе Иоанне XIX (1024-1032). Ко времени папы Римского Александра II относится появление должности камерария, т. е. ответственного за camera thesauraria - сокровищницу папского дворца, хранившуюся в особой палате (1-м кардиналом в этой должности в 1061 назван кард. Лев). Кард. Гильдебранд (впосл. Римский папа Григорий VII ) еще совмещал должности камерария и архидиакона, но в его понтификат они были окончательно разделены. С этого времени управление имуществом Папского престола осуществлял камерарий, а должность архидиакона стала почетным титулом. Камерарий постепенно объединил функции более древних должностей, существовавших при папском дворце, такие как аркарий (arcarius) - казначей; сакелларий (sacellarius) - эконом; вестарий (vestarius) - ризничий. Конституцией «Ubi periculum» от 7 июля 1274 г. папа Римский Григорий Х закрепил за камерарием право сохранять должность после смерти Римского папы и осуществлять управление имуществом Папского престола в период его вакантности (sede vacante).

http://pravenc.ru/text/1470113.html

Указатели Имен Августин (Augustin). Авраам (βpαμ). Адам Карл (Adam K.). Аквилонов Е. Александрия см.: Alexandria. Алмазов А. И. Аммоний. Анаклет. Анастасий Синаит . Аникита. Апеллес. Аполлинарий. Аполлоний. Аристид. Асклепиодот. Афинагор. Баур (Baur). Белоликов 476. Богдашевский Д. И. Болотов В. В. Бриллиантов. Валентин. Варнава. Варух. Василид. Василий Великий . Воронцов Е. А. Воскресенский Г. Гай. Гарнак (Harnack A.). Гермоген. Герье В. Главкий. Глубоковский Н. Н. Голль Карл (Holl Karl) Гольцман (Holzman H. I.). Горский А. В. Григорий Нисский . Гусев. Диогнет. Дионисий Александрийский . Дионисий Коринфский. Диотреф. Дружинин. Дюшен. Евдоким. Евсевий (Eusebius). Егезипп. Езник (Warder Eznik von Kolb). Епифаний. Ерм. Ефес. Ефрем Сирин. Жданов А. Заозерский Н. А. Зарин С. М. Зефирин. Иаков, апостол. Иванцов-Платонов А. М. Игнатий Богоносец Иезавель. Иероним. Иерусалим. Икумений. Иларий Пиктавийский . Иоанн, апостол. Иоанн Дамаскин. Иоанн Златоуст. Иоанн Лествичник . Иоанн Постник. Ипполит Римский . Ириней Лионский . Исидор Пелусиот . Иустин Философ. Кай. Каллист Римский. Карташев А. Касицын Д. Ф. Катанский А. Кердон. Керинф. Кипарисов В. Киприан Карфагенский . Климент Александрийский . Климент Римский . Клитин А. Корнелий. Курганов Ф. Кутепов Н. Лебедев А. П. Мазурин К. М. Майорин. Мансветов И. Марк, евангелист. Маркион. Марк, евангелист. Марр Н. (N, Marr). Марциал. Матфей, евангелист. Матфий, апостол. Мефодий Патарский . Мильтиад. Минуций Феликс. Молчанов Алексей. Монтан. Муретов М. Д. Мышцын В. Н. Неандер. Немезиан. Никанор, архимандрит (архиепископ). Новат. Новациан. Оптат. Ориген. Павел, апостол. Павлов А. С. Пантен. Папий. Пармениан. Пациан. Петерс (Peters Johanes). Петилиан. Петр, апостол. Писарев Л. Победоносцев К. П. Покровский А. И. Поликарп Смирнский . Поликрат Ефесский. Попов И. В. Пошманн (Poschman Bernard). Преображенский П. Рим. Ричль А. (Ritschl Albrecht). Родон. Руфин. Сагарда Н. И. Серапион. Серапион Антиохийский. Сильвестр, архимандрит. Симон. Смирна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

«Живши во храме, – пишется в сказании о Благовещении, – Пресвятая Дева объявила Архиереям, что Она обещалась соблюсти девство Своё во веки» 2 . И Она бессеменно зачала Еммануила и родила неизреченно, родила Сына без Отца, – Сына Вышнего, Бога от Бога, прежде век от Отца без матери рождённого» 3 . В объяснение слов Ангела о рождении от Неё Сына и Бога, в сказании о Благовещении говорится так: Ангел сказывает Ей образ зачатия не по естеству и обычаю человеческому, но сверхъестественно о зачатии по действу Святого Духа. Дух Святый найдёт на тя, и сила Вышнего осенит тя. От Того приимешь во чреве; Тот совершит в тебе неизреченное зачатие 4 . Догмат о приснодевстве Богородицы защищаем и уясняем был пред Иудеями и Срацинами. Святой Сильвестр, Папа Римский, защищая пред Иудеями рождение Христа Спасителя от Девы, говорил: «О рождении Спасителя от Девы предрёк пророк Исаия, говоря: Се Дева во чреве зачнёт и родит Сына и наречеши имя Ему Еммануил. На это место Святого Пророка Иудеи возразили: в нашем еврейском языке у Пророка Исайи не пишется Дева, но отроковица: это вы сами написали вместо «отроковицы» деву. Святой Сильвестр отвечал на сие: не всё ли одно: отроковица и дева? Посмотрим: когда Пророк от лица Божия говорил Ахазу: проси себе знамения от Господа Бога Твоего во глубину или в высоту. Ахаз сказал тогда: не имам просити, ниже искушу Господа. Тогда Пророк сказал: сего ради Господь Сам даст вам знамение: Се Дева во чреве приимет... Если вы говорите, что не об отроковице сказал пророк, и отроковица не всё одно, что дева; то и обещанное знамение не может назваться знамением: рождать отроковице, вышедшей замуж, не чудо, обыкновенное действие природы. Родить же без смешения мужеского – это чудо, ибо есть дело необыкновенное, превышающее естества уставы 5 . Мудрецы срацинские возражали Святому философу Константину: вы, христиане, говорите, что Бог родился от жены; может ли Бог родиться от женской утробы? Святый отвечал: не от простой жены родился Бог – Сын Божий, – но от небрачной Пресвятой девы, действием Святого Духа, который в пречистой и пресвятой Её девической утробе неизреченно основал Христу Богу плоть и устроил Слову Отчему воплощение и рождение сверхъестественное. Зачавшая от Духа Свята Дева как пред рождеством была Дева, так и в рождестве, и после рождества пребывает чистою Девою. Богу так угодно было, – а Его воле и хотению повинуется всякое созданное естество: иде же бо восхощет Бог , тамо побеждается естества чин 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

И. сыграл важную роль в споре о законности низложения кор. Франции Гуго Капетом Реймсского архиеп. Арнульфа (988-1021), принадлежавшего к боковой линии династии Каролингов. Он был возведен на кафедру при условии, что принесет клятву верности королю и пообещает не поддерживать своего дядю Карла Лотарингского, противника Гуго Капета. По просьбе короля и вопреки жалобам, полученным от епископов-суффраганов Реймсского архиепископа, И. утвердил Арнульфа в сане и послал ему паллий ( Jaff é . RPR. N 2932). Однако вскоре Реймс был занят войсками Карла Лотарингского. В апр. 991 г. Гуго Капету удалось восстановить власть в городе и пленить архиепископа. Уверенный в предательстве Арнульфа, король созвал для суда над ним провинциальный Собор в Верзи близ Реймса (17 июня 991, в источниках упом. как Реймсский Собор). По решению Собора Арнульф был низложен, вместо него архиепископом Реймсским поставлен Герберт Аврилакский (впосл. папа Римский Сильвестр II ) ( Gerbertus archiepiscopus. Acta Concilii Remensis//MGH. SS. T. 3. P. 658-686). Низложение архиепископа провинциальным Собором без утверждения папой Римским противоречило канонам (впосл. т. н. Лжеисидоровым декреталиям ), согласно к-рым только папа Римский обладал правом суда над епископами. Воспользовавшись этим предлогом, Арнульф обратился за помощью в Рим. И. отказался поддержать решение Собора в Верзи и попытался созвать др. Собор за пределами владений Гуго Капета. Однако предложение папы не нашло поддержки у франц. епископата и короля: Собор в Шеле (близ Парижа) в 993/4 г., сославшись на каноны отцов Церкви, отверг притязания папы вмешиваться в дела франц. епископата. В то же время папская инициатива нашла поддержку у герм. епископов (вероятно, конфликт вокруг Реймсской кафедры стал предлогом для вмешательства герм. кор. Оттона III в дела Французского королевства). В герм. земли для пересмотра вопроса был направлен папский легат аббат Лев; оттуда он отправил епископам послание с предложением созвать Собор в Ахене или в Риме, однако те отказались. В качестве компромиссного варианта было решено провести Собор в Музоне, располагавшемся на территории Реймсского архиеп-ства, недалеко от границы владений кор. Оттона III. Собор прошел под председательством аббата Льва; примечательно, что на нем кроме Герберта Аврилакского не присутствовали др. франц. епископы. 2 июня 995 г. решением Собора Арнульф был восстановлен в должности, а Герберт низложен ( Gerbertus archiepiscopus. Acta Concilii Mosomensis//MGH. SS. T. 3. P. 690-691). В 995 г. состоялся новый Собор в Реймсе, к-рый вынес окончательное решение о низложении Герберта (его избрание признавалось неканоническим) и о восстановлении в должности Арнульфа. В 997 г. решения Реймсского Собора подтвердил Собор в Павии.

http://pravenc.ru/text/469700.html

Луи Дюшен (католик) Глава XIII. Папа Дамас Запад и римская церковь до императора Констанция. – Ссылка епископов. – Незаконное вступление в должность Феликса. – Выборы папы в 306 г.: Дамас и Урсин. – Беспорядки в Риме. – Ожесточение Урсина против Дамаса. – Секты в Риме – Дамас и светская власть. – Соборы против ариан. – Амвросий, епископ миланский. – Новые интриги против Дамаса: Исаак возбуждает против него уголовный процесс. – Римский собор 378 г. – Рескрипт Грациана Аквилину. – Аквилейский собор. – Римский собор 382 г. – Иероним; его первые шаги: пребывание в Сирийской пустыне. – Его отношения к папе Дамасу. – Его успех в Риме: Павла и Марцелла. Дамасианские надписи и культ мучеников. – Сириций наследует Дамасу. – Отъезд Иеронима в Палестину. За исключением Африки, где свирепствовали возмутительные раздоры, в церквах латинского запада царил мир до тех пор, пока император Констанций не перенес сюда восточные распри. До этого же времени там мирно занимались врачеванием ран, нанесенных гонением, отстраивали церковные здания и расширяли их в виду значительного увеличения числа новообращенных, наконец, пополняли недочеты организации. Понемногу, по мере того как разрастались христианские общины, всюду насаждались новые епископские епархии. Несомненно, созывались и соборы, хотя мы имеем сведения лишь о тех, которые были собраны по поводу донатистов и ариан. Арльский собор 314 года имел особое значение. Он представлял нечто вроде вселенского (как вскоре стали выражаться) собора, так как в нем принимали участие епископы из всех частей империи Константина. Папа на нем не присутствовал, а послал вместо себя двух римских пресвитеров. Это нововведение положило начало практике, которой придерживались долгое время. Редко, когда папы отлучались из Рима, особенно по церковным делам: maior a longinquo reverentia (больше почета издалека). Во время Арльского собора папу Мильтиада 667 только что сменил Сильвестр. Последний занимал свою кафедру почти до конца царствования Константина. В легендах он имеет громкое имя, но его история – неизвестна. Мы знаем о нем только то, что он был обвинен «святотатцами» и что император потребовал это дело на свой собственный суд 668 . Юлий, сменивший его после кратковременного епископства Марка, был бы также малоизвестен, если бы ему не пришлось быть замешанным в восточные дела. Внутренняя история римской церкви в эту первую половину четвертого века протекала, по-видимому, без событий. Число христиан возрастало поразительным образом. К старым зданиям, где совершалось богослужение, спешно восстановленным тотчас после гонения, постоянно пристраивались новые церкви 669 . На пригородных кладбищах разыскивали могилы мучеников; их любили украшать и часто воздвигали над ними более или менее величественные часовни. Там отправлялись праздничные богослужения в их годовщины, которые скоро были занесены в календари 670 . Росту числа верующих, естественно соответствовало сильное увеличение должностей и церковного персонала.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отдел А 1. Древнейшие западные календари Римский-Бухерианский Древнейший дошедший до нас календарь относится в половине IV века (354) и принадлежит римской церкви. Он составляет часть римского хронографа, в котором означены консулы, префекты города, епископы, есть пасхальная таблица и описание Рима. Перечисляя в первой своей части умерших римских пап с Луция (252), он останавливается на Юлие, умершем 12 апр. в 352 г. В сей части календаря поименовано 12 пап. Затем в другой части, начиная с Рождества Христова 25 дек., перечисляется всего 24 дня в году, в которые положено празднование памятей мучеников и праздников, в том числе и Рождество Христово, единственный в календаре господский праздник; апостолам посвящены два дня: 22 февр. памяти кафедры ап. Петра в Антиохии и 29 июня апп. Петру и Павлу, в апреле нет ни одной памяти; в марте одна: 7 числа Перпетуи и Фелицитаты в Африке. Из 22 памятей мучеников 15 находятся в наших святцах 48 , из 12 пап в 1 части календаря у пап находятся 4 во святых: Сильвестр, Марцеллин, Гай и Стефан. При означении памятей святых везде означено место или нахождения их мощей, или собрания в честь их, иногда происхождения святых. К именам не прибавлено слово: святого или мученика, у двух только мучеников означены годы кончины их (консульства Диоклитиана 9 и Максимиана 8) и еще время перенесения мощей Петра и Павла показано при консулах Туске и Бассе, т.-е. в 258 году. Цель сего календаря была означение времени и места празднования мученикам только в городе Риме. Это не есть полный календарь римской церкви того времени. Этот календарь по второму издателю своему называется Бухерианским, – по имени ученого иезуита Егидия Бухерия. Автором сего календаря некоторые считают Фурия Дионисия Филокала, составителя светского (языческого) календаря констанцианского 49 , о коем было выше, но без достаточных оснований 50 . Карфагенский Другой древний западный календарь, по времени следующий за Бухерианским, есть Бареагенский, открытый Мабиллоном. Мабиллон и Рюинарт относят его в 5 веку, Морчелли к 6 веку, Дюшен к 523–535 г. 51

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В VIII веке и в начале § 144 Этой строго-церковной точки зрения, как на все вероучение церковное, так и в особенности на учение об исхождении Святого Духа, римские епископы, как должно полагать, держались и в течение всего восьмого века. Нет, по крайней мере, никаких исторических данных, которые бы давали основание подозревать их в противном. Только с начала девятого века их воззрение на этот предмет начинает изменяться, вместо руководствования одним древнецерковным и вселенским преданием они находят возможным руководиться в делах веры и другим началом, авторитетом личных мнений или соображений, чем и приготовляют в римской церкви удобную почву для возникновения здесь всякого рода нововведений – даже и в области древнецерковной веры. На этой почве полный простор нашло себе не имевшее доселе большой силы давнее мнение Filioque, здесь оно свободно возросло в догмат, а затем впоследствии времени нашло себе место и в символе веры . Замечательно, что обстоятельства, при которых совершилось привитие и закрепление Filioque в римской церкви, заключают в себе много схожего с теми обстоятельствами, какие сопровождали возникновение и утверждение того же Filioque в церкви испанской. Там инициатива дела шла от государственного лица, и здесь она находилась в руках такого же лица, с той только разницей, что в первом случае являлся государь (Рекаред) в качестве оглашенного, ищущего единения с церковью, а в последнем выступал государь (Карл великий) в качестве исследователя и судьи в вопросах веры. Там путем к введению Filioque послужили собор (3-й толедский), а затем употребление на литургиях символа цареградского с прибавкой Filioque, и здесь для той же цели употреблен тот же способ, с той только разницей, что сперва введен был в употребление в церквах (галльских) символ с Filioque, а после уже вопрос об этом был обсужден и разрешен на соборе (ахенском). Как там, при внимании и снисхождении к авторитету государственной власти, не могло быть полной свободы в обсуждении вопросов веры, так точно и здесь. Правда, тогда как Рекаредово исповедание веры с Filioque не вызвало никаких возражений со стороны епископов, присутствовавших на третьем соборе толедском, мнение Карла великого на соборе ахенском не всеми здесь присутствовавшими было принято, но все же на стороне его оказалось большинство, к которому, как сейчас увидим, присоединился и римский епископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Дмитрий Орехов: «Россия должна помочь Западу» 27.03.2023 14:05:39 Нынешняя ситуация поставила перед нами важнейший вопрос: как относиться к Западу, развязавшему против нас очередную бесчестную войну? Как относиться ко всей западной цивилизации, с которой нас связывает общий средиземноморский исток? Понятно, что отказавшийся от своих христианских корней современный Запад симпатии не вызывает. Но что же это за болезнь, которая довела нашего оппонента до такого плачевного состояния? Западная цивилизация родилась в восьмом веке, во времена Пипина Короткого и его сына Карла Великого. Тогда из великих смут и междоусобиц начала подниматься христианская империя франков, впервые со времен Рима объединившая значительную часть Западной Европы. Этой империей управлял Пипин, человек некоролевского рода, и вся эта ситуация нуждалась в каком-то объяснении и оправдании. Римский епископ короновал Пипина и под страхом отлучения от Церкви велел франкам служить новому королю и его потомкам, однако законность подобных действий вызывала очень большие сомнения. Ситуацию спасли с помощью подлога. Именно тогда появился так называемый Константинов дар (Donatio Constantini) – сфабрикованная от лица императора Константина Великого грамота, даровавшая Римскому папе полноту верховной власти на всей территории Европы. Согласно этой грамоте, Константин Великий, якобы исцеленный папой Сильвестром от проказы, добровольно удалился из Европы в восточные страны, оставив и светскую, и духовную власть понтифику. Собственно, с этого подлога и берет начало столь любимая Западом теория исключительности: мы правильные (единственно правильные), потому что нас благословляет папа, законный наследник императоров Рима. Враки, как известно, доводят до драки. Самомнение Запада оказалось вредным и разрушительным как для него самого, так и для его соседей. В 1054 году папа Лев IX написал Константинопольскому патриарху Михаилу Керуларию письмо, в котором он заявлял о своем верховенстве, обосновывая его «даром Константина». Михаил, ссылаясь на решения Вселенских соборов, свою подчиненность не признал. Папа, взбешенный «непослушанием», предал патриарха анафеме. Не стоит маскировать те события в терминах «раскол» и «взаимное отлучение». Все было куда проще: настаивая на лжи о своей исключительности, Запад сам, добровольно, отколол себя от православного мира, положив начало нескончаемой череде бед. Ведь дальше были людоедские Крестовые походы франков на восток, разорение Константинополя, религиозные войны между протестантами и католиками, и в результате всех этих судорожных и болезненно-страстных действий – усталость от христианской религии как таковой.

http://radonezh.ru/2023/03/27/dmitriy-or...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010