п. Потому-то Христос, явившись по своем воскресении некоторым из своих учеников и нашедши в них поколебленную разного рода недоумениями веру в Него, счел нужным сделать им свой строгий упрек, как за их скудость веры в свидетельствующие о Нем писания, так и за недостаток надлежащего разумения самих писаний. «О несмысленная, – сказал Он им, – и косная (медлительные) сердцем еже веровати о всех, яже глаголаше пророцы» ( Лк.24:25 ). Подобного упрека не делал бы им, конечно, Христос, если бы от них не ожидал и не требовал сравнительно с прочими верующими большей веры в писания и большего разумения их. По этой же, конечно, причине, как замечается у ев. Луки, Христос, «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем писании» ( Лк.24:27 ). И апостолы силу проповеди своей поставляли не в искусственном построении речи, не в хитростном сплетении логических аргументаций или, как выражается ап. Павел, «не в препретельных (убедительных) человеческия премудрости словесех, но в явлении духа и силы», чтобы вера утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией ( 1Кор.2:4 ). Тем не менее, они не отрицали этим всякую значимость у мудрости человеческой в деле познания божественной истины, не отрицали благоразумного пользования ею для блага веры, напр. в виде рассудочного или научного образа представления ее истин, когда оказывалось бы это полезным и даже нужным для блага верующих. Доказательством сему могут служить преподаваемые ими верующим наставления – возрастать в познании Бога ( 2Пет.3:18 ) и во всякой мудрости и разумении духовном ( Кол.1:9 ), а более всего самые же послания их и в особенности же послания ап. Павла, в которых при всей их простоте замечается немало и такого, что приближается к научному способу разъяснения и изложения истин веры. Если ап. Павел осуждает мудрость человеческую, то – небезусловно; он осуждает ее не саму по себе, а за то злоупотребление, какое сделали из нее люди, а именно за то, что «мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией» ( 1Кор.1:21 ) и что эта мудрость стала мудростью по стихиям мира сего, а не по Христу ( Кол.2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Петра не только не было ничего неверного или сомнительного, но и заключался тот, именно, ответ, какой на вопрос Его должен быть дан и какого Он ожидал, как от Петра, так и других Своих учеников. Наконец, Иисус Христос, ввиду смертного для Себя приговора на судилище иудейском, торжественно засвидетельствовал и, затем, самой смертью Своей запечатлел ту истину, что Он был Сын Божий, так как на заклинание первосвященника – сказать: «Христос ли Он, Сын Божий», Он, не колеблясь, ответил: ты рекл ecu; обаче глаголю (даже скажу) вам: отселе узрите Сына человеческого седяща одесную силы и грядуща на облацех небесных ( Мф. 26:64 ), и, так как за это признание, сочтенное судьями иудейскими хулой, Он и был приговорен ими к смерти ( Мф. 26:65, 66 ). Апостолы же точно также учили о лице Иисуса Христа, как и Он Сам. Так, евангелисты Матфей, Марк и Лука, передавая другим о том, что во время Крещения и Преображения Христова Бог Отец назвал Его Своим возлюбленным Сыном ( Мф. 3:17; 7:5 ; Мк. 1:11; 9:7 ; Лк. 3:22; 9:35 ), а также, что и Он Сам исповедовал Себя Сыном Божиим ( Мф. 26:64 ; Мк. 14:62 ), конечно, таковым признавали и исповедовали Его и сами. Евангелистом же Иоанном, называющим Христа, то Сыном Божиим Единородным ( Ин. 1:14, 18 ), то Сыном Божиим истинным ( Ин. 5:20 ), с той, именно, целью написано и все Евангелие, да веруют, яко Иисус есть Христос, Сын Божий ( Ин. 20:31 ). Но, будучи истинным Сыном Божиим, а, вместе с тем, и Богом, Иисус Христос, по учению Откровения, был и истинным человеком. Так, Он зачат был ( Лк. 1:31 ; Мф. 1:18 ) и, по исполнении определенного времени, рожден от Пресвятой Девы Марии ( Лк. 2:6, 7 ), став, таким образом, потомком Давидовым и Авраамовым ( Мф. 1:1–16 . Лк. 3:23–38 ), а также родственным по плоти родным Своей Матери ( Мф. 12:47 ). По рождении Своем, был почтен поклонением пастырей Вифлеемских ( Лк. 2:16 ) и восточных волхвов ( Мф. 2:11 ), в восьмой же день обрезан ( Лк. 2:21 ) и, по исполнении дней очищения Материнского, принесен для посвящения Господу во храм ( Лк. 2:22 ), а потом Он возрастал по телу и укреплялся духом, исполняясь премудрости и преуспевая в ней ( Лк. 2:40, 52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

По свидетельству Моисея, Господь Бог, наказавши потопом допотопных людей, которых «развращение так было велико, что все мысли и помышления сердца их были злом во всякое время» ( Быт.6:5 ), после потопа по принятии благоуханной жертвы Ноевой, «сказал в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его» ( Быт.8:21 ). Если в этих словах прямо не указывается, где последний корень зла, так глубоко поражающего собой людей, то ясно предполагается, что его нужно искать вблизи к рождению человека или в связи с ним, потому что зло начинает проявлять себя в помышлениях сердца человеческого уже от юности 745 . Между тем на этот именно, а не иной источник всеобщей людской греховности прямо указывает Иов, когда говорит: «Кто родится чистым от нечистого? ни один» ( Иов.14:4 ). На тот же источник греха с совершенной ясностью указывает и Давид, когда, несмотря на то, что рожден был от благочестивых родителей, говорит о себе: се бо в беззакониих (беззаконии) зачат есмь и во гресех (во грехе) роди мя мати моя ( Пс.50:7 ). А потому, как сам Давид, так и другие Св. писатели относительно всех людей утверждали, что все уклонились (от добра) и сделались равно непотребными» ( Пс.13:1–3, 52:3–4 ), что «нет человека, который не согрешил бы» ( 3Цар. 8:46 ), или что нет никого, «кто мог бы сказать: я очистил мое сердце, я чист от греха моего» ( Притч.20:9 ). Новозаветное же Откровение еще яснее и прямее учит как о всеобщей греховности людей, за исключением одного Иисуса Христа, по человечеству свято и необычайно родившегося от Пресвятой Девы под наитием Св. Духа ( Лк.1:35 ), так и о внутренней зависимости этой греховности при посредстве рождения от греховности падших наших прародителей. Сам Спаситель в Своей беседе с Никодимом, уча о необходимости, при вступлении в царствие Божие, нового рождения или рождения водой и Духом, вот на что указал как на причину такой необходимости: рожденное от плоти плоть есть, и рожденное от Духа дух есть ( Ин.3:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

По этому-то Бог, как говорит Иероним, благ не потому, что принуждается чем-либо к этому, а потому, что Сам хочет этого 253 . Что же касается отсутствия в воле Божией свойства выбора, то Дамаскин показывает, что это не есть признак отсутствия самой воли, а признак отсутствия только той ограниченности, которая неизбежна в воле конечной. Потому что, по мысли Дамаскина, выбор, нераздельный со своего рода совещанием, есть признак принадлежности одного неведения и ограниченности, Бог же знает все одним простым своим воззрением (πλς), а потому и воля Его без всякого колебания или выбора всегда устремляется только к одному добру 254 . Другого рода возражение, какое иногда слышалось против учения о неизменно доброй воле Божией, было более софистического, чем серьезного характера. Его можно формулировать так: если Бог ничего не может хотеть и делать, кроме одного доброго, если напр. не может Он грешить, допускать лжи, умирать и т. п., то Он не всемогущ, если же Он всемогущ, то для него должно быть возможным все делать 255 . На это у древних учителей общий ответ тот, что всемогущество Божие заключается не в том, чтобы делать все, что бы нам ни вздумалось, а в том, что Бог может приводить в исполнение все угодное Его воле; если же Его воля не хочет многого такого, что противно Его совершеннейшей природе, то это самое показывает не слабость ее и бессилие, а напротив ее силу и могущество. Могущество Божие, по Епифанию, состоит в том, что Он делает, что захочет и в то же время делает одно сообразное с Божеством 256 . Августин пишет: «Когда говорим, что Бог не может умереть, или обманывать, то этим не умаляется Его могущество. Напротив, Его могущество стало бы меньше, если бы это невозможное сделалось для Него возможным. Потому собственно Он и есть всемогущ, что не может ни умереть, ни обмануться. Ибо всемогущему должно быть свойственно, как сделать то, что хочет, так и не испытывать того, чего не хочет, – что если бы с Ним случилось, тогда не был бы Он всемогущим 257 . Подобным же образом Феодорит рассуждает о невозможности для Бога лжи, в чем, по его словам, заключается не бессилие и слабость, а величайшая сила и могущество 258 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Подобным же образом учил и Соломон, написав следующее: «Нечестивый делает дело ненадежное, а, сеющему правду – награда верная ( Притч.11:18 ); за зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду ( Притч.14:32 . Снес. Притч.15:24 ; Еккл.8:12,13 ). По изображению пророка Исаии, «праведник (умирающий) восхищается от зла; он отходит к миру; ходящии прямым путем будут покоиться на ложах своих... (тогда как) нет мира нечестивым ( Ис.57:1, 2, 21 . Снес. Ис.66:24 ). Пророк же Иезекииль ясно отличает в преисподней, куда нисходили души умерших, особые места, назначаемые для обрезанных и необрезанных, и между этими местами, – одни – более низменные ( Иез.32:18–23 ), причем, само собою предполагалось, что во аде и для душ праведных, равно, как грешных – определялись места особые и разные, для первых лучшие, а для последних худшие. С подобной и, даже, сравнительно, большей ясностью определяется загробная участь душ праведных и грешных в позднейших неканонических книгах Ветхого Завета. Так, напр., в книге Премудрости Соломона об участи душ праведных говорится следующее: «Души праведных, – в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими и исход их считался погибелью, и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия ( Прем.3:1–4 ). Участь же за гробом душ грешных изображается так: «Как скоро они умрут, не будут иметь надежды и утешения в день суда; ибо ужасен конец неправедного рода ( Прем.3:18, 19 ). Подобным образом, учил и Иисус, сын Сирахов, говоря о загробной участи праведных: «Боящемуся Господа, благо будет напоследок, и в день смерти своей получит благословение» ( Сир.1:13 ), – а об участи грешных: «Гнев (Божий) не замедлит, – наказание нечестивому огонь и червь ( Сир.1:18, 19 ); конец нечестивых – пламень огненный, – путь грешников вымощен камнями, но на конце его пропасть ада» ( Сир.21:10, 11 ). В книгах же маккавейских есть довольно ясное свидетельство о веровании ветхозаветной Церкви и в разные степени загробного мздовоздаяния, как душам праведным, так и грешным.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Подтверждением первого служит, замеченное здесь, явление во сне Иуде Маккавею, уже скончавшихся в вере и благочестии, первосвященника Онии и пророка Иеремии, из коих первый, простирая руки, молился за весь народ Иудейский, а относительно второго, окруженного дивным и необычайным величием, сам Ония засвидетельствовал, что он много молится о народе и святом городе (Иерусалиме) ( 2Мак.15:11–14 ). Подтверждение же последнего представляет собою то обстоятельство, что, когда воины, предводимые Иудой Маккавеем в одном сражении, пали, как, впоследствии, оказалось, по причине совершенного ими преступного похищения идольских вещей, Иуда не почитал их души повинными пред Богом наравне с душами закоснелых грешников, а, напротив, находил возможным исходатайствовать для них пред Богом помилование и причисления к душам, которым уготована превосходная награда; почему и «принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» ( 2Мак.12:39–45 ). Между тем, все то, что говорилось в Ветхом Завете относительно загробного воздаяния душ до всеобщего суда, всецело подтверждено и, даже, сравнительно, определеннее изображено и в новозаветном учении, как Самого Иисуса Христа, так и Его апостолов. Так, напр., Иисус Христос, наставляя Своих учеников, что в доме Отца Его обителей много, и, что, если бы было не так, то Он не сказал бы им: «Иду приготовить место вам, и когда пойду и приготовлю вам место, прииду опять и возьму вас к Себе» ( Ин.2:3 ), этим самым ясно показал, что для них, по отшествии от мира, будет в доме Его Отца совершенно готовое место, и, притом, именно там, где, по отшествии отсюда, Он Сам будет. Эту же самую мысль повторил Христос в Своей молитве к Отцу, когда, молясь о Своих учениках, сказал: Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со мною: да видят славу Мою ( Ин.17:24 ). Кроме того, Христос, висящему вместе с Ним на кресте, но, искренно раскаявшемуся разбойнику, прямо и решительно сказал: аминь глоголю тебе, днесь со Мною будеши в раи ( Лк.23:43 ), чем, опять, совершенно ясно показал, что души праведных, тотчас, по разлучении с телами, могут получать и получают место, доставляющее радость и блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Потому-то, как говорится в Апокалипсисе, «Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» ( Откр.7:16, 17 ). Однако ж, не все, вошедшие в царство небесное одинаково будут наслаждаться блаженною жизнью, а каждый по мере заслуг своих пред Господом, Который воздаст комуждо по деяниям его ( Мф.16:27 ). Потому-то, как учил Христос, в дому Отца Его обители, которые предназначены для Его верных учеников, многи суть ( Ин.14:2 ) и иже аще разорит едину заповедей сих малых и научит тако человеки, мний наречется в царствии небеснем, а иже сотворит и научит, сей велий наречется в царствии небеснем ( Мф.5:19 ), равно, как, приемляй пророка во имя пророче, мзду пророчу приимет: и приемляй праведника во имя праведниче, мзду праведничу приимет. И иже аще напоит единого от малых сих чашею студены воды, токмо во имя ученика... не погубит мзды своея ( Мф.10:41, 42 ). Это самое Христос ясно выразил в притче Своей о некоем высокородном человеке, который, отправляясь в дальнюю страну для получения царства, дал рабам своим по одной серебряной мине с тем, чтобы они употребили их в оборот, а, когда возвратился к ним царем и потребовал от них отчета в употреблении мин, то, тому из них, кто на одну мину приобрел десять мин, дал в управление десять городов; а тому, кто приобрел через мину только пять мин, присудил управление только пятью городами ( Лк.19:12–19 ). А ап. Павел, воспроизводя учение Христово, так учил о сем: кийждо свою мзду приимет по своему труду ( 1Кор.3:8 ), сеяй скудостию, скудостию и пожнет, и сеяй о благословении (щедро), о благословении (щедро) и пожнет ( 2Кор.9:6 ). Но, будучи многоразличными и многообразными уготованные праведникам, по мере их заслуг, награды, все они, по учению Откровения, в то же время будут одинаково нескончаемы или вечны. Сам Иисус Христос, для обозначения, обещанных Им верующим, будущих благ, употребляя общее наименование жизни, эту жизнь прямо называл вечною ( Ин.3:16, 10:28 ), и, изображая последствия, для праведников, своего всеобщего суда, так выразился о сем: праведницы же (идут) в живот вечный ( Мф.25:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Потому что ап. Иоанн полагает границей для молитв о согрешающем брате только то, когда последний повинен бывает в смертных грехах; но, отнюдь, не воспрещает, а даже увещевает молиться о нем, если грехи его не смертны, написав по сему поводу следующее: аще кто узрит брата своего согршающа грех не к смерти, да просит, и даст ему живот, согрешающим не к смерти, есть грех к смерти: не о том глаголю, да молится ( 1Ин.5:16 ). Кроме того, Сам же Иисус Христос учил: всяк грех и хула отпустится человеком; а яже на Духа хула, не отпустится человеком. И иже аще речет слово на Сына человеческаго, отпустится ему: а иже речет на Духа Святого, не отпустится ему, ни в сей век, ни в будущий ( Мф.12:31, 32 ). А все это опять не дает ли основания, как для уместности молитв о, не успевших вполне загладить своих грехов, усопших братиях наших, так и для надежды на испрошение им у Бога прощения грехов их, если только грехи сии не смертны или не таковы, как хула против Духа Святого? Между тем, в ветхозаветных писаниях находим и, более или менее, прямые указания на поминовение усопших, а, также, на молитвы и жертвоприношения с целью испрошения у Бога прощения грехов их. Так, в них есть ясные указания на то, что в Ветхозаветной Церкви существовал во все времена обычай преломлять над умершими хлебы ( Втор.26:14 ; Иер.16:7 ), и, при гробах, их раздавать неимущим ( Тов.4:17 ), а, также, по случаю кончины ближних налагать на себя пост ( 1Цар.31:13 ; 2Цар.1:12, 3:35 ), что, конечно, соединялось и с соответственными молитвами. Кроме того, мы встречаем и самый образец молитвы об усопших у пророка Варуха, который сам же так молился Господу Богу: Господи, Вседержителю, Боже Израилев, услыши молитву умерших израилевых, и сынов, согрешивших пред Тобою... Не помяни неправд отец наших ( Вар.3:4, 5 ). Но, особеннейшего внимания, заслуживает пример молений и жертвоприношений за, скончавшихся в грехе, воинов, в следующих замечательных чертах, изображенный в книге Маккавейской: «Все обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный (падшими воинами) грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Потому что вкушение от прочих дерев райских, в особенности же от стоящего среди рая древа жизни ( Быт.2:9 ), сообщая телу человека вполне соответствующую или здоровую пищу, должно было постоянно обновлять и укреплять его силы и в то же время предохранять его от всяких ненормальных состояний, например, утомления, недугов и разрушительных болезней ( Быт.3:22 ), а это, понятно, должно было удерживать его в том именно нормальном положении в отношении к душе, в котором оно предназначено не только не быть помехой, но и служить прямым орудием и пособием для развития и преспеяния ее высших Богоподобных стремлений. Кроме того, на основании указания Бытописателева о том, что «Адам и Ева тотчас после своего падения услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» ( Быт.3:8 ), нужно думать, что Господь и до их падения неоднократно являлся им и с ними беседовал, конечно, наставляя их при этом и руководя во всем том, что необходимо было для их умственного и нравственного развития и совершенствования. Вот в каких чертах действия этого воспитательного отношения Божия к первым людям изображает премудрый сын Сирахов: «Господь, – говорит он, – исполнил их проницательностью разума и показал им добро и зло. Он положил око Свое на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих, да прославляют они святое имя Его и возвещают о величии дел Его. Он приложил им знание и дал им в наследство закон жизни. Вечный завет поставил с ними и показал им суды Свои. Величие славы видели глаза их, и славу гласа Его слышало ухо их» ( Сир.17:6–11 ). Понятно поэтому что первобытное состояние первых людей не было состоянием какой-либо грубости или косности в духовной жизни, а было, благодаря цельности и неповрежденности их природы и также особеннешему содействию Божию, состоянием самого быстрого и гармонического развития и возрастания всех их сил, и притом развития и возрастания, прямо направленного к главной высшей цели бытия их, к нравственному уподоблению Богу и теснейшему с Ним единению. В этом гармоническом и целесообразном направлении человека, конечно, главное принадлежало особеннейшим образом промышлявшему о нем Богу, но не совершенно безучастной здесь была и его личная свободная воля, хотя с детской простотой, но все же беспрекословно подчинявшаяся воле Божией, что не могло не быть благоугодно Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Поэтому, наряду с вышеозначенной целью миротворения или непосредственно после ее можно и нужно поставить предназначение к блаженству способных к нему или достойных его тварей ( Пс.33:9 ; 1Кор.2:9 ). А так как, далее, стремление и приближение к Богу в духовно-разумных существах должно быть сознательным и свободным и так как мера его зависит от их внутреннего развития и нравственного усовершенствования, то дальнейшей целью миротворения нужно признать духовно-нравственное развитие, возрастание и преспеяние свободно-разумных существ. На эту в отношении к людям цель прямо и ясно указывает Откровение, когда учит, что мы созданы на добрые дела ( Еф.2:10 ) или быть святыми и непорочными ( Еф.1:4 ) и что поэтому, помня заповедь: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф.5:48 ), мы должны, взирая как в зеркале на славу Господню, преображаться в тот же образ от славы в славу ( 2Кор.3:18 ). §19. Совершенство мира Какая же мысль об этом Откровения? Относительно созданного мира в том его виде, в каком он явился тотчас по выходе из рук Творца, оно совершенно ясно учит, что Бог по частям нашел его хорошим ( Быт.1:4, 10, 12, 18, 21, 25 ), а в общем даже весьма хорошим ( Быт.1:31 ). Между тем, несмотря на то, что, по его же изображению, очень рано появилось и быстро возросло в мире нравственное зло со всеми физическими бедствиями и самой смертью , оно не перестает смотреть на мир, как на чудный и величественный орган Откровения славы ( Пс.18:2 ), премудрости ( Пс.103:24 ) и благости Божией ( Пс.144:9 ), а вместе с сим и как на самое лучшее училище для воспитания в нем людей истинному Боговедению и Богопочтению ( Ис.40:26 , Пс.85:8–10 ). В Книге Притчей читаем: «Все сделал Господь ради Себя, и даже нечестивого блюдет на день бедствия» ( Притч.16:4 ), т. е. и даже появление в мире и упорство нечестивых не стоит в противоречии с теми целями, какие имел Господь, создавши все. По словам Екклезиаста, «Бог все соделал прекрасным в свое время... хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» ( Еккл.3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010