игум. Аристарх (Лебедев) Епископ Сильвестр (Малеванский) – представитель новой догматической школы в Киевской Духовной Академии на рубеже XIX–XX веков Источник Епископ Сильвестр (Малеванский) – студент, преподаватель, ректор КДА, своей ученой, профессорской и церковно-административной деятельностью оставил весьма глубокий след в истории отечественной богословской мысли и в жизни КДА. Благодаря уникальному таланту, неимоверной трудоспособности и любви к богословию он создал в Киевской Академии новую догматическую школу. Дух этой школы через посредство своих учеников еп. Сильвестр распространил далеко за пределы Отечества. Более 40 лет он нес свое послушание в КДА сначала в звании бакалавра (1857–1862), потом профессора богословских наук (1862–1898), а также в должности инспектора (1862–1881) и, наконец, ректора (1883–1898). В 60-е годы XIX столетия еп. Сильвестр пишет ряд статей апологетического характера: «Краткий исторический очерк рационализма в его отношении к вере» и «Несостоятельность новейшего пантеизма в решении существеннейших для человека вопросов», а также занимается приготовлением к напечатанию научно-богословского труда, который он затем представил на академический совет для соискания степени доктора богословия на тему: «Учение о Церкви в первые три века христианства». 10 апреля 1873 года после публичной защиты еп. Сильвестр был удостоен высшей ученой богословской степени. Необходимо отметить, что русская догматическая наука во время выхода еп. Сильвестра на богословский олимп как ученого догматиста уже обладала рядом значительных и капитальных трудов в области догматики (в сравнении с системами митр. Платона, протоиерея Терновского, архим. Антония), автором которых являлся известный богослов-митрополит Макарий (Булгаков) . Его учебник догматики стал прорывом в русском богословии, и митр. Макарий с гордостью мог бы сказать о своей системе: «faciant melora... posteriores». И из его преемников еп. Сильвестру удалось сделать наибольшее и наилучшее в этой отрасли богословия, являя собой достойного труженика и соперника митр. Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

игум. Аристарх (Лебедев) На протяжении всего Своего исторического пути Святая Церковь , исполняя повеление Божественного Откровения: Идите, научите все народы ( Мф. 28:19 ), несла и несет в мир Свет Вечного Евангелия. Для исполнения этой божественной миссии Церковь всегда нуждалась в людях, могущих соединить в своей душе искреннее христианское благочестие и высокую образованность. Одним из ярких представителей плеяды деятелей именно такого отечественного Православия является епископ Сильвестр (Малеванский) , которому в этом году исполнилось бы 180 лет со дня рождения и 100 лет со дня его смерти. Это был великий труженик отечественной догматической науки, неутомимый богослов и вдохновенный педагог, посвятивший Академии более сорока лет своей профессорской деятельности. «Богатые природные дарования соединились в нем с неустанным трудолюбием, глубокие научные стремления сочетались с высокой христианской жизнью. Главным же делом всей жизни Владыки было служение богословской науке. И в этом служении он явил высокий пример никогда не оскудевающих стремлений к истине. Своих ученых трудов он не прерывал до глубокой старости. От них не отрывали его ни немощи, ни те многочисленные занятия, которыми он всегда был обременен» 1 . Однако епископ Сильвестр «распространял свет божественного учения не только посредством прочитанных лекций, не только путем обнародования в печати своих замечательных богословских произведений, он старался по возможности показать на самом себе, на своей жизни действенность и благотворность христианского учения. Его глубокая религиозность, его живая вера в Божественного Искупителя наполняла всю его сущность» 2 . Епископ Сильвестр (в миру Стефан Васильевич Малеванский) родился на Волыни 9 (22) января 1828 года в семье священника, в которой получил глубоко религиозное воспитание. По окончании курса Волынской духовной семинарии, после женитьбы и священнической хиротонии в 1847 году, он некоторое время нес священническое служение на сельских приходах своей родной епархии. Однако приходская служба его была непродолжительной. Священник Стефан вскоре овдовел, и, вслед за тем, в 1853 году, поступил в Киевскую духовную академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Особое место до этого момента из не прославленных в лике святых занимал епископ Сильвестр (Малеванский). Многие годы он был инспектором, а затем ректором духовной школы. О нём сохранилось немало воспоминаний современников, свидетельствующих о нем как о праведнике. Мы планируем в скором времени издать полный корпус воспоминаний современников о владыке Сильвестре (Малеванском), который в обществе верующих снискал репутацию человека святой жизни. Все деньги, которые он получал как ректор Киевской духовной академии, и гонорары за свои публикации — например, за известный пятитомник «Опыт православного догматического богословия», принесший ему имя в научном мире, — владыка в день получения раздавал бедным. И так он поступал всю свою жизнь. Известно, что когда святитель Сильвестр умер, то после него осталось буквально несколько серебряных рублей на похороны и несколько облачений. Многие люди знали об особом милосердии владыки и шли к нему просто вереницами. Есть много описаний современников о случаях, когда деньги уже заканчивались, а вереница еще тянулась, и владыка Сильвестр брал у кого-нибудь в долг, чтобы не отпустить людей ни с чем. Мы знаем, что, например, святителя Филарета Милостивого прославили за милосердие. И владыка Сильвестр этому подражал.  Есть два основных критерия для канонизации (конечно, их есть намного больше, но эти — особенно важные) — это святость веры и святость жизни. Относительно святости веры: владыка Сильвестр получил имя в научном мире как известный догматист, и ряд известных исследователей (и XIX века, и современные) считали, что его произведения — это вершина догматической науки. И его «Опыт…» до сих пор — одно из непревзойденных произведений по объему написанного, изученного догматического материала. Вспоминая о святости жизни, мы обращаемся к свидетельствам современников епископа Сильвестра (Малеванского), которые повествуют о нем как о большом молитвеннике. Уже будучи на покое, практически слепой архиерей никогда не пропускал молитвенного правила: в любую погоду он шел из келии в храм Киево-Братского Богоявленского монастыря, где, стоя перед иконой, читал ряд молитв, которые он знал наизусть.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5409977...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 25 февраля (10 марта) Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский) , архиепископ Омский и Павлодарский Священноисповедник Сильвестр родился 1 июня 1860 года в селе Косовка Сквирского уезда Киевской губернии в семье диакона Льва Ольшевского и в крещении был наречен Иустином. Когда пришло время, родители определили Иустина в Киевскую Духовную семинарию, где он обратил на себя внимание начальства прилежанием к богословским наукам, добрым нравом, молитвенной настроенностью души, и юношу рекомендовали в чтецы к знаменитому богослову-догматисту, профессору академии архимандриту Сильвестру (Малеванскому), впоследствии епископу Каневскому, викарию Киевской епархии и ректору Духовной академии. Архимандрит Сильвестр имел слабое зрение, и в обязанности чтеца входило чтение ему вслух сочинений богословского характера. Иустин был в это время, как он сам как-то выразился, «очами и пером» ученого-богослова и монаха-подвижника. При ближайшей технической помощи Иустина Ольшевского архимандритом Сильвестром были написаны первые два тома из пятитомного труда «Догматическое богословие». Совместная работа в течение длительного времени сроднила ученика и учителя, установила между ними прочную связь, которая осталась неизменной до самой блаженной кончины епископа Сильвестра. Большое воспитующее влияние оказал на юношу и подвижнический образ его жизни. Архимандрит Сильвестр имел твердый, решительный, но чрезвычайно добрый характер и проводил жизнь аскета-подвижника и ученого-трудолюбца, отличался милосердием, и если у него появлялись какие-либо материальные средства, то он их всегда раздавал неимущим. После смерти он не оставил никакого состояния, а имевшиеся скудные средства и пенсию завещал употребить на свое погребение и поминовение и раздать нищим. Счастливая близость Иустина Ольшевского к такому подвижнику, каким был архимандрит Сильвестр, способствовала выработке и углублению его собственного религиозно-нравственного мировоззрения, помогла ему избежать юношеских блужданий и в дальнейшем шествовать по узкой, но твердой стезе – сначала православного миссионера, затем священника, а впоследствии и архипастыря.

http://fond.ru/kalendar/219/silvestr/

архим. Сильвестр (Стойчев) Тема V. Богопознание Догматическое богословие возникло как описание и систематизация опыта богопознания, и, в конечном счете, к нему оно и должно приводить. Традиционным для православного вероучения является утверждение о существовании естественного и сверхъестественного богопознания. §9 Естественное богопознание В наименовании «естественное богопознание» (также встречается название «естественное откровение») под естественным в данном случае подразумевается природное, то есть то, что является для человека исходящим из самой его природы, а не данное извне. Епископ Сильвестр (Малеванский) , поясняя смысл утверждения о врожденной идее бытия Божьего, пишет: «Не собственными заботами и усилиями души приобретается она (идея бытия Божьего – а. С.), но дается ей уже совершенно готовою, будучи всаждена в глубину природы человеческой...» 36 Прп. Иоанн Дамаскин говорит: «Познание о том, что Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого. И само создание мира, его сохранение и управление возвещают величие Божества» 37 . Как следует из данного текста, преподобный Иоанн, следуя предшествующей святоотеческой мысли 38 , перечисляет три источника естественного богопознания: Сама природа человеческая, точнее, самопознание 39 есть одновременно и богопознание. Апостол Павел пишет: «Вникай в себя» ( 1Тим. 4:16 ), тем самым указывая, что изучение самого себя – важный этап духовной жизни 40 . Интересным в данном контексте представляется выражение свт. Феофила Антиохийского , говорящего своему собеседнику: «Если ты скажешь: «Покажи мне твоего Бога», то я отвечу тебе: «Покажи мне твоего человека, и я покажу тебе моего Бога " ». В данном случае святитель указывает на связь между чистотой человека и его религиозными представлениями. Разумеется, что речь идет не просто о вложенной в человеческую природу идее бытия Божьего, но и о некоем нравственном законе. Бог создал человека добрым, и в человеке, несмотря на грехопадение, осталось естественное тяготение к добру, именно поэтому как неверующие, так и нехристиане, несмотря на определенную силу зла, всё же способны творить добро 41 . У апостола Павла есть такие слова: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» ( Рим. 2:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Еп.Угличский, вик.Ярославской еп....... 95 Митр.Литовский и Виленский 96 fr. ЕВ von Kazan» und Mari SSR………………………101 Архп.Горьковский и Арзаиасский........ 105 Еп.Нарвский, вик.Ленинградской еп…………. 108 Архп.Елецкий 110 Еп.Рыбинский 112 Еп.Иранский, вик.Вятской еп 113 Архп.Казанский и Чистопольский........ 115 Еп. Костромский и Галичский 122 Еп. Краснохолмский 123 Еп. Ачинский 124 Еп. Прилукский 126 Б.еп.Семиреченский, вик.Туркестанской еп . 127 СЕРГИЙ (Ланин) Архп. Ярославский и Ростовский...........133 СЕРГИЙ (Ларин) Архп. Ярославский и Ростовский...........135 СЕРГИЙ (Ляпидевский) Митр.Московский и Коломенский............141 СЕРГИЙ (Мельников) Еп.Любимский, вик.Ярославской еп......148 СЕРГИЙ (Никольский) Еп.Бузулукский, вик.Самарской еп......149 СЕРГИЙ I (Петров) Еп. Сухумский........................... 191 СЕРГИЙ II (Петров) Архп.Херсонский и Одесский.............. 194 СЕРГИЙ (Серафимов) Еп.Астраханский и Енотаевский........... 198 СЕРГИЙ (Смирнов) Еп.б.Смоленский и Дорогобужский..........190 СЕРГИЙ (Соколов) Еп.Черниговский и Нежинский............. 191 СЕРГИЙ (Спасский) Архп.Владимирский и Суздальский..........194 СЕРГИЙ (Страгородский) Патриарх Московский и всея Руси..........168 СЕРГИЙ (Тихомиров) Митр.Японскиий.......................... 192 СИЛЬВЕСТР (Братановский) Архп. Калужский......................... 197 СИЛЬВЕСТР(Малеванский) Еп.Каневский............................ 199 СИЛЬВЕСТР (Ольшевский) Архп.Омский и Павлодарский.............. 203 СИМЕОН (Бычков) Еп. Лужский, вик.Ленинградской еп........205 СИМЕОН (Ду) Еп.Шанхайский........................... 206 СИМЕОН (Линьков) Еп.Минский и Туровский.................. 208 СИМЕОН (Михайлов) Еп.Муромский............................ 211 СИМЕОН (Никольский) Еп.Армавирский, вик.Кубанской еп........ 213 СИМЕОН (Покровский) Еп.Самарский и Ставропольский 214 СИМОН (Виноградов) Архп.Пекинский и Китайский 216 СИМОН (Ивановский) Архп.Винницкий и Брацлавский 218 СИМОН (Шлеев) Еп.Уфимский (Единоверческий) 223 СИНЕЗИЙ (Зарубин) Еп.б.Ижевский 224

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

III. Отношение учения о Св. Троице к разуму § 146. Непостижимость этого учения для разума Древние отцы и учителя церкви, больше чем кто-либо углублявшиеся в учение о Троице, смотрели на него не иначе, как на высочайшую тайну веры, такого рода тайну, которая не только самим по себе разумом не может быть добыта или открыта, но и достаточно не может быть им понята после откровения ее самим Богом. Св. Афанасий, напр. указавши на то, чего нужно держаться, на основании откровенного и церковного учения, исповедуя Троицу, при этом замечает: «До этого простирается в людях ведение, здесь предел того, что херувимы закрывают крыльями... Если всякому сотворенному существу, то тем паче нам, людям, невозможно изречь что-либо достойное о неизреченном» 1143 . «Что ни изыскивается из стоящего по другую сторону нас,– говорит Иларий,– что себя не открывает, что ничем не затрагивается и не обнимается, то находится вне выражения слов, вне чуткости чувств и вне восприимчивости мысли. Поэтому существо Троицы (rei ipsius natura) превышает выразимость слов, незримый ее свет ослепляет (духовное) чувство зрения, и то, что (в ней) не объемлется никакой границей, превышает силу разумения» 1144 . По Григорию назианзену , одно возможно и нужно знать, что божественная единица заключается в Троице, и Троица, в которой раздельность и единство непостижимы 1145 , заключается в единице, а если бы кто попытался достигнуть большего, с тем должно бы было произойти тоже, что бывает с прерывающимся от чрезмерного напряжения голосом, или с ослабевающим и даже совершенно тупящимся зрением, когда оно пытается поймать солнечный луч 1146 . «Какой образ рассуждения,– взывает Августин,– какая сила и могущество рассудка, какая живость ума и проницательность соображения покажут нам... как существует Троица 1147 ! Что такое она есть, это неизреченно, этого не может изъяснить даже язык ангельский, а тем более человеческий» 1148 . В основе этого воззрения на отношение божественной троичности к разуму лежащая мысль совершенно ясна и неоспорима.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

А.А. Денисов Принципы и методы противосектантской миссии (по трудам священномученика Сильвестра, архиепископа Омского и Павлодарского) Священномученик Сильвестр родился 31 мая 1860 года в селе Косовно, Сквирского уезда, Киевской губернии в семье диакона местной церкви Льва Ольшевского и в крещении был наречен Иустином. О детстве святителя сохранилось очень мало сведений, известно, что по достижении необходимого возраста он поступает в Киевскую Духовную Семинарию, где становится одним из ближайших учеников видного богослова-догматиста Сильвестра (Малеванского) , по рекомендации которого он по прохождении в 1883 году полного семинарского курса поступает в Киевскую Духовную Академию с. 31]. Как отмечает омский историк Александр Владиленович Жук в своей работе «Иерархи Омской церкви», уже в период обучения в духовных учреждениях будущему Владыке пришлось столкнуться с сектантами. Дело в том, что «в эти годы его родное село и окрестности заполнили штундисты. Проводя каникулы в кругу семьи, молодой богослов близко заинтересовался домашним бытом и мировоззрением местных сектантов» с. 53]. Штундисты в России появились благодаря немецким поселенцам на Украине, которые дали первоначальный импульс для формирования и дальнейшего распространения уже русского протестантизма. Иустин Ольшевский одним из первых увидел в нарождающемся сектантском движении огромную опасность для Церкви государства, на которую почему-то мало обращали внимание церковные и государственные власти. После окончания Киевской Духовной Академии он принимает решение посвятить свою жизнь миссионерскому служению, то есть, по замечанию А. В. Жука, «избирает едва ли не самое неблагодарное в Российской империи духовное поприще» с. 56]. В 1890 году Иустин Ольшевский по приглашению епископа Иллариона (Юшенова) переезжает в Полтаву и становится епархиальным миссионером. В этот период служения миссионером были выработаны основные задачи и методы антисектантской (и в целом миссионерской) деятельности, которые представлены в опубликованных произведениях молодого богослова. Мы бы выделили у него следующие основополагающие принципы и направления миссионерской работы:

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

(Беседа Александра Кырлежева с протоиереем Павлом Хондзинским) П.В. Хондзинский 1 , А. И. Кырлежев 2 В беседе А.И. Кырлежева с протоиереем Павлом Хондзинским обсуждается концепция «соборности», возникшая в русском богословии у Алексея Хомякова под влиянием богословия Адама Мёлера и немецкой философии, причем особый акцент сделан на значении последней для формирования логической структуры нового экклезиологического понятия. Учитываются идеи древнего Отца Церкви блж. Августина . Прослеживается взаимодействие изначального русского понятия соборности с богословским персонализмом в конце XIX–XX в. Рассматриваются вопросы: соборность как единство и как единство во множестве, соотношение церковной соборности с социальной общинностью, симфоническая личность, персонификация Церкви. Обозначается развитие концепции соборности у таких авторов, как Владимир Соловьев, Сильвестр Малеванский , Евгений Аквилонов , Павел Флоренский , Антоний Храповицкий , Сергий Булгаков , Николай Афанасьев , Георгий Флоровский , Владимир Лосский и др. Обсуждается соотношение русского понятия соборности, кафоличности Символа веры и исторической практики церковных соборов, прежде всего Всероссийского собора 1917–1918 гг., который обозначил как «демократический поворот» в Церкви (вопрос о статусе мирян), так и стремление к персонификации церковного единства (восстановление патриаршества). В заключение выявлены вопросы, требующие дальнейшего богословского исследования. А. И. Кырлежев: Богословское понятие «соборность» многозначно. Это и «кафоличность» Символа веры , и термин, отсылающий к практике церковных соборов, и особый теологический концепт русского православного богословия, который даже не переводится на другие языки и передается как sobornost. Нас в данном случае интересует, прежде всего, последнее. Поэтому первый вопрос: русское понятие соборности возникает у Хомякова? Протоиерей Павел Хондзинский : Это понятие, конечно, возникает у Хомякова, но сказать, что это чисто русское понятие, я бы поостерегся. Потому что если мы заглянем в историю вопроса, то поймем, что Хомяков здесь был вторичен – по отношению не к какому-то православному автору, а к известному немецкому католическому богослову Иоганну Адаму Мёлеру (1796–1838). Для Мёлера, конечно, католический и кафолический – синонимы, у него нет различия между этими словами, и при переводе на русский (речь идет о его работе «Единство в Церкви») возникает проблема… 3 Хомяков воспользовался мёлеровской трактовкой слова katholikos (καθολικς). Мёлер считал, что смысл katholikos полностью определяется его этимологией – kath´ olon (греч. «по всему, согласно целому»), где olos означает целое, каждая часть которого является образом этого целого. И Хомяков в одной из своих работ дает подробный вариант толкования, несколько отличный от мёлеровского, но к нему, безусловно, восходящий: katholike, соборность, есть единство всех в любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

В VIII веке и в начале § 144 Этой строго-церковной точки зрения, как на все вероучение церковное, так и в особенности на учение об исхождении Святого Духа, римские епископы, как должно полагать, держались и в течение всего восьмого века. Нет, по крайней мере, никаких исторических данных, которые бы давали основание подозревать их в противном. Только с начала девятого века их воззрение на этот предмет начинает изменяться, вместо руководствования одним древнецерковным и вселенским преданием они находят возможным руководиться в делах веры и другим началом, авторитетом личных мнений или соображений, чем и приготовляют в римской церкви удобную почву для возникновения здесь всякого рода нововведений – даже и в области древнецерковной веры. На этой почве полный простор нашло себе не имевшее доселе большой силы давнее мнение Filioque, здесь оно свободно возросло в догмат, а затем впоследствии времени нашло себе место и в символе веры . Замечательно, что обстоятельства, при которых совершилось привитие и закрепление Filioque в римской церкви, заключают в себе много схожего с теми обстоятельствами, какие сопровождали возникновение и утверждение того же Filioque в церкви испанской. Там инициатива дела шла от государственного лица, и здесь она находилась в руках такого же лица, с той только разницей, что в первом случае являлся государь (Рекаред) в качестве оглашенного, ищущего единения с церковью, а в последнем выступал государь (Карл великий) в качестве исследователя и судьи в вопросах веры. Там путем к введению Filioque послужили собор (3-й толедский), а затем употребление на литургиях символа цареградского с прибавкой Filioque, и здесь для той же цели употреблен тот же способ, с той только разницей, что сперва введен был в употребление в церквах (галльских) символ с Filioque, а после уже вопрос об этом был обсужден и разрешен на соборе (ахенском). Как там, при внимании и снисхождении к авторитету государственной власти, не могло быть полной свободы в обсуждении вопросов веры, так точно и здесь. Правда, тогда как Рекаредово исповедание веры с Filioque не вызвало никаких возражений со стороны епископов, присутствовавших на третьем соборе толедском, мнение Карла великого на соборе ахенском не всеми здесь присутствовавшими было принято, но все же на стороне его оказалось большинство, к которому, как сейчас увидим, присоединился и римский епископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010