Как известно, в Ветхом Завете Господь повелел Моисею в скинии свидения, во Святая Святых устроить Ковчег Завета с тем, чтобы он был местом Его особеннейшего присутствия и откровений Его воли ( Исх.25:10–22; 26:33 ). Вместе же с сим, Он повелел Моисею сделать из золота и поставить на двух концах, покрывающего Ковчег Завета очистилища, двух, чеканной работы, херувимов ( Исх.25:18, 19 ), а, также, сделать, искусной работы истканные их изображения на завесе, отделявшей Святое Святых от святилища ( Исх.26:31 ), равно, как и на тех виссонных попонах, которые покрывали не только верх, но и стороны скинии, служа для нее вместо стен ( Исх.26:1 ). Как должно было быть высоко для еврейского народа религиозное значение Ковчега Завета, это, само собой, понятно. Ковчег сей служил для него ни чем иным, как видимым знаком или образом присутствия Божия, почему, естественно, должен был всегда возбуждать в нем собою такие мысли и чувства, которыми человек должен исполняться, находясь в присутствии Самого Бога. А потому, чествование Ковчега Завета в еврейском народе соединялось с божеским поклонением, относившимся, понятно, не к самому по себе Ковчегу, а, собственно, к Тому, Которого он представлял собою. Так, напр.: «когда поднимался Ковчег в путь, Моисей (обращаясь к Ковчегу) говорил: «Восстань, Господи, и рассыплются враги Твои и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя»; а, когда останавливался Ковчег, он говорил: «Возвратись, Господи, к тысячам и тьмам израилевым» ( Чис.10:35,36 ). Или же, когда, во время Иисуса Навина, предводимые им евреи потерпели поражение от жителей Гайских, «Иисус разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю пред Ковчегом Господним и лежал до самого вечера он и старейшины израилевы» ( Нав.7:6 ). А когда, в царствование Давидово, торжественно переносился Ковчег завета с восклицаниями и трубными звуками из дома Аведдара в, находящуюся в городе Давидовом скинию, Давид, быв преисполнен возвышенными религиозными чувствами, как говорится в книге Царств, «Из всей силы скакал пред Господом», и, когда за это укорила его дочь Саулова, Мелхола, он сказал ей, между прочим: «Пред Господом играть и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен» ( 2Цар.6:14, 21, 22 ). Кроме того, и других призывая достойно чествовать Господний Ковчег, он взывал: «Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его (Ковчегу); свято оно» ( Пс.98:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Который есть дверь и единственный доступ к Господу» 244 . В этом месте, что не трудно видеть, с необходимостью предполагается следующая мысль: если один только Сын Божий мог стать, приводящей людей к Богу и в царствие Божие дверью, а также, на самом деле, Он стал и таковой дверью только по явлении Своем в мир и совершении здесь Своего многотрудного и страдальческого подвига, с целью очищения грехов людских, то, понятно, что все это так необходимо было для нашего спасения, что, если бы сего не было, то тогда бы и Сын Божий не стал тем, чем теперь есть для людей, т. е. дверью к Богу и царствию Божию. Но, особеннейшего внимания, заслуживает рассуждение об искупительном деле Христовом древнейшего автора послания к Диогнету , который, хотя по примеру мужей апостольских вовсе не пытается уяснить, почему, именно, через страдания и смерть, а не как-либо иначе, нужно было искупить людей Сыну Божию, но, с поражающей ясностью и силой изображает, как безусловную нужду человечества в Божественной помощи, так и то, что, совершенное Иисусом Христом искупление, таким, именно, было делом, которое, от веков быв предоставлено Богом Отцом вместе с Его Сыном, было вполне согласно с их правдой и любовью, и которое недоведомым для людей образом имело принести и принесло те, именно, спасительные действия искупления и оправдания, в каких все человечество нуждалось. «Бог, – говорит означенный автор, – принял великое и неизреченное намерение (искупить людей), которое сообщил одному Сыну Своему. Доколе он держал и сохранял в тайне премудрый совет Свой, казалось, что Он оставил нас и не имел о нас попечения. Но после того, как он открыл через возлюбленного Сына Своего и объявил то, что было от века уготовано, даровал нам, вместе, все: и быть участниками Его благодеяний, и видеть Его, и (с Ним) действовать... Впрочем, если Он попустил нам в прежнее время следовать, по собственному нашему произволу, беспорядочным страстям... то не потому, чтобы увеселялся нашими грехами..., а потому, что приготовлял настоящее время праведности (через убеждение нас из наших собственных дел в том, что мы недостойны жизни и сами собой не можем войти в Царствие Божие)...

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Кроме общих и неопределенных указаний на троичность лиц в Боге, в ветхом завете мы находим и частные более или менее определенные предуказания на то или иное из лиц Божества. Здесь, прежде всего, обращают на себя внимание те места, в которых от Господа отличается Его Ангел, и этот Ангел сам есть Господь. Так, по изображению Моисея, Агари в пустыне явился и беседовал с ней Ангел Господень ( Быт.16:7–13 ), и Он же был Сам Господь, Которого Агарь, потому что Он ясно видел и настоящее ее положение и будущую судьбу ее потомства, назвала Богом видящим ( Быт.16:13 ). Аврааму в минуту его решения принести сына своего в жертву Богу тоже явился Ангел Господень ( Быт.22:11 ), и Он же был Сам Бог, потому что к Себе Самому Он относил то, что требовалось от Авраама для испытания его богобоязненных чувств в отношении к Богу ( Быт.22:12 ). И Иакову перед возвращением его из Месопотамии в родную землю явился во сне Ангел Божий, но Он говорил ему о Себе: «Я Бог, явившийся тебе в Вефиле... выйди из земли сей, и возвратись в землю родины твоей, и я буду с тобою» ( Быт.31:13 ). Таковую веру в неотступность от себя этого Ангела – Бога Иаков сохранил во всю свою жизнь и перед своей смертью во время благословения детей указывал им на Него, как единственного и всесильного Владыку, от которого зависит судьба его потомства. Самому же Моисею явился в огненной купине Ангел Господень, но Он говорил ему о Себе, что Он Бог отца его, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова ( Исх.3:2–6 ). Об этом самом, конечно, Ангеле упоминает впоследствии Исаия, когда, касаясь отношений Господа к давней судьбе народа израильского, между прочим, говорит следующее: «Он (Господь) был для них спасителем; во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию своему Он искупил их, взял и носил их все дни древние» ( Ис.63:8,9 ). Кто же был этот Ангел, Господь или Ангел лица Его, т. е. Ангел, являвший собой лицо Самого Господа? То несомненно, что Он был не иной, а тот же Господь, вера в Которого, как единого Бога, безусловно требовалась от каждого иудея, только Господь, рассматриваемый не в Самом Себе, независимо от мира, а являющийся в мире как Владыка его и выполнитель Своих о нем намерений и планов.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Между тем, дальнейший пророк Исаия, с особенной ясностью и выразительностью, предызображает, как пророческое, так, в особенности, будущее первосвященническое служение Мессии, совместно с этим и через это самое косвенно определяя и особеннейший характер Его царского служения. По этому изображению, Мессия, происшедши из, пришедшего в безвестность, знаменитого дома Иессеева, подобно отрасли, возникшей из древесного пня ( Ис. 11:1 ) 14 , и, происшедши через необычайное рождение от Девы ( Ис. 7:14 ) 15 , а также, при этом, будучи Богом крепким ( Ис. 9:6 ) и, следовательно, Еммануилом (Богом, в соединении с человечеством), вот в чем имеет проявить Свою посланническую деятельность в служении спасению людей. Он, будучи исполнен Духа Господня ( Ис. 11:2 ) и помазан Господом, чтобы благовествовать народам, послан будет исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих ( Ис. 61:1, 2 ). «Он поэтому возвестит народам суд... и на закон Его будут уповать острова... Он будет поставлен Господом в завете для народа и во свет для язычников» ( Ис. 42:1,4 и 6). И, мало того, что Он будет рабом Господа, для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Господь сделает Его светом народов, чтобы спасение Господне простерлось до концов земли ( Ис. 49:6 ). Оттого, «народ, ходящий во тьме, увидит свет великий, на живущих в стране тени смертной свет воссияет» ( Ис. 9:2 ), и «земля наполнится ведением Господа» ( Ис. 11:9 ). Но этим не ограничится посланническая деятельность Раба Иеговы, Он явит Себя еще Искупителем людей, принесши Самого Себя Богу в жертву за грехи их. Он – муж скорбей и болезней, не имеющий вида и величия, будет презрен и умален пред людьми, так что они будут отвращать от Него лицо свое и ни во что ставить Его ( Ис. 53:3 ), причетши Его к злодеям (ст. 12) и думая, что Он поражается, наказуется и уничижается Богом (ст. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Между тем, Сам Бог, положивший предать бедствиям нераскаянный народ Свой, говорил пророку Иеремии: «Хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» ( Иер.15:1 ), этим ясно показывая, что при других обстоятельствах могли бы ходатайствовать пред Ним о Его народе (уже отшедшие от мира) Моисей и Самуил, и их ходатайство могло бы быть Им услышано. Иуда же Маккавей, как повествуется в книге Маккавейской, видел в сновидении бывшего первосвященника Онию, который, простирая руки, молился за весь народ иудейский и который, кроме того, указывая на, явившегося потом, другого мужа, украшенного сединами и окруженного дивным и необычайным величием, сказал ему: «Это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий», и этим рассказом обрадовал и ободрил своих воинов для мужественной борьбы с врагами ( 2Мак.15:11–14 ). А это служит ясным и несомненным знаком того, что в Ветхозаветной Церкви было общим верованием – верование в возможность и важность предстательства за живых, пред Богом скончавшихся святых. Между тем, и в Новом Завете находим ясные следы этой же веры. Так, ап. Иаков преподает верующим заповедь молиться друг за друга и к сему присовокупляет: много бо может молитва праведного споспешествуема (усердная) ( Иак.5:16 ). Апостол же Павел собственным примером показывал, как он высоко ценил взаимные христианские молитвы, когда сам, молясь о всех верующих, и к ним неоднократно обращался с, такого рода, просьбами: молю вы, братие, Господем нашим Иисусом Христом и любовию Духа, споспешествуйте ми в молитвах о мне к Богу ( Рим.15:30 ); или: брате, молитеся о нас ( 1Фес.5:25 ), бдяще во всяком терпении и молитесь о всех святых, и о мне ( Еф.6:18, 19 ; снес. Кол. 4:3 ; 2Кор.1:10, 11 ). Если же апостолы словом и примером наставляли верующих и самим молиться за других, и у других просить для себя молитв, просить, именно, ввиду того, что много может усердная молитва праведника, который может между многими обрестись, то нельзя думать, чтобы они при этом не предполагали уместности обращения к молитвам, уже отшедших и прославленных Богом святых, особенно, если принять во внимание их учение о внутренне органическом общении между Церковью земною и небесною, в силу которого верующие, вступающие в земную Церковь , становятся весьма близкими к церкви первородных, на небесех написанных...

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Находясь в близком и даже дружественном отношении с ними, как учитель с учениками, Он постоянно знакомил их с истинами царствия Божия и вкоренял их в сердцах их, поверяя при этом каждое слово и дело, разрешая всякого рода недоумения их и вопросы и исправляя их ошибки (Мат. 13:10–12, 17:19–20, 20:22–28, 16:22–24). Им, поэтому, из учения Христова о царствии Божием было известно в полноте то, что другие знали только по частям, и было известно им много такого, чего другие совсем не слышали и не знали (Мат. 13:11). Не ктому вас глоголю рабы, говорил им Господь, яко раб не весть, что творит господь ею: вас же рекох други, яко все, яже слышах от Отца Моего, сказах вам ( Иоан. 15:15 ). Но и это Он считал еще не всем, что нужно было для воспитания и утверждения Его учеников в истине; еще оставалось многое, что необходимо было им знать, но чего они не могли еще вместить в себе ( Иоан. 16:12 ). Поэтому, Он обещал им послать иного Утешителя – Духа истины, Который имел воспомянуть им все, что Он сам говорил ( Иоан. 14:26 ), и кроме того научить их всему и наставить их на всяку истину ( Иоан. 16:13 ), пребывай с ними во век ( Иоан. 14:16 ). И в молитве своей к Отцу своему молился Он о том, чтобы Отец освятил их истиною, так как Он сам посвятил себя, чтобы и они были освящены истиною ( Иоан. 17:17,19 ); между тем, до исполнения обетования Отчего об освящении Духом истины учеников своих, Он не переставал и по воскресении своем, в течении сорока дней, являться им и учить их о том, что относилось к царствию Божию ( Деян. 1:3 ). Для чего же другого была такая усиленная заботливость об апостолах, если не для того, чтобы достойно приготовить их к тому особенному служению, на которое они были предъизбраны? Какое же это служение? – На него указывал своим ученикам Спаситель, вскоре после избрания их, посылая к одним овцам погибшим дому Израилева с проповедью о приближении царствия Божия (Мат. 10:1–40), о нем же напоминал апостолам пред страданиями своими и смертью , говоря, что Он избрал их и поставил для того, чтобы они шли, и плод приносили, и плод их пребыл ( Иоан. 15: 16 ), наконец, с полною ясностью указал на него, явившись по воскресении своем апостолам и давши им следующую заповедь, с точностью определяющую и сущность их служения и круг его: шедше убо научите вся языки, крестище их во имя Отца и Сына и Святого Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Мат.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Неоднократно и в Новом Завете тело противопоставляется душе или духу: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ( Мф. 16:26 ). И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить ( Мф. 10:28 ). В минуту смерти Господь обратился к Своему Отцу со словами: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. После этого, как сказано, Он испустил дух ( Лк. 23:46 ). Дух бодр, плоть же немощна ( Мк. 14:38 ). Этот дух не безличный, а имеет самосознание: Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? ( 1Кор. 2:11 ). Дух может прославлять Бога ( 1Кор. 6:20 ), желать того, что противно плоти ( Гал. 5:17 ). Ссылаясь на слова ап. Павла о видении третьего неба ( 2Кор. 12:2 ), свт. Сильвестр (Малеванский) говорит, что дух «может в некотором отношении даже отрешиться от самого тела, достигая такого рода состояний, о которых трудно сказать, в теле ли бывает тогда он или вне тела» 141 . Поэтому еретикам приходится искажать и перетолковывать ясные свидетельства Писания. Так, свидетели Иеговы пытаются исказить значение слов Екклезиаста И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (12:7): «Когда “дух возвращается к Богу”, никакого буквального перемещения с земли в небесную сферу не происходит…. “Дух возвратится к Богу” в том смысле, что теперь надежда на будущую жизнь всецело зависит от Бога» 142 . Адвентисты, цитируя Еккл. 12:7 , вместо согласия со словами о возвращении духа к Богу говорят ровно противоположное: «После смерти человека от него остается не дух, а только лишь память о нем у оставшихся в живых» 143 . Если же толковать этот дух как безличную силу от Бога, то адвентисты недалеки от пантеизма, приписывая человеку оживотворяющую божественную энергию. Вопрос об уничтожении грешников и их вечной муке будет проанализирован позже 144 , а здесь скажем лишь о практике поминовения усопших, которую одинаково отвергают все неопротестанты. Так, Господь говорит о частном суде в притче о богаче и Лазаре ( Лк. 16:22–23 ), о суде после смерти упоминает и ап. Павел ( Евр. 9:27 ). Вместе с тем, умершие вместе с живыми составляют одно тело во Христе – Его Церковь . В православном богослужении это подчеркивается не только заупокойными молитвами, но и благодарственными молитвами о святых (на проскомидии и на литургии после преложения даров), а также молитвенным обращением к святым. За гробом умершие принимают воздаяние, но их общение с Богом продолжается. В Апокалипсисе мы видим, как кадильный дым возносится от руки ангела с молитвами святых ( Откр. 8:3 ), как души убиенных за слово Божие и за свидетельство молятся Богу об отмщении ( Откр. 6:9–10 ). Все это происходит не после Второго пришествия, а до него. Господь сходил в ад для благовестия, чтобы вывести оттуда души людей ( 1Пет. 3:19–20, 4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Но Он Сам не сделает греха, и лжи не будет в устах Его (ст. 9), возьмет же Он на Себя наши немощи и понесет наши болезни, изъязвлен будет за грехи наши и мучим за беззакония наши, чтобы принять на Себя наказание нашего мира (ст. 4 и 5), чтобы за преступления народа Своего претерпеть казнь (ст. 8) и, чтобы мы ранами Его исцелились (ст. 5). И страдать будет добровольно и безмолвно. Как овца, веден будет Он на заклание, и, как агнец пред стригущим, безгласен, Он не будет отверзать уст Своих (ст. 7), пока не будет погребен у богатого, хотя будут назначать Ему гроб со злодеями (ст. 9) 16 . Но зато плоды страдания и смерти, какими Господу угодно будет поразить (ст. 10) этого, сделавшегося за преступников ходатаем (ст. 12), Страдальца, будут неизмеримо важны и велики. Когда душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное... оправдает многих и грехи их на Себе понесет (ст. 11). За то, что предаст душу Свою на смерть, Он получит часть между великими, и с сильными будет делить добычу (ст. 12) 17 , так что, насколько прежде многие изумлялись, смотря на Него, когда Он был обезображен паче сынов человеческих, настолько теперь Он станет предметом благоговейного изумления, чествования и надежд, как народов, так и царей ( Ис. 52:13–15; 11:10 ). После такого, столь характерного предызображения пророческого и первосвященнического служения Мессии, понятно, должно было становиться ясным и то, что Мессия имел быть не иным, как только духовно-благодатным царем, и, что царство Его опять имело быть не земным, а духовно-благодатным, а, именно, царством ведения Божия, правды, мира и любви, каковым и представлял его пророк Исаия ( Ис. 11:2–4, 6 и 8, 9 и 13), хотя, в своих частных изображениях Его, чтобы быть понятным для своего грубо-чувственного народа, неоднократно обращался к образам земных царств. В подобных же чувственных образах предызображал будущее духовное царство Мессии и современник Исаии пророк Михей, который, между прочим, как на характеристическую черту этого царства, предуказывал на истребление в Израиле всякого суеверия ( Мих. 5:12–14 ), а также на то, что будущий царь Израиля, имея произойти из Вифлеема, в то же время, будет иметь происхождение вечное, как выразил это через пророков Сам Господь в следующем Своем обращении к Вифлеему: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкой в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» ( Мих. 5:2 ) 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Обращаемся к Учителям и писателям II и III веков, относительно которых мы должны заметить, что и у них не находится подробных и обстоятельных сведений об акте доставления в иерархические степени, что легко объясняется, частью, недостатком настоятельных к сему, со стороны противников, поводов, а, частью, естественным признанием лишним многое говорить о том, что составляло предмет общеизвестной церковной практики. Но, тем не менее, ими, согласно с апостольскими мужами, или необходимо предполагалось, или же прямо и ясно указывалось то, что было главного и существенного в иерархическом доставлении, а, именно, его Богоучрежденность и благодатная сила, вследствие чего, через него поставляемым лицам сообщались особенные полномочия и благодатные дары. Так, св. Ириней, утверждая, что, «где Церковь , там и Дух Божий, а где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать», вместе с тем, учит, что «Бог в Церкви положил апостолов, пророков, учителей и все прочее действование Духа» 798 . Здесь, что не трудно видеть, Ириней поставление в Церкви после Апостолов и пророков, учителей, под которыми, конечно, разумел, вообще, иерархов, призванных к учительству в Церкви, не только включает во все разнообразное действование Св. Духа, но и дает ему, в сем отношении, первое и главное место, что совершенно естественно при взгляде на означенные лица, как поставленные быть органами вседействующей, в Церкви, благодати. А, что Ириней действительно разумел здесь, как, непосредственно заменивших собою по преемству, так и дальнейших, существовавших уже в его время церковных иерархов, это вполне подтверждается другим параллельным местом, где он, касаясь высших иерархических лиц, которым вверено правительство в Церкви, прямо применяет к ним слова ап. Павла: Бог «иных поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» ( 1Кор. 12:28 ), и, вслед за сим, такое делает заключение: «Итак, где находятся дарования Господни, там надлежит учиться истине у тех, которые имеют преемство церковное от Апостолов» 799 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Они должны составлять собою своего рода тело в церкви ( Еф. 4: 4 ), также необходимое для поддержания и развития ее внутреннего существа, или ее духа, как в природе человеческой необходимо тело для развития и преуспеяния духовной жизни, при настоящих условиях существования души. Необходимы, следовательно, некоторые внешние средства для распространения и утверждения духовной жизни в церкви, конечно, вполне соответствующие ее духу и направлению, необходимы и лица, которых бы было обязанностью пользоваться этими средствами, согласно с их назначением. Церковь есть общество духовное, но все же общество, а потому и в ней, как во всяком обществе, неизбежно разнообразие в состояниях и нуждах ее членов, вследствие чего необходимы разнообразные служения, для правильного течения жизни в ее организме. В ней могут быть члены слабые и немощные, в ней должны быть сильные и окрепшие, которые могли бы поддержать их; в ней неизбежны младенцы по вере и нуждающиеся в руководстве, в ней же должны быть зрелые и возмужавшие в духовном возрасте, способные подать нуждающимся духовное руководство. Разнообразие служений в церкви, основывающееся на разнообразии дарований духовных, не только не препятствует внутреннему ее единству, но напротив составляет необходимое условие его. Приводим самое рассуждение ап. Павла об этом предмете, и для большей ясности в русском переводе. „Как в одном теле,“ говорит апостол Павел, „у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело: так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования: то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,– в учении; увещатель ли, – увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли (προιςτμεγος), начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» ( Рим. 12: 4–8 ).“ Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука; то неужели потому она не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз: то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждые в составе тела, как Ему было угодно.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010