А если ты, возлюбленный, продолжает отец Сильвестр, чувствуешь, что не сделал никакого зла людям и ни в чем не согрешил пред Богом и что скорбь пришла на тебя без правды, то знай, что это благодать Божия и Господь, любя тебя, послал тебе скорбь, дабы, если с благоразумием претерпишь ее, получить тебе блаженство от Бога, как и все святые претерпели многие беды, да явятся их правда и крепость и да прославятся от Бога. Радуйся в своих скорбях, ибо ты приобщаешься Страстям Христовым, да с Ним и прославишься. Подражай праведному Иову, который, будучи лишен богатства, имения и чад, никогда не роптал и не злословил — напротив, благословлял имя Господне и за то еще больше прежнего был прославлен от Бога. Так вот «и твои уже Господь увидел слезы и истинное покаяние, и умилостивилась душа царя, и поместьицем тебя устроил ради нужды, и вотчинку отдал, да и впредь не оставит Бог слез твоих». Только больше и больше прибегай к Господу Богу с истинным покаянием и молитвами, дай пред Ним обет хранить заповеди Его во всем, а государю служить верою и правдою, и Господь услышит молитву боящихся Его и спасет их. А мы хотя и грешны, но за твою нелицемерную любовь к нам будем молить Бога, да сотворит на тебе милость Свою и да вложит государю добрая о тебе...» Как в Домострое, так и в обоих посланиях своих отец Сильвестр является одним и тем же. Это был человек здравого ума, многоначитанный, ревностный и, главное, практический, человек с твердыми убеждениями, с даром слова и даром учительства — одна из самых светлых личностей нашей церковной истории. От преемника Макариева на Новгородской кафедре Феодосия дошло до нас более десяти посланий. Но все эти послания — или частные письма, или официальные, деловые бумаги и в содержании своем представляют весьма мало учительного и литературного; не говорим уже о двух грамотах Феодосия: повольной на избрание Ростовского архиепископа и жалованной одной сельской церкви . Два послания написаны Феодосием еще в бытность его игуменом Хутынского монастыря: одно к государеву дворецкому Шигоне, другое к архиепископу Макарию.

http://sedmitza.ru/lib/text/436011/

По слову Божию, благочестие на всё полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей ( 1Тим.4:8 ). Это краткое, но многосодержательное изречение апостола да будет вам, возлюбленные о Христе чада, первым нашим архипастырским наставлением. Залогом у вас всяческого преспеяния да будет ваше тяготение к Церкви Божией, ваша постоянная готовность жить благочестно, ваше мирное душенастроение и честный труд. Для этого да дарует вам Господь единение с ревнующими о вашем спасении пастырями! Да благословит Господь благие труды военачальников и градоначальников ваших! Все мы да поживем жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу ( 1Тим.2:2–3 ). Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет со всеми вами. Сильвестр, епископ Омский и Павлодарский Каким должно быть клиросное чтение? 33 Тщитеся чести и разумети: да и чтуще молитеся, и молящеся чтете, и тако чтите Бога... Предисловие в Часослове Подобно тому, как древний церковнославянский язык в качестве языка богослужебного имеет за себя глубокие исторические и психологические основания, так и существующие приемы церковного чтения утверждаются на столь же серьезных основаниях. Если мы углубимся в древность, то найдем, что во всех религиях и у всех народов религиозные чувства, их молитвенное обращение к Творцу вселенной, все вопли души человеческой выражаемы были протяжными звуками, то есть распевно, или пением. Древние египтяне, как об этом свидетельствует их стенопись, прославляли Бога пением при употреблении музыкальных инструментов. Финикийские жрецы на горе Кармил громким голосом взывали к своему богу Ваалу ( 3Цар.18:28 ). Древние греки также применяли в честь своих богов хоровое пение и распевное чтение, как это видно из сохранившихся доныне трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Среди иудейского народа, который почитал Бога истинного, мы также с самых ранних времен находим, что Господа Бога они обычно прославляли пением. После чудесного избавления от рабства египетского и по переходе через Красное море Моисей вместе со всем народом воспел торжественную песнь Господу:

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

33. Бог Вездесущ Сам Бог в Ветхом Завете говорит о Себе: «Разве Я – Бог только вблизи... а не Бог и вдали?.. Не наполняю ли Я небо и землю? ( Иер. 23:23, 24 ). «Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» ( Ис. 66:1 ). Еще нагляднее представляет эту истину Иов, который говорит о Боге: «Он превыше небес... глубже преисподней... Длиннее земли мера Его и шире моря» ( Иов. 11:8, 9 ). Ап. Павел учит о Боге, что «Он не далеко от каждого из нас, о Нем бо живем движемся и есмы» ( Деян. 17:27, 28 ), и что Он «над всеми и чрез всех и во всех нас» ( Еф. 4:6 ). «Бог пребывает, – учит св. Афанасий Великий , – во всем по Своей благости и силе, вне же всего (т. е. Сам в Себе, внутри Себя) по Своему собственному естеству» (De decrem. synod. nys. с. 11). «Надобно знать, – учить, св. Иоанн Дамаскин , – что Бог не имеет частей, весь находится везде и всецело» (De fid. ormodox. lib. I. с. 13; curs. compl. graec. Т. col. 852). «Что Бог есть везде, мы знаем, но как – (везде), это не особенно понимаем», говорит св. Иоанн Златоуст , смиренно сознаваясь в слабости ума человеческого постигнуть тайну везде присутствия Божия (Homil. 2. in Epist. ad hebr. n. 1). (См. «Опыт. прав. догм. богосл.» еп. Сильвестра. Киев. 1884 г. Т. II, стр. 121, 126, 129, 133) 41 .   41 Примеч. Не излишне здесь изложить умозрительное изъяснение вездеприсутствия Божия одного великого русского мыслителя, профессора философии и богословия прот. Ф. Голубинского . Он говорит: „доказательство Божественного вездеприсутствия находим у св. Григория Нисского , заимствованное из самого понятия бытия и сохранения вещей“. „Кто будет столько безумен, говорит он, чтобы, рассматривая вселенную, не убедился, что есть в ней Божество, что Оно содержит ее, обитает в ней? Ибо все зависит от истинно Сущего, и ничто не могло бы держаться в бытии если бы не держалось истинно Сущим. Но истинно Сущее, как такое, есть не другое что, как природа Божественная. Таким образом самое существование (permanentia) вещей убеждает нас, что во всем существующем находится Божественная природа, и одному только Богу свойственно проходить (проникать) все и во всей природе вещей, по всем ее частям, быть распростертым».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

8 Апреля. Поучение о скором пришествии Господа Се, гряду скоро ( Откр.22:7 ) Скажут неверующие и душегубные: обещал две тысячи лет назад, что придет, да все не приходит! Так насмехаются те, которые будут вопить в вечных муках. А мы, готовящиеся к радости в Его Царствии, знаем, что Он придет в силе и славе, как и обещал. Мы знаем, что Он уже приходил бесчисленное множество раз и являлся Своим верным. Не приходил ли Он к Иоанну Боговидцу, которому и сказал эти слова: Се, гряду скоро? Иоанн видел Его в силе и славе и ощутил руку Его на себе, когда испугался: ... Пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою. Не приходил ли Он к Савлу, когда тот прежде пылал ненавистью к христианам, а по пути в Дамаск пал на землю, увидев Господа и услышав Его голос: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Опять-таки, не приходил ли Он в сердце апостола Павла, коль тот признается: Не я живу, но живет во мне Христос. И не приходил ли Он ко многочисленным мученикам и мученицам за имя Его, чтобы их ободрить, исцелить, помиловать? Не являлся ли Он Антонию Великому , Феодору Стратилату, св. Харалампию, св. Марине, св. Сильвестру и многим-многим другим? Да что мы говорим? Не вернулся ли Он третьего дня из царства смерти и не пришел ли к апостолам? И не приходил ли Он многократно Церкви на помощь, из мертвых ее воскрешая всякий раз, когда враги Его ликовали, считая, что навсегда Церковь Его предали смерти? Не явил ли Он могущество Свое в Церкви так же во времена Нерона, как и во времена Константина; во времена Юлиана, как и во времена Юстиниана; во времена арабского гнета, как и во времена турецкого и монгольского гнета над Христианами? О, братья мои верные, не дайте обмануть себя. Он приходил множество раз и ныне приходит. К каждой душе, к которой может подступиться из-за нечистоты, Он приходит. Однако все мы ждем Его, чтобы Он пришел последний раз в силе и славе. И знаем, что и это Его пришествие будет непременно. Господи Преблагий, прежде, чем придешь, удостой нас познать Лице Твое и устыдиться лица своего, грехом омраченного! Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

На страницах Писания только в одном тексте употребляется выражение «из ничего»: «Посмотри на небо и землю и, видя всё, что на них, познай, что всё сотворил Бог из ничего» ( 2Мак. 7:28 ). Однако существуют непрямые указания на сотворение мира из ничего. В Бытии сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт. 1:1 ). Тут употребляется глагол «бара», который в Ветхом Завете встречается более сорока раз и каждый раз указывает на действие Бога, и никогда – на действие человека. Как замечает современный исследователь, «в Шестодневе глагол «бара» появляется трижды, и всякий раз, когда речь идет о творении чего-то принципиально нового, того, что не может быть выведено из предшествующего, но требует специального творческого импульса: во-первых, в первый день, когда говорится о творении материального мира: в начале сотворил Бог небо и землю ( Быт. 1:1 ); во-вторых, в пятый день, когда появляются на свет первые живые существа: и сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся ( Быт. 1:21 ); и наконец, в шестой, когда сообщается о творении человека: и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их ( Быт. 1:27 ). Итак, в каждом случае глагол «бара» фиксирует новый иерархический уровень, новую стадию творения. В этой перспективе очень выразительным представляется появление этого глагола в 50–м псалме: «Сердце чисто созижди (евр. «бара») во мне, Боже " " 269 . И хотя глагол «бара» имеет целый спектр значений, можно сказать, что в Быт. 1:1 это слово употреблено именно в значении творения «из ничего». Очевидно, что учение о творении мира ex nihilo также является следствием библейского учения о Боге как Совершенном, Абсолютном Существе, следовательно, не может существовать никого иного, совечного – никакого иного начала, никакой праматерии, ничего другого, а потому Бог творит именно из ничего. Говоря о творении мира из ничего по воле Святой Троицы, необходимо акцентировать внимание на вероучительных следствиях этого догмата 270 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

• дарованные заповеди направляют волю («ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» ( 1Пет. 2:15 ); «И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» ( 1Ин. 4:21 )); • преображает чувства («твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» ( Евр. 5:14 ); «молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве» ( Флп. 1:9 ); «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Флп. 2:5 )). §6 Богословие как таинство (μυστριον) Богословие называется тайной. Получив Откровение, включившись в процесс познания его, человек всё же не может претендовать на познание Откровения без остатка, так, чтобы не оставалось ничего неясного, непознанного: «Теперь мы видим, как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно» ( 1Кор. 13:12 ) 11 . Важно осознавать, что богословие – тайна не в смысле загадки или ребуса, требующего расшифровки, но в смысле того, что выходит за пределы тварного мира и всегда будет выходить. Богословие – тайна именно потому, что берёт свое начало за пределами сотворенного и ведет туда же. Богословие, даже что-то утверждающее, всегда остается тайной, так как само основано на тайне – тайне Богооткровения: ««Тайна» в истинно богословском смысле слова – это именно то, что открыто нашему человеческому пониманию, хотя это откровение никогда не будет исчерпывающим, поскольку касается глубин «божественного мрака»», – пишет митр. Каллист (Уэр) 12 . Кроме того, богословие формирует свой особый язык, зачастую антиномичный 13 . Причина этого, в том числе, и в определенной немощи человеческого языка, который возник как фиксатор опыта, связанного с тварным, посюсторонним миром, и, соответственно, недостаточен для выражения того, что находится за пределами этого мира: «Любое богословское утверждение не достигает цели по причине понимания говорящего. Наше понимание немощно, а язык наш еще менее совершен» 14 – говорит свт. Василий Великий .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Так отнеслись люди к Божественному учению Христову. А как отнеслись они лично к Нему? Господь Христос изобильно источал людям дары Своих милостей: Он насыщал голодных, исцелял больных, изгонял бесов, воскрешал мертвых, утешал скорбных, Себя отдал за спасение людей. Что же люди? – Они преследуют Его с младенческих лет, заставив Его бежать в Египет. Когда Он достиг мужского возраста, пытаются свергнуть Его со скалы в пропасть, пытаются взять Его под стражу, злословят и всячески клевещут на Него, наконец хитростью берут Его для своего беззаконнейшего суда. А что на суде вытерпела Божественная любовь? – клеветы, оплевания, заушения, ударения, всякие истязания, издевательства и ужаснейшую крестную смерть. Сами, уничижая Христа, другим воспрещали почитать и прославлять Его. Когда при торжественном на осляти входе Господа Иисуса в Иерусалим славили Его ученики и малые дети, то книжники и фарисеи требовали, чтобы Он воспретил это открытое прославление ( Лк.19:37–40 ; Мф.21:15–16 ). А ныне что творится? То издевательство над достойнейшими священнослужителями, над Христианской Церковью , над всем делом Христовым, которое является в книгах и на театральных подмостках («Черные вороны» В. Протопопова и др.), не доставляет ли Христу такого же заплевания и заушения, какое происходило при Его земной жизни? А в попытках устранить из государственной и общественной жизни и из школы прямое влияние Христианской Церкви на основе так называемой свободы совести не выражается ли то же самое презрительное отношение ко Христу? Отвращаясь от Господа и Христа Его, отвращаясь от религии, люди по необходимости впадают в крайнее нравственное расстройство. Поскольку они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы ( Рим.1:28–31 ). Так характеризует апостол языков современных ему безверных людей. Неправда и злоба людская сопровождается, однако, внешним видом расположенности и добра – заискиванием и ласкательством, особенно перед сильными людьми и перед народными массами. На суде правитель выносит явно незаконный над Христом приговор вследствие желания сделать угодное народу ( Мк.15:15 ). В другой раз, когда народные стремления не совпали с намерениями народных вождей, то вожди эти беззастенчиво высказались о народе так: этот народ невежда в законе, проклят он ( Ин.7:49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Когда святой впал в предсмертную болезнь, братия, горевавшие, когда он уходил в уединение, тем более скорбели о предстоящей кончине святого. " Не скорбите об этом, братия мои возлюбленные, - говорил им в утешение преподобный, - на все воля Божия. Сохраняйте заповеди Господни и не бойтесь в этой жизни потерпеть беды, чтобы получить награду на Небесах. Если же я буду иметь дерзновение у Бога и дело мое будет Ему угодно, то это святое место не оскудеет и по моем отшествии. Молитесь только Господу Богу и Его Пречистой Матери , чтобы избавиться вам от искушений лукавого " . Преподобный скончался 25 апреля 1379 года и был погребен справа от деревянного Воскресенского храма. Чудеса и почитание Вскоре после кончины преподобного на месте его духовных бесед была сооружена часовня, вокруг которой ежегодно в день памяти святого подвижника совершались крестные ходы. Особо почиталось место погребения преподобного, так как от гроба его происходили чудесные исцеления. Сохранилась запись чудес преподобного от 1645 года, в которой описано 23 чуда. Особенно многих преподобный исцелил от беснования (12 случаев) и исступления ума, болезни глаз (6 случаев). В 1645 году иеромонах обители Иов приказал крестьянам рубить заповедную рощу на дрова и был за это поражен слепотой. Через четыре недели он осознал грех, покаялся и дал обещание не поступать по своей воле, а все делать по совету братии. Иеромонах отслужил молебен в церкви, приложился к раке преподобного и прозрел. Почитание святого неоскудевало в его родном краю. Богомольцы благоговейно черпали воду из колодца вырытого преподобным на склоне горы у Обноры, а вокруг обители со временем выросло село. Воскресенская обитель неоднократно подвергалась разорению, но её история продолжалась вплоть до закрытия во время секуляризации церковных земель 1764 года, когда соборный храм был превращен в приходскую церковь . Со временем, в одном из приделов Воскресенского храма в бронзовой посеребренной гробнице установили обретенные нетленные мощи преподобного Сильвестра.

http://drevo-info.ru/articles/5652.html

Излишне было бы распространяться о том, что Августин часто повторяет то положение, что Дух есть Дух Обоих – Отца и Сына и в связи с ним всегда ставит ту мысль, что Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. «Не можем сказать,– говорит он напр.,– что Святой Дух не исходит от Сына, потому что не напрасно тот же Дух называется Духом Отца и Сына 1050 . Ибо священное Писание говорит, что Он есть Дух Обоих... А что Он исходит от Того и Другого, этому мы научаемся из того, что Сам Сын говорил: от Отца исходит, а воскреснув из мертвых и явившись ученикам Своим он дунул и сказал: «приимите Дух Свят» ( Ин.20:22 ), чтобы через это показать и то, что Он и от Него исходит» 1051 . Или же в другом своем сочинении он так рассуждает: «Почему нам не веровать, что Св. Дух исходит и от Сына, когда Он есть Дух также Сына? Ибо, если бы Он не исходил от Него, то, явившись ученикам после своего воскресения, Он – Сын – не дунул бы на них, говоря: приимите Св. Духа; ибо что другое означало оное дуновение, если не то, что Св. Дух исходит и от Него?... Итак, если Св. Дух исходит как от Отца, так и от Сына, то почему же Сын сказал: Он от Отца исходит? Почему ты думаешь, если не потому, что он имеет обыкновение – то, что принадлежит Ему Самому, относить к Тому, от Кого и Сам Он есть? Так напр. говорит Он: Мое учение не есть Мое, но Того, Кто послал Меня. Если здесь разумеется Его учение, которое Он однако назвал не своим, но учением Отца; то сколько же более нужно разуметь, что Св. Дух от Него исходит, в том месте, где Он говорит: от Отца исходит, чтобы не сказать: от Меня исходит» 1052 ? Но весь вопрос здесь в том, в одном ли и том же смысле Августин понимал исхождение Духа от Отца, и исхождение Его от Сына, и если не в одном, то в каком именно смысле он употреблял выражения: Дух исходит от Отца, и тот же Дух совместно исходит от Сына? Что Августин в различных смыслах понимал исхождение Духа от Отца и исхождение от Сына, это, как сейчас увидим, совершенно очевидно и не может подлежать никакому сомнению. Не подлежит также сомнению и то, что под исхождением Духа от Отца он разумел происхождение Его от Отца по началу своего бытия. Но что касается того, какое именно он соединял представление с допускаемым им исхождением Духа и от Сына, это по причине неясности и неполноты в этом пункте его учения, определить весьма не легко, хотя нам представляется при нижеследующих основаниях более уместным здесь то предположение, что под исхождением Духа от Сына он разумел не что иное, как совечное с Его исхождением от Отца пребывание в Сыне, с которым Он от вечности находясь неразделен, существует в Нем в образе дыхания, пребывающего в Нем и выходящего из Него, и через Него исходит в мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

История России – это история православного русского народа в его благотворном взаимодействии и сотрудничестве со всеми народами и народностями, населяющими огромные пространства евразийского континента. Плодотворность такого взаимодействия и его высокая эффективность в сохранении и развитии всех российских этносов достигалась, прежде всего, за счет высокой духовной культуры русского народа проистекающей и утверждающейся православием. «Наша история, – пишет И.Л. Солоневич в своей прекрасной монографии «Народная монархия», – есть история того, как дух покоряет материю, а история САСШ (современная аббревиатура – США. - М.Л.) есть история того, как материя подавляет дух». Строительство Русского государства и должно осуществляться с учетом этого нашего уникального исторического опыта. Этот уникальный опыт нашел свое литературное воплощение, в частности, в шедевре русской мысли – «Домострое». В этом бесподобном своде нравственно-этических и хозяйственных норм русской жизни, написанном священником Сильвестром в начале XVI века, речь идет не просто об обустройстве дома и семейного уклада жизни, но и о богоугодном поведении русского человека. Приведу лишь один фрагмент из «Домостроя» о праведном житии. «А если кто по-божески живет по заповедям господним, по отеческому преданию и по христианскому закону, то есть если владыка судит справедливо и нелицеприятно и одинаково всех, богатого и бедного, ближнего и дальнего, известного и неизвестного, – такие, конечно будут вознаграждены за свои справедливые решения». Легко заметить, что эти поучения об обустройстве русского дома непосредственно вытекают из великого учения самого Иисуса Христа. Вот тому подтверждение. «Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен: Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне, почему, когда случилось наводнение, и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и не исполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое» (Лк. 6: 47-49).

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/25/o_...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010