III. Хасмонейский период (142-63 до Р. Х.). В «Апокалипсисе недель» (1 Енох 93. 3-10; 91. 12-17) отразилась критика хасидим Маккавеев, превратившихся из народных вождей в ловких политиков. В отличие от «Апокалипсиса животных» здесь подчеркивается значение определенной группы «избранных праведников» (возможно, хасидим), а не всего Израиля. При этом отрицательная оценка послепленного иудаизма служит фоном не для «нового творения», а для «нового избрания». Главное - не история всего Израиля, а история секты избранных, поэтому «Апокалипсис недель» не призывает никого одуматься и обратиться - участь грешников уже предрешена. «Книга послания Еноха» (1 Енох 91-104) демонстрирует отказ хасидим признать полную победу Хасмонеев и наступивший мир событием окончательного спасения. Успехи Хасмонеев ставят под вопрос веру в близкий конец мира; отсюда - страстные призывы верить и надеяться на Суд, требовать его (104. 3). О сроках Суда не дается никаких указаний, он может наступить внезапно, в любой момент. Древняя традиция «Сивиллиных оракулов» , известная в античности и за пределами Греции, получила наиболее широкое распространение в эллинистический период и была воспринята также и евреями. В стандартной коллекции «Сивиллиных книг» полностью евр. считаются книги 3 - 5 и 11 - 14, книги 1, 2 и 8 содержат евр. субстрат (Дж. Коллинз). Древнейшей считается «3-я Книга Сивиллиных оракулов», самые ранние материалы к-рой датируются 2-й пол. II в. до Р. Х. Составленная в среде евреев, проживавших в Египте, эта книга представляет собой «исторический» апокалипсис и наполнена ожиданием мессианского царя, «седьмого царя Египта из греческой династии», к-рый положит конец войне и при к-ром Бог «будет судить каждого кровью и огнем палящим», а также будет воздвигнут новый храм Бога. Иерусалимский храм станет главным местом поклонения Богу для всех народов. Залогом оправдания на Суде является соблюдение Закона, понимаемого скорее как набор этических предписаний общего характера с центральной заповедью единобожия, соблюдение специфически иудейских диетарных ограничений и обрезания здесь не подчеркивается. Характерно отсутствие интереса к небесной сфере, космологии и ангелологии ; нет никаких указаний о загробном Суде.

http://pravenc.ru/text/75602.html

Египтяне почитали также солнце, которому они и посвятили город Гелиополь. И они изображали солнце посредством вымышленной птицы Феникс, о которой выдумывали, что она – единична и по смерти рождает себя саму, что означает солнце, которое единично и направляется от заката к восходу (ведь Феникс – не что иное, как чистая басня). Следовательно, Меркурий, сделав либо новое изобретение (если Феникс тогда уже появилась в головах Египтян) либо первое, мог окутать тот же самый предмет этими загадками о единицах так. Разумеется, единица, то есть Феникс, которая одна, родила единицу, другую Феникс после своей гибели, и на себя обратила пламя, очевидно, одними лишь лучами, брошенными (как рассказывают) на подлежащие останки для возбуждения у себя пожара, прежде смерти и нового рождения. Или единственное солнце словно бы рождает само себя, когда восходит, и словно бы вновь получает утраченное сияние. Так думаем мы, а другим позволительно предполагать иначе. § 28. Что касается СИВИЛЛ: истинно, что они много ясного предсказали о Христе, но также истинно, и в этом никто никогда не сомневался, что они произносили свои пророчества по внушению Божию, чтобы, разумеется, повсюду были приметны свидетельства долженствующей некогда показаться на свет Христианской истины. И не следует удивляться тому, что Бог побуждал к столь важному делу нечистых языческих дев, поскольку и Писание свидетельствует, что Бог говорил через языческого Пророка Валаама и через его осла ( Числ.33 ). И нечестивый Саул пророчествовал ( 1Цар.10 ). И подлежащий проклятию Первосвященник Каиафа изрек истину о смерти Христа, хотя и не желал этого и сам этого не понял ( Ин.11 ). Почему же книги Сивилл не причитаются к числу книг Священного Писания, будет сказано ниже, где (идет рассуждение) о Канонических книгах 28 . Однако отсюда уже неудивительно, что поэты воспевали то, что приняли от Сивилл. А что Вергилий сказал, что пришел этот последний век, словно бы он уразумел, что наступило событие, (предсказанное) вещанием Сивиллы, то он не осознал чего-то возвышенного, но угождает Салонию и, поздравляя Асиния Поллиона с рождением сына, хотя и не верит этому, однако говорит, что оно предсказано Сивиллой.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Первый раз с именем Магога мы встречаемся в Быт.10:2 при перечислении сыновей Иафета, внуков Ноя; в ряду имен первых Иафетитов стоит имя Магога и в 1 кн. Паралипоменон 1Пар.1:5 . Что касается до имени Гога, то и оно носит характер имени собственного, что видно из той же 1 кн. Паралипоменон 1Пар.5:4 , где Гогом назван один из Рувимлян. К этим библейским свидетельствам, о значении имен Магог и Гог, можно присоединить еще обнародованные знаменитым ассириологом Шрадером данные клинообразных надписей, которые упоминают о царьке небольшого племени с именем Гагу или по иной дешифрации Гугу. Резюмируя поименованные показания, как вне библейские, так и библейские, мы можем придти к заключению, что нет препятствий к тому, чтобы усматривать в наименованиях Магог и Гог библейских пророчеств не простые звуковые фикции, но действительные исторические имена народностей, происходящие от имен их предводителей или родоначальников. Обращаясь к древним писателям, мы у них находим попытку этнографического определения народа с именем Магог. Иосиф Флавий, в «Иудейских древностях» 1, 6, говорит, что племя Магогов заимствовало свое имя от родоначальника Магога, греки же называют его скифами (Μαγωγης δε τους απ» αυτου Μαγωγας ονομασθεντας ωκισε Σκυθας δε υπ’ αυτν (т. е. греками) προσαγορευομενους. Tl. Ios. opera. Parisiis 1845, p. 14). Иудейская сивилла, следуя пророчеству библейскому, помещает Гога и Магога наряду с исторически известным враждебным Израилю нациями, Египтянами и Ливийцами, причем решительно переносит место пребывания исторически мало освещенных народностей, Гога и Магога, в Африку, в междуречье эфиопского плоскогорья (ныне Хабеш): Горе тебе, вещает сивилла, страна Гога и Магога, лежащая между рек Эфиопии, какое кровопролитие ты испытаешь, и все назовут тебя страной, над которой совершился суд, ибо твоя много орошенная небесной росой почва будет пить темную кровь (Or. Sib. von Friedlieb. S. 64–65). В другом месте сивилла говорит о Гоге и Магоге наряду с исторически совсем неизвестными врагами иудеев: Горе тебе, Гог, равно вам всем: Магогу, Марсону и Аггону, зло приносит вам рок (Ibidem S. 75). Эти последние слова иудейской сивиллы, конечно, не дают ничего для определения территории Гога и Магога на карте древле обитаемых человечеством земель. Блаженный Иероним при истолковании Иез.38:2 и Иез.39:6 , книга Иезекииля отождествляет Магога с свирепыми и многочисленными скифскими племенами, жившими по северную сторону Кавказского хребта, сосредоточиваясь на берегах Меотиды и на северной береговой кайме Понта Эвксинского, но следует заметить, что в свидетельстве пророка упоминаются наряду с Магогом и Гогом, – эфиопляне и ливийцы, представляющие с гипотетическими скифами антиподов древней географии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Наконец, Сивилле недостаёт и пророчественного объекта. Пророческий объект у Даниила – это основная в деле домостроительства, историко-пророческая идея всепобеждающей и торжествующей борьбы царства Божия с боговраждебной мировой силой. Эта идея у Даниила есть идея всеобъединяющая и всепроникающая; развивается она в творческо-пророческом духе и четыре мировых формы боговраждебной власти, выведенные Даниилом в его предсказаниях, при всей их внутренней истинности, однако не покрываются вполне внешней, эмпирической всемирной историей народов, но возвышаются над настоящим течением событий. Сивилла же не имеет этого творческо-пророческого духа, никакая историко-спасительная мысль не находит в ней для себя самостоятельного и исключительно-преобладающего раскрытия. Сивилла в подлинном смысле представляет собой александрийских времён компиляцию совне схваченных пророческих и греко-языческих мыслей. Принадлежащая ей идея – иудейство возвысить во всемирную религию – есть только человеческий отблеск того божественного плана спасения, по которому все народы в Аврааме благословятся ( Быт.12:3, 17:5–7, 18:18 и пр.), который, как великая всемирно-историческая мысль, проходит через всех пророков, у Даниила достигает до полной ясности со стороны своего всемирно-исторического значения и через христианство приходит к своему осуществлению, в Сивилле же теряет свою духовную жизненность, религиозно спиритуализируясь и политически материализуясь. Не живого и святого Бога, Бога завета, Иегову израилева, который живёт на небе, который не только создал мир, но и царство Божие устрояет на земле, Сивилла возвещает язычникам, а, подобно учениям философских школ, божество, ни от кого не рождённое, но всё производящее, не имеющее в себе никакого различия, не видимое, но всё видящее и т. п. Этому религиозному спиритуализму соответствует чисто материализованное предвещание будущих событий политической истории. Сивиллист старается подражать пророчествам данииловым, но не знает основной пророческой мысли, мысли о царстве Божием в его противоположности царствам мирским и вследствие этого только копирует эмпирическую всемирную историю, указывая, что прежде будет владычествовать Египет, потом Ассирия, Персия, Мидия, Македония, снова Египет, затем Рим (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Старая легенда рассказывает нам, что некогда к Тарквинию явилась из Еум сивилла Амалфея и предложила ему купить принесенные ею девять книг прорицаний. Скупому царю цена показалась очень высокой. Он отказался. Тогда Амалфея сожгла перед царем три книги и за оставшиеся шесть попросила прежнюю цену. Царь удивился, но опять отказался. Амалфея сожгла еще три книги и за оставшиеся у ней три просила то же, что раньше просила за девять. Тогда царь не только изумился, но по соглашению с авгурами решился на покупку таинственных книг. В них предрекалась судьба Рима. Так говорит легенда. История не знает – восходит ли древность сивиллиных книг ко времени Тарквиния, но несомненно, что некоторые из них очень древнего происхождения, имя сивилл уже употреблялось во времена Гераклита (550 до Р. X.), как также несомненно, что некоторые явились очень поздно, и ученые охотно назначают для них христианскую эру (до 6 в.). Сивилл насчитывают много и их произведения теперь разделены на 14 книг (новейшее издание Aloimiя Rzach’a 1891 с латинским предисловием и примечаниями). Самое значение имени доселе остается загадкою (Σιο βυλλ=Λιο βουλ=Σιβιλλα). В ряду этих сивилл есть и иудейская. Она указывает народам спасение в вере иудеев и иудеях. Таково содержание по нынешнему счету третьей сивиллиной книги. По общему мнению ученых, эта книга явилась около 140 г. до Р. X. (при Птоломее 7, 145–117 г.); некоторые, наприм., А. Гарнак, отодвигают происхождение некоторых стихов этой книги к христианской эпохе. Но стихи эти по содержанию своему не христианского, а иудейского происхождения; затем, если даже и удалить эти стихи, то основная мысль, что истина и спасение у иудеев, содержится и в остальных местах книги. Мы приведем некоторые места из речей сивиллы. Что не христианин был составителем их, что безусловно несогласно было с духом христиан первых веков таким образом пропагандировать свое учение, об этом не может быть и речи. «О, Греция, говорит пророчица, зачем ты возлагаешь свое упование на людей, смертных владык, которые не в состоянии избежать участи смерти? Зачем ты приносишь умершим напрасные дары и жертвы совершаешь пред идолами богов? Кто внушил тебе такое заблуждение? Кто привел тебя к такому отступничеству, что ты отвратилась от лица великого Бога? О, прежде всего чти имя Отца всех вещей! да и не будет тебе это имя более неизвестным! Пятнадцать столетий прошло с тех пор, как гордые цари царствовали над Грецией, которые между смертными распространили первое нечестие, они чрез поклонение многочисленным идолам различных, смерти подпавших богов развратили ваш дух и наполнили суетными вещами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

И принесет в тот храм народ, Богом избранный, жертвы, И народу тому бесконечную жизнь Бог ______________________ Orac. Sibyllina, V. Vers. 484–503. ______________________ Как здесь сивиллист предвещает падение знаменитого культа египетского, так другой сивиллист, говоря об имеющем скоро последовать падении же римской религии, предвещает вместе с тем и ниспровержение самого Рима, этого языческого Вавилона: И на тебя, гордый Рим, навлекут грехи твои кару Свыше, и склонишь впервые ты перед ней твою выю; Будешь простерт по земле, и пожрет тебя бурное пламя. До основанья сгоришь ты, твое богатство погибнет, И в жилищах твоих поселятся лисицы и волки: Ты запустеешь тогда, тебя как бы не было вовсе. Где твой палладиум будет? Какие спасут тебя боги - Медные, каменные иль златые? Где Рея, где Кронос, Те, которых ты чтил, — бездушные демоны эти - Изображения мертвых ______________________ Orac. Sibyllina, VIII. Vers. 37–48. ______________________ Продолжая созерцать будущие судьбы Рима, сивиллист говорит далее: " Вот уже пятнадцать царей (столько насчитывали от Юлия Цезаря до Адриана), подчинив мир от востока до запада, перестали править, придет еще один, коего имя будет подобно морю (здесь игра слов: Адриатическое море указывает на Адриана), затем будут править еще три (т. е. Антонин Пий, Марк Аврелий и Вер, при которых, вероятно, и составлено пророчество), но их время будет последним временем. Ибо тогда возвратится из дальних пределов земли матереубийца (т. е. Нерон, изображающий собою антихриста), и, о Рим, ты будешь сетовать, снимешь пурпур властелина и облечешься в одежду плача. Ибо произойдет смятение между всеми смертными, когда приидет всесильный Владыка и, восседая на своем престоле, будет судить живых и мертвых. Вопль, землетрясение и пагуба постигнут тебя и бездны земные разверзутся " Тот же предмет в поэтических красках изображали и другие сивиллисты, и один из них с воодушевлением воспевал победу христианства, которую он изображает так: с неба нисходит храм и объемлет собою всех Так велики были чаяния христиан II века касательно непрочности язычества и торжества христианства; это казалось им очень, очень недалеким.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

24 .1. Теперь я добавлю остальное. Итак, придет Сын Всевышнего и Великого Бога, чтобы судить живых и мертвых, о чем свидетельствует и что утверждает Сивилла: Тут среди смертных по всей земле начнется смятенье В день, как придет Вседержитель, воссядет на троне и будет Души судить живых и мертвых – суд над вселенной 758 2 . Он, когда уничтожит несправедливость и совершит великий суд, и праведников, которые были от начала, вернет к жизни, будет пребывать среди людей тысячу лет и со всей справедливостью будет царствовать над ними. Это предвестила другая Сивилла, пророчествующая в исступлении: Смертные люди, внемлите – царит Владыка нетленный! 759 3 . Те, кто будут живы в телах своих, не умрут тогда, но в течение той же тысячи лет родят бесконечное множество людей, и будет потомство их святым и любезным Богу. Те же, кто восстанут из ада [ab inferis], возглавят живущих, как судьи. 4. Язычники же не исчезнут совершенно, но некоторые останутся до победы Божией, чтобы участвовать в триумфе праведников и пребывать под ярмом вечного рабства. 5. В то же самое время будет закован в цепи предаодитель демонов, который является виновником всякого зла, и будет пребывать в течение тысячи лет под стражей небесной власти, когда в круге земель будет править справедливость, чтобы не возводилось против народа Божьего никакого зла. 6. После прихода [Сына Божьего] соберутся со всей земли праведники, и по совершении суда в центре земли будет основан град святой [civitas sancta], в котором сам Создатель Бог будет пребывать с праведниками. На этот город указывает Сивилла, когда говорит: Город же, избранный Богом, блестеть заставил он ярко – Ярче сияющих звезд на небе и Солнца с Луною 760 7 . Тогда удалится из мира тьма, которая застилала и покрывала небо. И Луна обретет сияние Солнца и не будет больше убывать. Солнце же будет в семь раз ярче, нежели теперь. Земля явит плодородие свое, и сама будет рождать множество своих плодов. Скалы гор будут истекать медом, реки наполнятся молоком. Возрадуется в итоге сам мир, и будет ликовать всякая природа вещей, избавленная и освобожденная от власти зла, нечестивости, преступления и обмана. 8. Ни звери тогда не будут питаться кровью, ни птицы добычей, но все будут миролюбивы и кротки. Львы и телята станут в общее стойло, волк не будет резать овцу, не будет искать мяса, коршуны и орлы не будут чинить вред, а дети будут играть со змеями. 9. Тогда наконец появится то, что, по словам поэтов, было в золотые времена еще в правление Сатурна. Они заблуждались, говоря как об уже бывшем когдато о том, что пророки предвещали относительно будущего. Ибо от Божественного Духа глазам пророков дано было видение, и они увидели, когда это произойдет и совершится. 10. Когда эти пророчества понемногу разнесла молва, поскольку непосвященные в таинство не знали, о каких временах те говорили, то сочли, что уже в старые времена было исполнено все то, что не могло никак случиться и исполниться в правление человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/boz...

И ней говорится следующее: «И еллинстии философи, еже пишутся на церковных вратех, для проречения ихже прорекоша от девицы о христове воплощении. Плутарх рече: Иисусу мужу мудру; аще мужа того нарицати подобает, превышняго вина бывает. Анаскорид рече: прииде низ сущий и препростый существом от всечистыя девица и благообразныя невесты, общее воскресение всем даруя. Салон рече: непостижима богоначальная заря, сниде с высоты, и просветит иже во тме и сени смертней седящих. Еврипид рече: аз чаю неприкосновенному родитися от девы и воскресити мертвыя и паки судити им. Афродитиан рече: Христу Богу родитися на земли от девица чистыя Мария, в него же и аз верую. Омирос рече: светило на земли возсияет во языцех Христос сходити начнет странно и совокупити хотя небесная со земными. Платон рече: Аполон несть Бог, но есть то Бог на небесех, емуже снити на землю и воплотитися от девы чистыя в него же и аз верую. А 400 лет по божественнем рождестве его, моя кости осияет солнце. Сивилла Фригия рече: в руце неверных последи приидет, дадут же Господу заушения рукама скверныма, биение приемши умолчит. Сивилла Еректерея рече: суда знамя земля потом возмолкнет, от небеси царь приидет, во веки царьствует не имея конца. Сивилла рече: от безневестныя и всечистыя Бог явися, низу во аде сущих седящим избавити их. Царица южская рече: о треблаженное древо, на немже распятся Христос Царь и Господь. Ермий рече: Бога убо разумети не удобно ни сказати же невозможно: есть бо трисоставен и несказанен существом и естество не имущее в человецех уподобления. Менандр рече: неизследованно и неизреченно Божество, во три лица разделяемо и прославляемо и покланяемо исповедати. Аристотель рече: аз бо рече грешен убо быти не отмещуся, Христу же во ад сходящу, и ни един же преже мене верова неизглаголанное зачатие. Валаам древний рече: добрии доми твои иакове и скиния твоя израилю; возсияет звезда от иакова и востанет человек от израиля, и погубит князи маавля; и пленит вся сыны сифовы, и будет едом наследие, исав враг его, и израиля сотворил есть крепостию».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

Сивилла Дельфика представлена в виде девы, с непокрытой головой и открытым лицом, волосы распущены и свободно падают на плечи. Стан одет в тунику, красивые складки которой замыкаются узорным воротом плотно около шеи. Поверх туники широкий плащ, расположенный также крупными висячими складками, пышно окутывает всю фигуру от плеч до ступней ног, обутых в красные глухие сапоги. Правая рука ее приподнята и с открытой ладонью, знак, что она произносит речь; а левая приложена к сердцу, как бы в знак заверения в истинности произ­носимого пророчества. Рисунок, изящный во всех отношениях, отлично представляет классическую оратриссу-пророчицу. Над ее головой помещается и само ее пророчество в виде надписи мелким полууставом такого содержания: «З Сивилла именем Делфика сице рекла в чистую деву Бог вселится того уразумеют людие Господа своего сей приидет Господь ради твоего избавления просветит верных сердца и вечно наследствует». Сивилла Хивика также дева, но сравнительно старшего возраста. Голова открыта, волосы на темени перевиты, но в косы не заплетены и свободно спускаются назад; в переплете волос вставлены три продолговатых листа какого-то растения; легкое, прозрачное покрывало головы, свободно отброшенное назад, широкими и красивыми складками развевается за плечами. Стан одет в синюю тунику, но ворот не замкнут (по-восточному?), так что грудь остается полуоткрытой на середине; поверх туники — широкий красный плащ, спускающийся до ног. Правая рука протянута вверх, ладонь полуоткрыта, три пальца прижаты, а большой и указательный впрямь, к небу; левая рука опущена, но что в ней — неизвестно (она сохранилась только до кисти, равно не сохранились и ступни ног). И этот рисунок отличается художественной постановкой во всех чертах и также представляет оратрис-супророчицу. Над главой и этой Сивиллы имеется также полууставная надпись; «4 севилла именем Хивика сице рекла будет девица во младых летех честна и велика от всех жен и родов и блаженство примет на своих руках велия царя понесет приведени будут трои цари и поклонятся ему 3 дары совершенно верою».

http://sobory.ru/article/?object=06948

Подобным образом выражается и сивилла, говоря, что „дети не будут любить своих родителей, ни родители детей, по причине безбожия“ и неожиданно наступивших бедствий и скорби (8, 81–87). В Вознесении Моисея эти бедствия характеризуются как такое наказание и гнев, подобного которым не было от начала века и до того времени (8, 1), что напоминает Мф.24:21 . Изречению Христа о сокращении дней скорби ( Мф.24:22 ) соответствуют некоторые места книги Еноха и апокалипсиса Варуха. В первой читаем: „и во дни грешников годы будут укорочены и их посев будет запаздывать в их странах... И в те времена плоды земли будут запаздывать и не будут вырастать в свое время; и плоды деревьев будут задержаны от созревания в свое время“ (80, 2–3). Еще определеннее выражается апокалипсис Варуха, „время потечет скорее, чем раньше и часы побегут скорее нежели те, которые прошли“ (20, 1). Наконец, если паки-пришествию Сына Человеческого предшествуют, по учению Христа, необычайные явления на небе ( Мф.24:29 ср. Мк.13:24–25 , Лк,21:25), то и иудейские апокрифы обставляют конец мира такими же знамениями. Так, по словам книги Еноха, „луна изменит свой порядок и не будет являться в свое время и многие главы начальственных звезде будут ошибаться, и они нарушат свои пути и отправления, и подчиненные им (звезды) не будут появляться в свои времена“ (80, 4–6). Подобным же образом рисует знамения конца сивилла, говоря, что „солнечный свет померкнет посреди дневного разгара и на небе покажется луна“. (3, 795–802). Вознесение Моисея тоже упоминает, что „солнце не даст света и обратится во тьму; рога луны обломятся и вся она обратится в кровь, и звездный круг придет в смятение“ (10, 4–6). Судия, по представлению книги Еноха (1,9), приходит окруженный мириадами святых, а сивилла говорит даже о громком звуке трубы при конце мира (8, 239) ср. 3Ездр.6:23 . Только что сделанный нами общий обзор встречающихся в апокалипсической и талмудической литературе знамений мессианского и эсхатологического времени не позволяет отрицать того поразительного факта, что эсхатологические знамения позднейшей иудейской письменности действительно находят удивительную по своей близости параллель в знамениях евангельской эсхатологической беседы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010