Иудеи же, которые Его убили и не захотели в Него уверовать, потому что Ему надлежало умереть и воскреснуть, разгромленные самым бедственным образом Римом, с корнем вырванные из своего царства, где над ними уже господствовали чужеземцы, и рассеянные по всему лицу земли (ибо они есть везде), служат для нас через свои Писания свидетельством, что пророчество о Христе — это не наша выдумка. Весьма многие из них, вникая в смысл этих пророчеств, и прежде страдания, а особенно после воскресения Христа уверовали в Него; это те, о которых предсказано: «Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится» (Ис. X:22). Но прочие остаются ослепленными; о них предсказано: «Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их — западнею. Да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда» (Пс. 68:23-24).    Таким образом, в то время, как нашим писаниям иудеи не верят, на них исполняются их собственные, которые они читают слепыми глазами. Или, быть может, кто-нибудь скажет, что христиане выдумали те пророчества о Христе, которые въедаются от имени сивиллы или кого-нибудь другого, если есть действительно пророчества, не принадлежащие народу Израильскому? Но для нас достаточно и тех, какие содержатся в кодексах наших противников. Мы убеждены, что они и рассеяны среди всех народов, где только Христова Церковь распространяется, ради свидетельства об этих пророчествах, — свидетельства, которое они дают нам вопреки своей воле, имея и сохраняя те же самые кодексы. Ибо в псалмах, которые и они сами читают, предпослано относительно этого пророчество в словах: «Бог мой, милующий меня, предварит меня; Бог даст мне смотреть на врагов моих. Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею» (Пс. 58:11-12). Таким образом, Бог явил Церкви на врагах ее иудеях благодать Своего милосердия, потому что, как говорит апостол, их падение есть спасение язычников (Рим. XI:11). И Он их не убивает, т. е. не теряет в них того, что они суть иудеи, хотя и побеждены и угнетены римлянами, с той именно целью, чтобы, не забывая закона Божия, они были свидетельством о том, о чем говорим мы. Поэтому мало было сказать: «Не умерщвляй их»; но еще и прибавлено: «Расточи их», ибо, если бы иудеи с этим свидетельством Писаний оставались только в своей земле, а не были рассеяны повсюду, Церковь, которая распространена повсюду, не могла бы иметь их среди всех народов свидетелями тех пророчеств, которые были изречены о Христе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   ясно и недвусмысленно,-    говорит Сивилла.    (116,1) Гомер, не иначе как по божественному вдохновению, намекает на Отца и Сына:    Если «никто» для чего же один так ревешь ты?    Но если болен, то воля на то Зевса, ее не избегнешь.    Нам же, Киклопам, нужды нет ни в Боге ни в Зевсе.    (2) И Орфей, еще до него:    О сын великого Зевса, отец эгидоносного Зевса.    (3) Ксенократ Халкидонский, говоря о верхнем Зевсе и нижнем, подразумевал, очевидно, Отца и Сына. (4) Однако Гомер, хотя и почитая богов, изображает их подверженными человеческим страстям, в отличие от Эпикура, который вообще отказывается их почитать.    (117,1) Гомер, например, пишет:    Что ты меня, о Пелид, уповая на быстрые ноги,    Смертный, преследуешь бога бессмертного, или доселе    Бога во мне не узнал.    (2) Действительно, смертному не дано уловить Бога силою рук или ног, увидеть или же, иными словами, осознать с помощью органов чувств. (3) «Кому уподобите вы Бога, какое подобие найдете Ему? — сказано в Писании, — (4) Идола выливает художник, или золотильщик покрывает его золотом...». (Ис. 40:18.)    (118,1) Комический поэт Эпихарм очень явственно говорит о Логосе в книге Государство:    Человек нуждается в pacчeme(logismou ) и числе.    Мы живем числом и расчетом, вот что спасает людей.    (2) И далее:    Разум правит людьми как должно и всегда спасает.    (3) И затем:    Есть человеческий расчет, но и божественный разум.    Только разум человека от рожденья обращен к жизни,    А божественный — изначально сопутствует искусствам,    И один лишь учит людей тому, что им выгодно.    Ибо не человек изобрел искусство, но Бог,    Как и человеческий разум произошел от божественного.    (119,1) Воистину Святой Дух так возвещает через Исаию: «К чему мне множество жертв ваших? — говорит Господь, — Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу». И немного далее: «Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши из дум ваших». (Ис. 1:11.16) (2) А комический поэт Менандр говорит буквально так:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

— Но ведь тот же Гомер ваш в другом месте о великом твоем боге Зевсе говорит, что он был лукавый и лживый обманщик, и что другие боги — Гера, Посейдон и Афина [ 15 ] хотели связать его, но он успел скрыться от них бегством. Подобных сему деяний, внушающих презрение к вашим богам, много описано в ваших книгах. Но поелику ты сказал, что ни один из древних учителей не признавал Распятого Богом, то хотя и не следовало бы много исследовать о Нем в доказательство того, что Он есть истинный Бог и непостижимый, недоступный для исследования и неизреченный Создатель неба и земли, моря, солнца, луны и всего человеческого рода, однако для большего уверения в этой истине, я приведу свидетельства из ваших же книг. Послушай, что говорит о Нем мудрейшая Сивилла [ 16 ] ваша, свидетельствуя о Его Божественном воплощении и спасительном распятии: «В позднейшие времена придет Некий на сию землю, примет на себя плоть кроме греха. Беспредельным всемогуществом Божества Он разрушит тление неисцельных страстей и Ему позавидуют неверующие люди, и Он будет повешен на высоком месте, как бы достойный смерти». Вспомни, что и ваш мудрец Аполлоний [ 17 ], не своею волею, исповедует Христа Богом, принужденный к тому Его Божественной силой: «Один, — говорит он, — побуждает меня Небесный исповедать Его. Он есть свет трисветлый, пострадавший же Бог есть, но не Само Божество страдало: ибо в Нем и то и другое: и смертен по плоти, и вместе чужд тления. И Сей Муж, всё терпящий от смертных: крест, уничижение, погребение — есть Бог». Это сказал Аполлоний об истинном Боге, Который собезначален и соприсносущен Родившему Его. Он есть начало и основание, и источник всех созданных благ; Он создал мир из небытия для бытия и управляет им. Будучи единосущен Отцу, Он был человеком ради нас, жил на земле, наставляя, уча и благодетельствуя людям; потом принял смерть за нас неблагодарных, дабы освободить нас от древнего осуждения, и даровать нам прежнее блаженство и наслаждение. Таким образом, Он отверз нам снова врата райские, которые мы заключили грехопадением. Чрез три дня Он воскрес, восшел на небеса, откуда и нисшел, и послал Духа Святого ученикам Своим; они же разошлись по всему миру и проповедали Его Божество, в Которое следует веровать и тебе, философ, чтобы ты познал истинного Бога, и соделался рабом Того, Который милостив и благоутробен и призывает всех согрешивших, говоря: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). Итак, поверь хотя своим учителям и богам, — Платону, Орфею и Аполлонию, которые вполне явно и ясно, хотя и вопреки своей воле, признали Христа Богом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

§ 24. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался ( Ин.8:56 ). Авраам, конечно, был человеком; следовательно, человек может познавать божественные (предметы), как он познал будущее пришествие Мессии. Ибо тогда еще не было Писания, из которого Авраам мог узнать о Христе, Который должен родиться, поскольку первые книги были написаны Моисеем много времени спустя. Отвечаю. Авраам увидел, что Он (Христос) должен прийти, по откровению Божию и по обетования о Святом Святых, которое должно произойти из его чресл. И благословятся в семени твоем все народы земли ( Быт.22:18 ). Таково было обетование Божие, данное Аврааму. Увидел же он посредством веры, как видели другие, что объясняется в Евр.11:13 . Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, после того, как они были обещаны 14 , и принимали. Притом неважно, что Авраам научился не из Писания, которого еще не было, пусть бы только он узнал об этом не от себя самого, но от Бога, что и соответствовало бы нашему утверждению. Однако в настоящие времена Богословие следует изучать только из Писания, что мы покажем там, где (идет рассуждение) о необходимости Писания 15 . § 25. II . ПЛАТОН и его ученики преподали многое сходное с положениями Писания. Более того, и его речи упоминали о Боге. И древнейший из Египтян ученый МЕРКУРИЙ 16 Трисмегист, названный так из удивления перед его мудростью (это означает «трижды величайший»), некоторые писания которого существуют доселе и доступны нам, среди прочего так говорит о Боге: Единица родила единицу и на себя обратила пламя. Словно бы он сказал: Отец родил Сына и произвел Духа. Равным образом СИВИЛЛЫ прорекли многое о первом и втором пришествии Христа. Отсюда ВЕРГИЛИЙ, пускай он и не уразумел этого, и отнес к другому, однако на основании Кумской Сивиллы произнес истинное пророчество о Христе, грядущем родиться от Девы. Более того, на удивление тебе он приспособил это ко времени, так что то, о чем Сивилла предрекала как о будущем, он воспевает как уже наступившее, ведь Христос родился около тех времен. Отсюда строки в «Буколиках» (Эклога IV), где он воспевает связанный с Рождеством переворот:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

А после Иорама царствовал Охозия, сын его, и сделал злое перед Богом, и убит был и умер, процарствовав один год (843–842). Глава 51 А после Охозии царствовала Гофолия, мать его, убившая всех сыновей Охозии, кроме одного младенца, спасенного удивительным образом женой Иодая иерея. Случайно спрятанного отрока Иоаса Иодай иерей и весь народ нарекли царем, когда ему было семь лет. И весь народ возрадовался, и город Б216 успокоился. Гофолию же, царствовавшую три (842–836), убили в царском доме. Глава 52 А после Гофолии царствовал Иоас, сын Охозиин, будучи 7 лет, и сначала сделал правое перед Богом; затем, совратившись, убит был в своем доме, процарствовав 40 лет (836–798). Ведь до тех пор, пока просвещаем был Иодаем иереем, – этот иерей прожил из-за великого благочестия 130 лет – Иоас жил добро(детельно). А после кончины божественного/100в иерея, склонившись к нечестивости, убил Захарию пророка, сына учителя своего. Ведь сказано: «И Дух Господень облек Захарию, сына Иодая иерея, и встал он перед народом и сказал: так говорит Господь: для чего вы преступили заповеди Господни? И не будет вам успеха; как вы оставили Господа, и Он оставит вас. И, напав на него, били его камнями по повелению Иоаса царя, во дворе дома Господня. И не вспомнил Иоас милости, которую сделал ему Иодай, отец его, и убил сына его. И когда умирал, сказал: да увидит Господь и да судит» ( 2Пар. 24:20–22 ). А потом напали на него слуги его за кровь сына Иодая иерея, и убили его в доме его. При нем Сивилла известна была. Глава 53 И был некий человек в Израиле, богатый и немилосердный. Б217 Вот, придя к одному учителю и раскрыв премудрость Соломонову, он сразу нашел: «Мил(осердств)ующий нищему –/100г Богу взаймы дает» ( Притч. 19:17 ). И придя в себя, покаявшись, он, выйдя, продал все свое и раздал все нищим, ничего себе не оставив, кроме двух золотников. И, став совершенно нищим, он, по Божьему искушению, никем И156 не был мил(осердств)ован. Наконец он сказал себе, отчаявшись: «Пойду в Иерусалим и поспорю с Богом моим, потому что он обманул меня и я расточил все имение свое». А когда он шел, он увидел двух мужей, борющихся из-за найденного ими драгоценного камня, и сказал им:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Был же Он с нами на земле, когда принял плоть, и при этом Бог был в человеке и человек – в Боге. 4. То, что Он будет и тем и другим, еще прежде было предсказано пророками. О том, что Он будет Богом, Исаия так сказал: «И будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога. Истинно Ты – Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель. Все они будут постыжены и посрамлены». 369 5. И пророк Иеремия так говорит: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми». 370 6. То, что Он станет человеком, тот же Иеремия так говорит: «И се человек, и кто узнал Его?» 371 Исаия же так передает: «И пошлет Бог человека, Который спасет их, предавая суду, и избавит их». 372 То же говорит и сам Моисей в Числах: «Восходит звезда от Иакова, и восстает человек от Израиля». 373 7. А плоть Он принял, хотя и был Богом, для того, чтобы, став средним между Богом и человеком, примером Своим через преодоление смерти привести человека к Богу. 40 ⎹]: 1. Мы сказали о Его рождестве. Теперь же скажем о Его добродетели и деяниях. Когда Он совершил эти великие и удивительные деяния среди людей, иудеи, увидевшие их, решили, что они совершены с помощью магической силы, не зная, что все творимое Им было предсказано пророками. 2. Хворых и ослабленных всякого рода болезнями Он тотчас излечивал не с помощью лекарств, но силой и мощью слова. Он укреплял слабых и давал способность ходить хромым. Языки безмолвных Он наполнил речью, глухим дал возможность слышать. Оскверненных и покрытых скверной Он очищал. Одержимым демонами Он возвращал разум, уже мертвых из могил поднимал Он к жизни и свету. 3 . Кроме того, Он насытил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Он ступал также по морю. В момент бури Он повелел ветру успокоиться, и тотчас наступила тишина. Предсказания обо всем этом мы находим в книгах пророков и в песнях Сивилл. 4. Когда из-за этих чудес великое множество людей обратилось к Нему, уверовав, что Он Сын Божий и послан Богом, священники и вожди иудеев, исполненные ненавистью и охваченные гневом, поскольку Он обличал их прегрешения и несправедливость, сговорились убить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-t...

Был плач: великий по всей земле Иудейской, больше всех рыдал по Иосии Иеремия» ( 2Езд. 1:26–32 ), так как был он праведнее всех бывших до него царей. И когда ему прочитали в точности Господний он, послушав, очень опечалился, видя, как его столько лет попирали./110в растерзав и устрашившись, послал к Олдаме пророчице узнать, чего хочет Господь от него и от всего народа. Она же сказала: «Так говорит Господь: за то, что смягчилось сердце твое и посрамился ты от лица Моего, когда услышал, что Я сказал о месте этом и о живущих в нем, что будут в уничтожение и проклятие, – и растерзал одежды свои и плакал предо Мною, – и вот приложу тебя к отцам твоим с миром, и не узришь Б243 зла, которое Я наведу на землю эту» ( 4Цар. 19:20 ). -Ф Поэтому, побуждаемый рвением к Богу, он не только повсюду до основания ниспроверг кумиры и капища, но и служащих кумирам, – живых поубивал, а мертвых, в гробах И172 бывших, сжег. И воздвиг глаза на гроб человека божия и сказал: Что это за зрелище, которое я вижу?/110г И сказали мужи того города: Это человек божий, предсказавший [слова эти] о жертвеннике Вефильском. И сказал: оставьте его. Пусть никто не трогает кости его.» ( 4Цар. 23:18 ). К тому же и утробою волхвующих, и лжепророков, и всю мерзость неподобающую в Иерусалиме извел, и обратился к Господу всем сердцем и силой и всей душою своею, по закону Моисееву ( 4Цар. 23:24–25 ). И пасху совершил такую, какой не было со времен Иисуса Навина и Самуила ( 4Цар. 23:21–22 ). На той пасхе волов заклали 12 тысяч и овец 38 И исправились, , перед Господом дела Иосии, исполненного в сердце благочестием. «И подобный ему [не родился прежде него и не восстал подобный ему]» ( 4Цар. 23:25 ; 2Пар. 35:20 ). «Однако не отвратился Господь от ярости гнева Своего, которою разгневался на Иудею в гневе, которым прогневал Его Манассия» ( 4Цар. 23:26 ; 2Пар. 35:20 ). В те времена и Б244 Византий построен Визом, царем фракийским, и Сивилла Самосская известна была. Глава 65 После Иосии же царствовал Иоахаз, сын его (609 г.),/111а и сделал злое перед Богом, – и захвачен был Нехо, царем египетским, и веден в Египет, где и умер, процарствовав три месяца ( 4Цар. 23:31–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 3 кн. Ездры читаем: „вот наступают дни, в которые... народы поколеблются ( 3Ездр.5:5 )... Будет смятение во многих местах... ( 3Ездр.5:6 )... Обнаружится колебание мест, смятение народов ( 3Ездр.9:3 )... Будут предпринимать войны одни против других, город против города, одно место против другого, народ против народа, царство против царства“ ( 3Ездр.13:31 ). Подобным образом изображаются бедствия будущего в апокалипсисе Варуха, где говорится: „всякий, кто избежит войны, погибнет от землетрясения; и кто избежит землетрясения – сгорит в огне; и кто избежит огня – умрет от голода“ (70, 8). В книге Еноха также находим указание на то, что „в те дни – пред судом – народы придут в смятение“ (99, 4), а в Сивиллиных книгах упоминаются не только войны междоусобные, но и землетрясения, голод и болезни (4, 48–60; 8, 81–87, 350–353). Таким образом, в апокалипсических памятниках мы видим ту же схему всемирных бедствий, какую предлагает и эсхатологическая беседа Христа. Далее. Спаситель предрекает, кроме великих всемирных бедствий, бедствия частные, касающиеся собственно Его последователей, из которых „многие соблазнятся и друг друга будут предавать и возненавидят друг друга“ ( Мф.24:10 ). Эта же мысль встречается не только в 3 кн. Ездры: „и будет в то время: вооружатся друзья против друзей, как враги“ ( 3Ездр.6:24 ср. 3Ездр.5:9 ), но и в апокалипсисе Варуха: „возненавидят друг друга и будут вызывать друг друга на бой“ (70, 3). Еще чаще встречается в апокрифах мысль эсхатологической беседы об оскудении любви между людьми, умножение неправды, разрыв даже кровных связей ( Мф.24:12 ср. Мк.13:12 , Лк.21:16 ). „И умножится на земле неправда и невоздержание“ – неоднократно утверждает 3 кн. Ездры ( 3Ездр.5:2 , 3Ездр.5:9 ср. 3Ездр.7:41 ). „Дела насилия возьмут верх на земле, – говорится в кн. Еноха: и неправда опять повторится, и все дела неправды и все дела насилия и беззакония вторично совершатся на земле... и увеличится отпадение и беззаконие и нечистота (91, 5–7). И в те дни... муж не будет из сострадания удерживать свою руку от своих сынов и от своих внуков, убивая их“ (100, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

В дальнейшем, однако, настраивали народ против учивших там апостолов пришедшие туда из Иконии и Антиохии иудеи, и они именно убедили народ отстать от них и возбудили народ против них (19–20). 300 Здесь следовало бы вспомнить и о мессианских прозрениях в Сивиллинах и у Вергилия, если бы можно было признать достаточную аутентичность первых и конкретность вторых. 305 Справедливо замечает Swete: In the personal life of the Lord as it is revealed in His Ministry, the Holy Spirit is seen to inspire every movements of thought and will (Sweete, 1, c. 59) 306 Позволительно здесь в качестве аналогии привести пример преп. Серафима, который, всегда будучи духоносец, явил Мотовилову как бы свое преображение в Духе Св., показал ему Его ощутительно. 309 В этом смысле данное место совершенно подобно синоптической криптограмме о Духе Св. Мф. 18, 20 : «где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди их». Здесь посреди ν μσ, без сомнения, указует на Св. Духа, Который есть соединяющая сила Церкви. 311 Что означает это κατ θεν? Обычный перевод, и истолкование. передает это как «по воле Божией»; следов., по воле Бога – Отца. В таком случае общая мысль, здесь выраженная, состоит в том. что Дух Св., как открывающая ипостась, исполняет волю Отца в Своих предстательствах. Но эта же мысль может быть выражена и непосредственно: сам Дух Св. «как Бог», «соответственно Своему Божеству». 312 В прощальной беседе мы имеем два ряда текстов относительно ниспослания Духа Св. С одной стороны: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя» ( Ин. 14,16 ); «Утешитель же, Дух Святый, которого пошлет Отец во Имя Мое» (26). С другой же стороны: «если пойду, то пошлю Его (Утешителя) к вам» ( Ин. 16, 7 ); «когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит» (15, 26). Оба они соединяются в той мысли, что Дух Св. посылается Сыном или во Имя Его, но Сын при этом творит волю Отца, который «дает» или «посылает» Духа Св. от Сына. 314 Знаменательно то, что в Деян. 1, 2 и о воскресшем Христе, даже о дне Вознесения, говорится: «до того дня, в который Он вознесся, дав Духом Святым попечение апостолам, которых Он избрал».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В книге Иудифь 20 чаяниям будущего уделяется всего только один стих: «Господь Вседержитель отмстит народам, восстающим на Израиля, в день суда, пошлет огонь и червей на их тела, – и они будут чувствовать боль и плакать вечно» ( Иудиф. 16:17 ). Здесь уже чувствуется озлобление против язычества, не имеющее ничего общего с широкой терпимостью книги Товита. Книга Премудрости Соломона несомненно относится к памятникам александрийской письменности: содержащееся здесь учение о Премудрости, как божественной ипостаси, хотя отчасти и напоминает учение о том же Притчей Соломона и Премудрости Сираха, но в своей основе представляет скорее философскую систему, сходную во многих подробностях с системой Филона; автор усвояет Премудрости даже наименование всемогущего Слова Божия ( παντοδναμς σου λγος, Прем. 18:15 ; ср. Прем. 9:1 , Прем. 16:12 ) и приписывает ей вечность, всеведение, вездесущие и всемогущество; «она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя; она есть отблеск вечного света, и чистое зеркало действия Божия, и образ Его благости; она прекраснее солнца, превосходнее сонма звезд и выше чем свет» ( Прем. 7:25–30 ): Премудрость имеет сожитие с Богом; она таинница ума Божия и избирательница Его дел» ( Прем. 8:3–4 ). Это описание чрезвычайно близко напоминает учение о Логосе Филона 21 . С другой стороны книга Премудрости Соломона по идее имеет большое сходство с другим александрийским произведением, именно – с 3 книгой иудейских Сивилл: и там и здесь обличается идолопоклонство язычников, причем дается и одинаковое объяснение происхождения этого идолопоклонства. О времени написания книги Премудрости Соломона высказываются самые разнообразные предположения. Многие хотят поставить ее в зависимость от философских воззрений Филона и вследствие этого относят её написание ко временам после Филона и следовательно после появления христианства 22 . Но теперь доказана полная независимость учения Премудрости Соломона от воззрений Филона, вследствие чего можно признать более вероятным мнение тех ученых, которые относят написание книги ко временам, близким к Маккавейскому восстанию 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010