Сергий (Спасский) Скачать epub pdf Сергий, в мире Иоанн Спасский, родился 21 мая 1830 года, в селе Карпове Костромской губернии. Первоначальное школьное образование он получил в Макарьевском духовном училище, куда поступил в 1839 году. С 1844 года он учился в Костромской духовной семинарии, где большое влияние на его умственное развитие оказывал преподаватель той семинарии Ив. Гавр. Соколов, воспитавший в Иоанне Спасском особенную любовь к естественным наукам. По окончании курса в семинарии, Иоанн Спасский, обращавший на себя внимание наставников своими успехами и развитием, в 1849 году был отправлен на казенный счет в Киевскую духовную академию и здесь был одним из лучших студентов. В числе его товарищей по академии был будущий митрополит Сербский Михаил. Уже в бытность свою в академии Иоанн Спасский обратил на себя внимание своими научными работами. Перед окончанием курса им было написано на степень магистра серьезное научное исследование по неразработанной еще в то время Библейской хронологии, под заглавием: «Изследование библейской хронологии», напечатанное Киевской академией в 1857 году на казенный счет. По окончании, в 1853 году, курса в академии со степенью магистра богословия, Иоанн Спасский 9 декабря того же года был назначен преподавателем словесности в свою родную Костромскую семинарию. Впоследствии он там-же исполнял обязанности преподавателя немецкого языка, помощника ректора по профессорской должности и помощника инспектора. Овдовев в 1857 году и поручив воспитание своей дочери родителям покойной жены, Иоанн Спасский в 1858 году принял монашество, будучи пострижен в день «Обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского», 5 июля, в Ипатьевском монастыре, с именем Сергия. 6 июля был рукоположен во иеродиакона, а 13 июля – во иеромонаха. С этого времени он еще более предался своим любимым научным занятиям; вместе с тем со всегдашним усердием исполнял и свои служебные обязанности сначала в той-же Костромской семинарии, а с 8 декабря 1858 года в – Вифанской, куда он был перемещен на должность инспектора, с возложением на него обязанностей преподавателя разных богословских предметов. Здесь он два раза исполнял должность ректора семинарии и здесь же он положил начало составления своей библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Еп.Угличский, вик.Ярославской еп....... 95 Митр.Литовский и Виленский 96 fr. ЕВ von Kazan» und Mari SSR………………………101 Архп.Горьковский и Арзаиасский........ 105 Еп.Нарвский, вик.Ленинградской еп…………. 108 Архп.Елецкий 110 Еп.Рыбинский 112 Еп.Иранский, вик.Вятской еп 113 Архп.Казанский и Чистопольский........ 115 Еп. Костромский и Галичский 122 Еп. Краснохолмский 123 Еп. Ачинский 124 Еп. Прилукский 126 Б.еп.Семиреченский, вик.Туркестанской еп . 127 СЕРГИЙ (Ланин) Архп. Ярославский и Ростовский...........133 СЕРГИЙ (Ларин) Архп. Ярославский и Ростовский...........135 СЕРГИЙ (Ляпидевский) Митр.Московский и Коломенский............141 СЕРГИЙ (Мельников) Еп.Любимский, вик.Ярославской еп......148 СЕРГИЙ (Никольский) Еп.Бузулукский, вик.Самарской еп......149 СЕРГИЙ I (Петров) Еп. Сухумский........................... 191 СЕРГИЙ II (Петров) Архп.Херсонский и Одесский.............. 194 СЕРГИЙ (Серафимов) Еп.Астраханский и Енотаевский........... 198 СЕРГИЙ (Смирнов) Еп.б.Смоленский и Дорогобужский..........190 СЕРГИЙ (Соколов) Еп.Черниговский и Нежинский............. 191 СЕРГИЙ (Спасский) Архп.Владимирский и Суздальский..........194 СЕРГИЙ (Страгородский) Патриарх Московский и всея Руси..........168 СЕРГИЙ (Тихомиров) Митр.Японскиий.......................... 192 СИЛЬВЕСТР (Братановский) Архп. Калужский......................... 197 СИЛЬВЕСТР(Малеванский) Еп.Каневский............................ 199 СИЛЬВЕСТР (Ольшевский) Архп.Омский и Павлодарский.............. 203 СИМЕОН (Бычков) Еп. Лужский, вик.Ленинградской еп........205 СИМЕОН (Ду) Еп.Шанхайский........................... 206 СИМЕОН (Линьков) Еп.Минский и Туровский.................. 208 СИМЕОН (Михайлов) Еп.Муромский............................ 211 СИМЕОН (Никольский) Еп.Армавирский, вик.Кубанской еп........ 213 СИМЕОН (Покровский) Еп.Самарский и Ставропольский 214 СИМОН (Виноградов) Архп.Пекинский и Китайский 216 СИМОН (Ивановский) Архп.Винницкий и Брацлавский 218 СИМОН (Шлеев) Еп.Уфимский (Единоверческий) 223 СИНЕЗИЙ (Зарубин) Еп.б.Ижевский 224

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Андроник Московский. Икона. Кон. ХХ в. (20-е гг. XIV в.?, Ростов - 13.06.1373 ?, Москва, Спасский мон-рь), прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых), основатель Андроникова московского мон-ря . Основные сведения об А. М. содержатся в житии прп. Сергия Радонежского (в разных редакциях) и в житии свт. Алексия , составленных иером. Пахомием Логофетом . Наиболее полный рассказ об А. М. помещен во 2-й (по классификации Б. М. Клосса ), или в 1-й (по классификации Н. С. Тихонравова ), редакции жития прп. Сергия. В ней говорится, что А. М., как и прп. Сергий, был родом из Ростова. В юном возрасте он пришел к преподобному и стал умолять, чтобы тот облек его в иноческий образ. Прп. Сергий постриг юношу с именем Андроник, произошло это, по-видимому, не ранее 1353 г. А. М. любил безмолвие, и прп. Сергий повелел ему жить одному в келье. Проведя годы в послушании у прп. Сергия (в одной из редакций сказано, что А. М. был в послушании 10 лет, но числа кратные 10 часто встречаются в пахомиевских редакциях жития прп. Сергия, отражая приблизительность расчетов), А. М. решил основать свой мон-рь, но до времени откладывал свое намерение. Однажды прп. Сергия посетил митр. Алексий «ради обычного благословения и беседы» и попросил отпустить с ним в Москву А. М. для создания нового мон-ря. Преподобный нашел место для обители на р. Яузе, «недалече града», т. е. Кремля. По свидетельству жития свт. Алексия, А. М. стал игуменом мон-ря при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче , т. е. до 13 нояб. 1359 г., когда вел. князь скончался; т. о., основание мон-ря можно отнести ко времени ок. 1357-1358 гг. В это время А. М. было не меньше 30 лет - возраст, необходимый для поставления в настоятели; следов., примерным временем рождения А. М. является кон. 20-х гг. XIV в. В Андрониковом мон-ре со времени его основания был принят общежительный устав. Через нек-рое время прп. Сергий навестил своего ученика и благословил новоустроенную обитель. Будучи игуменом, А. М. жил в воздержании и молитве, оставался кротким и смиренным, к нему приходили издалека, «от иных стран», чтобы получить благословение; братия обители умножалась и преуспевала в духовной жизни. Предузнав свое преставление к Богу, А. М. вручил паству своему ученику прп. Савве . Во 2-й редакции жития прп. Сергия (по классификации Тихонравова) указан день преставления А. М.- 13 июня ( Тихонравов. Отд. 2. С. 64).

http://pravenc.ru/text/115424.html

[Рец. на:] Сергий [Спасский], архиеп. Владимирский, д-р богосл. Беседы об основных истинах святой православной веры Источник Имя высокопреосвященного Сергия давно известно у нас в духовной литературе и как ученого богослова, и как проповедника. Его обширные труды по Агиологии Восточной Церкви мало имеют подобных и на Западе. Но будучи неутомимым исследователем в области Церковной Истории и Археологии, высокопреосвященный Сергий не оставляет без внимания и другие области богословской науки. Пред нами лежит новый труд его: «Беседы об основных истинах св. православной веры», на днях только вышедший из печати. Как показывает примечание, сделанное автором па первой странице книги, эти «беседы были произнесены в храме в ином и вообще, более кратком виде; в настоящем же виде, они издаются для чтения». Из 28 бесед, помещенных в книге, только об одной замечено автором, что она не была произнесена в церкви; все же остальные и по характеру, и по изложению представляются настоящими церковными проповедями. Кроме бесед в конце книги, в виде приложения, помещены четыре ученых статьи о Библии и современных науках. Вся книга, как показывает заглавие ее и как говорит сам автор в своей первой, вступительной беседе, посвящена раскрытию и доказательству основных истин христианства: о бытии Бога, о бессмертии души, об истинной богооткровенной вере христианской и о православии Церкви Восточной, и в частности – нашей Русской. Это сколько нам известно, чуть ли не первый опыт систематического изложения основных христианских истин в церковных собеседованиях. А потому, труд высокопреосвященного Сергия заслуживает внимания не только ученых богословов, но и любителей чтения церковных бесед. Конечно, можно найти много проповедей, излагающих некоторые из рассматриваемых у преосв. Сергия истин, в более обширном виде; но именно систематического изложения этих истин в церковных беседах мы не встречали в нашей литературе. После вступительной беседы, в которой преосв. Сергий намечает предметы своих собеседований об основных истинах веры, проповедник, в трех последующих беседах, доказывает истину бытия Божия из видимой природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

М.И. Одинцов Глава V. На родной нижегородчине. 1924–1934 годы Приемля новое назначение После покаяния и возвращения в Патриаршую церковь Сергий некоторое время продолжал жить в Москве. После всего происшедшего летом 1922 года и в последующие месяцы непросто было начинать отношения заново, и патриарх не спешил приближать его к себе. Однако теперь Сергий был в церкви, общался с членами Синода, московским духовенством, по просьбе которого стал выезжать на службы. Паства принимала его и тем самым укрепляла в нем силы, вселяла надежду на будущее. В самом начале 1924 года менялись и жизненные обстоятельства Сергия Страгородского . От митрополита Тверского Серафима, члена Синода при патриархе Тихоне, он получил письмо следующего содержания: «За уклонением в так называемый обновленческий раскол Нижегородского архиепископа Евдокима, считать Нижегородскую кафедру свободной, на каковую и переместить Высокопреосвященнейшего митрополита Владимирского Сергия» 93 . В Нижнем Новгороде владыко Сергий поселился в квартире в одном из корпусов на территории Крестовоздвиженского женского монастыря. После закрытия монастыря в 1919 году монахини, бывшие его насельницы, вынуждены были впредь именовать себя «трудовая артель» и взять здания своей обители в аренду. В 1923 году им пришлось соединиться с приходской общиной, срочно созданной вокруг монастыря, чтобы власти не изъяли помещения. 347 монахинь подали заявление о вхождении «в общину верующих при Крестовоздвиженском монастыре», а 27 апреля 1923 года был зарегистрирован «Устав Крестовоздвиженского автономного православного общества при бывшем Крестовоздвиженском монастыре и кладбище г. Нижнего Новгорода». Именно к этой общине и был приписан митрополит Сергий после прибытия в Нижний Новгород. К этому времени Нижегородский кафедральный Спасо-Преображенский собор в Кремле уже был закрыт. Владыко Сергий, зарегистрированный местными властями как «представитель культового сословия» в приходе Спасского храма Нижнего Новгорода, чаще всего и совершал архиерейские богослужения в этом храме. Во время пребывания Сергия в Нижнем Новгороде его постоянно посещали богомольцы, направлявшиеся в Саровскую пустынь на поклонение мощам преподобного Серафима Саровского . Они приходили в простую келью Сергия, чтобы принять от него благословение и продолжить путь. Стремились к маститому старцу и монашествующие, волею обстоятельств оказавшиеся в Нижнем. И всех принимал митрополит, одинаково одаривая вниманием и любовью. Многим из них он оказывал ту или иную материальную помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Ноября 19 (2 декабря) Священномученик Сергий (Махаев) Составитель священник Максим Максимов Священномученик Сергий родился 6 сентября 1874 года в семье священника Константина Георгиевича Махаева, служившего в Спасской церкви села Усово Московского уезда, где находилось имение великого князя Сергея Александровича. Духовное образование Сергей Константинович получил в Вифанской Духовной семинарии, которую он окончил по первому разряду в июне 1895 года. По окончании семинарии он был определен в псаломщики к московской церкви святителя Николая Чудотворца в Кошелях. С самого начала своей церковной деятельности Сергей Константинович проявил себя как педагог и ревностный проповедник слова Божия. Будучи псаломщиком, он исполнял обязанности учителя в Николо-Мясницкой двухклассной церковноприходской школе (с января 1896 по сентябрь 1897 года), причем делал это безвозмездно, затем (с сентября 1897 по август 1900 года) занимал должность учителя русского языка в старшем отделении Сергиевской в Рогожской слободе церковноприходской школы. В эти же годы он женился на Людмиле Сергеевне Цветковой, дочери московского священника Сергия Цветкова. Детей супруги Махаевы не имели. В 1900 году при Московской Иверской общине сестер милосердия Красного Креста, почетными попечителями которой являлись великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Феодоровна, была построена церковь в честь Иверской иконы Божией Матери. На священническую вакансию в этой церкви 29 июля 1900 года был назначен псаломщик Сергий Махаев. Преосвященный Парфений (Левицкий), епископ Можайский, 15 октября 1900 года рукоположил его во диакона и 17 октября того же года во священника. В этой церкви отец Сергий прослужил девятнадцать лет. Став священником, отец Сергий получил возможность продолжить педагогическую деятельность уже в качестве законоучителя. С 10 сентября 1901 года с разрешения епархиального начальства он одновременно состоит законоучителем основных классов Петровско-Серпуховского городского начального училища и Торговых классов Московского общества распространения коммерческого образования. Он также становится членомсотрудником Московской комиссии Императорского Православного Палестинского Общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Статистика Сергий Правдолюбов, сщисп. Священноисповедник протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов родился 13 июня 1890 года в селе Маккавееве Касимовского уезда Рязанской губернии в семье учителя Касимовского Духовного училища Анатолия Авдеевича Правдолюбова (впоследствии протоиерея Успенской церкви города Касимова). Род Правдолюбовых был священническим со старинных времен, по некоторым записям и преданиям, священники Правдолюбовы известны с середины XVIII века. Уже в первом выпуске Рязанской Духовной семинарии 1817 года числился Феодор Правдолюбов. Сергий получил образование в Касимовском Духовном училище, Рязанской Духовной семинарии и Киевской Духовной академии, которую окончил в 1915 году с присуждением ученой степени кандидата богословия. В 1915 году он поступил на должность псаломщика в один из храмов Киева. 26 октября того же года епископом Вятским Никандром рукоположен в сан пресвитера и определен служащим священником Спасской церкви в Слободе Кукарке Вятской епархии. В 1919 году был назначен настоятелем Троицкого собора в Слободе Кукарке (город Советск Кировской области) и благочинным 1-го округа Яранского уезда Вятской епархии. Чудом остался отец Сергий жив при следующих обстоятельствах. В город пришел карательный отряд латышских стрелков. Ночью каратели вышли с рейдом, арестовывая и расстреливая на ходу самых влиятельных людей города. Подошли к собору и, разбудив сторожа, потребовали сказать, в каком доме живет " главный поп " . Сторож показал на дом прежнего настоятеля, который был уже в весьма преклонных летах, но для сторожа по многолетней привычке и являлся тем самым " главным попом " . Старца-священника разбудили, вывели из дома и расстреляли. К сожалению, имени его никто не записал для памяти и поминовения, но отец Сергий, конечно, помнил его и всегда о нем молился как о пострадавшем за Христа и " положившем душу за други своя " . В том же году всех священников города арестовали, свезли в лес и велели копать большой ров недалеко от железнодорожной ветки. Все были уверены, что копают могилы для самих себя. И плакали, и молились, прося у Бога помощи и заступления. Затем подъехал состав из нескольких товарных вагонов, начальник которого прокричал: " Вам, попам, не привыкать к покойницкой вони. Вот мы и пригнали вас сюда. Ваша задача - разгрузить и закопать четыре вагона тухлой рыбы. После этого по моей команде можете быть свободны! "

http://lib.cerkov.ru/authors/135

В Ноябре истекшего 1904 года скончался один из выдающихся наших иерархов, Высокопреосвященный Сергий, Архиепископ Владимирский. Сын священника Костромской епархии, Сергий, в мире Иван Александрович Спасский (род. 26 мая 1830 г.), прошел ту обычную учебную карьеру, какая выпадает на долю каждого более или менее даровитого воспитанника духовной школы. После обучения в местном духовном училище и семинарии, он, как лучший из студентов, отправлен был на казенный счет в Киевскую духовную академию, которую и окончил в 1853 году с причислением к первому разряду, a в мае 1855 г. возведен в степень магистра богословия. До 1858 он проходил разные преподавательские должности в родной семинарии. На это время падает одно важное обстоятельство, повлекшее за собой поворот для всей его последующей жизни: он овдовел и постригся в монахи. C 1858 г. он служил в Вифанской и Московской семинариях: затем состоял ректором Вифанской семинарии, пока в 1874 году не был уволен от учебных занятий вследствие болезни по прошению, оставшись настоятелем одного из Московских монастырей. Свободным от учебной деятельности временем, Сергий поспешил воспользоваться для того, чтобы окончить и напечатать свой давно начатый труд: «Полный месяцеслов Востока“, в 2-х томах, в 1876 году представил его в качестве диссертации на степень доктора богословия в Совет Московской духовной академии и, после публичной защиты, был удостоен этого высокого звания. С 1882 года началось его епископское служение, сначала в сане епископа Ковенского, викария Литовской епархии, потом епископа, Могилевского (с 1885 г.) и, наконец (с 1892 г.) на кафедре Владимирской, на которой он и оставался до конца своей жизни. Покойный Архиепископ состоял почетным членом всех четырех духовных Академий и многих других ученых обществ 2 . О пастырском служении почившего Архиепископа скажут люди, ближе нас знакомые с этой областью его деятельности. Мы остановимся лишь на ученых трудах его, отличающихся крупными научными достоинствами и заслуживающими широкого распространения не только среди духовной читающей публики, но и для всех лиц, занимающихся специальным изучением прошлого церкви за средневековый и византийский период её.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

прот. Сергий Правдолюбов (1950 г.р.) Завещание священноисповедника Сергия Правдолюбова , написанное им в сташные годы гонений, которое мы предлагаем вниманию наших читателей, являет собой образец богословия, вполне сравнимый со святоотеческими творениями. Публикацию предваряет портрет священноисповедника Сергия работы одного из его соузников по Соловкам. Протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов родился 13 июня 1890 года в селе Маккавееве Касимовского уезда Рязанской губернии в семье учителя Касимовского Духовного училища Анатолия Авдеевича Правдолюбова (впоследствии протоиерея Успенской церкви города Касимова). Род Правдолюбовых был священническим со старинных времен, по некоторым записям и преданиям священники Правдолюбовы известны с середины XVIII века. Уже в первом выпуске Рязанской Духовной семинарии 1817 года числился Феодор Правдолюбов. Сергей получил образование в Касимовском Духовном училище, Рязанской Духовной семинарии и Киевской Духовной академии, которую окончил в 1915 году с присуждением ученой степени кандидата богословия. В 1915 году поступил на должность псаломщика в Киеве. В том же году стал священником Спасской церкви в Слободе Кукарке Вятской епархии. Рукоположен был епископом Вятским Никандром 26 октября старого стиля. В 1919 году был назначен настоятелем Троицкого собора в Слободе Кукарке (город Советск Кировской области) и назначен благочинным 1-го округа Яранского уезда Вятской епархии. Чудом остался жив при следующих обстоятельствах. В город пришел карательный отряд латышских стрелков. Ночью пошли с рейдом по городу, арестовывая и расстреливая на ходу самых влиятельных людей города. Подошли к собору и, разбудив сторожа, потребовали сказать, в каком доме живет «главный поп». Сторож показал на дом старого настоятеля, который был в весьма преклонных летах, но для сторожа по многолетней привычке и был «главным попом». Старца-священника разбудили, вывели из дома и расстреляли. К сожалению, имени его никто не записал для памяти и поминовения в наши дни, но отец Сергий, конечно, помнил его и всегда о нем молился как о пострадавшем за Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 1 9 (2 декабря) Священномученик Сергий Махаев Священномученик Сергий родился 6 сентября 1874 года в семье священника Константина Георгиевича Махаева, служившего в Спасской церкви села Усово Московского уезда, где находилось имение великого князя Сергея Александровича. Духовное образование Сергей Константинович получил в Вифанской Духовной семинарии, которую он окончил по первому разряду в июне 1895 года. По окончании семинарии он был определен в псаломщики к московской церкви святителя Николая Чудотворца в Кошелях. С самого начала своей церковной деятельности Сергей Константинович проявил себя как педагог и ревностный проповедник слова Божия. Будучи псаломщиком, он исполнял обязанности учителя в Николо-Мясницкой двухклассной церковноприходской школе (с января 1896 по сентябрь 1897 года), причем делал это безвозмездно, затем (с сентября 1897 по август 1900 года) занимал должность учителя русского языка в старшем отделении Сергиевской в Рогожской слободе церковноприходской школы. В эти же годы он женился на Людмиле Сергеевне Цветковой, дочери московского священника Сергия Цветкова. Детей супруги Махаевы не имели. В 1900 году при Московской Иверской общине сестер милосердия Красного Креста, почетными попечителями которой являлись великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Феодоровна, была построена церковь в честь Иверской иконы Божией Матери. На священническую вакансию в этой церкви 29 июля 1900 года был назначен псаломщик Сергий Махаев. Преосвященный Парфений (Левицкий), епископ Можайский, 15 октября 1900 года рукоположил его во диакона и 17 октября того же года во священника. В этой церкви отец Сергий прослужил девятнадцать лет. Став священником, отец Сергий получил возможность продолжить педагогическую деятельность уже в качестве законоучителя. С 10 сентября 1901 года с разрешения епархиального начальства он одновременно состоит законоучителем основных классов Петровско-Серпуховского городского начального училища и Торговых классов Московского общества распространения коммерческого образования. Он также становится членом-сотрудником Московской комиссии Императорского Православного Палестинского Общества.

http://fond.ru/kalendar/1287/sergiy/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010