Поищем еще других мест Св. Писании об этом же предмете. В Писаниях не только Нового Завета, но и Ветхого, Иисус Христос многократно называется краеугольным камнем Церкви Его. О нем, как краеугольном камне, пророчествовал св. царь Давид в псалме 117: камень, который отвергли строители, соделался главою угла. Это от Господа и есть дивно в очах наших ( Пс. 117:22–23 ). Устами Исайи Господь Бог сказал: Я полагаю в основание в Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепкоутвержденный: верующий в него не постыдится ( Ис.28:16 ). Эти пророчества Сам Иисус Христос отнес к Себе. Сказав книжникам и фарисеям притчу о виноградарях, которые убили сына хозяина винограда, чтобы виноградник присвоить себе. Он заключил: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших ( Мф. 21 ; Мк. 12 ; Лк. 20 ). Здесь Господь Иисус Христос называет Себя краеугольным камнем, положенным от Бога в основание Церкви, которую будут строить другие, а не начальники иудейские, которые отвергли этот камень. И апостолы в своих писаниях многократно называли Иисуса Христа краеугольным камнем Церкви. Сам апостол Петр приводит в своем первом послании ( 1Пет.2:6,7 ) пророчества царя Давида и Исайи об Иисусе Христе, как краеугольном камне Церкви, и в своей речи начальникам иудейским, по Деяниям апостольским, он сказал об Иисусе Христе: Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения ( Деян.4:11 ); а св. апостол Павел к Ефесеям написал: вы... утверждены на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе ( Еф.2:19–22 ; Рим. 9 ). Но почему Иисус Христос называется только краеугольным камнем, а не всем основанием, как естественно представлять Его согласно с указанными выше словами апостола Павла: никто не может положить основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор.3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Представим и другое уподобление, указанное Самим Господом Иисусом Христом. Призвав дитя и поставив его среди Своих учеников. Он сказал им: смотрите, не призирайте ни одного из малых сих ибо сказываю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небеснаго; ибо Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась; то не оставит ли девяносто девять в горах, и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее; то истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяносто девяти не заблудившихся. Так нет воли Отца вашего небеснаго, чтобы погиб один из малых сих ( Мф.18:10–14 ). Мала наша земля, но что мы на ней еще видим? Многие из людей своей святой жизнью достигают возможного для них уподобления Богу, удостаиваются великого благоволения Божьего к ним и соделываются по преимуществу храмами, в которых обитает и видимо действует Бог . Они предсказывают будущее, чего естественным умом предвидеть нельзя, и часто в таком виде, что сами не понимают предсказываемого словами или действиями, но что ясно понимается уже по исполнении, открывают сокровеннейшие деяния и мысли других, исцеляют неизлечимые болезни, дивно владычествуют над силами природы, над злыми духами, и все это совершают вселившейся в них силой Божественной, как сами в том уверены чрез откровения Божественные. Если Бог удостаивает столь тесного общения с Собой немалое число людей, и между ними таких, которые кажутся очень уничиженными в глазах многих; если присносущная сила Его очевидно проявляется и в самых нетленных телах их, по кончине их, разными знамениями и чудесами; то почему невозможно для Него еще более тесное общение с человеком? Почему колебаться верою в ипостасное или личное соединение Сына Божьего с человеческим естеством при твердых на то доказательствах? Кроме наивозможной высоты, чистоты и святости учения и закона Господа Иисуса Христа, кроме ветхозаветных пророчеств о Нем, как Сыне Божием, вечном Царе, Обновителе мира, кроме великих знамений и чудес, Им сотворенных и последователями Его в продолжение многих столетий совершенных и доселе совершаемых, кроме дивных судеб св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Пророки часто говорили о будущем в прошедшем времени, как уже об исполнившемся, показуя тем непреложность исполнения и потому, что для Бога нет ни настоящего, ни прошедшего, ни будущего, потому и нижеследующее пророчество о Христе Страдальце излагается у Исаии сперва в прошедшем, а потом в будущем времени, и то говорит он как бы от себя, то от лица Божия. Так между прочим Св. Пророк Исаия говорит о Христе: Он взял на себя наши немощи, понес наши болезни; Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем и ранами Его мы исцелились. Как овца веден был Он на заклание и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатаго, потому что не сделал греха и не было лжи в устах Его. Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное. Чрез познание Его Он праведник, раб Мои оправдает многих и грехи на Себе понесет (Ис. 53). Пророк Даниил предсказал, что Мессия будет умерщвлен ( Дан.9:26 ), пророк Захария предрек, что Он будет продан за 30 сребренников ( Зах.11:13 ), и что жители Иерусалима воззрят на Него, Которого пронзили ( Зах.12:10 ). Наконец, последний из ветхозаветных пророков и величайший из рожденных женами Святой Иоанн Креститель, вскоре после крещения Господа Иисуса, перстом указуя на Него ученикам своим и народу, как на обещанного Искупителя всего мира, сказал об Нем словами Исаии: се Агнец Божий, который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29,36 ). Таким образом в Ветхом Завете ясно предсказано было троякое служение Спасителя мира – пророческое, первосвященническое в царское. Много употреблено трудов и усилий со стороны неверующих, чтобы перетолковать ветхозаветные пророчества об Иисусе Христе и представать так, что они не относятся к Нему; со своей стороны христианские богословы написали целые книги, в которых ясно показали, что пророчества о Мессии действительно относятся к Господу Иисусу Христу и на Нем исполнились.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Сам Господь Иисус Христос сказал, что кровь Его излита за многих ( Мф.26:28 ) и что многие от востока, и запада, и севера, и юга придут и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном: ( Мф.8:11 , Лк.13:29 ), а святому евангелисту Иоанну Богослову открыто было, что спасенных Господом Иисусом Христом людей человек не может и перечислить. И взглянул я, пишет он, и вот, великое множество людей, котораго никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков стояло пред Престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих и восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на Престоле, и Агнцу! ( Апок.7:9,10 ). Но будут и такие из людей, которым Господь Иисус Христос на страшном суде скажет: идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его ( Мф.25:41 ). Это те, которые искоренили из сердец своих любовь к Богу и ближним и сделались неспособными к сожительству с ангелами и святыми человеками. Число их известно одному Богу. Вообще при размышлении о состоянии людей в будущей жизни должно иметь в виду, что степени состояния, как спасенных людей, так и осужденных на мучения грешников будут очень разнородны. Тот, который будет судить всех людей, сказал: раб, который знал волю господина своего и не был готов и не делал по воле Его, бит будет много, а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше ( Лк.12:47,48 ). Один святой отец сказал: нам не о том должно размышлять какой будет вечный адский огонь, а о том, чтобы не оказаться в этом огне. Подобным образом должно сказать, что вам должно не о том размышлять, сколько будет осужденных на вечные муки, а о том заботиться, чтобы не оказаться в числе осужденных на эти мучения, и употреблять все усилия, доколе есть время и возможность, к тому, чтобы удостоиться вечного блаженства на небесах. 5 Железо и висмут в твердом виде также плавают на верху масс, растопленных тех же металлов, но и это изменение общего закона говорит о целях Ума, управляющего законами мира. Тиндаля. Вода, стр. 121. 23 Это сказание взято нами из сочинения доктора Шальберга о бессмертии на немецком языке. Изд. 2, стр. 63. У Погодина в книге: Простая речь о мудреных вещах это событие рассказано в несколько измененном виде. 26 Газета Новое Время 4248 и следующий. Здесь говорится и о других явлениях из загробного мира. 27 Рассказ об этом Павла Петровича записан баронессой Обер-Кирх; а самый рассказ был в Брюсселе, там наследник был в 1772 году. Русск. Архив 1869 г. 3, стр. 517–526. 39 Это было около 150 года. Рождение Иринея одни ученые полагают около 120 года, другие около 130 и некоторые около 140 года по P. X. 44 Этот год 150 или ближайший к нему указан в самой Апологии гл. 46. «Христос родился за 150 лет при Квирине», написал Иустин.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Сама англиканская церковь употребляет рукоположение для преподаяния священства. Если же апостолы передали церквям единодушно рукоположение, как видимый знак для преподаяния священства: то, без сомнения, это сделано ими по воле и примеру самого Господа; в рукоположении действует несомненно Дух Святой, конечно; по соизволению я Сына Божьего ( 1Кор.12:4,5 ). Господь сказал апостолам: Утешитель. Дух Святый, котораго пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ( Ин.14:26 ). Господь Иисус Христос пред избранием апостолов молился на горе целую ночь ( Лк.6:12 ) и, без сомнения, при поставлении их и наречении их апостолами употреблено было Им видимое действие. Св. апостол Павел написал Ефесянам, что Иисус Христос поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, к созиданию тела Христова, то есть к созиданию Церкви Христовой ( Еф.4:11 . сн. 1Кор.12:28,29 ). Тот же святой апостол, прощаясь с пресвитерами церковными, вызванными в Мизит из Ефеса, сказал им: внимайте себе и всему стаду в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога ( Деян.20:28 ). После столь ясных свидетельств об установлении священноначалия самим Иисусом Христом и о преподаянии Духом Святым пастырям Церкви особых дарований на то, чтобы им пасти Церковь Божью, совершенно несправедливо унижать таинство священства, эту матерь других таинств, перед таинствами крещения и причащения, как-то сделали сыны англиканской церкви. Его нельзя признавать каким-то состоянием только дозволенным, а не существенно необходимым для Церкви таинством. Почему в продолжение стольких лет степень епископа в акте рукоположения не отличаема была ясно от пресвитерской? Очень может быть, что это делалось по общему всем прочим протестантам заблуждению. Протестанты, не имеющие епископов, несправедливо утверждают, что в древней Церкви в первые времена ее не было различия между епископами и пресвитерами или священниками ( Деян.20:17,28 ; 1Тим.3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Симон же, увидев, что чрез возложение рук апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте мне власть сию, что бы тот, на кого я возложу руки, получил Духа Святого. Но Петр сказал ему: сребро твое да будет в погибель с тобой, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия. Из этого повествования видно, что во времена апостольские были степени священноначалия. Филипп, один из семи диаконов, несмотря на то, что получил благодать диаконства от апостолов, несмотря на то, что Духом Святым, сущим в нем, совершал великие и многие чудеса, не мог низвести Духа Святого на крещенных им самарян. Но когда пришли апостолы Петр и Иоанн, помолились и возложили на них руки; тогда сошел на них Дух Святой и проявился видимо в знамениях и чудесах. Апостолы же передали власть низводить Святого Духа только епископам. В других местах той же книги Деяний апостольских и в посланиях апостола Павла к епископу города Ефеса Тимофею и епископу острова Крита Титу ясно говорится о степени пресвитерской, средней между епископской и диаконской ( Деян.14:23 ; 1Тим.5:17–19 ; Тит.1:5 ; Иак.5:14 ). Но так как апостолам и преемникам их епископам неудобно было ходить во все дальние места, где христианами обращаемы были к Христу язычники; то вскоре возложение рук для низведения Святого Духа на новокрещенных заменено чрез помазание св. миром и доныне Святой Дух низводится на миро только епископами чрез молитву и крестное знамение, а священники служат посредниками между епископами и новокрещенными в деле преподаяния Святого Духа. Итак, где нет законных епископов, там нет Святого Духа, там нет Церкви. Какое же священноначалие законное, истинное? То, которым сохранены и сохраняются следующие условия: 1. Во-первых, то священноначалие истинное, которое приняло благодать Святого Духа от самих апостолов чрез преемников их друг другоприимательно, без пресечения преемства. Если бы, например, где либо епископы и священники пресеклись, а миряне бы избрали новых и сами, возложив на них руки, объявили бы их епископами и священниками; то это было бы священство незаконное, безблагодатное; ибо миряне не могут преподать того, чего сами не имеют, благодати священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Сперва скажем об Евангелии от Иоанна. Так как Иустин подал свое защитительное сочинение императору в 150 г. по P. X., или ближайшем к нему; так как в нем и других сочинениях Иустина приводятся ясные места из Евангелия Иоанна и кроме того он часто по этому Евангелию называет Иисуса Христа Единородным Сыном Божиим и Словом; то значит Евангелие Иоанна до 150 года уже распространенное по церквам, написано гораздо ранее 150 года, а не в половине или во второй половине второго столетия, как думают неверующие. Что же в защиту свою говорят неверующие? Одни говорят: написавший Евангелие под именем Иоанна писал уже после Иустина и из его сочинений взял выражения для своего Евангелия. Но всякому очевидно, что места у Иустина, сходные с Евангелием, отрывочны и несамобытны, а в Евангелии они самобытны и в настоящей связи. Другие говорят, что сходство между словами Иустина и Евангелием Иоанна им кажется не решительным, хотя на самом деле оно решительно. Например, Иустин пишет 47 о крещении христиан: «мы приводим их туда, где есть вода и они возрождаются таким же образом, как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во имя Бога Отца и владыки всего и Спасителя нашего Иисуса Христа и Духа Святого. Ибо Христос сказал: если не родитеся снова, не можете внити в царствие небесное, но ясно всем, – продолжает Иустин, – что невозможно однажды рожденным войти в утробы рождающих». Приведши слова Господа, Иустин не определил при каких обстоятельствах они произнесены Иисусом Христом. Очевидно и несомненно, что это место взято Иустином из беседы Иисуса Христа с Никодимом, описанной только в Евангелии Иоанна, а не писавшим Евангелие взято оно у Иустина. По Евангелию Господь сказал Никодиму: если кто не родится снова, то не может увидеть царствия Божия. Никодим сказал Ему: как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери сеоей и родиться. Иисус отвечал ему: аминь, аминь глаголю тебе, аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие ( Ин.3:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Спустя четыре года по вознесении Иисуса Христа, апостолы в Иерусалиме узнали, что один из упомянутых семи диаконов Филипп крестил Самарян, а так как он, не имея высшей степени священства, не мог преподать им Св. Духа, то апостолы послали в Самарию Петра и Иоанна, и они, пришедши туда и помолившись, возложили руки на новокрещенных, и сошел на них Дух Божий. Итак апостолы, по общему соглашению, посылают Петра и Иоанна, и в Самарии как Петр, так и Иоанн возлагают руки и оба низводят Святого Духа; различия в действиях между тем и другим нет. Спустя 18 лет по вознесении Иисуса Христа, вследствие возникшего между христианами вопроса: как принимать в Церковь язычников, обрезывать ли их, как иудеев, или крестить без обрезания, составляется великий собор из апостолов и пресвитеров в Иерусалиме. После долгих рассуждений решено было принимать язычников в Церковь без обрезания, и послание христианам из язычников с определением собора написано от всего собора: угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Вообще в Писаниях Нового Завета не только нет названий апостола Петра князем апостолов, наместником Иисуса Христа, видимой главой Церкви, но ясно видно, что и другие апостолы имели в Церкви ту же власть, какая ему дана, и всюду говорится об апостолах как равных по власти, хотя некоторые из них, в том числе и Петр, имели по способностям и другим качествам преимущества пред другими; об Иоанне говорится, что его Христос любил особенно. Если допустить, что апостол Петр передал после смерти главенство над всей Церковью римскому епископу; то апостолы, пережившие Петра, были подчинены преемникам его римским епископам, что не сообразно. Поскольку Иоанн Богослов прожил после кончины Петра более 30 лет; то он находился под властью трех пап Льва, Анаклета и Климента; далее, выходит, что один папа по власти выше всех 11 апостолов, равно и апостола Павла, ибо те не имели такой власти над всей Церковью, какую присваивает себе папа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Трудными к объяснению считаются слова: и отделил (Бог) воду, которая под твердью, от воды, которая над твердию. Многие толковники Св. Писания: римские, протестантские и еврейские объясняют это место так: древние евреи думали, что видимый свод небесный есть нечто твердое; Елиуй, один из друзей Иова, вопрошает его: ты ли с Ним (с Богом) распростер небеса твердыя, как литое зеркало ( Иов.37:18 ); потому и 70 толковников назвали этот свод твердию. Над этим сводом или твердью и находится вода, которая отделена от вод земных во второй день творения; потому и псалмопевец говорит: хвалите Его (Бога) небеса небес и воды, которыя превыше небес ( Пс. 148:4 ). Евреи думали, что во время сильных дождей на тверди открываются отверстия, чрез которые вода изливается на землю: потому о потопе говорится, разверзлись все источники великой бездны и окна небесныя отворились ( Быт.7:11 ; Мал.3:10 ). Но другие толковники думают, что под водой, которая над твердью или которая превыше небес, разумеются облака или облачные воды, так как облака в Писании называются небесными 158 . В таком случае под твердью должно разуметь не только видимый свод небесный, но и пространство, под ним находящееся, а под отверзением окон небесных только образное выражение излияния воды из облаков. Не невозможно думать, что в сказании о сотворении мира древние под водами над твердью разумели воды, находящиеся будто выше облаков и тверди. В Писании многое допущено в изображении явлений видимого мира соответственно мнениям о них древних народов, а не соответственно действительности; так говорится в одном псалме, что Бог утвердил землю на водах ( Пс. 135:6 ) а в другом, что Он поставил землю на твердых основах ( Пс. 103:5 ) или на столпах ( Пс.74:4 ) и не поколеблется она в веки и веки ( Пс. 103:5, 118:90 ). В одном месте книги Иова говорится, что Бог повесил землю ни на чем ( Иов.26:7 ), в другом месте говорится о землетрясениях, что Бог в гневе своем сдвигает землю с места ея и столбы ея дрожат ( Иов.9:6 ), в третьем месте написано, что неизвестно, на чем утверждены основания земли, неизвестна и широта земли ( Иов.38:6,18 ). Древние думали, что земля неподвижна, но что солнце восходит и заходит и спешит к месту своему, где оно восходит ( Еккл.1:5 ); если Бог повелит, оно останавливается на пути своем ( Нав.10:12 ), или даже возвращается назад ( Ис.38:8 ), скажет солнцу и не взойдет ( Иов.9:7 ). Древние евреи знали только, что солнце и луна и звезды назначены светить земле ( Быт.1:14–18 ; Иер.31:35 ; Сир.43:1–11 ) и возвещать славу Божию живущим на ней ( Пс.18:2–7 ; Ис.40:26 ), а что такое на самом деле светила небесные, о том древние понятия не имели. Вообще сведения и понятия древних евреев о небе и земле и явлениях природы были очень ограничены. Несомненно, что дух Святой в откровениях Своих не имел целью сообщать людям древних времен точных познаний о природе, о чем будем говорить еще ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Феофилакт Симокатта историк, современник греческого императора Маврикия, говорит, что император усомнился в этом чуде на 12 году правления (594 г.) и употребил средства, чтобы не было какого подлога, но в определенный день кровь излилась от мощей в большом изобилии и с великим благоуханием, так что император излил обильные слезы 103 . Таким образом, доказательства Божественности христианской веры, явленные и являемые свыше самим Богом, начинаясь от первых людей на земле, простираются до нашего времени. Несмотря на то, в наши времена есть и между христианами такие люди, которые видя не видят дел Божиих и слыша не слышат о них. На верных христианах лежит долг молиться, да обратятся на путь истины коснеющие в неверии и да исцелит их в Троице славимый Бог, ему же слава, честь и поклонение во веки веков. Беседа 17. О превосходстве христианской веры над языческими Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую: не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской ( 1Кор.10:20,21 ). Доказывая божественность христианской веры, мы говорили, что ни одна вера не может сравниться с ней, во-первых, в отношении к высоте и чистоте учения ее о Боге и о будущей жизни, и в святости нравственного закона и, во-вторых, в отношении знамений и чудес. Знамения и чудеса, как доказательства божественности христианской веры, идут от первых времен рода человеческого до наших дней. Нам осталось сравнить христианскую веру в этих двух отношениях с другими верами, по крайней мере, более известными и более распространенными. Из этих вер мы возьмем две: индийскую – браманскую и магометанскую, одна другой противоположные. Наиболее древняя и наиболее достойная внимания из языческих вер есть религия индийцев, живущих на юге Азии в одной из плодороднейших и роскошнейших стран мира 104 . Это древний народ, современный европейским народам и в частности славянам, что доказывает и язык его, близкий к европейским языкам. Многочисленны и многообразны у индийцев священные книги, в которых изложена их вера. Древнейшие из них называются Ведами, потому что они содержат ведение мудрость. Древнейшая из Вед (Ригведа), говорят, восходит почти к временам Моисея, а другие ставят ее на 500 лет позднее книг Моисеевых. Но эта книга не содержит истории рода человеческого, как Моисеевы книги, а только хвалебные гимны богам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010