Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ И МАРИЯ Преподобные Сергий, Кирилл и Мария Радонежские. Икона. Кон. XIX в. Холуй (?) (собрание Федотова В. М. Москва) Преподобные Сергий, Кирилл и Мария Радонежские. Икона. Кон. XIX в. Холуй (?) (собрание Федотова В. М. Москва) (2-я пол. XIII в., Ростов - нач. 40-х гг. XIV в., Хотьковский Покровский мон-рь), преподобные (пам. 18 янв., 28 сент. (К.), 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Радонежские, схимонахи, родители преподобных Стефана и Сергия Радонежских. Основными источниками сведений о К. и М. являются сохранившиеся в неск. редакциях Жития прп. Сергия Радонежского (авторы - прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет ), службы преподобному, а также синодики. К. и М. происходили из боярских семей («от славных и нарочитых боляр»), живших в Ростовском княжестве. Согласно позднему (не ранее XVII в.) преданию, прп. Сергий род. в вотчине К.- в с. Варницы, в 3 верстах к северо-западу от Ростова, где позднее в память о прп. Сергии Ростовский архиеп. Ефрем основал Варницкий Сергиев во имя Св. Троицы муж. мон-рь . К. мог начать службу при дворе ростовских князей Василия Константиновича († после 1316) и Юрия Александровича († 1320); перед переездом К. и М. в Радонеж в Ростове правили братья князья Федор († 1331) и Константин († 1365) Васильевичи. В Ростове у К. и М. родились дети: Анна, Стефан, Варфоломей (мирское имя прп. Сергия) и Петр. Согласно Житию прп. Сергия, К. и М. «бяста Божии угодници, правдиви пред Богом и пред человекы, и всячьскыми добродетелми исплънени же и украшени... разум имуща Святого Писаниа не худе» ( Клосс. 1998. С. 290, 292). Вероятно, супруги были грамотны и отдавали детей на учение. Долгое время грамота не давалась Варфоломею, за что он «много браним бываше от родителю своею» (Там же. С. 297-298). В старости К. «обнища и оскуде». Его материальное положение было подорвано «частыми хоженьми еже с князем в Орду, частыми ратьми татарскими, частыми послы татарьскими, тяжъкими данми и выходы», а также вслед.

http://pravenc.ru/text/Кирилл и ...

Между В. А. и прп. Сергием существовали отношения взаимной приязни и дружелюбия. Между 1372 и 1374 гг. умерла вдова Иоанна Калиты Ульяна. Ее владения были поделены между Димитрием и В. А. Вел. князю достались 2/3 владений Ульяны, удельному князю - 1/3. В числе волостей, отошедших к В. А., оказался Радонеж, где преподобные братья Сергий и Стефан († после 1377) основали Троице-Сергиев мон-рь . Правитель Серпухова стал ктитором Троицкого мон-ря. Рассказы о посещении обители неким князем, отраженные в различных редакциях Жития прп. Сергия Радонежского, имеют в виду именно В. А. Князь сравнительно часто приезжал в мон-рь, вел длительные беседы с прп. Сергием, одаривал монастырскую братию, оставляя ей корм и припасы. По-видимому, преподобный стал духовником В. А., при посредстве к-рого с прп. Сергием познакомился и вел. кн. Димитрий, к-рый также сделал троицкого игумена своим духовным отцом. Прп. Сергий был призван на общекняжеский съезд в Переяславле Залесском в кон. 1374 г., где решались вопросы войны и мира с Ордой и была достигнута договоренность о военном союзе и совместных действиях большинства правителей Сев.-Вост. Руси в случае нападения на них Мамая. Преподобные Сергий и Никон Радонежские (слева), прп. Афанасий Высоцкий и кн. Владимир Андреевич. Миниатюра из вкладной книги серпуховского Высоцкого мон-ря. 1648 г. (СИХМ. Инв. N 1673. Л. 10) Преподобные Сергий и Никон Радонежские (слева), прп. Афанасий Высоцкий и кн. Владимир Андреевич. Миниатюра из вкладной книги серпуховского Высоцкого мон-ря. 1648 г. (СИХМ. Инв. N 1673. Л. 10) Открытый разрыв с Ордой произошел раньше, чем предполагали рус. князья. В марте 1375 г. в Тверь из Москвы бежали недовольные вел. кн. Димитрием боярин И. В. Вельяминов и богатый купец Некомат, хорошо осведомленные о планах московских правителей. Тверской князь немедленно послал этих перебежчиков к Мамаю за великокняжеским ярлыком, а сам поехал договариваться с Ольгердом. 13 июля Некомат привез из Орды ярлык тверскому князю, к-рый сразу же начал войну против вел. кн. Димитрия. В Москве был объявлен сбор войск всех союзных князей, в их числе был и В. А. В кон. июля они выступили в поход. 5 авг. была осаждена Тверь, 1 сент., не выдержав осады и не дождавшись обещанной помощи от Орды и Литвы, Михаил капитулировал. Победители - московские князья Димитрий и В. А., их союзники - правители княжеств Сев.-Вост. Руси и Верховских земель, а также Вел. Новгород торжествовали победу. Тверское княжество было разорено. Согласно мирному договору, его правитель был вынужден навечно отказаться от притязаний на Владимирское великое княжество и Вел. Новгород, тверской князь был низведен до положения вассала московских князей и должен был действовать в русле московской политики. Орда и Литва на время лишились важного союзника.

http://pravenc.ru/text/159088.html

Две старшие редакции Жития  сообщают, что прежде того, как произошло посещение Пречистой вместе с апостолами Петром и Иоанном, прп. Сергий совершал молитвенное правило в келии: «Б бо ему обычай — по вся дни пояше благодарныя каноны Пречисти, еже есть акафисто» . То есть преподобный ежедневно («по вся дни») совершал акафист Богородице как часть келейного правила, причём, судя по сообщению Жития («благодарныя каноны» — мн. ч.), это могло происходить неоднократно в течение дня. Заметим также, что акафистом источник называет не только кондаки и икосы, как это принято в наши дни, но всё последование субботы акафиста, ещё называемое Похвала Пресвятой Богородицы . Поясним терминологию древнерусских источников: акафист — это богослужебное последование, включающее стихиры вечерни (на «Господи воззвах»: «Совт превчный»; стиховные из службы Благовещения: «От небесных круг Гавриил»), тропарь «Повеленное тайно», канон «благодарный», глас 4 (нач.: «Христову книгу одушевленную»), по 6-й песни которого 25 кондаков и икосов, светилен по каноне «Еже от вка таинство», затем стихиры хвалитные «Сокровенное таинство». Именно такой, наиболее полный состав находим в древнейшем Каноннике (ТСЛ 253) из библиотеки Троице-Сергиевой Лавры рубежа XIV–XV bb. . РГБ. Ф. 304. I. Канонник. Р убеж XIV–XV bb. Не приходится сомневаться, что ученики прп. Сергия знали обычай своего игумена ежедневно совершать последование «неседальной песни». Подтверждением тому служат списки акафиста в наиболее ранних Канонниках из собрания Троицкой обители — ТСЛ 253 и ТСЛ 255 . Кроме иноков обители Живоначальной Троицы, также и собеседники аввы Сергия подражали ему в образе совершения келейной молитвы. Например, прп. Кирилл Белозерский, пользовавшийся наставлениями прп. Сергия, скорее всего, от своего наставника унаследовал в качестве заключительной части келейного правила совершать последование Похвалы Богородицы. Об этом известно из Жития прп. Кирилла  и монастырского предания, отразившегося в каноне службы Преподобному , к тому же текст акафиста включён в собственный Канонник прп. Кирилла Др. гр. 15 . Также и прп. Мартиниан Белозерский (ученик прп. Кирилла, в 1447–1454 гг. был игуменом Троице-Сергиева монастыря ) использует в личном правиле последование Похвалы Богородицы, которое находим в принадлежавших ему сборниках молитв келейного правила: Часослов с дополнениями ТСЛ 16 (писанный им самим)  и Святцы с канонами Музейск. 3711 .

http://bogoslov.ru/article/6175771

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ СТАРШИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобный Афанасий Высоцкий Старший Прп. Афанасий Высоцкий Старший и кн. Владимир Серпуховской. Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского монастыря. 1648 г. (СГИХМ. 1673. Л. 10). Фрагмент В иконописном подлиннике конца XVIII в. об облике Афанасия Высоцкого Старшего сказано: «Сед, брада поуже и покороче Власиевы, ризы преподобническия» . Наиболее ранние изображения святого сохранились в цикле миниатюр лицевого рукописного жития прп. Сергия Радонежского , посвященных основанию Высоцкого монастыря, в частности, на миниатюре «Прп. Сергий благословляет прп. Афанасия Высоцкого на игуменство»: прп. Афанасий представлен в монашеской мантии и клобуке, с остроконечной бородой средней длины. На миниатюре из вкладной книги Высоцкого монастыря Афанасий Высоцкий изображен старцем с продолговатой бородой, недлинными волосами, в монашеском одеянии (мантии и схиме) с куколем на плечах, с поднятой для крестного знамения рукой, в молении Св. Троице вместе с преподобными Сергием и Никоном Радонежскими и кн. Владимиром Серпуховским (Храбрым). С теми же святыми и князем преподобный был представлен на местной иконе Св. Троицы и на хоругви «Зачатие Пресвятой Богородицы - Избранные святые», которые вложил, соответственно в 1672 и 1673 гг., «в Дом Пречистыя Богородицы в Высоцкий монастырь по обещанию своему Светейшего Патриарха ризничей дьякон Иакинф» . Образ Афанасия Высоцкого (с надписью «Прп(д)бны Офона(си)») помещен на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками, в молении Св. Троице», кон. XVII в., из Троице-Сергиева монастыря ,- в верхнем ряду слева, недалеко от учителя, между фигурами свт. Феодора Ростовского и прп. Симона Смоленского (Радонежского); также на иконе «Собор святых учеников прп. Сергия» 2-й пол. XIX в. на юго-зап. столпе Троице-Сергиевой лавры.

http://drevo-info.ru/articles/18483.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых). О В. и Н. сообщают «История в память предьидущим родом» (Сказание) Авраамия (Палицына) (ок. 1613-1617) и Житие прп. Сергия (рассказы о чудесах прп. Сергия), составленное Симоном (Азарьиным) (1646-1654). Во время осады Троице-Сергиева мон-ря отрядами Я. Сапеги и А. Лисовского (23 сент. 1608 - 12 янв. 1610) (см. Смутное время ) прп. Сергий явился пономарю Иринарху и сказал, что для помощи осажденным он послал в Москву «в дом Пречистой Богородицы и к Московским чудотворцам, чтобы совершить молебны, трех учеников своих, Михея, Варфоломея и Наума, в третьем часу ночи. Видели их и враги ваши литовцы». Иринарх тотчас сообщил об этом, и воеводы стали расспрашивать и своих, и пленных, не видел ли кто посланных прп. Сергием учеников. Из мон-ря были посланы разведчики, захватившие в плен поляка; он подтвердил, что осаждавшие видели, как из мон-ря выехали 3 монаха, за ними послали погоню, но не догнали. Один инок, находившийся в больнице, усомнился в этом известии и гадал, на каких конях прп. Сергий мог послать учеников в Москву. Тогда прп. Сергий явился иноку и удостоверил его: «Я на самом деле послал учеников своих... на тех трех слепых конях, которых конюх Афанасий Ощерин выгнал за монастырь в огороженное место». Когда стали искать коней, то нигде их не обнаружили. Согласно троицким преданиям, В. и Н. были учениками прп. Сергия, однако Житие преподобного в таком качестве В. и Н. не упоминает. В Месяцеслове Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. 201; 2-я четв. XVII в.), в разд. «Преп(одобнаго) ж Сергия ученицы, свидетельствованы быша в Житии его и в прочих повестях», отмечен «преп(одобный) Наум, иж в Осадной книге свидетельствован во явлении от самаго Сергия чюдотворца» (Л. 333). В «Описании о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII в.) В. и Н. уже упоминаются вместе. Местная канонизация преподобных подтверждена включением их имен в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено в 1981 г.

http://pravenc.ru/text/154411.html

Что же касается житийной версии о причине переселения прп. Стефана, то она, вероятно, возникла под впечатлением от трудной межконфессиональной ситуации, сложившейся в Литве ко времени составления «Жития» (тем не менее, слова церковной службы, касающейся ухода подвижника из Киева – «Якоже Лот Содома древле, латынскаго зловерия избежав, аки в Сигор, в Московскую землю, крепко соблюдающую истинное правоверие, пришел еси», – остаются верными в богословском смысле: прп. Стефан покинул Южную Русь, над которой в годы его земной жизни нависла угроза окатоличивания, и немало потрудился на духовной ниве в Северной Руси). Иоанн Иоаннович предложил прп. Стефану выбрать для проживания любой монастырь города, но тот предпочел отшельничество и уединился в урочище Махрище в 85 км к северо-востоку от Москвы и 33 км к востоку от обители прп. Сергия, уже ставшей знаменитой. (Здесь вновь впору вспомнить еще одно замечание Г.Федотова о Радонежском святом: «Большинство святых XIV и начала XV века являются его учениками или «собеседниками», то есть, испытавшими его духовное влияние… Справедливость требует указать, что новое аскетическое движение пробуждается одновременно в разных местах, и преподобный Сергий как бы возглавляет его»). Позже к пустыннику стали стекаться искатели иноческой жизни. Поначалу он не позволял им селиться возле него – дорожил безмолвием. А затем уступил их просьбам. Так возник Махрищский монастырь, посвященный, как и Сергиева обитель, Святой Троице. По примеру прп. Сергия, прп. Стефан ввел у себя общежительный устав. Трогательна была встреча прп. Сергия и прп. Стефана у ворот Махрищского монастыря: взаимно кланяясь до земли, оба подвижника долго не вставали, – каждый ожидал благословения от другого, пока, наконец, Радонежский игумен, как гость, не решил уступить и подняться первым. По просьбе прп. Сергия прп. Стефан дал ему одного из своих иноков, чтобы тот помог найти уединенное место в окрестных лесах. При этом Махрищский игумен сказал другу: «Ничтоже есть в монастыре сем, еже возбранено тебе».

http://pravoslavie.ru/54938.html

Здесь в построенной им пустыньке прп. Мефодий прожил много лет " в посте, молитвах и слезах непрестанных, бдением и сухоядением изнуряя плоть свою " . Со временем множество иноков собралось вокруг него, подражая ему в подвигах пустынных. Прп. Сергий, помня о своём ученике, неоднократно посещал, утешал и ободрял его. Когда же по умножении братии ревнителей богоугодной жизни Мефодия настала необходимость в сооружении для совместной молитвы общей церкви, тогда, по преданию, Сергий Радонежский посоветовал своему ученику оставить прежнее место, как неудобное, и переселиться на более обширное - за реку Яхрому, к устью реки Пешноши. Монах, приняв совет и благословение своего наставника, начал трудиться в сооружении храма и кельи на новом месте, " пеш нося " (пешком) брёвна через речку. Так, согласно преданию, маленькая речка, впадавшая в Яхрому, получила своё название - Пешноша. И монастырь по ней был назван Пешношским, а Николаевским его назвали по главному храму, сооружённому во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Известно, что прп. Сергий несколько раз бывал в Твери, так как старая дорога из Троицы Сергия в Тверь пролегала через Дмитров и далее проходила неподалёку от Пешношской обители. Когда в августе 1382 года войска хана Тохтамыша захватили Переславль-Залесский и Москву, прп. Сергий Радонежский с несколькими иноками своей обители " бежа в Тверь " под защиту тверского князя Михаила Александровича. В хронике Пешношского монастыря одним из первых упоминаемых событий стоит 1382 г. - посещение Пешношской обители прп. Сергием вместе с митрополитом Киприаном при спасении от Тохтамыша. Сохранилось предание, согласно которому учитель и ученик для молитв и бесед удалялись в пустынное место в двух верстах от Пешношского монастыря. Впоследствии сюда, в Беседную пустынь, к Предтеченской часовне, ежегодно 24 июня (6 июля) из монастыря совершался крестный ход. Временем основания Мефодиевской пустыни, в будущем - Николо-Пешношского монастыря - считается 1361 год. Эту дату отыскал на старом (1698) списке служб преподобному пешношский устроитель Игнатий (после 1781 г).

http://sobory.ru/article/?object=00506

Кончину Епифания Премудрого следует отнести ко времени после 1443 года, поскольку около этого года он встречался в Троице-Сергиевом монастыре с Пахомием Логофетом. Другие датировки (наиболее распространенная - не позже 1422 ) не могут считаться обоснованными. Иконография Прп. Епифаний Премудрый. Фрагмент иконы " Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице " . Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ) Наиболее ранние изображения Епифания Премудрого сохранились в составе миниатюр из лицевых рукописей Жития прп. Сергия Радонежского, в частности троицкого списка 1580-х - начале 1590-х годов . Цикл композиций с образом Епифания Премудрого (имя везде подписано) иллюстрирует предисловие, посвященное истории составления Жития. На первой миниатюре рядом с более крупной фигурой прп. Сергия даны два изображения Епифания: слева в молении пред иконой Божией Матери (на столе приготовленные свитки и тетрадь), справа как писца, сидящего за столом. В последующих сюжетах он представлен на фоне палат (нередко с церковью), вместе с другими переписчиками, заполняющим свиток, беседующим с монахами ( " старцами-самовидцами " ), указывающим на текст, молящимся; иногда показан дважды в одной композиции. Епифаний без нимба, как правило, в охристой или оливковой рясе и коричневой мантии, в черном клобуке, борода светлая и острая, внизу раздвоенная, облик лишен индивидуальных черт. Рукопись была скопирована в конце XVII века, список дошел в составе библиотеки имп. Петра I . Однако в нем при точном воспроизведении миниатюр предисловия отсутствует имя Епифания . В тексте иконописного подлинника конца XVIII века в перечне учеников прп. Сергия Радонежского о внешнем облике Епифания Премудрого сказано (без указания дня памяти): " Сед, брада пошире и короче Власиевы, власы с ушей, риза преподобническая "   . Подобное описание содержится и в рукописи 1820-х годов под 2 марта . Образ Епифания Премудрого с нимбом вводился в состав композиции " Собор Радонежских святых " . На иконе " Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице " конца XVII века, написанной в мастерской Троице-Сергиева монастыря, Епифаний изображен в среднем ряду крайним справа, вполоборота влево, за прп. Никифором Боровским . Он одет в красноватую рясу, коричневую мантию и зеленый параман, куколь на плечах, руки сложены в молении, волосы волнистые, борода длинная, узкая на конце, с проседью; на серебряной пластине оклада выгравирована надпись: " Прп(д)бны Епифании дияконь " .

http://drevo-info.ru/articles/13680742.h...

Центральное место в возрождении русского монашества занимает выдающаяся личность прп. Сергия Радонежского (ок. 1314–1392). Благодаря удивительно взвешенному взгляду на монашество он всегда сочетал духовные приоритеты, унаследованные от исихастской традиции, с организаторскими способностями и заботой о жизни общества в целом. Основав в лесу недалеко от родного города Радонежа, на северо–востоке от Москвы монашескую общину во имя Пресвятой Троицы, прп. Сергий, прямо или косвенно, стал духовным отцом многочисленных общин, которые нередко называют «Северной Фиваидой» 764 . Первоначально монашеским идеалом преподобного было безмолвное отшельничество, но затем, как сообщает его современник и биограф Епифаний Премудрый 765 , прп. Сергий получил от константинопольского патриарха Филофея, ученика св. Григория Паламы и покровителя исихазма в Византии, послание с предложением создать киновию (κοινοβον), регулярную литургическую общину, во имя Святой Троицы. Этот эпизод демонстрирует не только наличие тесных связей между руководителями монашества, но и универсальность афонской модели, сочетавшей в себе и затворничество, и общежительство. Тесно связанный с митрополитом Алексием и московским великокняжеским двором, прп. Сергий, тем не менее, не стал слепо поддерживать московскую политику. Митрополит Киприан еще до прибытия в Москву считал его другом и вел с ним переписку 766 . Преподобный Сергий также решительно поддержал намерение великого князя Дмитрия оказать сопротивление монголам, благословив его перед сраясением в 1380 году. Взявшись за активное освоение северных лесов и обращение местных племен в христианство, монахи – последователи прп. Сергия ставили перед собой и просветительские задачи. Современник прп. Сергия святитель Стефан Пермский (1340–1396) изучил греческий язык в Ростове (местный епископ, вероятно, был греком) и посвятил жизнь переводу библейских и богослужебных текстов на язык зырян – финского народа, населявшего землю Пермскую. В результате в 1383 году митрополит Пимен поставил Стефана – ученика и последователя свв. Кирилла и Мефодия – первым епископом Пермским 767 . В последующие века его примеру последовали многие русские миссионеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Загорске: Науч. отчет 1949-1952 гг. Машинопись. М., 1955), напротив преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского (М. единственный из предстоящих ¾ в островерхом куколе). В стенописи ц. в честь Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842?; поновления - 1871, 1947) ростовой образ М. в поздней лаврской иконографии выделен в соответствии с посвящением храма и находится в нише на юж. стене (по сторонам от святого - преподобные Сергий и Никон). В ряду учеников прп. Сергия М. написан (тоже в куколе, руки на груди, в левой - четки) лаврскими мастерами в академической манере на оконном откосе юж. стены трапезной части ц. прп. Сергия Радонежского (1845-1847, поновления и реставрации - 1883, 1948, 1966). В посл. трети XVII в. появились первые изображения Собора Радонежских чудотворцев, где М. отводилось, как правило, сравнительно почетное место. Наиболее ранний известный пример этого времени - образ в окладе «Прп. Сергий Радонежский, с учениками» посл. трети XVII в. из ризницы Троице-Сергиева мон-ря (вклад кнг. Анны Шереметевой, СПГИАХМЗ). Фигура М. в молении помещена в нижнем регистре справа, между преподобными Иаковом и Елисеем; он в схиме, куколь лежит на плечах, в волосах и средней величины бороде проседь; на дробнице оклада надпись:«Прп(д)бны(и) мuxeui». Сокращенный вариант композиции - на иконе «Радонежские чудотворцы» 1702 г. («моление старца Антониа Болотникова», СПГИАХМЗ). М. представлен напротив прп. Сергия в центре 1-го ряда справа, в молении, в округлом монашеском куколе с воскрылиями, борода с проседью, до середины груди. Очевидно, на основе гравюры И. Ф. Зубова 1725 г. создана икона «Вид Троице-Сергиевой лавры, с Радонежскими святыми и 16 клеймами праздников» 3-й четв. XVIII в. (частное собрание), после того как обитель получила статус лавры: в среднике над монастырем в облаках написаны 6 полуфигур небесных покровителей обители, в т. ч. 2-й слева М. по облику уподоблен прп. Никону, с непокрытой головой, седые волосы разделены на прямой пробор. Тогда же сложился тип образа Радонежских чудотворцев, мощи к-рых почивают в Троицкой обители, с прп. Сергием в центре, как на небольшой «раздаточной» иконе кон. XVIII - нач. XIX в., выполненной в слободе Холуй Вязниковского у. Владимирской губ. (частное собрание; М. вверху слева, напротив - прп. Максим Грек), или на профессиональном по исполнению образе сер. XIX в., к-рый связывают с мастерской Малышева (Ильинская ц. в Сергиевом Посаде). К этому же типу относится икона 40-х гг. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова) - М. в клобуке изображен немного в глубине между преподобными Сергием и Никоном; литография «Святые и преподобные отцы, почивающие в Свято-Троицкой Сергиевой лавре» с цензурным разрешением от 10 апр. 1845 г. (ГИМ - лист с раскраской, СПГИАХМЗ - цензорский экземпляр), называемая в документах «угодники лавры» (образ М.- в левой группе).

http://pravenc.ru/text/2563830.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010