Восточная агиология. Приложения Приложение I. Месяцеслов при евангелии VIII-IX века синодальной библиотеки 4 449 Заглавия нет. Внизу показаны разности от него месяцеслова при апостоле импер. публичной библиотеки IX-X века Опущенные внизу числа показывают согласие обоих в памятях. Слова в тексте в скобах показывают, что их нет в апостоле, знак ап. также означает варианты апостола. Сентябрь. 450 1 Начало индикта и память Симеона столпника. 2 св. муч. Мамонта и иже во св. о. н. (ап. преп. о. н.) Иоанна Постника . 3 св. священномуч. Анфима. 4 св. священномуч. Вавилы и св. отроков. 5 св. прор. Захарии и св. муч. Фуфаила. 6 св. архистратига Михаила Хониата . 8 Рождество (Пресв.) Богородицы. 9 (св.) Иоакима и Анны. 12 Кунута (так) и Автонома. Суббота пред Воздвижением. 13 на Воздвижение честного древа (чтение). 14 Воздвижение честного креста. Суббота по Воздвижении. Неделя после Воздвижения и память Симеона, сродника Господня. 15 св. священномуч. (ап. св. мученика) Акакиеи (св. муч.) Никиты. 16 св. муч. Евфимии. 18 св. мучч. Трофима, Доримедонта и дружины их. 20 св. муч. Евстафия (и дружины его). 21 св. муч. Исаакия, еп. кипрского. 22 св. муч. Фуки (так) и дружины его. 24 св. первохуч. Феклы. 26 преставление (св.) Иоанна Богослова. 27 свв. мучч. Калутиана (калутианских) Александра, Зосимы и дружины их. 30 св. Григория великия Армении (ап. епископа Армении и иже с ним). Октябрь. 451 1 св. Домития и Романа. 2 св. священномуч. Киприана (и Иустины). 3 св. (священномуч. Ареопагита) Дионисия. 6 св. Фомы. 7 (свв.) Сергия и Вакха. 9 св. Иакова, брата Божия (?). 11 св. патриархов: Нектария, Арсакия, Аттика и Сисиния. 12 свв. мучч. Прова, Тараха и Андроника. 13 свв. мучч. Барпа, Павла и друживы. 14 свв. мучч. Гервасия и дружины. 18 св. ев. Луки. 20 св. муч. Артемия. 21 пр. Илариона. 23 Иакова, брата Божия. 24 св. Арефы и дружины. 25 свв. нотарей (Маркиана и Мартирия). 26 св. (ап. великомуч.) Димитрия. 30 свв. мучч. Кириака и Астерия. Ноябрь. 452 1 св. бессребников (ап. свв. бесср. Космы и Дамиана). 2 свв. мучч. Акиндина, Аффония, Пигасия и дружины. 6 (св.) Павла исповедника. 7 свв. мучч. в Мелитине. 8 собор арханг. Михаила. 11 муч. Мины. 13 св. (Иоанна) Златоустого. 14 св. ап. Филиппа. 15 свв. исповедн. Гурия, Самона и Авива. 16 св. ап. и ев. Матфея. 17 св. Григория Чудотворца . 20 св. патриархов Максима и Геннадия. 21 Введение Пресв. Богородицы. 25 свв. отец Климента римского и Петра александрийского . 30 св. ап. Андрея.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Марк Молчальник. Гравюра. Ок. 1839 г. (Мальцов Михаил Андреевич; 1742, Курск - 4.11.1817, Саровская пуст.), прп. Саровский (пам. 4 нояб. и в Соборе Тамбовских святых), схим. Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской пустыни . В 1-й биографии М. М., составленной пострижеником Саровской пуст. ( Сергий (Васильев) . 1839), а также в последующих жизнеописаниях ( Эльсон. 1905) имеются неточности и лакуны, которые восполняются сведениями из монастырского архива и др. неизданных документов. Род. в купеческой семье Андрея Аксеновича Мальцова (1709-?) и Ирины Васильевны Лемягиной (1713-1768), был младшим сыном, имел братьев Федота, Алексея, Василия. М. Мальцов проживал в родительском доме; после смерти отца главой семейства записан старший брат Василий. Жена Василия Прасковья Ивановна Дружинина, возможно, являлась родственницей саровского подвижника иером. Питирима (Дружинина) (РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1666. Л. 27 об.- 28). В ревизских сказках 1782 г. напротив имени Мальцова сделана приписка: «Пропал безвести в 765 году». В документах Саровского монастыря упоминается «безвестно пропавший»: «С 765 декабря сего году по апрель месяц… состояло… (среди них.- В. С.) Михайло Андреев сын Мальцов» (Там же. Л. 21-22 об.). В 1765 г. Михаил поступил в Саровскую обитель, видимо, вместе с земляком Николаем Саввичем Безходарным. В 1767 г. числился в монастырском списке «непостриженных бельцов, жительствующих по своему желанию с увольнительными» документами (ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 90. Л. 6 об.). Возможно, когда в 1772 г. указом еп. Владимирского и Муромского Иеронима (Фармаковского) арзамасская Высокогорская Вознесенская пуст. была приписана к Саровской пуст. и в Арзамас было направлено большое количество саровских насельников, среди них оказался и послушник Михаил. Косвенно об этом свидетельствует выписка из реестра входящих документов Владимирской духовной консистории от 1 янв. 1780 г.: «О бытии здесь (в Саровской пуст.- В. С.) в числе трудников в надежде монашества находящемуся в арзамасском Спаском монастыре в трудниках же курскому купцу Михайле Мальцову» (Там же. Д. 201. Л. 3; Д. 1145. Л. 83 об.).

http://pravenc.ru/text/2562264.html

Алексей Воскресенский Вступление На пространстве древнего московского великого княжества, на Северо-востоке тогдашней России, в XIV и последующих столетиях было одно место, неудержимо привлекавшее к себе людей, жаждавших уединенного подвига и совершенного безмолвия, где, в ничем не нарушаемой тишине, они искали одного – работати Господеви со страхом и радоватися Ему с трепетом. Местом этим был «Комельский лес, простиравшийся по южной окраине Вологодской страны на сотни верст и служивший жилищем диких зверей и притоном разбойников, издавна казавшийся какою-то обетованною землею любителям безмолвия, стремившимся сюда со всех сторон, преимущественно же из Троицкой обители преподобного Сергия Радонежского. Монашеский топор в продолжение трех веков то там, то инде не переставал рубить вековые сосны и ели, пролагая новые пути и обращая в иноческие обители берлоги медведей и становища разбойников. По течению одной только незначительной речки Нурмы было несколько иноческих обителей, а сколько было рассеяно пустынь и уединенных келлий по громадному пространству этого леса! Там в непроходимых чащах леса, за мхами и болотами, жили люди, проникнутые древним христианским духом и составлявшие свой особый мир. Комельский лес воспитал в своих недрах целый сонм великих подвижников и основателей монастырей» 1 . Духовным родоначальником Комельского отшельничества был преподобный Сильвестр Обнорский, первый пришедший сюда из духовной дружины Сергиевой и основавший на берегу р. Обноры свою Воскресенскую обитель, в которой, 25 апреля 1379 г., и скончался о Господе. Последователем его был преподобный Сергий, на левом берегу р. Нурмы возродивший монастырь Всемилостивого Спаса и 7 октября 1412 г. отошедший ко Господу. Поселившийся близ Сергиевой обители в 1389 г. безмолвник, преподобный Павел, в 1414 г. стал первоначальником обители Св. Троицы. Обитель Сильвестрова и Сергиева с 1764 г. обращены в приходские церкви, а обитель преподобного Павла от дня своего основания непрерывно существует доныне, всегда являясь высокою и спасительною школою истинного о Христе подвижничества, из которой вышел целый сонм Богопрославленных мужей, созревших в ней для радостей неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Генерал Ивашов и князь Игорь О необходимости нашего единства 16.12.2011 2148 Время на чтение 3 минуты История – наш учитель. Литература – учебник. Поэтому неплохо бы наши шаги иногда сверять с подобными шагами в истории. Ведь, как говорил премудрый Соломон, «нет ничего нового под солнцем», «но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Екк. 1: 9-10). В благородных побуждениях генерала Ивашова, смело согласившегося идти на выборы в Президенты России , никто не сомневается. Оглянулся, увидел, что вокруг можно аукаться, и принял нелегкое решение вызвать огонь на себя. Если не я, то кто же? Тем более что соратники просили об этом. Все правильно. Так же, скорее всего, рассуждал и князь Игорь из известного всем нам «Слова о полку Игореве». Бить басурман надо. Кто же еще вступится за русский народ, если не военный и опытный князь? Но помним мы и результат похода смелого князя Игоря – он проиграл... Причину этого не только понял, почувствовал неизвестный автор «Слова...», но и оставил нам как величайший наказ в своем великом поэтическом слове. Причина проста – князь Игорь выступил один, он не захотел делить победу с другими, он понадеялся на свою правоту, опыт, силу, на свою дружину. Все это хорошо, но перед лицом серьезной опасности наша сила только в соборности, в единстве, в единении, в согласии друг с другом, в смирении один перед другим, а всем вместе – перед благословением Церкви. Совсем иначе, как мы помним, поступит потом в истории князь Димитрий Донской. Перед тем, как решиться на военную битву, он проделал мирную работу по объединению всех сил. Раздоры тогда были, надо честно сказать, куда более сильные, чем сегодня: князь шел на князя-соседа с оружием и желанием его убить. Целый год занимался князь Димитрий вопросами умиротворения и сбора всех князей. Именно в этом помогала ему Церковь, святой преподобный Сергий приезжал и на нашу нижегородскую землю, чтобы своим авторитетом умиротворить не желающего смиряться перед другими князьями местного князя. И только когда все князья сдали экзамен на смирение перед опасностью, тогда войско выступило и, благодаря этому, одержало долгожданную победу!

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/16/ge...

Закрыть itemscope itemtype="" > У нас есть купель, из которой мы все вышли - Херсонес Благочинный Севастополя протоиерей Сергий Халюта твёрдо уверен: «мы - единый народ» 27.07.2015 625 Время на чтение 10 минут - Вы служите на земле, где христианство присутствует с самых первых веков. Насколько чувствуется связь времен? - Древний Херсонес - это место, которое является купелью святого равноапостольного князя Владимира и его дружины. Это место обретения нашего славянского языка. Место, где апостол Андрей Первозванный посеял первые семена христианства, и эти семена вырастил священномученик Климент Римский, а продолжили его дело священномученики Херсонесские - Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, святитель Мартин Исповедник и многие другие угодники Божии. Конечно, это место для нас является святым. И, безусловно, даже когда идёшь по этой земле, когда проходишь мимо Агоры - главной площади города, понимаешь: на этой торговой площади происходили главные события города Херсонеса - проповедовал апостол Андрей Первозванный, потому что здесь было всегда многолюдно. Святитель Климент Римский обрёл здесь множество христиан, предание говорит о трёх-пяти тысячах, он же основал до семидесяти церковных общин. Через эту же площадь волочили первого Херсонесского епископа, великого подвижника - священномученика Василия, чтобы убить за пределами города. За убиенным епископом Василием пришёл следующий епископ, присланный патриархом Иерусалимским Ермоном... Посещая Херсонес и, в частности, его главную площадь, безусловно, осознаёшь его значимость не только в истории Древнерусского государства, не только в истории наших славянских народов, но в истории всей Православной Церкви, всей Вселенской Церкви. - Где находится Иерусалим, и где - Херсонес. - Да, но именно сюда из Иерусалима пришёл апостол Андрей Первозванный. Именно в Херсонес патриарх Иерусалимский Ермон прислал в страну Тавроскифскую, в город Херсонес, епископов Ефрема и Василия. Где находится Византия, Константинополь, и где - Таврида, Херсонес. Но именно из Константинополя в Херсонес пришёл будущий святой равноапостольный Кирилл, учитель словенский, а тогда еще - Константин Философ.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Избавление от польского нашествия Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 3 – 10 ноября. –Казанская икона. – Визит вежливости. – Очень тонкие намеки. – Защита Конституции. – Востребованная теология. – Карма-кола в центре Москвы. – Праздник смерти. – Пешком в обитель. – Прощание с владыкой. Во вторник Православная Церковь отмечала праздник Казанской иконы Божией Матери. Эта икона – «одна из наиболее почитаемых Русской Православной церковью. По традиции, 4 ноября отмечается праздник в ее честь. В этот день в 1612 году Москва была освобождена от польских интервентов. Считается, что именно этот чудотворный образ способствовал сплочению разрозненных сил защитников города в борьбе с захватчиками», - сообщает сайт «Вести» .. На сайте Казанской епархии можно подробнее прочитать о том историческом событии, в честь которого и был установлен праздник: «Когда с престола российского в 1606 году свергнут был последний отпрыск фамилии Рюриковичей - Василий Иванович Шуйский, на Руси прекратился царский род. Наступило время междуцарствия, сопровождавшимися разными насилиями, смутами, грабежами и всякою неправдою. Множество препятствий пришлось встретить прибывшему в Москву нижегородскому воинству. ... Тягота положения усилилась еще и от того, что разоренные местности не могли доставлять продовольствие для русского воинства. К Москве стали двигаться со всех сторон нашей обширной родины полки и вольные дружины. В числе других ополчений прибыла из Казани рать, собранная кличем князя Пожарского. Это храброе воинство сильно было и верою. Вместе с собою ополчение принесло и принадлежавший князю список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. С великим упованием на заступление Царицы Небесной тогда устремились русские полки на врагов, и Владычица не оставила верных почитателей Своих. Ратники отняли у врагов укрепленный ими Новодевичий монастырь и взяли множество врагов в плен…, но окончательного спасения Руси от своеволия иноземцев еще не последовало. В Московском кремле в плену у поляков томился прибывший в Россию с греческим митрополитом Иеремиею архиепископ Арсений Еланский. Архипастырь от тяготы плена и страданий впал в болезнь и лежал в своем заключении. В это время его темничная келья исполнилась необычного света, и Арсений в сиянии его узрел преподобного Сергия Радонежского, который объявил, что по молитвам святителей земли русской Петра, Алексея, Ионы и Филиппа Господь дарует избавление русскому народу. При этом святой Сергий возвестил, что в следующий же день сыны России поразят надменных и богохульных врагов», что и произошло 22 октября 1612 года: «Устрашенные поляки в трепете бежали из-под Москвы».

http://pravoslavie.ru/4860.html

К.А. Аверьянов Глава 8. Игумен земли Русской Появление на Руси Пимена. Его ссылка в Чухлому. Эпизод с родовой иконой Воейковых. Нашествие Тохтамыша. Изгнание митрополита Киприана из Москвы. Споры историков о его причинах. Определение точной хронологии событий 1382 г. и роли в них Киприана. Выяснение истинных причин окончательного разрыва Дмитрия Донского с Киприаном. Восстановление Троице-Сергиева монастыря после нашествия Тохтамыша. Поездка Сергия Радонежского в Рязань. Основание Богоявленского Голутвинского монастыря. Определение точной даты его создания. Последние годы жизни преподобного. Отказ Сергия от игуменства в пользу Никона. Кончина Сергия Радонежского. Его похороны. Вопрос о землевладении Троице-Сергиева монастыря при жизни Сергия. Дискуссия по этому поводу. «Подложные» грамоты Дмитрия Донского. Аналогичные грамоты: духовная грамота митрополита Алексея, акты Савво-Сторожевского монастыря, митрополичьей кафедры. Выяснение причин и обстоятельств появления подобных документов, определение того, что реального лежало в их основе. Определение характера землевладения Троице-Сергиева монастыря в начальный период его истории. Вопрос об игуменстве Саввы Сторожевского в Троице-Сергиевом монастыре. Доказательства его реальности Временем наивысшего влияния и значения Сергия Радонежского стал период сразу после Куликовской битвы. Поздней осенью 1380 г. на Руси появился митрополит «киевский и Великой Руси» Пимен. И хотя на этот пост он был назначен вселенским патриархом Нилом еще в июне 1380 г. 922 , до русских земель Пимену удалось добраться лишь к середине ноября – четыре с лишним месяца он ожидал исхода военного противостояния Москвы и Орды. Но на Руси его не ждали. Едва Пимен прибыл в Коломну, по приказу великого князя «сня съ него клобукъ белыи съ главы его, и разведоша около его дружину его и думци его, и клиросници, и отъяша от него и ризницу его, и приставиша приставника къ нему, некоего боярина, именем Ивана, сына Григориева Чюриловичя, нарицаемаго Драницу, и послаша Пимина въ изгнание и въ заточение, и ведоша его съ Коломны на [В]охну, не замая Москвы, а оть [В]охны въ Переяславль, а отъ Переяславля въ Ростовъ, а отъ Ростова на Кострому, а съ Костромы въ Галичь, а изъ Галича на Чюхлому, и тамо пребысть въ оземствовании лето едино» 923 . Дополнительные подробности сообщает соборное определение константинопольского патриархата 1389 г. – выясняется, что великий князь «послов же, которые ему (Пимену. – Авт.) содействовали, одних лишает имущества, других наказывает ссылкою, некоторых – темницею и ударами, а иных подвергает тягчайшей казни – предает смерти» 924 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУЛИАН, КЕЛСИЙ, АНТОНИЙ, АНАСТАСИЙ, ВАСИЛИССА, МАРИОНИЛЛА и др. мученики Египетские [греч. Ιουλιανς, Κλσιος, Αντνιος, Αναστσιος, Βασλισσα, Μαριονλλα κα ο σν ατος μρτυρες] († 313) (пам. 8 янв.; пам. греч. 8 янв. и 21 июня; пам. зап. 6 и 9 янв.). В греч. и рус. календарях эти святые объединены в дружину мучеников, хотя по типу кончины В. следует отнести к лику преподобных, И.- преподобномучеников, а пресв. Анастасия - священномучеников ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 7; ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 239-256; Νικδημος. Συναξαριστς. 20025. Τ. 3. Σ. 44; 19984. Τ. 5. Σ. 260; ПЦК, 2011. С. 30). Источники Греч. пространное Мученичество, автор к-рого называет себя очевидцем описываемых событий, сохранилось в неск. редакциях. Наиболее близкая к оригиналу версия содержится в рукописи Vat. gr. 1667 (Х в.). Версия, представленная в списке Patr. Hieros. 6 (Х в.), является переработкой предыдущей. Еще одна редакция встречается в рукописях Ath. Vatop. 84 (кон. IX - нач. Х в.) и Ath. Dionys. 143 (1633 г.), каждая из к-рых содержит половину повествования: 1-я - Житие И. и В., 2-я - Мученичество Египетских мучеников. В списке Vat. gr. 1667 вместо Антинои местом мученичества ошибочно названа Антиохия. Греч. Мученичество было создано ранее VI в., поскольку в это время оно уже было переведено на лат. язык (BHL, N 4529). М. Дель Кольяно доказал, что с лат. версией Мученичества был знаком анонимный автор монашеского устава «Regula magistri» (Правила учителя), написанного в 1-й четв. VI в. в окрестностях Рима и ставшего одним из источников Устава прп. Венедикта Нурсийского († 547). Лат. перевод Мученичества пользовался большой популярностью: он был включен в Люксёйский лекционарий (ок. 700) и впосл. неоднократно перерабатывался (BHL, N 4533-4536). Ф. Алькен считал И. и В. реально существовавшими Антинойскими мучениками, но их Мученичество называл романом, не имеющим исторической ценности ( Halkin. 1980. Р. 242). Предполагают, что одним из источников этого Мученичества послужило Житие мч. Иулиана из Аназарва в Киликии, память к-рого в визант. Синаксарях также отмечалась 21 июня ( Lackner. 1973. Р. 55). Оба святых в 18 лет начали свой христианский подвиг (первый публично исповедал Христа, второй вступил в девственный брак), и оба претерпели муки от правителя по имени Маркиан (по источникам известен Эмилий Маркиан, префект пров. Киликия в нач. IV в., тогда как сведения об одноименном наместнике пров. Фиваида отсутствуют). Б. де Геффье отметил несомненное сходство некоторых деталей в рассказе о женитьбе И. и В. с аналогичным эпизодом греческого Жития прп. Алексия, человека Божия.

http://pravenc.ru/text/1237829.html

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами 9 января 2024 г. 15:00 Достучаться до сердец и приобщить воинов к святым таинствам Церкви Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл , председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами , рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» о том, как священнослужители несут пастырское служение в зоне специальной военной операции, какие задачи решают и каковы перспективы увеличения штата военных священников. PDF-bepcuя.  - Ваше Высокопреосвященство, уважаемый владыка Кирилл! В Российской империи православные богословы говорили о защитниках Родины как о христолюбивом воинстве. С тех пор и армия, и общество в целом очень изменились. На ваш взгляд, возможно ли сегодня заново осмыслить данное понятие?  - Уместно вспомнить, что сама российская государственность созидалась и защищалась прежде всего двумя общественными институтами — армией и Церковью. Они на протяжении всей истории Руси были в этом смысле соработниками. Для армии крайне важна духовно-нравственная основа воинской дисциплины, призванная формировать кодекс поведения каждого воина — от солдата до генерала. Для русской армии такой исторически сложившейся основой стало Православие. С момента Крещения Руси в 988 году каждый поход княжеских дружин сопровождался молитвой, а со времен Ивана Грозного получили распространение походные храмы для регулярного совершения богослужений в местах стоянок войск. Для окормления бойцов в штате каждого полка Российской армии до революции был священник. Кодекс чести российского воина формировался в служении Отечеству. Чего только стоит эпохальный пример благоверного князя Димитрия Донского, который собрал войско и перед Куликовской битвой пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского испросить благословение на предстоящее сражение. В помощь князю преподобный Сергий отправил двух монахов-схимников — Андрея Ослябю и Александра Пересвета, предсказав победу в сражении. Имена этих святых воинов навсегда вошли в историю героического сражения.

http://e-vestnik.ru/interviews/mitropoli...

Москва. Симонов мужской монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Богородицкий собор, Успенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Успенский собор Симонова монастыря строился с 1379 г. Освящен 1 октября 1405 года. Взован 21 января 1930 года, на его месте построен ДК ЗиЛ. http://bellschool.ru/belltowers/simonov Успенский собор был заложен в 1379 г., когда был основан Симонов монастырь, и освящен 1 октября 1405 г. В 1476 г. в грозовую ночь молния ударила в крест главного купола собора, и купол загорелся. Занимаясь его ремонтом, стали перестраивать и весь собор, для чего великий князь Иван III разрешил пригласить ученика архитектора Аристотеля Фиорованти. Еще через семьдесят лет собор перестраивался вторично, а рядом с ним возвели шатровую колокольню. В результате переделок к XVII веку собор превратился в высокое крестово-купольное здание с входом в центре западной стены, с трех других сторон его окружала невысокая галерея. На галерею с востока вели две лестницы, и это особо подчеркивало симметричность и торжественность постройки. Почти квадратный в основании, собор стоял на высоком подклете из белого камня. Верх завершался крестовым сводом на четырех столбах. Торцы сводов образовывали закомары. В плане собор имел форму восьмиконечного креста. В световом барабане были устроены щелевидные оконные проемы, у его основания – небольшие килевидные кокошники. Когда переделывали сгоревшую главу, закомары закрыли, по углам поставили декоративные барабаны. Собор стал о пяти главах луковичной формы. Изменилась также форма портала главного входа. В 1832 г. к собору с левой стороны пристроили ризницу, а с правой – придел Казанской иконы Божией Матери. В приделе находилась икона Господа Вседержителя, принадлежавшая преподобному Сергию Радонежскому. По преданию, именно этим образом Игумен земли Русской благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его дружину перед Куликовской битвой. В ризнице находился трехстворчатый складень, которым преподобный Сергий благословил иноков Пересвета и Ослябю перед сражением. В соборе находился великолепный пятиярусный вызолоченный иконостас, в котором помещались Владимирская и Тихвинская иконы Божией Матери начала XVI века. В конце XIX века собор обновили снаружи и внутри по проекту архитектора К.А. Тона. Позакомарное покрытие переделали на четырехскатное, окна растесали, застеклили галерею. В 1891 г. храм обновляли.

http://sobory.ru/article/?object=39881

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010