Речь идет, видимо, о победоносной кампании против персов 296-298 гг. ( Lact. De mort. persecut. IX). Мученическую кончину святые приняли уже после того, как император вернулся с войны и начались массовые гонения на христиан (т. е. после 303). Почитание Д. зафиксировано уже Сирийским мартирологом 411 г. Под 12 адара (марта) здесь значится имя Домна в искаженной форме «Ромна» (Романа) (Un Martyrologe et douze Ménologes Syriac/Ed. F. Nau//PO. T. 10. P. 14). В Мартирологе блж. Иеронима имя Домна появляется под тем же числом также в искаженном виде - «Доната». При этом И. в древних мартирологах не упоминается. В Римском мартирологе И., Д., Агапа (настоятельница общины, где скрывалась Д.) и Феофила упоминаются под 28 дек. В славянской традиции память И. и Д. также праздновалась 28 дек. Свт. Димитрий, митр. Ростовский, поместил память И. и Д. также под 3 сент. вместе с памятью сщмч. Анфима. На основании Четьих-Миней Димитрия Ростовского память мучеников под 3 сент. впервые появилась в христ. календаре, составленном архим. Аполлосом (Байбаковым) и изданном в 1784 г. в Москве. В визант. синаксарях Сказание об И. и о Д. помещается под 28 и 30 дек. Кроме того, под 30 сент. приводится память той же дружины Никомидийских мучеников без сказания; им была положена служба по уставу Великой церкви. По этому же уставу, а также по Евергетидскому, память И. и Д. и их дружины отмечена еще и 3 дек. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 121, 169). В стишном Прологе, равно как и в стишных греч. синаксарях, для И. и для Д. помещены разные стихи. Ист.: BHG, N 822z - 823a; BHO, N 457; SynCP. Col. 94, 349-352, 357-358; MartHieron. P. 24, 30-31, 117; MartHieron. Comment. P. 497-498; MartRom. Comment. P. 604; Martyrium SS. Martyrum Indae et Domnae//PG. 116. Col. 1037-1082; Martyrium S. Martyris Anthimi//PG. 115. Col. 173-174; Κοικυλδης Κ. Βοι τν παλαιστινν γων. Ιερουσαλμ, 1907. Σ. 60-82; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 428-431; ЖСв. Дек. С. 785-803. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. C. 619-620; Т. 2. C. 304, 375, 395, 398; Т. 3. C. 525; Gaiffier B., de. Palatins et eunuques dans quelques documents hagiographiques//AnBoll. 1957. Vol. 75. P. 36-40; Παπαδπουλος Σ. Γ. Ινδης//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 877-878; Sauget J. M. Indes, Domna//BiblSS. Vol. 7. Col. 792-794; Van Doren R. Domna//DHGE. T. 14. Col. 636; Aubert R. Indès//Ibid. T. 25. Col. 1052-1053; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 118, 216. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/389573.html

Выписка из «Обихода» Волоколамского Иосифова мон-ря кон. XVI в. о дачах в него для поминовения по умершим//ЧОИДР. 1863. Кн. 4. С. 7). Соловецкий инок XVII в. Сергий (Шелонин) называет Д. в 5-м тропаре 8-й песни канона Всем русским святым в лике Московских первосвятителей (АиО. 2002. 2(32). С. 176). Архим. Макарий (Веретенников), Б. Н. Флоря Литературное наследие Д., книгописание Д. принадлежит к числу самых продуктивных авторов 1-й пол. XVI в. Его высокую образованность и исключительную эрудицию отмечали уже современники. Прп. Максим Грек в послании к Н. Булеву характеризует Д. как «изящнаго разума Христова закона доктора» ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Т. 2. С. 551; в последнее время принадлежность этого сочинения прп. Максиму оспаривается). Ф. И. Карпов обращается в послании к Д.: «высокиа книжности разуму уроженному», «всякою премудростию опасному ведением научену и учениа исполнену» ( Дружинин. С. 106). Образование (по крайней мере частично) Д. мог получить в стенах Иосифова Волоколамского мон-ря, располагавшего уже на рубеже XV и XVI вв. значительным книжным собранием. Сборник сочинений митр. Даниила. 1-я пол. XVI в. (РГБ. МДА. Фунд. 197. Л. 289; на нижнем поле - авторская правка) Сборник сочинений митр. Даниила. 1-я пол. XVI в. (РГБ. МДА. Фунд. 197. Л. 289; на нижнем поле - авторская правка) Наиболее полный перечень сочинений Д. (не считая грамот, связанных с церковно-адм. и хозяйственными вопросами), включающий 36 памятников с подразделением на жанры (16 слов, поучение, окружное послание, 18 посланий разным лицам) и отдельно 26 посланий и поучений по сборнику РНБ. Q. I. 1439, жанровая принадлежность к-рых не всегда надежно определяется, составлен В. Г. Дружининым ( Дружинин. С. 20-32). Кроме того, известна по упоминаниям грамота Д., отправленная после Собора 1525 г. в Волоколамский мон-рь (Судные списки. С. 129), в документах Иосифова Волоколамского мон-ря сообщается о хранившейся в обители духовной грамоте Д. («собрано от Божественнаго Писания») (возможно, ей соответствует лишенное заголовка и начала «послание» 28 из сб.

http://pravenc.ru/text/171216.html

6 октября отмечается Зачатие Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна , рождение которого перед явлением Мессии было предсказано пророком Михеем. Родители Предтечи праведные священник Захария и Елисавета до преклонных лет молили Господа о разрешении от бесчадия, но оставались бездетными. Однажды в храме Захария увидел Архангела Гавриила, который предрек ему рождение сына Иоанна. За то, что Захария не поверил ему, Гавриил оставил Захарию немым до разрешения Елисаветы от бремени. 8 октября – день преставления преподобного Сергия Радонежского , основателя Свято-Троицкого монастыря – будущей Троице-Сергиевой лавры. Преподобный Сергий – один из наиболее почитаемых русских святых, великий чудотворец и в то же время образец иноческого смирения. Именно он благословил войско великого князя Дмитрия Донского перед сражением на Куликовом поле . Св. ап. Иоанн Богослов На следующий день 9 октября церковь отмечает преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова , одного из ближайших последователей Иисуса Христа. Иоанн был единственным из учеников, кто не оставил Господа во время Его распятия, ему Он доверил заботу о Своей Матери. Апостол не претерпел мученическую кончину, как другие ученики Христа, он прожил более ста лет, проповедуя Евангелие во многих странах. По завершении своего земного пути Иоанн велел своим ученикам положить его в могилу живым и засыпать землей, однако на следующий день могила оказалась пустой. В этот же день в 1989 г. был прославлен в лике святых патриарх Тихон — первый избранный после восстановления в России патриаршества предстоятель церкви. Его служение пришлось на самые суровые послереволюционные годы гонений и раскола, когда главной задачей было сохранить русскую церковь в чистоте Православия. 14 октября – великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы . В 860 г. русские дружины с моря подступили к Константинополю. Во время всенощного бдения во Влахернской церкви святой Андрей, Христа ради юродивый, увидел идущую по воздуху Богородицу в окружении сонма ангелов и святых. Богоматерь простерла Свое головное покрывало над молящимися, защищая их «от враг видимых и невидимых». Вскоре после этого русские дружины сняли осаду и покинули Константинополь – по некоторым сведениям, корабли раскидало сильной бурей. Любопытный факт: греческая церковь не отмечает это событие, тогда как на Руси праздник Покрова, установленный в XII веке князем Андреем Боголюбским, – один из наиболее почитаемых богородичных праздников, не входящих в круг двунадесятых.

http://pravmir.ru/imeniny-oktyabrya/

Прослышав о святой жизни отшельника, к нему начали приходить искавшие духовного подвига. Не без сожаления встречал преподобный первых своих учеников. Однако никого из приходивших он не прогнал от себя. Со временем братия увеличивалась, и преподобный, уступая мольбам своих учеников, со смирением согласился принять священство и игуменство. Так, шаг за шагом, преподобный Сергий возвращается из излюбленной им пустыни в человеческий мир, отдавая свое духовное богатство делу духовного возрождения русского народа. Подвиг Сергия напоминает подвиг первого русского игумена – преподобного Феодосия. Смиренная кротость – вот основа монашеского делания Сергия. Мы никогда не видим его наказывающим своих духовных чад. Когда его родной брат Стефан, вернувшись, вступил с ним в спор за старшинство в новой обители, преподобный Сергий тайно оставляет монастырь и удаляется, чтобы найти себе новое место подвигов. И только благословение митрополита Алексия заставило его вернуться в свой монастырь. Лишь однажды преподобный изменил своему смиренному правилу. Когда святитель Алексий перед кончиной хотел избрать Сергия своим преемником на Русской митрополии, он оказался непреклонным. Слава о монастыре и его игумене широко распространилась на Руси. К Сергию приходили за духовным советом и благословением множество русских людей, от князей и бояр до крестьян. Преподобный не отказывал никому, принимая всех для беседы. Сергий брал на себя выполнение и политических поручений по воле митрополита Алексия, совмещавшего управление Церковью и государством. Однажды преподобный поехал в Нижний Новгород к рассорившимся братьям-князьям, чтобы заставить младшего брата покориться. В другой раз преподобный Сергий ездил к суровому и непримиримому князю Олегу Рязанскому и «кроткими словами» уговорил его на мир и союз с великим князем Дмитрием. Результатом укрепления нравственных сил народа явилась победа на Куликовом поле. Преподобный Сергий благословил на эту битву князя Дмитрия Донского, сказав: «Иди смело, без колебания, и победишь!» По просьбе князя он дал ему двух иноков, Пересвета и Ослябю, из бывших бояр. Эти иноки-воины вдохновили дружины Димитрия и стали героями Куликовской битвы. Историк Ключевский называет преподобного Сергия «благодатным воспитателем русского народного духа. Ведь он своей жизнью дал увидеть русскому народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло. Он открыл им глаза и помог заглянуть в свой собственный внутренний мир».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Собрав всю свою дружину, он с поспешностью выступил против безбожных татар. Увидев великую силу татарского войска и его многочисленность, русские остановились в сомнении, не зная что делать, и страх охватил многих. Нежданно в это время прибыл скороход с посланием от святого, в котором было написано: «Господин мой, смело вступай в бой со свирепым врагом, не сомневаясь и не страшась его, помощь Божия будет во всем с тобою». Тотчас, исполнившись решимости, великий князь со всем своим войском начал бой с погаными. В бою многие воины пали замертво; Господь же помог великому победоносному Димитрию – поганые татары потерпели поражение и были окончательно разбиты. В тот самый час Сергий предстал вместе с братией Богу с молитвой о победе над погаными. По прошествии немногого времени, когда безбожники были окончательно разбиты, святой поведал братии о храбрости великого князя Димитрия Ивановича, со славой победившего поганых, назвал по имена русских воинов, павших от руки врагов, и принес за них заупокойные молитвы. Достохвальный и победоносный великий князь Димитрий, одержав славную победу над враждебными варварами, с великой радостью, торжествуя, вернулся в свое отечество. По возвращении он незамедлительно посетил святого старца Сергия, благодарил Преподобного и братию за благой совет и молитвы и дал в обитель богатый вклад. Тогда же великий князь напомнил старцу о своем обете построить монастырь во имя Пречистой Богоматери и сказал, что хочет немедленно приступить к его исполнению, нужно только выбрать подходящее место. Старец Сергий отправился на поиски и нашел красивое место на реке, называемой Дубенка; с соизволения великого князя святой Сергий поставил там церковь во имя пречистой Богоматери – Успения Владычицы нашей Богородицы. Игуменство в нем святой поручил одному из своих учеников по имени Савва, мужу весьма добродетельному. В обители собралось множество братий. В другой раз державный великий князь Димитрий просил святого старца Сергия самого пойти и благословить место для монастыря в честь Святого Богоявления под Коломной. Поскольку старец имел обыкновение везде ходить пешим, благословил место, облюбованное великим князем, и воздвиг на нем церковь в честь Святого Богоявления. По усердной просьбе князя святой Сергий отпустил одного из своих учеников – иеромонаха Григория, мужа благоговейного, исполненного многих добродетелей, в новый монастырь на должность его строителя. Со временем в обители была построена каменная церковь , которая стоит и поныне…

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Запись в тетрадь слова: Память. Показ иллюстраций: 84–88 – «Преподобный Сергий Радонежский»; И.С. Глазунов. «Князь Димитрий Донской», «Куликово поле»; А.П. Бубнов. «Утро на Куликовом поле». Слушание: М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»; «Земле русская», стихиры русским святым. Средства: Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (IV четверть, урок 4). Задача урока: Эмоциональное сопоставление радости-радуги и радоницы – памяти о предках. Соединение эстетического понятия «красиво» с нравственно-положительной характеристикой «память». Рассказ: Радоница. «А наш знакомый мальчик Ваня называл этот день Радуница. И радость и радуга вместе. Погода майская, черемуха цветет, соловьи поют, а сверху грачи кричат, такой веселый гомон и оттого так радостно. Что это за день? Это день, когда вспоминают всех умерших людей, своих бабушек, прабабушек и прадедушек и всех-всех. В этот день идут их навестить на могилки. И тихонько говорят: «Христос Воскресе, усопшие рабы Божии! Радуйтесь, все мы теперь воскреснем!» Потому и зовется этот день таким радостным словом – радоница-радуница. По всему кладбищу только и слышно «Христос воскрес из мертвых!» – люди приехали навестить своих родных. И вспоминают в этот день всех тех, кто погиб в войнах за Отечество. В истории России не забывают эти святые имена. И мы с вами постепенно будем вспоминать всех. А сегодня мы вспомним один из дней 1314 года. И один день 1350 года. Видите – это было давно-давно. Но мы не забываем. Что это за дни? В июле 1314 года родился мальчик Варфоломей. Мы уже слышали о нем. Вспомним, что мы знаем о нем. (Ответы детей по материалу 6 урока 3 четверти). А в 1350 году родился князь Димитрий. Что связывало этих так давно живших людей? Почему мы их помним? И не забудем никогда? Благоверный князь Димитрий Донской и святой преподобный Сергий Радонежский оба были защитниками Руси. Оба они помогли собрать все силы людей для того, чтобы страна была дружной, единой. Соединила всех людей единая православная вера. (Напоминаем, что такое православная вера, из предыдущих уроков.) И люди верили, что если преподобный Сергий поддерживает Димитрия, значит, дело Божеское и правое. Когда татарский хан Мамай двинул свои войска на Дон, преподобный Сергий благословил князя Димитрия и предсказал ему победу над врагом. Все русские дружины примыкали к войску Димитрия. Преподобный Сергий молился и просил Бога о победе русского оружия. И победа пришла! На Куликовом поле орда получила удар. Но и русских защитников полегло очень много. Всех защитников нашего Отечества, погибших в войнах, мы сегодня вспоминаем. Православная Церковь установила специальный день памяти (поминовения) усопших (умерших) воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ, ЛУКИАН, ЗОТИК И ВАЛЕРИАН [греч. Ηλε (Ηλε), Λουκιανς, Ζωτικς, Οαλ(λ)εριανς (Οαλ(λ)ριος)] (1-я четв. IV в.), мученики Томские (Кюстенджийские) (пам. 13 сент.). Были родом из Скифии, пострадали в г. Томы (Кюстендже, ныне Констанца, Румыния) в правление имп. Лициния (308-324). По приказу правителя по имени Максим И., Л. и З. долго мучили, а затем усекли мечом. В. умер от горя у них на могиле. Состав дружины мучеников в разных греч. синаксарях и календарях неодинаков. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) и в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) память И., Л., З. и В. отмечается вместе с памятью мучеников Макровия и Гордиана. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца к дружине присоединены пострадавшие в разных местах мученики Кронид, Леонтий, Серапион, Селевк и Стратон, кончина которых не связана с мученичеством И., Л., З. и В. У архиеп. Филарета (Гумилевского) под 13 сент. значатся Филей, Зотик, Лукиан и Илия ( Филарет (Гумилевский), архиеп. Святые южных славян. СПб., 18833. С. II). В разных греческих синаксарях скончавшийся от печали В. упомянут то в мученичестве И., Л. и З., то в мученичестве Макровия и Гордиана, то в объединенной дружине мучеников. Комментаторы собрания житий святых свт. Димитрия, митр. Ростовского, считали, что Скифия располагалась в черноморских владениях Римской империи. Однако в Мученичестве речь скорее всего идет о рим. пров. М. Скифия (ныне Добруджа, Румыния и Сев.-Вост. Болгария), где находился г. Томы. В Мартирологе блж. Иеронима память мучеников помещена под 27 мая и 8 июня. Ист.: ActaSS. Maii. T. 4. Col. 24; SynCP. Col. 40-41; PG. 117. Col. 45 [Минологий Василия II]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 135-136; MartHieron. P. 276, 309-310; ЖСв. Сент. С. 286. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 371-372; Т. 3. С. 419; Amore A. Elia, Luciano e Zotico//BiblSS. Vol. 4. Col. 1058; Auber R. Jacques le Mineur//DHGE. Vol. 26. Col. 603-604; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 166. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/389411.html

1. Славянские рукописные четии минеи В XI веке уже существовали на славянском языке четии минеи. К сему веку относят замечательнейшую минею супрасльскую, получившую название от супрасльского монастыря близ Белостова. Она содержит жития святых от 4 до 31 марта и 3 жития в конце вне числ; кроме того, содержит 20 слов Иоанна Златоустог о, одно патриарха Фотия и одно Епифания на дни от Благовещения до недели Фомы, более всего на страстную седмицу. Эта рукопись открыта в 1825 году. Первые известия о ней тогда же сообщены Востоковым 302 . Вся рукопись вполне издана Миклошичем в 1851 году. Жития и слова переведены древлеславянским первоначальным языком, но письмо их южно-русское. Жития святых в ней следующие: 4. Мучение св. Павла и Иулианы. 5. Мучение св. Василиска. 6. Чудотворение св. Конона, иже в Исаврии. 7. Мучение свв. и славн. новоявльшихся мучеников: Феодора, Константина, Каллиста, Васоя и дружины их. Нет пропуска. 9. Свв. 40 мучч., иже в Севастии. 10. Мученика св. Кодрата и иже с ним. 11. Житие Григора, папы римского. 12. Св. муч. Пиония, пресвитера смирнсвого. 13. Мучение св. Савина. Пропуск. 15. Мучение св. Александра (в Сиде. Без начала и конца и следовательно без числа. Но к 15 отнесен в последующих списках миней и в прологах, сей минее сродных). Пропуск.... конец повести о воине Таксиоте, возвращенном по смерти в тело близ Карфагена в монастыре при великом Фалассии (в слав. печатном прологе неверно при Тарасии 28 марта) 303 . 19. Житие пр. отца нашего Павла препростого. 20. Мученика св. Терентия, Африкана и Помпия. 21. Житие пр. о. н. Исаакия далматского. 22. Мучение св. Трофима и Евкарпиона. 23. Муч. св. Дометия и учеников его. 24. Страсть св. чистителя (т. е. пресвитера) и мученика Артемия. 25. Празднование Благовещения. 26. Мучение св. Иринея. Нет пропуска. 29. Мучение св. Ионы и Варахисия и дружины его. 30. Житие пр. Иоанна, игумена горы Синайския. 31. Житие Иоанна, епископа молчаливого, монастыря св. отца нашего Саввы. В конце, после слов, вне числ стоящие жития: пр. Иакова должно быть отнесено к 4 марта, свв. херсонских епп. и мучч. к 7 марта, пр. Анина к 18 марта, судя по прологам и последующим минеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В древних зап. Мартирологах памяти этой дружины нет. Кард. Ц. Бароний внес ее в Римский Мартиролог, добавив имя Конона, под 26 февр.; это день, когда отмечается память сщмч. Нестора , еп. Магиддийского. Святой Нестор также пострадал в Памфилии при Деции и правителе Пуплии (Поплии), только не в Атталии, а в Перге. Франки де Кавальери полагает, что у мученичеств Нестора, Конона Градаря и П., Д. и Клавдиана - один и тот же автор. Имена Папия, Диодора и Клавдиана есть также среди имен мучеников Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона, Папия (31 янв., 10 марта; пам. греч. 5 апр.; пам. зап. 25 февр.); Ж. М. Соже полагает, что скорее всего это именно П., Д. и Клавдиан и в данном случае наблюдается путаница в именах и датах, к-рая присутствует и в вост. Синаксарях. Однако в Мученичестве дружины Виктора и Викторина приводятся др. обстоятельства казни, поэтому твердых аргументов в пользу того, что это одни и те же мученики, нет. Ист.: BHG, N 2331-2332; ActaSS. Febr. T. 3. P. 488-490; MartRom. P. 100. MartRom. Comment. P. 77. Not. 2; ЖСв. Февр. С. 36. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 53; Delehaye H. Les Martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 51-54; Sauget J.-M. Papia, Diodoro e Claudiano//BiblSS. Vol. 10. Col. 316-317; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 374. О. Н. А. Иконография Изображение мученической кончины святых вошло в минейные циклы лицевых рукописей и настенных росписей храмов. На миниатюре из Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 369, 1-я четв. XI в.), как и в Императорском минологии из ГИМ (Греч. 376 (Син. греч. 183), 2-я четв. XI в.), показан момент усекновения глав 3 мучеников: П., Д. и Клавдиана. Обе миниатюры близки по композиции: святой справа лежит в неестественной позе возле темной горки, голова усечена, из раны еще хлещет кровь; святой в центре опускается на колено, над его шеей занесен меч палача; святой слева взирает на происходящее, ожидая своей череды; облачены в разных цветов хитоны, руки связаны за спиной. В 1-м Минологии все мученики темноволосые (в рукописи из ГИМ поврежден живописный слой у головы святого справа), градация возрастной характеристики дана по наличию и длине бороды: от молодого безбородого юноши слева к более старшему, с короткой клиновидной бородой (средовеку?), справа; у молодого человека в центре также короткая борода. На миниатюре в рукописи из ГИМ имеются ценные дополнения в виде надписания имени (на греч. языке, перед именем - «Агиос») у фигуры каждого из мучеников (слева направо): Папий, Диодор, Клавдиан.

http://pravenc.ru/text/2578927.html

Митрополит Крутицький освятив надгробок на дружини свщмч. в м Москви 30 грудня 2016 р. 15:32 30 декабря 2016 года за алтарем храма святителя Амвросия Медиоланского Богородице-Смоленского Новодевичьего женского монастыря г. Москвы митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил литию и освящение восстановленного надгробия над могилой супруги священномученика Сергия Лебедева (†1938) рабы Божией Софии. На богослужении, которое состоялось в день кончины Софии Дмитриевны, молились внучка священномученика Сергия, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Е.Б. Долинская, клирики и сестры обители. На надгробии сделана надпись: «Лебедева София Дмитриевна, 1879 — 17 декабря 1902, супруга протоиерея Новодевичьего монастыря священномученика Сергия Лебедева, расстрелянного за Христа 22 марта 1938 года на полигоне Бутово, прославленного в 2000 году в лике новомучеников Церкви Русской». София Дмитриевна Лебедева (урожденная Вишнякова) родилась в 1881 г. в семье диакона Гребневской церкви на Лубянке. В 1889 г. (либо в конце 1888 г.) диакон Димитрий Вишняков скончался, и его малолетняя дочь осталась круглой сиротой (ее мать ушла из жизни еще раньше). Девочку взял на воспитание священник Смоленской церкви Новодевичьего монастыря Николай Иванович Скворцов и привез сироту в свой дом на Малую Царицынскую улицу. В 1898 г. уже престарелый и тяжело больной отец Николай Скворцов, предчувствуя скорую кончину, сосватал свою 17-летнюю воспитанницу за молодого учителя Перервинской семинарии Сергея Павловича Лебедева, которого прочил вместо себя на священническое место, и вскоре, 15 марта 1898 г., скончался. Уже на следующий день С.П. Лебедев подал прошение определить его на вакантное место при Смоленской церкви в Новодевичьем монастыре, которое было удовлетворено 18 марта. 27 апреля 1898 г. учитель С.П. Лебедев обвенчался с девицей С.Д. Вишняковой в церкви вмц. Екатерины на Всполье, где служил диаконом отец жениха, Павел Иванович Лебедев. 6 мая 1898 г. была совершена иерейская хиротония, и вскоре отец Сергий начал свое священническое служение в древней московской обители. Через год, 22 апреля 1899 г., у Лебедевых родился первенец Борис, а 3 ноября 1900 г. — второй сын Дмитрий, но последний, не прожив и года, скончался 18 июня 1901 г.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4750643...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010