Был довольно теплый и ясный день 23-го сентября. Часы на лаврской колокольне пробили половину третьего. Торжественно гудел царь-колокол и от его мерных ударов звуки могучими волнами неслись над всем посадом. По улицам и на площади, пред святыми вратами и внутри обители толпился народ. Приближались те, давно ожидаемые, минуты, когда лавра Сергиева должна была встретить своего нового Священно-архимандрита. Вместе с народом толпились и мы, профессора и студенты академии, и тем напряженнее было наше ожидание, что мы готовились встретить не только своего Архипастыря, но и ближайшего начальника и покровителя академии. При разговорах, как всегда бывает в подобных случаях, не было конца разным предположениям, ожиданиям и надеждам. Думали и гадали, конечно, все на одну и ту же тему: что-то будет и как-то будет? Московская академия имела, по-видимому, основание во вступлении на святительскую кафедру первопрестольной столицы Высокопреосвященнейшего Сергия видеть для себя некоторый праздник. В семьдесят девять лет своего существования не один раз торжественно встречала она новых Московских Владык. Начиная с Высокопреосвященного Августина, который был, так сказать, ее крестным отцом и при котором она получила свое начало, встречала она потом и Филарета, и Иннокентия, и Макария, и Иоанникия и Леонтия, но ни при одной из этих встреч не могла она чувствовать и ожидать того, что чувствовала и ожидала теперь. Первый раз во всю свою жизнь она переживала теперь то, что другим академиям приходилось уже переживать и прежде. Первый раз ей выпало на долю в лице своего начальника и покровителя Архипастыря Московского, встречать своего собственного питомца. Нам приходилось читать трогательные описания того, как какой-либо архиерей приезжал в свое родное село, где его старички-родители доживали свой век в скромной доле служения сельской церкви. Нет у них сил сдержать слезы радости при виде милого сына, но и земно кланяются они своему сыну-Владыке. Их естественное чувство родственной радости еще более усиливается сознанием, что теперь наступает для них хорошее время, когда никто уже их не обидит и во всех своих добрых желаниях и начинаниях они найдут всегда у сына-Владыки мощную поддержку и покровительство. Нечто подобное испытывала и Московская академия, alma mater Высокопреосвященнейшего Сергия, приготовляясь встретить своего сына-Владыку.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Луцк. Часовня Иверской иконы Божией Матери. Иверская часовня /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Иверской иконы Божией Матери Год постройки:не позже 1894. Год утраты:1961 (снесена) Архитектор:Г. Артынов Адрес: Украина, Волынская обл., г. Луцк, ул. Сенаторки Левчанивской, рядом со зданием нынешнего военного госпиталя Изменить описание объекта В 1870-х годах группа православных лиц предприняла попытку восстановить древнее просветительское Луцкое братство, чтобы совместными усилиями упорядочить древние православные места в городе и делать новые проекты. Эта попытка оказалась успешной. Членами восстановленного братства становились влиятельные люди - чиновники, военные, историки. Среди них - чины различных полков армии Российской империи, базировавшихся в Луцке. Одной из них была 11-я пехотная дивизия. Ее начальником и, по совместительству, председателем братства был генерал-лейтенант Всеволод Панютин. Именно он инициировал изготовления для Луцка копии чудотворной Иверской иконы Богородицы. В 1893 году он послал записку с предложением к Московскому коменданту генерал-лейтенанту Сергею Унковскому. Панютин и сам посетил Москву и осмотрел её святыни. Члены обществ хоругвеносцев различных храмов выразили поддержку и заявили о материальном содействии. Поддержал идею и иконописец Иосиф Чириков. К тому времени он уже был известен исполнением икон в Петербурге. Для снятия копии чудотворной Иверской иконы Богоматери для Луцка иконописец взял кипарисную доску. Это стандарт для икон на дереве, поскольку кипарис лучше всего для этого подходит. Краски для написания иконы были освящены митрополитом Московским и Коломенским Сергием (Ляпидевским) в Иверской часовне в Москве. После этих действ Чириков взялся за дело: сначала вынул икону из рамы, далее с помощью специальных инструментов снял копию на бумагу, а уже потом перенес ее на кипарисную доску размером 100х140 сантиметров. Икона была готова только через 2 месяца. Пока происходили приготовления в Москве, в Луцке сооружали специальную часовню для иконы. Место выбрали - край первого в городе публичного сада на улице Шоссейной у Окружного суда. Это была территория с театром и балаганом, основное место гуляний жителей города. Здесь также действовал буфет и частенько играли полковые оркестры.

http://sobory.ru/article/?object=45011

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор преподобных старцев Глинских. Икона. XXI в. (Степанов Иаков Фирсович; 1824, Старооскольский у. Курской губ.- 17.09.1888, Глинская пуст. Путивльского у. Курской губ.), прп. Глинский (пам. 9 сент.), архим., настоятель Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пуст. Род. в семье потомственных дворян, окончил Старооскольское уездное уч-ще. В 1845 г. поступил в Глинскую пуст., исполнял послушания письмоводителя и библиотекаря. Отличался необыкновенной памятью, спустя десятки лет мог дословно цитировать целые страницы текста, однажды прочитанного им. Окормлялся у старца прп. Илиодора (Голованицкого) , пользовался советами иеросхим. Макария (Шарова) . 7 авг. 1854 г. принял монашеский постриг, 10 июня 1855 г. рукоположен во диакона, 23 сент. 1856 г.- во иерея, 30 сент. 1861 г. награжден набедренником. По преданию, в 1861 г. иеросхим. Макарий предсказал игуменское служение И. в беседе с одной из посетительниц: «Этот будет игуменом. Хотя он и молод, но будет мудрым старцем» (Краткое описание жизни и подвигов старца иеросхим. Макария. Курск, 1893. С. 41). В мае 1862 г. И. был избран настоятелем Глинской пуст., 2 авг. 1862 г. еп. Курским и Белгородским Сергием (Ляпидевским) возведен в сан игумена. По инициативе И. в пустыни был реконструирован и значительно расширен Богородице-Рождественский собор, построены корпус для пасечников на 10 келий, 2-этажный каменный корпус с мезонином на 29 келий (на гостином дворе), 2-этажная больница с аптекой и сушильней для лекарственных трав. Больница обеспечивала иноков и богомольцев стационарным и амбулаторным лечением. Ежегодно в ней лечилось ок. 160 чел., не считая жителей близлежащих селений. Заболевшие женщины получали медицинскую помощь в странноприимнице. За труды по благоустройству мон-ря 3 окт. 1864 г. И. была объявлена «признательность» епархиального начальства с внесением в его послужной список (ГАКО. Ф. 20. Оп. 3. Д. 89. Л. 2), 10 мая 1869 г. награжден золотым наперсным крестом, 29 апр. 1873 г.- палицей.

http://pravenc.ru/text/389627.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 9  голосов:  4.6 из  5) «Не ведают, что творят». Священномученик Константин Голубев Бесчислен сонм мучеников Церкви Российской XX века — многие из них были прославлены в последнее время в лике общероссийских или местночтимых святых. В многочисленном ряду таких свидетелей Истины одним из первых стоит известный миссионер Богородского края протоиерей Константин Голубев (1852 — 1918 гг.), прославивший Господа своим мученическим подвигом. Отец Константин родился в 1852 г. в селе Барановке Вольского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. Во святом Крещении он был наречен именем благоверного князя Константина, Ярославского чудотворца. Отец его отошел ко Господу, когда мальчику исполнилось девять лет. Вскоре после смерти отца Константин поступил в Саратовскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду. Когда ему исполнилось двадцать четыре года, он почувствовал в себе призвание к миссионерскому служению. По благословению Преосвященного Саратовского и Царицынского Тихона он назначается миссионером Братства Святого Креста в село Барановку. Через три года еп. Тихон, учитывая успех Константина Голубева на миссионерском поприще, согласно прошения, назначает его противосектантским и противораскольническим миссионером Саратовской епархии. В «Клировой ведомости» за 1902 г. о прот. Константине говорится: «В течение миссионерской своей деятельности с 1876 г. по 4 марта 1895 г. своими миссионерскими трудами обратил к Православной Церкви из раскола старообрядства и из разных сект мистических и рационалистических свыше 500 человек обоего пола». Деятельность Саратовского епархиального миссионера обратила на себя внимание митр. Сергия (Ляпидевского) Московского и Коломенского, обеспокоенного активностью старообрядцев и сектантов в Московской губернии, особенно в Богородском уезде. 4 марта 1895 г. Константин Голубев был определен Высокопреосвященнейшим Сергием «на протоиерейскую вакансию к Богоявленскому собору в г. Богородске с правом первостояния между всеми священниками Богородского уезда».

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Павел Понятский, свящ. Фотография. Таганская тюрьма. 1937 г. Александрович Понятский (20.06.1867, с. Бородино Можайского у. Московской губ.- 15.12. 1937, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 2 дек., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи священника. Окончил в 1882 г. Звенигородское ДУ. Состоял учителем церковноприходской школы с. Дарны Звенигородского у. (1889), Серпуховского начального уч-ща в Москве (1890-1896). 11 июня 1896 г. определен Московским и Коломенским митр. Сергием (Ляпидевским) во диаконы к ц. Вознесения Господня в Можайске. Состоял законоучителем Кукаринской церковноприходской школы (1901-1910), Новосуринской земской школы (с 1904), Можайского городского муж. приходского уч-ща (с 1911). Член ревизионной комиссии (1909-1915) и член-депроизводитель (с 5 дек. 1914) Можайского Николаевского отд-ния Кирилло-Мефодиевского братства. В нач. 20-х гг. XX в. рукоположен во иерея к тому же храму. С февр. 1931 г. проживал в церковной сторожке. Окормлял монашескую общину из числа инокинь закрытых монастырей. Вместе с монахинями по религиозным праздникам обходил соседние деревни. 17 нояб. 1932 г. арестован и заключен в тюрьму в Можайске. Обвинялся в том, что «организовал контрреволюционную антисоветскую группировку из числа бывших монахинь и священников церквей, окружающих г. Можайск, руководил деятельностью данной группировки, направленной против хозяйственных, политических мероприятий советской власти». На допросе заявил: «Считаю, что советская власть - Божие попущение, посланное за грехи людей. От дальнейших суждений в этом направлении отказываюсь. В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю». 16 февр. 1933 г. Особая тройка Полномочного представительства ОГПУ в Московской обл. приговорила П. к ссылке в Казахстан сроком на 3 года. Отправлен отбывать ссылку в Кустанай. 17 янв. 1934 г. досрочно освобожден из ссылки; вернулся в Можайск.

http://pravenc.ru/text/2581853.html

8 мая 1862 г. по инициативе еп. Сергия И. возглавил Коренную в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. 15 авг. того же года в соборном храме курского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря еп. Сергием (Ляпидевским) И. был возведен в сан архимандрита и назначен благочинным всех мон-рей Курской епархии. При И. в обители был построен 2-этажный каменный корпус и 2-этажная гостиница. В отчете о состоянии Курской епархии за 1862 г. еп. Сергий писал: И. «с примечательным успехом проводит в жизнь братии строгие правила иноческие. Он трудится для Бога и других учит тому же». В Коренную пуст. за И. последовало 9 оптинских иноков (в т. ч. и иером. Христофор (Яновский), служивший вместе с И. в Иерусалиме), что вызвало резкое недовольство настоятеля Оптиной пуст. иером. прп. Исаакия (Антимонова) . В письмах к нему И. убеждал не удерживать монахов («Насильно ведь мы никого не умиротворим. Времена крепостного права и для мирских прошли»), поскольку «если в другой обители устроится благой порядок выходцами из Оптиной, не послужит к укоризне, а паче к славе Оптиной пустыни» (цит. по: Запальский. 2009. С. 72, 213). Впосл. И. продолжал проявлять живейший интерес к жизни Оптиной пуст., остро реагировал на проблемы, существовавшие в обители, критиковал настоятельскую деятельность архим. Исаакия (Антимонова). Тесные связи Оптиной обители и Шамординской жен. общины И. считал «великим злом» для монахов. Поздравляя архим. Досифея (Силаева), сменившего архим. Исаакия, с назначением на должность настоятеля, И. надеялся, что тот возродит «родную нам, но, попущением Божиим, упадающую теперь обитель», «заведет во всем должный порядок» (Там же. С. 166). 21 дек. 1867 г. И. был назначен наместником Александро-Невской лавры в честь Св. Троицы при настоятеле-священноархимандрите, митр. С.-Петербургском Исидоре (Никольском) . Архим. Пимен (Мясников) , посетивший лавру в 1869 г., отзывался об И. как о «совершеннейшем монахе; из разговора видно, что он жил под старцами и многое от них усвоил». В столице И. одновременно состоял членом 2 комиссий, где обсуждались проекты устава общины сестер милосердия Псковской епархии и правила для руководства должностных лиц в общежительных монастырях. Участвовал в праздновании 50-летия основания вел. кн. Михаилом Павловичем Артиллерийского Михайловского уч-ща. 25 нояб. 1870 г. И. вместе с прот. Иваном Васильевичем Рождественским совершил торжественное богослужение в Александро-Невском храме уч-ща в присутствии имп. Александра II и наследника цесаревича Александра Александровича. В годы наместничества И. в Александро-Невской лавре было основано Никольское кладбище с ц. во имя свт. Николая Чудотворца (1871), строилась ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1869-1873), а в киновии - в скиту лавры на прав. берегу Невы - возведен Троицкий собор (1868). В столице И. «встретился с обстоятельствами, непримиримыми с требованиями его совести» ( Антоний (Храповицкий). 1904. С. 655) - наместник конфликтовал с лаврским экономом, уличенным в симонии.

http://pravenc.ru/text/1237739.html

Викарий Варшавской епархии еп. Люблинский Евлогий (Георгиевский) , посещавший Тулу, называл Л. «хорошим старичком, любителем благодушной шутки, приятным, мягким в обхождении». 15 февр. 1908 г. Л. был уволен на покой «вследствие преклонности лет» с назначением настоятелем белёвского в честь Преображения Господня монастыря Тульской епархии. Возможной причиной его увольнения современник считал «то обстоятельство, что он решительно отклонил настойчивое предложение местного ректора,- молодого, властного инока с сильной поддержкой наверху, закрыть семинарию по случаю какого-то происшедшего в ней беспорядка» ( Покровский. 1908. С. 798). Видимо, имеется в виду ректор Тульской ДС архим. Алексий (Симанский; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий I ). 7 марта 1908 г. по собственному прошению Л. был назначен настоятелем Высокопетровского во имя свт. Петра, митр. Московского, монастыря . 18 марта 1908 г. прибыл в Москву уже больным, врачи диагностировали воспаление легких. Скончался после принятия Св. Таин. 30 марта того же года при большом стечении прихожан Л. был похоронен у алтаря соборного храма на кладбище московского Покровского мон-ря. Заупокойную литургию отслужил викарий Московской епархии Дмитровский еп. Трифон (Туркестанов) , отпевание совершили митр. Московский и Коломенский сщмч. Владимир (Богоявленский) , епископы Серпуховской Анастасий (Грибановский) , Волоколамский Евдоким (Мещерский) и др. Сохранился портрет Л. неизвестного художника (1908; ЦАК). Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 657: Донесения ректора МДА архим. Лаврентия митр. Сергию о положении дел в Академии и мат-лы по ее ревизии: Объяснение ревизора и Совета Академии, проекты определений Синода, сост. митр. Сергием, 1895-1897 гг.; ГА Воронежской обл. Ф. И-29. Оп. 135. Д. 22. Соч.: По поводу приемных экзаменов: Что делать со многолюдством учеников в семинарии?//ПО. 1864. Т. 13. Янв. Заметки. С. 19-28; Преосв. Антоний, архиеп. Воронежский и Задонский (1773-1846). Воронеж, 1890; Жизнь иже во святых отца нашего Митрофана, 1-го Воронежского епископа и чудотворца. Воронеж, 1892; Добрый пастырь: Кр. описание жизни о. Иоанна Борисовича, священника Преображенской церкви г. Ельца (1750-1824). Воронеж, 1893; Слово при гробе Сергия [Ляпидевского], митр. Московского//БВ. 1898. Т. 1. 2. С. 157-162 (3-я паг.); Жизнь Божией Матери: Поучения. М., 1901; Первая седмица Великого поста. Курск, 1901; Светлая седмица. Курск, 1901; Страстная седмица. М., 1901; Великий пост. Курск, 1903; Слова и поучения на праздники Господни, Богородичные и дни святых. Курск, 1904; Слова, поучения и речи на разные случаи. Тула, 1905; Дневник священнослужителя. М., 1906. Ч. 1-2; Не советуйся с плотью и кровью//Рус. инок. 1911. 10. С. 13.

http://pravenc.ru/text/2462467.html

Однако, до 1893 года приход был приписан к церкви Рождества Богородицы села Подчеркова. Сельчане стали ходатайствовать, чтобы в их церковь определили священника. В конце концов, ходатайство их было удовлетворено. Указом Священного Синода от 4 ноября 1893 года в селе Жестылёво был открыт самостоятельный приход, со штатным притчом из священника и псаломщика. В Покровский храм был назначен священник Сергий Богословский из Николо-Угрешского монастыря и псаломщик Сергей Писарев. Но, из-за пагубных пристрастий к " зелёному змию " , о. Сергий Богословский был запрещён в служении, отправлен псаломщиком в Покровскую церковь села Кудиново Богородского уезда, где 3 июля 1897 года, скончался. 31 декаюря 1895 года митрополитом Московским и Коломенским Сергием (Ляпидевским) священником при Покровской церкви села Жестылёво был определён молодой и энергичный учитель жестылёвской церковно-приходской школы Георгий Добролюбов, окончивший курс наук в Спасо-Вифанской Духовной семинарии с аттестатом I разряда семинарии. 21 ноября его рукоположили во священники. Деревянная церковь, в котором священник Георгий Добролюбов стал настоятелем, была тесна, не вмещала всех 700 прихожан, не отапливалась. Перестроенная из старой часовни, она быстро ветшала. Долго думал батюшка, и, наконец, обратился за советом и благословением к отцу Иоанну Сергееву Кронштадтскому. Тот в особом письме на имя настоятеля одобрил это благое намерение и пожертвовал 300 рублей на сооружение каменного храма. Вскоре появились и другие благотворители. Сельчане решили не сносить здание деревянной церкви, а оставить его как часовню; под новый храм тем самым выделено было новое место. Проект кирпичного храма был заказан у известного московского архитектора Сергея Константиновича Родионова. Этот проект стал первой работой зодчего в Дмитровском крае. Среди других работ архитектора - Троицкий собор в Яхроме, тюремная Елизаветинская церковь и гимназия в Дмитрове, Троицкая церковь в селе Сысоево и другие. Прежде чем приступить к строительству нового храма стараниями священника и прихожан был организован кирпичный завод.

http://sobory.ru/article/?object=01843

Около 1738 года на Боршеве построена деревянная церковь в честь святителя Николая. Предположительно после пожара на этом же месте возвели новый храм, также деревянный, в котором были престолы в честь Христова Воскресения, Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая. В ведомости о церкви за 1899 год говорится: " утвари в храме достаточно, земельный надел его составляет 3 десятины усадебной земли (около 30 соток) также пахотной и сенокосной - 40 десятин. Возле храма часовня деревянная. Всею землёю причт владеет сам. Дома причта собственные на церковной земле " . Настоятелем в это время был иерей Михаил Матвеевич Пятикрестовский: " 27 лет, уроженец Московской губернии, сын псаломщика. Образование получил в Московской Духовной семинарии, по окончании которой рукоположен в священный сан митрополитом Московским и Коломенским Сергием (Ляпидевским) и отправлен на сей приход... " . Со временем деревянный храм пришёл в ветхость, колокольня сильно накренилась. Рядом поставили временную звонницу. Возникла потребность в новом здании. Стали собирать средства, и в 1903 году состоялась закладка кирпичого храма. Новый храм был построен на средства прихожан, из красного кирпича, крышу венчало деревянное пятиглавие. Стены и своды храма имели живописные изображения. Иконостас резной работы вызолочен, иконы, а их было 36, греческого письма. Начатая колокольня так и не была завершена. Последним настоятелем был иерей Иоанн Никифорович Зверев (с 1921 года). Отец Иоанн прослужил в храме до кончины в 1936 году. После этого церковь была закрыта, её постигла участь сотен и тысяч храмов нашей Церкви. Местные жители рассказывали, что тогдашний председатель колхоза с активом, с помощью трактора снесли купола, утварь перед этим богохульством была разграблена. Из большинства икон сделали опалубку для строящейся рядом плотины. Все разорители раньше или позже жестоко поплатились за свои злодеяния. Впоследствии здание храма использовалось колхозом под склад зерна и другие нужды. В 1980-х годах появилась идея разместить в храме продовольственный магазин, но к счастью этого не произошло. Затем руководство колхоза решило отремонтировать здание, и устроить в нём музей колхоза. Здание начали восстанавливать: перекрыли крышу, провели отопление. Но и эта идея не увенчалась успехом.

http://sobory.ru/article/?object=03546

престола. После провозглашения архидиаконом краткой эктении и многолетия, Владыка вышел из алтаря и приложился к св. кресту и еще раз к мощам Преподобного Сергия. В это время о. наместник лавры от лица всей братии поднес Его Высокопреосвященству св. икону Преподобного Сергия в серебряной вызолоченной с эмалью ризе и сказал краткое приветствие. Владыка-митрополит принял и облобызал икону, выразил свою благодарность о. наместнику и затем, став на амвон, обратился к братии и народу со следующим словом: «Много лет тому назад вошел я в эту древнюю и святую обитель и водворился в другой, учебной обители, находящейся в стенах ее. Там я не только учился наукам, но и навыкам послушания. Для меня было утешением быть в подчинении. Потом, чтобы лучше навыкнуть послушанию, я принял иноческое звание и в этом самом храме, на этом самом месте неожиданно для меня наречено мне имя, которое я ношу. Вскоре затем у этого самого престола я получил первую священную степень: был рукоположен в иеродиакона. Господу Богу угодно было, чтобы в течение шестнадцати лет я оставался в этой святой обители и находился в послушании у моих добрых незабвенных начальников, которым да будет вечная память». «Не по своему хотению я вышел отсюда, но был выведен изволением Божиим. Прошло время послушания и наступило для меня бремя начальствования. В нескольких епархиях мне пришлось быть пастырем словесных овец. Теперь если бы кто меня спросил: что легче – жить в послушании, или начальствовать; то не только по учению Св. Отцов, но и по собственному опыту, при всех, не обинуяся, скажу: легче быть подначальным, нежели повелевать. Был я послушником, исполнявшим мне повеленное с готовностью, и я был спокоен. В моих недоумениях я обращался к начальникам и приснопамятному архипастырю Московской церкви, в Бозе почивающему митрополиту Филарету. При моих ошибках получал указания, как их должно исправлять. Малое стадо мне вверенное, юношество учащееся, шло за мною и мы под общим руководством начальствующих вели жизнь безмятежную.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010