В селе Боршева Раменского района возвышается церковь в честь Покрова Божией Матери. Храм был построен в 1903 году стараниями жителей деревни Боршева и прилегающих селений. Местность под названием Боршева или Брашева имеет древнюю историю. Боршева входила в состав Коломенской волости и упоминается в духовных грамотах святого благоверного князя Димитрия Донского и Иоанна Калиты. До 1728 года Боршева принадлежала князю А. Д. Меншикову, а затем перешла в ведение Конюшенного ведомства. В 1781 году Боршева вошла в состав Бронницкого уезда, оставаясь при этом сельским поселением. Прямо через деревню проходила большая Коломенская дорога, ныне Рязанское шоссе. Она имела важное торгово-экономическое и военное значение. Боршева расположена на берегу Москвы-реки и в этом месте река имела брод (переправу), " красный Боршевский перевоз " , как его называли в старину. Здесь когда-то переправлялись полки князя Владимира Храброго, следовавшие на сборный пункт в Коломну для участия в Куликовской битве. Около 1738 года на Боршеве построена деревянная церковь в честь святителя Николая. Предположительно после пожара на этом же месте возвели новый храм, также деревянный, в котором были престолы в честь Христова Воскресения, Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая. В ведомости о церкви за 1899 год говорится: " утвари в храме достаточно, земельный надел его составляет 3 десятины усадебной земли (около 30 соток) также пахотной и сенокосной - 40 десятин. Возле храма часовня деревянная. Всею землёю причт владеет сам. Дома причта собственные на церковной земле " . Настоятелем в это время был иерей Михаил Матвеевич Пятикрестовский: " 27 лет, уроженец Московской губернии, сын псаломщика. Образование получил в Московской Духовной семинарии, по окончании которой рукоположен в священный сан митрополитом Московским и Коломенским Сергием (Ляпидевским) и отправлен на сей приход... " . Со временем деревянный храм пришёл в ветхость, колокольня сильно накренилась. Рядом поставили временную звонницу.

http://sobory.ru/article/?object=03546

Луцк. Часовня Иверской иконы Божией Матери. Иверская часовня /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Иверской иконы Божией Матери Год постройки:не позже 1894. Год утраты:1961 (снесена) Архитектор:Г. Артынов Адрес: Украина, Волынская обл., г. Луцк, ул. Сенаторки Левчанивской, рядом со зданием нынешнего военного госпиталя Изменить описание Добавить фотографии Добавить статью В 1870-х годах группа православных лиц предприняла попытку восстановить древнее просветительское Луцкое братство, чтобы совместными усилиями упорядочить древние православные места в городе и делать новые проекты. Эта попытка оказалась успешной. Членами восстановленного братства становились влиятельные люди - чиновники, военные, историки. Среди них - чины различных полков армии Российской империи, базировавшихся в Луцке. Одной из них была 11-я пехотная дивизия. Ее начальником и, по совместительству, председателем братства был генерал-лейтенант Всеволод Панютин. Именно он инициировал изготовления для Луцка копии чудотворной Иверской иконы Богородицы. В 1893 году он послал записку с предложением к Московскому коменданту генерал-лейтенанту Сергею Унковскому. Панютин и сам посетил Москву и осмотрел её святыни. Члены обществ хоругвеносцев различных храмов выразили поддержку и заявили о материальном содействии. Поддержал идею и иконописец Иосиф Чириков. К тому времени он уже был известен исполнением икон в Петербурге. Для снятия копии чудотворной Иверской иконы Богоматери для Луцка иконописец взял кипарисную доску. Это стандарт для икон на дереве, поскольку кипарис лучше всего для этого подходит. Краски для написания иконы были освящены митрополитом Московским и Коломенским Сергием (Ляпидевским) в Иверской часовне в Москве. После этих действ Чириков взялся за дело: сначала вынул икону из рамы, далее с помощью специальных инструментов снял копию на бумагу, а уже потом перенес ее на кипарисную доску размером 100х140 сантиметров. Икона была готова только через 2 месяца. Пока происходили приготовления в Москве, в Луцке сооружали специальную часовню для иконы. Место выбрали - край первого в городе публичного сада на улице Шоссейной у Окружного суда. Это была территория с театром и балаганом, основное место гуляний жителей города. Здесь также действовал буфет и частенько играли полковые оркестры.

http://sobory.ru/article/?object=45011

Был довольно теплый и ясный день 23-го сентября. Часы на лаврской колокольне пробили половину третьего. Торжественно гудел царь-колокол и от его мерных ударов звуки могучими волнами неслись над всем посадом. По улицам и на площади, пред святыми вратами и внутри обители толпился народ. Приближались те, давно ожидаемые, минуты, когда лавра Сергиева должна была встретить своего нового Священно-архимандрита. Вместе с народом толпились и мы, профессора и студенты академии, и тем напряженнее было наше ожидание, что мы готовились встретить не только своего Архипастыря, но и ближайшего начальника и покровителя академии. При разговорах, как всегда бывает в подобных случаях, не было конца разным предположениям, ожиданиям и надеждам. Думали и гадали, конечно, все на одну и ту же тему: что-то будет и как-то будет? Московская академия имела, по-видимому, основание во вступлении на святительскую кафедру первопрестольной столицы Высокопреосвященнейшего Сергия видеть для себя некоторый праздник. В семьдесят девять лет своего существования не один раз торжественно встречала она новых Московских Владык. Начиная с Высокопреосвященного Августина, который был, так сказать, ее крестным отцом и при котором она получила свое начало, встречала она потом и Филарета, и Иннокентия, и Макария, и Иоанникия и Леонтия, но ни при одной из этих встреч не могла она чувствовать и ожидать того, что чувствовала и ожидала теперь. Первый раз во всю свою жизнь она переживала теперь то, что другим академиям приходилось уже переживать и прежде. Первый раз ей выпало на долю в лице своего начальника и покровителя Архипастыря Московского, встречать своего собственного питомца. Нам приходилось читать трогательные описания того, как какой-либо архиерей приезжал в свое родное село, где его старички-родители доживали свой век в скромной доле служения сельской церкви. Нет у них сил сдержать слезы радости при виде милого сына, но и земно кланяются они своему сыну-Владыке. Их естественное чувство родственной радости еще более усиливается сознанием, что теперь наступает для них хорошее время, когда никто уже их не обидит и во всех своих добрых желаниях и начинаниях они найдут всегда у сына-Владыки мощную поддержку и покровительство. Нечто подобное испытывала и Московская академия, alma mater Высокопреосвященнейшего Сергия, приготовляясь встретить своего сына-Владыку.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Ныне всем вам известно, но, однако, это очень печально, что многие студенты духовной академии только и остаются духовными до выхода из нее; а потом расходятся в разные стороны служить в разных ведомствах и, общеизвестного нельзя утаить, иногда уходят на службу даже в ведомство питейное. И это те, которых считают людьми духовными! Мало того, находятся между ними даже такие, которые имеют несколько не благородное намерение, служа в том ведомстве, уклониться от платы за духовное свое обучение и ходатайствуют пред Святейшим Синодом о сложении с них этой платы, кажется, не без внутренней насмешки прописывая и доказывая, что и они тоже приносят пользу государству. Кто из вас и куда пойдет, это известно только вам самим, Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? ( 1Кор.2:11 ). Но вы не детьми поступали сюда, а взрослыми, рассуждающими; стремление было у вас неудержимое, курсы ваши переполнены; старались поступить не только студентами, но хотя бы и вольными слушателями; вы могли рассудить, поступая, к чему стремились. Не честно было бы чрез духовную академию и святую церковь идти в другие ведомства, если это делается предумышленно. Ваша обязанность: если вы пришли сюда, то идите прямым путем царским, как и св. Григорий Богослов , называет этот путь именно царским, – идите к той цели, выше которой не может быть на земле. Служение церкви Божией есть высшее служение на этом свете; к нему и приготовляйте себя, одушевляемые благодатью Божьей и, руководствуясь наставлениями вашего начальника и его сотрудников, ибо и они учат вас и наставляют не покидать и не удаляться от этого служения. В таком расположении и желаю, чтобы вы успевали в науках, а затем и получали места и начинали свое служение, и это не трудно. Мы – епархиальные архиереи – нуждаемся в людях, потому что наши от нас уходят. Если, кто не получит должности по духовно-учебному ведомству, то кто же мешает ему прийти к епархиальному преосвященному и просить об определении на священно-служительское место? Если бы был тот ответ, что места нет, говорите: я хочу быть церковно-служителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Он высказал ту мысль, что события библейской истории известны студентам по их прежним занятиям в семинарии, но, тем не менее, они с большей пользою могут слушать этот предмет и с академической кафедры, так как здесь он читается в гораздо более широком объеме и всестороннем научном освещении. Покинув аудиторию, Владыка проследовал в домовой академический храм. Здесь, согласно выраженному им заблаговременно желанию, ему не было устроено обычной при архиерейских посещениях торжественной встречи и Владыка-Митрополит, осмотрев храм, вошел в св. алтарь через южные двери и довольно долго рассматривал все его принадлежности. Между тем первая лекция окончилась, и все студенты собрались в храм, чтобы получить благословение Архинастыря. Выйдя из алтаря, Владыка-Митрополит обратился к студентам с отеческим назиданием. «Для чего у вас устроен этот храм?» – говорил он. «Если сказать: для того, чтобы здесь ближе и удобнее было молиться, то, не знаю, так ли это будет. Вы со всех сторон окружены храмами. Прежние студенты ходили за богослужениями в лаврскую трапезную церковь и не отягощались этим. Помню, как и я, будучи здесь инспектором и затем ректором, ходил со студентами в церковь ; шли по два в ряд: младшие впереди, старшие за ними, – ближе ко мне, а позади всех я, – и мы нисколько не тяготились этим. Значит, есть причины более высокие и более важные, почему устроили для вас особый храм. Приближая к вам храм Божий, начальство, я думаю, хотело и вас приблизить более к церкви. Все вы можете получить от храма Божия; об этом вам, конечно, скажет и ваше верующее сердце. Здесь благодать, озаряющая от престола Божия, будет приходить на вас, на ваши мысли, на ваши умственные работы, смотря потому, кто и как способен усвоить эту таинственную помощь. Вторая – нравственная цель того, что для вас устроен особый храм: чем ближе кто живет ко храму, тем больше одухотворяется, и это удерживает волю его от неблаговидных действий и сердце от греховных помышлений.» «Есть и еще одна причина, но не знаю, имелась ли она в виду, когда устрояли этот храм: чтобы и по внешности, по своему внешнему состоянию и будущему положению вы не удалялись от храма Божия и от служения нашей святой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Во время другого бедствия жителям того же города Матерь Божия явила Свою милость, избавив их дома от свирепствовавшего пожара. Неизбежность гибели города от огня, казалось, была уже очевидной. Отчаявшиеся в своем спасении люди обратились снова к братии Глинской пустыни, чтобы они поспешили с Чудотворным образом Рождества Пресвятой Богородицы к ним на помощь. Их просьба была выполнена. Монашествующая братия, подняв Чудотворный образ Богоматери, с молебным пением Пресвятой Богородице обошли вокруг пожара, и внезапно произошло необыкновенное чудо. Несмотря на то что сильный ветер не утихал, огонь перестал распространяться, пламя словно потеряло свою силу. Об этом чуде избавления города Глухова от пожара, по благосердию и заступлению Царицы Небесной, сообщалось в 1901 году в июльских номерах газет «Свет», «Биржевые ведомости» и других 141 . Чудодейственная сила от иконы Рождества Пресвятой Богородицы проявлялась в многочисленных случаях во время таких стихийных бедствий, как засуха или, наоборот, многодождие. Так, весной 1894 года была сильная засуха; продолжительное время не было дождей; выгорела вся растительность, что грозило народу голодом. Видя это угрожающее бедствие, братия Глинской пустыни молитвенно обратились за помощью к Божией Матери. Они совершили крестный ход с Чудотворной иконой Царицы Небесной, и по Ее ходатайству перед Сыном Своим тотчас же, во время крестного хода, на небе появилась туча и пошел дождь. Это было явным доказательством того, что Господь услышал молитвы Глинских иноков и послал им Свою милость 142 . Кроме того, благодатная помощь, источаемая от иконы Матери Божией Пустынно-Глинской, была известна далеко за ее пределами. Так, неоднократно она избавляла Глинскую пустынь, а также и окрестные села не только от сельскохозяйственных вредителей, но и от падежа скота, о чем свидетельствуют достоверные источники 143 . Видя благодеяния, изливающиеся на православных христиан, прибегающих с верой к заступлению Царицы Небесной, через благодатную Ее икону Пустынно-Глинскую, жители села Шалыгино, по примеру глуховчан, еще в конце 1870-х гг. начали ходатайствовать перед Курским архиереем Сергием (Ляпидевским ; 1861–1880) о ежегодном крестном ходе из Глинской пустыни с Чудотворной иконой в их село. И только в 1901 году последовал указ Курской Духовной Консистории за 7730, подтверждающий, что с 1901 года устанавливается «ежегодный крестный ход 29 апреля в с. Шалыгино с Чудотворною иконою из Глинской пустыни» 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Отец Ювеналий (в миру Иван Андреевич Половцев) родился в 1824 году в семье дворян Псковской губернии 1183 . Имея прекрасные способности, он в 1845 году окончил артиллерийское училище первым по выпуску. Но, по склонности к монашеству, в 1847 году оставил военную службу в чине подпоручика и поступил в Оптину пустынь, где подвизался в скиту св. Иоанна Предтечи. Под руководством старца Макария (Иванова) вместе с о. Амвросием (Гренковым) и о. Леонидом (Кавелиным) он трудился над приготовлением к печати славянских переводов старца Паисия Величковского 1184 . В монашество с именем Ювеналий был пострижен 29 апреля 1855 года, 8 ноября 1856 года рукоположен во иеродиакона, 11 июля 1857 года – во иеромонаха. 22 октября 1857 года о. Ювеналий был назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме; 21 мая 1859 года награжден набедренником. Указом Св. Синода от 14 апреля 1861 года по прошению из-за болезни он был уволен от занимаемой должности и возвратился в Петербург, где 31 мая того же года был награжден золотым наперсным крестом, от Св. Синода выдаваемым 1185 . Епископ Курский и Белоградский Сергий (Ляпидевский) , зная образ жизни иеромонаха Ювеналия, в октябре 1861 года просил Св. Синод о назначении его настоятелем Глинской пустыни. Он писал: «Посетив Глинскую обитель, я нахожу, что для нее потребен настоятель, способный руководствовать в подвигах и искусстве жизни духовной многочисленное братство… а вместе, по удобству, давать добрые наставления и посетителям ее, ищущим бесед на пользу души. К сему почитаю благонадежным возвратившегося из Иерусалимской Миссии иеромонаха Ювеналия, который проходил искус иноческой жизни в ските Оптиной пустыни, под руководством известного по своим подвижническим трудам и дару назидания старца иеросхимонаха Макария» 1186 . Вот как сам о. Ювеналий пишет в письме к настоятелю Оптиной пустыни архимандриту Моисею (Путилову) о своем назначении в Глинскую пустынь: «По выезде из Оптиной пустыни поехал я в Курск, куда прибыл 20 октября… В самый день Введения во храм Пресвятой Богородицы получен был указ Св. Синода о назначении меня недостойного игуменом в Глинскую пустынь, 22 ноября был я посвящен в его звание Преосвященным Сергием, а 28-го прибыл в обитель паче же в малый град Обительный, расположением своим много напоминающий скит Оптиной пустыни, только в больших размерах» 1187 . Имея единство внутренней духовной жизни, обители и внешне были похожи. «Братии у нас довольно, – писал о. Ювеналий, – 163 человека, и много из них весьма способных, все, по милости Божией, в подвиге духовном; есть очень преуспевшие…

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Печатается по машинописной копии из архива Е.В.Апушкиной. Полное название – «Записки-воспоминания о Батюшке отце Алексее Мечеве Пети Юргенсона». Автор – один из братьев, прислуживающих в алтаре, – Петр Борисович Юргенсон. 154 Митрополит Сергий (Ляпидевский, 1820–1898), Московский и Коломенский. Среди прочих автор труда «О поминовении усопших». 156 Никитский необщежительный женский монастырь – основан в 1582 г. дедом Царя Михаила Феодоровича боярином Никитою Романовым. В обители были: собор Великомученика Никиты с приделами Введения во храм Пресв.Богородицы и Свт.Николая; храм Вмч.Димитрия Солунского и храм Воскресения Словущего. Последняя церковь обители закрыта в 1929 г. В последующие годы монастырь был полностью разрушен. В диаконы Батюшку посвятили сразу после женитьбы, которая состоялась в 1884 г., и определили в храм Вмч.Георгия. 157 Заиконоспасский мужской монастырь – основан в 1600 г. Царем Борисом Годуновым. Нижний храм Нерукотворного образа Спаса, а верхний – во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В находившемся в этой обители Заиконоспасском духовном училище когда-то учился о. Алексий Мечев (см. прим.). К 1922 г. храм был захвачен обновленцами, а в июле 1929 г. окончательно закрыт. 160 Священник Константин Ровинский (†после ноября 1941) – принял священство по благословению Святителя Тихона и о. Алексия Мечева . Священник в храме при Иверской общине сестер милосердия (см.прим.8). Отец Сергий Сидоров вспоминал о нем как о «благодушном и глубоко верующем пастыре, бывшем губернаторе», а «ныне одном из самых светлых и добрых священников Москвы» (Записки священника Сергия Сидорова с приложением его жизнеописания, составленного дочерью, В.С.Бобринской. М. 1999. С.62). Автор книги «Беседы старого священника со своими духовными чадами о некоторых событиях и случаях, коим он сам был очевидцем, которые он сам испытал и о которых слышал от заслуживающих доверия лиц, близких ему по духу» (М. «Паломник». 1995). Книга включает в себя «Воспоминания об отце Алексии Мечеве » (с.196–212). После смерти о. Алексия был арестован в 1929 г. вместе с о. Сергием Мечевым .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Постройки Согласно офицерской описи подпоручика А. Рязанцева, к 1764 году в Глинской пустыни находились В 1770 - 1781 годах был возведен каменный собор в честь Рождества Богородицы: восьмерик на двухэтажном четверике. На нижнем этаже собора находились главный престол в честь Рождества Богородицы и притвор с теплым приделом во имя свт. Николая Чудотворца, на верхнем этаже - небольшой придел в честь Преображения (по описи 1817 г.- Вознесения) Господня. Около 1786 года к притвору храма была пристроена каменная колокольня. В Богородице-Рождественском храме справа от царских врат помещалась Глинская икона, украшенная позолоченной ризой, серебряной лампадой. В соборе хранились также чтимые Молченская икона Божией Матери в серебряной ризе, образы апостола Иоанна Богослова, свт. Геннадия I, патриарха Константинопольского и др. Собор в честь Рождества Богородицы (XVIII в.) был капитально отремонтирован при игум. Филарете и освящен 6 сентября 1820 года еп. Евгением (Казанцевым) . В результате перестройки 1852-1864 гг. к собору были пристроены два придела, освященные в сентябре 1864 года еп. Курским Сергием (Ляпидевским) : южный - во имя свт. Митрофана Воронежского и Тихона Задонского , северный - свт. Алексия Московского и мц. Александры. Приделы были оформлены в едином стиле пилястрами, двумя ярусами окон (окна нижнего света имели треугольные разорванные фронтоны), тремя декоративными килевидными кокошниками над карнизами северных и южных фасадов. Барабан увенчала массивная глава луковичной формы с ребрами, соответствующими граням барабана. Вероятно, в это же время вплотную к углам основного четверика были сооружены четыре главки на высоких восьмигранных барабанах, установленных на восьмигранные, декорированные глухими арками основания. На каждой апсиде появилось по три небольшие главки. На средства харьковского помещика К. Д. Хрущова в храме был поставлен резной, с позолотой, двухъярусный иконостас. Надвратная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери была построена в 1826 - 1830 гг. и освящена в октябре 1831 году игум. Филаретом. Это трехъярусная постройка: в нижнем ярусе расположены св. врата, украшенные четырехколонным портиком; второй ярус - четверик с полукруглой апсидой и симметричным ей объемом, с запада декорированный пилястрами с окнами между ними; третий ярус - восьмерик с окнами на каждой грани, увенчанный ребристым куполом и луковичной главкой на высоком барабане. В нишах между колонн первого яруса и над окнами четверика - изображения святых. В храме был установлен резной, из красного дерева, позолоченный иконостас. При входе с гостиного двора братия и прихожане поклонялись поставленной над св. вратами Иверской иконе, присланной с Афона.

http://drevo-info.ru/articles/13672332.h...

Храм был заложен 26 мая (8 июня) 1891 г. После кончины А.А. Смирновой строительство соборного храма было продолжено ее душеприказчиком, купцом г. Сергиев Посад Иваном Ефимовичем Ефимовым. В 1893 г. по проекту И.Т. Владимирова были сооружены ограда и врата монастыря (остатки сохранились), часовня-усыпальница над могилой монахини Рафаилы (А.А. Смирновой). Сооружение храма было закончено в 1894 г., место умершего архитектора И.Т. Владимирова было замещено архитектором Петром Алексеевичем Виноградовым. Главный престол во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста был освящен 25 октября (7 ноября) 1894 г. митрополитом Московским Сергием (Ляпидевским). Правый придел во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница» освящен 6 (19) ноября 1894 г. Левый придел во имя Двенадцати апостолов освящен 12 (25) декабря 1894 г. Одной из главных святынь храма была икона Божией Матери «Скоропослушница», которую доставили из Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря 21 апреля 1894 г. 20 апреля 1900 г. освящен храм во имя Архангела Рафаила (по проекту И.Т. Владимирова) митрополитом Московским священномучеником Владимиром (Богоявленским); Трехсвятительский храм на монастырском кладбище сооружен в 1894-1910 гг. по проекту П.А. Виноградова; Храм-усыпальница купцов Обуховых во имя иконы Божией Матери «Тихвинская» сооружен в 1901 году по проекту архитектора Николая Дмитриевича Струкова. В 1909 г. после кончины первой игумении Евпраксии была назначена игумения Нина (Волкова). При ней уже в 1910 г. было сооружено здание и открыто женское восьмиклассное училище, которое стало основой для созданного в 1914 г. первого в России женского высшего Богословского учебного заведения - института, а в 1909-1911 гг. по проекту архитектора Сергея Михайловича Ильинского был построен не сохранившийся по сей день «Рукодельный корпус» (корпус келий и мастерских). История монастыря и Храма Всемилостивого Спаса связана с именами ряда выдающихся людей, составляющих славу России и ее Церкви. В 1909 - 1917 гг. здесь неоднократно бывала преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна, здесь она причащалась.

http://sobory.ru/article/?object=24185

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010