Когда записывалась беседа с Митрополитом Тернопольским и Кременецким Сергием (Генсицким), еще никто не знал, какие события предстоят Украине. Сегодня, когда мы слышим о попытках захвата Почаевской Лавры, слова Владыки, его рассказ об особенностях служения на Западной Украине, звучат совсем иначе, чем тогда — когда гроза еще только собиралась, а Митрополит Сергий давал интервью журналу одной из российских митрополий... При встрече с Митрополитом Тернопольским и Кременецким Сергием тебя сразу обнимает волна тепла, хотя видитесь вы впервые и он о тебе не знает ровным счетом ничего, ну разве только то, что ты корреспондент журнала «Православие и современность» и приехала к нему на интервью. Владыка выходит к тебе из своего кабинета, и ты ему сразу как родная. И совершенно точно, что это вовсе не дежурная приветливость. Впервые я увидела Владыку Сергия в Троице-Сергиевой Лавре на торжествах по случаю памяти преподобного Сергия Радонежского. И тогда он произвел на меня точно такое же впечатление, хотя встретились мы не в кабинете, а в монастырском дворе, я брала у него благословение. Вверенная Митрополиту Сергию епархия очень непростая — в Тернопольской области множество самых разных церквей, которые как грибы после дождя размножились вследствие церковного раскола, случившегося в 90-е годы: Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата, Украинская Автокефальная Православная Церковь, Украинская греко-католическая (униатская), Апостольская Православная Церковь. И это не считая католиков, представителей других религий и сектантов. И все они живут намного вольготнее: например, в кафедральном городе всего лишь один православный храм Московского Патриархата. Но паства Владыки Сергия не привыкла жаловаться: в области 131 православный приход, люди учатся жить в этих условиях полноценной церковной жизнью. Чего это стоит, знает только Господь и Управляющий епархией. Пастырь добрый — тут же приходит на память при взгляде на худое и светлое лицо Владыки Сергия, обрамленное густой седой бородой. И в разговоре становится понятно почему: ведь то, чем он делится с тобой, а через тебя с народом Божиим (как любит называть прихожан сам Владыка), — это результат напряженной внутренней жизни, цель которой — приближение к Тому Пастырю, Который душу Свою полагает за овцы… (ср.: Ин. 10, 11)

http://pravoslavie.ru/68929.html

В 1995 г. основан Казанский приход в пригороде Магадана пос. Снежном. По благословению еп. Ростислава в пос. Синегорье при Колымской ГЭС на средства гидроэнергетиков началось возведение Благовещенской ц. В 1996 г., к 51-й годовщине победы в Великой Отечественной войне, на Аллее Памяти в центре Магадана была сооружена часовня во имя вмч. Георгия Победоносца. К кон. 1996 г. при Свято-Духовском храме был воздвигнут крестильный храм во имя св. Иоанна Предтечи. С 17 июля 1997 по 29 марта 1998 г. еп. Ростислав временно управлял Петропавловской и Камчатской епархией. В 1997 г. в возглавляемых им епархиях торжественно отмечалось 200-летие митр. свт. Иннокентия (Вениаминова) , в честь к-рого был освящен храм в пос. Провидения на Чукотке, проводились научные семинары и выставки. В нояб. 1997 г. в Магадан прибыл сопровождаемый Тернопольским еп. Сергием (Генсицким ; ныне митрополит) список Почаевской иконы Божией Матери . Впосл. икона побывала во мн. приходах Магаданской и Чукотской епархии. Ныне образ пребывает в магаданском Свято-Духовском храме. При еп. Ростиславе ЕУ получило новое помещение, в к-ром архиерей организовал б-ку. 28 дек. 1998 г. еп. Ростислав был переведен на Томскую кафедру, а на Магаданскую назначен Переславль-Залесский еп. Анатолий (Аксёнов) . 6 окт. 1999 г. магаданский Покровский приход был преобразован в жен. мон-рь. 7 апр. 2000 г. еп. Анатолий освятил достроенную Благовещенскую ц. в пос. Синегорье. 19 июля того же года от Магаданской и Чукотской епархии была отделена Анадырская и Чукотская ; Магаданская епархия получила современное название. Синодальным постановлением от 8 окт. 2000 г. еп. Анатолию было поручено Ялуторовское вик-ство Тобольской епархии, епископом Магаданским определено быть представителю патриарха Московского и всея Руси при патриархе Антиохийском и всего Востока архим. Феофану (Ашуркову ; ныне митрополит). Он был хиротонисан во епископа 26 нояб. того же года. В 2001 г. было положено начало традиции ежегодно на праздник Крещения Господня совершать освящение воды Охотского м.

http://pravenc.ru/text/2561166.html

В день интронизации, 17 августа 2014 г., Киево-Печерская лавра Несколько штрихов. Автору этих строк доводилось наблюдать его «в быту» в Черновцах, когда послушники и послушницы убирали епархиальное подворье перед Пасхой, и митрополит, проходя через двор, заинтересовался высадкой кустов на клумбе, принялся помогать. Это выглядело совершенно буднично, по-семейному. Во время службы в Черновицком кафедральном соборе я заметил и такой эпизод: один из иподиаконов уронил сшитую стопочку поминальных записок, которые читал, и не заметил этого. Митрополит, стоявший в стасидии справа от престола, проворно подошел к парню и с улыбкой поднял записки. В тот же период, будучи в Киеве в митрополии, он подходил к двери (был в плаще и монашеской скуфейке), где столкнулся с молодым иереем Владимиром Латынником, пришедшим получать указ с назначением своего служения. Владыка с неизменной приветливостью открыл двери перед ним со словами: «Проходи, батюшка». «Ты знаешь, кто тебе двери отворил?» – спросил о. Владимира знакомый священник. «Монах какой-то», – ответил тот. «Ну да, монах – митрополит Онуфрий…». Монашескую строгость заметили мы, сотрудники церковной газеты, еще в начале 1990-х, когда он с молодым епископом Сергием (Генсицким), ныне митрополитом Тернопольским, прибыл на Пушкинскую, 36, где восседал еще тогда законный митрополит Филарет. Оба – в яловых сапогах, с четками в руках, аскетично худощавые, молитвенно собранные, они сразу привлекли к себе внимание киевских прихожан, поспешивших к ним за благословением. Попросившись в келью для беседы, где остановился епископ Онуфрий (до хиротонии – наместник Почаевской лавры), увидели на столе рядом с молитвословом иконку Почаевской Божией Матери. А через некоторое время стало известно во всех епархиях Украины о том, что Онуфрий и Сергий дезавуировали свои подписи под требованием будущего раскольника Филарета отъединения от полноты Русской Православной Церкви. О строгом отношении к исполнению монашеского правила владыкой Онуфрием рассказал митрополит Тульчинский Ионафан:

http://pravoslavie.ru/105790.html

Игумения Серафима (Шевчик)      Мой фотообъектив выхватывает знакомые и незнакомые лица. Вот на спуске движение приостановилось, и я успеваю кратко пообщаться с игуменией Одесского Свято-Михайловского монастыря Серафимой (Шевчик). «Слава Богу, что Господь благословил всем нам сегодня молиться у памятника князю Владимиру! – сказала она. Это великий праздник для всей Украины, праздник единства и любви! И какие бы козни ни чинили нам, в испытаниях лишь укрепляется наша вера, становится более сознательной и крепкой». Другая игумения, Михаила (Заец), настоятельница Городокского Николаевского монастыря Ровенской епархии, шла в сопровождении двух симпатичных смуглых девчат Анисии и Катерины. По ходу выяснилось, что приехали девушки из далеких Филиппин, где три года назад приняли Крещение в одной из православных общин Русской Православной Церкви, и поддерживают духовную связь с митрополитом Тернопольским Сергием (Генсицким), который и пригласил их для паломничества на Украину. Игумения Михаила (Заец) с православными филиппинками Катериной и Анисией      Вот и Европейская площадь позади. Казалось, что вместе с верующими шла сама история города, свидетельствующая о единстве украинского и русского народов, которое так усиленно сегодня стремятся разорвать отдельные политические силы. Слева остался Владимирский спуск, старинная филармония, не менее старинный Городской сад, некогда созданный по проекту архитектора Растрелли, до революции 1917 года – Царский, в советское время – Первомайский. У входа на стадион «Динамо» на крестоходцев взирал бронзовый постамент легендарного футбольного тренера Валерия Лобановского, чуть выше, за помпезным зданием Кабмина, с барельефа старинного особняка генерала Н. Раевского поглядывал Александр Сергеевич Пушкин, некогда гостивший здесь. Барельеф А.С. Пушкина на доме Раевского      А еще выше, за Верховной Радой Украины, многие верующие поклонились могиле с постаментом легендарного генерала Н.В. Ватутина, командующего 1-м Украинским фронтом, войска которого в кровопролитных боях освобождали Киев осенью 1943 года…

http://pravoslavie.ru/114791.html

В 1958-1959 гг. в К. м. были проведены мероприятия с участием лекторов-агитаторов и привлечением комсомольцев. Главе Кременецкого горсовета Сытникову предписали подготовить к 24 июля 1959 г. (предполагаемый день закрытия) 2 автобуса, 30 грузовых и 10 легковых машин. Но выселение сестер в этот день не состоялось благодаря активному сопротивлению архиеп. Львовского и Тернопольского Палладия и сестер. 29-30 июля 1959 г. 15 насельниц уехали домой, а 46 - в Корецкий мон-рь Ровенской обл., для переезда было задействовано 170 машин. В 1959-1990 гг. в корпусах К. м. находилась поликлиника, в закрытом Богоявленском храме был обустроен городской спортзал, в Николаевском домовом храме - морг, затем склад. 50-метровый монастырский колодец с целебной водой был заполнен больничным мусором. Здания консистории и семинарии занимал Кременецкий краеведческий музей. Главная святыня К. м., икона Божией Матери «Скорбящая», хранилась в храме Похвалы Пресв. Богородицы в Почаевской лавре. В 1959 г., когда по решению властей монастырское кладбище решили упразднить, останки митр. Алексия (Громадского) были тайно перезахоронены на Всехсвятском кладбище за монастырской стеной. 26 авг. 1990 г. по благословению архиеп. Тернопольского и Кременецкого Лазаря (Швеца) из Почаевской лавры в Кременец был совершен крестный ход во главе с наместником архим. Онуфрием (Березовским) . 23 янв. 1991 г. в К. м. из Корецкого мон-ря вернулись 5 монахинь, в т. ч. сестра Херувима (Бенещук), к-рая еп. Тернопольским и Кременецким Сергием (Генсицким) была возведена в сан игумении и поставлена настоятельницей (1991-1996) возрожденного мон-ря. Первоначально сестры жили в сырой и неотапливаемой «пономарке» при Богоявленском соборе, затем переселились в бывш. настоятельские покои монастырского корпуса. Заботами игум. Херувимы восстановлены ризница, б-ка, золотошвейная мастерская, отреставрирована колокольня. С 14 февр. 1996 г. на территории К. м. устроено новое монастырское кладбище. После смерти игум. Херувимы с 3 апр. 1996 г. настоятельницей К. м. стала мон. (впосл. игумения) Марионилла (Панасюк). К 2015 г. в обители проживало ок. 40 насельниц.

http://pravenc.ru/text/2459001.html

" Посему, – писал митрополит Кирилл, – до тех пор, пока митрополит Сергий не уничтожит учрежденного им Синода, ни одно из его административно-церковных распоряжений, издаваемых с участием так называемого Патриаршего Синода, я не могу признавать для себя обязательным к исполнению». Вместе с тем, «такое отношение к митрополиту Сергию и его Синоду – продолжал владыка Кирилл, – я не понимаю как отделение от руководимой митрополитом Сергием части Православной Церкви, так как личный грех митрополита Сергия относительно управления Церковью не повреждает содержимого и этой частью Церкви – православно-догматического учения, но я глубоко скорблю, что среди единомысленных митрополиту Сергию архипастырей в нарушение братской любви уже применяется по отношению к несогласным и обличающим их неправоту кличка отщепенцев- раскольников». И здесь митрополит Кирилл, вступаясь за достоинство удаляемых с кафедр иерархов, исповедует и свое личное отношение к молитвенному общению с митрополитом Сергием: «Ни от чего святого и подлинно церковного я не отделяюсь; страшусь только приступать и прилепляться к тому, что считаю греховным по самому происхождению, и потому воздерживаюсь от братского общения с митрополитом Сергием и ему единомышленными архипастырями, так как нет у меня другого способа обличить согрешающего брата». Между тем подобное решение не означает утверждения митрополитом Кириллом безблагодатности таинств, совершаемых митрополитом Сергием и признающими его управление верным епископами, или отрицания за митрополитом Сергием прав временного управления Русской Церковью. Митрополит Кирилл признает митрополита Сергия заместителем митрополита Петра, на что указывает и обращение владыки Кирилла к митрополиту Сергию как к заместителю патриаршего местоблюстителя, права которого, по мнению митрополита Кирилла, действительны до освобождения митрополита Петра или отказа последнего от управления в пользу других, указанных патриархом Тихоном кандидатов в местоблюстители. Таким образом, как писал митрополит Кирилл: «...воздержанием с моей стороны ничуть не утверждается и не заподазривается в чужих грехах. Посему литургисать с митрополитом Сергием и единомышленными ему архипастырями я не стану, но в случае смертной опасности со спокойной совестью приму елеосвящение и последнее напутствие от священника Сергиева поставления или подчиняющегося учрежденному им Синоду».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В результате проведённого исследования Т.Р. Руди пришла к выводу: «Житие Серафима Саровского , изданное в 1844 г. в журнале „Маяк“ игуменом Георгием, является не самостоятельным текстом, а особой, „георгиевской“, редакцией первоначального, полного варианта Жития, составленного иеромонахом Сергием, на что и указывает его подзаголовок. Полный же текст Жития, составленного игуменом Сергием, сохранился в одном из списков в рукописи БАН из собрания Тихвинского Большого Успенского монастыря, 28 . Точка зрения Т.Р. Руди на историю создания иеромонахом Георгием жизнеописания преподобного Серафима в настоящее время присутствует в литературе о житии Преподобного, например, в работе ведущего научного сотрудника музея «Московский Кремль», кандидата искусствоведения Л.А.Щенниковой «Жизнеописания преподобного Серафима Саровского , составленные в XIX–XX веках». Однако возникают сомнения относительно основательности утверждения Т.Р. Руди о том, что «Краткое начертание жизни» преподобного Серафима Саровского составлено иеромонахом Сергием. Основная проблема состоит в том, что вывод Руди входит в противоречие со свидетельством святителя Филарета о том, что жизнеописание, опубликованное в журнале «Маяк», принадлежит отцу Георгию. Думаю, что осведомлённость святителя Филарета в этом вопросе неоспорима, учитывая его непосредственное участие в редактировании и процессе опубликования жизнеописания, составленного отцом Сергием. К тому же «Сказание», составленное отцом Сергием, переиздавалось впоследствии трижды, и, таким образом, у отца Сергия была возможность дополнить и исправить свой труд, однако текст жития оставался «почти без изменений» 29 . Кроме того, жизнеописания преподобного Серафима Саровского , составленные отцом Георгием и отцом Сергием, хотя и имеют общую основу (иначе и не может быть, ведь они описывают жизнь одного святого, к тому же составители какое-то время проживали рядом), но всё-таки имеют свои особенности. А вот предположение святителя Филарета, высказанное в этом же письме от 14 сентября 1844 года относительно того, что отец Георгий сам не «домогался напечатания», а дал кому-то «своё творение», по-моему, в Тихвинской рукописи находит своё подтверждение. Т.Р. Руди утверждает относительно жизнеописания, напечатанного в 1844 года в журнале «Маяк», что «издание осуществлялось именно по этой рукописи» 30 , в то же время, согласно записи на рукописи, Тихвинская рукопись не принадлежала отцу Георгию с 1842 года, так как была им подарена. Кроме того, последняя фраза в заглавии – «извлечённые из записок ученика его» – и некоторые комментарии к тексту жития тоже говорят о том, что текст к публикации подготовил не автор жизнеописания.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Не заявляя о разрыве молитвенно-канонического общения с митрополитом Сергием, его имя отказались возносить за богослужением епископы Колпинский Серафим (Протопопов), епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев), священномученик, канонизованный ныне, тогда – наместник Александро-Невской лавры, и проживашие в Ленинграде архиепископ Гавриил (Воеводин) и епископ Стефан (Бех). И 30 декабря 1927 года последовало постановление митрополита Сергия о запрещении в священнослужении епископов Дмитрия (Любимова) и Сергия (Дружинина). Сразу же после этого митрополит Николай (Ярушевич) запретил в священнослужении протоиереев Василия Верюжского , который служил в Спасе-на-крови, и Федора Андреева, который служил в Сергиевском храме на углу Литейного и Сергиевской улицы. То есть было проделано все то, что в резолюции рекомендовал сделать Тучков. И опять мы возвращаемся к вопросу: а имел ли право митрополит Сергий запрещать епископов в священнослужении? Конечно же, нет. Но в свое время он запретил григориан, и большинство епископата это одобрило. И вот теперь он проделал то же самое в отношении других епископов. И здесь уже безусловного одобрения не было. Более того, против митрополита Сергия стали теперь выступать епископы в других епархиях. 27 декабря епископ Глазовский, будущий священномученик, Виктор (Островидов) заявил, что он разрывает каноническое общение с митрополитом Сергием. И сразу же, буквально через день, последовало запрещение и его в священнослужении митрополитом Сергием. Затем последовала целая серия разрывов отношений с Сергием епископов: епископ Козловский Алексий (Буй) в начале 1928 года, епископ Серпуховской Алексий (Готовцев). И опять-таки на них обрушились прещения со стороны митрополита Сергия. Прещения, которые были совершенно неканоничны. Причем обратим внимание: ни митрополит Иосиф, ни епископ Дмитрий (Любимов), они же митрополита Сергия не запрещают в священнослужении. Они просто отказываются признавать его главой русской церковной иерархии. А он их запрещает в священнослужении. На каком основании? Ведь они в равных канонических статусах пребывают, как правящие каноничные архиереи или как викарные архиереи, которых, опять-таки, не в праве даже правящие архиереи запретить в священнослужении, а только Синод. Вы чувствуете, как меняется уже мироощущение самого митрополита Сергия? Если ты выступаешь против него, ты выступаешь против Церкви. Потому что Церковь – это я. Но важно было теперь то, что теперь позицию митрополита Иосифа и его сторонников в Ленинграде стали поддерживать епископы в разных частях страны, в разных епархиях. Причем они не просто разрывали канонические отношения с митрополитом Сергием, они пытались свою позицию обосновать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Представление о П. Н. как об ученике апостолов получило развитие в эпоху Каролингов. Архиеп. Адон Вьеннский не только повторил утверждение Флора Лионского о том, что П. Н. был «учеником апостолов» (Мартиролог Флора, редакция «Флор-ЕТ» - Quentin. 1908. P. 371), но и отождествил его с проконсулом Сергием Павлом, к-рого обратил в христ. веру ап. Павел . Отправляясь в Испанию, апостол послал его проповедовать в Нарбону (Ibid. P. 598). Отождествление П. Н. с Сергием Павлом, заимствованное из Мартиролога Адона, приведено в сказании о перенесении мощей мч. Баудилия в 878 г. (BHL, N 1047); Нарбонский архиеп. Сигебод подарил монахам обители Сеси (ныне Сеси-ле-Буа) реликвию П. Н., к-рый, «как говорят, в Деяниях апостолов именуется Сергием» ( Devic, Vaiss è te. 1875. Col. 3). В Мартирологе Узуарда сообщается лишь о том, что П. Н. сопровождал ап. Павла во время его путешествия в Испанию и по указанию апостола остался в Нарбоне для проповеди христианства. Т. о., Узуард отверг вымысел Адона о тождестве святого с Сергием Павлом, но согласился с необоснованным предположением, что П. Н. был учеником ап. Павла (MartUsuard. 1965. P. 357). В средневек. нарбонских документах отождествление П. Н. и Сергия Павла впервые встречается в грамоте 1080 г., где упоминается «блаженный Павел Сергий, первый епископ города Нарбоны» ( Griffe. 1933. P. 257-258). Оно присутствует и в Житии св. Теодарда, архиеп. Нарбонского (BHL, N 8045), где приведено подложное послание папы Римского Стефана V. В нем говорится, что все епископы Испании должны были подчиняться архиепископу Нарбонскому, т. к. Сергий Павел помогал ап. Павлу во время проповеди христианства в Испании; на обратном пути он остался в Нарбоне и получил от апостола старшинство над галльскими епископами (ActaSS. Mai. T. 1. P. 153). По мнению исследователей, Житие было составлено ок. 1090 г., когда папа Римский при восстановлении церковной организации в Испании отклонил притязания архиепископа Нарбонского на юрисдикцию над испан. диоцезами. Т. о., отождествление П. Н. с Сергием Павлом использовалось для обоснования привилегий Нарбонской митрополии ( Griffe. 1933. P. 259-263; Kr ü ger. 2002. S. 245-247).

http://pravenc.ru/text/2578557.html

С 7-ми часов Пасхальное богослужение. Мы служили вместе с Преосвященным Сергием; из иереев были оо. П. Кано и В. Усуи. После службы обычное пение у меня наших певчих, потом поздравление притча, певчих и христиан из Коодзимаци с поощрением всех. В половине 1-го часа мы с Преосвященным Сергием поехали с поздравлением и вместе на званый завтрак к послу, где на завтраке был Ладыженский с женой и несколько других русских. Сделали праздничный визит другим членам Посольства, потом – финансовому агенту Виленкину, о. Петру Булгакову и советнику Броневскому. 31 марта/13 апреля 1909. Вторник Светлой Седмицы. С 7-ми часов Пасхальное богослужение. Служили мы вместе с Преосвященным Сергием и иереями. В Церкви были, между прочих, дочь посла Евгения Николаевна и ее гувернантка Муханова. После службы они пили чай у Преосвященного Сергия, и в это же время пришли поздравить их с праздником наши ученицы с Елисаветой Котама – начальницей, принесли в корзинке несколько окрашенных в разные цвета яиц для христосованья. Мы с Преосвященным Сергием, пообедавши, отправились отдать праздничные визиты в Йокохаме. Были у Генерального консула Виктора Феодоровича Гроссе, который, вместе с женою, очень любезно угостил нас какао. Потом – у Д. М. Позднеева, где застали приехавших из Токио о. Петра Булгакова с семьей и Д. К. Львовского, и превесело провели у них целый день. Было пение трех действительно превосходных певцов: Позднеева, Булгакова и Львовского, было угощение чаем, обедом. Располагали мы с Преосвященным Сергием посетить еще наших военных агентов, но один переходит на другую квартиру, другой живет очень далеко – отложили до следующего раза. Вернулись домой прямо от Позднеева, часу в 10 вечера. 1/14 апреля 1909. Среда Светлой Седмицы. Дома проведенный день за чтением писем, газет, романа Сенкевича «Камо грядеши». Известили, что русский убил русского, в доме на «Хонго». Вчера на богослужении был русский, по ремеслу хлебник. С ним жил другой русский; этот и убил ночью дубиной хлебника. Оба, должно быть, пьяны были. Оба, кажется, из сосланных на Сахалин до войны. Преступник бежал было, но схвачен полицией. Обо всем пропечатано в газетах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010