Секцию Архиереи в истории Церкви» возглавил помощник проректора по научно-богословской работе священник Владислав Малышев. Здесь участники дискуссии обсудили жизнь и служение иерархов XIX — начала XX века, среди которых митрополит Михаил (Десницкий), архиепископы Софония (Сокольский) и Савва (Тихомиров). Модератором секции «Практическая психология» выступил доцент кафедры церковно-практических дисциплин СПбДА протоиерей Петр Чубаров. Ученые поговорили о тонкой настройке духовной и психической жизни человека на всех этапах его жизни и развития, начиная от воспитания в раннем возрасте и формирования в ребенке основ будущей личности и заканчивая построением твердого мировоззренческого фундамента. Особой темой для обсуждения стал вопрос синергии светской и духовной практик помощи человеку, а также многолетний опыт работы участников секции с ищущими помощи людьми. Вопросы толкования 90 и 121 псалмов, понимания «отпавших от Церкви» по посланию ап. Павла к Евреям и библейском каноне Эфиопской Церкви затронули на секции «Библейская экзегетика». Модератором площадки стал доцент кафедры библеистики СПбДА священник Алексий Сергеев. Секцию «Наследие выдающихся богословов» возглавил проректор по научной работе, заведующий кафедрой богословия Самарской духовной семинарии протоиерей Олег Агапов. Ученые обсудили богословские концепции, труды, а также влияние на историю развития богословской мысли таких выдающихся мыслителей как митрополит Антоний (Блум), протоиереи Сергий Булгаков и Федор Голубинский. На дискуссионной площадке, посвященной литургике, обсуждались источники изучения византийской литургии и участие представителей русской литургической науки в Поместном Соборе 1917-1918 гг. Отдельно ученые рассмотрели рецепцию литургического наследия Синодальной комиссии по разработке проектов резолютивных документов для Всеправославных совещаний 1963-1968 гг. Модератором секции выступил доцент кафедры церковно-практических дисциплин СПбДА протоиерей Виталий Грищук. Секцию «Биоэтика и высокие технологии» возглавил доцент Московской духовной академии , секретарь Синодальной комиссии по биоэтике протоиерей Александр Абрамов . Участники обсудили естествознание как область науки и его отношение к богословию, современные вопросы допустимых этических границ в создании разумных машин и искусственного интеллекта, а также моральные ориентиры в экспериментальной деятельности и трансплантологии.

http://patriarchia.ru/db/text/6063962.ht...

В XVI-XVIII вв. появилось неск. переводов памятников под названием «М.», выполненных с печатных изданий. Особняком стоит «Новый Маргарит». Это название сборника слов, преимущественно Иоанна Златоуста, перевод к-рого был создан лит. кружком кн. А. М. Курбского . «Новым» сборник назван с целью его отличия от сборника, переведенного в XIV в. В состав «Нового Маргарита» помимо переводов сочинений, приписываемых Иоанну Златоусту, вошло предисловие Курбского, а также 2 Жития святителя, каталог его сочинений и ряд др. сочинений, преимущественно слова, неизвестные ранее в слав. переводе. Перевод делался с греко-лат. издания Фробенов (Базель, 1547 или 1558). В наст. время известно 3 списка памятника: б-ки в Вольфенбюттеле, F.64.43, созданный, по наблюдениям И. Ауэрбах, непосредственно в кружке Курбского ( Andrej Michailowich Kurbskij. Novyi Margarit: Hist.-krit. Ausg. auf der Grundlage der Wolfenbütteler Handschrift/Hrsg. von I. Auerbach. Giessen, 1976-1990. Bd. 1. Lfg 1-17. (BGLS; Bd. 9,1)), и 2 списка нач. XVII в.: РГБ. Ф. 310. Унд., 187 и БАН. Арх. ком. 191 (бывш. список Волынского древлехранилища, см.: Сергеев А. Г. О вновь найденном Волынском списке «Нового Маргарита» А. М. Курбского//Мат-лы и сообщения по фондам ОР БАН. СПб., 2006. С. 148-166). Существуют также 2 перевода с новогреч. издания Μαργαρται 1675 г., выполненные один в кон. XVII в. св. митр. Досифеем Сучавским ( Соболевский. 1903. С. 300-301) и 2-й в сер. XVIII в. Иосифом Брадатым ( Петканова Д. Из гръцко-българските книжовни отношения през XVII-XVIII вв.//ГСУ, ФилолФ. 1968. Т. 62. С. 139-144). Это издание «М.» не имеет совпадений с более ранними сборниками под этим названием, за исключением 1-й гомилии на 48-й псалом (PG. 55. Col. 499-512). Помимо восточнослав. переводов существует также румын. издание «М.» 1612 г. Популярность «М.» в Болгарии в XIV в. и в Московском гос-ве в XVI в. связана, в частности, с антиеретической направленностью гомилий Иоанна Златоуста. Кроме того, в словах толкования на прор. Исаию последовательно проводится мысль о том, что священство выше царства. Известен экземпляр «М.», переписанный по повелению Новгородского архиеп. свт. Геннадия (Гонзова) (РНБ. Кир.-Бел. 112/237, 1491 г.). «М.» в своих сочинениях активно использовал прп. Иосиф Волоцкий.

http://pravenc.ru/text/2561954.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Сергеев Виктор Михайлович; 15.01.1899, Московская губ.- 6.04.1968, Москва), архиеп. Алма-Атинский и Казахстанский. В 1919 г. окончил архитектурное отд-ние Московского уч-ща живописи, ваяния и зодчества, в 1923 г. поступил послушником в Смоленской иконы Пресвятой Богородицы Зосимову пустынь Владимирской епархии. В 1924 г. еп. Серпуховским Варфоломеем (Ремовым) рукоположен во диакона (целибатом) и в том же году переведен в Высокопетровский московский монастырь . В 1925 г. еп. Варфоломеем пострижен в монашество с именем А., 16 янв. 1927 г. тем же архиереем рукоположен во иеромонаха, в 1932 г. возведен в сан архимандрита. 18 мая 1935 г. указом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) назначен епископом Каширским, викарием Московской епархии. 20 мая в московском храме Рождества Пресв. Богородицы в Путинках состоялась хиротония, к-рую возглавил митр. Сергий. В 1936 г. А. был назначен епископом Серпуховским, викарием Московской епархии, 5 авг. 1937 г. епископом Вологодским, но от назначения отказался. С 16 авг. 1937 г. епископ Егорьевский, викарий Московской епархии, с 1 сент. 1937 г. епископ Ивановский. В 1938 г. уклонился в раскол, в 1939 г. был запрещен в священнослужении и предан архиерейскому суду. Акт запрещения подписали митр. Московский Сергий (Страгородский), митр. Ленинградский Алексий (Симанский) , архиеп. Семипалатинский Палладий (Шерстенников). В дек. 1940 г. А. принес покаяние и был назначен епископом Тульским и Одоевским, с 1941 г. архиепископом Кишиневским и Бессарабским. Когда в 1941 г. Бессарабия и Румыния были оккупированы фашистскими войсками, А. был эвакуирован с назначением архиепископом Уфимским и Мензелинским, затем последовательно Орловским и Севским, Тамбовским и Мичуринским; с сент. 1942 г. архиепископ Рязанский и Шацкий. 11 июля 1943 г. А. был назначен временно управляющим Калужской и Тульской епархией. С 1 мая 1944 г. архиепископ Ярославский и Ростовский. Принимал участие в Архиерейском Соборе 1943 г.

http://pravenc.ru/text/64684.html

Закрыть Сергей Сергеев Читательский рейтинг:   Родился в 1968 году в Москве. Кандидат исторических наук, специалист по русской общественной мысли XIX–XX вв. Автор множества научных, научно-популярных и публицистических работ. Зав. сектором научно-исследовательского отдела рукописей РГБ. Главный редактор журнала " Москва "       Все статьи автора 17.07.2011 2965 28.10.2009 537 27.10.2009 693 21.07.2006 496 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/author/s/sergeev_serg...

В то лето была особенно сильная гроза. Они все там сильные, но короткие, а эта бушевала целую ночь, причем мы перед этим чем-то отравились – кажется, рыбой, не сунутой в холодильник. Но выздоровели на удивление быстро. Наконец, так называемая «дикая котиха» – кошка, пасущаяся в лесу, – родила трех котят у меня в ногах. Одного взяли в Москву Кястас с женой, он долго у них жил (кажется, его звали Микас). Другой остался с мамой, а третий уехал с нами, но вскоре его задрал до смерти одноглазый дворовый кот Моше Даян. Останавливаться на таких ужасах я не могу и не буду; скажу только, что один (точнее, одна) из младших детей искренне считал(а), что кота зовут Мышедавян. Когда приезжал Андрей Сергеев, никак точно не вспомню. Вроде бы – в том году, а может, и раньше. Как бы то ни было, с другими приезжими он обращался сурово. Нет, это было раньше, до того, как Иосиф приехал в Литву. На косе, кстати сказать, он не был. Олег Прокофьев приезжал несколько раз, в разные годы. А Евгений Михайлович Солонович и Сергей Артамонов, видимо, были на косе недолго и уж точно – один раз. Года я не помню, приезды их ни с чем не связаны, но, судя по фотографиям, это было. О 1968м даже писать не хочется, тяжелое было лето. Дети паслись в Лесландии, а мы, уже «подписанты», только и делали, что слушали Би-Би-Си или «Свободу». Господи, только что я говорила с Би-Би-Си, редакторша спрашивала о Честертоне в России к его годовщине (125 лет) . Если бы тогда кто сказал, мы бы не поверили. Мы надеялись, конечно, – но в самом лучшем случае для детей на склоне их лет. Что же до Честертона, там я переводила «Человека с золотым ключом» и «Бога с золотым ключом». Помню, как я взлетала, написав последнюю фразу: «…у маленького, почти тайного моря» (о Петре и Генисаретском озере). Кажется, это было раньше, может быть – в блаженном 1967м. В 1965м году мы подружились с отцом Александром. Юра привозил от него записки, самиздат работал вовсю, но как раз то лето (1968) было слишком тяжелым, даже взлетать не удавалось. Это – мне; Юра взлетал непрестанно, хотя именно у него начались самые тяжелые годы. Из всех нас только он стал диссидентом. Наталья, конечно, тоже стала, и в том году родила Осю, но я говорю о пярвалкских жителях, не о гостях.

http://azbyka.ru/fiction/sama-zhizn/3

18. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. 19. Истинно также говорю вам, что если двое из вас…  И когда мы читаем первое и второе послание Коринфянам первоверховного апостола Павла, мы видим, что он, уже апостол второго поколения, имел власть прощать грехи и так же имел власть связывать человека. То -есть предавать его в изнеможение сатане. В первом послании Коринфянам он ведет речь о некоем блуднике, который был в христианской общине. И он упрекает коринфских христиан, что у них есть такое блудодеяние, которого нет даже в миру, потому что некто вместо жены имеет жену отца своего. То –есть, он жил со своей мачехой. И заочно он отлучает его от общения. Это в первом послании Коринфянам. А во втором послании Коринфянам, он его прощает. Павел пишет: довольно уже для него наказания, и если я его прощаю от имени Иисуса Христа, то и вы его прощайте от имени Иисуса Христа.  То- есть церковь имеет уникальную власть прощать грехи. И мы это делаем, пресвитеры и епископы церкви, не силой своего благочестия, а именно в силу того поручения, которое нам дал Господь. Это служение исповеди или служение примирения- оно очень важное служение. Потому что человек не знает, простил Бог ему грехи или нет? Придется ему отвечать за какой-то грех или нет? Такая неуверенность ввергает душу и сознание человека в ад. Но когда священник от лица Господа Иисуса Христа прощает и разрешает, я думаю, что каждый, кто переживал церковную исповедь, он ощущал эту особую радость, особый подъем.  Илья Евгеньевич, хочется вернуться к этой теме, с которой мы начали. Иногда поведение молодых людей в церкви вызывает озабоченность со стороны старших поколений православных христиан, когда им кажется, что молодые люди ведут себя слишком эпатажно. Именно пропагандируют свою веру, когда они используют приемы такие, которые, действительно, можно отнести к пропаганде, к маркетингу. Что вы могли бы об этом сказать? Что бы вы хотели бы посоветовать таким ревнителям из числа молодых?

http://radonezh.ru/text/pochemu-khristia...

   -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.  -Здравствуйте батюшка Олег.  -Здравствуйте.  -Извините, пожалуйста, я немного с вами не согласен вот в каком вопросе. Дело в том, что я, например, вырос в неполной семье. Мои родители развелись, когда я был маленький. И, тем не менее, никаких гомосексуальных наклонностей у меня нет и никогда не было. И у меня есть друзья, которые вообще даже не общались со своими отцами. Тем не менее, они нормальные здоровые люди.  -Ну, слава Господу!  -Я думаю, что причина распространения этого нехорошего явления кроется в другом.  -Есть несколько объяснений. И библейское объяснение такое: И как они не заботились иметь Бога в разуме и поклонялись и служили твари вместо Творца, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства... " так что они заменили естественное стремление женского пола на противоестественное стремление мужского пола. Что значит: они не заботились иметь Бога в разуме? Апостол Павел пишет: " И так как они, познавши Бога, не прославили Его как Бога, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное сердце их, они заменили славу Божью на славу человеческую " , Им нет извинения. Почему? Все знают, что если есть Бог, то есть и законы божии. А законы Бога будут соответствовать естественной жизни, а не противоестественной.  Мне очень понравилось, как наш президент Путин на Валдае сказал: да западная цивилизация, она уже производить себя не может. Она зашла в такой нравственный тупик, что они уже производить себя не могут. Вот они туда и завозят мусульман, еще кого-то. Потому что это умирающая цивилизация. Вообще западная цивилизация с определенного момента, когда произошло окончательно отторжение от православия, превратилась в суицидальную цивилизацию. Это вымирающий мир. И те наши либералы, которые как бы за образец берут этот умирающий западный мир, который не может себя даже воспроизводить…Это не выход, это тупик. Если мы пойдем этим путем, то куда мы придем? Мы придем к тому, к чему пришла Западная Европа. Где с молотка продают католические и лютеранские храмы. И мусульмане покупают и делают там мечети. И там просто делают ночные клубы в тех местах, где когда-то совершалась молитва.

http://radonezh.ru/text/pochemu-khristia...

 -Отец Олег, это, наверное, все-таки вы должны советовать как священник. Я могу сказать, что, безусловно, каждый человек в церковь приносит свое понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. И, конечно, бывает ревность не по разуму. Мы видим, к сожалению, что бывают не только радикальные исламисты, но и радикальные православные, которые используют недопустимые вещи для вроде бы хороших дел. Для того, чтобы нести веру христову, учить добру. И это добро пропагандировать. Но, к сожалению, эта ревность не по разуму приводит к обратным результатам. Хотя я думаю, что они находят и среди отцов оправдание своим действиям. Часто приводится случай, когда Николай Угодник дал пощечину Арию и цитата Златоуста, что можно освятить десницу…Думаю, что они содержат эти слова в уме, когда творят какие-то такие странные вещи.  -Мне представляется, что святые отцы, когда они прибегали к каким-то радикальным средствам- это было проявление любви. Я думаю, что святитель Николай просто испытал ужас по поводу Ария, который начал богохульствовать. И не зная, как его остановить- человек просто погружался в преисподнюю, когда изрыгал эти богохульства-он просто ударил его. Как если бы ребенок тянул руку к электричеству, и его могло ударить сильным разрядом тока, родитель отшвырнет ребенка. И вот действия отцов иногда внешне могли выглядеть как такое слишком спонтанные, экспрессивные, но это связано с любовью. Потому что когда мы читаем первое послание Коринфянам, 13 глава, там сказано: Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви - то я ничто. 3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. То- есть если ты не имеешь веры и любви, то какой толк от твоей догматической начитанности?  Здесь важно понять мотивацию. Почему человек ведет себя экспрессивно? Ведь Бог прежде всего судит наши намерения. Какие у нас намерения. А когда меня приглашают на какие-то мероприятия, я говорю, что я пойду только в том случае, если мне разрешат рассказать вот этим людям, которые протестуют, что они должны сделать, чтобы измениться. А просто идти и позорить людей, или поливать грязью- это не по- христиански. Потому что святые отцы нам заповедовали не подходить к человеку, если ты, видя его какие-то недостатки, не можешь ему предложить какой-то выход из этой ситуации. А ведь зачастую молодые люди ведут себя очень странно. Мне рассказали недавно случай: конгресс молодежи заграницей. Там один молодой человек из числа московских миссионеров, просто подсаживался к разным людям и поливал московских священников грязью как мог. Причем самым бесстыдным образом. Во всех этих случаях он ни разу не созванивался с этими священниками. Не высказал озабоченности по поводу тех обвинений, которые он предъявляет в их адрес.

http://radonezh.ru/text/pochemu-khristia...

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.  -Добрый вечер отец Олег. Владимир Москва. Спасибо вам огромное за ваши проповеди, беседы и ответы во славу божию. Отец Олег, подскажите, пожалуйста, вот о памяти я хочу поговорить. Я исповедовал грехи. И смертные в том числе. И я верю, что Иисус Христос мне все простил, но память о них остается. Подскажите, что такое память смертная?  -Спаси Христос. И вы знаете, ваш вопрос совпадает с запиской, которую мы получили ранее. Валентина, ей 86 лет. Она пишет, что она делала аборты, исповедовала 10 лет назад. Простит ли ее Господь? Да. Мы православные христиане верим в то, что в таинстве исповеди с человека снимаются его грехи. Он снимаются не силой благочестия того или иного человека, но в силу того поручения, которое Христос дал своим ученикам. Евангелие от Иоанна 20 глава с 21 стиха и ниже: 21. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. 22. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. 23. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.  Христос сам прощал грехи. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Но когда Он сталкивался с непониманием иудеев, которые говорили: кто может прощать грехи, кроме Бога? Он говорил: Отец послал меня прощать грехи. И покидая эту планету перед Своим Вознесением, Он эту уникальную власть оставляет на земле. Он говорит своим ученикам: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. И в евангелии от Матфея 16 глава 18-19 стих мы находим такие слова. Они были сказаны Иисусом Христом в Кесарии Филипповой: и Я говорю тебе: ты – Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.; И дам тебе ключи Царства Небесного, и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.  То- есть, еще апостолу Петру было дано это поручение: прощать грехи. Но не надо думать, что только один Петр имел эту власть. Открываем Евангелие от Матфея 12 глава, 18 стих. Здесь мы видим, что Христос дает эту власть уже всем ученикам апостолам:

http://radonezh.ru/text/pochemu-khristia...

 -Я вот помню свою первую учительницу, которая преподавала в школе, в первом классе. Это было в городе Орехово-Зуево школа 20. ЕЕ звали Таисия Ефимовна. Так вот, она была, как бы сейчас сказали, старорежимная. То –есть, свое образование она получила до революции. Мне кажется то, что мы называем преимуществом советского образования, это связано, собственно, говоря, не с этой совдепией, а с тем, что тогда еще были живы люди, которые были с имперским образованием, имперским сознанием. С имперским пониманием долга, чести , достоинства. И те из нас, которые их застали, этих людей, они стали таким мостком между имперской Россией и постсоветским пространством, когда уже образование стало не таким. И память о долге девальвировалась.  -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.  -Добрый вечер отец Олег.  -Добрый вечер.  -У меня такой вопрос. Вот в Библии известны случаи покаяния разбойника, блудницы. А вот случая покаяния содомитов нет. Вам известны случаи таких покаяний? И еще по этому вопросу. Вот их склонность якобы от рекламы, это их миф. И хромосомный набор у них не такой. Меня молодые спрашивают, а я не знаю, что по этому поводу ответить.  -Пожалуйста. Открываем первое послание Коринфянам 6 глава, 9 стих: или не знаете, что неправедные царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. Далее читаем 11 стих: И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то, и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.  Очень наивно было бы предполагать-а ведь в античном мире это грех был распространен- что среди обращенных не было таких людей. Поэтому апостол пишет: такими были некоторые из нас, но оправдались, омылись, но освятились именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Собственно говоря, непрощеный грех, грех, который Бог не прощает- это нераскаянный грех. А в каком случае человек не раскаивается в своем грехе? Когда он сомневается в божьем милосердии. Вот поэтому хула на Духа Святаго не простится ни в сем веке, ни в будущем. Почему? А потому что Дух Святой -это дух любви. Сказано: любовь божия вселилась в сердца наши Духом Святым. И в этом смысле хула на Духа Святаго -это неверие в божье милосердие. И если по отношению к любой группе людей мы скажем: верите в милосердие или нет- все равно погибнете, будете в аду гореть, то мы их ввергнем в состояние хулы на Духа Святаго, если они доверятся этому нашему умозаключению.

http://radonezh.ru/text/pochemu-khristia...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010