До 1-й пол. XIX в. муз. записи К. р. отсутствовали. Напевы заучивались с голоса, а тексты читались из печатных книг, в основном присланных из Киева и Москвы. «Сербули» (серб. книги старой серб. печати, были раритетами уже в XVIII в. Выпускники карловацких богословских школ и др. хорошо подготовленные певцы разъезжались по различным уголкам Габсбургской монархии, Сербского княжества, а также в места проживания сербов в Османской империи. Первые нотные записи серб. пения были сделаны в 1854/55 г. в ц. св. апостолов Петра и Павла (Сремски-Карловци) с голоса прот. Афанасия Поповича молодым музыкантом из Будима (венг. Буда, впосл. вошел в Будапешт) К. Станковичем, одним из первых музыкально образованных сербов XIX в. Его труды поддерживал и направлял патриарх Иосиф (Раячич). Станкович, записывавший церковные напевы в Сремски-Карловци в течение неск. лет, позднее гармонизировал их для 4-голосного хора. При жизни Станковича лишь небольшая часть этих записей была издана в Вене в сб. «Православное церковное пение сербского народа» (1862-1864), большая же часть остается неопубликованной до наст. времени. Станкович не использовал определение «карловачко только нек-рые литургические песнопения имели пометку «овако се noje у Карловцима» (как поется в Карловци). Четверть века спустя последователь Станковича Т. Остойич в заглавие 1-го издания своего собрания записей внес термин «карловачко ( 1887). Позднее это определение использовали в названиях сборников мелографы (протопресв. Гавриил Болярич , Б. Цвейич , Й. Козобарич, прот. Ненад Барачки , Л. Лера) и переписчики, выпускники карловацких богословских школ. Употреблялся также термин «народное церковное пение». Подобным же образом называли церковное пение исследователи. Одним из первых писал о «карловацком сербском православном пении» Лазарь Богданович ( 1893). Его современник Остойич упоминал в работах о существовании карловацкого типа пения, но рассматривал только сербское церковное пение в целом, отмечая, что о нем следует написать «музыкально-филологическо-историческое научное исследование» ( 1896.

http://pravenc.ru/text/1681085.html

293-301 ГРАЦИАН [Цезарь Флавий Грациан Август] (359 - 383), имп. Зап. Римской империи (375-383), старший сын имп. Валентиниана I 301-302 302-305 ГРАЦИЛИАН И ФЕЛИЦИССИМА (кон. III - нач. IV в.), мученики (пам. зап. 12 авг.), пострадавшие в г. Фалерии (ныне территория обл. Лацио, Италия) 305-306 ГРАЦИНИАН И ФЕЛИН († между 249 и 251), мученики (пам. зап. 1 июня), пострадавшие в г. Перузия (совр. Перуджа, Италия) в гонение имп. Деция ГРАЧАНИЦА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) 306-310 ГРГЕТЕГ жен. (ранее муж.) мон-рь с ц. в честь перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мирликийского, Сремской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) 310-311 ГРЕБНЕВ Лука Арефьевич (1867 - 1932), старообрядец-федосеевец, издатель, гравер, иконописец, духовный писатель 311-313 313-318 318-319 «GREGORIANUM» ежеквартальный научно-богословский ж., издаваемый в Риме папским Григорианским университетом с янв. 1920 г. 319-320 ГРЕГУАР Анри (1881 - 1964), бельг. византинист, один из основателей научного журнала «Byzantion: Revue internationale des études byzantines» (Брюссель, с 1924) 320-321 ГРЕКОВ Александр Петрович (1909 - 2000), худож.-реставратор Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ), заслуженный деятель искусств, член Союза художников РФ, член Союза архитекторов РФ 321-322 322-323 ГРЕЛЛЕТ Стивен (наст. имя Этьен де Грелле дю Мобилье; 2.11.1773, Лимож, Франция - 16.11.1855, Берлингтон, шт. Нью-Джерси, США), амер. квакер, миссионер 323-326 326-329 329-330 330-345 345-355 355-427 355-391 391-427 427-430 ГРЕЧЕСКИЙ РАСПЕВ жанрово-стилевая система, принятая в восточнослав. церковном пении с XVI в. и имевшая большое значение для его развития 430-436 436-443 443-444 444-445 ГРИВЕЦ Фран (1878 - 1963), словен. историк-славист, католич. богослов, специалист по истории Вост. Церквей 445-446 446-447 ГРИГЕНТИЙ (сер. VI в), архиеп. Зафара, свт. (пам. 19 дек., по нек-рым источникам, 15 дек. и 23 февр.)

http://pravenc.ru/vol/xii.html

Скончался он в 1908 г., в 51-летнем возрасте. Регентом синодального хора с 1901 г. был Александр Дмитриевич Кастальский (1856-1926), окончивший московскую консерваторию, с 1887 г. преподаватель синодального училища> и помощник регента, " Кастальским издано 44 духовно-музыкальных сочинений, которые при своем появлении обратили на себя внимание всех, интересующихся судьбами русской церковной музыки, — удачным разрешением трудной задачи соединять в одном музыкальном произведении, с одной стороны, характерную мелодию древних церковных напевов, с другой, — требуемую современною техникой художественную обработку их " (А. Преображенский, кандидат богословия, библиотекарь Придворной Певческой Капеллы. " Прав. Бог. Энц " . 1908 г.). " Творчество А.Д. Кастальского, — пишет Александров, — полностью служило созданию национальной музыки в церкви. Его многоголосие народно и полно удивительно тонкого голосоведения. Он наглядно показал глубокую разницу между двумя системами — западноевропейской и российской народной системой многоголосия. В сочинениях А.Д. Кастальского это многоголосие засверкало яркой самобытностью и художественной ценностью, что сразу было отмечено нашей отечественной музыкальной критикой (прот. Лисицын, Н.Д. Кашкин, А. Сабнеев, С.Н. Кругликов, Ю. Сосновский) и музыкальными авторитетами Запада. Ряд композиций Кастальского, как-то: икос " Сам един еси бессмертный " , " Свете тихий " 1, особенно " Ныне отпущаеши " демественного напева, " Милость мира " знаменного и сербского распевов, " Достойно " царя Феодора, " Достойно " сербское, — остались по своему стилю и художественным достоинствам непревзойденными. Рассказывают, что С.В. Рахманинов, работая над " Всенощной " , в 40 случаях обращался за советом к Кастальскому и 28 его замечаний принял во внимание. Синодальное училище и его хор, благодаря упорной и настойчивой работе С.В. Смоленского, В.С. Орлова и А.Д. Кастальского воскресили старинный знаменный распев, свободный от итальянских и других западных влияний, сообщили церковному пению свойственный ему стиль и оценили по достоинству музыкальные сокровища оставленные нам в древнерусских распевах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Открывая концерт, секретарь епархиального совета по культуре иерей Илия Макаров поблагодарил организатора - известного деятеля культуры, менеджера и продюсера Наталью Орлову, поздравил зрителей с праздником Богоявления: " В жизни каждого человека есть момент, когда он встречается с Богом и Его присутствие можно реально ощутить, - сказал он. - Бог приходит и к верующему, и к неверующему. Задача человека -распознать этот момент. Жаль, когда он может быть потерян. Богослужение, православная культура помогают человеку встретиться с Богом. Пусть " Крещенские вечера " помогут нам вновь и вновь ощутить присутствие Спасителя в нашей жизни " . +++ Второй концерт из цикла " Голоса планеты " прошел 22 января и был посвящен певческим традициям Сербии и России. В исполнении сербской певицы Дивны Любоевич и хора " Мелоди " прозвучали старинные праздничные сербские и византийские распевы, произведения классика сербского церковного пения Стевана Мокраняца и русские церковные песнопения. Среди них - " Слава Тебе, Господи " , " Приидите, поклонимся " , воскресный тропарь " Разрушил еси Крестом Твоим " , распев Исайи Сербского XV века " Аллилуйя " , " Ныне отпущаеши " (молитва святого праведного Симеона Богоприимца) на музыку Александра Архангельского. Завершило выступление хора " кратима " - песнопение, которое в сербско-византийской традиции распевается на " теререм " и символизирует ангельское пение и то состояние духовной радости и ликования, которое не могут выразить простые земные слова. Мужской хор " Оптина пустынь " под управлением Александра Семенова исполнил многоголосные распевы государевых певчих дьяков, духовные песнопения московской школы, а также уникальные малоизвестные произведения эпохи русского барокко - гармонизации древнего знаменного распева, созданного в северных монастырях. В них соединились тягучесть мелодических линий русского распева с легкой европейской гармонической конструкцией. Прозвучали партесная гармонизация знаменного распева по рукописи второй половины XVIII века Кирилло-Белозерского монастыря " Волсви персидстии царие " , фрагмент чина о здравии государя Алексея Михайловича по рукописи третьей четверти XVII века " Заздравная чаша " , монастырский сказ " Легенда о 12-ти разбойниках " . В завершение хор исполнил всеми любимые русские романсы.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Нынешний сезон великопостных концертов посвящен 300-летию Александро-Невской лавры. В течение марта и апреля в Филармонии прозвучат музыкальные поздравления с юбилеем от лавр России, Украины, Грузии, Греции и древнейшей христианской лавры Египта. 11 марта. ПРАВМИР. В Санкт-Петербурге начался четвертый сезон великопостных концертов. Он открылся премьерой оратории «Семь песен о Боге» Андрея Микиты на стихи Бориса Гребенщикова 9 марта. В стенах бывшего Дворянского Собрания, а ныне — Большого зала Филармонии имени Дмитрия Шостаковича — выступили Российский Национальный оркестр, хор Михайловского театра и румынский хор «Byzantion». Нынешний сезон великопостных концертов посвящен 300-летию Александро-Невской лавры. В течение марта и апреля в Филармонии прозвучат музыкальные поздравления с юбилеем от лавр России, Украины, Грузии, Греции и древнейшей христианской лавры Египта, сообщает «Вода Живая» . К участию в проекте привлечены лучшие хоровые коллективы России и зарубежья. Слушателей ждет встреча с фольклорным хором «Басиани» из Грузии, праздничным хором Свято-Елисаветинского монастыря из Минска, с эстонским коллективом «Симфониетта-оркестра», с хорами афонских и валаамских монахов, с сербской певицей Дивной Любоевич, поющей в сопровождении ансамбля «Мелоди», и с другими исполнителями. Традиционно в день Торжества православия в Исаакиевском соборе архиерейским чином будет отслужена  Божественная литургия, за которой прозвучат духовные песнопения в исполнении мужского хора «Древнерусский распев» из Москвы. В богослужении примут участие главный протопсалт Карейского храма Святой горы Афон монах Иаков и Сербский византийский хор «Моисей Петрович». Начало сезонам было положено в XIX веке директором Капеллы и учредителем концертного общества Алексеем Львовым. Концерты проходили в лучших залах имперской столицы —  Капелле и Дворянском собрании. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-sankt-peterburge-otk...

спискам ирмосы-подобны, составленные по модели праздничных (Рождества Христова, Пасхи), а также новые тексты для древнерус. служб (напр., канон св. равноап. кнг. Ольге). Дополнением могли становиться и росники пещные - ирмосы с тропарями 7-й и 8-й песней, певшиеся «пред Рождеством Христовым, егда ангела спускают», т. е. во время пещного действа (РНБ. Q. I. 898. Л. 67, 1573 г.). В Октоихе наряду с полным комплектом стихир великой вечерни и утрени в знаменной нотации записывались все стихиры малой вечерни, тексты к-рых не совпадали с великой (богородичны, стиховны); на великой вечерне добавляли «аммореовы» стихиры Пресв. Богородице (цикл Павла Амморейского), певшиеся на подобен (Там же). Заметно расширился состав памятей и знаменных песнопений минейного Стихираря: на праздники, имеющие бдение, выписывались стихиры малой вечерни, мн. памяти пополнились литийными стихирами, возникали новые тексты («ины стихиры»), в к-рых исследователи отмечают особое внимание к историческим событиям, связанным с жизнью празднуемого святого ( Серегина. 1994. С. 16, 196 и др.). После канонизационных Соборов 1547 и 1549 гг. в русле церковных мероприятий, возглавлявшихся свт. Макарием , митр. Московским, были созданы обширные Стихирари - своды знаменных песнопений (нек-рые из них в неск. томах), включавшие значительное количество памятей рус. святых (ГИМ. Чуд. 60; Единоверч. 37; Епарх. певч. 24; РГАДА. Ф. 381. 17, 18, 320; РНБ. Кир.-Бел. 586/843, 681/938 и др.); входили в них и службы слав. святым - равноап. Кириллу (Константину) Философу, прп. Иоанну Рильскому, свт. Савве I , прп. Симеону Мироточивому , кор. св. Милутину (Стефану Урошу II) и свт. Арсению I , архиеп. Сербскому, мц. Параскеве , мч. Георгию Новому . Полным Стихирарям иногда давалось дополнительное название - «Дьячее око» (ГИМ. Чуд. 60; Син. певч. 1150). В связи с разрастанием Стихираря на рубеже XVI и XVII вв. из его состава выделились самостоятельные книги. Первая - нотированных служб господских, богородичных праздников и великим святым, названная «Праздники» , и 2-я - служб средних и малых праздников, в более поздних списках иногда называвшаяся «Трезвоны» .

http://pravenc.ru/text/199937.html

Вход на все мероприятия свободный. 3 июня. ПРАВМИР. 19 июня 2014 года в Москве состоится открытие Дней Сергия Радонежского «Великий духовный путь». 19 июня 2014 года в 19:00 в Храме Христа Спасителя, в Зале Церковных Соборов (ул. Волхонка, 15) состоится открытие Дней Сергия Радонежского «Великий духовный путь» в Москве, — сообщает Пресс-служба Министерства культуры . В концерте прозвучат сербские, византийские и русские церковные песнопения в исполнении Дивны Любоевич и хора «Мелоди» (Сербия), а также сочинения лауреатов II Международного конкурса композиторов духовной музыки «Роман Сладкопевец». Дни Сергия Радонежского (к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия) также будут проходить в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре (Сергиев Посад), Ростове Великом (Праздничный мужской хор Московского Свято-Данилова монастыря выступит в Ростовском Кремле) и Переславле-Залесском. Завершит юбилейный проект симпозиум в Министерстве культуры РФ, в рамках которого пройдут просветительские лекции, концерт древнерусских песнопений по рукописям XVII века в исполнении мужского хора «Древнерусский распев», мастер-классы певицы Дивны Любоевич (Сербия) и мультиинструменталиста Сергея Старостина, а также презентация Международного хорового фестиваля «Академия православной музыки». Вход на все мероприятия свободный. Для посещения симпозиума требуется предварительная регистрация.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 октября, 2018 22 февраля, 2017 22 февраля, 2017 22 февраля, 2017 16 апреля, 2015 22 января, 2015 12 декабря, 2014 10 декабря, 2014 9 декабря, 2014 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-moskve-proydut-dni-s...

Откуда же взялись усвоенные новыми сравнительно распевами краткие осмогласные напевы с их мелодическими особенностями? Они не в России изобретены и не заимствованы от Западной Церкви, но имеют свое основание в византийском церковном пении. Краткими мелодиями особенно характеризуется киевское осмогласие или напевы «на Господи воззвах». Но мелодии эти, как показывает их технический разбор, суть почти буквальное повторение гласовых мелодии малого знаменного распева, образовавшегося к концу 16 века и известного всей Русской Церкви. Малый же знаменный распев образовался из большего знаменного распева и составляете его простое сокращение, имеющее с ним одинаковые музыкальные основания, заимствованный из византийского осмогласия. В движении большей части своих мелодии он имеете буквальное сходство с пением на подобны, краткие мелодии которых встречаются в самых первых крюковых рукописях Русской Церкви и имеют конечно одинаковое с большим знаменным распевом греко-славянское происхождение. В церковном Уставе и в богослужебных книгах мы видим указания на подобны и даже распределение строк текста, примененное к кратким напевам, а в Октоихе св. Иоанна Дамаскина и самые образцы подобнов в более кратком мелодическом изложении, чем самогласные стихиры. Затем краткие или дневные мелодии мы встречаем не в киевском только и знаменном, но и в других известных нам распевах, наприм. балеарском и греческом. Гласы сербского распева, по свидетельству Барского, слышавшего их на Афоне, также «краткосложенны» 24 . Все это ведете к заключению, что краткие гласовые мелодии не есть русское изобретение и заимствованы не отынуду [примеч. из другого места], как из обычаи древней Православной Церкви, преданного всем славянским церквам наравне и в связи с напевами протяженными. Особенности кратких напевов русских позднейшего происхождения можно считать: а) постепенно возрастающее приближение их к унисонно-речитативному пению с уничтожением почти мелодического характера и гласовых различий; б) установление нового понятия о церковном гласе, как об известной формуле сочетания двух-трех мелодических строк, а не о музыкальной лествице звуков с определенным порядком интервалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Открылся фестиваль " Истоки " апреля 2023 " Мироносицкая " встреча ознаменовала открытие 30 апреля IV Всероссийского фестиваля православных певческих традиций и колокольного звона " Истоки " в Святодуховском центре . Концерт открыл ударно-духовой оркестр " Музыка и мы " психоневрологического интерната 10 под руководством Константина Жуковского. Прозвучали колокольные перезвоны, воспроизведенные на треугольниках, колокольчиках и других ударных инструментах. Ведущий и художественный руководитель фестиваля, настоятель храма Державной иконы Божией Матери на проспекте Маршала Жукова протоиерей Димитрий Кулигин отметил, что ежегодный праздник знаменного пения начинался с " мироносицких " встреч. " Как в храм молящихся призывает колокольный звон, так и в наших программах появился звон колоколов, песенные номера стали чередоваться со звонильными, - сказал он. - Семнадцать лет назад мы не представляли, что скромное действо превратится в праздник всероссийского масштаба. Принято считать, что знаменное пение - " для избранных " , но сами прихожане без музыкального образования заинтересовались знаменным распевом. Так что это пение дорого многим людям " . Ныне создана фестивальная школа, детская и взрослая. Учащиеся умеют не только петь по крюкам, но и записывать этим способом ноты. Детский и клиросный хоры храма Державной иконы Божией Матери на проспекте Маршала Жукова (руководитель - Алена Николаева) начали свое выступление с песнопения " Блажен муж " , воссозданного по рукописи из Соловецкого монастыря, хранящейся в РНБ. Они исполнили также песнопение " Богородице Дево " , глас 4-й, в разных традициях - знаменная напевка, сербская традиция, знаменное осьмогласие - полиелей знаменного распева (поморский обиход XIX в.) и величание Державной иконе Божией Матери. Приходской коллектив и ансамбль школы знаменного пения фестиваля " Истоки " под руководством Марии Макаровой исполнили песнопение " С нами Бог " . В исполнении ансамбля под руководством Марии Макаровой прозвучали стихиры Пасхи из рукописи Антониево-Сийского монастыря, славник на литии в Неделю жен-мироносиц, знаменный распев, глас 6-й, из поморской Триоди XVIII века, стих в Неделю цветоносия из старообрядческого сборника духовных стихов.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

C 26 по 28 июля 2015 года на острове Валаам пройдет фестиваль православного пения Москва, 2 июля 2015 г. Фото: Виктор Грицюк      C 26 по 28 июля 2015 года на острове Валаам впервые пройдет Свято-Владимирский Валаамский фестиваль православного пения, сообщает Синодальный информационный отдел . Певческий праздник посвящен 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира – просветителя Руси. Фестиваль организован Спасо-Преображенским Валаамским ставропигиальным мужским монастырем при участии Фонда «Общество возрождения художественной Руси 1915». Фестиваль пройдет при поддержке Министерства культуры РФ, ОАО " Россети " и ОАО " МСРК Северо-запада " . Уникальная программа фестиваля включает богатейшие певческие традиции Православных Церквей Греции, Сербии, Грузии, Румынии, Беларуси, России. Центральные события концертной афиши - праздничные просветительские концерты открытия и закрытия фестиваля - посвящены жизни и деяниям святого князя Владимира - Крестителя Руси, прославлению святого в русском церковно-певческом наследии, в духовной концертной музыке XIX – XXI вв. и в традиционной фольклорной памяти русского народа. Среди участников фестиваля монастырские хоры: хор насельников Великой Лавры Св.Горы Афон, хор Киевской духовной академии и семинарии, хор грузинского патриархата «Басиани», праздничный хор Минского Свято-Елисаветинского монастыря (Беларусь), праздничный хор Валаамского монастыря, праздничный мужской хор Московского Свято-Данилова монастыря; хоры, возрождающие старинные традиции церковного пения: мужской хор «Древнерусский распев» (Москва), мужской хор Вологодской филармонии, сербский византийский хор «Моисей Петрович» (Белград), Дивна Любоевич и хор «Мелоди» (Сербия). Русские духовные стихи и былины, повествующие о святом князе Владимире, прозвучат в инструментальном обрамлении русских традиционных инструментов: гуслей, цимбал, колесной лиры, этнических духовых инструментов. В концертах примет участие Сводный хор Международного фестиваля «Академия православной музыки», собравший 100 певчих, регентов, хормейстеров, студентов и педагогов более чем из 20 стран мира и 30 городов России. Украсят певческую программу колокольные перезвоны Русской концертной звонницы «София» (Москва).

http://pravoslavie.ru/80385.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010