Закрыть В Санкт-Петербурге состоялся концерт Дивны Любоевич 15.04.2024 43 Время на чтение 3 минуты Фото: mitropolia.spb.ru Сербская исполнительница духовной музыки Дивна Любоевич и ансамбль «Мелоди» выступили 14 апреля в Большом зале Филармонии в рамках Великопостных концертов, организованных «Обществом возрождения художественной Руси 1915», сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. К слушателям обратилась заведующая кафедрой древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории Екатерина Смирнова. Она напомнила, что традиция Великопостных концертов зародилась в Санкт-Петербурге в XVIII-XIX веках, они проходили в Императорской придворной певческой капелле, а также в зале Дворянского собрания, в котором сегодня располагается Большой зал Филармонии. Современные Великопостные концерты возрождены в 2010 году после забвения в советское время. На сцене БЗФ выступили более 50 выдающихся коллективов, слушатели смогли познакомиться с лучшими образцами духовной музыки. Перед началом от лица исполнителей прозвучали слова соболезнования в связи с недавней трагедией в Красногорске. В послании было отмечено, что «музыка, будучи единственной универсальной силой, с помощью которой мы понимаем друг друга, сможет выразить поддержку братскому русскому народу». Выступление было условно разделено на три части, каждая предварялась текстовым вступлением, написанным издателем интернет-журнала «Авант-Арт» Сузаной Спасич. Они помогали слушателю проникнуться смыслами звучавших песнопений В первой части было воссоздано последование Божественной литургии преждеосвященных Даров в музыкальном воплощении, сложившемся во Введенском монастыре Белграда. Прозвучали песнопения Стевана Мокраняца, Николая Кедрова-отца, Ивана Дворецкого, Ильи Овчинникова на сербские и русские монастырские распевы в авторской обработке Дивны Любоевич. Они чередовались с ектениями, музыку к которым написала Дивна на распев Введенского монастыря. Ансамбль «Мелоди» исполнил также редкий распев причастного стиха «Вкусите и видите» сербского церковного композитора XV века Кира Стефана Сербина.

http://ruskline.ru/politnews/2024/04/15/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРЛОВАЦКИЙ РАСПЕВ [серб. карловачко церковнопевческая традиция Карловацкой митрополии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Сербская певч. традиция на протяжении веков развивалась в богослужебной практике монастырских, сельских и городских церквей на территории Сербской архиепископии, получившей самостоятельность в 1219 г. В период тур. ига, после восстановления Печского патриархата (1557), стало возможным дальнейшее развитие этого вида деятельности. В XVIII-XIX вв. в Карловацкой митрополии особое внимание уделялось пению в мон-рях на Фрушка-Горе , церковное пение изучалось в школах, став т. о. основным видом муз. практики и муз. образования сербов. В посл. десятилетия XIX - 1-й пол. ХХ в. мн. выдающиеся сербские композиторы испытали влияние литургической практики (К. Станкович , Т. Остойич , И. Байич ), пели на клиросе (С. Мокраняц , М. Топалович , К. Манойлович ), работали с церковными и школьными хорами (П. Конёвич , М. Милоевич, С. Христич , М. Тайчевич). В среде правосл. юж. славян почти тысячу лет муз. письменность была привилегией единиц, церковные напевы создавались и передавались устно. В СПЦ церковное пение и сегодня передается преимущественно устно и в основном остается сферой интереса немногих исследователей. Под К. р. имеют в виду разные традиции. Наиболее часто его отождествляют с церковным пением, к-рое развивалось в Карловацкой митрополии в XVIII-XIX вв., другие связывают его с г. Сремски-Карловци, митрополичьим центром, где красоте церковного пения как на ежедневных службах, так и в школах (гимназиях, семинариях) придавалось большое значение. На протяжении XIX в. церковное пение было связано с развитием школ и системы образования. Важнейшие серб. школы были основаны в Габсбургской монархии в кон. XVIII в.: педагогическое училище «Норма» в г. Сомбор (1778), гимназия (1791) и духовная семинария (1794) в Сремски-Карловци, гимназия в Нови-Саде (1810); все они продолжают действовать до настоящего времени. По образцу Карловацкой семинарии богословские школы были открыты по всей Карловацкой митрополии (в Араде, Темишваре (Темешваре, ныне Тимишоара, Румыния), Вршаце, Плашки, Пакраце, Карлштадте (Карловаце), Шибенике (впосл. в Задаре)) и в Сербском княжестве (Белград). Изучению пения в школах каждый день посвящался 1 час, а в воскресенье и праздники ученики принимали активное участие в богослужении. Судя по архивным документам, регенты использовали названия «црквено с правилом», «cantus ecclesiasticus» (лат.), «canto ecclesiastico» (итал.).

http://pravenc.ru/text/1681085.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛГРАДСКИЙ РАСПЕВ [белградский напев], выделяемый нек-рыми музыковедами вид традиц. серб. церковного пения, получивший в редакции С. Мокраняца общенациональное распространение. Богослужебное пение Сербской Православной Церкви было и в значительной степени остается основанным на устной традиции. В XVIII-XIX вв. его стали включать в учебные программы различных светских и духовных школ, первоначально на территории Австрийской империи, а впосл. и в княжестве Сербия. Церковное пение ревностно культивировалось в мон-рях Фрушка-Горы и в Сремски-Карловци, центре правосл. Карловацкой митрополии, и среди всех правосл. верующих в Австрийской империи. Главными учебными заведениями, в к-рых систематически преподавалось церковное пение, были ДС (1794) и гимназия в Сремски-Карловци, педагогическое уч-ще в Сомборе (1778), Сербская правосл. великая гимназия в Нови-Саде (1810) и Белградская ДС (1836). Здесь учились буд. священники, церковные певчие, учителя пения, чтецы и пономари. В XIX в. получили распространение названия «сербское народно-церковное пение», «карловацкое пение», несмотря на то что единая богослужебная практика и единый напев были распространены только в Печском Патриархате (упразднен в 1766) и во вновь основанной Сербской митрополии (1831). В нач. XX в. подобные напевы были отмечены в Косово и Метохии не только у правосл. сербов, но и у мусульман, к-рые сохраняли семейное предание о своем происхождении «от рода святого Саввы». Первые нотные записи серб. народного церковного пения были сделаны в 40-х гг. XIX в., первый крупный сборник - как результат работы с большим числом певчих в Сремски-Карловци - составил К. Станкович в 1854-1857 гг. Бóльшую часть своих записей он гармонизовал по образцу рус. обиходной практики и частично опубликовал в Вене в 1862-1864 гг., среди них - «Хвалите Господа» и «Аллилуия» с примечанием «так поют в Белграде» (Православно црквено у србског народа у ноте написао Kophuлuje Беч, 1862. Београд, 1994р. С. 10, 25).

http://pravenc.ru/text/77886.html

Вход на все мероприятия свободный. 3 июня. ПРАВМИР. 19 июня 2014 года в Москве состоится открытие Дней Сергия Радонежского «Великий духовный путь». 19 июня 2014 года в 19:00 в Храме Христа Спасителя, в Зале Церковных Соборов (ул. Волхонка, 15) состоится открытие Дней Сергия Радонежского «Великий духовный путь» в Москве, — сообщает Пресс-служба Министерства культуры . В концерте прозвучат сербские, византийские и русские церковные песнопения в исполнении Дивны Любоевич и хора «Мелоди» (Сербия), а также сочинения лауреатов II Международного конкурса композиторов духовной музыки «Роман Сладкопевец». Дни Сергия Радонежского (к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия) также будут проходить в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре (Сергиев Посад), Ростове Великом (Праздничный мужской хор Московского Свято-Данилова монастыря выступит в Ростовском Кремле) и Переславле-Залесском. Завершит юбилейный проект симпозиум в Министерстве культуры РФ, в рамках которого пройдут просветительские лекции, концерт древнерусских песнопений по рукописям XVII века в исполнении мужского хора «Древнерусский распев», мастер-классы певицы Дивны Любоевич (Сербия) и мультиинструменталиста Сергея Старостина, а также презентация Международного хорового фестиваля «Академия православной музыки». Вход на все мероприятия свободный. Для посещения симпозиума требуется предварительная регистрация.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 октября, 2018 22 февраля, 2017 22 февраля, 2017 22 февраля, 2017 16 апреля, 2015 22 января, 2015 12 декабря, 2014 10 декабря, 2014 9 декабря, 2014 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-moskve-proydut-dni-s...

Нынешний сезон великопостных концертов посвящен 300-летию Александро-Невской лавры. В течение марта и апреля в Филармонии прозвучат музыкальные поздравления с юбилеем от лавр России, Украины, Грузии, Греции и древнейшей христианской лавры Египта. 11 марта. ПРАВМИР. В Санкт-Петербурге начался четвертый сезон великопостных концертов. Он открылся премьерой оратории «Семь песен о Боге» Андрея Микиты на стихи Бориса Гребенщикова 9 марта. В стенах бывшего Дворянского Собрания, а ныне — Большого зала Филармонии имени Дмитрия Шостаковича — выступили Российский Национальный оркестр, хор Михайловского театра и румынский хор «Byzantion». Нынешний сезон великопостных концертов посвящен 300-летию Александро-Невской лавры. В течение марта и апреля в Филармонии прозвучат музыкальные поздравления с юбилеем от лавр России, Украины, Грузии, Греции и древнейшей христианской лавры Египта, сообщает «Вода Живая» . К участию в проекте привлечены лучшие хоровые коллективы России и зарубежья. Слушателей ждет встреча с фольклорным хором «Басиани» из Грузии, праздничным хором Свято-Елисаветинского монастыря из Минска, с эстонским коллективом «Симфониетта-оркестра», с хорами афонских и валаамских монахов, с сербской певицей Дивной Любоевич, поющей в сопровождении ансамбля «Мелоди», и с другими исполнителями. Традиционно в день Торжества православия в Исаакиевском соборе архиерейским чином будет отслужена  Божественная литургия, за которой прозвучат духовные песнопения в исполнении мужского хора «Древнерусский распев» из Москвы. В богослужении примут участие главный протопсалт Карейского храма Святой горы Афон монах Иаков и Сербский византийский хор «Моисей Петрович». Начало сезонам было положено в XIX веке директором Капеллы и учредителем концертного общества Алексеем Львовым. Концерты проходили в лучших залах имперской столицы —  Капелле и Дворянском собрании. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-sankt-peterburge-otk...

Сезон концертов хоровой музыки, приуроченный к Великому посту, пройдет в Петербурге 4 марта, 2011. Редакция " Правмира " Многие премьеры духовных сочинений великих русских композиторов состоялись именно в рамках Великопостных концертов. Духовные концерты исполнялись в лучших залах – Капелле и зале Дворянского собрания в Петербурге С 4 марта по 28 апреля в стенах бывшего Дворянского собрания, а ныне Большого зала Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича, уже во второй раз пройдет сезон великопостных концертов. В этом году в концертной афише представлены лучшие хоровые коллективы из России и зарубежья: Большой хор донских казаков из Австрии (04.03); Праздничный хор Минского Свято-Елисаветинского монастыря из Беларуси (07.03); Певческая капелла Санкт-Петербурга и Московский Синодальный хор (12.03); Сербский византийский хор «Моисей Петрович» (20.03); Женский хор «Мистерия болгарских голосов» (25.03); Греческий византийский хор (31.03); Мужской хор «Древнерусский распев» (05.04); Хор и оркестр Мариинского театра (17.04); Фольклорный хор «Мдзлевари» из Грузии (25.04); Мужской хор «Оптина пустынь» (26.04). Комментарии к концертам сделает протодиакон Андрей Кураев. Великопостный сезон завершится 28 апреля Большим Пасхальным концертом, в котором выступит коллектив Академии хорового искусства имени Попова. 4 марта, накануне Прощеного воскресенья, цикл Великопостных сезонов, как и в прошлом году, откроет Большой хор донских казаков, который представит специально подготовленную программу «Православные молитвословия и традиционные песни в обработке Сергея Жарова». Начало великопостным сезонам в Петербурге было положено в 1764 году. В развитие этой традиции неоценимый вклад внес Алексей Федорович Львов, директор Капеллы и учредитель концертного общества. Их основная цель заключалась в представлении великосветской публике образцов «высокого искусства» из мировой сокровищницы инструментальной, симфонической и хоровой музыки в Зале Дворянского собрания. Особый расцвет духовные великопостные концерты получили в 90-е гг. XIX – 1-е десятилетие XX века. В концертах принимали участие лучшие церковные хоры – Придворная певческая Капелла, Синодальный хор, архиерейские хоры. Специально для участия в концертах хоровые коллективы объединялись в большой сводный хор (от 100 до 300 человек). Многие премьеры духовных сочинений великих русских композиторов состоялись именно в рамках Великопостных концертов. Духовные концерты исполнялись в лучших залах – Капелле и зале Дворянского собрания в Петербурге.

http://pravmir.ru/sezon-koncertov-xorovo...

C 26 по 28 июля 2015 года на острове Валаам пройдет фестиваль православного пения Москва, 2 июля 2015 г. Фото: Виктор Грицюк      C 26 по 28 июля 2015 года на острове Валаам впервые пройдет Свято-Владимирский Валаамский фестиваль православного пения, сообщает Синодальный информационный отдел . Певческий праздник посвящен 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира – просветителя Руси. Фестиваль организован Спасо-Преображенским Валаамским ставропигиальным мужским монастырем при участии Фонда «Общество возрождения художественной Руси 1915». Фестиваль пройдет при поддержке Министерства культуры РФ, ОАО " Россети " и ОАО " МСРК Северо-запада " . Уникальная программа фестиваля включает богатейшие певческие традиции Православных Церквей Греции, Сербии, Грузии, Румынии, Беларуси, России. Центральные события концертной афиши - праздничные просветительские концерты открытия и закрытия фестиваля - посвящены жизни и деяниям святого князя Владимира - Крестителя Руси, прославлению святого в русском церковно-певческом наследии, в духовной концертной музыке XIX – XXI вв. и в традиционной фольклорной памяти русского народа. Среди участников фестиваля монастырские хоры: хор насельников Великой Лавры Св.Горы Афон, хор Киевской духовной академии и семинарии, хор грузинского патриархата «Басиани», праздничный хор Минского Свято-Елисаветинского монастыря (Беларусь), праздничный хор Валаамского монастыря, праздничный мужской хор Московского Свято-Данилова монастыря; хоры, возрождающие старинные традиции церковного пения: мужской хор «Древнерусский распев» (Москва), мужской хор Вологодской филармонии, сербский византийский хор «Моисей Петрович» (Белград), Дивна Любоевич и хор «Мелоди» (Сербия). Русские духовные стихи и былины, повествующие о святом князе Владимире, прозвучат в инструментальном обрамлении русских традиционных инструментов: гуслей, цимбал, колесной лиры, этнических духовых инструментов. В концертах примет участие Сводный хор Международного фестиваля «Академия православной музыки», собравший 100 певчих, регентов, хормейстеров, студентов и педагогов более чем из 20 стран мира и 30 городов России. Украсят певческую программу колокольные перезвоны Русской концертной звонницы «София» (Москва).

http://pravoslavie.ru/80385.html

В Санкт-Петербурге возрождается традиция великопостных концертов 11 февраля 2010 г. 13:41 С 10 февраля по 8 апреля 2010 года в стенах бывшего Дворянского собрания, а ныне Большого зала Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича, стартовал сезон великопостных концертов. Великопостные концерты — уникальное явление русской музыкальной культуры. Начало великопостным сезонам в Петербурге было положено А.Ф. Львовым, директором Капеллы и учредителем концертного общества. Их основная цель заключалась в представлении великосветской публике образцов высокого искусства из мировой сокровищницы инструментальной, симфонической и хоровой музыки в зале Дворянского собрания. Особый расцвет великопостные концерты получили в 90-е гг. XIX — первое десятилетие XX века. В концертах принимали участие лучшие церковные хоры — придворная певческая капелла, Синодальный хор, архиерейские хоры. Специально для участия в концертах хоровые коллективы объединялись в большой сводный хор (от 100 до 300 человек). Многие премьеры духовных сочинений великих русских композиторов состоялись именно в рамках великопостных концертов. Духовные концерты исполнялись в лучших залах — Капелле и зале Дворянского собрания в Петербурге. Возрождение исторических традиций великопостных сезонов в зале Дворянского собрания (Большой зал Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича) интересно для самого широкого круга публики. К участию в проекте привлечены лучшие хоровые коллективы из России и из-за рубежа: Камерный хор Эстонской филармонии (18 февраля), хор Михайловского театра (22 февраля), мужской хор «Древнерусский распев» (27 февраля), мужской хор «Оптина пустынь» (28 февраля), Певческая капелла Санкт-Петербурга (2 марта), Сербский византийский хор «Моисей Петрович (14 марта), Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова (Москва, 18 марта), хор Мариинского театра (24 марта), праздничный мужской хор московского Свято-Данилова монастыря (5 апреля), Государственная хоровая Капелла Абхазии (6 апреля), концертный хор Свято-Троицко Сергиевой лавры (8 апреля).

http://patriarchia.ru/db/text/1066368.ht...

Духовные дети Стефана Дечанского Беседа с Тамарой Петиевич, руководителем хора «Святой Стефан Дечанский» (Сербия) Рождественский фестиваль духовной музыки, прошедший в святочные дни в Москве, собрал представителей разных христианских традиций и произведения различных исторических эпох. Московской публике, воспитанной в основном на произведениях С.В. Рахманинова, А.А. Архангельского, А.Д. Кастальского, Д.С. Бортнянского и других русских классиков, этот музыкальный форум принес немало открытий. Одним из них стало выступление сербского хора «Святой Стефан Дечанский» из города Нови Сад, который представил ретроспективу своей национальной духовной музыки – от средневековья до наших дней. О том, как сегодня развивается сербская школа церковного пения рассказала руководитель хора Тамара Петиевич . – С чем хор приехал на фестиваль? – Мы составили программу из произведений, которые исполняются в храме за литургией. Среди них сочинения К. Станковича, положившего начало сербской профессиональной музыке в XIX веке. Кроме того, мы поем старинные песнопения XIV–XVI веков и «карловацкий» распев, в котором особенно ощущается влияние народной сербской песни. – Какова история хора, и кто его участники? – Мы выбрали день памяти одного из самых чтимых в Сербии святых – Стефана Дечанского – как день рождения нашего хора. Вы, наверное, заметили, что среди наших певцов преимущественно молодежь. Когда в 1987 году мы создавали хор, то хотели привлечь именно молодых музыкантов, которые были далеки от религии, но при этом интересовались своей культурой и историей. И за годы, что существует коллектив, многие из них пришли в Церковь, потому что искренне полюбили богослужебные распевы и само богослужение. Правда, важно еще и то, что уже в течение десяти лет в сербских школах преподаются основы православной культуры, поэтому современные молодые люди в Сербии знают о жизни в Церкви. Мы вместе с нашими певцами изучаем на практике одно из самых главных богатств нашей национальной культуры – духовную музыку, которая пережила и турецкое иго, и современные катаклизмы. Какие-то песнопения были найдены нами в Институте музыковедения Сербской Академии наук. Это крупнейший в Сербии научный центр по изучению церковного пения, здесь даже в коммунистическое время бережно сохраняли и изучали рукописи. Многие песнопения, обнаруженные здесь, были исполнены нами впервые.

http://pravoslavie.ru/44409.html

На Валааме пройдет фестиваль православного пения 2 июля 2015 г. 11:51 C 26 по 28 июля 2015 года на острове Валаам впервые пройдет Свято-Владимирский Валаамский фестиваль православного пения. Певческий праздник посвящен 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира. Фестиваль организован Спасо-Преображенским Валаамским ставропигиальным мужским монастырем при участии Фонда «Общество возрождения художественной Руси 1915». Фестиваль пройдет при поддержке Министерства культуры РФ, ОАО «Россети» и ОАО «МСРК Северо-запада». Уникальная программа фестиваля включает богатейшие певческие традиции Православных Церквей Греции, Сербии, Грузии, Румынии, Беларуси, России. Центральные события концертной афиши — праздничные просветительские концерты открытия и закрытия фестиваля — посвящены жизни и деяниям святого князя Владимира — Крестителя Руси, прославлению святого в русском церковно-певческом наследии, в духовной концертной музыке XIX-XXI вв. и в традиционной фольклорной памяти русского народа. Среди участников фестиваля монастырские хоры: хор насельников Великой Лавры (Афон), хор Киевской духовной академии и семинарии, грузинский хор «Басиани», праздничный хор минского Елисаветинского монастыря (Беларусь), праздничный хор Валаамского монастыря, праздничный мужской хор московского Данилова монастыря; хоры, возрождающие старинные традиции церковного пения: мужской хор «Древнерусский распев» (Москва), мужской хор Вологодской филармонии, сербский византийский хор «Моисей Петрович» (Белград), Дивна Любоевич и хор «Мелоди» (Сербия). Русские духовные стихи и былины, повествующие о святом князе Владимире, прозвучат в инструментальном обрамлении русских традиционных инструментов: гуслей, цимбал, колесной лиры, этнических духовых инструментов. В концертах примет участие Сводный хор Международного фестиваля «Академия православной музыки», собравший 100 певчих, регентов, хормейстеров, студентов и педагогов более чем из 20 стран мира и 30 городов России. Украсят певческую программу колокольные перезвоны Русской концертной звонницы «София» (Москва).

http://patriarchia.ru/db/text/4141726.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010