Покаяние Только покаяние очищает сердце. Оно – огонь, пожирающий всю нечистоту, ржавчину, накипь в страстном человеческом сердце. Господь, внимавший сердечному тяготению к Нему, исцеляет человека прикосновением благодати Святого Духа. Пока нечистота сердца препятствует вхождению Божественной благодати, только ум наш, подчиняясь воле сердца, в своем сознании тяготеет к Богу. Но затем Господь, видя произволение человеческое, допускает нас до Себя, и Сам исцеляет от расслабления и нечистоты одним словом, одним прикосновением. Это духовное притяжение совершается подобно действию магнита, который притягивает к себе железо, и, чем последнее быстрее устремляется к нему, тем скорее происходит соединение. Так и в духовном смысле, чем решительнее тяготеет к Богу произволение человеческое, тем скорее соединяется сердце с Господом... Человек исцеляется от своего нравственного и духовного расслабления прикосновением Божественной благодати, и Господь говорит ему: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» ( Мк.2:5 ). Сила покаяния – чудодейственна, но оно прежде всего зависит от того, видим ли мы свои грехи, замечаем ли их, помним ли свои падения, согрешения и беззакония? Сердце и ум грешника обыкновенно теряют эту способность, и человек перестает ощущать, видеть и замечать свои согрешения, которые он привыкает совершать ежедневно, так что ему представляется, будто он не может без них обойтись. На этом основании святые отцы сравнивают совесть грешника с давно не читанной книгою, пропитанной пылью и поеденной молью, так что если кто захочет взять эту книгу для чтения, то встретит большое затруднение, вследствие того что много мест будет повреждено и не хватит терпения для разбора слов. Что требуется от приступающего к таинству Покаяния? Требуется главным образом твердое намерение впредь исправить свою жизнь. Такое намерение может явиться только тогда, когда человек ясно сознает весь ужас своих грехов. Поэтому святой Василий Великий и говорит, что «не тот исповедует грех свой, кто сказал: я согрешил – и потом остается во грехе, но тот, кто, по слову псалма, познал грех свой и возненавидел!»

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Сердце Сердце есть центр жизни человеческой, и оно приводит в движение все чувства, помышления, намерения, желания, стремления. Если оно чисто, свято, искренне любящее Бога, то и весь человек чист, свят, предан Богу, руководится страхом Божиим, пониманием правды Божией. И, наоборот, если сердце полно страстей, предано порокам, преисполнено грешных стремлений, то из него «исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф.15:19 ). Каково сердце человека, таков и весь человек, такой весь образ его мыслей и суждений, таковы все его желания и стремления, таковы все слова и дела его. Только сердце служит сосредоточием наших страстей и грешных навыков, а потому каждому необходимо уметь различать состояние сердца, уметь прислушиваться к чувствам и движениям его, распознавать страсти и находить объяснения своих мыслей в сердце. От привычки прислушиваться и присматриваться к движениям и желаниям сердца зависит успешность духовной борьбы, истинное покаяние и исправление своих недостатков. Невозможно воздержаться ни от одного своего греха, пока не исчезнет из сердца страсть, порождающая эти грехи. Сердце же, уличенное в своем греховном влечении, прежде всего будет этим стеснено в свободе действий, а потом, если человек искренно обратится к Господу со слезной молитвой, прося помощи для искоренения страсти, то оно потеряет свое прежнее влияние на разум, и поневоле все помышления, желания и стремления начнут видоизменяться. Однако случается, что сердце с должной ясностью и откровенностью не проявляет свою нечистоту, греховность и порочность, дабы противодействовать произволению человеческому, и оно изобретает лукавейшие пути к прикрытию своих страстей лицемерием. Тогда необходимо прибегнуть к испытанным спасительным и обличительным средствам, а именно – к посту, молитве, чтению Священного Писания и обличению сердца словом Божиим. Окаменелость, нечувствие и расслабление леностию относятся к самым ужасным недугам сердца. Окаменелость есть последствие долгой греховной жизни без покаяния, без борьбы и приводит грешника к тому, что он не видит и не чувствует своих грехов, не помышляет о смерти, не страшится суда Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Страсти и борьба с ними За покаянием должна следовать борьба со страстями или грехом, чтобы избавиться навсегда от уловления и падения. Встать, чтобы снова пасть, это удел большинства людей, но нельзя на это смотреть как на явление нормальное и неизбежное, а главное, неопасное. Духовная борьба каждому обязательна, и для нее необходимо прежде всего понимать, с кем, против чего и как надо бороться. Грехов у каждого множество: бывают они умственные, сердечные, душевные и плотские; что же надо делать, чтобы сразу действовать против столь грешной природы человеческой? С тех пор, как согрешил первый человек, немногие люди приобрели способность определения: где же источник и средоточие этой греховности? Поэтому большинство путается в понятиях, теряется в борьбе; то направляет все свое внимание исключительно на ум, то на свои действия или поступки, то на плотские влечения, и так, не достигнув никаких результатов, ослабевает в этой невидимой борьбе и кончает не только повторением самых ужасных грехопадений, но даже избранием худшего пути, чем был первоначальный. Почему же это так? Известно, что для лечения телесной болезни необходимо познать причину болезни и следить за состоянием того органа, который составляет центр заболевания; так и в духовных болезнях наших, прежде всего, требуется ясное понимание: откуда исходят «злые помыслы» ( Мф.15:19 ) и все страсти, из ума ли, из сердца ли, из духа ли или естества нашего, чтобы затем уже следить за ними и вести духовную борьбу. Как в теле каждое местное заболевание отражается на всем организме, так и в духе главная страсть отражается на всех чувствах и помышлениях человека, и чтобы уврачевать их, надо воздействовать на основную болезнь. Пусть никто не мечтает быть добрым и работать Богу, как подобает, если не избавится от самосожаления и жалости к себе и не будет бороться не только с большими, но и с малыми страстями. Случается так, что, победив некоторые большие страсти, не обращают внимание на малые, не хотят заставить себя отказаться от малых, кажущихся ничтожными, но так как эти малые происходят именно от больших, то последние продолжают жить и действовать в сердце, хотя обнаруживаются незначительно. Поэтому сердце остается страстным, нечистым, неотрешенным от самоугодия и самосожаления.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Ум человеческий стремится ведать истину и необходимо его упражнять, чтобы избавить от омрачения и неведения. Чрез упражнения он делается светел, чист и способен различать добро от зла и истину от лжи. Только светлый и чистый ум в состоянии уловить страсти и укрепить душу добродетелями; только ум, ведающий истину, может бороться против порока и страсти, ибо враг всегда прикрывается хитростью, неведением, ложными помыслами и призрачным добром. Но как достигнуть ведения, чистоты и светлости ума – спросите вы? Св. отцы указывают два способа. Первый и самый необходимый есть молитва . Помощью теплой и сердечной молитвы к Св. Духу мы получаем благодать, изливающую божественный свет в наши сердца, но при условии, что мы действительно будем искать единого Бога и воли Его и охотно подчинять себя совету опытных духовных отцов. Второй способ есть изучение слова Божия, писаний св. отцов, толкований великих святителей, т. е. приобретение суждений о вещах, о божественной истине, упражнения ума в суждениях правого разума и Св. Духа, а не так, как судит человеческое чувство и мир. Тогда мы получим ясное разумение, что все любимое развращенным миром есть суета и ложь; слава, честь, богатство и удовольствия мира – ни что иное, как суета и смерть души, а клеветы, поношения и хуления, которыми мир преследует живущих в Боге – это истинная слава; скорби мира, вследствие недостатка средств, лишения в удовольствиях, унижения самолюбия – есть радость для живущих духом, а не плотью; истинное великодушие есть прощение врагов, молитва за клеветников, потому что такими действиями и чертами мы получаем богоподобие. Не тот должен считаться сильным в мире, кто властвует им, но тот, который доказывает свою силу и власть тем, что отрекается от мира и его дел. Не те обнаруживают мужество и твердость духа, которые подчиняют себе великих и властных, повелевая ими, но охотно подчиняющиеся другим, из послушания ради Христа. Смиренное самопознание гораздо важнее, труднее и славнее, чем высокое познание наук. Один из святых старцев даже так выразился: «побеждение и умерщвление своих похотей и страстей, как бы они не были незначительны, заслуживают большей похвалы, чем взятие многих крепостей, разбитие полчищ, чем даже творение чудес и воскрешение мертвых».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Священномученик митрополит Серафим (+ 1937) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 28 нояб. в день мученической кончины и в ближайшую Неделю к 25 янв. вместе с Собором новомучеников и исповедников Российских Священномученик Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в 1856 г. в семье военного, принадлежащей к одному из наиболее древних дворянских родов России. После окончания Императорского Пажеского корпуса он принимал участие в Балканской войне (1876—1877). Под впечатлением пережитого он стал глубоко размышлять над вопросами о смысле жизни и нравственной стороне страданий. По возвращении с Балкан в Петербург он — на определившихся для него путях ко Господу — находит духовную поддержку у св. праведного о. Иоанна Кронштадтского (память его 20 дек.), ставшего для будущего святителя непререкаемым авторитетом. В 1879 г. Леонид Михайлович вступает в брак, в уклад своей семьи он сумел внести дух православного благочестия. Будучи военным, Чичагов стремился претворить в своей жизни идеалы служения Богу и людям. Так, он состоял ктитором одного из военных храмов, разработал практику медицинского применения трав, что давало возможность использовать их и в военно-полевых условиях. Интересовался Леонид Михайлович и богословскими науками. Выйдя в отставку в чине подполковника, в 1893 г. Л.М.Чичагов по благословению св. Иоанна Кронштадтского принимает священнический сан. Он служит в различных храмах Москвы и отдает все свои силы их благоустроению. В 1895 г. умирает его жена. Скорбя об утрате близкого человека и сосредоточившись на молитве, о. Леонид тянется в это время к монастырской жизни, что сказывается и на его творческих интересах: именно тогда он начинает составлять и поныне широко читаемую «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Это становится для него началом изучения жизни и подвигов прп. Серафима Саровского.

http://sedmitza.ru/lib/text/437930/

28.11 Священномученика митрополита Серафима Тропарь, глас 5: Воинство Царя Небеснаго/паче земнаго возлюбив,/служитель пламенный Святыя Троицы явился еси,/наставления Кронштадтскаго пастыря в сердце своем слагая,/данная ти от Бога многообразная дарования/к пользе народа Божия приумножил еси,/учитель благочестия/и поборник единства церковнаго быв,/пострадати даже до крове сподобился еси,/священномучениче Серафиме,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Кондак, глас 6: Саровскому чудотворцу тезоименит быв,/теплую любовь к нему имел еси,/писаньми твоими подвиги и чудеса того миру возвестив,/верныя к его прославлению подвигл еси/и благодарственнаго посещения/самаго преподобнаго сподобился еси./С нимже ныне, священномучениче Серафиме,/в Небесных чертозех водворяяся,/моли Христа Бога/серафимския радости нам причастником быти. Священномученик митрополит Серафим Священномученик митрополит Серафим. В миру – Чичагов Леонид Михайлович, родился 9 июня 1856 года в семье потомственного военного. Семья Чичаговых принадлежала к одному из знаменитых дворянских родов России. Леонид окончил Императорский Пажеский корпус и Артиллерийскую академию. Принимал участие в Балканской русско-турецкой войне (1877–1878). Георгиевский кавалер, герой Плевны, он в 34 года дослужился до чина полковника. По возвращении с Балкан Леонид Михайлович нашел духовную поддержку у святого праведного отца Иоанна Кронштадтского и тридцать лет, до последних дней жизни батюшки, оставался его духовным сыном. В 1879 году Леонид Михайлович вступил в брак с Н. Н. Дохтуровой. Посетив места, связанные с памятью почитаемого им Саровского старца Серафима, тогда еще не прославленного, Л. М. Чичагов познакомился в Дивеевском монастыре с блаженной Пелагией, которая при жизни старца Серафима находилась в общении с ним. Блаженная, лежавшая больная в постели, пророчески предрекла: «Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей и прославления».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В.А. Юлин Епископ Сухумский Должность правящего архиерея в епархии святитель Серафим (Чичагов) принял в 1905 г. 28 апреля 1905 г. В Успенском соборе Московского Кремля архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сухумского. Чин хиротонии совершали митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) , епископы Трифон (Туркестанов) и Серафим (Голубятников). Следует отметить, что начало назначений архиереев на Сухумскую кафедру из числа русских было положено в 1887 г. Русские архиереи не знали ни местных языков, ни местных нравов и обычаев. Они не умели ездить верхом, а иногда и ходить пешком в горной местности или болотистых местах Сухумского округа и поэтому обыкновенно сидели в Сухуме, а миссионерское дело вели с помощью полиции, которая силой загоняла абхазов в реки для принятия обряда крещения от православных священников. С приходом на Сухумскую кафедру епископа Серафима времена изменились. И дело не в том, что он как бывший кавалерист отлично владел конем. Кстати, во время служения на Сухумской кафедре епископу Серафиму пригодились навыки, полученные им на армейской службе. Так, например, знакомство с положением дел в церковной жизни в Абхазии он начал с «рекогносцировки местности», составив маршруты своих поездок «для обозрения церквей Сухумской епархии». В ходе этих поездок он получил возможность подробно ознакомиться с положением дел в епархии. Епископ Серафим стал первоначинателем православного окормления Абхазии и живым символом духовного единения Абхазии с Россией. Но это далось ему нелегко. Пребывание епископа Серафима на Сухумской кафедре совпало по времени с весьма трудным периодом как в жизни Абхазии, так и России в целом. Уже первая кафедра святителя Серафима– на древней православной Иверской земле – оказалась для него местом испытаний. Приехав в Сухум в мае 1905 г., Владыка Серафим столкнулся с грозной ситуацией: революция 1905 года всколыхнула грузинский национализм. В Закавказье действовали «революционные группы» (банды так называемых экспроприаторов), которые нападали на монастыри, грабили их ради «революционных» нужд.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Леонид Чичагов принимает постриг с именем Серафим и зачисляется в штат Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Скоро он, возведенный в сан архимандрита, был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Здесь он продолжает работать над “Летописью”, а также пишет житие преподобного Евфимия Суздальского. В 1903 г., по представлению архимандрита Серафима, Священный Синод прославил саровского старца Серафима. Позже отец Серафим составил акафист Преподобному. В 1905 г. архимандрит Серафим был рукоположен во епископа Сухумского. В 1906 г. в сане архиепископа он был переведен на Орловскую кафедру, в 1908 г. – на Кишиневскую, в 1912 г. – на Тверскую. Везде он с особым вниманием заботился об устроении приходских общин. Как правящий архиерей Тверской епархии архиепископ Серафим участвовал в Поместном соборе 1917–1918 гг., на котором возглавлял работу отдела “Монастыри и монашество”. В конце 1917 г. изгнанный обновленцами из своей епархии Святитель был назначен Святейшим Патриархом Тихоном на Варшавскую кафедру, но вступить в управление ею не смог из-за шедших в Польше боевых действий. В 1921 г. Владыка, находившийся уже в сане митрополита, был сослан в Архангельскую область. Через год он вернулся в Москву и снова был сослан. Несколько лет он прожил в Воскресенском Федоровском монастыре под Шуей, работая над второй частью “Серафимо-Дивеевской летописи”. В 1928 г. митрополит Серафим был возвращен к делам церковного управления и назначен на Ленинградскую кафедру, раздираемую “иосифлянским” расколом. Здесь он отпел скончавшегося от тифа архиепископа Илариона (Троицкого) . В 1933 г. Владыка был уволен на покой и последующие годы прожил под Москвой. В ноябре 1937 г. 82-летний Святитель был арестован и на носилках доставлен в Таганскую тюрьму. Он не признал предъявленных обвинений и 11 декабря был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой. Изображение Спасителя, написанное Священномучеником, – одна из наиболее чтимых святынь московского храма пророка Илии Обыденного – поражает молящихся проникновенной тонкостью и духовной глубиной образа Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Встреча с Православием/Проповеди Священномученик Серафим (Чичагов) Господь наш Иисус Христос после того, как заповедал Своим последователям подражать Ему, понес свой Крест и добровольно распялся на нем ради спасения человечества. Ближайшие ученики не могли тогда уразуметь причины и необходимость подражания Учителю, так как они были далеки от мысли, что Сын Божий мог подвергнуться распятию. Но не удивительно ли, что многие христиане нашего времени так же трудно уразумевают необходимость и неизбежность несения того креста, который имеется у каждого из них, и полезность, и спасительность подражания Христу? Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Священномученик Серафим (Чичагов) Святейший патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) Патриарх Пимен (Извеков) Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской Святитель Филарет Московский Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов Священномученик Фаддей (Успенский) Митрополит Иоанн (Вендланд) Святой праведный Иоанн Кронштадтский Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской Воду Господь освящает, чтобы мы, одетые плотию, чрез видимое омовение тела водою тем удобнее подготовляли душу к омовению ее Духом Святым. Освящение это должно проникнуть глубоко внутрь, в тайники нашего сердца. Тело само только одежда души и нуждается в еще более внешнем покрове разных одежд, то более тонких и легких, то более плотных и толстых. И, конечно, если окропление воды коснется только внешних покровов, одежды или самого тела, то пользы от того не будет: вода останется водою для такого человека. ... Освящение должно дойти до самого сердца. Архимандрит Емилиан (Вафидис) Святой праведный Иоанн Кронштадтский Священномученик Иоанн Восторгов Повествуется в одном древнем житийном сказании, что к некоему благочестивому старцу-подвижнику приходили со всех сторон слушатели и почитатели, прося молитв, совета, благословения. Многие и о многом спрашивали его, и всем и каждому он отвечал в меру Духа, ему данного. Только один юноша, всегда посещая старца, сидел у ног его молча и ни о чем не спрашивал. Однажды старец, заметив это, наконец, обратился к юноше с вопросом: почему он молчит и ни о чем его не спрашивает? Юноша ответил: «Отец мой! Для меня довольно только слушать и смотреть на тебя!»

http://pravoslavie.ru/put/page3_1080.htm

Встреча с Православием Священномученик Серафим (Чичагов) В пятую Неделю Великого поста Святая Церковь прославляет преподобную и приводит нам на память ее жизнь — в назидание. Ныне есть еще больше людей, которые, пользуясь свободой, свое­вольно и безотчетно, наподобие несчастной Марии, ни перед чем не останавливаются и бесстрашно бросаются на неведомые им волны житейского моря, увлекаемые страстями и мечтами о приво­лье, усладе, беззаботности и славе. О, это предательское, житейское море! Оно обширно, величественно, глубоко, красиво, таинственно и невольно притягивает к себе человеческие сердца. Священник Афанасий Гумеров Творчество Евгения Поселянина, начавшееся по благословению преподобного Амвросия Оптинского, продолжалось более четверти века и оставило видный след в церковно-просветительской литературе. Книги и статьи Е. Поселянина проникнуты теплым религиозным чувством. Они свидетельствовали изнеженному удобствами жизни, охладевшему в вере, увлеченному решением социальных и политических вопросов человеку второй половины XIX и начала XX столетий о высоких и истинных началах жизни, к которой призывает Божественный Учитель. Андрей Мельков Митрополит Николай (Ярушевич) Виктор Кутковой Священномученик Серафим (Чичагов) Иерей Андрей Кононов Геннадий Калябин Естественно-научная апологетика – раздел Основного Богословия, изучающий соотношения между научными знаниями и религиозной верой. На рубеже 16–17 веков, когда наука (в современном смысле слова) еще только зарождалась, большинство ученых были глубоко верующими христианами. Однако в 18-м и 19-м веках под влиянием материалистической философии возникло ложное представление о самодостаточности природы и о ее полной познаваемости человеческим разумом. Это неверное убеждение в том, что " наука доказала, что Бога нет " , продолжает сохраняться и в 20-м веке, несмотря на то, что новые научные данные в различных областях естествознания явно указывают на вполне целенаправленный характер природных процессов и структур. Юрий Максимов

http://pravoslavie.ru/put/page9_1078.htm

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010