Памяти протоиерея Виктора Шиповальникова Протоиерей Виктор Шиповальников 27 декабря 2007 года отошел ко Господу один из старейших и уважаемых клириков Русской Православной Церкви, усердный служитель у Престола Божьего протоиерей Виктор Шиповальников. Отец Виктор родился 28 января (ст.ст.) 1915 г . в г. Архангельске, в благочестивой христианской семье. Отец — Шиповальников Георгий Алексеевич, моряк-механик, умер в 1938 г., мать — домашняя хозяйка, погибла в блокаду в Ленинграде в 1942 г. В 1930 г . окончил в г. Архангельске школу 2-й ступени. По 1936 г. получал высшее техническое образование, окончив ВТУЗ в г. Ленинграде. Одновременно работал на заводе «Марти» мастером и инженером. С малых лет Виктор полюбил храм и богослужение, с 7 лет начал прислуживать в алтаре. Архангельский край при советской власти был превращен в место всесоюзной ссылки. На всю жизнь юный Виктор запомнил, как в алтаре церкви св. Иоанна Рыльского ему доводилось прислуживать ссыльным архиереям. В 20-е, 30-е годы архангельскую ссылку прошли митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Иларион (Троицкий), архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)… Промысл Божий готовил исповеднический путь и юному Виктору. По окончании школы Виктор уезжает учиться в Ленинград, где в 1936 г. заканчивает Ленинградский техникум холодильной промышленности. В Ленинграде он знакомится с митрополитом Николаем (Ярушевичем), в то время епископом Петергофским. С группой верующих молодых людей Виктор посещает его богослужения, бывает у владыки дома, обращается за советом, как к духовному отцу. В 1939 г . Виктора призывают в армию. В 1941-м война застала его в Кишиневе. Вместе с отступающими частями Советской армии Виктор оказался в оккупированной Одессе. Чудом ему удалось бежать из плена. Дорога, по которой пленных вели в лагеря, проходила мимо кладбищенской церкви. Виктор перекрестился и прыгнул в канаву. Конвой ничего не заметил. Когда опасность миновала, Виктор дошел до храма, где его спрятали жившие при церкви монахини. Хозяевами в Одессе стали румыны. Они начали открывать церкви, организовали в Одессе двухгодичную семинарию. В 1941 г . Виктор поступил в Одесскую духовную семинарию, которую в 1943 г. успешно окончил. В том же году Виктор вступил в брак с девицей Марией Борисовной Александровой: в то время она училась на дирижерско-хоровом отделении Одесского музыкального училища, пела в хоре известного церковного дирижера профессора Пигрова, выпускника Придворной певческой капеллы. Венчание совершил священник Федор Флоря. Матушка Мария на протяжении всего многотрудного священнического пути отца Виктора была ему верной спутницей и помощницей.

http://pravoslavie.ru/5060.html

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Февраль 1917: К чему привела " демократия " в Церкви Источник:  Нескучный сад События конца февраля – начала марта 1917 года оказали огромное влияние на жизнь Православной Церкви. Впервые за несколько веков верующие получили возможность выбирать себе епископов. Сразу после отречения Николая II многим казалось, что все проблемы Церкви как организации уйдут в прошлое вместе с самодержавием. Реальность оказалась гораздо сложнее мечты, и восстановление древних демократических принципов управления епархией обернулось неоднозначным явлением " феврализма " . Философ и публицист Василий Розанов сказал об этих событиях точно и емко: " Россия слиняла в три дня " . Православные также не могли оставаться в стороне от процесса, а потому в мартовские дни 1917 года из-под пера епископов выходили тексты, которые больше бы подошли политикам левого толка. Будущий священномученник Серафим (Чичагов) обратился к своей пастве с такими словами, оказавшимися весьма умеренными на фоне безудержных восхвалений Временного правительства, которые в марте 1917 года позволяли себе многие иерархи: " Милостью Божьего народное восстание против старых порядков в государстве, приведшее Россию на край гибели... обошлось без многочисленных жертв, и Россия легко перешла к новому государственному строю " . К 1917 году почти все верующие были недовольны подчинением Церкви государству, которое превратила православных христиан в " сотрудников " " министерства по делам вероисповеданий " . Крайним проявлением униженности православных стала архиерейская чехарда – на важнейшие епископские кафедры архиереи были назначены по представлению Распутина и Царского села с нарушением многих канонических правил. Казалось, что всенародное избрание епископата давало надежду на скорое выздоровление, но воздух свободы иногда приводил к печальным последствиям. О том, что выборы епископата не были панацеей еще в Древней Церкви, предупреждал известный историк Василий Болотов. Лишь только в начале IV века христианская Церковь перестала подвергаться гонениям, так сразу выборы архиерея стали большим искушением для христиан. Церковь стремилась прибегать к этой мере в крайних случаях, когда скончавшийся иерарх не назвал наилучшую кандидатуру преемника. От идеи участия всех христиан в выборах епископа также отказались почти мгновенно – правом голоса стали обладать лишь наиболее уважаемые и знатные члены общины. Избирательный ценз вводился для того, чтобы избежать столкновений между сторонниками разных кандидатов, а также свести до минимума опасность подкупа тех, кто имеет право голоса или тех, кто их подсчитывает. Известен случай, когда император лично казнил священника, подменившего все таблички со жребием, написав там имя лишь одного кандидата. Обман раскрылся, и сребролюбец был приговорен к смерти с формулировкой " Он присвоил себе то, что принадлежит Богу " .

http://religare.ru/2_99928.html

Православное Миссионерское Общество имени прп. Серапиона Кожеозерского Москва, 2013 Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви В этой брошюре раскрыто величие подвига новомучеников Русской Православной Церкви, процитировано более шестидесяти житий. «Гонение окончится, и Православие снова восторжествует. Сейчас многие страдают за веру, но это – золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства» (9, C. 347). Эти слова сказал в 1937 году, незадолго до своего расстрела, митрополит Серафим (Чичагов) , и они были пророческими. Действительно, после освобождения от коммунистического ига Православная Церковь канонизировала около 1800 новомучеников – и в их числе самого митрополита Серафима. Это были подлинные герои ХХ века, великаны духа, молитвам которых мы обязаны всему доброму, что имеем сейчас. Даже со стороны, внешние люди, отмечали величие их подвига. Так, А.И. Солженицын, который попал в лагерь неверующим человеком, позднее в своем «Архипелаге» писал: «Христиане шли в лагеря на мучение и смерть – только чтоб не отказаться от веры! Они хорошо знали, за что сидят, и были неколебимы в своих убеждениях! Они единственные, может быть, к кому совсем не пристала лагерная философия и даже язык... И женщин среди них – особенно много... За просвещенным зубоскальством над православными батюшками, и мяуканьем комсомольцев в пасхальную ночь, – мы проглядели, что у православной церкви выросли всё-таки дочери, достойные первых веков христианства. Христиан было множество, этапы и могильники, этапы и могильники, – кто сочтёт эти миллионы? Они погибли безвестно, освещая, как свеча, только в самой близи от себя. Это были лучшие христиане России... И как сохранялись в лагере (уж мы видели не раз) истые религиозные люди?... Твёрдость, не виданная в XX веке! И как нисколько это не картинно, без декламации. Как не позавидовать этим людям?». В этой книжке мы попытаемся кратко раскрыть величие подвига этих людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

псевдоправосл. секта хлыстовского толка, возникшая в нач. XX в. В 1906 г. в г. Балта (ныне Одесская обл., Украина) была основана муж. община. В 1908 г. по решению Синода состоялось офиц. открытие Покровского муж. мон-ря. В мае того же года в мон-рь с приходского кладбища были перенесены мощи о. Феодосия (Левицкого) . Еще до перенесения мощей возникли слухи, что появился новый святой, по молитвам к-рого можно получить исцеление от болезней. На поклонение мощам стало приходить множество крестьян из Херсонской, Бессарабской и др. близлежащих губ. Это было связано с проповедями, к-рые произносил у гробницы иером. Иннокентий (в миру Иван Васильевич Левизор, 1875-1917). Он род. в с. Косоуцы Сорокского у. Бессарабской губ. (ныне Косэуць Сорокского р-на Республики Молдова), в 1895 г. поступил в Добрушский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь , откуда был исключен за «недостойное поведение по отношению к особам женского пола». Какое-то время подвизался в др. мон-рях Российской империи, в т. ч. и в С.-Петербурге, но затем вернулся на родину. Поступив в Покровский мон-рь, принял постриг с именем Иннокентий, 15 авг. 1908 г. был посвящен во диакона, а вскоре и во иерея. Он приобрел большую популярность среди паломников проповедями на молдав. языке, в к-рых обличал грехи мира и призывал покаяться перед приближающимся концом света. Если вначале Иннокентий представлялся как посредник между мирянами и о. Феодосием, молитв к-рого он просил для больных и нуждающихся, то позднее стал именовать себя посланником Христа, исцеляющим от болезней и изгоняющим бесов, Илией, Енохом, воплотившимся Св. Духом (т. к. в него вошел голубь). Серафим (Чичагов) , архиеп. Кишинёвский и Хотинский, озабоченный этими событиями, вызвал комиссию из Синода, прибывшую в мон-рь 22 мая 1909 г. Комиссия приняла решение почитать Феодосия (Левицкого) как местночтимого святого, а Иннокентия перевести под строгий контроль в Каменец-Подольский. Решение вступило в силу в 1910 г., после того как Иннокентий обратился к народу, называя себя последним Судией мира, т. е. Иисусом Христом. В февр. 1912 г. его с запрещением в священнослужении отправили в Олонецкую губ., в Муромский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь . Его приверженцы стали называть Иннокентия апокалиптической «Омегой» (Откр 1. 8), поскольку с буквы О начинались названия Онежского оз. и губернии, куда он был сослан.

http://pravenc.ru/text/468809.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 72  голоса:  4.0 из  5) Отзыв о книге " Оздоровление организма по методике священномученика Серафима Чичагова " Рецензия на брошюру " Оздоровление организма по методике священномученика Серафима Чичагова " У милых дам, несущих послушание повара в Новоспасском монастыре (Москва), вчера изъята брошюра Ксении Кравченко “Оздоровление организма по методике священномученика Серафима Чичагова ”. — М., 2013 (именно 2013 г., а не 2012 г.). Предлагаю Вашему вниманию рецензию на эту брошюру. 1. Брошюра не имеет грифа “Одобрено Издательским советом Русской Православной Церкви”, в связи с чем по принятым правилам не может распространяться через церковную книготорговлю. Тираж брошюры не указан. 2. В краткой аннотации в начале брошюры указывается “разрешено для детей старше 12 лет” (т.е. 12+), однако не называется: от кого конкретно получено такое разрешение. Абсолютно отсутствуют сведения об авторе, хотя заявляется (форзац, обложка), что “практикующий врач” К.П.Кравченко имеет “более чем двадцатилетний положительный опыт лечения больных по данной методике”. 3. В брошюре цитируется сам свщмч. Серафим Чичагов , однако нет ни одной ссылки на источник цитирования. 4. Брошюра обильно исполнена стилистическими, грамматическими, пунктуационными и терминологическими ошибками, произвольными выводами (кто дал этой “оздоровительной системе” название “система Серафима Чичагова ”? Не сама ли К. Кравченко?) Почему отсутствует хотя бы этимологическое объяснение названий болезней прошлого: “грызть”, “лихоманка”, “кондрашка” (стр.9)? Не из-за того ли, что автор сама толком в них не разбирается? Характерные примеры: “Понять, что это такое, как это звучит по-современному, достаточно сложно, можно только догадываться” (стр.10). “Если мы накануне понервничали или во время еды обсуждаем какие-то проблемы, смотрим телевизор, сопереживаем или переживаем, у нас не замкнуты клапаны” (стр.33); “Пациентка, приходившая ко мне с опухолью матки (пропущена запятая) говорит: “Помогите, мама умерла от рака матки, я не хочу идти по ее пути”! Мы по ходу своим (правильно своих) исследований выяснили такой момент: девочки несут проблемы папы и папиного рода, мальчики несут проблемы мамы и маминого рода” (стр.69–70).

http://azbyka.ru/fiction/ozdorovlenie-or...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Глава 9. Причастник за Божественной литургией Когда подготовка к причастию завершена, мы можем приступить к таинству Святого Причащения. Это таинство совершается за литургией, главной службой суточного богослужебного круга. Чтобы правильно воспринимать всё происходящее за литургией, нам прежде всего надо узнать о великом значении этого богослужения. В чем оно заключается? О значении литургии праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Польза литургии неизмерима не только для всей Церкви Православной, но и для всей вселенной, для всех людей всяких вер и исповеданий, ибо Жертва Бескровная и молитвы приносятся Господу о всей вселенной: из-за совершения литургии Господь долготерпит всему миру и милует весь мир, даря ему изобилие плодов земных, успехи гражданственные, успехи в науках, искусствах, в земледелии, в домашнем хозяйстве, милуя не только человеков, но и скотов, служащих человеку. О, литургия чудная, литургия всемирная, литургия Божественная и боготворящая! В совершении литургии я сподобляюсь бесчисленных милостей от Господа, и не я один, а все люди православные, весь мир — по милости и беспредельной силе Бескровной Жертвы, приносимой на святом престоле. Это рычаг всего мира, которым можно подвигнуть все народы, племена и языки к Богу, ибо Агнец объемлет весь мир» 25 . Священномученик митрополит Серафим (Чичагов ; † 1937) во время тяжелейших испытаний для России наставлял свою паству, что литургия и причастие Святых Тайн являются сильнейшими и вернейшими средствами против духовного зла и натиска неверия на любимую Родину. «Пока совершается Божественная литургия, пока люди приступают к Божественному Причащению, дотоле можно быть уверенным, что устоит и победит Православная Церковь , что не погибнут во зле греха, безбожия, злобы, материализма, гордости и нечистоты русские люди, что возродится и спасется Родина наша. Поэтому паче всего думайте о хранении, совершении и непрерывном служении (ежедневном, даже многократном, на разных престолах) литургии. Будет она — будет и Церковь, и Россия» 26 . Слова священномученика Серафима оказались пророческими. Несмотря на жестокие гонения, Русская Церковь никогда не прекращала совершения литургии. И теперь мы можем воочию убедиться в ее Божественной силе. Гонители исчезли как дым, а Православная Церковь и русский народ по милости Божией продолжают существовать среди этого мятущегося мира.

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

Сергий II (Воскресенский Димитрий Николаевич), митр. Литовский и Виленский Родился 26 октября 1897 года. Сын священника гор. Москвы. Окончил Московское духовное училище. С 1918 по 1922 г. служил на гражданской службе. В 1922 году поступил в Московский Данилов монастырь. В 1925 году пострижен в монашество, возведен в сан иеродиакона, а затем и в сан иеромонаха. В 1930 году – настоятель собора в г.Орехово-Зуево. Одновременно исполнял обязанности по поручению заместителя Патриаршего Местоблюстителя по Московской Патриархии. С 1931года – редактор журнала Московской Патриархии. 1932–1933 гг. – настоятель Воскресенского храма в Сокольниках. Возведен в сан архимандрита. 16/29 октября 1933 года хиротонисан во епископа Коломенского, вик. Московской епархии. Хиротония состоялась в храме Воскресения, что в Сокольниках г. Москвы. Хиротонию совершали: митр. Сергий, митр. Серафим (Чичагов) , архп. Дмитровский Питирим, епископ Орехово-Зуевский Иоанн, епископ Волоколамский Иоанн и епископ Каширский Иннокентий. С 1934 года – епископ Бронницкий. С февраля 1936 года – епископ Дмитровский. 8 октября 1937 года возведен в сан архиепископа. 2 ноября 1938 года награжден крестом на клобук. В марте 1941года возведен в сан митрополита Виленского и Литовского, Экзарх Латвии и Эстонии. В 1942 году в результате неподчинения юрисдикции Экзархата митрополита Рижского Августина и митрополита Таллинского Александра он создает свой епископат на автономных началах, поминая за богослужением митрополита, а потом Патриарха Сергия. В том же году он перешел на сторону фашизма и был предан церковному суду православных епископов. Скончался трагически, будучи убит 28 апреля 1944 года. Погребен около храма на Покровском кладбище в Риге. Это был иерарх, у которого имелся «кладезь» неисчерпаемой энергии. Опытный администратор и хороший проповедник. Литература: «ЖМП” 1934, 18–19, стр.8. “ЖМП» 1934, 20–21, стр.3, 4. «Правдао религии в России”. МП, 1942, стр.62, 64. “Русск. Прав. Церковь и Вел. От. война”. Сборник церк.документ., стр.33–36.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Содержание Предисловие Глава I. Четыре удела Божией Матери на земле: Иверия, Афон, Киев и Дивеево. Флоровский женский монастырь в Киеве. Полковница Агафья Семеновна Мелъгунова – первоначальница обители на месте четвертого жребия Матери Божией на земле – в селе Дивееве. Общежительная Саровская пустынь; история ее. Иеросхимонах Иоанн Глава II. Настоятель Саровской пустыни Дорофей. Иеромонахи Филарет, Маркел и Исаакий. Строитель иеромонах Ефрем. Разноречивые печатные показания о приезде А. С. Мелъгуновой в Саров и Дивеево. Переезд матери Александры на жительство в д. Осиповку, смерть дочери и решение ее распродать имения и отпустить крестьян на волю. Построение Мелъгуновой храмов Божиих и добрые ее дела. Голодные годы, в особенности 1775-й, и чудо в Саровской пустыни. Поездки матери Александры в Казань и Киев. Жизнь ее в Дивееве, труды и тайные благотворения. Настоятель Саровской пустыни о. Пахомий, старец игумен Назарий. Иеросхимонах Дорофей, схимонах Марко и другие. Иеросхимонах Иосиф, иеромонахи Матфей, Питирим и Иоаким. Казначей о. Исайя. Устройство общины при Казанской церкви. Отношения матери Александры к юному послушнику и затем иеродиакону Серафиму Глава III. Жизнеописание о. Серафима от рождения до поступления в монастырь. Прибытие в Саровскую пустынь, прохождение послушаний, духовные подвиги и любовь к нему начальников. Болезнь юного Прохора и исцеление его Божией Матерью. Пострижение в монашество в 1786 году и в сан иеродиакона в 1787 году. Поездка на похороны помещика Соловцева в 1789 году, первое и единственное посещение Дивеева, матери Александры Мельгуновой. Просьба матери Александры к о. Пахомию и к иеродиакону Серафиму. Кончина и погребение А. С. Мельгуновой Глава IV. Видение иеродиакону Серафиму во время богослужений. Рукоположение его в 1793 году в сан иеромонаха. Голод в Саровской пустыни и чудеса. Страдания о. Серафима от болезни ног и стремление к пустынножительству. Обещание о. Пахомия заботиться о Дивеевской общине. Кончина о. Пахомия и удаление о.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Тверь. Христорождественский монастырь. Кафедральный собор Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Воскресенский кафедральный собор Христорождественского женского монастыря. Храм в честь Воскресения Христова по проекту архитектора Н.П. Омелюстого был возведен в 1913 г. на средства монастыря и вклад царской семьи к 300-летию дома Романовых. Он выполнен в неорусском стиле и стилизован под формы новгородской и псковкой архитектуры. Имеет форму куба с тремя апсидами и массивным, сужающимся к верху барабаном со шлемовидной главой. Художественной выразительностью, композицией построения и ярусностью более неповторим в храмовой архитектуре Твери. По статусу епархии - кафедральный собор (главный храм) монастыря и епархии. В 1936 г. храм закрыли. Воскресенский кафедральный собор вернули прихожанам в 1988 г. Возобновлены богослужения в 1992 г. В 1995 г. в Соборе побывал и отслужил всенощную Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II.  По материалам журнала СИТЕС 2001/4 (99). Тверь. Православные храмы. Путеводитель. Собор был построен по проекту архитектора Н.П. Омелюстого в 1913 году при Христорождественском женском монастыре Твери в честь 300-летия дома Романовых. На строительство собора тысячу рублей из своих средств пожертвовал император Николай II. В 1914 году чин освящения совершил Архиепископ Тверской Кашинский Серафим (Чичагов), позже прославленный Церковью как священномученик. При освящении собора присутствовала помогавшая его строительству великая княгиня Елизавета Федоровна, настоятельница Марфо-Мариинской обители, ныне тоже прославленная Церковью в чине преподобномучениц. Собор был закрыт в 1936 году. В советское время использовался под склад. Был передан обратно Тверской епархии Русской Православной Церкви и стал кафедральным собором в 1988 году, был освящен малым чином в 1992 году После восстановительных работ в 2010 году архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил Великое освящение храма. В кафедральном соборе служили и молились Святейшие Патриархи Московские Алексий II (1995) и Кирилл (2010). В храме покоятся мощи преподобноисповедника архимандрита Сергия (Сребрянского).

http://sobory.ru/article/?object=04506

Христианское воинство Земное воинство всегда было благославляемо Богом. Господь Бог назвал Себя не только Богом мира, но и Господом воинств. Войны были во все времена. Так, Авраам, служащий образцом кроткой веры, воевал за своих родных и за союзных царей. По повелению Божиему избранный народ приобрел войной обетованную землю. Не Дух ли Божий, Который носился над Давидом от дня помазания его, управлял его рукою, когда он победоносно поразил Голиафа? Не Христос ли сказал: «Услышите о войнах и о военных слухах, смотрите не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть» ( Мф.24:6 ). А святой апостол Павел засвидетельствовал, что древние цари и вожди «верою побеждали царства» ( Евр.11:33 ). Равноапостольный царь Константин прежде всего употребил Крест Христов для войны и победы. По слову апостола, мужество христианина состоит в том, чтобы стоять твердо, во всеоружии Божием, в препоясании истины, в броне правды, со щитом веры, под шлемом упования спасения, с мечом духовным, «который есть слово Божие» ( Еф.6:13–17 ). Итак, в чем же была тайна подвигов и прежних побед? Эта тайна для православной Руси хорошо известна. Она имела разительный пример в святом благоверном князе Александре Невском. Он жил в такое тяжелое время для нашего Отечества, которое нам трудно себе представить. Внутри были раздоры князей, а извне – постоянные нападения татар и западных народов. Западных врагов он поражал войною, надеясь на общие молитвы и помощь Божию, а в татарах видел бич Божий за безнравственную жизнь народа и распри князей и ездил поклоняться хану монгольской Орды, зная по вере, что всякая власть от Бога, но отказывался даже под угрозой смерти поклоняться ханским идолам и богам. Какой пример истинного христианина современным людям, восстающим даже на законную власть?! Надо ли приводить на память таких великих полководцев позднейшего времени, как Суворов, побеждавший малыми силами многочисленного неприятеля и старавшийся всеми мерами развить религиозное чувство в солдатах? Он строил полковые храмы, посещал службы, составлял молитвенники для солдат. «Молитесь Богу, от Него победа, Бог нас водит, Он нам генерал!» – говорил великий Суворов.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010