РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Выступление игумена Дамаскина (Орловского) в передаче " Вечность и время " телеканала " Спас " 29 ноября 2016 года. Выступление игумена Дамаскина (Орловского) в передаче " Вечность и время " телеканала " Спас " 29 ноября 2016 года. Выступление игумена Дамаскина (Орловского) в передаче " Образ " на телеканале " Царьград " 12 декабря 2016 года. Священномученик Серафим (Чичагов). Выступление игумена Дамаскина (Орловского) в передаче " Образ " на телеканале " Царьград " 12 декабря 2016 года. Священномученик Серафим (Чичагов). Интервью игумена Дамаскина (Орловского) на телеканале Царьград. Прославлены и забыты? 2015 год. Интервью игумена Дамаскина (Орловского) на телеканале Царьград. Прославлены и забыты? 2015 год. Живое слово. Священномученик Павел Светозаров.  Живое слово. Священномученик Павел Светозаров. Автор и ведущий - архимандрит Дамаскин (Орловский). Живое слово. Священномученик Николай Брянцев.  Живое слово. Священномученик Николай Брянцев. Автор и ведущий - архимандрит Дамаскин (Орловский). Живое слово. Священномученик Феофан (Ильменский).  Живое слово. Священномученик Феофан (Ильменский). Автор и ведущий - архимандрит Дамаскин (Орловский). Живое слово. Священномученик Андроник (Никольский).  Живое слово. Священномученик Андроник (Никольский). Автор и ведущий - архимандрит Дамаскин (Орловский). Живое слово. Священномученик Иларион (Троицкий).  Живое слово. Священномученик Иларион (Троицкий). Автор и ведущий - архимандрит Дамаскин (Орловский). Живое слово. Священномученик Василий Соколов.  Живое слово. Священномученик Василий Соколов. Автор и ведущий - архимандрит Дамаскин (Орловский). Беседа А.Н. Крутова с игуменом Дамаскиным. В день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2002 года игумен Дамаскин, научный руководитель нашего фонда, дал интервью телевизионной программе «Русский дом». В программе обсуждались вопросы определения святости, подвига за веру, причины канонизации людей. «Тот, что в этих книгах идеал – это ведь те же наши люди, современники, это ведь не только священники, не только епископы, не только сугубо церковные люди. Это те же крестьяне, это те же врачи, это те же учителя, но разница в чём? – Что эти люди исполняли свои земные обязанности, но и верили в вечность», – подчеркнул в своем выступлении игумен Дамаскин.

http://fond.ru/video/kino

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 28 (11 декабря) Священномученик Серафим (Чичагов) Митрополит Митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 июня 1856 года; он правнук знаменитого адмирала В.Я. Чичагова, одного из первых исследователей Ледовитого океана, и внук П.В. Чичагова . Леонид получил образование сначала в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, а затем в Пажеском корпусе, по окончании которого был зачислен в Преображенский полк. В тридцать семь лет он получил звание полковника. К этому времени уже были напечатаны его литературно-исторические труды: «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 г.», «Французская артиллерия в 1882 г.», «Записки о П.В. Чичагове». В 1879 году Леонид Михайлович женился на Наталье Николаевне Дохтуровой, внучатой племяннице генерала Д.С. Дохтурова, героя Отечественной войны 1812 года. Военная карьера не удовлетворяла Леонида Михайловича. С раннего детства он отличался глубокой религиозностью. Потеряв родителей, он, по его словам, привык исксть утешение в религии. Полковник гвардейского Преображенского полка стал старостой Преображенского собора на Литейном проспекте и жертвовал немалые средства на храм. Чувство милосердия, желание помогать страждущим привели Леонида Михайловича к изучению медицинских наук, и впоследствии он написал книгу «Медицинские беседы». В 1891 году Леонид Михайлович объявил о своем желании оставить военную службу и, к великому удивлению близких, вышел в отставку в чине полковника армии, решив избрать иной жизненный путь – священство. Жена его тяжело переживала это решение. Отец Иоанн Кронштадтский, духовным сыном которого был Леонид Михайлович, сказал ей: – Ваш муж должен стать священником, и вы не должны препятствовать избранному вашим мужем пути, так как на этом поприще он достигнет больших высот. Выйдя в отставку, Леонид Михайлович переехал с семьей в Москву и приступил к изучению богословских наук, готовясь к рукоположению. 28 февраля 1893 года он был рукоположен в кремлевском Успенском соборе в сан священника и приписан к кремлевской синодальной церкви Двунадесяти Апостолов.

http://fond.ru/kalendar/1405/serafim/

Преподобный Серафим Вырицкий (1866–1949) Монашество преподобный Серафим (в миру Василий Николаевич Муравьев) принял в 1920 году одновременно со своей женой, поступившей в Воскресенский Новодевичий монастырь в Петрограде. До принятия монашества Василий Николаевич был преуспевающим купцом, торговал пушниной с Англией, Францией, Данией, Германией, Австрией. Его духовным отцом и наставником был знаменитый старец Гефсиманского скита преподобный Варнава. Отцу Серафиму пришлось пройти множество послушаний, и наконец он был назначен духовником Александро-Невской лавры. Перед этим он принял великую схиму. В Александро-Невскую лавру, за наставлением и советом к старцу, потянулись люди. Часто в келью, где он принимал, тянулась длинная очередь. С отцом Серафимом советовались будущие новомученики святитель Серафим (Чичагов) , епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев) и епископ Колпинский Серафим (Протопопов), епископ Петергофский Николай (Ярушевич) , впоследствии митрополит Крутицкий и Коломенский. Архиепископу Хутынскому Алексию (Симанскому) старец предсказал будущее патриаршество. «Бог сподобил меня быть келейницей у отца Серафима в то время, когда он был духовником Александро-Невской лавры, – вспоминает монахиня Вероника (Котляревская). – Много светлого и много тяжелого переживала я в эти годы. Надо было уметь поговорить со всеми приходящими и очень внимательно следить, чтобы благословение батюшки было передано в точности. В его келию стучались непривычные гости: профессора, люди искусства и литературы. Интеллигенция, так долго стоявшая вдали от Православия, теперь упорно стремилась к Церкви. Пришел раз к ранней обедне старик – профессор, известный специалист. Красивое, умное лицо, седые волосы и борода. Смиренно опустился он на колени перед иконой Спасителя и простоял так всю обедню, низко опустив голову. Только изредка, чтобы никто не видел, смахивал потихоньку набегавшие слезы. Отец Серафим принимал несчетное количество посетителей. Иногда он буквально падал с ног от усталости. Мне было жаль его, и я пыталась уговорить приходивших в поздний час к дверям его келии перенести встречу на другой день, но батюшка уже звал их к себе. Чаще всего он ничего не спрашивал, а прямо передавал, как надо поступать и что делать, словно наперед знал, о чем с ним будут говорить. Сколько человеческого горя и страдания проходило перед нами! Были здесь и бесноватые, и больные, жаждавшие исцелений, и другие, со сложными запросами внутренней духовной жизни – интеллигентные и простые, нищие и богатые, старики и юноши. Людской поток неудержимо проносился перед смиренным иеросхимонахом, который раскрывал свое чуткое сердце чужим скорбям и радостям, словно собственным. Худенький, среднего роста, с небольшой седой бородой и ясными голубыми глазами, он был очень живописен в полной схиме, точно сошел со старинной новгородской иконы. „Ведь что такое мое послушание? – говорил он. – Я, словно хранилище, куда люди все свое горе складывают...“

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рошко Всеволод Леонидович Содержание Вступление Предисловие Первая часть. История и историческая критика I. Святой Серафим и история. Проблемы и методы Метод Саровский монастырь и Дивеевская община Иоасаф, мнимый ученик Борьба наследников преподобного Серафима Редактирование свидетельств и их публикация II. Жизнеописание преподобного Серафима и историческая критика Человеческая сторона жизни преподобного Серафима История жизнеописаний преподобного Серафима Апокрифы, опубликованные Сергеем Нилусом Задача исторической критики Вторая часть. Жизнь святого Серафима Саровского Хронологическая таблица жизни и подвигов святого Серафима Саровского III. Этапы жизни святого Серафима Саровского Здоровье преподобного Серафима Призвание преподобного Серафима к исихазму Жизнь преподобного Серафима в общине Отшельнический период Слава преподобного Серафима Старец Серафим Период столпничества Преподобный Серафим и ученики Паисия Величковского Возвращение преподобного в монастырь и его жизнь в затворе Третья часть. Свидетели и свидетельства IV. Свидетели святого Серафима Саровского. Критическая оценка Донес ли до нас Леонид Чичагов содержание архивов полностью? Свидетели преподобного Серафима и их характеристики V. Дивеевские сестры, знакомящие нас со святым Серафимом Основание общины матерью Александрой Преподобный берет на себя заботу о дивеевских сестрах Мельничная община Сестры-основательницы 6-я тетрадь архивов Сестры-основательницы и свидетельницы Другие сестры-свидетельницы VI. Сопоставление параллельных свидетельств Первый эпизод Торжественная закладка канавки Второй эпизод. «Все сестры спасутся Третий эпизод Предсказание о лавре и революции VII. Мифы и реальность Эпизод с кротом Возмущение источника и декабрист Эпизод с медведем Преподобный Серафим и епископы Приложение 1. К читателю Приложение 2. Алфавитный список дивеевских сестер – современниц преподобного Серафима Приложение 3. Настоятельницы двух дивеевских общин Библиография     Вступление Знакомя отечественного читателя с исследованием русского католика протоиерея Всеволода Рошко, необходимо сделать несколько предварительных замечаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Сост. А.Н.Стрижев Протоиерей Стефан Ляшевский Дивеев монастырь в мятежные годы Более полувека тому назад, в 1924 году, митрополит Петербургский Серафим (Чичагов) заповедал мне продолжить его знаменитую «Летопись». Я тогда был молод, все мне казалось возможным и я с радостью согласился. «Летопись» дивеевскую я уже знал хорошо, бывал в Дивеевском монастыре, много слышал от матушки игумении Александры, надеялся, что скоро гонения прекратятся и тогда можно будет свободно писать, но вдруг у меня мелькнула мысль: «А почему же владыка митрополит сам не хочет ее продолжить?» Но владыка, увидев на моем лице мгновенное недоумение, сказал: «Я не доживу до того времени». Действительно, годы шли, гонения только увеличивались, и в 1937 году великий митрополит и священномученик закончил свою жизнь в страшном Лефортовском застенке, откуда никто тогда не выходил. Но до его гибели в течение 14 лет я часто с ним встречался и он мне многое поведал с тем, чтобы я в свое время все это передал всем любящим Дивеев. И когда я перед своим арестом и концлагерем прощался с моим наставником и благодетелем на праздник Богоявления в 1936 году в покоях Блаженнейшего митрополита Сергия, владыка Серафим плакал многими-слезами, обнимая меня и целуя еще раз, при этом напомнил мне о его завещании и благословил на служение Церкви в будущем. Владыка знал, что мы больше уже не увидимся, то же высказал и митрополит Сергий, повторив несколько раз: «Неужели мы больше никогда не увидимся здесь, на земле?». Через два месяца я был арестован с группой духовенства и епископов на юге России и начался мой крестный путь. Владыку Серафима арестовали в этот страшный 1936 год, и, просидев больше года, он был замучен в Лефортовском застенке. Но священномученическую кончину задолго до этого предсказал ему сам старец Серафим Саровский , в видении в Дивееве в 1902 году. Об этом владыка сам мне рассказал в одной из наших бесед и думаю, что, по смирению своему, он только мне одному и поведал об этом видении: «По окончании Летописи, – сказал владыка, – я сидел в своей комнатке в мезонине, в одном из дивеевских корпусов и радовался, что закончен наконец труднейший период подбора материалов книги по архивным записям современников преподобного Серафима. В этот момент в келию вошел преподобный, – и я увидел его как живого. «Понимаешь, – обратился владыка ко мне, – ни на одну секунду у меня не мелькнула мысль, что это видение, так все было просто и реально, но как же было велико мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: «Спасибо тебе за Летопись. Проси у меня все, что хочешь, за нее», – с этими словами он подошел ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю: «Батюшка дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только так всегда быть около вас». Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидим. Только тогда я сообразил, что это было видение. Радости моей не было конца», – закончил владыка.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Закрыть itemscope itemtype="" > Был ли погром в Оптиной пустыни? О писателе Сергее Нилусе и клевете на священномученика Серафима (Чичагова) 16.08.2021 2788 Время на чтение 15 минут На сайте «Благодатный огонь» опубликовали статью писателя Александра Стрижева « О чем могут поведать архивы. По следам статьи «Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский» ». Статья хорошая, и с основными выводами я согласен. Но, к сожалению, там есть и большая ложка дегтя. А. Стрижев написал там, в числе прочего: «...преосвященный Серафим (Чичагов) и никогда не смирял своего крутого нрава. Пример тому – его расправа с великим Оптинским старцем Варсонофием, угрозы разогнать прославленный монастырь. Также подвергся изгнанию из Оптиной Пустыни и выдающийся церковный писатель Сергей Александрович Нилус. Ныне оба они, митрополит Серафим и старец Варсонофий, причислены к лику святых, и святость их несомненна. Но исторические факты не забыты, они нам достались не для смущения, а для назидания». Всегда неприятно читать какие-то неприятные факты, касающиеся святых. Хотя понимаю, что святость вовсе не означает абсолютную безгрешность. Но тут я решил покопаться в интернете и почитать то, что как-то проливает факт на сие сообщение. Сопоставив то, что я прочитал, я пришел к совершенно иным выводам. Так вот, не было никакой расправы св. Серафима (Чичагова) с преп. Варсонофием Оптинским. А «выдающийся церковный писатель» Нилус был изгнан из Оптиной совершенно справедливо. Но сначала процитирую, так сказать, сторону обвинения. Иеродиакон Платон (Рожков) в своей работе «Преподобный Варсонофий и Оптинская смута», опираясь на работу Концевича И.М. «Оптина Пустынь и ее время», излагает следующее: «Концевич пишет: Он [епископ Серафим] прибыл в Оптину под первое января 1911 года и после всенощного бдения выступил для произнесения проповеди. Он начал с того, что монахи бывают послушными и непослушными. Все ожидали, что речь коснется удаленных за бунтарство монахов, их своеволия и непокорности. Но каково было общее изумление, когда он начал громить и поносить отцов настоятеля и скитоначальника, двух старцев, склонивших перед ним свои убеленные головы и поддерживающих его под руки. " Какой ты старец? " , – крикнул епископ на отца Варсонофия. Смиренный игумен ответил кротко: " Я не самовольно старчествую, Владыко, меня Синод назначил " . Народ, свидетель этого, покидал собор возмущенный и взволнованный».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/16/by...

Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Карта и ближайшие объекты В 2012 году в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре заложен и начал строиться собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. http://www.4udel.nne.ru/ Сохранилось предание, что преподобный Серафим предсказывал сестрам о будущем соборе в Канавке, который будет стоять на одной оси с Троицким собором и колокольней. Поскольку Батюшка от себя ничего не говорил об устроении Дивеевской обители, а только то, в чем его наставляла Царица Небесная, то таким образом мы становимся свидетелями исполнения Ее воли. Попытки осуществить этот замысел были предприняты в начале ХХ века при игумении Александре (Траковской). Однако указанное батюшкой Серафимом место было уже занято в 1846 году Тихвинской церковью, построенной лжеучеником преподобного Серафима и гонителем дивеевских сестер Иваном Тихоновичем Толстошеевым. Священномученик Серафим (Чичагов) настаивал на том, чтобы новый собор строился на заповеданном преподобном Серафимом месте, и блаженная Параскева тоже не благословляла закладывать храм вне Канавки. После разгона Дивеевского монастыря в 1927 году в Тихвинской церкви была устроена паровая мельница, которая сгорела через год. В 1962 году на ее фундаменте была построена кирпичная столовая школы-интерната. В марте 2011 года интернат был переведен в поселок Сатис и вся территория, обнесенная Канавкой, перешла к монастырю. Только тогда по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приступили к подготовке места для строительства собора и утвердили архитектурный проект. К июню 2011 года были разобраны здания на месте будущего строительства и освобождено место для собора. Прошло еще сто лет, пока освободилось наконец место, предназначенное для собора. Когда строительную площадку подготовили, стало ясно, что храм должен иметь пропорции, определенные Самой Богородицей строителям Успенского собора в Киево-Печерской лавре в меру Ее Пояса. Словно бы в подтверждение этого, как некогда киевским зодчим, Матерь Божия прислала в Дивеево Свой Пояс. 6 ноября 2011 года с Афона в Дивеевскую обитель был принесен ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы. Многотысячным крестным ходом ковчег со святыней был пронесен по Святой Канавке, которую, как говорил батюшка Серафим, «Сама Царица Небесная Своим пояском измерила». Место, где намечено было возвести Благовещенский собор, митрополит Георгий крестообразно осенил ковчегом с Поясом.

http://sobory.ru/article/?object=23402

протоиерей Георгий Митрофанов Скачать epub pdf Офицер, аристократ, монархист – Отец Георгий, митрополит Серафим – выходец из военной среды. На ваш взгляд, какую роль сыграла принадлежность к русскому офицерству в его духовном становлении? – Я не думаю, что его происхождение определило его духовные искания. Скорее оно определило его личность, характер, который в полной мере проявился в период епископства. Ибо, к сожалению, для значительной части русского офицерства той эпохи, в том числе офицерства гвардейского – а он служил после окончания Пажеского корпуса в одной из самых элитарных частей русской гвардии, в конной артиллерии, – не было свойственно какое-то глубокое внутреннее церковное благочестие. Да, они ощущали себя православными христианами. В подобающие дни бывали в храмах, на молебнах, на панихидах, причащались по крайней мере раз в год и исповедовались. Но это была достаточно формальная вера. А значит, его религиозность была связана скорее с его неповторимым индивидуальным жизненным опытом. – Что же в его личности было от офицера? – Он был очень цельным человеком. Его вера и его слово обязывали его к поступку. И с этой точки зрения налет благородного аристократизма присутствовал в нем всегда. В отличие от представителей духовенства, которые с детства испытали, что такое социальная приниженность, материальная обездоленность, он был человеком, у которого чувство собственного достоинства было очень развито. И это выделяло его на фоне других архиереев той поры. Когда я составлялсвой вариант жизнеописания митрополита Серафима, в нашей комиссии работала его внучка, игумения Новодевичьего монастыря. Ей очень понравилась та моя мысль, что владыка Серафим своей жизнью наглядно опроверг повесть Льва Николаевича Толстого «Отец Сергий»: аристократ, гвардейский офицер, становящийся монахом, архиереем и мучеником. Понимаете, у нас церковная, клерикальная жизнь, особенно монашество, ассоциируется либо с представителями духовного сословия, либо с представителями крестьянства. А на самом деле христианство глубоко аристократично. И я могу вспомнить здесь слова Константина Леонтьева , который призывал именно представителей русской аристократии идти на церковное служение, как это было когда то в Средневековой Европе: «Если бы дворян и вообще людей высшего образования было бы в обителях наших больше и они заслугами своими и подвигами удостаивались бы почаще начальствования, то, конечно, это отразилось бы неизбежно на привычках целых монашеских общин, и на само мирское общество монастыри имели бы больше влияния». Вот этот призыв Леонтьева воплотил, в каком-то смысле, Серафим (Чичагов) .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Скачать epub pdf Протоиерей Философ Орнатский. Саровские поучения. Во всех воспоминаниях, приведенных в этой книге, упомянуты, а часто и пересказываются замечательные проповеди протоиерея Философа Орнатского , которые врезались в душу всем, кто слышал их в те дни в Сарове. Как и главные участники прославления преподобного Серафима – Царственные страстотерпцы, Великая княгиня Елизавета Феодоровна, священномученик Серафим (Чичагов) ,– отец Философ вошёл в светлый сонм новомучеников и исповедников Российских. Священномученик Философ Орнатский родился в Новгородской губернии в семье священника. Один из его братьев был женат на племяннице св. прав. Иоанна Кронштадтского . Св. Иоанн Кронштадтский очень любил отца Философа и часто бывал в его доме. Философ Орнатский окончил Петербургскую Духовную Академию и принял священство. Через несколько лет был назначен настоятелем Казанского собора в Петербурге. Его проповеднический талант привлекал искавших живого слова. Не раз он призывал свою паству не внимать идеям «равенства». Во время революции на его глазах был расстрелян протоиерей Петр Скипетров, муж сестры его жены – один из первых новомучеников Российских. Мученика отпевал митрополит Вениамин с духовенством. Проповедь при отпевании произнес отец Философ. В 1918 г. в канун праздника пророка Илии его и двух сыновей – Николая, военного врача, и Бориса, тоже офицера, арестовали. В ту же ночь их вместе с другими заключенными повезли на расстрел. По дороге он читал вслух отходную над приговоренными. Из его паствы с ним было 22 человека. Все убитые были брошены в море 20 июля/2 августа 1918 г. Знаменательно, что отец Философ был арестован в день памяти преподобного Серафима и сподобился мученической кончины спустя ровно 15 лет после великих дней прославления Преподобного, когда говорил свои «Саровские поучения»...   1. Святой Серафим – идеал жизни во Христе Слово, произнесенное в Успенском соборе Саровской пустыни 13 июля, за поздней литургией «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» ( Мф. 9, 35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Сост. А.Н.Стрижев Юродивая Паша Саровская, старица и подвижница Серафимо-Дивеевского женского монастыря Прасковья Ивановна обладала весьма типичной наружностью. Наружность эта бывала весьма разнохарактерна, смотря по настроению: то чрезмерно строгая, сердитая и грозная, то ласковая и добрая, то горько-горько грустная. Отец настоятель Суздальского Ефимьева монастыря архимандрит Серафим (Чичагов) , автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», прекрасно изучив эту замечательную женщину, говорил о ней: «От доброго взгляда ее каждый человек приходит в невыразимый восторг. Детские, добрые, светлые, глубокие и ясные глаза ее поражают настолько, что исчезает всякое сомнение в ее чистоте, праведности и высоком подвиге. Они свидетельствуют, что все странности ее, – иносказательный разговор, строгие выговоры и выходки, – лишь наружная оболочка, преднамеренно скрывающая величайшее смирение, кротость, любовь и сострадание. Облекаясь иногда в сарафаны, она, как превратившаяся в незлобное дитя, любит яркие красные цвета и иногда одевает на себя несколько сарафанов сразу, как, например, когда встречает почетных гостей или в предзнаменование радости и веселия для входящего к ней лица». По свидетельству монашествующих, преподобный Серафим еще при жизни своей благословил Прасковью Ивановну на скитальческую жизнь в дремучих лесах Саровских. Там она пребывала в посте и молитве около тридцати лет. Жила она в вырытой ею пещере. Говорят, что у нее было несколько пещер в разных местах обширного непроходимого леса, переполненного хищными зверями. «Во время своего житья в Саровском лесу, долгого подвижничества и постничества она имела вид Марии Египетской, – говорил архимандрит Серафим. Худая, высокая, совсем сожженная солнцем и поэтому черная и страшная, она носила в то время короткие волосы, так как ранее все поражались ее длинными до земли волосами, придававшими ей красоту, которая мешала ей в лесу и не соответствовала тайному постригу. Босая, в мужской монашеской рубашке-свитке, расстегнутой на груди, с обнаженными руками, с серьезным выражением лица, она приходила в монастырь и наводила страх на всех; не знающих ее».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010