Митрополит Серафим (Чичагов), его литературное и богословское наследие Митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в 1856 году. Он был выходцем из старинного дворянского рода – правнуком знаменитого адмирала В.Я.Чичагова (1726–1809), одного из первых исследователей Ледовитого океана, и внуком П.В.Чичагова (1767–1849), морского министра России, участника войны 1812 года. Леонид Чичагов с детства отличался глубокой религиозностью. Следуя семейной традиции, юный Леонид выбрал карьеру военного. В 1870 году Леонид Чичагов поступил в Императорский Пажеский корпус, где получил блестящее образование, а после его окончания в 1875 году был произведен в подпоручики и зачислен в конно-артиллерийскую бригаду Преображенского полка. Вскоре началась Русско-турецкая война на Балканах (1877–1878 гг.). Все это время Леонид Чичагов служил в действующей армии. В ходе боевых действий подпоручик Чичагов проявил незаурядную храбрость, мужество и самоотверженность, за что был удостоен многих боевых наград – в том числе получил Георгиевский крест – и был произведен в чин гвардии поручика. Во время войны Леонид Михайлович видел мужество и героизм русских солдат и офицеров. Свои наблюдения и размышления Леонид Чичагов впоследствии описал в литературно-исторических заметках: «Примеры из прошлой войны», «Описание отдельных солдатских подвигов», «Рассказы о подвигах офицеров». В этих книгах раскрылся его талант писателя-документалиста. Кроме того, Л.М.Чичагов написал капитальный исторический труд – «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 году», который выдержал несколько изданий. В 1879 году Леонид Михайлович Чичагов женился на Наталье Николаевне Дохтуровой – родственнице Д. С. Дохтурова – Героя Отечественной войны 1812 года. В их благочестивом браке родилось четверо дочерей. К этому времени относится знакомство Леонида Чичагова с протоиереем Иоанном Кронштадтским . В духовном послушании у праведного отца Иоанна он находился тридцать лет. В 1891 году полковник Л. М.Чичагов вдруг неожиданно подал в отставку и объявил близким о своем желании стать священником. Это произвело у них настоящий шок, особенно у жены – аристократки.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

священник Вадим Суворов Скачать epub pdf Доклад на конференции «Священномученик Серафим (Чичагов) : личность и наследие». Удельная, 2007 год.  11 декабря 2007 года испольнилось 70 лет мученической кончины выдающегося иерарха, новомученика Русской Православной Церкви митрополита Серафима (Чичагова) . В феврале этого же года исполнилось 10 лет его канонизации.  Как известно, последние годы перед расстрелом владыка Серафим провел в поселке Удельная, где, находясь на покое, снимал в одном из дачных домов две небольшие комнаты. В Удельной, 30 ноября 1937 года владыка был арестован, а 11 декабря – расстрелян и похоронен на печально известном полигоне в Бутово. Поселок Удельная стал местом последнего земного пристанища митрополита Серафима, и в этой связи вполне естественной была идея провести в 2007 году в Удельной конференцию, посвященную его памяти. Дворянин по происхождению, до принятия сана и монашества – блестящий офицер, военный ученый, герой Русско-турецкой войны, а также писатель, композитор, художник, автор оригинальной медицинской системы, составитель знаменитой «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», один из авторитетнейших церковных иерархов своего времени – владыка Серафим являет нам пример широко образованной, гармоничной и высоконравственной личности, оставившей нам богатое духовное наследие. Изучению этого наследия и посвящена настоящая конференция. Митрополит Серафим (в миру – Леонид Михайлович Чичагов) родился в Санкт-Петербурге 9 января 1856 года в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны. Семья владыки Серафима принадлежала к одному из знаменитых дворянских родов России. Среди выдающихся предков Святителя – известный мореплаватель адмирал Василий Яковлевич Чичагов (1726–1809) и российский морской министр адмирал Павел Васильевич Чичагов (1767–1849) – видный военный и государственный деятель Александровской эпохи. В 1874 году Леонид Чичагов оканчивает по 1-му разряду Императорский Пажеский корпус – самое аристократическое учебное заведение того времени. В нем будущий святитель получает фундаментальное военное и общее образование.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

А. Блинский В сонме мучеников Русской Православной Церкви XX века особое, одному ему присущее место занимает священномученик митрополит Серафим (Чичагов) . Родовитый русский аристократ и блестящий гвардейский офицер, благочестивый православный мирянин и вдохновенный приходской батюшка, самоотверженный монастырский игумен и строгий епархиальный архиерей – таковы яркие образы, которыми запечатлелась в русской церковной и гражданской истории замечательная личность святителя Серафима. В историю же русской святости святитель Серафим вошел прежде всего как мужественный исповедник и величественный священномученик, сочетавший эти два подвижнические служения в своей долгой и праведной жизни. Святитель Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 января 1856 г. в Санкт-Петербурге, в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны. 1 Семья будущего святителя принадлежала к одному из наиболее знаменитых дворянских родов Костромской губернии, привнесшему немало замечательных страниц в анналы российской истории. В плеяду выдающихся предков святителя Серафима входили и блестящий екатерининский вельможа, знаменитый мореплаватель адмирал В. Я. Чичагов (1726–1809 гг.), посвятивший свою жизнь исследованиям Северного Ледовитого океана, и российский морской министр адмирал Π. В. Чичагов (1765–1849 гг.), ставший одним из известнейших военных и государственных деятелей Александровской эпохи. По причине того что отец будущего святителя полковник M. Н. Чичагов проходил военную службу в Учебной артиллерийской бригаде, младенец Леонид принял Таинство Святого Крещения 20 января 1856 г. в храме св. Александра Невского при Михайловском артиллерийском училище. 2 То обстоятельство, что местом вхождения будущего святителя Серафима в церковную жизнь стал храм, принадлежавший военному ведомству, оказалось весьма символичным для всей дальнейшей жизни святителя. Действительно, подобно своим предкам святитель Серафим начал свое служение Богу как служение Царю и Отечеству на поле брани, и именно это служение воина стало для него как и для его предков первым опытом самоотверженного служения Богу в миру. Следуя благословению своей семьи, отрок Леонид после нескольких лет учебы в Первой Санкт-Петербургской военной гимназии поступил в 1870 г. в Пажеский Его Императорского Величества корпус с зачислением 28 июня того же года в пажи к Высочайшему двору. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

В.А. Юлин Семья Семья святителя Серафима принадлежала к одному из древних дворянских родов. Дворяне Чичаговы происходили из Костромского удельного княжества, фамилия их впервые упоминается в XV в 3 . Таланты были дарованы Богом всему старинному роду Чичаговых. Митрополит Серафим происходил из аристократической семьи, где каждое звено было отмечено особыми дарами. В числе знаменитых предков Леонида Михайловича по мужской линии – Яков Матвеевич Чичагов, один из «птенцов гнезда Петрова», «прорубавший окно в Европу», командовавший военным кораблем на Балтике во время великой Северной войны (1700–1721 гг.), и два адмирала Российского флота. Один из них – Василий Яковлевич Чичагов (1726–1809 гг.), отважный первопроходец Северного морского пути и знаменитый флотоводец времен императрицы Екатерины II, научивший Запад ценой своих побед в морских сражениях считаться с авторитетом России как морской державы. Василий Яковлевич Чичагов – единственный из моряков, который был удостоен высшего командного ордена Святого Георгия I степени. Другой знаменитый предок – сын В. Я. Чичагова, адмирал Павел Васильевич Чичагов – первый по времени морской министр России, видный государственный деятель и талантливый военачальник, прославивший Отечество блестящими победами на море и на суше, активный участник Отечественной войны 1812 года. Дед святителя Серафима по отцовской линии – Никифор Петрович Чичагов – не был военным. Он занимался изучением истории России и оставил потомкам многочисленные рукописи, часть из которых была опубликована. Принадлежавшие перу Η. П. Чичагова монографии «Жизнь князя Пожарского, келаря Палицына и гражданина Минина» (Санкт-Петербург, 1848 г.) и «Жизнь генерал-фельдмаршала графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского» (Санкт-Петербург, 1849 г.) были с интересом встречены не только специалистами, но и широкими читательскими кругами того времени. Он был действительным статским советником, долгое время находился на службе в министерстве внутренних дел и тесно сотрудничал с реформатором начала XIX в. М. М. Сперанским.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Скачать epub pdf Священномученик Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в 1856 году. Выходец из старинного дворянского рода – он был правнуком знаменитого адмирала В. Я. Чичагова (1726–1809), одного из первых исследователей Ледовитого океана, и внуком П. В. Чичагова (1767–1849), морского министра России, видного участника Отечественной войны 1812 года (смотри список использованной литературы: 2, с. 13). Леонид Чичагов получил образование в Пажеском корпусе и Артиллерийской академии (2, с. 13). Во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов Л. М. Чичагов совершает при осаде Плевны чудеса храбрости, распорядительности. Сам генерал-лейтенант М. Д. Скобелев отмечает его имя в приказе по армии. Главнокомандующий армией Великий князь Николай Николаевич старший возлагает на него Георгиевский крест (1, с. 10) – знак военной храбрости и самоотверженности. Военную службу Леонид Михайлович сочетал с историко-литературной деятельностью. События, связанные с освобождением Болгарии, Л. М. Чичагов описал в книгах «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877», «Описание отдельных солдатских подвигов», «Рассказы о подвигах офицеров». В 1879 году он женился на Наталье Николаевне Дохтуровой – внучатой племяннице Д. С. Дохтурова – героя Отечественной войны 1812 года. К этому времени относится его знакомство с протоиереем Иоанном Кронштадтским , канонизированным на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в июне 1990 года. В духовном послушании у святого праведного отца Иоанна он находился тридцать лет (2, с. 14) и свое отношение к духовному руководителю выразил в следующих словах: «В Бозе почивший, дорогой нам всем отец Иоанн Кронштадтский , великий праведник и всероссийский молитвенник, истинный друг всех страждущих и обремененных, всегда останется близким сердцу русского народа и чистейшим источником вдохновения для служителей и предстоятелей у престола Божия» (10, с. 207). Военная карьера не удовлетворяла Л. М. Чичагова. Он с детства отличался необыкновенной религиозностью, чему способствовало раннее сиротство. Он в детстве потерял родителей и, по его словам, «привык искать утешение в религии». «Я никогда не забывал, – говорил он, – молитвенно простирать руки к Богу в надежде на Его милосердие и всепрощение» (5, с. 128).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Митрополит Серафим (Чичагов) 11 декабря 2012 года исполнилось 75 пет со дня мученической кончины святителя Серафима (Чичагова). На вопросы корреспондента Радио «Подмосковье» Дарьи Денисовой отвечает президент Благотворительного Чичаговского фонда Владимир Юлиным. - Что известно о духовной жизни священномученика Серафима Чичагова до принятия им священного сана? Он с детства был воспитан в духе почитания православной веры, несмотря на настроения, царившие в светском обществе, или все-таки война перевернула что-то в его душе? Быть может, это естественный путь для русского офицера? Снискал ли он себе неуважение, непонимание этим поступком? - Леонид Михайлович Чичагов в детстве отличался необыкновенной религиозностью. Раннее сиротство — смерть отца в 1866 году — потрясло десятилетнего Леонида и побудило его ещё больше искать утешения в религии. Находясь в Преображенском полку, куда Чичагов поступил по окончании образования, он удивлял своих сослуживцев своей религиозностью. Например, он соблюдал все посты, хотя в армии, согласно указу Петра I, соблюдение постов не было обязательным. Оказавшись деятельным участником основных событий русско-турецкой войны 1877-1878 гг., будущий святитель глубоко переживал многие извечные вопросы человеческого бытия. Тема духовного смысла жизни и смерти, тема нравственного смысла страданий и самоотвержения, раскрывшаяся перед ним в подвигах русских воинов, наконец, тема деятельной жертвенной любви к ближним- эти темы стали впоследствии важнейшими побудительными причинами для его серьезных религиозных размышлений. Промысел Божий, который уберёг поручика Чичагова от смерти и ранений на поле брани, привёл его в 1878 г. к встрече в Петербурге с кронштадтским соборным протоиереем Иоанном Ильичом Сергиевым, вошедшим в историю под именем отца Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн разрешил многие духовные вопросы молодого офицера и стал для него непререкаемым авторитетом, его духовником, с благословения которого он принимал многие жизненные решения на все последующие годы. Так, он выполнил указание отца Иоанна Кронштадского и стал священнослужителем.

http://pravoslavie.ru/58130.html

Митрополит Серафим (Чичагов) и его “Музыкальный дневник” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 23 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 11 декабря 1937 года на Бутовском полигоне под Москвой расстрелян митрополит Петроградский Серафим (Чичагов). Это была уникальная личность не только среди новомучеников и исповедников Российских, но, думается, и среди архиереев Русской Церкви вообще. Необыкновенно одарённый от Бога человек; как поётся в тропаре в честь священномученика Серафима, “данная ти от Бога многообразная дарования к пользе народа Божия преумножил еси”. Прежде всего священномученик Серафим — архиерей Русской Православной Церкви, человек святой жизни, принявший священный сан по благословлению святого праведного Иоанна Кронштадтского. Примечательно, что владыку Серафима арестовали, когда ему было восемьдесят четыре года; к тому времени он был совершенно больным человеком и никакого “вреда” советской власти причинить не мог. Но ещё до принятия сана у владыки Серафима была богатейшая событиями и деяниями жизнь. Он принимал участие в русско-турецкой войне 1877–1878 гг., был военачальником, офицером-артиллеристом, Георгиевским кавалером; проявил немалый литературный дар, написал о войне воспоминания “Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 году”. Священномученик Серафим создал фундаментальный труд по медицине и разработал оригинальную методику лечения ряда заболеваний. Владыка Серафим раскрылся как художник-иконописец, прославивший в красках Христа Спасителя и преподобного Серафима Саровского, и как историк Русской Церкви, написавший “Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря”, — труд, который послужил к прославлению старца Серафима. Вся эта многообразная деятельность, столь разная по своим направлениям, соединённая в одной личности, не может не удивлять. Но был у Владыки ещё один талант, на котором хотелось бы остановиться более подробно — это дар композиторский, музыкальный. Им написаны пьесы для фортепиано или фисгармонии: это “Листки из музыкального дневника” и “Музыкальный дневник” (всего 38 пьес); литургическая музыка и различные вокальные сочинения.

http://pravmir.ru/mitropolit-serafim-chi...

Рошко Всеволод Леонидович Третья часть. Свидетели и свидетельства IV. Свидетели святого Серафима Саровского. Критическая оценка Опубликованная в 1903 году в связи с канонизацией преп. Серафима работа Чичагова 69 является основным источником для биографии святого, но озаглавлена она все же не «Житие преподобного Серафима», а «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря с биографиями его основателей, блаженного Серафима и матери Александры» (сокращенное название). В самом деле преп. Серафим являл обретенные им дары не только ради неотложных нужд обращавшихся к нему, но и ради будущего их благополучия и благоденствия грядущих поколений, потребности которых распознавал благодаря просветленности своего духа, просвещенного благодатью, и еще более благодаря дару ясновидения. Дело его, промыслительно подготовленное трудами основательницы монастыря, стало камнем, положенным в построение небесного Иерусалима и призванным устоять до конца времен. Задача агиографа – уяснить пути раскрытия вселенской судьбы преп. Серафима вплоть до настоящего момента и изложить его предсказания о будущем, еще не наступившем. В то же время все события после его кончины (1833) имеют в основном разъяснительное и иллюстративное значение. Так что из восьмисот пятидесяти с лишним страниц труда Чичагова наибольший интерес для нас представляют чуть менее пятисот; то же можно сказать и об использованных им документах. Донес ли до нас Леонид Чичагов содержание архивов полностью? Разумеется, именно житие преп. Серафима стремился создать Чичагов, хлопоча о его канонизации. Труд историка отражает все известные к тому времени документы 70 , но главное его значение, придающее ему фундаментальную ценность, обусловлено тем, что труд этот базируется на архивах Дивеевского монастыря, к которым Чичагов получил доступ. Это самое важное. Профессор В. Ильин полагает, что создание критического жития невозможно до тех пор, пока не состоится публикация архивов. Очевидно, если это однажды произойдет, откроются новые аспекты исследований. Но настоящий этюд рожден убеждением, что и опубликованные Чичаговым материалы уже могут послужить основой критической, хотя и неполной, разумеется, биографии и, следовательно – представить в новом свете многие эпизоды, вырванные из контекста или вовсе проигнорированные прежними биографами.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

EN Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Главная Церковь Люди Церкви Праведники Новомученики Митрополит Серафим (Чичагов): из полковников – в священномученики 11 декабря, 2013. Анастасия Коскелло ‘В его молчаливых повелительных жестах чувствовалась привычка командовать; служил он негромким старческим голосом, благословлял слабым движением рук, генеральски снисходительно шутил с духовенством. Также просто он говорил с народом: отчитает, отругает… Потом: ‘Ну, ладно. Давайте помиримся’ 11 декабря 2012 года исполняется 75 лет со дня мученической кончины святителя Серафима (Чичагова) . Офицер царской армии, выдающийся артиллерист, а также врач, композитор, художник… Он оставил мирскую славу ради служения Христу и принял священный сан по послушанию своему духовному отцу — святому Иоанну Кронштадтскому. 11 декабря 1937 года в возрасте 82 лет он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой. Митрополит Серафим накануне расстрела, фото из архива КГБ. Фото: chichagovs.narod.ru В тюрьму на носилках 30 ноября 1937 года на территорию поселка Удельная Московской области въехал «черный воронок». Он остановился у дома по ул. Песочная — небольшой деревянной дачи… Люди в штатском вышли из автомобиля, зашли в дом и стали разыскивать особо опасного преступника. Их взору предстал седовласый старик, больной водянкой. Дедушка лежал на кровати. Увидев непрошеных гостей, он не смог встать. Ему было 82 года, уже несколько лет он не мог самостоятельно передвигаться. Митрополит Серафим вместе с келейницами и родными на даче в Удельной. 1937 год. Фото: chichagovs.narod.ru «Гости» предъявили дедушке бумагу и сказали, что он арестован «за контрреволюционную монархическую агитацию». Последовала неловкая пауза — нужно было посадить дедушку в арестантский автомобиль, но непонятно было, как это осуществить технически. Послали за скорой помощью. Прибыли санитары с носилками, арестанта вытащили из кровати и перенесли в карету. Так на подводе с красным крестом лежачего больного доставили в столицу и сдали в Таганскую тюрьму. Там его сфотографировали и начали оформлять следственное дело.

http://pravmir.ru/mitropolit-serafim-chi...

Житие преподобного Евфимия священно–архимандрита суздальского чудотворца. Составил настоятель Спасо–Евфимиевского монастыря Архимандрит Серафим (Чичагов) ко дню 500–летия кончины преподобного Евфимия (1404 г. 1–го апреля 1904 г.) Память о преподобном Евфимии, суздальском чудотворце, названном современниками «великим», почти исчезла. Житие его, составленное иноком Григорием и, по преданию, тем самым Отрепьевым – самозванцем, жившим послушником в суздальском Спасо – Евфимиевском монастыре, весьма кратко и далеко не напоминает русским людям всех подвигов и заслуг преподобного – друга, собеседника и сподвижника, великого молитвенника за землю Русскую преподобного Сергия и, несомненно, заслуживающего быть причисленным также к печальникам земли Русской. Рукописное житие инока Григория хранится в архиве монастырском. Хотя, действительно, источников для составления более подробного жизнеописания Евфимия не сохранилось, но, однако, существует, кроме предания суздальского, несколько исторических указаний на участие преподобного в событиях того времени и в судьбе суздальских и нижегородских князей. Преп. Сергий и Евфимий одновременно основали две знаменитые лавры и при том последний на северном конце древней и обширной столицы, которая служила одновременно крепостью, для защиты Суздаля от врагов. Евфимиева лавра быстро разрослась, украсилась и возвеличилась, потому что она была сердечною заботою суздальского князя Бориса, всех знаменитейших бояр и жителей обширного, богатого города. Уже на основании всего этого можно понять, какое значение имели в истории Суздальского края Евфимиева лавра и сам преподобный, который приобрел всеобщую любовь строгою жизнью, подвижничеством, даром прозорливости и совета. Влияние его на современников было громадно. Но падение Суздаля, возвеличение Владимира и Москвы, перенесение центров торговли, а за наше время обход Суздаля всеми путями сообщения, окончательно разорили город, заставив жителей и купечество искать убежища и деятельности в иных городах, а развивавшееся, к прискорбию, в современных людях равнодушие к отечественной истории довело знаменитый Суздаль с его святынями до положительного забвения и запустения.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010