с 23.09.1810 по 7.02.1816 еп. Калужский и Боровский Епифаний (Саввич-Канивецкий), епископ, рукоположен с 26.03.1816 †24.05.1825 Антоний (Смирницкий) епископ, рукоположен с 31.01.1826 до 5.04.1829 переименован еп. Воронежский и Задонский Воронежская и Задонская С 5 апреля 1829 года Антоний (Смирницкий) епископ, бывший еп. Воронежский и Черкасский, с 5.04.1829 архиепископ с 6.12.1832 †20.12.1846 Игнатий (Семенов) архиепископ, бывший архиеп. Донской и Новочеркасский с 13.01.1847 †20.01.1850 Парфений (Чертков) архиепископ, бывший архиеп. Владимирский и Суздальский с 25.02.1850 †15.08.1853 Иосиф (Богословский) епископ, бывший еп. Оренбургский и Уфимский, с 27.08.1853 Архиепископ с 3.04.1860 по 14.11.1864 на покое; †19.02.1892 Серафим (Аретинский) епископ, бывший еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии, с 4.01.1865 архиепископ с 28.03.1871 †22.04.1886 Вениамин (Смирнов) епископ, бывший еп. Оренбургский и Уральский с 1.05.1886 †7.05.1890 Анастасий (Добрадин) епископ, бывший еп. Калужский и Боровский, с 3.06.1890 архиепископ с 6.05.1902 †1.05.1913 Викарии Воронежской епархии Острогожские епископы Викариатство учреждено 28 октября 1841 года, закрыто в 1853 году, восстановлено в 1866 году Кафедра в Воронеже Иринарх (Попов) епископ, бывший еп. Рижский, викарий Псковской епархии с 28.10.1841 по 12.01.1842 еп. Вологодский и Устюжский Елпидифор (Бенедиктов) епископ, рукоположен со 2.02.1842 по 1.03.1848 еп. Харьковский и Ахтырский Феогност (Лебедев) епископ, рукоположен с 23.05.1848 по 13.07.1852 еп. Вологодский и Велико устюжский Антоний (Павлинский) епископ, рукоположен с 8.07.1852 по 3.10.1853 еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии Феодосий (Макаревский) епископ, рукоположен с 28.01.1867 по 23.06.1871 еп. Екатеринославский и Таганрогский Вениамин (Быковский) епископ, рукоположен с 19.12.1871 по 23.05.1879 еп. Оренбургский и Уральский †1.02.1893 Филарет (Косинский) епископ, рукоположен с 15.07.1879 †24.09.1880 Кирилл (Орлов) епископ, рукоположен с 14.12.1880 по 24.04.1882

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Слава о жизни и подвигах Глинских старцев издавна привлекала в эту обитель множество паломников, ищущих духовного наставления, утешения, молитв великих подвижников. И все они находили в обители удовлетворение своих нужд и духовных интересов. Дух живой веры, смиренной простоты и искреннего братолюбия сиял в Глинской обители и, наполненная этим духом, она являлась несокрушимой поддержкой для народа: оплотом немощных, пристанищем колеблющихся и подкреплением малодушных. Не только простые богомольцы, но и многие иерархи (не считая епархиальных) посещали Глинскую пустынь и пользовались наставлениями ее старцев. В их числе были епископ Севский Кирилл (Флоринский) 2068 ; епископ Чигиринский, викарий Киевский, Владимир (Алявдин) 2069 ; известный проповедник, воспитанник Киевской Духовной Академии, архиепископ Воронежский Серафим (Аретинский), архиепископ Черниговский Варлаам (Денисов); епископ Черниговский Нафанаил 2070 ; епископ Степанаванский, впоследствии митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга). Чем же были так велики Глинские подвижники пред Богом и людьми? Что так влекло к ним народ и что особенно привлекательного было в их душах и благочестии? На это можно ответить словами апостола Павла: «Не аз живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2, 20 ). В Глинской пустыни достигали Духа Святого. Иноки обители воплотили в своей душе Христово учение и поистине были носителями в своем сердце Духа Святого. Живоносный огнь Духа обновляет тех, в кого вселяется. Невещественный Свет Духа просвещает и укрепляет Христовых последователей и тем самым дает им возможность ощутить в своих сердцах Божественную силу, помогающую в их спасении. Через наитие Святого Духа в душах Глинских подвижников снова возобновлялась та духовная благодатная жизнь, которая была утрачена в Адаме. И союз между Богом и ними восставливался в полной своей гармонии и идеальной реальности. При Божественном содействии Святого Духа они видели пред собой тот путь, по которому им следует идти, чтобы достичь вечной жизни. Дух Святой соделал Глинских старцев духовно сильными, неустрашимыми и ревностными проповедниками учения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Постепенно в пещеры стекалось все больше паломников, возникала необходимость принимать прибывающих. Появились сад, огород, пчельник, ряд наземных деревянных построек хозяйственного и жилого назначения. От иконы " Мария обрете благодать у Бога " последовала благодатная помощь нуждающимся. Стараниями Иоанна Николаевича Васильченко, попечением протоиерея Павла Тимофеева была сооружена каменная колокольня . На пожертвования благотворителей вырос целый городок для подвизающихся. По докладам священнослужителей, исходя из обращений поселян и опросам местного населения архиепископ Воронежский Серафим (Аретинский) ходатайствовал перед Святейшим Синодом об учреждении тут мужского монастыря. Жизнь в пещерах обрела монастырские черты благодаря заботам иеродиакона Митрофановского монастыря Иеронима. Была срублена и освящена трапезная церковь, появились первые послушники, стали складываться устав и новый порядок жизни. Белогорский Воскресенский монастырь ок. рубежа XIX-XX вв. Картина. В 1866 году пещерная братия была приписана к Дивногорскому Успенскому мужскому монастырю как скит . В первые годы братия страдала от практики ссылать в Белогорье на исправление насельников других обителей. Неопытность часто меняющихся старших в братстве также создавала сложности. Дела пошли на лад с назначением в 1875 году настоятеля иеромонаха Петра (Васильева) . При нем был заложен главный Воскресенский храм, укрепилось крупное хозяйство, был основан приют для мальчиков-сирот и многое другое. 15 декабря 1882 года указом Синода обитель была преобразована в мужской общежительный Воскресенский Белогорский монастырь . К этому времени уже были пожертвованы крупные участки земли, пожертвования и продажа свечей обеспечивали до шести тысяч рублей годовых средств; хозяйство включало фруктовый сад, огород, сто ульев, десятки голов рогатого скота, кирпичный завод и небольшой рыбный промысел; действовали два наземных храма – Вознесенский и Воскресенский – и пещерный храм Александра Невского; двух-, трех- и одноэтажных корпусов для братии и паломников было около десяти. Число паломников составляло от трехсот человек в обычный день до трех тысяч в праздники и воскресные дни. Продолжалось расширение пещер, к 1916 году после пяти лет трудов братии и почитателей в горе был вырыт колодец глубиной более восьмидесяти метров и диаметром более трех.

http://drevo-info.ru/articles/20730.html

В 1861 г. настоятель Михайловского мон-ря еп. Серафим (Аретинский) поручил иером. Вонифатию (Виноградскому) устроить в Феофании скит. К отремонтированной Михайловской ц. был пристроен архиерейский дом, построены деревянные кельи, колокольня и гостиница для богомольцев, а над «Великим источником» возведена часовня. 26 сент. 1866 г. по проекту викария Киевской епархии еп. Чигиринского Порфирия (Успенского) в Феофании был заложен каменный храм во имя Всех святых. 8 июня 1869 г. еп. Порфирий, игум. Вонифатий и др. освятили этот храм. Ближайшим помощником в строительстве скита для игум. Вонифатия стал прп. Гавриил Афонский . После кончины игум. Вонифатия († 27 дек. 1871) его труды продолжил иеросхим. Иринарх (Дорогавцев), управлявший скитом более 30 лет (до 1905). Все деревянные постройки были обложены кирпичом, возведена 3-ярусная колокольня, построены помещения для хозяйственных служб, перестроены храмы, проведен водопровод. К часовне над источником был пристроен алтарь, т. о. был открыт 3-й храм с источником внутри. 28 сент. 1900 г. еп. Сергий (Ланин) освятил его в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1891 г. в Феофании был зарегистрирован случай исцеления прихожанки у чтимой Касперовской иконы Божией Матери. Интерьер собора во имя вмч. Пантелеимона. Фотография. 2013 г. Интерьер собора во имя вмч. Пантелеимона. Фотография. 2013 г. До 1901 г. Феофания фактически являлась монастырским хутором при загородном архиерейском доме настоятеля Михайловской обители. 25 июля 1901 г. Синод определил «существующее близ Киева иноческое общежитие Феофания обратить в общежительный мужской скит, с припискою оного к Киево-Михайловскому Златоверхому монастырю». Начальником скита был поставлен настоятель Михайловского монастыря. Он управлял скитом через скитоначальника в звании строителя. Помощниками строителя являлись казначей, благочинный и расходчик. Строитель назначался в Феофанию Киевским митрополитом, а его помощники утверждались в должности преосвященным настоятелем Михайловского монастыря. Скиту предписывалось учредить для канонархов церковноприходскую школу с общежитием. К 1901 г. в Феофании проживали схиигумен, иеросхимонах, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 9 монахов и ок. 70 послушников. После кончины схиигум. Иринарха († 25 мая 1905) обязанности строителя в 1905-1906 гг. исполнял иером. Леонид (Яроцкий). Его трудами был заложен собор вмч. Пантелеимона по проекту епархиального архит. Е. Ф. Ермакова. В 1906 г. строителем скита стал иером. Софроний (Гаркуша), при к-ром была начата постройка нового здания странноприимного дома. 1 июня 1914 г. митр. Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) освятил главный престол 5-купольного Пантелеимоновского собора.

http://pravenc.ru/text/1684555.html

Как только кончился, в июле 1837 года, VIII-й учебный курс в Киевской академии, Иннокентий подал прошение об увольнении его от должности профессора. Прошению дан был ход, и 6-го сентября 1837 года в Комиссии Духовных Училищ состоялось постановление, по которому Иннокентий, оставаясь ректором, освобождался от профессорских обязанностей, а на должность профессора богословских наук определялся бакалавр, соборный иеромонах Димитрий, в помощь которому назначался новый бакалавр, только что окончивший курс иеромонах Серафим Аретинский. 88 Вскоре затем ректор Иннокентий, в воздаяние отличных заслуг, возводится (3-го октября) в сан епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии, получает в управление Михайловский Златоверхов монастырь и переселяется туда на постоянное жительство. Димитрий занимает кафедру своего учителя полностью: подобно Иннокентию, он, с начала IX курса, преподает «введение в богословие» и «догматику», передав канонику профессору Скворцову, который в то время преподавал церковное право и в университете. Новое звание открывает Димитрию более широкое поле деятельности и в общих делах академии: как ординарный профессор, он делается членом конференции и вскоре избирается присутствующим в окружном правлении. На быстрое возвышение Димитрия указывали как на явление необычное в академической жизни. Прошло только два года со времени окончания курса учения и юный бакалавр, сделавшись профессором, стал, в учебном отношении, выше других, не только сверстников, но и своих учителей, как напр. инспектора Григория, который некоторое время (в 1833 г.) был учителем Димитрия и прослужил уже шесть лет бакалавром и э.-орд. профессором (с февр. 1837 г.), будучи инспектором академии и архимандритом (с 11-го окт. 1836 г.). В объяснении такого явления нужно принять во внимание, что тогдашнее звание профессора – и по требованиям устава и по установившимся взглядам – не столько обозначало преимущество чести, сколько налагало лишние обязанности. В каждом классе наук был один профессор (ординарный – штатный), занимавший обыкновенно важнейшую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Земляки В., посетившие в 1861 г. Златоверхий мон-рь, просили открыть скит при храме в родном селе. Однако в ответ на это ходатайство Чигиринский еп. Серафим (Аретинский) поручил подвижнику основать скит на монастырском хуторе Феофания близ Киева, устроенном в 1802 г. первым Чигиринским еп. Феофаном (Шияновым). Вскоре после приезда В. в Феофании была отремонтирована деревянная Михаило-Архангельская ц., в к-рой возобновились богослужения, в 1863 г. В. установил чтение неусыпаемой Псалтири. К 1864 г. в Феофании жили ок. 30 чел. братии, были построены кельи, в 1867 г.- каменная Всехсвятская ц., деревянная колокольня, новый летний архиерейский дом. В. расчистил св. источник под горой, ранее освященный свт. Иннокентием (Борисовым) в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», и устроил над ним часовню. По благословению настоятеля в скиту появились гостиница для паломников, дом для неимущих. В деле нищелюбия старец советовал не «распознавать достойного от недостойного», но подавать всем просящим. В 1868 г. В. был возведен в сан игумена. Его жизнь, по словам келейника иером. Леонида, была «постоянным подвигом молитвы и богомыслия», каждые сутки В. прочитывал Псалтирь и неск. канонов, особым аскетическим деланием подвижника была продолжавшаяся всю жизнь борьба с бесовскими страхованиями. В последний год жизни В. страдал болезнью ног, молился и принимал посетителей, стоя на коленях, предсказал день своей кончины. В. был погребен за алтарной стеной Всехсвятской ц. Согласно его завещанию, переданному Чигиринскому еп. Порфирию (Успенскому) , 28 дек. 1871 г. управление Феофанией было поручено духовному другу старца иеросхим. Иринарху (Дорогавцеву) «с оставлением того же самого порядка без всякаго изменения... и по возможности неоставление и принятие странных и бедных». Ученик В. иером. Евстратий (Голованский) собрал и в 1872 г. опубликовал жизнеописание старца с хранившимися в Феофании его наставлениями и беседами. Среди учеников подвижника известны буд. настоятель Ильинского скита на Афоне прп. Гавриил Афонский , иеросхим. молчальник Иринарх.

http://pravenc.ru/text/155226.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕРАФИМ (АРЕТИНСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Серафим (Аретинский) Между тем, имеются нелестные отзывы о Серафиме в период его преподавательской деятельности. Вот отрывок из дневника Аскоченского: " Другие части богословия несколько лет уже читает бакалавр Серафим и несколько лет уже читает прескверно. Вот человек, который так ловко посмеялся над неудачным лафатерством Иннокентия! Мы думали, что из Аретинского, который в студенчестве бросал взгляды выше черемухи, что стоит возле академической столовой, мы говорю, думали, что он будет одним из светил доморощенного музея - не тут-то было. Без всяких сведений, без ученого такта, с одной пустопорожней идеей, он уже пятый год путает, как говорится, бабушку, чем дальше, тем хуже - византизма гибель, а толку - ни крошки. Зато ж и студенты отделывают его. Из пяти десятков редко бывает один десяток, и тот зевает до ушей и разбегается кийждо по единому " . Редакция текста от: 03.07.2023 13:17:15 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/11705.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @9029@ Подпись к иллюстрации: Архиеп. Серафим (Аретинский) Размер файла: 19.41 Кб Кто разместил: Харин, Илья Николаевич Дата размещения 15.05.2013 13:46:46 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/9029.html

1714 - 23 сент. 1723); в 1723-1725 гг. кафедра не замещалась; еп. Иосиф (31 окт. 1725 - 27 дек. 1726); еп. Лев (Юрлов; 28 мая 1727 - 8 июня 1730); еп. Иоаким (Струков; 8 июня 1730 - 1 сент. 1742); еп. Вениамин (Сахновский; 2 дек. 1742 - 28 марта 1743); еп. Феофилакт (Губанов; 14 сент. 1743 - 30 нояб. 1757); еп. Кирилл (Ляшевецкий; 6 авг. 1758 - 19 окт. 1761); еп. Иоанникий (Павлуцкий; 6 дек. 1761 - 2 янв. 1763); еп. св. Тихон (Соколов; 3 февр. 1763 - 17 дек. 1767); еп. Тихон (Якубовский; 17 дек. 1767 - 19 мая 1775); еп. Тихон (Малинин; 11 июня 1775 - 6 мая 1788), еп. Иннокентий (Полянский; 29 июля 1788 - 15 апр. 1794); еп. Мефодий (Смирнов; 12 мая 1795 - 10 апр. 1799); еп. Афанасий (Иванов; 10 апр.- 1 окт. 1799); еп. Арсений (Москвин; 1-16 окт. 1799, в управление не вступил; 26 нояб. 1799 - 6 мая 1810); еп. Антоний (Соколов; 23 сент. 1810 - 7 февр. 1816); еп. Епифаний (Канивецкий; 26 марта 1816 - 24 мая 1825); еп. св. Антоний (Смирницкий; 31 янв. 1826 - 20 дек. 1846); архиеп. Игнатий (Семёнов; 13 янв. 1847 - 20 янв. 1850); архиеп. Парфений (Чертков; 25 февр. 1850 - 5 авг. 1853); архиеп. Иосиф (Богословский; 27 авг. 1853 - 14 нояб. 1864); архиеп. Серафим (Аретинский; 4 янв. 1865 - 22 апр. 1886); еп. Вениамин (Смирнов; 1 мая 1886 - 7 мая 1890); архиеп. Анастасий (Добрадин; 3 июня 1890 - 1 мая 1913); архиеп. сщмч. Тихон (Никаноров; 13 мая 1913 - 9 янв. 1920); архиеп. Тихон (Василевский; 1920 - авг. 1923); Владимир (Шимкович; 8 авг. 1923 - 6 янв. 1926, с 20 авг. 1925 митр.); архиеп. сщмч. Петр (Зверев; 2-я пол. янв.- 28 нояб. 1926); епархией временно управлял Острогожский еп. Синезий (Зарубин; кон. 1926); епархией временно управлял бывш. Харьковский митр. Нафанаил (Троицкий; нач. 1927); епархией временно управлял Козловский еп. Алексий (Буй; 28 февр. 1927 - 27 янв. 1928); епархией временно управлял Егорьевский еп. Павел (Гальковский; февр.-апр. 1928); епархией временно управлял Муромский архиеп. Макарий (Звёздов; апр. 1928 - апр. 1929); епархией временно управлял Елецкий еп.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Лит.: Smits van Waesberghe J. De musico-paedagogico et theoretico Guidone Aretino. Florentia, 1953; idem. Expositiones in Micrologum Guidonis Aretini. Amst., 1957; Oesch H. Guido von Arezzo. Bern, 1954; Huglo M. L " auteur du «Dialogue sur la musique» attribué à Odon//Rev. de Musicologie. 1969. Vol. 35. P. 119-171; Gilchrist J. Dit Epistola Widonis oder Pseudo-Paschalis//Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters. 1981. Bd. 37. S. 576-604; Sach K.-J. Tradition und Innovation bei Guido von Arezzo//Kontinuität und Transformation der Antike im Mittelalter/Hrsg. W. Erzgräber. Sigmaringen. 1989. S. 233-244; Поспелова Р. Л. Почему не утвердилась реформа сольмизации Рамоса де Парехи?: Рамос против Гвидо//Методы изучения старинной музыки: Сб. науч. тр. М., 1992. С. 14-42; она же. Нотная реформа Гвидо Аретинского// Она же. Западная нотация XI-XIV вв. С. 50-89; Монтероссо Р. О нек-рых ритмико-метрических проблемах в «Микрологе» (Micrologus) Гвидо Аретинского//Ars notandi: Нотация в меняющемся мире: Мат-лы междунар. науч. конф., посвящ. 1000-летнему юбилею Гвидо Аретинского. М., 1997. С. 17-22; Meyer Chr. La tradition du «Micrologus» de Guy d " Arezzo: Une contribution à l " histoire de la réception du texte//Rev. de Musicologie. 1997. Vol. 83. Р. 5-31; Hirschmann W. Auctoritas und Imitato. Studien zur Rezeption von Guidos Micrologus in der Hoch- und Spatmittelälters. Habilitationsschrift. Erlangen. 1999; Guido d " Arezzo Monaco Pomposiano: Atti dei Conv. di studio. Abbazia di Pomposa, 1997. Bibliot. di Arezzo, 1998/A cura di A. Rusconi. Firenze, 2000; Пушкина Ю. В. «Микролог» Гвидо Аретинского: новые штрихи к ладовому учению//Старинная музыка. М., 2005. 2. С. 39-48. она же. Гвидо Аретинский: между мифом и реальностью: Штрихи к биографии//Старинная музыка. 2008. 4. С. 4-11; Карцовник В. Г. Звукоряд, монохорд и грамматика: Рукопись трактата Гвидона Аретинского " Микролог " в Санкт-Петербурге//Opera musicologica. 2009. 1. C. 6-31; Mengozzi S. The Renaissanse reform of medieval music theory: Guido of Arezzo between myth and history. Cambridge. 2010; Лебедев С. Н. Послание Гвидо: знакомый текст о незнакомом распеве//Научный вестник Московской консерватории. 2015. 1. С. 120-145; он же. Стихотворный трактат Гвидо Аретинского//Там же. 2018. 1. С. 8-33. он же. Двое неизвестных и великий Гвидо//Там же. 2019. 2. С. 8-73.

http://pravenc.ru/text/161785.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010