IX. Последние годы жизни о. Серафима Ответы его соблазнившимся. – Беседы с игуменом Нифонтом. – Дух обхождения с посетителями. – Посещения монашествующих. – Беседы с мирянами. – Ответы ни вопросы: что ты всех учишь и зачем приходящих помазываешь елеем? – Опыты прозорливости о. Серафима. – Польза от этого дара и объяснение, как он действовал в душе о. Серафима. – Исцеление больных. – Целительное свойство воды в Серафимовом источнике. – Случай исцеления от употребления сей воды. – Врачевство и советы о. Серафима во время холеры 1831 года. – Помощь его скорбящим, страждущим душевными недугами и бесноватым. – Соединение с исцелениями предсказаний о будущем. – Предсказания, касающиеся всего общества, некоторых частных лиц и Саровской обители. – Одежда о. Серафима. – Подвиги его против сна. – Его самоотвержение и приверженность к иночеству. – Какое время он проводил в молитве? – Его постоянная молитва за живых и усопших. – Употребление свечей и лампад при молитве. – Стояние на воздухе во время молитвы. – Уважение к нему других подвижников. – Духовное общение старца с ними. – Разительный пример его общения. – Явление Божией Матери в день Благовещения Мы упоминали уже о некоторых беседах о. Серафима, говоримых незадолго до его смерти. Разбор событий не заметно приблизил нас теперь именно к предпоследним годам его жизни. Враг не оставляет человека в покое до самого гроба. Так и о. Серафим, взошедши на высоту духовной жизни, не скрылся и там от искушений диавола. Во многих он возбуждал зависть и злобу на то, что всех принимал к себе, всем делал добро, не различая полов. Один брат решился даже сказать ему: «тебя много беспокоят обоих полов люди: и ты пускаешь к себе всех без различия». О. Серафим, оправдывая себя от пустого нарекания, привел в пример св. Илариона великого, который не велел затворять дверей ради странников. «Положим – говорил он – что я затворю двери моей келлии. Приходящие к ней, нуждаясь в слове утешения, будут заклинать меня Богом отворить двери и, не получив от меня ответа, с печалью пойдут домой... Какое оправдание я могу тогда принести Богу на страшном суде Его»? Отсюда видно, что о. Серафим прием к себе всех приходящих считал делом совести, обязательством жизни, в котором Бог потребует от него отчета на суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Он обладал чистотой сердца Слово на память обретения мощей прп. Серафима Саровского Священник Евгений Хованский   10:44 01.08.2022 509 Фото: zzoss-zlatoust.ru Сегодня совершаем память обретения мощей одного из самых любимых на Руси святых – прп. Серафима Саровского. Преподобный Серафим был простой иеромонах, но высотой святости он превзошёл многих. Превзошел смирением, кротостью своей. Имел мир в сердце. Почему мы такие беспокойные. доверчивые и часто бываем злыми, потому что не имеем мира в сердце. «Стяжи мир в сердце своем», — знаменитые слова преподобного Серафима, — «спасёшься сам, и вокруг тебя тысячи спасутся». Вот об этом постоянно размышлять надо, об этом постоянно думать и учиться этому. Хранить от блуда, от всего скверного, плохого свое сердце, постоянно помнить: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Именно чистоту сердца мирно хранил преподобный Серафим. Почему все страсти отходили от него? Почему светел лик его был, глаза его светились пасхальной радостью? Почему для него всегда была Пасха Божия – круглый год? Почему ему являлась Пресвятая Богородица? Потому что он обладал чистотой сердца. И он нам оставил замечательное духовное творение – «О Цели христианской жизни», в котором указывает нам главную цель нашей христианской жизни – в стяжании благодати Святаго Духа.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/01/on...

В.А. Юлин Священник Леонид Михайлович был человеком разносторонних дарований и удивительной судьбы, воплотившим в себе лучшие черты Чичаговского рода. Он хорошо рисовал. Иконы его работы сохранились в Москве в храмах во имя Святителя Николая Чудотворца в Старом Ваганькове и во имя Святого пророка Илии во 2-м Обыденском переулке, а также в Санкт-Петербурге в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Они поражают высоким профессиональным мастерством. Для храма во имя святителя Николая в Старом Ваганькове в Москве Леонид Михайлович написал две иконы: «Спаситель в белом хитоне» (размером 210 см х 120 см) и «Преподобный Серафим Саровский , молящийся на камне» (размером 180 см х 120 см). Обе этих иконы – образ «Спасителя в белом хитоне» 28 (на терракотовом фоне) и образ преподобного Серафима, находятся в московском храме во имя Святого пророка Илии, что во 2-м Обыденском переулке. В Александро-Невской Лавре в СанктПетербурге имеется второй вариант образа «Спасителя в белом хитоне», написанный святителем Серафимом в бытность его митрополитом Ленинградским в 1928 – 1933 гг. В отличие от московского варианта эта икона меньшего размера и написана на ультрамариновом фоне. Когда подходишь к этому большому, в человеческий рост, образу, – будто предстаешь перед реальным видением, которое, вероятнее всего, и послужило причиной написания этой иконы. Сюжет иконы преподобного Серафима Саровского был разработан святителем Серафимом в то время, когда он приступал к написанию «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». В сонном видении ему явился преподобный Серафим молящийся, и, проснувшись, он быстро набросал то, что видел, затем перенес этот эскиз с бумаги на доску. Оригинал иконы он всегда возил с собой. Известно, что автором было сделано несколько копий. Одна из копий иконы была преподнесена как подарок Императору Николаю II. Остальные копии он щедро раздаривал. Что касается храма Святителя Николая в Старом Ваганькове, то паруса этого храма он расписал ликами евангелистов. В наше время в отреставрированном Никольском храме стоят копии обеих икон – «Спасителя в белом хитоне» и преподобного Серафима Саровского 29 – в натуральную величину и на тех местах, которые им предназначил в свое время иконописец. По духовному завещанию внучки Л. М. Чичагова игумении Серафимы (Черной), настоятельницы Новодевичьего монастыря,– копии с написанных им икон должны находиться в местах его пастырского служения: в Сухуме, Орле, Кишиневе, Твери и Санкт-Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Закрыть itemscope itemtype="" > Очередная вылазка сатанинских сил Директор издательства «Царское дело» Сергей Астахов о надругательстве над крестом на бывшей могиле Григория Распутина 26.09.2012 1251 Время на чтение 3 минуты 24 сентября, 11 сентября по церковному календарю, в Александровском парке Царского села было совершено кощунство. Варварским способом снесен поклонный православный крест, который был установлен на месте, где в 1916 году был заложен храм в память святого преподобного Серафима Саровского. Напомню, что храм строился на средства Анны Александровны Танеевой-Вырубовой, самой близкой подруги Государыни Императрицы Александры Феодоровны, при Серафимовском лазарете-убежище для раненых в Первую мировую войну русских солдат и офицеров. К сожалению, ни лазарет, ни Серафимовский храм не были достроены до конца. Этому помешал клятвопреступный бунт в феврале 1917 года, но Божиим промыслом 21 декабря 1916 года у северной стены внутри строящегося храма преподобного Серафима состоялось захоронение тела Друга Царской Семьи Григория Ефимовича Распутина, который был убит заговорщиками 17 декабря 1916 года в Санкт-Петербурге. При погребении тела мученика Григория присутствовали все члены Семьи Государя Николая II, кроме Цесаревича Алексия. Это захоронение оказалось временным и просуществовало до 8 марта 1917 года, когда по распоряжению тогдашнего министра юстиции во Временном правительстве Керенского гроб с телом был выкопан, доставлен в Петроград и 11 марта тело Григория Распутина было сожжено около дороги из Лесного в Пискаревку. В ноябре 2005 года инициативной группой православных на месте недостроенного храма во имя преподобного Серафима Саровского был установлен большой деревянный восьмиконечный крест, который Божией милостью и простоял на сем месте почти 7 лет до 24 сентября 2012 года. Крест был освящен клириками Санкт-Петербургской епархии. Около него служились молебны преподобному Серафиму Саровскому, святым Царственным Мученикам, а в дни памяти Друга Царской Семьи при многочисленном стечении верующих со всех городов и весей России здесь совершались панихиды по убиенному старцу Григорию. За эти годы место это стало хорошо известно и посещаемо не только петербуржцами и царскоселами, но и многими православными русскими людьми, издалека приезжающими в Царское Село с целью посетить места, освященные молитвой святых Царственных мучеников.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/26/oc...

Закрыть itemscope itemtype="" > Под крылом у ангела В Мариинке - спектакль о трех святых Петербурга 30.05.2016 729 Новая сцена Мариинского театра представила пасхальную премьеру - постановку " Небесные Серафимы " , посвященную святым покровителям Северной столицы. Герои этой музыкальной истории связаны не только именем высшего ангельского чина, но и неожиданными переплетениями судеб, изменивших, возможно, саму историю России. В этом году Петербург празднует сразу две важные даты: 150-летие преподобного Серафима Вырицкого и 160-летие священномученика митрополита Серафима Петроградского. И если кому-то имена этих святых незнакомы, то о третьем герое новой постановки наверняка слышал каждый - это преподобный Серафим Саровский. - Когда мы начали работать над сценарием, сразу поняли, что главным будет имя Серафим. Все участники нашей истории прожили долгую, удивительную жизнь. У нас была замечательная тема, огромное количество материала, - рассказывает режиссер-постановщик спектакля Алена Поликовская. Связи между героями неочевидны только на первый взгляд: так, оба петербургских подвижника были наречены в честь саровского чудотворца. Серафим Вырицкий повторял его подвиг, молясь на камне о победе русского народа в Великой Отечественной войне, а Митрополит Петроградский был главным идеологом канонизации подвижника в 1903 году. Удивительно, но с Северной столицей у Серафима Саровского есть своя " ниточка " : хоть в тогдашней столице Российской империи он ни разу не бывал, второе обретение мощей святого случилось именно здесь, в Казанском соборе. Все эти факты зритель узнает с помощью архивных фотографий и исторических документов из фондов библиотеки Санкт-Петербургской духовной академии, оживших картин, видеоинсталляций и, конечно, музыки. - Ведь сам проект начался с видения Андрея Петренко, главного хормейстера Мариинского театра. Без музыкального языка смыслы, которые мы хотим донести до людей, просто не воплотились бы. Мы вместе переживали, чувствовали каждую из этих трех историй, а потому наши усилия не определить ни потраченным временем, ни вложенной энергией, - говорит ответственный секретарь совета по культуре Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/m...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Святой Серафим – хозяин нашего прихода, и это проявляется во всем» 30.07.2021 648 Время на чтение 12 минут Источник: Православие.Ru Протоиерею Серафиму Гану – представителю известной династии в Русской Зарубежной Церкви – наверное, повезло. Уже 16 лет он служит в американском городе Си-Клифф близ Нью-Йорка, на приходе, который носит имя его небесного покровителя – преподобного Серафима Саровского. Хотя, возможно, это скорее большая ответственность, чем просто везение. Сам же батюшка такой поворот в своей судьбе называет благословением. Предлагаем вниманию читателей портала беседу с отцом Серафимом об истории прихода, о его нынешней жизни и о помощи преподобного Серафима. Храм преподобного Серафима Саровского (Си Клифф) Фото: pravoslavie.ru Помощь преподобного всегда сопутствовала нашей семье – Отец Серафим, расскажите, пожалуйста, как вы ощущаете присутствие своего святого в собственной жизни и в жизни вверенного вам прихода? – Я думаю, все важнейшие события в нашей семье всегда проходили вокруг преподобного Серафима. Его помощь нам сопутствовала всегда. Когда мне было лет 13, моя бабушка Софья Константиновна рассказывала мне, как наш предок – владыка Ювеналий (Килин), архиепископ Цицикарский – совершенно неожиданно оказался участником обретения мощей преподобного Серафима и их омовения перед прославлением в 1903-м году. В то время он был иеромонахом Пермского Белогорского монастыря и сопровождал своего игумена – отца Варлаама (который, как и многие насельники обители, был расстрелян в 1918-м году) в паломнической поездке. Они побывали в Оптиной пустыни, в Кронштадте служили с отцом Иоанном Кронштадтским. Все важнейшие события в нашей семье всегда проходили вокруг преподобного Серафима У них появилась возможность попасть на торжества по прославлению преподобного Серафима в Сарове. Будущего владыку Ювеналия попросили принять участие в перенесении мощей в собор. В алтаре совершалось омовение и облачение мощей, в преддверии перенесения. На меня произвел большое впечатление рассказ бабушки о том, что как только они открыли крышку гроба, то весь собор наполнился благоуханием.

http://ruskline.ru/opp/2021/07/30/svyato...

Москва. Подворье Саввино-Сторожевского монастыря в Кунцеве. Подворье Саввино-Сторожевского монастыря в Кунцеве (бывш. Серафимовская женская община) Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1906 и 1917. 1906 г. - выделена земля, 1909-1910 гг. - выстроен деревянный храм во имя Серафима Саровского с колокольней и каменные ворота с привратной часовней, 1917 г. - самостоятельная женская община(монастырь). Адрес: Москва, ул. Багрицкого, 10, корп. 3(храм Серафима Саровского), 10, корп.3, с.1 (церковная лавка), корп. 3, с.5 (бывш. привратная часовня) Координаты: 55.723184, 37.433854 Проезд:м. " Кунцевская " , авт. 610, 612 м. " Киевская " , авт. 157 до ост. " Улица Багрицкого " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Серафимовская женская община берёт своё начало с Полунинской Крестовоздвиженской женской общины, находившейся в с. Красный Холм Сапожковского уезда Рязанской губернии. В 1860 г. в этой пустынной и красивой местности поселился боголюбивый старец Павел по приглашению богатого купца из Сапожка Василия Ивановича Полунина, которому принадлежали эти земли. В 1875 г. старец Павел преставился, приняв незадолго до смерти постриг с именем Платон. Через некоторое время в келье старца поселился сам В.И. Полунин, подражая жизни Платона. Здесь он основал женскую богадельню и построил каменную часовню. В 1886 г. был выстроен каменный храм в честь Честного Животворящего Креста. В 1890 г. сыновья купца Полунина подали ходатайство об обращении богадельни в Полунинскую Крестовоздвиженскую женскую общину. Первой настоятельницей общины стала монахиня Палладия. В 1906 г. по указу императора за обителью был закреплён равный 1,5 десятины (прим. 3600 кв. м) участок земли в Ново-Кунцево, подаренный крестьянами села Крылатское. На нём начали строить обитель и храм. Возглавляли строительство монахиня Серафима и рясофорная послушница Екатерина Ильева. Проект храма был подготовлен В.Ф.Жигардловичем в 1907 г. По проекту церковь состояла из основной части, которая венчалась пятью главами и отделялась от алтаря двухъярусным иконостасом столярной работы высотой 6,5 аршин (прим. 462 см). К храму примыкала трапезная с одной главой. Внутри ширина храма была равна 11,36, а длина – 19,57 м. В высоту внутренняя часть церкви составляла от 3,5 до 5 м. Вмещала церковь более 300 человек. В дальнейшем, правда, проект был упрощён, очевидно, из-за нехватки средств: вместо красивого крыльца поставили дубовый тамбур, полуциркульные окна были заменены прямоугольными, фасад храма остался неукрашенным. Храм был поставлен на кирпичном фундаменте.

http://sobory.ru/article/?object=51915

П. Никольский Кому на святой Руси не известно имя преподобного Серафима Саровского ? Нет такого уголка в нашем богоспасаемом отечестве, где бы истинные чада святой православной церкви не чтили этого великого угодника Божия, ибо нет такого уголка в нем, где бы не было дивных знамений от Саровского чудотворца, где бы верующие не получали от него себе того или другого чудесного исцеления, того или другого чудесного облегчения в своих немощах. Всякие дивные знамения, всякие чудесные исцеления от святого Серафима совершались на живущих во всех концах нашего необъятного отечества. Совершались они и на живущих в средней полосе его, совершались они и на жителях окраин, – и на Кавказе, и в Архангельске, и в Польше, и в разных местах нашей необозримой Сибири... И совершалось их великое множество, – как при жизни самого угодника Божия, так и после смерти его. – особенно при открытии мощей его. Совершаются они и теперь, в самое последнее время... Везде, везде известен этот великий угодник Божий, везде верующие прибегают к нему за помощью в своих бедах, напастях и болезнях и по вере получают просимое, ибо он – великий святой, ибо он – свет, яркий луч Того Света, Который, по изречению апостола Иоанна Богослова, „во тьме светится и тьма Его необъят “. Дивен Бог во святых Своих, Бог израилев! Еще с детства святой Серафим является избранником Божиим. Промысел Божий бодрствовал над ним неусыпно. Он охранял его от великих бед, он спасал его от неизлечимых болезней. Так, будучи 7 лет, Прохор (так назывался святой Серафим в миру) однажды был взят своей матерью, Агафьей, на вершину строящейся каменной колокольни. Агафья занялась осмотром работ и на время перестала следить за мальчиком. Тот как-то оступился и упал вниз на землю. Думая, что мальчик разбился до смерти, Агафья с воплем и слезами бросилась вниз по лестнице, но к великому своему удивлению нашла его невредимым и спокойно стоящим на земле. В другой раз, через три года после этого, мальчик опасно заболел, так что все потеряли надежду на его выздоровление.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Прибрежный. Введенский скит. Карта и ближайшие объекты В 1864 году по благословению царя Александра II Серафимо-Понетаевскому женскому монастырю были пожалованы 584 десятины пахотной земли, лесов и полей. Царский скит Серафимо-Понетаевского монастыря расположился на реке Сатис близ святых камушков св. преп. Серафима в глубине дремучего Саровского леса, в 12 верстах от Дивеева. С 1864 по 1914 год на Царском скиту было поставлено 12 келий-изб, каменный Храм в честь иконы «Введение во храм Божией Матери», освященный в честь чудотворной иконы Богородицы «Знамение». Выстроена также колокольня с медными колоколами и чудным малиновым звоном. Колокольня соединяла 2-х этажный храм с Крестильней. Скит был обнесен 5-и метровой каменной стеной. Внутри «Кремлевских» стен по периметру проходили арки-ниши, в которых размещались иконы-картины (притчи) с жизнеописанием трудов и подвигов св. Серафима Саровского. Вся жизнь монастырская, скитов, тем более Царского скита, была пронизана любовью и почитанием преподобного, следованию его заветам. Устав монашеский был строгим. В скиту подвизались 48–50 насельниц. Это были послушницы, монахини и старицы. Из устных источников (рассказов старожилов, р. Алексия) стало известно, что монашествующие Царского скита были из дворянского рода, царского, а также царские дворовые, няньки и бедные девицы. Царь и императорский двор не только покровительствовали монастырю и скиту, но и приезжали на отдых, молились, ходили на ближний и дальний камушки святого Серафима. «Кремлевская» стена по углам венчалась квадратными башнями с ангелами наверху изумительной красоты, а при въездах в скит на воротах Вас встречали Херувимы и Серафимы удивительной лепной работы. Южные и Северные ворота венчались иконами «Знамение» и «Введение во Храм Божией Матери». У Царского скита была своя Богородичная канавка по подобию Дивеевской. Она начиналсь с Южных ворот, проходила вдоль леса и заканчивалась у Северных ворот. Началом и окончанием Богородичной аллеи являлся Введенский храм. В конце сосновой аллеи располагалась 2-х этажная трапезная, 1-й этаж был каменный, 2-й этаж – деревянный. На 1-м этаже располагались 2-х метровые чаны, где производились разные засолы. В 1960 г. трапезная сгорела или по халатности или по злому умыслу, старожилы п. Прибрежного пожар помнят.

http://sobory.ru/article/?object=39358

Святая канавка Богородицы в Дивеево 22 октября, 2013 Содержание статьи Что такая Святая канавка Святая канавка Пресвятой Богородицы — самая известная святыня Дивеевского монастыря, излюбленное место для паломничества. На самом деле, канавка — не такая уж маленькая, это — достаточно глубокий ров. По нему ходят Крестным ходом, его посещают верующие, а по молитвам на Святой Канавке совершались многие православные чудеса. Известны даже случаи исцеления с помощью глины их Святой Канавки. Сама Царица Небесная явилась к Преподобному Серафиму Саровскому с указанием основать Мельничную общину и обнести ее канавой с валом. Преподобный Серафим говорил, что канавка хранит следы самой Богородицы, которая обошла общину по канавке, обозначив ее Своей обителью. Святая канавка: история Святая канавка окружена двухметровым валом. Она была создана трудом насельник Дивеевского монастыря. Как и сама обитель, канавка была устроена в точности, как просила этого сама Царица Небесная. Дивеевская обитель уникальна тем, что ее духовнику — преподобному Серафиму Саровскому не раз являлась Богородица. Родившись в купеческой семье, преподобный Серафим всю свою жизнь отдал и посвятил Церкви Видел преподобный Серафим и, как Пресвятая Дева Мария обходит монастырь по определенному пути. Именно здесь он обозначил камушками место будущей канавки. В 1833 году работа по ее созданию была практически завершена. Но история Канавки на этом не закончилась. Она была разрушена и фактически вырыта заново после трудных для Церкви времен. Святая канавка Пресвятой Богородицы пережила времена богоборчества, еще в дореволюционные годы она чуть не исчезла, а по святым местам были запущены каретные экипажи, ведь после кончины Преподобного Серафима за святыней почти никто не ухаживал, но и сегодня канавка собирает тысячи паломников со всего мира. После трудных времен Святую канавку буквально восстановили с нуля. Сейчас Святая канавка имеет протяженность 777 метров и глубину в человеческий рост. Ее склоны обсажены дерном и крыжовником. Вал Святой канавки вымощен брусчаткой и огорожен изгородью.

http://pravmir.ru/svjataja-kanavka/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010