Житие преподобного Серафима Саровского 28 октября, 2005 В этой статье мы публикуем житие преподобного Серафима Саровского — особо почитаемого святого Русской Православной Церкви. Житие преподобного Серафима Саровского Жил в Курске благочестивый купец Исидор Мошнин со своей женой Агафией. В ночь на 20 июля 1754 года у них родился сын, которого в святом крещении нарекли Прохором. Когда мальчику было всего три года, умер его отец и Агафия стала воспитывать младенца одна. Она сама продолжила и дело мужа: строительство в Курске Божиего храма. Мальчик подрастал, и скоро мать Прохора поняла, что сын ее — необыкновенный ребенок. Однажды семилетний Прохор забрался на недостроенную колокольню. Вдруг он оступился и упал на землю. Мать в ужасе бросилась к сыну, не ожидая увидеть его живым. Каковы же были изумление и радость Агафьи и сбежавшихся соседей, когда оказалось, что мальчик невредим! Так с раннего детства матери и близким было открыто, что Бог чудесным образом хранит Своего избранника. Но скоро Прохор тяжело заболел. У врачей не было надежды на выздоровление. И вот во время самых тяжких страданий мальчика Сама Божия Матерь в неизреченном сиянии явилась ему. Она ласково утешила маленького страдальца и сказала, что надо потерпеть еще совсем немного и он будет здоров. На другой день мимо дома, где жил больной Прохор, шел крестный ход: несли великую святыню города Курска и всей России — чудотворную икону Богородицы — Курскую-Коренную. Мать Прохора увидела это из окна. Взяв на руки больного сына, она поспешила вынести его на улицу. Здесь икону пронесли над мальчиком, и с этого дня он начал быстро поправляться. Прохор не был похож на своих сверстников. Он любил уединение, церковные службы, чтение священных книг. Это было ему совсем не скучно, через молитву перед ним все больше приоткрывался неизведанный и прекрасный духовный мир, в котором царят Божественная любовь и добро. Учился он хорошо, когда же несколько подрос, стал помогать брату, который по примеру отца занялся торговлей. Но сердце Прохора не лежало к земному. Ни дня он не мог провести без храма и всей душой стремился к Богу, Которого любил всем сердцем, больше всего на свете. Он желал быть с Богом постоянно, и потому ему все сильнее хотелось уйти в монастырь. Наконец он признался в своем желании матери. Как ни тяжело Агафий было расставаться с любимым сыном, но она не препятствовала ему. Когда Прохору исполнилось семнадцать лет, он покинул родной дом, получив материнское благословение — большое медное распятие, которое носил на груди и которым необычайно дорожил всю жизнь.

http://pravmir.ru/zhitie-prepodobnogo-se...

Замосточье. Церковь Серафима Саровского (строящаяся). Церковь. Действует.   Престолы: Серафима Саровского Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Республика Беларусь, Минская область, Минский район, д. Замосточье, ул. Школьная, 4Б Координаты: 53.828193, 27.863041 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 18-ти км на юго-восток от г. Минска расположена деревня Замосточье Луговослободского сельсовета. Впервые она упоминается в документах середины XVII века как владение Г. Комара.  В 2008 году деревня стала официально называться агрогородком. Здесь проживает более 2,5 тыс. человек. Первый храм в Замосточье был построен в 1717 году князем Друцким-Гроским. Освятили церковь в честь святителя и чудотворца Николая архиепископа Мирликийского. Дальнейшая судьба Замосточского прихода такая же, как и у большинства православных общин в СССР: он был закрыт,  храм разрушен в период с конца 1920-х годов до начала Великой Отечественной войны. Приходская жизнь возродилась в поселке только в 90-х годах XX столетия. 15 февраля 1997 года состоялось собрание верующих д. Замосточье, На этом собрании решили образовать приход в честь преподобного Серафима, Саровского Чудотворца. К 1998 году у новообразованного прихода появилось здание для проведения богослужений. 17 июня этого же года указом митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) настоятелем был назначен иерей Анатолий Матвеевич Иващук. Началась подготовка к строительству храма. Для этих целей был выделен 1 га земли. В новообразованный приход вошли деревни: Обчак, Замосточье, Заречье, Дворец, Луговая Слобода. 8 апреля 2000 года во временном помещении храма произошел пожар, в результате которого сгорело все имущество, а при въезде в деревню неизвестными людьми был срублен крест. 31 июня этого же года новым настоятелем назначили заштатного священника Иоанна Петровича Дивина. К 31 декабря дом, где до пожара проходили богослужения, был восстановлен и совершена первая божественная литургия. К концу 2002 года Минрайисполком выделил новое место под строительство храма, а институт Белжилдорпроект разработал план архитектурного проекта. 5 февраля 2004 года Минский завод «Аливария» пожертвовал на храм 3 колокола. В феврале 2004 года завершена проектная документация под строительство церкви. В строящемся храме ведутся внутренние работы.

http://sobory.ru/article/?object=39778

Зачеренье. Серафимо-Антониевский мужской скит Александро-Невской лавры. Церковь Серафима Саровского. Серафимовская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Серафима Саровского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1905 и 1909. Год утраты:1944 (боевые действия) Архитектор:Л.П. Шишко Адрес: Ленинградская область, Лужский район, хутор Зачеренье Координаты: 58.830274, 30.056965 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Зачеренье (урочище) – церковь во имя Св. прп. Серафима Саровского Серафимо-Антониевского скита Александро-Невской лавры, каменная, 1905–1908 гг., арх. Л.П. Шишко, закрыта в 1923 г., не сохранилась. На современных картах района топоним Зачеренье присутствует как название урочища к западу от Перечиц, за р. Черной. В конце XVIII в. где-то здесь была д. Зачеренье (то есть «за рекой Черной»), принадлежавшая Елизавете Абрамовне Пушкиной, урожденной Ганнибал. К югу от урочища, на территории бывшего пионерского, ныне детского оздоровительного лагеря «Морская волна», по дороге Жельцы – Торковичи, можно найти остатки многочисленных фундаментов. Это все, что осталось от бывшей красоты этого места. В середине XIX в. здесь была довольно скромная мыза. Она когда-то входила в обширное перечицкое имение Оболенских. В 1876 г. зачеренскую мызу покупает некая Ольга Васильевна Мейскер, которая позже присоединяет к ней выкупленную у В.А. Оболенского мельницу на р. Черной, ныне восстановленную из руин и приспособленную под гостевой дом. Через 20 лет у мызы «Зачеренье» появляется новый владелец – выходец из немцев, потомственный почетный гражданин Вильгельм Штраус, к тому времени уже владевший соседним участком зачеренской пустоши, покрытым сосновым лесом и лишь в небольшой доле использующимся под сенокос. В 1910 г. пустошь и мыза Зачеренье с постройками и мельницей приобретаются Александро-Невской лаврой, чтобы устроить здесь дачу-скит для правящего архиерея столичной епархии, каким в то время был митрополит Антоний (Вадковский).

http://sobory.ru/article/?object=40613

Итоговый документ Третьей ежегодной всероссийской научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России» 3 липня 2006 р. 11:11 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Матф. 6, 33) По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 28 июня по 1 июля 2006 года в Сергиевом Посаде и Сарове прошла Третья ежегодная всероссийская научно-богословская конференция «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России», посвященная трехсотлетней годовщине основания Саровской пустыни и обсуждавшая тему «Возрождение православных монастырей и будущее России». Конференция была организована Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского при участии Российской академии наук, Московских духовных академии и семинарии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , Нижегородской епархии Русской Православной Церкви, Фонда «Фома Центр», Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ. С приветственными посланиями к участникам конференции обратились Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, министр культуры и массовых коммуникаций России А.С. Соколов , руководитель Федерального агентства по атомной энергии С.В. Кириенко. В работе конференции приняли участие видные российские ученые, деятели образования и культуры, священнослужители, государственные и общественные деятели, журналисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Курска, Сергиева Посада, Сарова, Дивеева, Смоленской области. По итогам состоявшегося обсуждения участники конференции считают необходимым заявить следующее. Православные монастыри — зримое свидетельство того, что у Российской земли есть не только политическая, военная, культурная, но и священная история. Образ монастырской обители, источающей свет, радость и покой, остается одним из фундаментальных устоев нашего общенационального самоощущения и самопонимания, является и неотъемлемой частью образа России в мире. Сегодня, в отличие от недавних периодов нашей истории, каждый из нас имеет возможность не только изучать монастыри как культурное наследие, но и прикоснуться к живому опыту монашеской жизни. Возрождение монастырей дает нам надежду на возрождение России.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203313...

Православный мир отметил столетие прославления преподобного Серафима Саровского Фото: Седмица.Ru В 2003 году минуло 100 лет с момента прославления в лике святых великого подвижника Русской Земли, насельника Саровской пустыни старца Серафима. Подготовка к празднованию этого события впервые в истории России после 1917 года осуществлялось совместно представителями Церкви и государства. Проект по содействию проведения общественно значимых культурно-просветительских мероприятий, связанных с празднованием Русской Православной Церковью 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского носил комплексный характер и явился в своем роде уникальным. Все уровни власти: федеральная, областная, местная, Русская Православная Церковь и представители российского бизнеса консолидировались вокруг решения задачи по восстановлению православной святыни общенационального масштаба. 27 февраля 2001 года по распоряжению Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском Федеральном округе был создан Попечительский совет по подготовки к празднованию. Его сопредседателями были назначены митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай и Сергей Обозов - в то время главный федеральный инспектор по Нижегородской федеральной области. Вскоре скончался митрополит Николай, фронтовик, прошедший Великую Отечественную, так что завершать начатое пришлось новому епископу Нижегородскому и Арзамасскому - Георгию (Данилову). 25 февраля 2003 года по распоряжению Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Касьянова утвержден состав Организационного комитета, сопредседателями которого стали Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко и Митрополит Минский и Слуцкий Филарет Патриарший Экзарх всея Белоруссии. В период с февраля до августа состоялось 5 заседаний оргкомитета. С целью формирования и реализации сводного плана подготовки и проведения празднования 100-летия канонизации преподобного Саровского, утвержденного Оргкомитетом, был создан Исполнительный комитет, сопредседателями которого стали: заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Сергей Обозов и Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Комитет состоял из 7 комиссий, каждую из которых возглавляли 2 сопредседателя: представитель светской власти и представитель Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/3.html

Самара. Церковь Софии, Премудрости Божией. Церковь на Самарской набережной, церковь у " Ладьи " Церковь. Действует.   Престолы: Софии, Премудрости Божией Год постройки:Между 2005 и 2019. Архитектор:Ю.И. Харитонов Адрес: Россия, Самарская область, г. Самара, ул. Соколова, д. 1А Координаты: 53.216531, 50.135057 Проезд:ст. м. " Алабинская " . Остановка " Октябрьская набережная " (11, 61 маршрут автобуса; 347 маршрут маршрутного такси) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первоначальнохрам был назван во имя преподобного Серафима Саровского. Но в 2013 году храм переименовали в честь Софии Премудрости Божией. Место под храм было освящено в 2003 году, а в 2005 году был заложен фундамент. Храм планировали возвести за три года, но из-за кризиса строительство было приостановлено. В 2010 году работы возобновили, сейчас храм построен целиком, летом 2013 года был установлен купол. Архитектор Ю.И. Харитонов. Храм однопрестольный, столпообразный, в виде 40-метровой башни со звонницей и смотровой площадкой, на которую можно подняться по винтовым лестницам. Из-за особенностей рельефа местности входы в храм располагаются на разных уровнях. Информация взята со стенда, установленного на площади Славы во время выставки Союза Архитекторов РФ, посвященной трем периодам в архитектуре Самары, проходившей в октябре-ноябре 2013 года. 27 сентября 2019 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения собора Софии Премудрости Божией города Самары и Божественную литургию в новоосвященном храме. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси; http://www.samepar.ru/news/3042/ В 2003 году, к 100-летию прославления в лике святых Серафима Саровского, 1 августа состоялось освящение места под храм. На месте будущего храма во имя Серафима Саровского, был установлен восьмиконечный крест и возложен гранитный камень. А в основание была помещена капсула для потомков с именами тех, кто стоял у истоков создания нового храма. В 2005 году на месте строительства храма заложили фундамент. Автором проекта будущего храма стал самарский архитектор Юрий Иванович Харитонов. Также в осуществлении проекта принимал и другой самарский архитектор, руководитель ООО " Архитектурное бюро " Арт-Эра " - Наталья Вячеславовна Колодина. Церковь планировалось возвести за три года, но в итоге из-за кризиса в 2008 году, строительство было приостановлено на 2 года и вновь возобновлено в 2010 году. Изначально церковь планировалось освятить во имя Серафима Саровского, но в 2013 году, по просьбе самарского духовенства храм переименовали в честь Софии, Премудрости Божией.

http://sobory.ru/article/?object=27232

Санкт-Петербург. Церковь Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1903 году по ходатайству причта Благовещенской церкви в Старой Деревне епархией были приобретены земли севернее полотна железной дороги для организации на них нового городского кладбища. 25 июля 1906 года была произведена закладка храма во имя преподобного Серафима Саровского. По имени церкви и кладбище получило наименование Серафимовского. К концу октября здание было уже построено; проект его исполнил А.Ф. Барановский при участии епархиального архитектора Н.Н. Никонова. Внешний облик здания определяют шатровые крыши церкви и колокольни, резные подзоры кровли, точеные столбы крылец. Одновременно с главным престолом храма 1 марта 1907 года протоиереем Н.А. Травинским были освящены также два придела: южный - во имя Святой Мученицы Царицы Александры и северный - Покрова Пресвятой Богородицы. Дубовый иконостас прекрасной работы для церкви пожертвовал купец А.А. Николаев, а 11 образов для иконостаса - М.Н. Колчин. Близ правого клироса главного придела была помещена главная святыня храма - образ преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей, мантии и гроба, а также камня, на котором он молился тысячу дней и ночей. В годы Первой мировой войны на Серафимовском кладбище хоронили солдат и офицеров, погибших на фронтах и в госпиталях Петрограда. Левее Царских врат главного алтаря на специальном столбе и ныне висит мемориальная латунная доска с образом Святителя Николая Чудотворца в память 136 солдат и офицеров 36-го Орловского пехотного полка, погибших в октябре 1914 года в боях на реке Сан, с надписью: " Нет выше той любви, когда кто положит душу свою за друзей своих. Вечная память " . В послереволюционные годы оставалась действующей, до 15 декабря 1923 года она была приписана к Благовещенской церкви, а затем стала самостоятельной. Она являлась одной из немногих в Ленинграде церквей, которые были открыты и в годы блокады. Храм не работал лишь с 22 января по апрель 1942 года, когда в нем складывали трупы умерших от голода Ленинградцев. В период блокады на Серафимовском кладбище было погребено около 100 тысяч погибших горожан. В 1957-1965 годах по проекту архитектора Я.Н. Лукина и группы скульпторов под руководством Р.К. Таурита справа от входа на кладбище, над местом захоронения погибших в годы блокады, был создан мемориальный ансамбль.

http://sobory.ru/article/?object=01543

19 июля/1 августа Церковь чтит преподобного Серафима Саровского . О духовных заветах и уроках святого, столь важных для нас сейчас, рассказывает протоиерей Артемий Владимиров . Приветствую вас, дорогие друзья, в день преподобного Серафима Саровского, всея России Чудотворца, светила русской истории, Русской земли, Русской Церкви! Позвольте задать вам вопрос: каково главное отличие современников от преподобного Саровского подвижника? Что преимущественно свойственно душе и лицу человека XXI столетия, живущего в России? Обобщение всегда хромает, это бесспорно, но, наблюдая и за собой, и за окружающими меня людьми, я сказал бы, что наши современники всегда или преимущественно пребывают в состоянии волнения, внутреннего неспокойствия, кружения мыслей и чувств, которые беспорядочным вращением влекут иногда нас и сбивают с созидательного русла, по пословице «дурная голова ногам покоя не дает». Переменчивость нрава, совершенно противоположные друг другу эмоциональные состояния – то буйной радости, то глубокого уныния , а главное – несчастная способность – благоприобретенная, конечно, – терять спокойствие, равновесие душевных и телесных сил, раздражаться по пустякам, впадать в состояние смешной, а на самом деле отвратительной для ангелов обиды и обидчивости – вот диагноз, который каждый из нас, хотя бы при минимуме самокритичности и наблюдательности, может приписать себе самому. Из сказанного следует, дорогие друзья, что память преподобного Серафима Саровского, его жизненный опыт, духовные уроки, которыми он делится, просто взирая на нас с присущей ему ангельской полупечальной, полурадостной улыбкой с его древних и современных икон, драгоценны, как воздух. Несмотря на известность завета , который преподобный Серафим оставил нам, своим соотечественникам, духовным детям: «Стяжи мир, и тысячи вокруг тебя спасутся», на поверку из моих собеседников, включая меня самого, может, лишь 5% из 100 когда бы то ни было принимали этот совет серьезно, как руководство к действию. Вот почему сегодня мы простираем наши дрожащие от волнения, стрессов, сердечных перебоев руки к преподобному Серафиму и просим его походатайствовать за нас перед Престолом Господа Вседержителя, пред Царицей Небесной, служителем Которой он, преподобный Серафим, себя смиренно сознавал, чтобы и на нас снизошла теплая лазурь Божественной благодати, наставляющая каждого христианина на благочестивое, праведное и целомудренное жительство, как об этом говорит святой апостол Павел в одном из своих посланий. Именно благодать, истекающая потоком живой воды от Христа Воскресшего через таинства Церкви, одна поможет нам, если мы очень этого захотим, если уразумеем, как идти к Богу, если примем на вооружение все средства, предлагаемые преподобным Серафимом.

http://pravoslavie.ru/95688.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Георгий, епископ Нижегородский и Арзамасский: " Кто-то должен сказать человеку " радость моя! " 31.03.2003 491 Время на чтение 3 минуты В этом году Русская православная церковь будет отмечать большой праздник - столетие со дня прославления святого преподобного Серафима Саровского. Недавно правительство приняло специальное распоряжение о подготовке к нему. Мы беседуем об этом событии с епископом Нижегородским и Арзамасским Георгием. - Владыка Георгий, по поводу церковного праздника появилось специальное распоряжение правительства. В чем дело? Вам не хватает средств? Вы обеспокоены малой общественной значимостью праздника? - День памяти святого преподобного Серафима Саровского, столетие со дня его прославления - особенный праздник. Если мы думаем о возрождении народа и государства, этот день очень важен. В нем можно почерпнуть духовные силы. И это повод окунуться в то пространство, что называлось Православной Русью. Преподобного Серафима Саровского чтут на всей земле. А наше общество забывает о жемчужине, которую имеет. Я считаю, что говорить об этом празднике - наша просветительская, духовно-нравственная миссия. - Прославление преподобного Серафима Саровского зависело от решения последнего российского императора. Оно натыкалось на некоторое сопротивление - уж больно неканоничен был образ преподобного. - Канонизация преподобного не была каким-то самовольным решением, прихотью или экзотикой. Де-факто для всей верующей России он был святым, народ знал о бесчисленном количестве творимых им чудес. Все это тщательно проверялось комиссиями. - Давайте объясним читателю, что за тип личности, говоря мирским языком, или что за образ святости явил собой прославленный в начале века святой? Кто такой Сергий Радонежский в нашей культуре - не надо объяснять. Кто не читал житие, наверняка читал повесть Бориса Зайцева. А Серафим Саровский - иной образ, иная личность. Не рискну сказать внеисторическая, но помните давнее замечание: Серафим Саровский был современником Пушкина , и они друг о друге всего скорее даже не слышали.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

Саров. Успенская пустынь. Церковь Серафима Саровского. Карта и ближайшие объекты Храм преподобного Серафима Саровского заложили в 1897 г. по проекту архитектора А. С. Каменского ещё до того, как Серафим Саровский был канонизирован. Собор возводили над кельей, где жил последние годы преподобный старец. Освящён в ходе саровских торжеств 1903 г., когда о. Серафим был причислен к лику святых. В храме был установлен простой по форме иконостас. Келья отца Серафима находилась внутри храма. Её можно было обойти кругом и зайти внутрь. В ней хранились вещи великого старца. Со временем келью украсили росписью и сделали над ней главу с крестом. В советское время в храме находился драматический театр. Только в 2003 г. храм вновь был восстановлен к 100-летию канонизации Серафима Саровского. Восстановили храм в рекордно короткие сроки - за 8 месяцев. Буквально сутками работали художники из Москвы, те самые, которые расписывали храм Христа Спасителя. К храму примыкает здание под названием Архиерейский дом. В монастырские времена здесь находилась картинная галерея с портретами всех саровских настоятелей. Во время посещения Сарова царской семьей здесь останавливалась мать последнего русского царя Мария Федоровна. Рядом здание монастырской трапезной, которое построили в 1828 году. Купол большого светлого зала был украшен росписью на тему Евангелия: Иисус Христос кормит народ пятью хлебами. Трапезная была рассчитана на 100 человек. Кормили в монастыре скромно, но вкусно и питательно. Вот воспоминания одного из паломников, посетившего монастырь в 1904 году,: «Булки там чудные, вдвое больше петербургских и до того нежные, каких в Петербурге не найдёшь, да я думаю и нигде…и ещё чудный там квас». Рядом с трапезным помещением одновременно были построены хлебня и келарня с погребами над ними (келарь – заведующий монастырским хозяйством). При Пахомии в 1780 году прямо над обрывом к Саровке были сложены каменные ледники и квасоварня. Саровские квасы готовили один раз в год в марте. Ставили в бочках в погребе, засыпая их льдом и снегом, и пили потом весь год.

http://sobory.ru/article/?object=05364

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010