Предисловие Протоиерей Петр Смирнов. Священное торжество Донесение Святейшему Правительствующему Синоду Первенствующего Члена оного Антония, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского от 21 июля 1903 года И. В. Преображенский. Открытие святых мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца I.Okpecmhocmu Сарова.– Саровская пустынь.– Случаи чудесных исцелений II.Nepbый и второй день Саровских торжеств: торжественная панихида и всенощная по парастасу (16 июля, среда).-Крестный ход из Дивеева в Саров.– Торжественные литургия и панихида.– Прибытие в Саров Их Императорских Величеств (17-е число) III.Tpemuй день торжеств (18 июля, пятница): ранняя обедня, за которой Царь и Царицы, вместе с народом, причастились IV. Всенощная 18-го числа – первая церковная служба, на которой преподобный Серафим стал прославляться в лике святых.– Выход на литии из собора за мощами преподобного и принесение св. мощей в собор.– Неописуемый момент открытия гробницы с мощами.– Ночь на 19 июля – пасхальная ночь.– Поздняя литургия 19 июля.– Обнесение мощей вокруг Св. Престола.–Первый торжественный молебен преподобному Серафиму.–Крестный ход вокруг собора V. Окончание Саровских торжеств.– Отъезд Царской Фамилии из Сарова в Дивеев.– Пребывание в Дивеевском монастыре.– Освящение нового храма в память преподобного Серафима.-Заключительные замечания Описания торжеств в церковной печати Высочайшее посещение Дивеевского монастыря, Нижегородской епархии Из Сарова и Дивеева Священник Павел Беляев. Великие саровские торжества в июле 1903 года Архимандрит Сергий (Тихомиров). Письма из Сарова 13–22 июля 1903 года Священник Василий Тигров. Воспоминания о Саровских торжествах Дорога Прибытие в Саров Крестный ход и литургия Прибытие Государя «Здравствуйте, Государь-Батюшка!» Последняя заупокойная литургия. Государь на пути к источнику И настало мгновение! «Батюшка Серафим, исцели ты нас!» Всепразднственная ночь за оградой монастыря «Городок». Людское море Богослужения при часовнях и крестные ходы Старец Серафим вновь входит во «Святая святых» земного храма Царственные гости на монастырской трапезе Утешения чудес Ночью у раки с мощами Проводы Государя Еще исцеления. Бесноватые. У старца. Прощание с Саровом. Святая ночь. Дивеев. Канавка. Дивеевские торжества. Близость неба. Молчание книжников. В богомольческом поезде. Небесные отзвуки. Священник Ф.А. Саровские торжества Чудесные исцеления на источнике преподобного отца Серафима, саровского чудотворца 1 2 3 Заявление вдовы А. Богородской о дивной милости Божией ее сыну, по молитвам преподобного о. Серафима Саровского Протоиерей Философ Орнатский. Саровские поучения. 1. Святой Серафим – идеал жизни во Христе 2. О причащении Святых Тайн для соединения во Христе со святым Серафимом 3. О любви к Матери-Церкви, породившей любимое чадо – святого Серафима 4. О поминовении усопших 5. О смирении. 6. О блаженной кончине святого старца Серафима 7. О значении храма на Руси.  

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 г. (г.Саров) 30 июля, во второй половине дня, в Сарове под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II открылось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Открывая заседание Священного Синода, Его Святейшество, в частности, сказал: – Я сердечно приветствую членов Священного Синода Русской Православной Церкви в этом особом, святом месте – месте подвигов преподобного Серафима Саровского. Благодарю Вас за то, что все Вы были сегодня участниками освящения возрожденного храма во имя преподобного Серафима Саровского и совершали в нем вместе с нами первую Божественную литургию. Нынешнее торжество носит характер не только лишь праздника Русской Православной Церкви, но является поистине всеправославным празднованием. Присутствие делегаций всех Поместных Православных Церквей на этих торжествах – яркое тому свидетельство. Мы все должны благодарить Бога за то, что Он сподобил нас стать участниками празднования 100-летия прославления в лике святых великого Саровского Чудотворца. Эта юбилейная дата укрепляет и поднимает дух нашего народа. Несколько лет тому назад мы отмечали 600-летие преставления преподобного Сергия Радонежского. И вот теперь мы празднуем 100-летие канонизации святого Серафима Саровского. Преподобный Сергий и преподобный Серафим – эта два величайших подвижника и молитвенника за нашу Святую Церковь и наше Отечество. Они особенно любимы нашим многострадальным народом, который в своих скорбях, испытаниях и трудностях всегда прибегал и прибегает к молитвенной помощи этих угодников Божиих. Мы видим сегодня великое множество паломников, которые приехали в Саров и Дивеево на торжества, посвященные памяти преподобного Серафима. Сегодня центральным моментом этих торжеств стало долгожданное событие – освящение возрожденного после десятилетий поруганий и запустения Свято-Серафимовского храма в Сарове.

http://sedmitza.ru/lib/text/429520/

Закрыть itemscope itemtype="" > Серафимовский дух смирения 1 августа - обретение мощей прп.Серафима Саровского 01.08.2010 467 Время на чтение 7 минут Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы в 1903 году была вскрыта могила саровского чудотворца. Дубовый гроб был цел, а от мощей распространилось дивное благоухание. Священный Синод принял решение о канонизации иеромонаха Серафима. 18 июля в шесть часов вечера в Саровской обители раздался благовест к службе: прп.Серафим стал прославляться Церковью в лике святых Божиих. Богомольная Русь в этот вечер пела: «Ублажаем тя, преподобный отче Серафиме». В образе преподобного дивно сочетались радость и подвиг, тягота молитвенной брани и райская светлость - предызображение уже нездешнего света. Но особенно поражает смирение старца. О том, нужно ли современному человеку смирение и что такое лжесмирение, размышляет настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос.Песочный протоиерей Игорь ФИЛИН. Смирение - качество, противоположное гордости. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4,6). Как известно, человек пал гордостью, ибо Адам принял помысел о том, что он может стать как Бог. А стать как Бог - значит не иметь над собой никого, ни от кого не зависеть, быть совершенно свободным. Христос же сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11,29). Он сказал один-единственный раз «научитесь», и это было о смирении и кротости, ибо без смирения обрести Царство Божие невозможно. И Господь по любви Своей, дабы спасти души наши, всю жизнь нас смиряет. Христиане не бегут от смирения, а стремятся к нему. Поэтому всякое поношение, которое мы испытываем, - благо. - Всякое?! - Всякое! Потому что во всём - Бог. Если предположить, что не всякое, значит, существуют ситуации, где Бога нет? Сознание святых от сознания плохо кающихся грешников тем и отличается, что они знают, что Бог во всём непрестанно присутствует, всё время рядом. Радуйтесь, когда терпите несправедливость, - это чудесный повод стяжать себе смирение. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5,44). В этом плане поражают кротость и смирение прп.Серафима Саровского.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/a...

Наследие преподобного отца Серафима Саровского как фактор информационной защиты россиян Скачать epub pdf Статья публикуется впервые Доклад на VI-oй ежегодной всероссийской научно-богословской и общественной конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и будущее России», 25–28 июня 2009, гг. Санкт-Петербург – Саров. Великий светильник духовный, святой угодник Божий Серафим Саровский , по праву названный духовником Земли Русской, оставил для нас, своих потомков драгоценное наследие, которое есть неистощимый кладезь для утоления жажды душ человеческих, для исцеления и сохранения в мире и здравии человеческого сознания и мироощущения. Жажда слов истины и примера святости многие годы безбожия томила сердца и умы множества людей в нашей стране. Конец безбожной эпохи, эпохи жестоких гонений на религию и Церковь ознаменовался обретением святых мощей преподобного Серафима Саровского , и это событие явилось знаком особой милости Божией для нашей страны. Думается особенное значение преподобного Серафима, как для России, так и для всего мира не требует доказательств, но чудо возвращения его святых мощей, одновременно с которым стало возможным новое открытое слово о Христе и Его Церкви является, пожалуй, наиболее ярким свидетельством особого предназначения Святого. Однако сегодня, когда уже открылись тысячи храмов и сотни монастырей, и никто не препятствует проповеди Слова Божия, мы встречаемся с новыми трудностями, новыми вызовами, встающими как перед Церковью, так и перед обществом и государством в целом. Эти трудности связаны не только с изменением политической и экономической ситуации в нашей стране, но и с глобальными процессами в мировом сообществе. «Мир во зле лежит» ( 1Ин.5:19 ), по свидетельству возлюбленного ученика Господня, с древних времен и до сего дня. Силы зла действуют неизменно на разрушение и разделение, как человеческих сообществ, так и сознания отдельной человеческой личности, только образ их действия может меняться, принимая наиболее подходящую к современности форму.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Санкт-Петербург. Церковь Серафима Саровского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Мощи Преподобного Серафима Саровского были обретены нетленными 19 июля (1 августа) 1903 года в Сарове спустя 70 лет после его смерти, и по инициативе царя Николая II Серафим Саровский был канонизирован Русской Православной церковью. Первым храмом, построенным в России в честь святого, стала Серафимовская церковь в посёлке Песочном (быв. Графское) Курортного района. Строительство деревянной церкви по проекту В.В.Сарандинаки под руководством военного инженера И.Т. Соколова было начато в апреле 1904 года, завершено к середине июля. Храм строился на средства жителей посёлка по инициативе «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной церкви», председателем которого был Философ Николаевич Орнатский, канонизированный в 2000 году. Для строительства храма, а также для постройки летней колонии для беднейших детей, обучающихся в школах Общества, графиней О.В.Левашовой был выделен участок земли из имения «Осиновая Роща». Среди благотворителей самый большой вклад в строительство храма внёс почётный гражданин, купец 1-й гильдии В.Е.Евстифеев, за что был награждён орденом Святой Анны III степени. 18 июля 1904 года церковь была освящена епископом Ямбургским Сергием (Старогородским), будущим патриархом Московским и всея Руси. В первые годы служба в храме велась только в летнее время. В 1937 году по постановлению Леноблисполкома Серафимовская церковь была закрыта. Последним настоятелем храма стал протоиерей Н.И. Меринов, арестованный 6 августа 1937 года и 24 сентября расстрелянный. В советское время в здании церкви расположился клуб, потом пункт проката, были снесены купола и колокольня. К началу 90-х годов здание требовало капитального ремонта, часть здания была под угрозой разрушения. В 1991 году состоялось второе обретение мощей святого Серафима Саровского, с этого момента началась передача здания церкви Русской Православной церкви, завершившаяся в 1992 году. Началась реставрация храма, которая проводилась с максимальным приближением к историческому облику. В храме был расписан большой пятиярусный иконостас. В 2006 году восстановление Серафимовской церкви было полностью завершено.

http://sobory.ru/article/?object=00526

Содержание Предисловие Глава I. Четыре удела Божией Матери на земле: Иверия, Афон, Киев и Дивеево. Флоровский женский монастырь в Киеве. Полковница Агафья Семеновна Мелъгунова – первоначальница обители на месте четвертого жребия Матери Божией на земле – в селе Дивееве. Общежительная Саровская пустынь; история ее. Иеросхимонах Иоанн Глава II. Настоятель Саровской пустыни Дорофей. Иеромонахи Филарет, Маркел и Исаакий. Строитель иеромонах Ефрем. Разноречивые печатные показания о приезде А. С. Мелъгуновой в Саров и Дивеево. Переезд матери Александры на жительство в д. Осиповку, смерть дочери и решение ее распродать имения и отпустить крестьян на волю. Построение Мелъгуновой храмов Божиих и добрые ее дела. Голодные годы, в особенности 1775-й, и чудо в Саровской пустыни. Поездки матери Александры в Казань и Киев. Жизнь ее в Дивееве, труды и тайные благотворения. Настоятель Саровской пустыни о. Пахомий, старец игумен Назарий. Иеросхимонах Дорофей, схимонах Марко и другие. Иеросхимонах Иосиф, иеромонахи Матфей, Питирим и Иоаким. Казначей о. Исайя. Устройство общины при Казанской церкви. Отношения матери Александры к юному послушнику и затем иеродиакону Серафиму Глава III. Жизнеописание о. Серафима от рождения до поступления в монастырь. Прибытие в Саровскую пустынь, прохождение послушаний, духовные подвиги и любовь к нему начальников. Болезнь юного Прохора и исцеление его Божией Матерью. Пострижение в монашество в 1786 году и в сан иеродиакона в 1787 году. Поездка на похороны помещика Соловцева в 1789 году, первое и единственное посещение Дивеева, матери Александры Мельгуновой. Просьба матери Александры к о. Пахомию и к иеродиакону Серафиму. Кончина и погребение А. С. Мельгуновой Глава IV. Видение иеродиакону Серафиму во время богослужений. Рукоположение его в 1793 году в сан иеромонаха. Голод в Саровской пустыни и чудеса. Страдания о. Серафима от болезни ног и стремление к пустынножительству. Обещание о. Пахомия заботиться о Дивеевской общине. Кончина о. Пахомия и удаление о.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава десятая. Посещение Дивеевского монастыря. Старицы Саровские В своих воспоминаниях о сравнительно недавнем прошлом Архиепископ ничего не сказал о том, что ездил в Сибирь. Умолчал он и о своем посещении Саровской обители, умолчал о своем молении в келии Преподобного Серафима, как и о том, что случилось там, не желая открывать то, что, по смирению, должно было остаться в тайне. Но, однако, упомянул, что в 1911 году он был в благословенной келии блаженной юродивой Паши Саровской, жившей в Дивеевской обители. Дабы ярче представить образ Паши Саровской, приведем свидетельство одной современницы, монахини Дивеевской обители Анны, прожившей сорок пять лет с блаженной Христа ради юродивой Пелагеей Ивановной Серебрянниковой, прозванной «вторым Серафимом». Говоря о других юродивых, монахиня Анна упоминает и о «третьем Серафиме», о Христа ради юродивой Паше Саровской. «Забегали к Пелагее Ивановне и прочие, бывшие в обители, блаженные рабы Божии, такие же, как и она, «дурочки», как себя они величали. Раз, например, зашла Паша Саровская. Она потому и называлась «Саровскою», что много лет спасалась, живя в пещерах, в дремучем саровском лесу... Вошла она молча и села возле Пелагеи Ивановны. Долго смотрела на нее Пелагея Ивановна, да и говорит: – Вот тебе-то хорошо, нет заботы, как у меня: вон детей-то сколько! Встала Паша, поклонилась ей низехонько и ушла, не сказавши ни слова в ответ. Спустя много лет после того, сестра обители нашей Ксения Кузьминишна, старица прежних серафимовских времен, однажды во время обедни осталась одна с Пелагеей Ивановной и, сидя на лавке у окна, тихонько расчесывала ей голову, а Пелагея Ивановна спала. Вдруг Пелагея Ивановна вскочила, точно ее кто разбудил, бросилась к окну, отворила его и, высунувшись наполовину, стала глядеть вдаль и кому-то грозить. «Что такое?» – подумала старица Ксения и подошла к окну поглядеть. Видит, отворяется обительская калитка, что у Казанской церкви, и в нее входит блаженная Паша Саровская с узелком за плечами, направляется прямо к Пелагее Ивановне и что-то бормочет про себя. Подойдя ближе и заметив, что Пелагея Ивановна ей что-то таинственное говорит, Паша остановилась и спросила: – «Что, матушка, или нейти?» – «Нет!» – говорит Пелагея Ивановна. – «Стало быть, рано еще? Не время?» – «Да!» – подтвердила Пелагея Ивановна. Молча на это низко поклонилась ей Паша и тотчас же, не заходя в обитель, вышла в ту самую калитку. И после этого года полтора ее не было у нас...

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

7 фактов о преподобном Серафиме апреля 2016 Вспоминаем основные вехи жизненного пути одного из главных петербургских святых, 150 лет со дня рождения которого исполнилось 13 апреля. Факт 1: Несколько святых покровителей Будущий преподобный Серафим Вырицкий был крещен с именем Василий в честь преподобного Василия Нового, исповедника (память 8 апреля). В житии Василия Нового содержится рассказ о мытарствах Феодоры, к которому часто обращались в начале ХХ века православные пастыри и архипастыри, призывая людей к покаянию. Призывать к покаянию, молиться за своих духовных чад научил преподобного Серафима Василий Новый. Название деревни, в которой родился Василий, Вахромеево, связано с именем апостола Варфоломея (в русской огласовке часто - Вахромей). Церковь чтит память этого апостола вместе с памятью апостола от 70 Варнавы (24 июня). В юности Василий обрел духовного отца в лице Варнавы Гефсиманского (прославлен в чине преподобного в 1995 году), и был пострижен в иночество (1920) с именем Варнава. Будучи утвержден в звании народного духовника Пещер Гефсиманского скита, старец Варнава (в миру - Василий Ильич Меркулов) ежедневно принимал сотни паломников, исповедовал, благословлял, молился за людей. Современники называли Варнаву Гефсиманского старцем-утешителем (имя Варнава означает " сын утешения " ). Народным утешителем стал и Серафим Вырицкий. При пострижении в схиму иеромонах Варнава был наречен в честь преподобного Серафима Саровского. Василий Николаевич всегда особо почитал Саровского чудотворца; известно, что он участвовал в 1903 году в торжествах по случаю канонизации святого. Серафим Вырицкий повторил молитвенный подвиг святого тезки. Тысячу дней и ночей тот коленопреклоненно молился на гранитном валуне с воздетыми руками. А тяжело больной Серафим Вырицкий в течение 10 лет молился на камне перед иконой Саровского чудотворца, ходатайствуя за Русскую Церковь и ее чад. Когда ноги отказывали ему, домашние помогали преодолеть дорогу до камня на огороде, и он вставал на колени и молился.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Пока мы слышим только голоса растлителей " Представитель Фонда преподобного Серафима Саровского уверен, что телевидение необходимо взять под контроль 19.02.2007 358 Время на чтение 3 минуты Недавно Православная церковь праздновала память одного из самых почитаемых святых - преподобного Серафима Саровского. В этом году на торжества в Дивеево было решено позвать представителей всех храмов и фондов имени святого. А журнал " Фома " выпустил специальную карту памятных " серафимовских " мест во всем мире. Об этом проекте, а также о жизни православных людей в современном обществе нам рассказывал Игорь МЕЩАН, заместитель исполнительного директора Фонда преподобного Серафима Саровского. -Мы не одиноки в своем почитании святого Серафима, его почитают во всем мире. Причем не только поместными православными церквами, но и другими конфессиями. Очень яркий пример: в 2003 году, когда праздновалось столетие прославления в лике святых преподобного, в закрытом городе Сарове, куда пускают только по пропускам и где находится российский федеральный ядерный центр, состоялся фактически всемирный православный собор. - Как общественные организации, подобные вашей, могут влиять на духовную жизнь общества? - Не нам судить, но кажется, что положительно. Например, один наш проект, " Православная инициатива " , это один из путей развития гражданского общества. Мы даем гранты инициативным людям, которые осуществляют проекты в сфере духовного развития, благотворительности, милосердия. Людям зачастую не нужно очень много денег. Например, мы финансировали создание мастерской для производства икон для слепых. Теперь мастерская работает, уже сама выпускает иконы, которые покупают. Самое интересное, что, когда людей замечают, они сразу вырастают в собственных глазах, в том числе в глазах местной администрации, которая им денег не могла дать. - А возможен ли обратный эффект, когда нравственно опустошающееся общество может повлиять на церковную жизнь? - Общество в любом случае влияет на Церковь. Когда оно отходит от веры, то фактически распадается. Отказ от духовных ценностей, их же можно назвать основами морали, приводит к хаосу и полному разложению. Вот и все. Поэтому, естественно, общество пытается влиять на Церковь. Например, есть церкви, которые называют себя христианскими, но рукополагают женщин или открытых гомосексуалистов - это и есть примеры негативного влияния общества на Церковь. Слава Богу, что в Русской православной церкви этого нет и не будет.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Преподобный и Великая Победа мая 2016 Валерий Филимонов о молитвенном подвиге святого Серафима Вырицкого в годы Великой Отечественной войны … Подражая своему Небесному учителю (Преподобный Серафим Вырицкий принял великую схиму в честь преподобного Серафима Саровского, которому особо молился и стремился подражать в течение всей соей жизни), вырицкий старец принял на себя новый великий подвиг. После переезда в дом на Пильном проспекте он молился в саду на камне перед иконой преподобного Серафима, Саровского чудотворца о спасении России и Русской Православной Церкви (Это была икона, изображавшая Саровского чудотворца коленопреклоненно стоящего перед образом Пресвятой Богородицы " Умиление " . Эту икону вырицкий подвижник привез в 1903 году с Саровских торжеств, в которых вместе с супругой принимал участие). Это бывало в те дни, когда несколько улучшалось здоровье тяжело болевшего старца. Первые свидетельства о молении святого Серафима Вырицкого на камне относятся к 1935 году, когда гонители обрушили на Церковь новые страшные удары. На протяжении почти десяти лет совершал преподобный Серафим Вырицкий свой непостижимый подвиг. Это было воистину мученичество во имя любви к ближним. Со многими горячими слезами умолял Господа подвижник о возрождении Русской Православной Церкви и о спасении всего мира. Это был великий плач о всем человечестве; это была святая скорбь о мире, не ведающем Господа и любви Его. Сердце старца было исполнено невыразимой жалости ко всем заблудшим и погибающим. Для него всякий человек был творением и созданием Божиим. Отец Серафим молился за всех людей - верующих и неверующих, за врагов и гонителей Церкви, желая вечного спасения всем до единого человека. Это была великая молитва покаяния за грехи людские. Такие молитвы удерживают мир от катастрофы... С началом Великой Отечественной войны преподобный усилил подвиг моления на камне - стал совершать его ежедневно. Вот что рассказали внуки подвижника - Маргарита Николаевна Набоко и Александр Николаевич Муравьев, лично сопровождавшие старца до камня: " В 1941 году дедушке шел уже 76-й год. К тому времени болезнь очень сильно его ослабила и он практически не мог передвигаться без посторонней помощи. В саду, за домом, метрах в пятидесяти, выступал из земли гранитный валун, перед которым росла небольшая яблонька. Вот на этом-то камне и возносил ко Господу свои прошения отец Серафим.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010