В 1938 г. на место Тихона (Лященко) митрополитом Берлинским и Германским был назначен Серафим (Ляде). В 1923 г. он был рукоположен во епископа обновленцами Украины во главе с " митрополитом " Пименом Пеговым а затем вошел в состав обновленческого Синода Украины Приехав в 1929 г. в Германию и вступив в контакт с РПЦЗ епископ Серафим получил испытательный срок и около года числился простым монахом. Затем, как сообщал орган РПЦЗ журнал " Православная жизнь " , публично сознался, что являлся агентом ОГПУ, и после рассмотрения его дела Архиерейским Собором РПЦЗ был назначен на епископскую кафедру От гитлеровцев митрополит Серафим (Ляде) получил титул " фюрера всех православных в III Рейхе и во всех контролируемых им территориях " . 25 февраля 1938 г. Гитлер издал закон, по которому вся русская церковная собственность передавалась в распоряжение еп. Серафима. После назначения еп. Серафима власти Германии оказали помощь в ремонте 19 православных храмов РПЦЗ. В результате давления немецких властей все приходы в Германии, ранее входившие в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, перешли в юрисдикцию РПЦЗ В начале строительства православного собора в Берлине епископом Серафимом была заложена плита с надписью: " При правительстве христианского вождя германского народа Адольфа Гитлера... построен сей кафедральный собор " 12 июня 1938 года митрополит Анастасий (Грибановский), сменивший в 1936 г. на посту главы РПЦЗ митрополита Антония, обратился к Гитлеру с благодарственным адресом, где писал: " Лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в Вас вождя в мировой борьбе за мир и правду. Мы знаем из достоверных источников, что верующий русский народ, стонущий под этим рабством, ожидающий своего освобождения, постоянно возносит к Богу молитвы, чтобы Он сохранил Вас и дал Вам посильную помощь " Таким образом, глава РПЦЗ фактически призывал к агрессии и разорению России. Во время войны, когда десятки миллионов русских людей стали жертвами агрессивной языческой идеологии, митрополит Анастасий от имени архиереев РПЦЗ с радостью приветствовал фашистскую агрессию и оккупацию русских городов. В пасхальном послании 1942 г. он, касаясь положения русского народа на занятых гитлеровскими войсками территориях, писал: " Настал день, ожидаемый им (русским народом), и он ныне подлинно как бы воскресает из мертвых там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы. И древний Киев, и многострадальный Смоленск, и Псков светло торжествуют свое избавление как бы из самого ада преисподнего "

http://ruskline.ru/analitika/2006/04/24/...

Правда, уже вскоре отношения братства прп. Иова с о. Михаилом полностью нормализовались. 8 июля 1942 г. на заседании Духовного собора обители иеромонах Иов в отчете о своей деятельности в Братиславе указал, что он собрал свыше 20 тыс. крон пожертвований, «установил добрые отношения» с архимандритом Михаилом, и с прихожанами братиславской церкви общение было «самое .   26 мая 1942 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение о преобразовании Германской епархии в Средне-Европейский митрополичий округ во главе с возведенным в сан митрополита Серафимом (Ляде). В состав этого округа вошли и все православные общины в Австрии, Словакии, Протекторате Богемии и Моравии, значительная часть которых формально оставалась в сербской юрисдикции. Митрополит Серафим (Ляде) управлял православными приходами Словакии до начала 1945 г. При этом неоднократно возникали различные осложнения. Активная издательская и миссионерская деятельность братства прп. Иова еще до начала войны с СССР вызывала сильную тревогу у не­мецких властей. 23 октября 1940 г. Главное управление имперской безопасности (РСХА) отправило специальному уполномоченному при немецком посланнике в Братиславе штурмбаннфюреру СС Хану письмо по поводу проводимой монастырем потенциально опасной для Германии панславянской деятельности: «Было установлено, что панславянские круги внутри православной Церкви на территории Генерал-губернаторства поддерживают тесные связи с Владимировским [Ладомировским] монастырем в Словакии. Настоятель монастыря архимандрит Серафим руководит русофильской православной церковной деятельностью в восточном пространстве. Насколько здесь известно, эта миссионерская работа организуется при поддержке бывшего чешского сенатора Юрко Лазо, который в свое время принадлежал к партии Бенеша. Главной областью интересов этой миссии являются Восточная Словакия, Закарпатская Украина и Лемковщина в Генерал-губернаторстве. Архимандрит Серафим ранее был старшим лейтенантом артиллерии в царской армии. Настоящим руководителем работы является его заместитель – русифицированный немец проф[ессор] Петр Струве [в действительности сын этого профессора – игумен Савва]. В монастыре имеется собственная типография, в которой издается газета «Православная Русь». Через священника Ткачука, который, как и Струве, по убеждениям является русифицированным немцем, этот центр панславянской православной миссии имеет связь с Берлинским архиепископом Серафимом.

http://sedmitza.ru/lib/text/9606823/

24 декабря 1941 г. архимандрит Серафим написал архиепископу, что через несколько дней вышлет ему еще 20 антиминсов для освящения и попросил 5 из них вернуть обители. К июлю 1942 г. более 100 напечатанных в братской типографии на шелковых платах антиминсов были освящены Владыкой Серафимом и отправлены в Россию, Белоруссию и на Украину. К этому времени на них уже служили в ряде церквей Смоленской, Минской, Могилевской, Витебской и Киевской епархий. Общее количество изготовленных антиминсов было значительным. К августу 1942 г. было закуплено полотно для изготовления 500 антиминсных . К октябрю 1942 г. было отпечатано более 400 антиминсов, из которых большая часть уже была освящена Владыкой Серафимом и послана в Россию. В феврале 1943 г. в сборнике «Летопись Церкви» сообщалось, что митрополит Серафим (Ляде) передал управляющему Киевской епархией Автономной Украинской Церкви епископу Пантелеимону (Рудыку) 200 антиминсов, «печатанных в обители преп. Иова для новооткрытых храмов Киевской епархии, а также ряд антиминсов для новооткрытых храмов Херсонско-Николаевской . Согласно письму архимандрита Серафима Болгарскому Синоду от 15 марта 1943 г., на присланные из Болгарии деньги, было изготовлено 500 шелковых антиминсных платов, из которых 350 отправлено на оккупированную территорию . К лету 1943 г. митрополит Серафим (Ляде) переслал на оккупированную территорию СССР 2 тыс. изготовленных в монастыре прп. Иова антиминсов. Осенью 1943 г. братство изготовило еще 400 . По мере развития событий на Восточном фронте тон статей в «Православной Руси» несколько изменился. С начала 1942 г. надежды на политическое освобождение Родины стали отделяться от видения путей ее духовного возрождения. Современные исследователи А. К. Клементьев и Т. А. Богданова в своей статье справедливо отметили: «Идет лишь первый год войны, а редакторы “Православной Руси”, живущие вдали от политических центров и надежных источников сведений о ходе военной кампании, проявляют разумную сдержанность и совершенно изумительную трезвость в оценке происходящих событий, что разительно отличает ладомировскую газету от почти всех современных ей русских периодических изданий, продолжавших выходить как на территории других государств – союзников Германии, так и на оккупированных землях, и в самом Германском .

http://sedmitza.ru/lib/text/9606823/

5 – Миссионерский комитет предпринимает вес от него зависящее, чтобы при приходах были устроены отдельные помещения для постоянных приходских собраний, библиотек, читален, воскресных школ, хоров, юношеских организаций и вообще широкой церковно-общественной деятельности. 6 – Миссионерский комитет заботится о поддержании и поднятии духа жертвенности у верующих как в деле христианского благотворения, так и во всем, что касается благоустройства и благолепия Церкви, и предпринимает все возможные меры для несения помощи в деле милосердия и восстановления храмов и церковной жизни в освобожденных восточных областях. Сообщения и распоряжения Высокопреосвященнейшего Серафима, митрополита Берлинского и Германского и Средне-Европейского митрополичьего округа (СР). Июль 1942. С. 1–2. 46. Письмо митрополита Серафима (Ляде) настоятелю Мюнхенского прихода игумену Александру (Ловчему) Берлин, 17 ноября 1942 г. Дорогой Отец Игумен! Никакого разрешения на получение вина и муки, выданного Министерством, не имеется. Мука, как я уже писал Вам, выдастся местными отделениями Гетрейдсвиртшафтсфербанда и только для тех церквей, которые находятся на месте этого Отделения, но не в другие места. Поэтому Вашей церкви не может быть выдана мука в Берлине. Правда, Вы се несколько раз получили, но [только] нелегально. Поэтому я не могу предложить нашему церковному старосте, чтобы он отпустил Вам муку, ибо нам это строго запрещено. Мне нужно быть очень осторожным в этом деле. В этом году, конечно, муки Вам не выдадут. В начале 1943 года мы представим новый список приходов, в том числе и Вашего, тогда Мюнхенское Отделение Виртшафтсфербанда получит указание. Поступайте так, как поступают другие церкви, не получающие муки в достаточном количестве: требуйте от своих прихожан хлебных карточек для выпечки муки. Очень сомнительно, получим ли мы в будущем году опять муку, тогда все равно придется изменить порядок во всех приходах, не только в Мюнхене. С любовью во Христе, преданный Вам М. Серафим АГЕ, д. Приходы. Мюнхен 1929–1942 гг., б/л. Подлинник. 47. Распоряжение митрополита Серафима (Ляде)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В дальнейшем положение евлогианских приходов на территории Берлинской и Германской епархии было урегулировано Соглашением между архиепископом Серафимом (Ляде) и епископом Бельским Сергием (Королевым) в ноябре 1939 года. В 1938–1939 годах в связи с расширением территории рейха юрисдикция Германской епархии при поддержке министерства церковных дел распространилась на православные приходы в Австрии, Чехии, Бельгии, Люксембурге, Лотарингии, Словакии, Венгрии. Во главе епархии был поставлен епископ Потсдамский Серафим (Ляде) с титулом «епископ Берлинский и Германский». Кандидатура оказалась весьма подходящей и устраивающей всех – немец по национальности, имел германское гражданство, пользовался уважением русской церковной эмиграции в Третьем рейхе, обладал спокойным характером. Однако план министерства создать некую влиятельную наднациональную православную церковь не мог быть реализован, поскольку ведущими принципами церковной политики нацистского руководства оставались децентрализация православного мира и поддержка самостоятельных и независимых национальных православных церквей на оккупированных территориях. Так, после падения Польши единая Польская православная церковь была раздроблена на церковные организации по национальному признаку (русские, польские, украинские). Внимание обращалось и на другие православные церкви – Болгарскую, Греческую, Сербскую, Румынскую. Их стремились также включить в орбиту влияния рейха. Еще до начала своего «похода на Восток» спецслужбы нацистской Германии вели поиск возможностей оказывать влияние и на религиозные организации в СССР, и на зарубежные русские православные приходы. До 1941 года усилия были направлены в основном на Русскую православную церковь за рубежом – религиозную организацию, возникшую в начале 1920-х годов на базе православных приходов, располагавшихся в Западной Европе и руководимых иерархами, покинувшими Советскую Россию в годы Гражданской войны или сразу после ее окончания. По своим политическим взглядам тогдашний глава Архиерейского синода Русской православной церкви за рубежом митрополит Анастасий (Грибановский) и другие иерархи были среди тех представителей русской эмиграции, которых не покидала надежда на крах коммунизма, падение ненавистных им советской власти и Совдепии. Это, естественно, учитывалось Гитлером, и потому особых препятствий деятельности этой церкви на территории Германии не чинилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

В своем письме митр. Анастасий предостерегал немцев от поддержки неканоничной автокефальной в ущерб законной автономной Украинской Церкви, делая вывод, «что так называемая Украинская автокефальная церковь является группой с настоящим сектантским характером, поддержка которой со стороны германских ведомств никоим образом не рассматривается верующими в качестве признака внимания по отношению к Православной Церкви». К письму руководителя карловчан был проявлен определенный интерес, 31 июля копии его были пересланы в МИД, РСХА, Партийную канцелярию, а 17 августа в РМО 455 . Но никакого реального воздействия оно не оказало. Министерство занятых восточных территорий и далее продолжало поддерживать именно автокефальную церковь . В сентябре 1944 г., за три недели до вступления советских войск в Белград, Архиерейский Синод со своими служащими эвакуировался в Вену. Вопрос о переселении Синода в Германию поднимался еще на Венской конференции в октябре 1943 г., и митр. Серафим (Ляде) подал об этом заявление в германские ведомства. Но его поддержало тогда только РКМ, все остальные заняли отрицательную позицию. 24 апреля 1944 г. уже Бенцлер прислал в МИД телеграмму с предложением об эвакуации Синода, по желанию последнего, в Карлсбад, указав, что его позицию в этом вопросе разделяет не только РКМ, но и белградское СД. Однако ведомство шефа полиции безопасности и СД 25 апреля сообщило своим офицерам в Белграде, что вопрос об эвакуации вообще не может ставиться. В качестве обоснования приводился довод, «что при переселении Белградского Синода в Карлсбад этот город, принимая во внимание большое число восточных рабочих в рейхе, рано или поздно станет местом паломничества православных верующих». МИД считал точно так же; еще 12 сентября 1944 г. он указывал своему уполномоченному в Белграде оставить митр. Анастасия и его сотрудников на месте так долго, как позволит военное положение на Балканах. Эта позиция, помимо ссылок на интересы германской внешней политики, объяснялась необходимостью препятствовать тесным контактам митрополитов Серафима (Ляде) и Анастасия 456 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

145 В полемичной книге С. В. Троицкого «О неправде карловацкого раскола» (Париж, 1960) на стр. 112 утверждается, что к Средне-Европейскому митрополичьему округу РПЦЗ были присоединены Смоленск и Орловская епархия. Это не соответствует действительности. Вероятно, Троицкий исходил из публикуемого решения Синода, но оно выполнено не было, епископов из-за противодействия немцев послать не удалось. 147 После окончания совещания также выяснилось, что его участники составили и единогласно приняли обращенный к германским властям и не предназначенный для печати меморандум, отправленный 3 ноября 1943 г. митр. Серафимом (Ляде) в РКМ. Этот документ включал в себя в более развернутой форме важнейшие из опубликованных пунктов резолюции. В нем также более явно критиковалась политика германских ведомств, в частности содержалось требование «устранения всех препятствий, которые мешают свободному сообщению епископов по эту сторону фронта и, если это отвечает желанию епископов, их объединению» (РТВА, ф. 1470, оп. 2, д. 17, л. 120–125). Впрочем, на церковную политику нацистов меморандум не оказал влияния, идти на существенные уступки РПЦЗ они не собирались. 148 Речь идет о митрополите Виленском экзархе Прибалтики Сергии (Воскресенском), убитом 28 апреля 1944 г. вероятнее всего самими же нацистами, обвинившими в этом преступлении партизан. 149 Дело до устройства пропагандистских поездок священнослужителей из Белоруссии, Украины и Прибалтики на Балканы так и не дошло. 150 Согласно завещанию митр. Сергия в должность старшего наместника вступил архиепископ Ковенский Даниил Позьвюк. 151 В информационной записке МИД от 19 сентября 1944 г. говорится, что митр. Анастасий в сопровождении 14 персон прибыл в Германию и его нельзя размешать совместно с епископами, эвакуированными из восточных областей. О ноября служащие и члены Синода поселились в Карлсбадс, а затем в связи с «оным приближением советских войск выехали в Баварию, где их застал конец войны (Politisches Archiv des Auswartigen Amis (AA), Inland I-D, 4799).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евлогия священнодействовать на немецкой территории, вследствие чего он обратился к митр. Серафиму (Ляде) и перешел в юрисдикцию РЗЦ (1942), священник (20.9.1942), рукоположение совершил митр. Серафим (Ляде), был исключен из клира Экзарзата митр. Евлогия (12.10.1942), настоятель церкви в Людвигсхафене (24.10.19421944), затем обслуживал церкви при разных лагерях для перемещенных лиц ( 1945–1955), настоятель церкви при лагере Кайзерслаутерн (19551957), перешел в юрисдикцию МП (27.4.1957), за что был исключен из клира РЗЦ с запрещением в священнослужении (27.4.1958), настоятель церкви Св. Александры в Бад Эмсе (16.11.1957), больше сведений о нем не имеется. Архив: Послужный список о. Г. Щербина (19391942). АЕУА АГЗ. Щербович-Вечор Николай В . (даты рождения и смерти не установлены), протоиерей. Эмигрировал во Францию, состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), диакон (7.4.1929), священник (21.4.1929), рукоположение совершил митр. Евлогий в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, миссионер на о. Ява (19291933), приписан сверх штата к церкви в Гааге (22.11.19331940-е гг.), больше сведений о нем не имеется. Архив: Послужный список о. Н. Щербовича-Вечора (19291933). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Щероцкий Николай (20.4.18967.1.1963, Портленд, Орегон, США), священник. Эмигрировал из Восточной Европы в Германию (1944), обслуживал церкви при лагерях для перемещенных лиц, состоял в юрисдикции РЗЦ, переселился в США и принят в клир СевероАмериканской Русской Митрополии (1948), настоятель Покровской церкви в Сакраменто, затем настоятель Св.-Николаевской церкви в Портленде. Архив: АГЗ. Лит.: Com. List. Щукин Николай Сильвестрович (4.8.187621.12.1940, Хельсинки, Финляндия), протоиерей. Окончил С.-Петербургский университет, до революции гражданский чиновник военного ведомства, состоял членом приходского совета Св.-Андреевского собора в Кронштадте, после революции проходил пастырские курсы в Петрограде, рукоположен во священника в московском храме Христа Спасителя (1.12.1920), помощник настоятеля Успенского собора в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Более того митрополит Евлогий писал: «Я не возражаю против того, чтобы на означенные приходы было временно распространено то соглашение, которое установлено между Вами и архиепископом Берлинским Серафимом 21 октября (3 ноября) 1939 года относительно церквей в Германии (в Протекторате)». Митрополит признавал возможным и даже необходимым сотрудничество епископа Сергия с архиепископом Серафимом для «исходатайствования» у немецких властей разрешения «на такую форму управления бельгийскими приходами» Унификаторская политика немецких властей со временем коснулась и чешских приходов. В результате епископ Горазд также заключил с архиепископом Серафимом соглашение, отраженное в специальном приложении к уставу Чешской епархии. 4 марта 1942 года текст этого документа был утвержден председателем Совета Министров Протектората. В соответствии с приложением Чешская православная епархия, входившая до этого в состав Сербской Православной Церкви, временно также подчинялась архиепископу Берлинскому и Немецкому Серафиму (Ляде) В результате к 1942 году Берлинская епархия РПЦЗ существенно расширила свои границы. В ее состав входили приходы на территории Германии, Чехии, Бельгии, Венгрии, Люксембурга, Польши, Словакии. На рубеже 1941-1942 гг. епархия включала в себя 77 приходов, 14 богослужебных мест и один монастырь. Проходившее в Берлине 29-31 января 1942 года Епархиальное собрание приняло решение ходатайствовать перед Архиерейским Синодом РПЦЗ о преобразовании епархии в Средне-Европейский митрополичий округ. Это ходатайство было удовлетворено. 26 мая Синод принял постановление о создании Средне-Европейского митрополичьего округа во главе с владыкой Серафимом (Ляде), которого было решено возвести в митрополиты. 4 июня Рейхсминистерство церковных дел высказало свое согласие с этим постановлением, и 13-14 июня в Берлине состоялись торжества по случаю учреждения митрополичьего округа В них приняли участие в том числе и епископу Сергий и Горазд. 13 июня за всенощным бдением епископ Сергий (Королев), как старейший из присутствовавших за богослужением иерархов возложил на голову владыки Серафима белый клобук.

http://bogoslov.ru/article/1801282

С началом деятельности 15 разъездных священнослужителей прекращалась деятельность мирян-проповедников. Немецкими властями предполагалось, что в число разъездных священников войдут священнослужители с занятых советских территорий, взятые в плен или добровольно оказавшиеся в Германии. Но, по свидетельству А.К. Никитина, в это число вошли священники, «давно служившие в епархии Берлинской и Германской, что подтверждают воспоминания о. Александра Киселева». 54 Входил ли отец Александр в число этих 15 священнослужителей, пока не известно. В его послужном списке есть сведения, что он был освобожден от исполнения обязанностей разъездного священника епархии 6.05.1944 г. Хотя в мае 1944 г. только должна была начаться деятельность этих 15 разъездных священников. Митр. Серафим (Ляде), как свидетельствуют вновь найденные материалы в архиве Мюнхенской епархии, в докладе на епархиальном собрании 1617 июля 1946 г. тоже свидетельствует о выполнении отцом Александром обязанностей разъездного священника. После войны образовались в Германии лагеря для пересыльных, которые находились в советской зоне или зоне союзников. В лагерях содержались бывшие восточные рабочие, беженцы, бывшие военнопленные, которых ожидала отправка в СССР. Окормлением этих лагерей занимался отец Александр Киселев. Посещение священнослужителями лагерей, находящихся в ведении советской администрации, было не менее опасно, чем окормление остовских лагерей в Германии военного времени. Богословско-пастырские курсы в Берлине в 19421943 гг. Деятельное участие принимал отец Александр в организации и проведении богословско-пастырских курсов в Берлине в 19421943 гг. К этому времени в гитлеровской Германии уже предпринимались попытки создания высшего православного учебного заведения – в Бреслау в 19351939 гг., в Берлине в 19391942 гг., но они не увенчались успехом. Наконец в 1942 г. благодаря митр. Серафиму (Ляде) удалось открыть богословско-пастырские курсы в Германской епархии. Их задачей была подготовка священнослужителей для епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010