М. В. Шкаровский Скачать epub pdf 5. Русская Православная Церковь и германская религиозная политика на Балканах А. Отношение германских ведомств к РПЦЗ и их интерес к Балканам январь 1941 – 17 июня 1942 г. 134 Интерес нацистских ведомств к церковной политике на Юго-Востоке Европы особенно усилился с 1941 г. 24 сентября реферат общей культуры МИД запросил на ее проведение 100 тыс. марок и получил их. В рамках данной политики внимание германских органов власти привлекла позиция РПЦЗ – руководящий орган которой (архиерейский синод) и значительная часть паствы находились на территории Сербии. Как видно из публикуемых документов, Внешнеполитическая служба НСДЛП и Восточное министерство относились к РПЦЗ негативно, считая ее распространителем враждебной Германии русской монархической идеологии. Нет сомнения, что значительное количество правых эмигрантов сочло III рейх меньшим злом, чем сталинский режим. Они приветствовали начало войны с СССР, надеясь, что данный режим вскоре рухнет и русский народ освободится от коммунистической диктатуры. При этом надо различать очень осторожную позицию руководящих органов РПЦЗ от мнения отдельных священнослужителей и светских организаций. В первые дни войны некоторые эмигранты ? – архиереи и священники в своих статьях и воззваниях горячо приветствовали поход Вермахта на территорию СССР. Наиболее известным из них является послание митрополита Западно-Европейского Серафима (Лукьянова) от 22 июня 1941 г. 135 Другие, занимая скорее негативную позицию по отношению к германскому вторжению, были против любой помощи СССР. Имелись и священнослужители РПЦЗ, настроенные резко антифашистски. Эта позиция хорошо видна в публикуемом письме монаха с горы Афон, приветствовавшего первые победы греческой армии против войск итальянских интервентов в январе 1941 г. Сообщение Экуменической информационной и пресс-службы о письме русского монаха Женева, январь 1941 г. Восприятие войны на горе Афон В письме русского монаха с горы Афон – всемирно известного места расположения монастырей Православной Церкви Греции, отчетливо передано нынешнее отношение к войне греческого народа:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Коллективный Нерон» в бархатных перчатках Часть 2 29.03.2013 1384 Время на чтение 16 минут Часть 1 Периодически объединяющаяся против Православия и России Европа много раз пыталась разрушить Церковь. То с помощью католического прозелитизма, то с помощью унии, то атакой различных сект. Западная Европа всегда объединялась не просто так, а против Православия и России. Показателен пример недавний, из Великой Отечественной войны. Гитлеровский «Третий Рейх» хотел заиметь свою «карманную православную церковь», чтобы с ее помощью легче контролировать оккупированные земли Руси. Однако в его верхушке шла борьба двух сценариев. Одни гитлеровцы желали создать «единую поместную церковь рейха», «слив» все православные конфессии в одну, чтоб легче контролировать, другие же хотели «разделять и властвовать», наоборот, раздробив существующие Церкви на кучку мелких. Считали, что так управлять нами будет проще. После оккупации Чехии немецкими войсками там под контролем оккупантов было произведено принудительное «присоединение» русских и чешских православных приходов к юрисдикции Берлинского митрополита Серафима (Ляде). В Польше, а затем на оккупированных территориях СССР , фашисты поступили по-другому. Имперское министерство церковных дел по-прежнему настаивало на унификации всех православных общин на завоеванных территориях и потому выступало за упразднение польской автокефалии и за присоединение церковных общин на территории Польши к Берлинской епархии. Это ведомство вынашивало план создания единой наднациональной автокефальной «Православной Церкви Третьего Рейха», и даже пыталось вести на этот счет переговоры с Константинополем. Однако победила точка зрения Министерства иностранных дел и внешнеполитической службы НСДАП, которые полагали, что пока нельзя допускать объединения всех православных на оккупированных территориях в единую церковную структуру. Эту точку зрения поддержал и Гитлер, заявивший что «надо, чтобы в России в каждой деревне была своя секта, так легче будет ими управлять».

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/30/...

М. В. Шкаровский Скачать epub pdf 4. Деятельность Зарубежной Русской Церкви на территории IIIpeйxa в 1941–1945 гг. А. Германская епархия РПЦЗ в годы II Мировой войны 25 октября 1941 – 8 апреля 1980 г. Сразу же после начала войны с СССР германские власти, нередко видевшие во всех русских врагов, начали ущемлять и церковную деятельность. Это хорошо видно в публикуемом письме бывшей звонарки православной церкви в Лейпциге. Над русскими храмами в Лейпциге и Дрездене вообще нависла угроза полного закрытия, которую удалось избежать благодаря заступничеству РКМ пресекали власти и многие благотворительные акции русский церковной эмиграции по оказанию помощи своим соотечественникам на оккупированной территории СССР 111 . Заметным этапом в истории православной Германской епархии стало первое и последнее в годы войны епархиальное собрание 29–31 января 1941 г. в Берлине. Среди его важнейших решений были постановления об организации Миссионерского комитета и преобразовании епархии в Средне-Европейский митрополичий округ. 26 мая 1942 г. архиерейский синод РПЦЗ принял решение о создании такого округа с включением в него приходов в Германии. Протектората Богемии и Моравии, Бельгии. Словакии и Люксембурга. Митрополитом был назначен Владыка Серафим (Ляде). Всевозможные трудности и стеснения – острая нехватка свечей для богослужений, вина и муки для причащений, требования властей о сдаче колоколов для военной промышленности и т. и. не смогли воспрепятствовать активной душепопечительной, миссионерской, просветительной и благотворительной деятельности духовенства епархии. 43. Письмо имперского наместника Саксонии министру церковных дел о намерении закрыть русские церкви в Лейпциге и Дрездене Дрезден, 25 октября 1941 г. Как я усмотрел из доклада обер-бургомистра Лейпцига, там еще существует так называемый Комитет по сохранению русской церкви в Лейпциге. Это зарегистрированная общественная организация, которая ставит своей задачей сохранить так называемую русскую памятную церковь 1913 г. для лейпцигской русской православной церковной общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Митр. Виталий (Устинов) (РПЦЗ). Фотография. 2001 г. (Устинов Ростислав Петрович; род. 18.03.1910, С.-Петербург), митр., бывш. первоиерарх Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ). Из семьи морского офицера. В 1920 г. был определен в кадетский корпус в Феодосии, в составе к-рого в том же году эмигрировал в Стамбул. В дек. 1920 г. кадетский корпус был перемещен в Королевство сербов, хорватов и словенцев, размещен сначала на хуторе Стрнишче (ныне Кидричево, Словения), затем в г. Бела-Црква. В 1923 г. мальчик вместе с матерью переехал во Францию, где поступил в иезуитский коллеж св. Людовика, кор. Франции, в г. Ле-Ман. По окончании учебы Устинов уехал в Канн, где жила его мать. В 1934 г. был призван во франц. армию, служил в 9-м кирасирском полку в Лионе. По окончании службы работал на англ. предприятии во Франции, учился в Православном Богословском ин-те прп. Сергия Радонежского в Париже . В 1938 г. Устинов поступил в мон-рь прп. Иова Почаевского в Ладомирове (Владимирове) в Чехословакии. В 1939 г. архим. Серафимом (Ивановым) был пострижен в рясофор, 15 марта следующего года принял монашеский постриг. 17 июля 1940 г. Мукачевским и Прешовским еп. Владимиром (Раичем) (Сербский Патриархат) В. был рукоположен во диакона, 10 окт. следующего года в Братиславе митр. Берлинский и Германский Серафим (Ляде) (РПЦЗ) рукоположил В. во иерея. В. занимался окормлением приходов в соседних с мон-рем селах. В 1944 г. возведен в сан игумена. В июле того же года в связи с наступлением советских войск мон-рь и Иова Почаевского, преподобного, братство эвакуировались в Братиславу, в кон. 1944 г.- в Берлин, где клирики братства несли пастырское служение среди вывезенных в Германию граждан СССР. В нач. мая 1945 г. при приближении Красной Армии В. вместе с архим. Нафанаилом (Львовым) переехал в Гамбург. После окончания войны стараниями В. и архим. Нафанаила неск. тыс. советских военнопленных и депортированных в Германию были спасены от принудительного возвращения в СССР. По инициативе В. для них был организован лагерь Фишбек, в к-ром действовали церковь, рус. и укр. школы, гимназия, пастырские курсы, иконописные мастерские и типография, издававшая религ. лит-ру. В 1946 г. за организацию церковной жизни в Фишбеке митр. Анастасий (Грибановский) возвел В. в сан архимандрита. В 1947 г. В. был назначен настоятелем лондонской общины и благочинным приходов РПЦЗ в Англии. Благодаря его активной миссионерской работе, в т. ч. среди англичан, были открыты приходы в Манчестере, Престоне и Брадфорде.

http://pravenc.ru/text/158840.html

После оккупации значительной части Польши германскими войсками глава Польской православной церкви митр. Дионисий (Валединский) оказался в тяжелом положении. У него и до войны была сильная оппозиция, с одной стороны, русских, недовольных его колонизаторской политикой, а с другой – украинцев, считавших, что он им недостаточно помогает. Теперь эти противники обрушились с двух сторон и апеллировали к германским властям. Кроме того, Владыка Дионисий и так находился под арестом гестапо. В конце концов, он был вынужден отказаться от церковного управления и в конце ноября 1939 г., передать его архиеп. Серафиму (в пределах досягаемости митрополита в то время не было ни одного другого православного епископа). Трудно судить о степени добровольности публикуемого письма Владыки. По крайней мере, в вопросе отказа митр. Дионисия от церковного управления без давления гестапо, вероятно, не обошлось. С согласия синода РПЦЗ архиеп. Серафим временно переехал в Варшаву и оказался в эпицентре упорной борьбы различных германских ведомств. Чиновникам РКМ представлялось, что включение Варшавско-Холмской епархии в замышляемую ими Православную Церковь Германии сочетается с присоединением к рейху Генерал-губернаторства. С точки зрения министерства дальнейшее расширение Германской епархии, уже объединявшей и православных в Австрии, Судетах и Чехии, было закономерным и в полной мере отвечало интересам рейха. РКМ противостояли первоначально МИД и Внешнеполитическая служба НСДАП (к которым через 3–4 месяца присоединилось и правительство генерал-губернатора). Эти ведомства рассчитывали привлечь симпатии украинского населения к Германии, позволив создать национальную церковную организацию. Украинцы казались важным орудием против поляков, а в будущем и против русских. В свете указанных обстоятельств РКМ (а под его воздействием и архиеп. Серафиму) пришлось пойти на серьезные уступки, но в результате временно склонить на свою сторону чиновников правительства генерал-губернатора и СД. В начале 1940 г. силы противоборствующих сторон стали примерно равны, и они в конце концов пошли на своеобразное компромиссное соглашение. В феврале состоялась официальная передача руководства Православной Церковью в Генерал-губернаторстве архиеп. Серафиму при условии сохранения ее автокефалии. 30 85 . Письмо митрополита Варшавского Дионисия (Валедийского) архиеп. Серафиму (Ляде) с просьбой принять в свое ведение приходы бывшей автокефальной православной церкви в Польше

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тихон (Троицкий), архп.Сан-Франциский Родился в 1882 году. В 1905 году пострижен в монашество. В 1908 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и 28 августа назначен помощником инспектора Таврической духовной семинарии. С 25 авг.1910 г. – инспектор Волынской духовной семинарии в сане архимандрита. 28 дек. 1916 г. назначен инспектором Харьковской духовной семинарии. По отзывам учеников его по Волыни, он был очень строгим инспектором при мягком ректоре архим. Аверкии (Кедрове). В 1919 году эмигрировал вместе с митрополитом Антонием (Храповицким) вЗападную Европу, где примкнул к Карловацкой группировке ипримерно в1933 году хиротонисан во епископа. В 1938 году назначен управляющим Германской епархией, перешедшей впоследствии в ведение митр.Серафима (Ляде). 1 В 1940–1941 гг. уехал в США и там возведен в сан архиепископа и назначен на Сан-Францискую кафедру, принадлежащую карловчанам. Затем он перешел в юрисдикцию митр.Феофила, сохраняя однако свою карловацкую кафедру в Скорбященском соборе и ведая своими приходами, разбросанными по Тихоокеанскому побережью, и одновременно управляя Феофиловской епархией, существующей на той же территории. Литература: «Церк.Ведом.» 1917, 5, стр.32. «ЖМП” 1945, 12, стр.12. 1957, 6, стр.71. Елевферий митр. «Соборность Церкви. Божие и Кесарево». Париж, 1938, стр.145. Заметки и дополнения Е.М. Er wurde am 12.4.1883 im Gouv. Kostroma als Sohn eines Priesters geboren. Er besuchte zunächst die Geistliche Schul e und half dem Vater bei der Verwaltung der Kirche. Von 1901 bis 1904 studierte er am GS in Kostroma. 1905 Weihe zum Ierodiakon, 1908 zum Ieromonach. 1917/18 Teilnahme am Landeskonzil der Russisch-Orthodoxen Kirche. Er floh nach Jugoslawien und erhielt am GS Bitol eine Professur. In dieser Zeit stand er in enger Beziehung zum Milko – Kloster und zu Vater Amvrosij (Kurganov). Am 15.6.1930 wurde er zum Bvon San Francisco in der Dreifaltigkeitskathedrale in Belgrad durch M Antonij (Chrapovickij) geweiht. Auf diesem Posten blieb er, mit Ausnahme von Juni 1933 bis 1. Oktober 1934, als er als EB von Nordamerika und Kanada in New York residierte. Nach der Vereinigung der «Metropolie» mit der Auslandskirche trug er den Titel EB von Westamerika und Seattle bis zum Jahre 1951.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Златоустовская Основана 02.05.1917. Именование – по г. Златоуст (Уфимская губерния; Челябинская область). Уфимское викариатство в 1917–1931 и 1932–1933 гг. Челябинское викариатство в 1931–1932 гг. Упразднена в 1933 г. (присоединена к Ижевской епархии) Свердловское викариатство с 1934 г. Упразднена в 1937 г. 28.05.1917 11.1922 1924(?) 03(16)09.1927 03(16)09.1927 17(30)07.1928 Павел Введенский 25.09(08.10)1928 12(25)06.1931 Симеон Михайлов 30.08(12.09)1931 10(23)10.1932 Александр Раевский 10(23)10.1932 08.1933 14(27)03.1934 10(23)08.1934 Варлаам Козуля Златоустовская, обн. Основана и упразднена в 1925 г. Именование – по г. Златоуст (Челябинская область). 10.1924 27.09(10.10)1925 Змеиногорская, обн. Основана и упразднена в 1922 г. Именование – по г. Змеиногорск (Алтайский край). Алтайское викариатство. 01(14)11.1922 12.1922 Макарий Торопов Змиевская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Змиев (Харьковская область УССР). Харьковское викариатство. 08(21)09.1924 1550 В 1922 г. ненадолго уклонялся в обновленческий раскол (см. Уфимская, обн.). По принесении покаяния возвратился на Златоустовскую кафедру (кем принят из раскола – не выяснено: ни Святейший Патриарх Тихон, ни его Заместитель митрополит Агафангел (Преображенский) в то время не находились на свободе; видимо, воссоединение было осуществлено кем-либо из правящих епархиальных архиереев). 1551 В списках иерархов Н. Кирьянова на 08.1924 еще значится отпавшим в обновленческий раскол (см. Приложение 8. С. 882). 1553 Архиепископ. 08.04.1933 был награжден крестом на клобук, что даруется только архиепископам. В 1937 г. арестован. Пребывал в заключении. 1555 Сведения о хиротонии вο епископа Змиевского Русской Православной Церкви (Корнилов A. А. Преображение России. Нижний Новгород, 2000. С. 105; его же, Духовенство перемещенных лиц. Биографический словарь. Нижний Новгород, 2002. С. 100, с ссылкой на журнал РПЦЗ «Православная Русь». (Джорданвилл). 1947. 14. С. 14; 1950. 18. С. 4) неверны. Зарубежные публикации умалчивали об обновленчестве Серафима (Ляде).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр (Немоловский), архиеп. Брюссельский (Немоловский Александр Алексеевич; 30.08.1876, Волынь -11.04.1960, Брюссель), митр. Брюссельский и Бельгийский. Род. в семье приходского священника. В 1901 г., по окончании СПбДА со степенью канд. богословия, рукоположен во священника (целибат) Ямбургским еп. Сергием (Страгородским) и назначен священником в г. Катасокуа (США). До 1909 г. служил на различных приходах Алеутской и Североамериканской епархии (Рединг, Джерси-Сити). Издавал газ. «Cbim» на укр. языке, активно занимался возвращением униатов (см. Греко-католики ) в лоно правосл. Церкви. 6 нояб. 1909 г. был пострижен в монашество. 15 нояб. 1909 г. в Александро-Невской лавре С.-Петербурга рукоположен во епископа Аляскинского, викария Североамериканской епархии. А. много ездил по епархии, занимаясь миссионерской деятельностью. С июля 1914 по март 1915 г. ввиду отъезда в Россию архиеп. Платона (Рождественского) А. до прибытия архиеп. Евдокима (Мещерского) возглавлял Североамериканскую епархию. С учреждением в 1916 г. Канадской кафедры был переведен на нее. В 1917 г. был вынужден переехать в Нью-Йорк и снова возглавить Североамериканскую епархию: вначале временно, а с 1919 г.- в соответствии с указом Патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина) и на основании постановления Всеамериканского Собора в Кливленде - постоянно. 7 сент. 1920 г. А. был возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа. С прибытием в США митр. Платона (Рождественского) А. передал ему полномочия по управлению Североамериканской епархией и в 1922 г. покинул США. До 1928 г. жил в К-поле и на Афоне (в Андреевском скиту), затем перешел в подчинение митр. Евлогия (Георгиевского) и принял в управление брюссельский приход. В 1931 г. А. вместе с митр. Евлогием перешел в юрисдикцию К-польского Патриарха. В 1936 г. Патриарх К-польский Вениамин I утвердил А. архиепископом Брюссельским и Бельгийским. После оккупации фашистской Германией Бельгии в мае 1940 г. А. выступил против Гитлера, был арестован, в оковах доставлен в Берлин. По ходатайству митр. Берлинского и Германского РПЦЗ Серафима (Ляде), немца, являвшегося главой всех правосл. приходов на территории Германии, А. был освобожден и до конца войны находился в Берлине.

http://pravenc.ru/text/64268.html

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Зальцбург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Зальцбурге принадлежит РПЦЗ; приход основан в 1945 году. Немецкое название — Russische Ormhodoxe Kirche Maria Schutz (храм святой Марии Защитницы). Содержание История [ править править код ] Начиналось все около 70 лет назад, когда после окончания Великой Отечественной Войны, Зальцбург стал прибежищем для тысяч русских людей, - и живших тут еще со времен революции и Первой Мировой, и потерявших Родину в годину межвоенную, и многочисленных перемещенных лиц и военнопленных Второй Мировой Войны. Мысль о создании приходской православной общины возникла еще во время Второй Мировой Войны. Тогда в Зальцбурге и его округе пребывали многочисленные православные, приехавшие или привезённые сюда для работы. В основном это были «старые» русские эмигранты из Югославии и Литвы, а также «остарбайтеры» разных национальностей. Здесь располагалось около пятидесяти различных лагерей для военнопленных и перемещенных лиц. В начале 1944 г. верующие города обратились к председателю Синода Русской Православной Церкви Заграницей, митрополиту Анастасию, с просьбой направить в Зальцбург священника. В ответ на это митрополит Анастасий обратился к митрополиту Берлинскому и Германскому Серафиму (Ляде, 1883-1950), который вместе с протоиереем Федором Раевским (впоследствии Архиепископ Савва – Сиднейский и Австралийско-Новозеландский (1892-1976)) и Михаилом Алексеевичем Стаховичем подали соответствующее заявление. Однако уполномоченное Министерство по церковным делам в Берлине им отказало. Но не смотря на это, желание создать православную общину в Зальцбурге росло. В празднование Рождества Христова, 7 января 1945 г., тайно прибывшим в Зальцбург из Вены под видом рабочего, протоиереем Федором Раевским, была отслужена праздничная Божественная Литургия в доме Стаховича. Дом был переполнен молящимися. Сразу после окончания Великой Отечественной Войны на имя отца Федора, было выписано разрешение на служение и поддержку в церковных нуждах православных верующих, находящихся в Зальцбурге русских, сербов, болгар и иных. В то же время католическому архиепископу Зальцбурга было направлено прошение о предоставлении православным храма или часовни. Вскоре община переехала в храм Святого Михаила на площади Резиденции. А 5 июня 1945 г. состоялось первое заседание недавно избранного «церковного совета». В помощь отцу Федору из Вены прибыл иерей Сергий Матфеев, который стал вторым священником в общине Зальцбурга. Храм Св. Михаила всегда был переполнен верующими. Его посещали и многие австрийские католики.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Покрова_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНЕЙ Ириней (Зуземиль), митр. Венский и Австрийский. Фотография. Ок. 1995 г. Ириней (Зуземиль), митр. Венский и Австрийский. Фотография. Ок. 1995 г. (Зуземиль Игорь Владимирович; 10(11).06.1919, Чернигов - 26.07.1999, Мюнхен, Германия), митр. Венский и Австрийский. Из семьи агронома, отец умер вскоре после рождения сына. В 1925 г. с матерью и отчимом эмигрировал в Германию. Детство и юность провел в Берлине. В 1937 г. получил среднее образование. В 1941 г. окончил медицинский фак-т Берлинского ун-та. Поступил на пастырские курсы при Германской епархии Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), по окончании которых 6 дек. 1942 г. был рукоположен во диакона. 5 окт. 1947 г. Берлинским митр. Серафимом (Ляде) рукоположен во иерея и назначен настоятелем Никольского храма в г. Констанце. С 1942 по 1949 г. был секретарем митр. Серафима. С 1949 г. проходил пастырское служение в Мельбурне, был возведен в сан протоиерея. В 1957 г. был лишен сана в РПЦЗ и в том же году был принят в Московский Патриархат и назначен настоятелем храма во имя св. Марии Магдалины в Гааге. С 1960 г. был настоятелем вновь открытого Крестовоздвиженского храма в Мюнхене. 1 янв. 1964 г. назначен благочинным приходов Среднеевропейского Экзархата Московского Патриархата в ФРГ и в течение года исполнял обязанности настоятеля Воскресенского собора в Зап. Берлине. В 1964 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I наградил прот. И. Зуземиля митрой. 23 янв. 1966 г. в Троице-Сергиевой лавре архим. Платоном (Лобанковым ; впоследствии епископ) пострижен в монашество с именем Ириней, а 29 янв. возведен в сан архимандрита. 30 янв. в Трапезном храме ТСЛ хиротонисан во епископа Западногерманского, викария Среднеевропейского Экзархата. Хиротонию возглавил Патриарх Алексий I. 24 февр. 1971 г. назначен епископом вновь образованной Баденской и Баварской епархии (ФРГ). 9 сент. 1972 г. возведен в сан архиепископа. Участник Поместного Собора РПЦ 1971 г. 13 марта 1975 г. назначен архиепископом Венским и Австрийским, также временно управляющим Баденской и Баварской епархией. 9 сент. 1986 г. возведен в сан митрополита. Под рук. И. был произведен капитальный ремонт Свято-Николаевского собора Вены. Награжден орденами прп. Сергия Радонежского 2-й степени (5 июля 1979), св. кн. Владимира 2-й степени (20 марта 1984).

http://pravenc.ru/text/674013.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010