Несколько месяцев провел отец Александр в Брюсселе. Его семья оставалась в Берлине. Для деятельной натуры отца Александра недостаточно было просто приходских дел. В Брюсселе он начал задумываться о служении в Псковской миссии, которая начинала разворачивать свою деятельность. Но, беспокоясь за семью, отец Александр решил вернуться в Берлин. За разрешением на отъезд из Брюсселя он направился в гестапо, где получил отказ. В словах отказа представителя гестапо есть оценка деятельности отца Александра на приходе в Брюсселе со стороны немецких властей: «Не думайте ни о каком Берлине. Сейчас у Вас все тихо, в порядке. А что же нам еще от Вашего прихода нужно. Выкиньте это из головы». 20 Но отцу Александру удалось покинуть Брюссель. В его письме митр. Серафиму (Ляде) от 17 10.1942 г. имеется позитивная характеристика результатов командировки в Брюссель: «Во время моей командировки в Бельгию... я имел полную свободу рук. Единственно, что от меня требовалось, это быть вне политики, включая сюда и подбор, по моему усмотрению, приходских деятелей, что и дало хорошие результаты». 21 По возвращении в Берлин отец Александр был назначен резолюцией митр. Серафима (Ляде) от 12.08.1942 г. исполняющим должность ключаря кафедрального Воскресенского собора г. Берлина. Еп. Сергий Пражский в августе 1942 г. наградил отца Александра камилавкой «за ревностное пастырское служение в разных областях церковного служения» и ходатайствовал перед митр. Серафимом (Ляде) о его награждении к празднику Воздвижения Креста золотым наперсным крестом, 22 каковое и состоялось 21.09.1942 г. К этому времени относится и назначение отца Александра членом апелляционного суда по бракоразводным делам. Служение отца Александра в кафедральном соборе епархии совпало с открытием богословско-пастырских курсов для подготовки священников, в работе которых отец Александр принял участие и как преподаватель, и как координатор курсов. В кафедральном соборе отец Александр столкнулся с проблемами, которые вынудили его вскоре покинуть это место служения. В письме к митр. Серафиму от 17.10.1942 г. он так описывает проблемы приходской жизни собора и свое видение их разрешения:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отец Михаил также высказал сомнения относительно правильного использования денег, собранных на устройство в монастыре Пастырско-богословских курсов, заявив: «Такие сборы уже делались... Обитель преподобного Иова собирала на пастырские курсы и куда девала деньги – тоже неизвестно». Архимандрит призвал братиславцев жертвовать на покупку ротационной машины и бумаги, чтобы он сам мог печатать миссионерские издания и учебники. Большая часть прихожан с негодованием отнеслась к этому . Ложные обвинения оскорбили насельников обители, и вскоре ее настоятель архимандрит Серафим (Иванов) письменно опроверг их: 1. Деньги пожертвованные обители на устройство курсов (13 453,5 кроны) находятся в кассе на отдельном счету и будут использованы на создание курсов при первой возможности; 2. Все православные дети здешнего края учатся по катехизису, изданному в 1925, 1932 и 1933 гг., и по изданным в 1929 и 1931 гг. «Начаткам православного учения»; кроме того, братство в 1929 г. денежно и технически участвовало в издании в Ужгороде профессором Г. И. Геровским Ветхого и Нового Завета в изложении для школ, а в последнее время самостоятельно издало учебники Ветхого и Нового Завета. С 1935 г. обитель также 7 лет издает единственный религиозный детский журнал в мире на русском языке «Детство и юность во Христе». 30 октября 1941 г. Духовный собор братства постановил просить архиепископа Берлинского и Германского Серафима принудить о. Михаила опровергнуть его обвинения, отметив: «Обвинения против обители мы не можем оставить без ответа и именно теперь особенно, когда, быть может, обитель наша будет призвана к большой работе и уже готовится к великому делу возрождения русской . В этом конфликте приезжавший в Братиславу архиепископ Серафим (Ляде) полностью поддержал обитель, и епископ Сергий (Королев) также постарался примирить архимандрита с частью его прихожан и братством, заставив о. Михаила принести извинения за проповеди против обители прп. Иова. Недовольство архимандрита Михаила, вероятно, вызывало и то, что многие его прихожане стали проявлять симпатии к РПЦЗ. 24 декабря 1941 г. архимандрит Серафим (Иванов) писал архиепископу Серафиму (Ляде): «В Братиславе очень многие недовольны, что Владыка Сергий заставил на службах поминать митрополита Евлогия и себя, а о поминании Вас «забыл» распорядиться. Владыку Сергия здесь еще любят, но против митрополита Евлогия большинство паствы. Надо бы как-то ликвидировать поскорее здесь эту .

http://sedmitza.ru/lib/text/9606823/

После образования временного Патриаршего Синода и его признания со стороны германских ведомств и национального русского правительства временный Местоблюститель и Синод могли бы начать большую планомерную работу с целью создания законной православной церковной власти в России и потом созвать Собор Русской Церкви для выборов патриарха Московского и всея Руси. Патриарх мог бы иметь чрезвычайно большое значение для духовного возрождения русского народа и для его образования и воспитания в духе исторически национальной Православной Церкви. Патриарх стал бы духовным вождем замученного, отравленного марксистским ядом атеизма и коммунизма народа. Я пишу это письмо об организации высшей церковной власти Православной Церкви в России исходя из своих личных представлений, так как мне, к сожалению, невозможно обсудить их с главой Русской Церкви за границей митрополитом Анастасием и архиепископом Берлинским Серафимом. Для поддержки дела и для лучшего освещения затронутых в моем проекте вопросов было бы желательно устроить в ближайшее время в Берлине конференцию, в которой участвовали бы митрополит Анастасий, я сам и архиепископ Берлинский Серафим [...]. Митрополит Серафим ВА, R5101/22 183. В1. 16–20. Подлинник. Письмо архиеп. Серафима (Ляде) митрополиту Анастасию с просьбой выслать его мнение о восстановлении церковной жизни в России Берлин, 16 сентября 1941 г. Ваше Высокопреосвященство! Высокопреосвящсннейший Владыка! Сообщаю Вашему Высокопреосвященству, что я еще раз обратился к рейхсминистру церковных дел с просьбой добиться распоряжения на въезд Вашего Высокопреосвященства в Германию. Я надеюсь, что Ваша просьба будет выполнена. Митрополит Серафим (Париж) разработал и направил сюда проект реорганизации церковной жизни в России. Было бы очень желательно, если бы Ваше Высокопреосвященство также направило сюда подобный проект. Однако это необходимо сделать как можно скорее. Испрашивая Ваших молитв, Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга архиепископ Серафим СА, д. 15/41, л. 7. Подлинник. Ответное письмо митр. Анастасия Владыке Серафиму 141

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Бачский стал и почетным председателем созданного Русского православного миссионерского совета, регулярно проводившего заседания в различных городах Венгрии. Вскоре по инициативе совета было изготовлено 16 000 крестиков для отправки на Родину через православных священников венгерской армии. Очень активно действовало миссионерское издательство. С апреля 1942 г. оно стало издавать журнал «Бюллетень Представительства Архиепископа Берлинского и Германского для русских православных эмигрантских приходов в королевстве Венгрия», печатавший интереснейшую информацию о церковной жизни на Украине и в России. К 1 октября вышли три номера бюллетеня, краткое толкование молитвы Господней тиражом 10 000 экземпляров, 5000 листков с прославлением Богоматери, 5000 икон Владимирской Божией Матери, миссионерский сборник, молитвослов, Евангелие, иконки Спасителя и т. д. В мае 1942 г. был произведен первый выпуск миссионерских курсов из 20 человек, еще 30 продолжило свое обучение 426 . Но если изданная духовная литература различными путями попадала на Восток, то для выпускников курсов этот путь оказался наглухо закрыт. Они нашли применение себе в Венгрии. Число русских приходов там быстра росло. К лету 1944 г. их насчитывалось уже 7 с 5 соборными храмами и, кроме того, 16 более мелких общин и подобщин – в общей сложности в 17 городах, прежде всего в области Бачка. 2 июня 1944 г. скончался о. С. Самсониевский и своим представителем митр. Серафим (Ляде) назначил священника В. Колюбаева. Лишь приближение конца войны вновь резко изменило здесь ситуацию. Уже 31 января 1945 г. на Всероссийском Поместном Соборе в Москве была принята «Инструкция по управлению русскими приходами в Банате», занятом тогда советской армией. Эти приходы вошли в состав Московской Патриархии 427 . Неблагоприятные для Третьего рейха перемены в позиции Православных Церквей Юго-Востока Европы на завершающем этапе войны в конце концов заставили германские ведомства внести некоторые коррективы в свое отношение к РПЦЗ. Проводившаяся с начала войны политика по возможности полной изоляции Архирейского Синода в Белграде неукоснительно осуществлялась до сентября 1943 г. Все попытки членов Синода получить разрешение на встречу с архиереями оккупированных областей СССР или даже со своими епископами в других европейских странах оканчивались безрезультатно. Даже митр. Серафим (Ляде) только один раз смог приехать в Белград с докладом, да и то не на заседание Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Через несколько месяцев после оккупации Чехии и образования на ее территории Протектората Богемии и Моравии, 3 ноября 1939 г., между епископом Сергием (Королевым) и архиепископом Серафимом (Ляде) было заключено компромиссное соглашение. Согласно ему, 3 сохранившихся евлогианских общины в Германии и 2 в Праге и Брно подчинялись епископу Сергию и в то же время входили в Берлинскую и Германскую епархию РПЦЗ, которую возглавлял архиепископ Серафим. «Это соглашение в дальнейшем сыграло большую роль, фактически прекратив преследование евлогиан в Германии и на некоторых захваченных ею территориях, – отмечает исследователь. – После создания в мае 1942 г. Среднеевропейского митрополичьего округа РПЦЗ количество евлогианских приходов в нем выросло с 5 до 13». 167 После нападения Германии на СССР владыка Сергий вместе с архимандритом Исаакием начал служить молебны о даровании победы над фашизмом. Пресвитер Исаакий призвал свою паству к участию в сборе пожертвований для русских. В условиях немецкой оккупации из церковных организаций гестапо закрыло лишь «Братство для погребения православных русских граждан и для охраны и содержания в порядке их могил в Чехословакии». Оккупационные власти строжайше запретили оказывать какую-либо помощь советским военнопленным, что, впрочем, многие русские эмигранты делали вопреки запретам. Во время уничтожения осенью 1942 г. чешских православных общин русские приходы, вероятно благодаря заступничеству митрополита Серафима, были спасены от ликвидации, но отдельные репрессии все же происходили. 168 В Карлсбад 10 ноября 1944 г. из Белграда через Вену эвакуировался Архиерейский Синод РПЦЗ во главе с митрополитом Анастасием (Грибановским) . Здесь 24 февраля 1945 г. скоропостижно скончался бывший архиепископ Берлинский и Германский на покое владыка Тихон (Лященко). Вскоре в Карлсбад переехал из г. Торгау и митрополит Серафим (Ляде). Привезенная из Белграда главная святыня русского зарубежья – чудотворная «Курская-Коренная» икона Божией Матери несколько месяцев находилась в карлсбадской церкви Святых Апостолов Петра и Павла. В связи с приближением советских войск 15 апреля 1944 г. митрополит Анастасий с келейником, а затем и другие архиереи РПЦЗ вместе со служащими Синода выехали в Баварию. 169

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

79. Федор Тимофеевич Пьянов.   80. Перекличка. 81. Гестапо грозило арестом и Т.Ф. Клепининой. С.С. Куломзина предоставила семье о. Димитрия свой загородный дом в Viroflay, где она жила до конца войны. 82. Андрей Николаевич Клепинин, отец о. Димитрия, работал в Сербии. Под конец жизни перебрался к дочери в Париж. Умер в 1954 г. См. его свидетельство о смерти сына (раздел СВИДЕТЕЛЬСТВА). 83. Псаломщик лурмельской церкви.   84. Елена Клепинина, дочь о. Димитрия. 85. Юра Скобцов был уже посвящен митрополитом Евлогием в псаломщики. О. Димитрий готовил его, по его желанию, к священству. 86. Следует перечень имен с номерами заключенных. 87. Андрей Врасский, протопресвитер, погиб в заключении. 88. Серафим (Ляде) — митрополит, член Зарубежного Синода, провод. ник прогерманской политики. Окормлял православных христиан на территориях, оккупированных Германией. 89. Сергий (Воскресенский), митрополит Виленский и Литовский, управлял православными приходами и монастырями в Прибалтике. 90. На улице Дарю в Париже находится кафедральный собор Русского экзархата Вселенского Патриархата, центр церковной жизни русских православных, находившихся в юрисдикции митр. Евлогия. 91. О. Сергий Четвериков — церковный писатель, духовник Русского Студенческого Христианского Движения, один из учителей и покровителей о. Димитрия.   92. Федор Тимофеевич Пьянов. 93. Софья Алексеевна Пьянова. 94. Сектор лагеря.   95. Имеются в виду дети о. Димитрия. 96. Юрий Павлович Казачкин, инженер-строитель, был направлен в Бухенвальд для постройки новых бараков. Он встретил о. Димитрия в декабре, когда он в свою очередь был депортирован в Бухенвальд. 97. Юдифь Леопольдовна Казачкина нашла убежище в Viroflay у Тамары Федоровны. 98. Имеются в виду дети о. Димитрия. 99. Общий сбор.  100. См. письмо к митрополиту Евлогию от 18.09.1943. 101. Еп. Серафим Ляде. О. Димитрия беспокоят смутные слухи о возможном соединении митрополита Евлогия с правыми карловацкими церковными деятелями, которые придерживались пронацистских настроений. 

http://predanie.ru/book/77056-zhizn-i-zh...

Особенно тяжелая ситуация сложилась для монахов, проживавших в келлиях и каливах. Летом 1942 г. они выбрали своих уполномоченных: архимандрита Евгения и иеромонаха Гавриила, которые 10 августа приехали в Софию в надежде получить там какую-то помощь, но первоначально добиться ее не смогли. Отчаявшись, 12 сентября уполномоченные Братства русских обителей на Афоне написали о сложившейся ситуации своей знакомой в Берлине Маргарите Оттоновне, прося передать их послание находившемуся в юрисдикции РПЦЗ митрополиту Берлинскому и Германскому Серафиму (Ляде): «Мы просим наших славянских братьев продать хлеб, необходимый нам, чтобы не умереть с голода. Вплоть до сегодняшнего дня болгарское правительство обещает нам помощь, но в действительности не произошло ничего. И в Греции мы также нигде не можем купить хлеб». К письму был приложен список 234 особенно нуждавшихся монахов, проживавших вне трех крупнейших русских обителей – 179 в 35 келлиях (в том числе в келлии св. Арсения – 15, Пресв. Троицы – 16, Воздвижения Креста Господня – 15) и 55 в каливах 104 . Благодаря содействию Владыки Серафима некоторая помощь русским монахам была оказана, но лишь насельникам трех крупнейших обителей. 22 декабря 1942 г. Болгарский Синод выделил представлявшим тогда в Софии Свято-Андреевский и Свято-Ильинский скиты иеросхимонаху Феодориту и иеромонаху Николаю 15 тыс. левов 105 . 8 февраля 1943 г. архимандрит Евгений и иеромонах Гавриил написали Маргарите Оттоновне второе письмо для передачи Владыке Серафиму. В нем говорилось, что три крупнейших монастыря хотя и не дождались хлеба, получили немного сахара и бобов, а вот малые обители не получили ничего: «Мы нуждаемся здесь в таком малом, и могли бы этим спасти живущих на Афоне старцев от голодной смерти». 4 февраля 1943 г. уполномоченные Братства русских обителей на Афоне послали еще одно письмо, уже непосредственно митрополиту Серафиму (Ляде), где более подробно описали ситуацию. Они сообщили, что если 234 насельникам малых русских обителей не будет срочно оказана помощь, их ждет голодная смерть. Для существования этих монахов в течение года требовалось 20 тонн муки, две тонны бобов, одна тонна соли, 800 кг риса, 500 кг сахара и 500 кг мыла. Уполномоченные писали, что они уже шесть месяцев безрезультатно находятся в Софии, и теперь надеются, что русским афонцам в результате усилий Владыки Серафима поможет румынское правительство, так как слышали, что оно помогает монахам – выходцам из Молдавии 106 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прибывший в Мюнзинген отец Димитрий Константинов считал себя единственным уполномоченным на организацию духовного руководства РОА, называя действия других священнослужителей, имевших благословение на подобную деятельность в РОА, своеобразной узурпацией. Отцу Димитрию Константинову действительно было поручено митр. Серафимом (Ляде) организовать богослужения в 1-й и 2-й дивизиях РОА. Упоминает отец Димитрий и о конфликте по поводу протопресвитерства между архим. Серафимом (Ивановым) и прот. Адрианом Рымаренко. Попытки создать церковное управление предпринимались, но согласованности в принятии решений не было ни у церковных властей, ни у представителей духовенства РОА, ни у военных руководителей РОА. Например, архим. Серафим (Иванов), по свидетельству отца Димитрия Константинова, был назначен протопресвитером РОА лично Власовым, несмотря на то, что подобные назначения входили в компетенцию церковных властей. 82 Далее назначение архим. Серафима утвердил митр. Анастасий, при этом митр. Серафим (Ляде) как правящий архиерей Берлинско-Германской епархии был поставлен в известность об этих действиях задним числом. Только по прошествии времени архим. Серафим письменно известил митр. Серафима о своем назначении, узнав, что Владыка недоволен им. Свои действия по стремлению принять на себя руководство духовного окормления РОА, не известив правящего архиерея, архим. Серафим объяснял митр. Серафиму следующим образом: «Так как и в старой России, и в Болгарии, и в Сербии военный протопресвитер назначается и подчиняется Высшей Церковной власти, т.е. Синоду, я телеграфировал в Синод о положении дел и получил оттуда назначение протопресвитером, точнее и.д. протопресвитера. Одновременно я написал Вам открытку, излагая положение и прося как члена Синода благословения на новую работу. Мне кажется, что поступил канонически правильно. Я хорошо знаю, что в пределах данной Епархии церковная работа может проводиться только с благословения правящего архиерея, но армия всегда считалась вне епархиальных рамок и имела особое управление духовное, подчиняющееся непосредственно Синоду». 83

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И конечно, центром жизни Дома «Милосердный Самарянин» была домовая церковь гимназии во имя преподобного Серафима Саровского . Учащиеся посещали богослужения, участвовали в церковных таинствах, говели, исполняли церковные послушания. Со временем в помощь отцу Александру был назначен на приход священник Димитрий Гизетти. В 1948 г. отец Александр передал Дом «Милосердный Самарянин» в Германскую епархию, но должность настоятеля церкви прп. Серафима Саровского сохранилась за ним. До этого Дом находился в единоличном управлении и ведении отца Александра. Извещая письменно митр. Серафима (Ляде) о передаче Дома в епархию, отец Александр не называет причин, побудивших его к этому, и обращает внимание Владыки на то, что, согласно требованиям Министерства финансов, «имущество Дома всегда и исключительно должно служить целям благотворительным». 105 Епископский совет епархии в Германии 21 августа 1948 г. заслушал доклад митр. Серафима о передаче отцом Александром Дома «Милосердный Самарянин» в ведение Епархиального управления и постановил принять Дом «как учреждение полезное и зарекомендовавшее себя с положительной стороны». 106 Для руководства Домом было организовано коллективное управление в составе: преосвященного епископа Димитрия, секретаря епархии игумена Георгия, прот. Александра Киселева, свящ. Ф. Михалюка и Η.Ф. Фабрициуса. Директором гимназии Дома был назначен Η.Ф. Фабрициус. Ему было поручено укомплектовать преподавательский состав гимназии профессиональными педагогами. Дом был принят епархией в 1948 г. со штатом 50 сотрудников, а учащихся в гимназии было 156 человек. После передачи Дома отец Александр Киселев и отец Димитрий Гизетти перешли в каноническое подчинение митр. Серафиму (Лядэ). После окончания войны отец Александр находился некоторое время в подчинении у председателя Архиерейского Синода митр. Анастасия (Грибановского) . Из письма митр. Анастасия митр. Серафиму (Ляде) от 30.09.1948 г.: «При принятом Вашим Высокопреосвященством в свое ведение «Доме Милосердия» числится духовенство – протоиерей Александр Киселев и священник Димитрий Гизетти, которые до сих пор оставались в непосредственной юрисдикции Председателя Синода... Я полагал бы, что с переходом «Дома Милосердия» в ведение Вашего Высокопреосвященства, было бы целесообразно, чтобы и вышеозначенное духовенство перешло в каноническое подчинение Вам как Митрополиту Берлинскому и Германскому. Поэтому настоящим письмом я предоставляю им канонический отпуск... исключая их из списков духовенства, состоящего в непосредственной юрисдикции Председателя Синода». 107

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Клятва верности митр. Дионисия генерал-губернатору Франку 37. Утверждение митр. Дионисия в качестве главы Церкви генерал-губернатором рейхсминистром Франком 38. Письмо референта Министерства церковных дел В. Гаугга уполномоченному генерал-губернатора Франка в Берлине Хейберу 39. Заявление правительства Генерал-губернаторства архиепископу Холмскому и Полляшскому Илариону (Огненно) о передаче собора в Холме православному населению В. Отношения между иерархами Православной Церкви Генерал-губернаторства и автокефальной Украинской православной церкви после эвакуации последних в Варшаву 15 мая – 19 июня 1944 г. 40. Докладная записка начальника руководящей группы Р4 Министерства занятых восточных территорий шефу руководящего штаба политики того же министерства об организации Украинской Православной Церкви и руководстве Докладная записка руководителя группы религиозной политики РМО К. Розенфельдера начальнику руководящей группы PI об автокефальной Украинской Церкви Телеграмма руководителя группы церковных дел в правительстве генерал-губернатора Вильдена Розенфельдеру о планируемом пребывании митр. Поликарна (Сикорского) в Кракове 4. Деятельность Зарубежной Русской Церкви на территории IIIpeйxa в 1941–1945 гг. А. Германская епархия РПЦЗ в годы II Мировой войны 25 октября 1941 – 8 апреля 1980 г. 43. Письмо имперского наместника Саксонии министру церковных дел о намерении закрыть русские церкви в Лейпциге и Дрездене Из ответной телеграммы министра церковных дел наместнику Саксонии и в МИД государственному секретарю Вейцзекеру 45. Наказ Миссионерскому комитету Средне-Европейского митрополичьего округа РПЦЗ 83 46. Письмо митрополита Серафима (Ляде) настоятелю Мюнхенского прихода игумену Александру (Ловчему) 47. Распоряжение митрополита Серафима (Ляде) 48. Циркуляр митр. Серафима настоятелям и церковным старостам православных церквей Германской епархии 49. Из письма бывшей звонарки русской церкви в Лейпциге Б. Православный монастырь преп. Иова в Словакии 23 октября 1940 – 1 апреля 1943 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010