16 янв. 1920 г. отбыл в К-поль, 15 февр. переехал в Белград, затем в Сремски-Карловци. Проживал в мон-ре Гргетег . В авг. того же года участвовал в составе серб. делегации в конференции «Вера и церковное устройство» в Женеве. С сент. преподавал Закон Божий в Донском Мариинском ин-те благородных девиц, размещенном в г. Бела-Црква. Послал доклад о Женевской конференции председателю ВВЦУ ЮВР митр. Антонию (Храповицкому). В письме Е. предложил митр. Антонию создать организационную структуру Русской Церкви за границей. 15 окт. 1920 г. на прошедшем в Севастополе заседании ВВЦУ ЮВР Е. был назначен управляющим рус. правосл. приходами в Зап. Европе с правами епархиального архиерея. Сообщение об этом Е. получил только в дек. того же года, когда ВВЦУ ЮВР было уже эвакуировано в К-поль. 24 янв. 1921 г. митр. Антоний подтвердил в указе об учреждении Высшего церковного управления за границей (ВЦУЗ), что до восстановления отношений со Всероссийским Патриархом Е. вверено управление всеми западноевроп. рус. приходами, включая приходы в Софии и в Бухаресте; проч. же рус. церкви за границей - на Балканском п-ове и в Азии - подлежали юрисдикции ВЦУЗ. Ввиду этого настоятель рус. посольской ц. в Париже прот. Иаков Смирнов подал Петроградскому митр. сщмч. Вениамину (Казанскому) , в ведении к-рого находились западноевроп. приходы, рапорт с просьбой подтвердить назначение Е. 8 апр. Патриарх свт. Тихон в указе на имя Финляндского архиеп. Серафима (Лукьянова) предписал считать русские правосл. церкви в Зап. Европе под управлением Е. вплоть до восстановления правильных и беспрепятственных сношений с Петроградом. 26 апр. 1921 г. Е. вступил в должность управляющего рус. правосл. приходами в Зап. Европе. В мае переехал в Берлин. В Германии Е. организовал возвращение верующим закрытых во время первой мировой войны рус. правосл. храмов, способствовал созданию новых правосл. общин в лагерях рус. военнопленных и в поселениях беженцев из России. В июне 1921 г. принял участие в рус. монархическом съезде в Бад-Райхенхалле. В июле заочно избран в состав ВЦУЗ, переехавшего в Сремски-Карловци. В нояб.-дек. участвовал в работе Русского Всезаграничного церковного Собора (см. Карловацкий Собор ). Разошелся во мнениях с большинством участников Собора по вопросу о формулировке и порядке голосования воззвания о восстановлении монархии в России. Согласно Е., в воззвании было «две мысли: а) о монархии и б) о династии. На первой мысли мы все согласились, ибо она была представлена в церковном освещении, вторая мысль - чисто политическая - встречает наше разногласие». Вместе с архиеп. Анастасием (Грибановским) , епископами Вениамином (Федченковым) , Аполлинарием (Кошевым) , Сергием (Королёвым) и еще 29 участниками Собора выступил с заявлением об отказе от голосования по этому пункту. Митр. Антоний считал, что вопрос о династии, напротив, можно квалифицировать как «моральный, нравственный, а следовательно и чисто церковный». Сторонники Е. оказались в меньшинстве.

http://pravenc.ru/text/187191.html

28 ноября 1923 г. последовал Указ Священного Синода Русской Православной Церкви Финляндскому Церковному Правлению, в котором сообщалось, что “так как Святейший Патриарх Тихон вступил в правление Российской Православной Церковью, то причина, по которой Константинопольский Патриарх считал нужным временно подчинить Финляндскую Церковь своей юрисдикции, ныне отпадает, и Финляндская Церковь должна возвратиться под ведение Патриарха Всероссийского. Посему предложить Преосвященному Архиепископу Финляндскому, обсудив положение дела со своим Церковным Советом, выяснить в сношении с правительством Финляндской Республики возможность возвращения церковных дел в Финляндии в их прежде занимаемое положение” 6 . Данное предложение Высшей Церковной власти Матери-Церкви было отклонено Церковным Управлением Финляндской Церкви. Безуспешным оказалось и обращение по этому вопросу 24 сентября 1927 г. к финляндским церковным деятелям Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Стра­го­род­ского). Надеясь облегчить путь к возвращению, митрополит Сергий считал, что между Русской и Финляндской Церквами произошел только разрыв отношений, “что может быть упразднено простым примирением” 7 . После смены юрисдикции первым Предстоятелем Автономной Финляндской Православной Церкви был избран архиепископ Серафим (Лукьянов). Но уже в начале 1924 года за несоответствие требованиям государственного закона об официальном языке он был отстранен от управления Церковью, а на его место в 1925 году был поставлен викарный епископ Карельский Герман (Аав) 8 с новым титулом “Архиепис­коп Карельский и всей Финляндии”. Большие потери понесла Финляндская Архиепископия во время второй мировой войны. Только в 1949 году государство изыскало необходимые средства на ремонт и строительство храмов, часовен, жилых домов для духовенства. В первые послевоенные дни многие в Финляндии стали вспоминать о Матери — Русской Православной Церкви. На имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) начали поступать прошения о возвращении в юрисдикцию Московского Патриархата. Валаамские иноки, оказавшиеся в годы войны на территории Финляндии, ходатайствовали о скорейшем возвращении на родину.

http://pravmir.ru/istoriya-pravoslaviya-...

5/18 апреля 1922 г. патриарх Тихон сообщил в заявлении ГПУ об осуждении «Послания Карловацкого Собора о восстановлении династии Романовых» как политического акта несогласного с обращением патриарха от 25 сентября 1919 г. В тексте патриарха содержится фраза: «Я признаю Карловацкий Собор заграничного русского духовенства и мирян не имеющим канонического значения». Однако в определение Синода слова эти не вошли. Священный Синод и Высший Церковный Совет признали не весь собор, а только два его послания – 1) с молитвенным пожеланием о восстановлении в России Дома Романовых и 2) обращение к мировой Конференции – актами, не выражающими официального голоса РПЦ и, ввиду их чисто политического характера, не имеющими церковно-канонического значения .   «За назначением тем же Управлением Преосвященного Митрополита Евлогия» Более противоречивой является следующая рекомендация для упразднения ВЦУЗ: «Принимая во внимание, что за назначением тем же Управлением Преосвященного Митрополита Евлогия заведывающим [так в документе – д. А.П. ] русскими православными церквами заграницей собственно для Высшего Церковного Управления там не остается уже области, в которой оно могло бы проявить свою деятельность, означенное Высшее Церковное Управление упразднить, сохранив временно управление русскими заграничными приходами за митрополитом Евлогием, и поручить ему представить соображения о порядке управления названными церквами». В реальности архиепископ Волынский Евлогий (Георгиевский) был назначен не заведующими русскими православными церквами заграницей, а только церквами в Западной Европе. Причем это назначение было сделано еще 2 октября 1920 года, притом именно Временным Высшим Церковным Управлением на юго-востоке России . Затем оно было подтверждено в Константинополе, и 2/15 апреля 1921 г. архиепископ Евлогий получил указ митрополита Антония об управлении «всеми западноевропейскими русским церквами на правах епархиального архиерея» . Поскольку прежде церквами в Западной Европе ведал епископ Кронштадтский, викарий Санкт-Петербургского митрополита, священник парижской церкви Иаков Смирнов обратился к патриарху Тихону с запросом о правах архиепископа Евлогия. 8 апреля 1921 г. Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод издали указ на имя Финляндского архиепископа Серафима (Лукьянова), представившего запрос о. Иакова, в котором передавалось решение:

http://bogoslov.ru/article/5997903

5 июня 1943 года. И. Сталин подписал секретное постановление Государственного комитета обороны «Об утверждении мероприятий по улучшению зарубежной работы разведывательных органов СССР», где религиозные организации впервые отнесены к категории интересов советской внешней разведки. 4 сентября 1943 года. Знаменитая «кремлевская вечеря» – личная встреча И. Сталина с церковным руководством. 8 сентября 1943 года. На Архиерейском Соборе избран Патриарх, им стал митрополит Сергий. Сентябрь 1944 года. Воссоединение 75 евлогианских приходов с Московской Патриархией в результате поездки во Францию митрополита Николая (Ярушевича) . Ноябрь 1944 года. Просьба представителей Мукачевско-Пряшевской епархии о принятии ее в юрисдикцию Московской Патриархии, 11 декабря делегация передала письмо Сталину о желании не только Церкви, но и всей Карпатской Руси воссоединиться с великой Россией. Январь 1945 года. Состоялся Поместный Собор. Сентябрь 1945 года. Воссоединился с Московской Патриархией и глава Западно-Европейской епархии Заграничного Ахриерейского Синода митрополит Серафим (Лукьянов). Октябрь 1945 года. Японские приходы и Русская Духовная Миссия в Китае были приняты в юрисдикцию Московской Патриархии. 2. Главные спорные моменты в трактовке представителей различных групп ученых Можно выделить несколько периодов различной тактики советского государства по отношению к Церкви. Курс на полное уничтожение Церкви, непримиримая позиция обеих сторон: уничтожение священников, разрушение храмов и монастырей, изъятие ценностей, анафема Патриархом Тихоном власти большевиков. Попытка властей создать лояльную «Живую Церковь » – обновленцев, их деятельность в мире по захвату материального имущества – и последовавшая неудача. Давление на Патриарха Тихона, арест, уступки с его стороны (интервью, указ о карловчанах). Неисполнение властью своих обещаний: оставшиеся приходы взяты под контроль ГПУ. Приход митрополита Сергия, легализация Церкви: полное соглашение с властью, действие в ее интересах (интервью, декларация, указы о поминовении большевиков, требование подписки о лояльности), получение уступок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В феврале 1945 г. архиеп. Герман в письме к Патриарху Алексию I все-таки поздравил его с избранием на Патриарший престол. В ответном письме от 8 мая 1945 г. Патриарх, поблагодарив за поздравление, выразил желание «восстановить молитвенно-каноническое общение между нашими церквами, нарушившееся после отхода Вашей церкви от Матери-Церкви». В письме от 14 июня 1945 г. архиеп. Герман предложил не поднимать этого вопроса «до урегулирования взаимоотношений между СССР и Финляндией» [viii] . Митрополит Евлогий в 1931 г. также перешел в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. В августе - начале сентября 1945 года митрополит Николай Ярушевич совершил поездку во Францию, где выполнил миссию по присоединению к Московскому Патриархату митрополита Евлогия, его викариев Западноевропейского Экзархата и митрополита Серафима (Лукьянова), который в то время возглавлял приходы Русской Зарубежной Церкви в Западной Европе. Для воссоединения монахов Валаамского монастыря, согласно их прошению, общин митр. Евлогия и выяснения того же вопроса с епископами ФПЦ в Финляндию был командирован митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) [ix] . Миссия «собирания камней», воссоединения отошедших в результате катаклизмов XX века частей Православной Русской Церкви для патриота и государственника митрополита Григория была очень важна. Не удивительно, что именно ему в марте 1945 г. было поручено воссоединение с РПЦ клириков Эстонской Апостольской Православной Церкви и автономной Латвийской Православной Церкви, также неканонично перешедших в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. В апреле 1945 г. владыка возглавил первую заграничную делегацию РПЦ на торжествах примирения с Константинопольским Патриархатом Болгарской Православной Церкви, где провел переговоры, по результатам которых в октябре 1945 г. в юрисдикцию Московского Патриарха перешли 7 русских приходов во главе с Преосвященным Серафимом (Соболевым), архиепископом Богучанским [x] . И как мало кому из епископата послевоенной РПЦ, проблемы православия в Финляндии были знакомы и небезразличны митрополиту Григорию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Владыка преставился ко Господу 21 ноября 1985 года. Его убеждения выразились в его предсмертном завете. Опубликованное Духовное Завещание митрополита гласило: Держи, что имеешь! (Апок. III, 11). Эти слова, взятыя из священной книги Апокалипсис (Откровение), в наше время, в наши многоскорбные, лукавые, соблазнами исполненные дни, имеют особое важное значение. Они напоминают нам о том драгоценном духовном богатстве, которым обладаем мы, чада Православной Церкви. Да, мы богаты. И это духовное богатство есть то, что имеет Святая Церковь и которое принадлежит всем верным чадам Ея. Учение веры – нашей чудесной, спасающей православной веры, многочисленные живые примеры жизни людей, живших по вере, по тем высоким началам и правилам, которыя предлагает нам Церковь, и достигших той духовной чистоты и высоты, которая именуется святостию; красота и великолепие нашего православнаго богослужения и живое соучастие в нем через веру и молитву; полнота благодатной духовной жизни, открытой всем и каждому, и как венец всего, единение чад Церкви в той любви, о которой сказал Спаситель: «потому узнают люди, что вы – Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Митрополит Филарет. При этом, перед смертью владыка тайно завещал своему келейнику, протодиакону Никите Чакирову, в свое время, «когда Господь освободит Родину Россию, когда наступят благословенные дни, предсказанные преподобным Серафимом, Саровским чудотворцем», передать Святейшему Московскому Патриарху свои Первоиераршие облачения. Этот завет был исполнен 12 ноября 2006 года когда митрофорный протоиерей Роман Лукьянов, настоятель Богоявленской церкви в Бостоне, передал в дар Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II посох и облачение третьего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Мощи и почитание В 1998 году было решено перенести останки почившего Первоиерарха с крипты кладбищенского Успенского храма в новую усыпальницу под алтарем Свято-Троицкого собора в Джорданвилле. Когда 10 ноября вскрыли гробницу, то мощи святителя оказались нетленны — были светлого цвета; полностью сохранились кожа, борода и волосы. Облачение владыки, Евангелие, грамота с разрешительной молитвой, крест и воздух, покрывавший лицо усопшего, были в совершенной сохранности. Даже белая ткань, которой было покрыто тело сверху, сохранила ослепительную белизну. Металлические же застежки находившегося в гробу Евангелия рассыпались в прах при прикосновении.

http://lib.cerkov.ru/authors/269

Владыка Феодор, в отличие от митрополита Вениамина, никогда не обращался к собственно литературной церковной деятельности, не издавал духовно-просветительских книг и статей, и, пожалуй, единственной его прижизненной публикацией до последнего времени оставался небольшой исторический очерк, посвященный памяти митрополита Вениамина, напечатанный в свое время в «Журнале Московской Патриархии». Однако еще с середины 1930-х годов будущий епископ Феодор (тогда еще иеромонах, а затем игумен) начал записывать – для собственного духовного назидания и самоконтроля и как некое «келейное» славословие Господу – приходившие ему на ум и на душу, особенно в связи с богослужением, отдельные благочестивые (столь естественные для него!) мысли. Так постепенно составилось несколько тетрадей с подобными записями, фактически своеобразные келейные записки, которые он со временем, приведя в должный порядок, объединил под общим названием «Духовный дневник» (в трех частях). С записками владыки Феодора (по-видимому, еще в объеме первых двух частей «Дневника») ознакомился митрополит Вениамин, благословивший продолжить начатое дело – как душеполезное не только для автора, но и для других, сказав тогда ему: «Хорошо, слава Богу. Записывай и дальше – со смирением». Еще более укрепил епископа Феодора в желании продолжить «Дневник» следующий немаловажный факт его духовной биографии: во время пребывания епископа в Гербовецком монастыре в Молдавии ему в сонном видении дважды являлся преподобный Серафим Саровский , говоривший: «Занимайся, мне нравятся твои дела. Пиши» – и, по выражению владыки, «мысленно» передавший свое благословение ему в таких словах: «Монах, от души пребывающий в келье, будет непорочен, а монах, пребывающий в любви, будет совершенен... Тетради свои храни! Ты избран моим послушником». Всегда остававшийся замечательно искренним и душевно открытым, епископ Феодор на следующее же утро пересказал этот сон своему тогдашнему содругу по монастырской жизни на покое владыке Серафиму (Лукьянову), встретившему его у себя, у аналоя, словами: «Ну, как живы-здоровы?.. Видите, как приятно, – и, указывая на аналой, – вот здесь Чиновник, а вот икона преподобного Серафима...»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Известный русский церковный историк Н. Тальберг предлагает нам (в «Летописи» Еп. Саввы, гл. 23), прежде всего понимать владыку Иоанна как «юродивого Христа ради, оставшимся таковым и в епископском сане», и в этом качестве сравнивает его со святым Григорием Богословом , который в том же, в чем и владыка Иоанн, не соответствовал стандартным пониманиям «облика» епископа. Именно это «юродство» (по мирским понятиям) придает характерный тон богословским сочинениям и святого Григория, и владыки Иоанна; и тот, и другой отдаляются от «общественного мнения», от того, как «все думают» и таким образом не зависят от какого-либо «течения» или «школы». Они подходят к богословским вопросам с возвышеной, не академической точки зрения и этим избегают мелких ссор и сварливого духа. С новыми, неожиданными поворотами мысли их сочинения прежде всего становятся источником вдохновения и более глубокого понимания Божьего откровения. Пожалуй, больше всего поражает абсолютная простота Владыкиных сочинений. Сразу ясно, что он принимает православное Предание прямо и безоговорочно, без всяких «двуличных» мыслей о том, как можно верить в это Предание и все-таки оставаться «развитым, культурным» человеком. Он знал современную «критику» и, будучи спрошен, мог дать конкретные, чёткие причины своего несогласия с ней в большинстве вопросов. Он тщательно изучил вопрос «западного влияния» в Православии в течение предыдущих столетий и держался трезвой, уравновешенной точки зрения, осторожно разбираясь в том, что должно исключать как неприемлемое для Православия и чего не следовало рекомендовать, но из-за чего не следовало «горячиться», и в том, что можно было принять как соответствующее православному образу жизни и благочестия. (Из этого становится ясно, что у владыки Иоанна не было «предубеждений», он все проверял исключительно трезвым православным учением.) Но, несмотря на все его знания и умение критически размышлять, он продолжал верить в православное Предание просто, каким оно и передано нам Церковью . Большинство современных православных богословов, даже если они не подвержены самому крайнему протестантско – реформаторскому мышлению, все-таки смотрят на православное Предание через академическую обстановку, привычную для них. А владыке Иоанну, прежде всего, были «привычны» православные богослужения, которым он посвящал много часов ежедневно, и таким образом у него отсутствует даже малейший «привкус» рационализма (не обязательно даже в плохом смысле этого слова), который находим и у самых выдающихся академических богословов. В его сочинениях нет «проблем»; его обыкновенно многочисленные цитаты лишь только указывают, где находится учение Церкви. В этом смысле он абсолютно единодушен с «мышлением святых отцов» и кажется нам как бы одним из них, а не просто комментатором богословия прошлого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Именно этот акт упразднил заграничное ВЦУ. В дальнейшем при указании на это упразднение Московская патриархия ссылалась именно на него. Так в постановлении патриарха Тихона и временного Синода от 8 ноября 1923 г. говорилось: «Запросить назначенного после упразднения в апреле 1922 г. церковного заграничного управления заведывать заграничными церквами митрополита Евлогия о том, какое и на каком основании существует ныне церковное управление за границей под именем заграничного архиерейского Синода» . Летом 1923 г. патриарх указывал, что «мы в апреле 1922 г. на соединенном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета уже осудили заграничный Собор Карловацкий за попытку восстановить в России монархию из Дома Романовых. Мы могли бы ограничиться этим осуждением владык, бывших на Соборе… если бы они раскаялись, прекратили дальнейшую деятельность в этом направлении». Указание на апрель здесь имеет место в связи с тем, что 5 мая это 22 апреля по старому стилю. В тот же день, 5 мая, был оформлен указ 348 на имя митрополита Антония (Храповицкого) в котором говорилось: «Виду допущенных Высшим Русским Церковным Управлением за границей означенных от имени Церкви выступлений и принимая во внимание, что, за назначением тем же Управлением Преосвященного Митрополита Евлогия заведующим русскими православными церквями за границей, собственно для Высшего Церковного Управления, там не остается уже области, в которой оно могло проявить свою деятельность, означенное Высшее Церковное Управление упразднить, сохранив временно управление русскими заграничными приходами за Митрополитом Евлогием и поручить ему представить соображения о порядке управления названными церквами» . Постановлением патриарха Тихона и Высшего Церковного Совета митрополиту Евлогию было поручено управление православными русскими приходами в Западной Европе, ранее находившимися под управлением Петроградского архиерея . Это решение подтверждало принятый ранее указ ВЦУ за границей и было принято в ответ на прошение архиепископа Финляндского Серафима (Лукьянова). Таким образом, указ от 5 мая 1922 г. ничего принципиально не меняло в положении РПЦЗ. Этот указ нужен был для того, чтобы создать видимость удовлетворения требований власти, которые требовали немедленного закрытия заграничного ВЦУ.

http://pravoslavie.ru/5493.html

Летом 1904 г. во время ремонта Знаменской церкви мастером Вараксиным здание было обшито тёсом, грани фасада украсили " филенчатыми лопатками " . Вся церковь была окрашена в светлые тона, отчего в народе ее прозвали " белой лебедью " . Старожилы вспоминали: " Бывало, смотришь на нее издали и кажется, будто это лебедь белая плывёт вверх по Енисею " . Важно отметить, что благодаря своему удобному расположению (Скит находился на самом берегу Енисея) он являлся первой тарифной пристанью от Красноярска, что давало возможность монахам выгодно продавать пассажирам проплывавших мимо судов: выпечку, мед из собственных пасек, а также цветы, грибы и ягоды, которых было в изобилии в окрестных лесах. В фондах ККМ находится образ Абалацкой Божией Матери, покровительствующей Знаменскому общежительному скиту. В верхней части композиции – два ангела на облаках, держащие икону Божией Матери Знамение с фигурами Николая Чудотворца и Марии Египетской в молитвенном предстоянии в клеймах (этот тип иконографии Богородицы получил название Абалацкая), в нижней – в окружении гор и соснового леса деревянный монастырский храм. Несмотря на некоторые перспективные искажения, сохранены пропорции всех частей храма и точно выявлен рисунок и цветовое решение каждой детали. Художник также с достаточной степенью достоверности передал живописный пейзаж, окружавший территорию скита. Этот памятник прошлого века отличает от вышеперечисленных то, что изображенная на нем Знаменская церковь наверняка написана с натуры и легко узнаваема. Не зря, выполняя проект реставрации, исследователи рассматривали эту икону как документ наряду с фотографическими изображениями. Благодаря сохранившимся фотографиям с видами построек скита и проекту его реконструкции (дипломный проект 1992 г. А. Лукьяновой, руководитель А.Ф. Блохин), можно судить о том, насколько важно для художника было точно изобразить здание церкви. Весной 1920 г. монастырь был закрыт. Часть монахов забрали в Красноярск в губернский комиссариат, несколько человек осталось в Скиту до мая 1920 г. По сути, на этом и закончилась история Красноярского Знаменского мужского общежительного Скита. Но известно, что в Скиту был некий монах Серафим, живший отшельником в своей келье, находившейся в отдалении от основных построек. Он прожил там вплоть до 1930-х гг. Монастырь сломали и всю утварь, кресты, решетки, колокола отправили на лотах в Красноярск, где они канули в Лету. Церковь переоборудовали сначала в детский дом, который в 1921 г. был переименован в детский трудовой городок Затем отдали под опытное хозяйство Красноярского лесхозтехникума. Тогда же был посажен дендросад с липами, дубами, орешником и манжурским орехом. Есть, однако, сведения, что начало саду было положено монахами. Эту точку зрения доказывает сохранившаяся аллея сибирских кедров, имеющая возраст более 80 лет.

http://sobory.ru/article/?object=49587

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010