А. Леднев, Е. Лукьянов Иеромонах Серафим (Роуз). Православное богословие блаженного архиепископа Иоанна (Максимовича) Несколько лет назад одна игумения Русской Зарубежной Церкви, женщина праведной жизни, говорила поучение в храме обители в день престольного праздника, на Успение Пресвятой Богородицы. Она слёзно умоляла сестёр и паломников, собравшихся на праздник, всецело и безоговорочно принимать то учение, которое Святая Церковь нам передаёт, которое она с таким тщанием блюла в течение всех веков, и не выбирать для себя, что в нём «важно», а что «второстепенно»; ведь считая себя мудрее Священного Предания, можно и совсем его утерять. Итак, когда Церковь повествует нам в Её песнопениях и через святые иконы, что святые апостолы чудесным образом собрались со всех концов вселенной, чтобы присутствовать при Успении и Погребении Пресвятой Богородицы, мы, будучи православными христианами, не свободны отрицать или перетолковывать это, но должны верить церковному Преданию просто и чистосердечно. Молодой американец, принявший Православие и выучивший русский язык, присутствовал при этом поучении. Глядя на иконы, написанные в традиционном иконописном стиле, на которых апостолы изображены на тучах, несущих их к Успению Божией Матери, он как раз сам задумывался над этим вопросом. Спрашивалось, действительно ли мы должны понимать это как чудесное событие или это просто «поэтическое» объяснение собрания всех апостолов к этому событию, или может даже некое оригинальное «идеализированное» изображение вообще не состоявшегося события? (Таковы, на самом деле, вопросы, занимающие некоторых современных «православных богословов».) Слова праведной игумении глубоко поразили молодого американца – неофита, и ему стало ясно, что есть нечто более глубокое в восприятии и понимании Православия, чем то, что открывает нам наш ум и наши чувства. В то мгновение православное Предание передавалось ему не книгами, а живым сосудом, восполненным этим учением и Преданием, и необоходимо было воспринимать не умом только или чувствами, но прежде всего сердцем, которое таким образом и начало глубже проникаться Православием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

А. Леднев, Е. Лукьянов Как св. православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь 16 «Достойно есть величати Тя, Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим» 22 июня 1931 года в Белграде было совершено торжественное освящение храма – часовни в честь Иверской чудотворной иконы Божией Матери, построенного на кладбище, отведённом для русских. Освящение совершал Патриарх Сербский Варнава в сослужении митрополита Киевского и Галицкого Антония и епископа Лондонского Николая. Какое замечательное сочетание имён! Восток (Иверия – Грузия) и столица Запада Лондон, иерарх священной купели русского народа, Патриарх коего некогда назывался Патриархом «и всех северных стран», и Первоиерарх южных славян – все это соединяется для торжества в честь Честнейшей Херувим. Но ещё знаменательнее оно, когда вспомним, что в тот день, когда по улицам Белграда несли доставленную из земного удела Божией Матери – Святой Горы Афонской – икону Заступницы рода Христианского, в тот именно день исполнилось 1500 лет открытия Третьего Вселенского Собора, когда вечером народ торжественно приветствовал святых отцов, защитивших почитание Богоматери и осудивших еретиков, Её хуливших. Православные христиане отделённые друг от друга пространством или веками, объединяются своей любовью к Той, Которая родила Соединившего в одно небесное и земное. Поистине сбылись и сбываются Её слова: «Отныне ублажат Мя вси роди». I. Почитание Божией Матери в дни Её земной жизни От апостольских времён и до наших дней все истинно любящие Христа воздают почтение Той, Которая родила Его, воспитывала и оберегала в дни детства. Если Её избрал Бог Отец, сошел на Неё Дух Святый, Бог Сын вселился в Неё, повиновался Ей в дни детства, заботился о Ней, вися на кресте, то не должен ли Ей кланяться всякий, исповедующий Святую Троицу? Ещё в дни Её земной жизни друзья Христовы, апостолы, проявили большую заботливость и преданность по отношению к Матери Господа, в особенности евангелист Иоанн Богослов, который, исполняя волю Её Божественного Сына, взял к себе и заботился о Ней как о Матери, с того времени, как Господь со креста изрек ему: «Се Мати Твоя».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

А. Леднев, Е. Лукьянов Содержание Вступление Епископ Василий (Родзянко). Слово о владыке Иоанне Владимир Шохин. Святитель Иоанн (Максимович) – великий чудотворец Истоки Детство и юность (1896 – 1921) Югославия (1921–1934) Китай (1934–1949) Филиппинский архипелаг (1949–1951) Западная Европа (1951–1962) Америка (1962–1966) «Хотя я и умер, но я Жив» Иеромонах Серафим (Роуз). Православное богословие блаженного архиепископа Иоанна (Максимовича) Творения святителя Иоанна Как св. православная Церковь чтила и чтит Божия Матерь Происхождение закона о престолонаследии в России Проповеди, доклады и статьи святителя Иоанна Россия Праздничный круг Святительское слово Ангел Сан-Францисской паствы Наставления, указы и распоряжения святителя Иоанна Предварительное исследование гробницы архиепискова Иоанна Обретение честных мощей святителя и чудотворца Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Акт комиссии по освидетельствованию останков святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Пир веры. Торжество святости глазами паломника Вместо послесловия. О почитании святителя Иоанна в России     Сборник посвящён современному русскому святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому. Его прославление состоялось недавно, а почитание давно уже приобрело ха­рактер вселенский. В Америке, России, Франции, Сербии, Греции, Австралии, Голландйи и многих других странах возно­сятся молитвы святому Владыке. В сборник помимо проповедей и указов архиепископа Иоанна вошли его богословские и исторические произведения. Житие Святителя, составленное Владимиром Шохиным, и ряд материалов о прославлении публикуются впервые. Вступление Пока неспешно складывался сборник, что вы держите в руках (основанием его послужило жизнеописание, составленное в 1993 году), имя святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, стало хорошо известно верующим в России благодаря публикациям последних лет. На Родине Святого появилось множество его почитателей и, судя по многим свидетельствам, почитателей не напрасных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Калининградской области А.А. Алихановым и архиепископом Калининградским Серафимом 1 июля в кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с губернатором Калининградской области А.А. Алихановым и архиепископом Калининградским и Балтийским Серафимом. 1 июля 2023 года в кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с губернатором Калининградской области Антоном Андреевичем Алихановым и архиепископом Калининградским и Балтийским Серафимом . Приветствуя Святейшего Владыку губернатор Калининградской области сказал: «У нас много точек соприкосновения с епархиями Русской Церкви на территории региона, мы очень активно взаимодействуем с владыками Серафимом и Николаем по вопросам образования и воспитания нашей молодежи. Также в области восстановления объектов культурного наследия у нас есть интересные совместные задумки, которые мы сегодня представим на Ваш суд». Глава региона рассказал Предстоятелю Русской Православной Церкви о состоявшемся сегодня в Калининграде форуме Всемирного русского народного собора , а также о совместных усилиях областного руководства и Церкви в вопросе противодействия абортам. В частности, в рамках действующего законодательства заключены соглашения с 19-ю частными клиниками, и в государственных социальных учреждениях проводится разъяснительная работа с женщинами, собирающимися прервать беременность. Тем самым, отметил губернатор, уже удалось спасти жизнь сотням детей. Губернатор высоко оценил пакет законотворческих инициатив, с которым на форуме ВРНС выступил глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Феодор Лукьянов, и отметил, что намерен обсудить возможные изменения в законодательстве с председателем Государственной Думы ФС РФ В.В. Володиным.

http://sedmitza.ru/patriarch/2023-07-01/...

[  назад  ] Епархии Русской Православной Церкви Зарубежной Берлинско-Германская Епархия (1924- (Берлинская в 1924-1936) Тихон (Лященко) (11 мая 1924 - 1938) Серафим (Лядэ) (1938- 14 сентября 1950) Венедикт (Бобковский) (1950 - 3 сентября 1951) Александр (Ловчий) (11 апреля 1952 - [biriusa]11 сентября 1971) Филофей (Нарко) (1971-1982) Марк (Арндт) (1982 - 17 мая 2007) Викарии Серафим (Лядэ), епископ Мюнхенский и Баварский (1929-1938) Филипп (фон Гарднер), епископ Потсдамский (1943-1945) Александр (Ловчий), епископ Киссингенский (  29 июля 1945 - 11 апреля 1952) Афанасий (Мартос), епископ Северо-Германский (Гамбург) (1946-1950) Павел (Павлов), епископ Штутгарта и Южной Германии (1967-1980) Филотей (Нарко), епископ Гамбурга (1945-1971) Марк (Арндт), епископ Мюнхенский (19 ноября 1980 - 1982) Агапит (Горачек), епископ Мюнхенский (2 мая 2001- 17 мая 2007) Западно-Европейская епархия (Парижская, Женевская, затем Брюссельская) (1927- Серафим (Лукьянов) (1927-1945) Нафанаил (Львов) (1946-1951) Иоанн (Максимович) (1951-1963) Антоний (Бартошевич) (1963- 7 сентября 1993) Серафим (Дулгов) (3 ноября 1993 - 17 октября 2000) (до 1995 управляющий) Амвросий (Кантакузен) (17 октября 2000 - 21 мая 2006) Михаил (Донсков) (21 мая 2006 - 17 мая 2007) Викарии Нафанаил (Львов), еп. Престона и Гааги (1951-1952) Антоний (Бартошевич), еп. Брюссельский (1957-1963) Леонтий (Бартошевич), еп. Женевы (24 сентября 1950 - 19 августа 1956) Варнава (Прокофьев), епископ Каннский (1990-2001) Серафим (Дулгов) еп. Лесны (19 сент - нояб 1993) Амвросий (Кантакузен), епископ Вивейский (26 сентября 1993 - 17 октября 2000) Венская и Австрийская епархия Василий (Павловский) (15 января 1939- 23 октября 1945) (в 1939 еп.Тегельский, викарий Германский; затем Венский и Потсдамский) Игнатий (Жебровский) (1945) Павел (Мелентьев) (1945-1946) Стефан (Свебо) (1946 - 25 января 1965) Нафанаил (Львов) (1976 - 9 ноября 1986) (с 1971 управляющий) Гаагская и Нидерландская епархия Иаков (Аккевсдеке) (19 сентября 1965 - 1971 ) Болгарская епархия

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-rp...

М. В. Шкаровский Скачать epub pdf 5. Русская Православная Церковь и германская религиозная политика на Балканах А. Отношение германских ведомств к РПЦЗ и их интерес к Балканам январь 1941 – 17 июня 1942 г. 134 Интерес нацистских ведомств к церковной политике на Юго-Востоке Европы особенно усилился с 1941 г. 24 сентября реферат общей культуры МИД запросил на ее проведение 100 тыс. марок и получил их. В рамках данной политики внимание германских органов власти привлекла позиция РПЦЗ – руководящий орган которой (архиерейский синод) и значительная часть паствы находились на территории Сербии. Как видно из публикуемых документов, Внешнеполитическая служба НСДЛП и Восточное министерство относились к РПЦЗ негативно, считая ее распространителем враждебной Германии русской монархической идеологии. Нет сомнения, что значительное количество правых эмигрантов сочло III рейх меньшим злом, чем сталинский режим. Они приветствовали начало войны с СССР, надеясь, что данный режим вскоре рухнет и русский народ освободится от коммунистической диктатуры. При этом надо различать очень осторожную позицию руководящих органов РПЦЗ от мнения отдельных священнослужителей и светских организаций. В первые дни войны некоторые эмигранты ? – архиереи и священники в своих статьях и воззваниях горячо приветствовали поход Вермахта на территорию СССР. Наиболее известным из них является послание митрополита Западно-Европейского Серафима (Лукьянова) от 22 июня 1941 г. 135 Другие, занимая скорее негативную позицию по отношению к германскому вторжению, были против любой помощи СССР. Имелись и священнослужители РПЦЗ, настроенные резко антифашистски. Эта позиция хорошо видна в публикуемом письме монаха с горы Афон, приветствовавшего первые победы греческой армии против войск итальянских интервентов в январе 1941 г. Сообщение Экуменической информационной и пресс-службы о письме русского монаха Женева, январь 1941 г. Восприятие войны на горе Афон В письме русского монаха с горы Афон – всемирно известного места расположения монастырей Православной Церкви Греции, отчетливо передано нынешнее отношение к войне греческого народа:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января «Как бы было прекрасно, если бы мы все, русские изгнанники, достигли свободы Церкви от всех нецерковных влияний»: переписка митрополитов Анастасия Грибановского и Владимира Тихоницкого Бежавшие из России после революции представители Русской Православной Церкви оказались в разных странах. Некоторое время они не могли договориться о своей юрисдикционной принадлежности и существовали как независимые экзархаты. Предлагаем читателям ознакомиться с перепиской Первоеиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского) и главы Западно-Европейского экзархата, митрополита Владимира (Тихоницкого), который предлагал объединиться под омофором Константинопольского патриархата. Статья От публикатора На проходившем в Сербии в 1935 г. Архиерейском Соборе РПЦЗ c митрополита Западно-Европейского Евлогия (Георгиевского) было снято запрещение, наложенное Синодом в январе 1927 г. и подтвержденное на проходившем в том же году Архиерейском Соборе. Достигнутое на Архиерейском Соборе 1935 г. решение о вхождении митрополита Евлогия в состав РПЦЗ так и не было ратифицировано . Тем не менее факт снятия прещений положительно повлиял на вопрос о передаче нацистским режимом «евлогианских» приходов в Германии в ведение РПЦЗ для окормления. В 1945 г. митрополит Евлогий воссоединился с Московским Патриархатом, а в 1946 г. он преставился. Преемник митрополита Евлогия, архиепископ Владимир (Тихоницкий) , не спешил развивать отношения с Московским Патриархатом, в частности, в связи с тем, что 9 августа 1946 г. на место митрополита Евлогия был назначен митрополит Серафим (Лукьянов), в прошлом состоявший в РПЦЗ и активно выступавший против «евлогиан». Первое письмо из переписки перевоиерархов двух эмигрантских церквей относится к 30 октября 1946 г. (т. е. спустя 11 дней после окончания епархиального собрания, подтвердившего желание оставаться во Вселенском Патриархате).

http://bogoslov.ru/article/6166725

4 (17) мая 2007 г., в праздник Вознесения Господня, в храме Христа Спасителя Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей Митрополитом Лавром был подписан " акт о каноническом общении " - свершилось событие, положившее конец разделению, которое продолжалось в течение многих десятилетий, уходя своими корнями в братоубийственную смуту, потрясшую Россию в начале XX века. Состоявшееся воссоединение может быть обозначено как символ завершения гражданской войны, которая не прекратилась в 1920 г., когда в ней временно победили большевики, но которая еще долго потом продолжала отравлять жизнь русского народа, питая в нем пагубную рознь и вражду. Главная причина церковного разделения, преодоленного подписанием Акта в храме Христа Спасителя, заключалась в том, что для значительной части православной эмиграции из России, в первом поколении жившей надеждой на скорое падение советского режима, юрисдикционная связь с церковным центром на родине - с Московской Патриархией, - которая находилась в тягостной зависимости от враждебной Церкви большевистской власти, представлялась неприемлемой, поскольку такая зависимость предполагала неизбежность далеко идущих компромиссов, хотя они никогда и ни при каких обстоятельствах, даже самых трудных для гонимой Церкви, не затрагивали верности окормляемых ею чад Христу, неприкосновенности вероучительных догматов Православия. Реагируя на то, что в общественном мнении эмиграции, обозначалось как порабощение и пленение Патриархии, православные пастыри и паства рассеяния выбирали разные пути: одни, и надо признать, немногие, вероятно, самые аполитичные из эмигрантов, выше всего ставили каноническую связь с Патриархией, под окормлением которой остался многострадальный православный народ на родине. Эту позицию выбрали такие архипастыри как митрополит Елевферий (Богоявленский), Вениамин (Федченков), а после Второй мировой войны также и архиереи, обосновавшиеся в Китае, и среди них отец одного из первоиерархов Русской Зарубежной Церкви, Филарета, - архиепископ Димитрий (Вознесенский), в Париже - митрополиты Евлогий (Георгиевский) и Серафим (Лукьянов). В юрисдикции Московской Патриархии всегда оставались крупнейший русский богослов ХХ века В.Н. Лосский, а также знаменитый на весь мир философ Н.А. Бердяев.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А.А. Кострюков Глава 10. Положение Православной Церкви на территориях, отошедших от Российской империи Поражение Советской России в Первой мировой и советско-польской войнах привело к тому, что огромные территории бывшей Российской империи оказались вне пределов коммунистического государства. Независимыми странами стали Финляндия, Эстония, Латвия и Литва. Миллионы православных жителей западных губерний Российской империи оказались в пределах Польши. Православная Бессарабия вошла в состав Румынии. Церковная жизнь в лимитрофных (пограничных) странах протекала не без скорбей, сопряженных с ущемлением прав православных христиан. Серьезная проблема, определившая ход истории православия на этих территориях, заключалась в невозможности полноценного общения с московской церковной властью и в давлении местных правительств, настаивавших на независимости местных епархий от Московской Патриархии. § 1. Церковная жизнь в Финляндии Финляндия объявила о своей независимости в декабре 1917 г. Попытки установить в стране коммунистический режим окончились неудачей. В скором времени финское правительство, желавшее максимально отмежеваться от Москвы, потребовало от местной епархии отделиться от Российской Церкви. Не желая конфликта, патриарх Тихон и Священный Синод в феврале 1921 г. издали указ о предоставлении Финляндской епархии права именоваться Финляндской Православной Церковью. Новой структуре были даны права автономии в церковно-административных, школьно-просветительских и церковно-гражданских делах. К широким компромиссам в угоду местным властям был готов и архиепископ Финляндский Серафим (Лукьянов). Однако местное государственное руководство не устраивал ни статус автономии в рамках Московского Патриархата, ни личность самого архиепископа Серафима, вместо которого правительство хотело видеть своего, «национального» иерарха. Таковой вскоре был избран. Это был вдовый протоиерей Герман Аав. Финляндское руководство нашло поддержку в лице Константинопольского Патриарха Мелетия IV (Метаксакиса), который к тому времени уже успел прославиться своими модернистскими симпатиями. В частности, в мае 1923 г. он провел в Константинополе собрание из 10 человек, громко названное «Всеправославным конгрессом». Наиболее известным результатом конгресса стало решение о переходе на новоюлианский календарь, являвшийся слегка измененным вариантом григорианского календаря, принятого в Римско-Католической Церкви. Более того, конгресс разрешил священникам вступать в брак после хиротонии, а также жениться вдовым священнослужителям. Итоговые документы этого мероприятия подписали шесть архиереев (два от Константинопольской, по одному от Сербской, Элладской, Кипрской и Русской Зарубежной Церквей), два архимандрита (от Румынской и Константинопольской Церквей) и два мирянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.В. Каширина Содержание От редакции Феофановские чтения Пленарное заседание (Москва) Феодосий, митрополит Тамбовский и Рассказовский. Святитель Феофан Затворник в Вышенской пустыни Лука (Степанов), игумен. Духовное родство Выши и Афона (1866–1894 гг.) Щербакова М. И. Святитель Феофан и греческое духовное училище на о. Халки Каширина В. В. Заметки святителя Феофана на полях рукописи «Ключ к Восточному вопросу» Чудинов Д. А. Неизвестное творение Феофана Затворника (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 5. Ед. хр. 42) Успенский Вышенский монастырь Вера (Ровчан), игумения. Святитель Феофан глазами детей: итоги Всероссийского детского конкурса «Учитель благочестия» Ириней (Пиковский), иеромонах. «Евангельская история о Боге Сыне» святителя Феофана Затворника в контексте аналогичных синопсисов древности и современности Андрей Кретов, иерей. Литургическое наследие святителя Феофана Никольский Е. В. Личность человека в антропологии святителя Феофана Хохлова А. Б. Инновационный потенциал антрополого-педагогического учения Феофана Затворника Лукьянова А. Е. Алексей Гаврилович Говоров Евгений Игнатов, иерей. Естественный нравственный закон в творениях святителя Феофана Затворника Приложение Семинар студентов духовных и светских высших учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана Затворника» (в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений) Приветственное слово митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, председателя Научно редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского Приветственное слово епископа Тарусского Серафима Корнилий (Зайцев), иеромонах. Учение святителя Феофана Затворника о природе души Евгений Игнатов, иерей. Соотношение свободы воли и естественного нравственного закона в творениях святителя Феофана Затворника Пётр (Алексенко), иеродиакон. Теоантропологическая интерпретация понятия св. апостола Павла дух (πνεμα) святителем Феофаном Затворником Варлаам (Череп), иеродиакон.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010