Закрыть В поисках утраченного Рая О книге М.А. Тарковского «42-й до востребования» Валентина Ефимовская   23:02 29.08.2023 1362 Время на чтение 35 минут Фото: из открытых источников (Тобольск: Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска». Дизайн И. Лукьянов. 2023 г.) нет истины, где нет любви . А.С. Пушкин Рай, на языке Св. Писания, это место, где находится Господь. Рай – это пространство вечной жизни и первозданное состояние человека, утраченное вследствие грехопадения прародителей – Адама и Евы. Первые люди пребывали там в постоянном богообщении, в состоянии христианской радости. И в тоже время Рай, в эсхатологическом понимании, это грядущее состояние человечества, достигаемое в конце времен преодолением разделений и противоречий. Преподобный Серафим Саровский говорил, что если бы человек знал, как ужасен ад и как сладок Рай, то он готов был бы вытерпеть самые страшные муки здесь, на земле. Герои новой книги известного современного прозаика Михаила Александровича Тарковского «42-й до востребования», не рассуждают ни о Рае, ни об аде. Они, созерцая неумолимое течение времени, испытывая горести выпавших на их долю тяжких событий, плача над родными гробами, не ругая жизнь, с надеждой проносят сквозь свое земное существование золотую, радостную мечту о чем-то неосязаемом, утраченном и духовно приближаются к нему, находясь во власти центростремительной силы веры и любви. Это состояние, наверное, можно пояснить немудреными словами послушника с Афона: « Я, быть может, спасусь, если буду усердно просить Бога, чтобы простил Он мне грехи, но если в раю я не увижу своих родителей, то буду о них скорбеть, ибо я их люблю. Какой же это будет для меня рай, если я буду там скорбеть за своих родных, которые, быть может, находятся во аде?» (Силуан Афонский) . Автор, являющийся также действующим лицом книги – посвящает ее своим родственникам и современникам. А, главное, своему – земному ангелу – бабушке Марии Ивановне Вишняковой. Он не знает посмертной судьбы своих любимых родных, но от полноты своего любящего сердца представляет их всех в красках и пространствах рая земного, в зримом бытии. Он позволяет себе это допущение, и бо сказано в Писании: « он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель — Бог (к Евреям 11:10).

http://ruskline.ru/analitika/2023/08/29/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН [фин. Herman] (Аав [эст. Aav]; 2.09.1878, с. Хелламаа, о-в Моон (Муху), Эстляндская губ.- 14.01.1961, Куопио, Финляндия), архиеп. Карельский и всей Финляндии (1925-1960), первый Предстоятель автономной Финляндской Православной Церкви (ФПЦ). Род. в семье псаломщика и школьного учителя эстонца Василия Аава. Получив начальное образование в церковноприходской школе на о-ве Эзель (Сааремаа), в 1889 г. поступил в Рижское ДУ. С 1894 по 1900 г. учился в Рижской ДС, по окончании был назначен псаломщиком в ц. св. Марии Магдалины в Гапсале (Хаапсалу), где совмещал служение на приходе с преподаванием в местной школе. В 1904 г. женился и в этом же году Рижским и Митавским архиеп. сщмч. Агафангелом (Преображенским) рукоположен во диакона и иерея с назначением на приход в с. Лелле. В 1907-1911 гг. служил настоятелем прихода в с. Вяндра, с 1911 по 1923 г. был настоятелем прихода в Мустьяле на о-ве Сааремаа, где на него было возложено послушание благочинного Сааремского округа. Во время первой мировой войны и нем. оккупации Эстонии прот. Г. Аав был вынужден сочетать пастырское служение с работой в различных гражданских ведомствах. После провозглашения независимости Эстонской республики и образования автономной Эстонской Православной Церкви (10 мая 1920) прот. Герман вошел в состав ее церковного управления. В 1921 г. овдовел, сохранив за собой попечение над 6 детьми. В 1922 г. на Соборе автономной Эстонской Православной Церкви прот. Г. Аав был определен на викарную Нарвскую кафедру. В июне того же года на состоявшемся в Сортавале (Сердоболе) Соборе духовенства ФПЦ, к-рая 11 февр. 1921 г. получила от Патриарха Московского свт. Тихона статус автономии, прот. Г. Аав был избран викарным епископом с титулом «Сортавальский». Под давлением фин. правительства, требовавшего полной независимости Финляндской Церкви от Московского Патриархата, церковное управление ФПЦ приняло решение образовать собственную иерархию и добиваться от К-польского Патриархата статуса автокефалии. Несмотря на протесты Финляндского и Выборгского архиеп. Серафима (Лукьянова) , заявлявшего о неканоничности избрания без его согласия викарного епископа, церковное управление ФПЦ утвердило кандидатуру прот. Г. Аава и обратилось к К-польскому Патриарху Мелетию IV (Метаксакису) с просьбой совершить над ним хиротонию. В мае 1923 г. прот. Г. Аав принял финское гражданство и переехал в Финляндию.

http://pravenc.ru/text/164751.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКИХ ПРИХОДОВ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА самоуправляемое объединение правосл. приходов рус. церковной традиции в юрисдикции К-польского Патриаршего престола. С 8 апр. 1921 г. рус. правосл. приходы в Зап. Европе, согласно указу Патриарха Московского и всея России св. Тихона и соединенного присутствия Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета, находились в управлении архиеп. бывш. Житомирского и Волынского Евлогия (Георгиевского ; с янв. 1922 митрополит). Под архиерейским окормлением митр. Евлогия пребывали общины, состоявшие в основном из рус. беженцев, на территории Франции, Германии, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Чехословакии, Австрии, Швейцарии, Италии, Болгарии, Румынии, а также Марокко. С кон. 1922 г. митр. Евлогий пребывал в Париже, где его кафедральным храмом стала парижская ц. во имя св. кн. Александра Невского. В Париже были организованы органы епархиального управления, имевшие самостоятельное значение в церковной жизни; был основан Православный богословский ин-т прп. Сергия Радонежского , превратившийся в крупнейший центр рус. богословской науки и духовного образования. Викарием митр. Евлогия в Центр. Европе с 1922 г. являлся Пражский еп. Сергий (Королёв) ; в 1924 г. было учреждено Берлинское вик-ство во главе с еп. Тихоном (Лященко) ; в 1925 г. управляющим вик-ством Юж. Франции с местопребыванием в Ницце стал архиеп. Владимир (Тихоницкий ; впосл. митрополит). В 1926 г. викарием митр. Евлогия был назначен переехавший в Лондон архиеп. Серафим (Лукьянов ; впосл. митрополит). С сер. 20-х гг. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) в Сремски-Карловци пытался подчинить себе митр. Евлогия или вывести из-под его управления часть приходов. В 1926 г. было принято решение об образовании на основе Берлинского вик-ства самостоятельной Берлинской епархии РПЦЗ. Митр. Евлогий не признал это решение, однако в юрисдикцию РПЦЗ перешла значительная часть рус. приходов в Германии. После происшедшего в 1927 г. окончательного разрыва с зарубежным Архиерейским Синодом от митр. Евлогия к РПЦЗ перешла и небольшая часть рус. приходов в др. странах Зап. Европы, и т. о. образовалась параллельная Западноевропейская епархия РПЦЗ с центром в Париже. В 20-х гг. находившиеся под упр. митр. Евлогия приходы пребывали в юрисдикции РПЦ и именовались «Западноевропейская епархия» или «Западноевропейская митрополия», хотя с т. зр. Московского Патриархата речь шла о пользовавшихся правами ставропигии отдельных приходах и храмах на территории Зап. Европы, временно порученных митр. Евлогию.

http://pravenc.ru/text/182573.html

Пн Митрополит Волоколамський «Сприяти множенню добра правди» (до церковних зв " 19 жовтня 2021 р. 14:52 Отдел внешних церковных связей  — старейший синодальный отдел Московского Патриархата, который часто называют церковным Министерством иностранных дел. Действительно, Отдел внешних церковных связей Русской Православной Церкви, созданный вскоре после Великой Отечественной войны, прежде всего был призван к установлению контактов на международном уровне. О вызовах времени, на которые приходилось отвечать ОВЦС за свою 75-летнюю историю, о его трудах и перспективах «Журналу Московской Патриархии» рассказал председатель Отдела внешних церковных связей  митрополит Волоколамский Иларион ( 9, 2021 , PDF-bepcuя ) . Спасти духовные школы и монастыри Отдел внешних церковных связей был создан в 1946 году, когда Русская Православная Церковь только начинала восставать из пепла после жесточайших гонений 1930-х годов и тяжелейших испытаний, вызванных войной. За три десятилетия, прошедшие со времени Октябрьской революции, были утрачены практически все каналы коммуникаций, выработанные в предреволюционный период. Контакт с русским церковным зарубежьем был в значительной степени потерян. Практически всю систему внешних церковных связей надо было выстраивать заново. Эта миссия легла на плечи первого председателя Отдела — приснопамятного  митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) . Вместе с немногочисленной группой сотрудников он без малого 15 лет трудился над возрождением и углублением традиционных форм межцерковных отношений. Первый председатель Отдела положил начало целому ряду новых направлений в сфере внешнецерковной деятельности, во многом определив основной вектор ее дальнейшего развития. Владыка Николай уделял много времени формированию контактов с общественными организациями, государством, миром политики, науки, культуры. Свои труды по внешней деятельности Церкви митрополит Николай начал еще до создания ­ОВЦС, осенью 1945 года, когда совершил поездку во Францию для присоединения митрополита Евлогия (Георгиевского) и его викариев, а также митрополита Серафима (Лукьянова) к Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5854201...

поиск:   разделы   рассылка Е. Л. Майданович 95 лет со дня рождения митрополита Сурожского Антония Источник:  Седмица. ру Митрополит Антоний Сурожский Статья из т. 2 " Православной энциклопедии " . Москва, 2001 г. Антоний (Блум), митр. Сурожский(Блум Андрей Борисович; 19.06.1914, Лозанна, Швейцария – 4.08.2003, Лондон, Великобритания), митр. Сурожский. Предки по линии отца – выходцы из Шотландии – обосновались в России в нач. XVIII в., мать – урожд. Скрябина, сестра композитора А. Н. Скрябина. Раннее детство А. Блума прошло в Персии, где его отец, сотрудник российской дипломатической службы, был консулом. С 1923 г. А. Блум вместе с семьей проживал во Франции, окончил среднюю школу, биологический и медицинский фак-ты Сорбонны (Париж). В 1930 г. митр. Евлогием (Георгиевским), управляющим рус. западноевроп. приходами, А. Б. Блум был посвящен в стихарь. 10 сент. 1939 г., перед уходом на фронт второй мировой войны, тайно принес монашеские обеты. 16 апр. 1943 г. настоятелем Трехсвятительского подворья РПЦ в Париже и своим духовником архим. Афанасием (Нечаевым) пострижен в монашество с именем в честь прп. Антония Киево-Печерского. В качестве врача участвовал в движении франц. Сопротивления, после войны продолжил медицинскую практику. 27 окт. 1948 г. митр. Серафимом (Лукьяновым), экзархом МП в Зап. Европе, рукоположен во иеродиакона, 14 нояб. этого же года – во иеромонаха с назначением духовным наставником Албания св. и прп. Сергия содружества, в связи с чем переехал в Лондон. С 1 сент. 1950 г. А. служил настоятелем храма св. ап. Филиппа и прп. Сергия Радонежского в Лондоне. В 1953 г. возведен в сан игумена, с 1956 г. архимандрит. С 16 дек. 1956 г. настоятель храма в честь Успения Божией Матери и Всех святых в Лондоне. 30 нояб. 1957 г. в Лондоне архиеп. Клишийским, экзархом МП в Зап. Европе Николаем (Ерёминым) и еп. Апамейским, вик. экзарха К-польского Патриарха в Зап. Европе Иаковом А. был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария экзарха МП в Зап. Европе. 10 окт. 1962 г. возглавил образованную на территории Британских о-вов в составе Западноевроп. экзархата Сурожскую епархию с возведением в сан архиепископа. В янв. 1963 г., после ухода на покой экзарха митр. Николая, А. был назначен исполняющим обязанности экзарха МП в Зап. Европе. С 27 янв. 1966 г. митрополит Сурожский, экзарх МП в Зап. Европе. 5 апр. 1974 г. по собственному прошению освобожден от обязанностей экзарха, чтобы иметь возможность полностью посвятить себя устроению епархиальной жизни и окормлению паствы.

http://religare.ru/2_66576.html

Реклама : С.17. Вопрос номера. Внеклассовое противостояние: Внеклассовое противостояние. Верующий подросток в неверующей среде: как адаптироваться? Письмо читателя / Настя . Фото Артема Геодакяна/ТАСС//Фома. - – сентябрь 2016. – С.18-19. – (рубрика « Вопрос номера. Внеклассовое противостояние »). Трудно быть эльфом. Как выжить «правильному» школьнику в «неправильной» школе. Отвечает Ирина Лукьянова , педагог, мама двоих детей. Фото Ньегбо Кобе//Фома. - – сентябрь 2016. – С.20-23. – (рубрика « Вопрос номера. Внеклассовое противостояние »). Школа. Выживание. Истории бывших подростков . Подготовила Дарья Баринова . Фото Сергея Воронина//Фома. - – сентябрь 2016. – С.24-27. – (рубрика « Вопрос номера. Внеклассовое противостояние »). Своим опытом делятся: Дарья Волкова , 22 года, деревня Богданово-Нижнее,         Нижегородская обл. « Никогда не переживала, если отношения с              одноклассниками не складывались ». – С.24; Илья Журавлев , 18 лет, Балашиха. « Мне было непросто без       духовной поддержки ». – С.24-25; Алена Базанова , 20 лет, Тверь. « Со школьными друзьями нас    разделил алкоголь ». – С.25; Елизавета Китнис , 22 года, Трир (Германия). « Друзья-атеисты         помогали мне укрепиться в вере ». – С.25-26; Анастасия Занегина , 23 года, Москва. « В школе мою веру         принимали за колдовство ». – С.26-27; Тихон Сысоев , 23 года, город Москва. « Учусь быть в мире      со      всеми ». – С.27. Заголовок и подзаголовки даны редакцией. См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Елена Чернышева , доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Московского педагогического государственного университета (МПГУ)//Фома. - – сентябрь 2016. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). ВЕРА (раздел). – С.28-57. Школа «Фомы». Суть вещей:   Митра [Митра – головной убор, часть богослужебного облачения епископа и священника. Переводится с греческого как «головная повязка». Наверху митры – икона Троицы или крылатого серафима. На архиерейском митре – крест. Другая информация: о форме, украшениях, смыслах, о современной практике ношения митры; Церковные головные уборы: Скуфья; Камилавка; Клобук; Куколь схимника; Куколь русского патриарха; Апостольник]//Фома. - – сентябрь 2016. – С.28-29. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Суть вещей »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-161-...

Святейший Патриарх Кирилл вручает архиепископу Илариону переходящую панагию председателей ОВЦС. 1 июля 2009 г., Москва ЖМП 9 сентябрь 2021 /  19 октября 2021 г. 13:00 Митрополит Волоколамский Иларион: «Содействовать умножению добра и богозаповеданной правды» К 75-ЛЕТИЮ ОТДЕЛА ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ Этот старейший синодальный отдел часто называют церковным Министерством иностранных дел. Действительно, Отдел внешних церковных связей Русской Православной Церкви, созданный вскоре после Великой Отечественной войны, прежде всего был призван к установлению контактов на международном уровне. О вызовах времени, на которые приходилось отвечать ОВЦС за свою 75-летнюю историю, о его трудах и перспективах «Журналу Московской Патриархии» рассказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.  PDF-bepcuя. Спасти духовные школы и монастыри Отдел внешних церковных связей был создан в 1946 году, когда Русская Православная Церковь только начинала восставать из пепла после жесточайших гонений 1930-х годов и тяжелейших испытаний, вызванных войной. За три десятилетия, прошедшие со времени Октябрьской революции, были утрачены практически все каналы коммуникаций, выработанные в предреволюционный период. Контакт с русским церковным зарубежьем был в значительной степени потерян. Практически всю систему внешних церковных связей надо было выстраивать заново. Эта миссия легла на плечи первого председателя Отдела — приснопамятного митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) . Вместе с немногочисленной группой сотрудников он без малого пятнадцать лет трудился над возрождением и углублением традиционных форм межцерковных отношений. Первый председатель Отдела положил начало целому ряду новых направлений в сфере внешнецерковной деятельности, во многом определив основной вектор ее дальнейшего развития. Владыка Николай уделял много времени формированию контактов с общественными организациями, государством, миром политики, науки, культуры.Свои труды по внешней деятельности Церкви митрополит Николай начал еще до создания ­ОВЦС, осенью 1945 года, когда совершил поездку во Францию для присоединения митрополита Евлогия (Георгиевского) и его викариев, а также митрополита Серафима (Лукьянова) к Русской Церкви.

http://e-vestnik.ru/history/mitropolit_v...

священник Сергий Третьяков Скачать epub pdf Валаамские подвижники в эмиграции Сердцем служить церкви и родному народу Архимандрит Варсонофий (Толстухин) (1887–1952) Архимандрит Варсонофий (в миру Василий Григорьевич Толстухин) родился 1 января 1887 г. в Епифани Тульской губернии. Окончил городское училище, в возрасте 15 лет 5 ноября 1901 г. поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. 14 февраля 1909 г. официально зачислен в послушники; 29 апреля 1910 г. посвящен в стихарь. В обители Василий «с терпением и кротостью обучался монашеской жизни...» Еще «в 1907 г. архиепископ Сергий Финляндский... прикомандировал его к своему Архиерейскому дому. Убедившись в глубоком благочестии и незаурядных способностях... иерарх в 1909 г. послал его в Карельскую миссию катехизатором». Целью миссии было распространение и утверждение Православия среди карел. Особым духовным авторитетом для молодого послушника на Валааме был старец схимонах Онуфрий (Герасимов), подвизавшийся в скиту Всех святых. «Благоговея перед этим старцем, юноша... скоро созрел для принятия иночества». 15 сентября 1910 г. Василий пострижен игуменом Маврикием в монашество с именем Варсонофий. Близкими духовными друзьями монаха в то время были будущие валаамские старцы иеросхимонахи Ефрем (Хробостов) и Михаил (Попов), иеромонах Иустиниан (Серебряков). В сан иеродиакона о. Варсонофий был рукоположен архиепископом Сергием (Страгородским) 21 ноября 1910 г., а в сан иеромонаха – 14 января 1922 г. На своем жизненном пути о. Варсонофий встретил «немало весьма замечательных людей. Среди них: отец Иоанн Кронштадтский , Святейшие Патриархи Тихон и Сергий, – и воспитанный ими церковно, с большим мужеством и подлинно христианским достоинством нес тяготу». Известен также факт, что, будучи иеродиаконом, он ездил в Оптину пустынь и встречался там со знаменитым старцем архимандритом Варсонофием (Пли- ханковым). От Бога о. Варсонофий имел дар составлять богослужебные гимнографические тексты. В 1923 г. архиепископ Серафим (Лукьянов) наградил его грамотой за составление акафиста прп. Арсению Коневскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Arhiva A trecut la Domnul cel mai în vârst cleric al Bisericii Ortodoxe Ruse din Strintate protopresbiterul Valerii Lukianov 26 mai 2018 13:58 25 мая 2018 года, на 91-м году жизни, отошел ко Господу старейший клирик Русской Зарубежной Церкви протопресвитер Валерий Лукьянов. Отпевание новопреставленного состоится 29 мая. Валерий Семенович Лукьянов родился 21 декабря 1927 года в городе Шанхае (Китайская Республика) в семье Семена Михайловича Лукьянова и его жены Зои Степановны, урожденной Сухановой. Окончил полный курс классической гимназии, получив аттестат зрелости 30 июня 1945 года. В связи с военным положением в Китае 19 января 1949 года был эвакуирован в лагерь беженцев на острове Тубабао (Филиппины). В США прибыл 23 сентября 1950 года. В 1951 году был призван в армию США, где прослужил 2 года в инженерных войсках. 15 июня 1955 года окончил строительный факультет Политехнического института Нью-Йоркского университета. Как гражданский инженер работал в строительной промышленности до конца 1968 года. 13 июня 1954 года женился на Ирине Петровне Мочарской, дочери протоиерея Петра и Раисы Васильевны Мочарских. От этого брака родились пять сыновей: Алексей, Сергей, Николай, Иоанн и Александр. 23 июля 1955 года утвержден в должности председателя епархиального центрального представительства Свято-Владимирских кружков молодежи, и с тех пор до 60-х годов принимал самое живое участие в работе этой организации. 22 марта 1959 года в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле епископом Сиракузско-Троицким Аверкием был посвящен во чтецы, 5 июля 1959 года в Серафимовской церкви в Си-Клифе (Нью-Йорк) в сан иподиакона. 21 февраля 1963 года в Синодальной соборной церкви прп. Сергия Радонежского в Нью-Йорке архиепископом Западно-Европейским и Брюссельским Иоанном, будущим Сан-Францисским, рукоположен в сан диакона. Определением Собора епископов от 1 июня 1964 года назначен вице-председателем Архитектурно-художественной комиссии при Архиерейском Синоде РПЦЗ. 15 января 1967 года в Серафимовской церкви в Си-Клифе митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Филаретом, Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей, рукоположен в сан пресвитера.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5210665...

Серафим (Лукьянов Александр Иоаннович), митр. Западноевропейских православных Русских Церквей, б. Экзарх Патриарха Московского и всея Руси в Западной Европе Родился 23 августа 1879 года в г. Саратове. В 1900 году поступил в Казанскую духовную академию. 7 декабря 1902 года пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. В 1903 году рукоположен во иеромонаха. В 1904 окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Уфимской духовной семинарии. С 16 сентября 1906 года – инспектор той же семинарии. С 1907 года – ректор Таврической духовной семинарии в сане архимандрита. 8 августа 1911 года назначен ректором Саратовской духовной семинарии. 7 сентября 1914 года хиротонисан во епископа Сердобольского, вик.Финляндской епархии. II авг.1917 года поручено временно управление Финляндской епархией. С 17 янв.1918 года – епископ Финляндский и Выборгский. В 1930 году возведен в сан архиепископа. ДО 1924 года возглавлял Православную Церковь в Финляндии, получившую в 1921 году автономию. В 1927 году уклонился в карловацкий раскол, в котором пребывал до 31 августа 1945 года. По воссоединении с Православной Русской Церковью , в сане митрополита назначен 9 авг.1946 года Экзархом Зап. Европы русских приходов с включением приходов его области в состав Зап. Европейского Экзархата. С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам: а) Ватикан и Православная Церковь ; б) Экуменическое движение и Православная Церковь ; в) Об англиканской церковной иерархии; г) О церковном календаре. С 15 ноября 1949 года уволен на покой. 17 мая 1954 года возвратился на Родину. В 1956 году перемещен на покой в один из Кишиневских монастырей. Скончался 18 февраля 1959 года в Гербовецком монастыре. Труды : «Нравственные воззрения преподобного Иоанна Лествичника ». «Прав. Собес.” 1905, июль-авг., стр.26.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010