Демон и Тамара. 1891 «Никакого сравнения с людьми обыкновенными» — может быть, в этом презрительном взгляде на обыкновенного человека, в стремлении утвердить себя над миром и открывается демоническое? Может быть, здесь путь к демону?  Монументальность, мощь всей фигуры есть утверждение силы, гордыни человека. Неподвижный исполин. Ему безмерно тоскливо в безлюдном замкнутом царстве собственной души. Где выход из этой замкнутости? Где тот единственный луч, который и осветит, и разрешит все?  У БОЛЬШОГО ХУДОЖНИКА ВРУБЕЛЯ СКВОЗЬ ЛИЧНОЕ СКВОЗИТ ДЫХАНИЕ ЭПОХИ. БЛОК УВИДИТ ВО ВРУБЕЛЕВСКИХ ДЕМОНАХ ПРЕДСКАЗАНИЕ СУДЬБЫ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ НА ПЕРЕЛОМЕ ВЕКОВ. ТВОРЦЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА, ОНИ ЗНАЛИ ПЕРЕХОД СВЕТА ВО ТЬМУ. Елизавета Караваева-Кузьмина, в историю вошедшая как мать Мария (Скобцова), написала о тех интеллигентских сборищах и брожениях, о которых знала не понаслышке: «Помню одно из первых наших посещений “Башни” Вячеслава Иванова. Вся Россия спит. Полночь. В столовой много народа. Наверное, здесь нет ни одного обывателя, человека вообще или просто человека. Мы не успели ещё со всеми поздороваться, а уже Мережковский кричит моему мужу: “С кем Вы — с Христом или с антихристом?!” И спор продолжается. Всё наружу, всё почти бесстыдно. По сонным улицам мелкой рысцой бежит извозчичья лошадь. Какое-то пьянство без вина. Пища, которая не насыщает. Опять тоска». Тоска врубелевского Демона. Интеллигенция на сломе веков. Они делали идола из искусства, обожествляли себя как творцов. Пища, которая не насыщает. Шестикрылый Серафим. 1904 Картина написана после духовного перелома Врубеля. Демоническая пелена спадает, художник обретает вещее зрение.  «Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов...» — это Врубель напишет своей жене, Надежде Забеле, почти в конце своей жизни, находясь в психиатрической больнице. Забела стала для Врубеля светлым ангелом, который согревал, вдохновлял, спасал от одиночества. Когда они поженились, Врубелю было 39. Судьба открывала следующую страницу. Из его жизни ушло какое-то общее неустройство, о котором вспоминали многие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. РСв. Отд. 1. С. 5-12; Описание о российских святых. С. 245-247; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 282-283; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 5. С. 22-23; Евгений (Мерцалов), еп. О церк. прославлении и почитании св. прав. Иулиании Лазаревской: (Ист. очерк). Муром, 1910; Тагунова В. И. Муромские списки «Повести об Иулиании Лазаревской»//ТОДРЛ. 1961. Т. 17. С. 414-418; Кротов М. Г. Новое об авторе «Жития Улиянии Лазаревской»//ПКНО, 1985. М., 1987. С. 16-18; Сухова О. А. Града Мурома святые//Первый Муромский сб. Муром, 1993. С. 34-68; Руди Т. Р. , Соколова Л. В. Осорьин Каллистрат (Дружина) Георгиевич//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 429-433 [Библиогр.]; Милостивая, прав. Иулиания Муромская (Лазаревская): К 400-летию со дня преставления. Муром, 2004. С. 48-53; Сказания о прав. Иулиании Муромской (Лазаревской) чудотворицы: Житие с акафистом. Муром, 2004. А. В. Кузьмин, мон. Мелетия (Панкова), игум. Серафим (Питерский) Иконография Праведные Георгий, Иулиания и прп. Феодосия Лазаревские. Икона. 2004 г. Мастер И. В. Сухов (ц. во имя арх. Михаила в с. Лазареве) Праведные Георгий, Иулиания и прп. Феодосия Лазаревские. Икона. 2004 г. Мастер И. В. Сухов (ц. во имя арх. Михаила в с. Лазареве) Ранних изображений Г. не сохранилось; об их существовании известно из лит-ры нач. XX в. ( Евгений (Мерцалов), еп. С. 25-26). В принадлежавшем Г. Д. Филимонову сводном иконописном подлиннике XVIII в. приводится описание древней иконы праведной семьи Осорьиных: «Святыя праведныя Иулиании Муромския на реке Илевне; подобием аки Елисавет, на главе плат зеленой, верхняя риза баканная, исподняя голубая, десница прижата, в шуйце лестовка. А муж ея Георгий надсед, брада аки Григория Богослова, шуба княжеска киноварная, исподняя зеленая, в шапке; а дщерь ея, инока схимница Феодосия; на иконе на старой писаны. А сын ея Димитрий, у него ныне сын Аврамий в Стародубском уезде» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 43). Чудотворная икона прав. Иулиании из ц. Успения Богородицы погоста Муська Муромского у., к-рая «в глубокой древности явилась на озере Святе, отстоявшем от погоста на 4-5 верст, откуда и была принесена в храм», имела 6 житийных клейм, причем в 2 из них - «Бракосочетание» и «Благопопечительное служение мужу» - был изображен Г. Подобное житийное произведение 1925 г., созданное Д. С. Стеллецким, находится в ц. прп. Сергия Радонежского в Париже.

http://pravenc.ru/text/164229.html

Опять приведу пример из жизни Любушки Сусанинской. Однажды мы приехали к ней с одним студентом Духовной Академии, у него был вопрос: где ему найти духовника? Она ему ответила: «Выбирай: отец Николай Кузьмин, отец Богдан из Никольского и отец Василий с Серафимовского». И я спросил: «А мне духовника?» К отцу Науму уже редко приходилось ездить – я был уже рукоположен и послан в деревенский приход, там было очень много забот, не выбраться было в Лавру. И Любушка мне ответила: «А ты у Бога спрашивай». Я был в недоумении: «Как это – у Бога спрашивать? Руки к небу воздымать, Ангелы к тебе спустятся и будут тебя учить? Что- то не то». А потом, со временем, по жизни до меня дошло: «Читай Евангелие каждый день и смотри, как Он поступал, так и ты старайся. Так и учись постоянно. Ситуации ведь одни и те же. И тогда люди голодали, болели, были у них семейные неурядицы, с властями неприятности были». Так нужно постоянно учиться вере. Все мы еще по-настоящему неверующие люди, если бы я веровал, то я бы уже по воде ходил... А старцы, подвижники – они верующие люди. Но их слова, их советы обычной логикой не познаются. Продолжу тот пример, о котором рассказывал. Тот семинарист (теперь он священник), который спрашивал Любушку о духовнике, пошел к отцу Василию Ермакову, а через него к нему потом пришел и я. Отец Василий и рекомендовал меня на священство, у него на Серафимовском кладбище служил я целый месяц после рукоположения во священники. Так все в духовной жизни совершается постепенно, не вдруг. По молитве Бог все устраивает. А то мы святых превращаем в мифы, их слова, их жизнь истолковываем по-своему. И внимание обращаем в основном на внешнее: во что одевался, где был, каких людей привечал, а главное не это, главное – как молился святой. Как, например, отец Павел (Груздев) учил молиться. Так, как будто ты упал в колодец и видишь, кто-то мимо идет, ты ведь не будешь говорить: «Кидай веревку, где ты раньше был?» Нет, ты будешь упрашивать: «Спаси меня, помоги мне». Старцы, подвижники – это те, кто правильно молится. И Бог дает им Свои дары. А мы все умничаем. Вопросы любим задавать, хотим, чтобы у нас в жизни все поскорее да получше разрешалось. А нужна верная основа жизни для каждого человека – правильная молитва , и учиться нужно всю жизнь у Церкви, остальное приложится.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

Когда, освободив свое государство от вторжения Наполеона, Император Александр въехал в Париж, французы ему кланялись, целуя сапоги, говоря, что теперь он их император. Он же писал в своих дневниках, что его душа в этот момент просила уединения и больше всего жаждала уйти от этого мира. Слишком уж таинственна была смерть Государя в Таганроге. Должного прощания с Императором не было. Супруга Государя Елизавета Алексеевна тоже стала монахиней. (О ней вышел фильм «Молчальница Вера», режиссера Анны Москвиной). Лев Толстой ездил к старцу Федору Кузьмичу, он писал о нем рассказ от лица Императора, писатель твердо был уверен, что это предание - не вымысел. Старец Федор Кузьмич разговаривал с архиереями на разных языках, к нему приезжал святитель Иннокентий Вениаминов, иркутский архиерей Афанасий. С ним общались князья, ему приходили посылки от вдовствующей Императрицы. Почерк Императора и автора зашифрованных записок – старца Феодора, – по показаниям экспертизы совпадает. Старца причислил к лику святых Патриарх Пимен в 1984 году как местночтимого святого. Мощи его почивают в монастыре в Томске. В Сибири его очень почитают: у раки его святых мощей совершаются исцеления, и почитание старца ширится и без его икон нам никак не обойтись. Я написал Феодора Кузьмича на фоне монастыря. Он заправил за пояс руку (по-военному) и стоит чуть согнувшись, чем-то напоминая образ Серафима Саровского, который скорее всего и благословил Императора на такой подвиг. – Меня в этой картине еще заставляет задуматься образ ухабистой русской дороги: гоголевская тема, тема странничества и поиска… – Старец Феодор Кузьмич начал свой путь с Киева и прошел всю Россию. Его за бродяжничество посадили в острог. Кто-то из князей приезжал и просил, чтобы ему наказания не было. Но он сам упросил, чтобы его наказали. Обходя деревни, старец учил детей грамоте, рассказывал им про войну; кто такие Государи, кто такие архиереи. То есть Царь близко общался со своим народом. Некоторые солдаты и священники его узнавали и падали перед ним на колени. Тогда отношение к Царю было как к Помазаннику Божию.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/05/04/vr...

Сосновая аллея – это уникальная святыня. При постриге в монашество высаживалась сосна. Если монашество принимало лицо императорской крови (фамилии), то высаживалась ель. В сосновой аллее насчитывалось около 330 сосен. В настоящий момент осталось 200 деревьев, из них – 17 елей. При попустительстве властей, лесничества гибнет Царская Богородичная аллея. Сосны посажены с шагом 3м, попарно, а ели высаживались с шагом 1,5 м, то есть в середине между соснами. В начале Богородичной аллеи посажена огромная ель, ее корни сплетены крестом – это игуменская ель – первой и последней настоятельницы Царского скита – игуменьи Александры, из царского рода. В 1927 году после долгих допросов и пыток игуменья Александра была расстреляна в подвале Крестильни. В настоящее время сохранились Крестильня, сосновая аллея, место погребения убиенной игуменьи Александры, святые камни преп. Серафима, 6 келий монашеских и 3 – в поселке Пребрежном – всего около 9 келий, Царский колодец, освященный в 1913-1914 годах по особому благословению царя Николая II. Сам храм, стены стерты с лица земли, трапезная сгорела. Царский скит охранялся казачьей сотней, которая располагалась в селе Кошелиха в 9 км от скита. Поселок Прибрежный (старое название – Лесозавод) возник в 1932-1933 годах. Теперь доподлинно известно, что эти места посещали царственные особы: царь Александр II, царь Александр III, царь Николай II и царица Александра, цесаревич Алексей, цесаревны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия и др. Первый, кто посетил эти места еще при жизни преп. Серафима, был благословенный царь Александр I («Феодор Кузьмич» – странник). Царь к святому батюшке доставлялся из поселка Стеклянный на тройках к его избушке-келье, которая стояла на камушке. В 20 метрах бил источник, который впоследствии исчез, осталась лишь глубокая яма. Все манифесты, важные указы издавались по благословению преподобного и усиленной совместной молитвы святого Серафима и царя Александра I. А пред принятием на подвиг странничества (по официальным данным царь «почил») Александр I долго пребывал в общении и молитве с преп. Серафимом.

http://sobory.ru/article/?object=39358

1846 года апреля 26 дня перемещен на новую оренбургскую линию в станицу Великопетровскую к вновь строящейся Петропаловской церкви. 1855 года с февраля 9 дня Преосвященным Антонием, епископом Оренбургским и Уфимским, за усердное служение церкви и благоразумное обращение награжден знаком церковного отличия набедренником; 1861 года марта 4 дня перемещен в настоящее место к Михайло-Архангельской церкви. Грамоту и свидетельство имеет. 41 год, поведения хорошего. В семействе его: жена Татьяна Федоровна (34 года), дети его: Венедикт, обучается в Челябинском Духовном училище в среднем отделении – 14 лет; Александр – 11 лет; Наталья – 9; Серафима – 7; Всеволод – 4; Василий – 4 месяца. Дьячок Василий Федорович Холмогорцев, дьяческий сын 1838 года исключен из низшего отделения Челябинского училища. С 25 мая 1861 года переведен в Михайло-Архангельскую церковь. 39 лет, поведения хорошего. В семействе его: жена Таисия Кузьмина (38 лет), дети его: Александр – 18 лет, Федор – 14, Геврасей – 9, Мария – 13. Просфорня – девица Матрона Федоровна Невтерова, дьяконская дочь, 43 лет. Прихожане Оренбургского казачьего войска, полка. В отряде Краснинском служащих обер-офицеров, урядников, казаков и отставных – дворов 200, мужеских душ – 591, женских душ – 603. В означенном отряде раскольников нет. Священник Василий Ребрин руку приложил. Дьячок Василий Холмогорцев руку приложил. 1862 года января 25 дня». Почти через три десятилетия, в 1896 году, Венедиктом Ребриным – сыном первого Краснинского священника Василия Ребрина – было составлено историко-статистическое описание Михайло-Архангельской церкви, из этого документа мы узнаем не только о состоянии церкви в конце XIX века, но и другие подробности, касающиеся жизни краснинцев. Приведем этот документ без каких-либо изменений: «1. Краснинский поселок Карагайской станицы Верхнеуральского уезда. Расстояние от губернского города Оренбурга в 600 верстах; от уездного города Верхнеуральска в 30 верстах, где и находится ближайшая почтовая станция. Прежде было домов до 15-ти из калмык, казаков Ставропольского войска, но в настоящее время некоторые из них смешались с русскими, и молодое поколение уже русское, а большей частью вымерли, и во приходе в настоящее время не более трех семейств природных калмык.

http://sobory.ru/article/?object=52090

39. протоиерей Виталий Шкарупин 40. протоиерей Сергий Дмитриев 41. протоиерей Владимир Королев 42. протоиерей Сергей Титков 43. священник Артемий Морозов 44. иерей Алексий Зорин 45. протоиерей Андрей Львов 46. протоиерей Сергий Сторожев 47. иерей Илия Гаврышкив 48. протоиерей Виталий Фонькин 49. священник Артемий Колягин 50. иеродиакон Елисей (Романцов). 51. иерей Глеб Кривошеин 52. диакон Иоанн Мыздриков 53. диакон Валериан Дунин-Барковский 54. священник Владислав Богомольников 55. протоиерей Владимир Дробышевский 56. священник Вадим Карпенко 57. протоиерей Глеб Вечелковский 58. прот. Феодор ван дер Воорт 59. иерей Федор Косолапов 60. иерей Антоний Лынов 61. иерей Антоний Коваленко 62. протоиерей Дионисий Кузнецов 63. священник Дмитрий Лукьянов 64. иерей Павел Касперович 65. протоиерей Валентин Бонилья 66. иеромонах Онисим (Акифьев) 67. священник Алексей Пичугин 68. протоиерей Олег Шульгин 69. протоиерей Дионисий Дуденков 70. протоиерей Виктор Теплицкий 71. протоиерей Анатолий Кора 72. иерей Алексей Козолетов 73. диакон Александр Пушкарев 74. иеромонах Иларион Резниченко 75. протоиерей Александр Дубовой 76. протоиерей Павел Сердюк 77. иерей Иоанн Бурдин 78. иерей Александр Кухта 79. диакон Дмитрий Коростелёв 80. протоиерей Георгий Завершинский 81. протоиерей Андрей Кузьма 82. иерей Павел Земляков 83. иерей Димитрий Виницкий 84. иерей Георгий Христич 85. священник Антоний Серафимович 86. иеромонах Лавр (Соломонов) 87. диакон Алексей Перуновский 88. протоиерей Василий Петров 89. диакон Стефан Кузьмин 90. иерей Дмитрий Ушаков 91. священник Яков Коробков 92. иерей Александр Насибулин 93. протоиерей Михаил Ильин 94. священник Константин Лебедев 95. иеромонах Петр (Белов) 96. Иеромонах Серафим (Стандхардт) 97. диакон Андрей Георгиевич Морозов 98. диакон Алексий Хилько 99. протоиерей Михаил Фаст 100. протодиакон Игорь Паначёв 101. протоиерей Михаил Евгеньевич Клочков 102. иерей Александр Лебедич 103. диакон Владимир Ольшевский-Давыдов 104. иерей Василий Максимишинец 105. протоиерей Пётр Коротаев

http://pravmir.ru/svyashhenniki-russkoj-...

Благословение на принесение икон в Россию дали чтимые в Сербии духовники – старцы Иоанн (Иеленко) и Серафим (Милькович; † 24.12.2020). Эту миссию осуществила госпожа Биляна Ракович, духовная дочь отца Серафима, горячо любившего Россию и русский народ. Благодать Божия, почивающая на иконах, проявила себя и в аэропорту Белграда. Пока его сотрудник, сначала холодно объявивший себя неверующим, распоряжался перемещением икон к трапу – а они в футлярах были очень велики, что создавало проблемы, – он совершенно переменился, буквально преобразился. В конце бережно положив с другими сотрудниками иконы на движущуюся ленту, он вытянулся в струночку и отдал Русским Царям воинскую честь! Так же поступили и помогавшие ему. Глаза его сияли. А сотрудницы аэропорта, провожая Царей, плакали, одна стала на колени. Иконы прибыли в Россию в начале Страстной седмицы этого года. Образ Царя Лазаря сейчас находится в Ростовской области. Люди также получают через него помощь свыше. Неделю по благословению настоятеля протоиерея Константина Королева и почетного настоятеля схиархимандрита Варсонофия (Кузьмина) пробыла икона Царя страстотерпца Николая в храме Всех Святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, Кингисеппа. Затем по благословению архимандрита Нектария (Головкина) более недели образ находился в храме святых Петра и Февронии в Петергофе . Здесь икона, вносимая а храм, заблагоухала. И на днях сербский образ Царя Николая прибыл в главную обитель Санкт-Петербурга – в Александро-Невскую Лавру, где пробудет до 15 июня . Это представляется не случайным, ведь произошло в канун 800-летия со дня рождения святого Благоверного Князя Александра Невского. А также всего за несколько дней до дня рождения самого святого Государя Николая Александровича и в преддверии 300-летия провозглашения Государства Российского Империей, что состоялось в день Казанской иконы Божией Матери. Об этом событии в исторических документах написано: «22 октября (по ст.ст.) 1721 г. в Троицком соборе Санкт-Петербурга была проведена обедня, а затем зачитан текст заключённого со шведами мирного договора. Феофан Прокопович выступил с проповедью, описав все знаменитые дела царя, за которые он достоин называться Отцом Отечества, Императором и Великим. Вслед за этим к царю подошли сенаторы, канцлер граф Г. И. Головкин обратился к Петру с просьбой принять титул Отца Отечества, Петра Великого, Императора Всероссийского. Под залпы сотен орудий Адмиралтейства, Петропавловской крепости и введённых в Неву 125 галер Пётр принял новый титул... Так Россия стала империей».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/14/ko...

[Встреча с Православием/Святые и святыни] Геронтисса Феодосия: «Игумения должна быть для сестер настоящей мамой» Беседа с игуменией Троицкого монастыря – обители святителя Нектария Эгинского Святитель Нектарий хранит нашу обитель. А мы должны следовать всему, что говорил он. Святой наставлял сестер так: «На одной руке напишите: “послушание”, а на другой: “внимательность”». Нужно выверять каждое свое слово и каждое дело. [Встреча с Православием/Святые и святыни] «Когда свидетельствует дело» Памяти священника Алексия Золотова Алексей Ершов Коллективное дело 1937 г., по которому проходил священник Алексий Золотов, было сфабриковано следователями Пермского Гор. НКВД. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Жертвоприношение Авраама (Быт. 22: 1–24) Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 15-я Протоиерей Олег Стеняев Бог посылает нам испытания с единственной целью – усовершенствовать нас, сделать нас более стойкими в правде Божией. [Встреча с Православием/Святые и святыни] «Честна пред Господем смерть преподобных Его» О житии преподобного Антония Сийского Мария Кузьмина Шли иноки долго, пока Божиим смотрением не встретился им некий муж, именем Самуил. Увидев в глуши монахов, молитву творящих, он принял их за видение. Но приблизившись, понял: это Антоний и его ученики. Он и показал, в каком месте можно построить обитель. Так начиналась история Сийского монастыря. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Повседневная жизнь семьи последнего императора под арестом в Царском Селе Анастасия Савчук Пусть теперь они и не были державными монархами, но продолжали служить России своей горячей молитвой. [Встреча с Православием/Святые и святыни] «Ты должна прийти сюда…» (+ВИДЕО) Преподобный Гавриил в воспоминаниях игумении Серафимы (Читанава) «Он является источником любви, который объединяет всех нас», говорит игумения Серафима (Читанава) о преподобном Гаврииле (Ургебадзе), некогда предсказавшем ей монашескую стезю. [Встреча с Православием/Святые и святыни] «И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою живою» Семейная жизнь ветхозаветных патриархов.

http://pravoslavie.ru/put/page102_1083.h...

Если только миф о сибирском старце Федоре Кузьмиче – не миф… Через неделю пришло радостное известие о бегстве Наполеона из Москвы. Молитвами праведников, таких как митрополит Платон (Левшин), преподобный Серафим Саровский и святитель Филарет, русское оружие возобладало над вражеским. Таким духовным оружием, какое ковалось в их молитвах, Наполеон не обладал, а потому обречен был на поражение. 22 октября праздновалась икона Казанской Божией Матери, вспоминалось избавление Москвы от поляков в 1612 году. В сей день произошло Вяземское сражение, знаменательное тем, что в нем генерал Милорадович явил полное расстройство наполеоновской армии, и далее знамя победы уже не переходило к врагу из рук наших воинов. Европейцы, несущие в сердцах своих безбожие, были заведомо обречены, потому что им навстречу выйдет рать, осененная верой во Христа Спасителя, встанет народ, вспомнивший о звании христианского, ведомый не только блистательными полководцами, но и вдохновенными священниками, которые укрепляли солдат евангельским словом, бесстрашно шли впереди войск с крестом в руке. Победители Тарутинский маневр Кутузова стал одним из невиданных доселе шедевров мирового полководческого искусства. Покуда Наполеон, сидя в Москве, ждал от русского царя капитуляции, наша армия отдохнула, воспрянула духом и значительно пополнилась. Когда Москва заполыхала, прекратились споры о том, правильно ли поступил главнокомандующий: теперь все видели гениальность его замысла и выгоду избранной им позиции. Кутузов победил Бонапарта не в генеральном сражении, его победа – в том, что он не дал неприятелю уйти из России через богатые земли Орловщины и Малороссии, заставив незваных гостей отступать по разоренной войною старой Смоленской дороге. При этом Михаил Илларионович вынужден был отстаивать свой план медленного истребления «великой армии», спорить с теми, кто требовал от него окружить остатки французских войск и взять их в плен. Удивительно и то, что Наполеон, не проиграв Кутузову ни одного сражения, полностью потерял свою могущественную армию и уполз из России, удовольствовавшись лишь награбленным добром.

http://pravoslavie.ru/55885.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010