Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЙОРК [англ. York; лат. Eboracum; древнеангл. Eoforwic; древнесканд. Jorvik], город на севере Англии (графство Норт-Йоркшир), на р. Уз, в средние века кафедра католического архиеп-ства; с 1531 г. резиденция англикан. архиепископа. Древнейшие стоянки людей на месте совр. Й. датируются 8000-7000 гг. до Р. Х. На территории города обнаружены клады и захоронения эпохи бронзового и железного веков. После завоевания Британии римлянами на месте совр. Й. располагалась крепость Эборак (Эбурак). Ее строительство было начато в 71 г. Квинтом Петилием Цериалом, легатом IX легиона (Legio IX Hispana) (впосл. наместник рим. пров. Британия (71-74)). Впервые о крепости упоминается в документах на деревянных табличках рубежа I и II вв., найденных при раскопках в рим. крепости Виндоланда (графство Нортамберленд). Первоначальные земляные укрепления впосл. были заменены деревянными, а в нач. II в.- каменными стенами. Вокруг крепости возникло крупное поселение. В 122 г. крепость посетил рим. имп. Адриан (117-138); в 211 г. в Эбораке умер имп. Септимий Север (193-211), готовивший военный поход против пиктов (осуществлению планов помешала смерть императора). В нач. III в., при Септимии Севере или при его сыне имп. Каракалле (211-217), Эборак получил статус рим. колонии (Colonia Eboracensis) и столицы новообразованной пров. Н. Британия (Britania Inferior). В 306 г., во время военной кампании против пиктов, здесь скончался август Констанций I Хлор, после чего воины провозгласили императором его сына св. равноап. Константина I Великого . В нач. IV в. Н. Британия была разделена на провинции Флавия Цезарейская (Flavia Caesariensis) и Вторая Британия (Britania Secunda). Границы провинций и их расположение остаются предметом дискуссий, однако известно, что Эборак был столицей одной из них (ср.: Bury. 1923/1925; Birley. 1981; Mann. 1996). О существовании в городе христ. общины свидетельствует упоминание среди 3 брит. епископов, принявших участие в Арелатском Соборе 314 г., «епископа Эбория из города Эборака» (Concilia Galliae A. 314 - A. 506/Ed. C. Munier. Turnholti, 1963. P. 14-22. (CCSL; 148)). Др. сведений о христианах в Эбораке в рим. эпоху нет.

http://pravenc.ru/text/1238027.html

And did those feet in ancient time Walk upon England " s mauntains green? And was the holy Lamb of God On England’s pleasant pastures seen? (Бродили ли в древности эти стопы По английским зеленым горам? И был ли Святой Агнец Божий Виден на славных пастбищах Англии?) Вильям Блейк (12,158) Первое упоминание о Британских островах встречается у Аристотеля: «За Геркулесовыми столбами океан обтекает вокруг земли и на нем находятся два очень больших острова, называемых Британскими, Альбион и Иерне, лежащие за областью кельтов» (9,680). Через четыре столетия мир озарился благовестием Христовым, которое в скором времени коснулось и этого, как представлялось, самого отдаленного края земли. Этапы распространения христианства на Британских островах совпадают с периодами их гражданской истории: британским (с I по V в. по Р.Х.), англосаксонским ( с V по VIII в. по Р.Х.) и норманским (с IX в.). В основном христианское просвещение Англии, Ирландии и Шотландии было завершено в конце англосаксонского периода. Великобритания, самая отдаленная окраина запада, становилась пределом переселения племен с востока и севера (5,38). Первыми известными пришельцами были иберийцы. Вторыми – кельты, гаэльские и бритонские, поселившиеся в разных районах и ассимилировавшиеся с местным населением. Ко времени Рождества Христова они двигались одно за другим с континента в Британию (5,38). К этому же периоду относится первое соприкосновение Британии с Римской Империей – вторжение Юлия Цезаря в 55 году до Р.Х. (9 ,680). Расширение власти Рима при императорах Клавдии, Адриане, Антонине, Пне, Септимии Севере и Констанции Хлоре приостановило движение племен с востока. Но когда в 410 году протекторат Рима над Британией был уничтожен, она увидела новых чужеземцев: сначала тевтонских англов и саксов, затем – норманнов. Сведения о начале распространения христианства на Британских островах очень скудны. Существует несколько преданий о первом обращении их обитателей апостолами: Павлом, Симоном Зилотом и Аристовулом. Свидетельство святого Климента Римского о путешествии апостола Павла на окраины запада вызвало предположение о его проповеди и на Британских островах. Другое предание связывает британское христианство с апостолом Павлом косвенным образом. Апостол обратил британца Брана, который был оставлен в Риме заложником в место своего воинственного сына Каратака. Освободившись, Бран вернулся с благовестием на родину. Церковное Предание утверждает, что первым просветителем Британии был Иосиф Аримафейский. Спустя несколько столетий, когда христианство уже утвердилось в Англии, в знаменитом Гластонбюрийском монастыре показывали терновник, чудесно зацветавший в годовщину памятного обращения короля и народа (5,70).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

А.Д. Пантелеев Христианское мученичество: история явления и жанра На протяжении многих лет историю христианства в первые века было принято рассматривать как вереницу гонений и мученичеств. Согласно христианской традиции, Церковь до начала царствования Константина пережила десять гонений: при Нероне, Домициане, Траяне, Марке Аврелии, Септимии Севере, Максимине Фракийце, Деции, Валериане, Аврелиане и Диоклетиане; при этом считается, что основание именно такого числа гонений – десять казней египетских. Но уже в XIX в. историки христианства поставили под сомнение эту стройную схему, заметив, что гонения не прекращались, по сути дела, на протяжении всего раннего периода христианской истории; если они угасали в одном месте, то тотчас начинались в другом: «Даже в самые счастливые времена для христиан встречались мученики», – замечает А. П. Лебедев 1 . Эти преследования были следствием не только и не столько запретительных мер римских властей, сколько негативного отношения к новой религии со стороны обычных жителей империи. Христиане вызывали раздражение своей сплоченностью и закрытостью от внешних наблюдателей, они не желали участвовать в общественной жизни и поклоняться богам вместе со всеми остальными, их собрания окружали зловещие и скандальные слухи. Язычники воспринимали христиан как членов запрещенного сообщества вроде разбойников или заговорщиков, которые поклоняются распятому преступнику и вербуют себе сторонников из самых низов общества. Повсеместно были распространены сплетни о страшных ритуалах посвящения в христиане с неизменным терзанием и поеданием младенцев и рассказы о разнузданных собраниях, переходивших в оргии с уклоном в инцест (Min. Fel. Oct., 9). Иначе зачем они постоянно говорят о любви и называют друг друга «брат» и «сестра»? Часть этих обвинений возводились греками и римлянами еще на иудеев, потом они «по наследству» перешли и на христиан; частично же они возникли из-за непонимания и искажения христианских литургических практик; так, обвинения в людоедстве стали следствием слов о «плоти и крови Господней», а обвинения в разврате – следствием вечерних собраний христиан (агап), в которых участвовали как мужчины, так и женщины. Верующих часто обвиняли в том, что они были причиной всевозможных природных и социальных бедствий – от землетрясений и неурожаев до войн, – так как их отказ от традиционного языческого богопочитания бросал вызов богам и нарушал гармонию между земным и небесным миром, то, что римляне называли pax deorum.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время пребывания на кафедре Д. принимал активное участие в судьбе огласительного александрийского уч-ща (см. в ст. Богословские школы древней Церкви ). Согласно блж. Иерониму, он направил первого из знаменитых александрийских дидаскалов, Пантена , проповедовать индийцам, поставив во главе уч-ща Климента , а когда тот вынужден был удалиться из-за гонения при имп. Септимии Севере (после 202), нашел ему замену в лице 18-летнего Оригена. Узнав о том, что последний оскопил себя, Д. «изумился отваге Оригена, похвалил за усердие к вере и ее искренность, посоветовал не падать духом и отныне еще более прилежать к делу оглашения» ( Euseb. Hist. eccl. VI 8. 3). Ок. 215 г. Д. наряду с префектом Египта получил послание от правителя Аравии с просьбой прислать к нему Оригена для беседы, что и было исполнено. Вернувшись, Ориген застал в Александрии мятеж, вызванный недовольством репрессиями имп. Каракаллы (211-217), и бежал в Палестину. Местные епископы сщмч. Александр Иерусалимский и Феоктист Кесарийский поручили ему говорить перед народом проповеди, что вызвало протест со стороны Д. Евсевий Кесарийский сохранил фрагмент послания Александра и Феоктиста к Д., где они упрекают его за утверждение, будто мирянам не положено произносить поучения в храме в присутствии епископов, и опровергают его мнение, ссылаясь на известные им прецеденты ( Euseb. Hist. eccl. VI 19. 17-18). Когда волнения в Александрии прекратились, по просьбе Д. Ориген вернулся. Впосл. Д. направил его в Афины. На обратном пути, проходившем через Кесарию Палестинскую, Ориген был рукоположен местными епископами во пресвитера. Д. счел этот поступок неканоничным и собрал один за другим 2 Собора (230-231). На 1-м, состоявшем в основном из александрийских пресвитеров, Д., по словам патриарха Фотия, не удалось добиться полного осуждения Оригена, однако 2-й Собор, где присутствовали егип. епископы, поддержал Д. Согласно сообщению Евтихия, Д. был первым Александрийским епископом, создавшим епископские кафедры в 3 городах Египта. Возможно, причиной единодушия на 2-м Соборе и послужило то, что его участники были недавно рукоположены Д. В результате по церквам были отправлены послания об осуждении Оригена, а он уехал в Палестину, где постановления Александрийских Соборов были проигнорированы и ему вновь доверили просветительскую деятельность. Убежденный почитатель Оригена Евсевий Кесарийский представляет историю с его осуждением как следствие зависти Д. Вслед за Евсевием похожую позицию занимает лат. историк Руфин Аквилейский (кон. IV - нач. V в.), в полемике с к-рым блж. Иероним, напротив, выступает с апологией Д. Полное развитие тенденция к осуждению Оригена в споре с Д. нашла у позднейших арабоязычных историков.

http://pravenc.ru/text/178127.html

Д.С. Бирюков Ориген Знаменитый церковный писатель и богослов Ориген (ок. 185 – ок. 253) родился в Александрии в христианской семье грамматика Аеонида. По своему происхождению Ориген , вероятно, был египтянином. В 202 Г. отец Оригена был обезглавлен в результате гонений на христиан при императоре Септимии Севере. Когда его отец еще был в темнице, Ориген сам также хотел принять мученичество, но из-за того, что его мать спрятала от него одежду, не смог явиться к гонителям, однако написал письмо к отцу с увещеванием в стойкости. Ориген с детства проявлял удивительные таланты в познании Священного Писания и светских наук. Сначала он занимался науками под руководством отца, затем – самостоятельно. Философии Ориген учился у некоего Аммония, может быть – Аммония Саккаса, учителя Плотина. Когда после исповеднической смерти отца семья лишилась всего имущества, Оригену пришлось зарабатывать преподаванием. После гонений в Александрии катехизическая школа осталась без руководства, и александрийские христиане стали предлагать юному Оригену ее возглавить. Епископ Александрии Димитрий благословил Оригена быть руководителем катехизического училища. Помимо «теоретической», для Оригена большое значение имела аскетическая сторона христианства; Ориген мало ел и спал, часто погружался в молитву. Стремление к аскезе, выразившееся в буквальном понимании слов Христа ( Мф. 19,12 ), привело Оригена к самооскоплению. Ориген много путешествовал. В начале 210-х гг. он побывал в Риме, а около 215 г. – в Кесарии Палестинской, где сблизился с епп. Кесарийским Феоктистом и Иерусалимским Александром, которые поручили ему проповедовать. Это вызвало неудовольствие еп. Димитрия Александрийского, который написал Феоктисту и Александру послание, в котором утверждал, что нет такого обычая, чтобы миряне проповедовали. Поскольку нужда в Оригене была и в Александрийской школе, Дионисий потребовал его возвращения в Александрию. Около 230 г. Ориген по рекомендации Димитрия Александрийского направился в Грецию, возможно, в целях диспута с еретиками.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМИН I ФРАКИЕЦ [Лат. Maximinus Thrax; Gaius Iulius Verus Maximinus; Гай Юлий Вер Максимин] (ок. 173-238), 1-й рим. имп. (20 марта 235 - 11 марта 238) «полуварварского» происхождения, не имевший родственных и социальных связей ни с Римом, ни с традиционно господствовавшей в нем сенаторской и всаднической аристократией. Первый солдатский император, провозглашенный армией и опиравшийся почти исключительно на ее поддержку, и первый из императоров, кто ни разу не посетил Рим за время правления. М. Ф. происходил из деревни во Фракии или Н. Мёзии. В «Истории августов» (IV в.) сообщается, что его отец был готом, а мать аланкой. Современник М. Ф. историк Геродиан считает его полуварваром ( Herod. Hist. VI 8. 1; VII 1. 2). В молодости был пастухом; отличался огромным ростом и физической силой, защищал своих односельчан и их стада от грабителей (Scr. hist. Aug. Duo Maximini. 2. 1). Военную карьеру начал во вспомогательных войсках при имп. Септимии Севере (193-211), к-рый назначил М. Ф. сначала префектом алы (крыла) конницы, а затем префектом пров. Мёзии и Трибалии (Н. Мёзии). При имп. Каракалле (211-217) М. Ф. был центурионом преторианцев. После убийства Каракаллы оставил военную службу по выслуге лет, а также потому, что испытывал неприязнь к убийце Каракаллы имп. Макрину. М. Ф. вернулся в Мёзию, занялся торговлей с задунайскими готами и аланами. При имп. Элагабале (218-222) попытался вернуться на военную службу, был назначен трибуном августиклавия, однако Элагабал не приближал его к себе. Имп. Александр Север (222-235) был более расположен к М. Ф., назначил его трибуном 4-го легиона в Сингидуне (ныне Белград, Сербия). В нач. 235 г. М. Ф. был с войсками на рейнской границе, защищая ее от алеманнов. События прихода М. Ф. к власти античные авторы описали по-разному. Мятеж рейнских легионов против Александра Севера был вызван недовольством войск правлением его матери Юлии Мамеи, оказывавшей сильное влияние на сына. Геродиан утверждает, что М. Ф. был вовлечен в заговор против Александра, но поначалу отказывался становиться императором и выступал против убийства Александра. Однако затем поддался на уговоры своих соратников и фактически организовал убийство Севера в ставке в Могонциаке (ныне Майнц, Германия). Север был убит без прямого приказа М. Ф. Историк Зосим (нач. VI в.) утверждает, что Александр Север и Юлия Мамея, узнав о мятеже, бежали в Рим, и М. Ф. послал за ними 2 префектов, к-рые и убили их. В «Истории августов» отмечено, что М. Ф. вообще не был причастен к перевороту и был провозглашен войсками императором, когда убийство уже свершилось.

http://pravenc.ru/text/2561680.html

сост. священник Алексий Петухов Об авторе Ориген ( ριγνης), знаменитый христианский богослов и философ, родился в Александрии около 185 г. в греческой или эллинизованной египетской семье, принявшей христианство , получил хорошее образование от своего отца (ритора) Леонида, который во время гонения при Септимии Севере был казнен, а имущество его конфисковано. Семнадцатилетний Ориген . Имея на своем попечении мать и шесть младших братьев, сделался учителем грамматики и риторики и был избран в наставники знаменитой катехизической школы в Александрии. Чтобы избежать соблазнов со стороны многочисленных слушательниц катехизической школы, Ориген будто бы подверг себя самоизувечению (оскоплению). Сообщаемое в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского , благоговейного почитателя Оригена , это известие вызывает, однако, сомнение, между прочим, ввиду необычайной умственной плодовитости Оригена, достоверно только существование такой молвы еще при его жизни 1 . Обширная известность, доставленная Оригену преподаванием в катехизической школе и первыми его сочинениями, побуждала обращаться к нему за советом из отдаленных местностей и вызвала два его путешествия: в Рим (при папе Зефирине) и в Аравию. Во время гонения на александрийскую церковь при императоре Каракалле (216) почитатели принудили Оригена удалиться в Палестину, где два преданные ему епископа. Александр Иерусалимский и Феоктист Кесарийский, дали ему почетное убежище, по их настоянию он, хотя и мирянин, изъяснял Священное Писание пред многолюдными собраниями верующих в храмах. За это он подвергся сильному порицанию александрийского епископа Димитрия. Заставившего его вернуться в Александрию. По приглашению Юлии Маммеи, матери императора Александра Севера. Он посетил ее в Антиохии и дал ей начальное наставление в христианстве. В 228 г. он был вызван по церковным делам в Грецию и проездом через Палестину принял в Кесарии рукоположение в пресвитеры от епископов Александра и Феоктиста. Обиженный этим александрийский епископ на двух местных соборах осудил Оригена и объявил его недостойным звания учителя, исключенным из александрийской церкви и лищенным пресвитерского сана (231 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/origen-...

В.Л. Задворный (католик) Глава I. Раннее христианство Введение Шел 753 г. ab Urbe condita, когда на окраине Римской империи, в одной небольшой стране, входящей в ее состав, Иудее, родился Божественный младенец – Иисус Христос , вместе с Которым родилась и новая религия – христианство, ставшее спустя три века религией всего римского мира. В год Р.Х. империя потомков Ромула простиралась от Евфрата на востоке до Атлантического океана на западе, от африканских пустынь на юге до рейнских лесов на севере. Достигнув апогея своего могущества и славы при императоре Августе (43 г. до н.э.–14 г. н.э.), при котором и родился Христос, Рим после правления Тиберия (14–37 гг.), при котором Христос был распят, проходит через полосу смут и гражданской войны, вызванной злополучным царствованием Нерона (54–68 гг.), но восстает при Флавиях (69–96 гг.). Он вновь обретает былую славу и величие при Траяне (98–117 гг.) и Адриане (117–132 гг.), однако затем угасание империи становится неизбежным. Со смертью императора-философа Марка Аврелия (161–170 гг.) заканчивается счастливый период истории Рима, и после его сына Коммода (180–192 гг.) начинается время жестокой власти солдат, возводивших и свергавших императоров по своему усмотрению. Тогда редкий из восседавших на троне умирал собственной смертью , и только суровому Септимию Северу (193–211 гг.) удавалось держать в руках непокорную гвардию. Последнее возвышение языческого Рима связано с именем Диоклетиана (285–305 гг.), на некоторое время восстановившего внутренний порядок в империи и укрепившего ее внешние границы, но так и не сумевшего понять учение Христа. Последовавшая после его отречения гражданская война подняла на вершину власти императора-христианина. Мир с самого начала отверг Христа, ибо учение, Им проповедуемое, как и царство Его, было не от мира сего. В Римской империи разрешалось почитать любых богов, но каждый обязан был принять культ Города Рима и связанный с ним культ императора. Воздавать божественные почести императору считалось обязательным для любого подданого империи, его долгом и подтверждением лояльности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рим на заре своего существования был городом. Царственный ход истории Рима превратил этот город в мировое государство, охватившее широким кольцом весь бассейн Средиземного моря. Республиканские учреждения, с которыми Рим начал свою победу над миром, обветшали в процессе приспособления к новому положению государства, и борьба политических партий, начавшаяся с Гракхов, привела республику к полному крушению. Соперничество Мария и Суллы открыло эру попыток водворить начало единоличной власти в государстве, и длившаяся в течение двух поколений кровавая борьба закончилась победой Августа над Антонием. Объединив в своих руках верховное командование военными силами государства, Август определил свои отношения ко всем сферам государственного управления и упрочил миродержавие Рима. Обеспечив границу империи по течению Рейна, он отодвинул ее до линии Дуная на севере и своей твердой политикой в отношении Востока достиг того, что парфяне возвратили знамена Красса и признали границы империи на верхнем Евфрате. В течение продолжительного срока своего правления Август водворил принцип единоличной власти в римских государственных учреждениях и начал собою первую династию римских императоров, которая закончилась в лице Нерона. Вслед за тем начались военные революции, и страшное кровопролитие обагрило Италию. Только четвертому претенденту на наследие цезарей, Веспасиану, удалось утвердиться во власти и дать Риму вторую династию. Дворцовая революция 96 года положила ей конец, и возвышение старого сенатора Нервы обошлось без междоусобной войны. Преемственность власти продолжалась затем путем усыновления до Марка Аврелия, оставившего трон своему сыну Коммоду. Убийство Коммода в 192 году повело к кровавой борьбе за императорский венец между тремя претендентами, и победа досталась Септимию Северу. Его сын Каракалла и два родственника по жене, Бассиан (Элагабал) и Александр Север, продолжили династическую преемственность. Максимин, убийца Александра, начал собою тяжкое мутное время непрестанных военных революций. В армии проявился провинциальный патриотизм, и в течение десятилетий империю раздирали на части многочисленные претенденты на императорский венец. Идея единства империи была, однако, так прочно внедрена в сознание тогдашних поколений, что ее не пошатнули все «тридцать тиранов», как назвали по литературной традиции римские историки кратковременных самозванцев, и законным императором считался только тот, кого признавал римский сенат. Военному гению Аврелиана удалось восстановить единство империи и вновь подчинить сирийский Восток, обособившийся в отдельное царство вместе с Египтом.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Святая мученица Христина Христина жила на рубеже II–III веков в Тире Финикийском при императоре Септимии Севере (194–211). Отцом ее был могущественный военачальник-язычник по имени Урван. Ревниво охраняя ослепительную красоту дочери, он заточил ее в высокой башне, где ей прислуживали множество рабынь и она могла наслаждаться всеми благами роскоши и богатства. В этой башне Урван разместил статуи богов, украшенные драгоценностями, чтобы дочь могла им поклоняться. Хотя дева и оставалась взаперти, без всякой связи с миром, благодать Божия посетила Христину и породила в ее душе стремление к познанию истины. Своим правдивым умом она осознала, что бездушные изваяния – творение рук человеческих – никак не могут быть божествами, и, созерцая в окне красоту неба, земли и всех чудес природы, она пришла к заключению, что настолько прекрасная гармония может быть творением только единого Бога и Создателя, бесконечно мудрого. Тогда к деве был послан ангел Господень, наставивший ее в том, что она смутно чувствовала сердцем, – в тайнах Божества и творения. Так, стяжав свет истины и исполнившись ревностной любви к Богу, Христина посвятила жизнь посту и молитве. Когда родители пришли навестить ее и предложили поклониться идолам, она ответила твердым отказом, объявив, что теперь следует за Христом – истинным Светом, пришедшим в мир. Она отвергла все уговоры отца и попросила дать ей белоснежную рубашку, чтобы принести духовную жертву Богу, Единому в трех Лицах. Урбан исполнил просьбу дочери, не понимая ее сути. Когда Христина погрузилась в молитву, явился ангел, приветствуя ее как невесту Христову, и объявил о предстоящих ей испытаниях, которыми она восславит Господа. Прежде чем удалиться, он отметил деву печатью Христа, благословил и насытил небесным хлебом. Ночью святая топором изрубила все статуи в башне и пошла раздавать обломки серебра и золота бедным. Увидев это на следующее утро, Урван страшно разгневался и велел обезглавить рабынь Христины, а дочь подвергнуть бичеванию. Двенадцать солдат до изнеможения секли деву, но Христина силой благодати оставалась неколебимой, исповедуя Христа и обвиняя отца. Урван велел бросить ее в тюрьму, заковав в тяжелые цепи, и ушел. Его жена в слезах посетила темницу, чтобы упросить Христину подчиниться и тем самым сохранить жизнь. Но и эти уговоры не принесли результата.

http://pravoslavie.ru/55297.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010