Личный характер этого государя мало мог благоприятствовать улучшению положения христиан. Септимий, по отзыву одного древнего светского историка, был чужд милосердия и суров. Его характеризовали как государя «бесчеловечного и жестокого», тем не менее он был человеком просвещенным и любителем философии — наклонность, обыкновенно смягчающая природную суровость и бессердечие. Но гораздо важнее этого последнего обстоятельства было то, что он не был до фанатизма предан греко-римской религии и не особенно заботился об ее поддержании и сохранении. Эта черта должна была вести к полезным последствиям для христиан: императоры, не принимавшие горячо к сердцу интересов римского культа, способны были если не благосклонно, то индифферентно смотреть на усиление и распространение религий чуждых, а следовательно, и христианства. Императорская фамилия Северов была именно такова. Она пренебрегала интересами римской религии, и в этом отношении была благоприятна для утверждения христианства в Империи. Справедливо говорит известный французский историк Обэ: «Все, что по самой своей природе стремилось к ослаблению древнего порядка вещей (как понимался этот порядок римскими императорами и римским обществом), было благоприятно для Церкви; напротив, все, что имело тенденцией служить к восстановлению и укреплению этого порядка, было враждебно Церкви. Тот дух религиозного космополитизма, — прибавляет Обэ, — дыхание которого заметно уже при первом Севере (Септимии) и который еще более возрос при его преемниках, был, без сомнения, благоприятен делу христианства. Этот дух, подрывая партикуляристические формы культов, внося индифферентизм в дело религии, смягчал нравы, обезоруживал (религиозную) ненависть, содействовал взаимному обмену воззрений, т.е. толерантности». Все, что считается характеристическим для царствования фамилии Северов вообще, можно действительно находить уже в лице первого царствующего Севера (Септимия). Септимии был пунического происхождения, родился в Африке, и потому неудивительно, что римская религия не была для него так дорога, как она была дорога для других императоров эпохи гонений. Он «по самой природе своей не был фанатически предан греко-римскому политеизму». Это и действительно можно подтвердить некоторыми историческими указаниями. На монетах Септимия Севера встречается изображение персидского божества Митры, причем само собой предполагается, что император потому приказал чеканить монеты с изображением чуждого божества, что он лично склонен был к этому культу. Биограф Септимия Спартиан говорит, со своей стороны, что он показывал большое удовольствие, когда ему удалось быть в Александрии и поклониться Серапису.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

515 Возможно, искаженное «пунийцы» (т. е. финикийцы), так как текст является переводом с латинского языка (ср. латинизированную форму в рукописи V: Σκυθε). Латинское слово Роепае (пунийцы, финикийцы) на греческом вполне можно записать Παονες. 516 Иранское племя парфян, обитавшее к юго-востоку от Каспийского моря на севере Иранского нагорья. Область Парфии находилась к востоку от Мидии. Парфянское государство возникло на развалинах эллинистической державы Селевкидов. Во времена своего владычества включало Персию, Месопотамию и часть Армении. 519 Бактрия (Бактриана) была расположена к северу от хребтов Паропамиза и Гиндукуша до реки Окса (Амударьи), т. е. занимала северную часть современного Афганистана. (Описание Бактрии см.: Strabo XI. 11. 1–4). 521 Ассирия располагалась по среднему течению Тигра. Ассирия, согласно географу Птолемею, страна, отделяемая на западе Тигром от Месопотамии, хребтом Кифатом на севере от Армении, хребтом Загрос на востоке от Мидии, на юге от Сузианы неопределенной линией от хребта коссеев до Тигра. В широком значении Ассирия – государство, которое состояло из земель, впоследствии названных Месопотамией, Вавилонией, Ассирией. 522 Месопотамия – область в междуречье Тигра и Евфрата к северу от Вавилонии и к востоку от Ассирии. В поздней Римской империи провинция Месопотамия входила в диоцез Восток. 524 Название Аравия Древняя встречается в византийских хрониках. Птолемей же разделил Аравию на три части: Аравия Петрийская, Аравия пустынная и Аравия Счастливая. Вероятно, под Аравией Древней следует понимать Аравию Месопотамскую, о которой упоминается ниже при описании климатов, но возможно, Аравия Древняя – это восточная Месопотамия. Одержав победу над ней в 195 г., Септимий Север получил прозвание Аравийский (SHA. Sev. IX. 9–11). 525 Южная часть Аравийского полуострова. Аравия получила эпитет Счастливая за дорогие и редкие товары, которыми богата эта страна (Strabo. I. 2. 32). Здесь жили хомериты. 526 Провинцией Келесирией Сирия стала называться с 350 г. На западе она ограничена Средиземным морем, на севере и востоке – горами Тавр, рекой Евфрат и пустынями, на юге простирается до истоков реки Оронт. Главный город Антиохия на Оронте. После 415 г. эта провинция была разделена на Сирию I со столицей Антиохией и Сирию II со столицей в Апамеи.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

Hist. eccl. V 21. 4). Новый этап во взаимоотношениях между Церковью и Римским гос-вом приходится на время правления династии Северов (193-235), представители к-рой, мало заботясь о сохранении и утверждении старого рим. религ. порядка, придерживались политики религ. синкретизма. При императорах этой династии вост. культы приобретают широкое распространение на всей территории империи, проникая в различные классы и социальные группы ее населения. Христиане, особенно при последних 3 императорах династии Северов, жили относительно спокойно, иногда даже пользовались личной благосклонностью правителя. При имп. Септимии Севере (193-211) Г. начались с 202 г. Септимий был пунийцем из пров. Африка. В его происхождении, а также во влиянии на него 2-й супруги Юлии Домны, дочери сир. жреца из Эмесы, усматривают причины новой религ. политики Римского гос-ва. В первое десятилетие правления Септимий Север терпимо относился к христианам. Они были и среди его придворных: один из них, Прокул, исцелил императора ( Tertull. Ad Scapul. 4. 5). Однако в 202 г., после Парфянского похода, император принял меры против иудейского и христ. прозелитизма. По сообщению «Жизнеописания Севера», он «под страхом тяжелого наказания запретил обращение в иудейство; то же он установил и относительно христиан» (Scr. hist. Aug. XVII 1). Исследователи Г. разделились в вопросе о значении этого сообщения: одни считают его выдумкой или заблуждением, другие не видят оснований не принимать его. В оценке характера Г. при Севере также нет единого мнения. Напр., У. Френд, опираясь на слова сщмч. Ипполита Римского в Толковании на Книгу прор. Даниила, что перед Вторым пришествием «верных будут уничтожать по всем городам и весям» ( Hipp. In Dan. IV 50. 3), считает, что Г. при имп. Севере «было первым скоординированным повсеместным движением против христиан» ( Frend. 1965. P. 321), но оно затрагивало небольшую группу новообращенных христиан или еще не крещенных людей во мн. провинциях. Возможно, из-за относительно высокого социального положения нек-рых жертв это Г. произвело особенное впечатление на общество. Евсевий Кесарийский, упоминая христ. писателя Иуду, составившего хронику до 203 г., добавляет: «Он думал, что близится пришествие антихриста, о котором без конца говорили; тогдашнее сильное гонение на нас породило смуту во многих умах» ( Euseb. Hist. eccl. VI 7).

http://pravenc.ru/text/166129.html

Гонение на христиан после разрушения Иерусалима Первоначальные частные гонения на христиан со стороны язычников Переход частных преследований христианства в общие правительственные и народные Гонения на христиан как свидетельство того, что христианство есть исключительное явление в истории Число христианских мучеников и их религиозное воодушевление Высокая чистота нравственного воодушевления христиан первых веков О религиозной терпимости в Римской империи начала нашей эры О причинах гонений на христианство со стороны языческого мира в первые века Отношения к христианству высших образованных классов языческого общества и причины такого отношения Частные причины почему языческое общество несочувственно относилось к христианству Отношение Римского правительства к религиям вообще и христианской в частности Отношение Римского правительства к иудейской религии История гонений на христиан. 205–247. Общая характеристика постепенного развития гонений на христиан и процесса торжества христианства над язычеством Гонения на христиан в I веке Гонения на христиан со стороны императора Нерона Гонения на христиан со стороны императора Домициана Гонения на христиан в II веке Положение христиан при Траяне. Начало гонения Переписка Плиния Младшего на с императором Трояном Продолжение гонения при императорах Адреане и Антонии Пие Христианская апология Гонения на христиан при Марке Аврелии Литературная борьба язычества с христианством: писания язычников против христианства Писания против христианства Лукиана Самосатского Писания Цельса против христианства Положение христиан в III веке Новые отношения к христианству Римского народа, и правительства Положения христиан при императоре Коммоде Положения христиан при Септимии Севере Положения христиан при Александре Севере Положения христиан после свержения Александра Севера Гонения на христиан со стороны императора Деция Появление среди христиан падших Положение христиан при приемниках Деция от Галла до Диоклетиана Положение христиан при Диоклетиане. Последние гонения на христиан

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Это был замысел, подобный тому, который 14 столетий спустя на севере Европы осуществил другой великий реформатор. Возникла идея воздвигнуть новую столицу на месте к тому времени уже ушедшей в землю Трои, овеянной древними героическими воспоминаниями, где при этом ничто не мешало строить совершенно новый город на месте, лишенном застройки. Эта мысль подкреплялась и официальным мифом о происхождении римлян от бежавшего из горящей Трои Энея, так что перенос столицы из Италии на Восток представал в архаико-мифологическом воображении как возвращение римлян на свою исконную родину. Но пассеистские мечты, к тому же замешанные на языческих древностях, уступили место трезвым стратегическим соображениям реального политика. На какое-то время внимание Константина задержалось на небольшом городке, расположенном на азиатском берегу Мраморного моря, вблизи Босфорского пролива – Халкидоне, и наконец сделан был идеальный выбор – европейский берег Босфора, город Византий, в прошлом значительный, но пришедший в упадок после ряда разорений, которым он подвергся в войнах последних столетий, особенно при Септимии Севере, приказавшем, правда, его восстановить, но и в заново отстроенном виде он не мог сравниться с тем городом, который был разрушен этим императором. Византий расположен был в самом узле коммуникаций, связывавших припонтийский север с восточным Средиземноморьем, а также, в перекрестном направлении, – Европу с Азией. Глубокая бухта Золотого Рога, к которой он примыкал, с одной стороны, представляла несравненные возможности для устройства в ней торгового порта и военно-морской базы, а с другой – могла превосходным образом защищать город, который с трех сторон окружен был морской водой: Мраморным морем, или Пропонтидой, Босфором и самим этим Золотым Рогом, так что оставалась лишь одна из трех сторон, где город соприкасался с сушей и где поэтому с несравненно меньшими затратами, чем, например, в Риме, можно было выстроить крепостную стену, протяженность которой, если бы новая столица осталась в пределах древнего Византия, могла бы составлять не более 1 километра.

http://pravoslavie.ru/45081.html

Самое значительное сооружение III столетия в Риме – это расположенные у Капенских ворот термы, известные с именем Каракаллы, хотя их начали строить еще при Септимии Севере, а завершили строительство уже при Александре Севере. Гранди­озные руины терм, из темно-красного кирпича и бетона, зани­мающие обширную территорию, – это сохранившиеся остовы целого комплекса строений, в который, помимо собственно терм, входили также библиотеки, нимфеи, палестры. Этот комплекс представлял собой в плане квадрат со стороной 450 метров. Руи­ны производят фантастическое впечатление горного пейзажа, об­разованного выветрившейся вулканической массой, но основан­ная на их исследовании реконструкция терм выявляет прекрасно продуманное в архитектурном и инженерном отношении стро­го симметричное строение с резервуаром воды, подключенным к акведуку Марция, вестибюлями, раздевальнями, парильнями, массажными, с кальдарием, тепидарием и фригидарием. Круглый кальдарий с горячим бассейном увенчан куполом, образцом кото­рому послужил купол Пантеона. Его конструкция в свою очередь через купол константинопольской Софии оказала влияние на цер­ковное зодчество Византии и исламского мира, на Брунеллески, построившего знаменитый собор во Флоренции, на архитектуру барокко и классицизма, на купольные сооружения функциональ­ной архитектуры XIX и XX столетий – вокзалы или выставочные павильоны. При аскетически сдержанном оформлении фасадов, термы Каракаллы в свое время поражали роскошью отделки ин­терьеров, великолепием мраморных чаш и порфировых колонн, прекрасной напольной мозаикой. Все сооружение держалось на мощных субструкциях, между которыми размещались водопро­вод, водостоки, котельная и другие технические устройства. Один из сохранившихся памятников провинциальной ар­хитектуры второй половины III столетия – знаменитая Порта Нигра (черные ворота) в Августе Треверов, современном Трире. Ворота состоят из двух арочных проемов, расположенных между четырехэтажными башнями; над проемами расположена двух­этажная галерея. Порта Нигра представляет собой дошедший до наших дней фрагмент городской стены. Все сооружение произ­водит характерно римское впечатление архитектонической ло­гики, мощи и сдержанной декоративности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Лат. авторы знали о Л. м. в основном из лат. перевода «Церковной истории» Евсевия, выполненного Руфином Аквилейским скорее всего в 402-403 гг. (изд.: Eusebius Werke. Lpz., 1903. Bd. 2. H. 1/Hrsg. E. Schwartz, Th. Mommsen. S. 401-435). Перевод не вполне точен, в некоторых местах Руфин изменил смысл текста, напр. в характеристике Веттия Эпагата, к-рый назван в Послании «параклетом христиан», т. к. в нем пребывал Св. Дух (Параклет), как в прав. Захарии (Лк 1. 5-6). Это проявилось в «полноте его любви», с к-рой Веттий, рискуя жизнью, выступил в поддержку арестованных мучеников ( Euseb. Hist. eccl. V 1. 10). По версии Руфина, Веттия назвали «адвокатом христиан», потому что в нем пребывал «наш заступник, Иисус» (aduocatum pro nobis Iesum); он следовал примеру Захарии, проявлявшего «полноту любви к святым» (предшествующий текст также подвергся изменению). Из-за ошибочного понимания слов Руфина у более поздних лат. авторов сложилось мнение, что Захария был лугдунским клириком, современником мучеников (в Тексте из Фарфы он представлен как помощник Иринея). В др. месте Руфин отождествил мц. Библиду с Бландиной и пропустил упоминание о ее прежнем отступничестве (Ibid. V 1. 25-26). В оглавлении 5-й кн. слова «при Вере» переведены как «при Севере», т. е. Септимии Севере (193-211); далее в тексте, как и у Евсевия, говорится об имп. Антонине Вере (подробнее см.: Neyrand L. Le récit de la passion des martyrs de Lyon dans la traduction de Rufin//Les martyrs. 1978. P. 289-297). Возможно, перевод Руфина был в распоряжении Сульпиция Севера , к-рый упоминал о 5-м гонении на христиан, якобы состоявшемся при Марке Аврелии, когда в Галлии впервые пострадали мученики (Хроника Сульпиция, сост. между 403 и 406,- Sulp. Sev. Chron. II 32. 1). Между 421 и 424 гг. перевод Руфина использовал блж. Августин в соч. «Как надо заботиться об усопших». Он обратился к сказанию о Л. м., доказывая, что участь останков христианина не имеет большого значения. Тела Л. м. подверглись поруганию и были уничтожены, но это не повлияло на посмертную славу погибших, хотя др.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

590 Современный Стамбул. Византий был переименован Константином Великим в Константинополь и сделан столицей Восточно-Римской империи. Название Византия и, главное, отсутствие его позднего наименования (Константинополь) в этой части хроники косвенно указывают на время источника, взятого автором «Пасхальной хроники». 591 Из контекста следует, что назван город Гераклея Понтийская, расположенный на южном побережье Черного моря. Вопрос о ее колонизации не имеет однозначного ответа. Страбон сообщает, что город основали выходцы из Милета (XII. 3. 4); Помпей Трог, по свидетельству Юстина, указывает на беотийцев (lust. XVI. 3); Ксенофонт полагал, что это были мегарцы (Хеп. Anab. VI. 2. 1). 592 Амис (Амиса) расположен на южном побережье Черного моря. Он был основан милетцами (Strabo XII. 3. 14). 594 Конъектура Ducangii (Nota 99). Апулы – жители Апулии, II района в Италии, древние обитатели которой относились к иллирийским племенам. 595 Луканы – италийское племя, которое населяло южную область в Италии, так называемую Луканию, омываемую Тирренским морем и Тарентским заливом и бывшую III районом. 596 Искаженное название Λεβδηνο. Лебда – арабское произношение греческого города Λπτις (Лепта). На севере Африки было два города, в названии которых присутствует слово Лепта: Малая Лепта и Большая Лепта. Большая (Великая) Лепта иногда называлась просто Лепта (Ср. Ноп. 44). Лебдены – жители города Лепта. 597 Возможно, это кинитии (Chinithi) близ города Гигтис, так как на это указывают разночтения: Κνθοι («Пасхальная хроника») Κνθιοι, Κνθιοι («Хроника» Ипполита § 216). 598 Название племени буквально означает «кочующие». Нумидийцы кочевали на западном побережье Африки. Возможно, здесь имеются в виду жители провинции Нумидия. Статус римской провинции Нумидия получила при Септимии Севере в 198 г. 599 Название острова Корсики дано в греческой транслитерации, так как греческое название острова – Кирн ( Κρνος). 600 Конъектура И. В. Кривушина: Καλαθα вместо Γλατοι. Остров Калата находится у побережья Средиземного моря западнее Карфагена. Дюканж приводит чтение александрийской хроники Galata. Галата – небольшой остров рядом с Гавлом, согласно Плинию и Меле. Комментатор ссылается на Anonymum Ravennatum (V. 25).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

Принадлежащие Папиниану лаконичные формулировки юри­дических норм отличаются ясностью, емкостью и исчерпывающей глубиной: «даром считается данное без какого-либо юридического принуждения» (donari videtur, quod nullo iure cogente conceditur), «в соглашениях контрагентов следует обращать больше внимания на волю, чем на слова» (in conventionibus contrahentium voluntatem potius quam verba spectari placuit). Изречениям Папиниану присущ высокий моральный пафос. Он писал: «В интересах че­ловека сделать добро другому» (interest hominis hominem beneficio affici), «никого нельзя ставить в невыгодное положение в ин­тересах другого лица» (non debet alteri per alterum iniqua condicio inferri). Замечательным остроумием отличается такой его глубокомысленый афоризм: «Подлинные философы пренебрегают деньгами, стремление же к ним разоблачает их учение как лице­мерное» (vere philosophantes pecuniam contemnunt, cuius retinende cupidine fictam adseverationem detegunt). Для позднейших юристов сочинения Папиниана служили об­разцом. В 426 г. император Валентиниан III издал закон о цити­ровании, касавшийся юридических текстов и их использования в судебной практике. В соответствии с этим актом обязательная сила в судах сохранялась за сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая и Модестина, а также тех юристов, которые цитиро­вались этими классиками. При этом в случае противоречий меж­ду суждениями классиков судебное постановление должно было основываться на мнениях большинства, при равенстве противо­речащих мнений предпочтение отдавалось мнению Папиниана, и только если у Папиниана не было ответа по возникшему вопро­су, то решение, какому из ответов, обнаруживаемых у классиков, отдать предпочтение, должен был принимать судья. Юлий Павел, сочинениям которого актом 426 г. была так­же придана сила действующего закона, был учеником Сцеволы и Папиниана. При Септимии Севере он занимал должность ассесора, или помощника префекта претория, вместе с Папинианом он был членом императорского совета (consilium), а при Александре Севере – префектом претория. Это был самый плодовитый из юристов своей эпохи, составивший 86 сочине­ний в 319 книгах (свитках); больше написал лишь живший ра­нее него Лабеон. Ему принадлежат Notae (замечания) на труды Юлиана, Нерация, Сцеволы и Папиниана, учебные руководства: «Sententiae» «Institutiones» и «Regulae» (Правила), 76 книг толко­ваний на Эдикт, 16 книг «Ad Sabinum», содержащих систематиче­ское изложение права с опорой на систему Сабина и Помпония, казуистические «Questiones» и «Responsa», монографии по от­дельным юридическим проблемам. В качестве советника Алек­сандра Севера он подготовил акты императорского законода­тельства: «Decreta» и «Imperiales sententiae».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Император Адриан (Bd. V. S. 501–506) – Вагенманна. Статья прекрасная во всех отношениях. Вот характеристика Адриана: «Богато одаренный и многосторонне образованный, поистине энциклопедический ум, более грек, чем латинянин, более космополит, чем римлянин, даже во многих отношениях скорее новейшая, чем античная натура, Адриан соединял в себе противоположные свойства: он был прекрасный муж и неутомимый в гимнастических упражнениях, способный солдат, но однако же более был предан интересам мира, любимец женщин и друг ученых и художников, сам дилетант во всех возможных искусствах и науках, человек необыкновенной памяти и едкого остроумия; в одно и то же время и важный, и веселый, добросердечный и жестокий, скептик и суевер, благочестивый и фривольный, строго нравственный и сладострастный» и т. д. Марк Аврелий (Bd. IX. S. 283–286) – Гарнака. Статья больше имеет в виду указать источники для истории этого царствования и гонения, чем разъяснить вопросы, возбуждаемые этой эпохой. В смысле руководственной статьи она очень полезна. Септимий и Александр Северы (Bd. XIV. S. 171–175) – Ульгорна. Артикул о Септимии Севере написан под очевидным влиянием французского историка Обэ. Ульгорн является тем же Обэ, но несколько на немецкий лад. А взгляд Обэ заключается в том, что на Септимия нельзя смотреть как на гонителя христиан и что известный указ этого императора (202 г.) до известной степени можно рассматривать «как толерантный законодательный акт». Подобный же взгляд на гонение Септимия был выражен и в русской церковно-исторической литературе. 105 Об Александре Севере Ульгорн сообщает общеизвестные сведения, причем приводятся, по-видимому, новые данные в доказательство миролюбивого отношения этого государя к христианам. Филипп Араб (Bd. XL S. 013–015) – Ульгорна. Как естественно, автор занимается вопросом: был ли Филипп христианином? Он указывает на различное решение этого вопроса и особенно рекомендует вниманию читателя взгляд Обэ (доказывающего, что Филипп был христианином) и в главном соглашается с французским историком.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010