В это время основные силы Ду­найской армии двигались в Галлию по маршруту, проходившему к северу от Альп, перевалы через которые в Реции и Норике бы­ли надежно укреплены. Решающее сражение очередной в исто­рии Рима гражданской войны дано было под Лугдуном 19 февра­ля 197 г. По преувеличенным сведениям, которые сообщает Дион Кассий, с обеих сторон в битве участвовало до 150 тысяч воинов. После того как кавалерия Севера обратила в бегство основные си­лы Альбина, их предводитель покончил самоубийством. Город, оказавший гостеприимство врагу Севера, был подвергнут грабе­жу, при этом многие из его кварталов выгорели. Затем начались казни сторонников Альбина, и не только в Лугдуне, но и в других городах Галлии, Испании и Британии, и наконец, в Риме. Гражданская война закончилась. Вернувшись после победы в столицу, Север совершил консекрацию Коммода, что обозначало очевидный идеологический поворот по сравнению с тем лозунгом, который он выдвинул, когда ввязался в борьбу за власть, – месть за убийство Пертинакса, бывшего ставленником тех сил, которые организовали свержение и убийство Коммода. Позже, в 200 г., Север перестал носить имя Пертинакса, зато добавил к гирлян­де своих имен слово Pius (благочестивый), которое, по примеру Антонина, обозначало прежде всего особую преданность памяти посмертно произведенного в отцы Севера Марка Аврелия. Этот поворот обозначал конец иллюзиям тех, кто ностальгировал по временам первых Антонинов, умевших ладить с сенатом и под­держивать республиканский декор. Суть принципата как военной диктатуры, заложенная Августом в самое его основание, обнажи­лась с удручающей политических консерваторов очевидностью. Метко характеризуя сложившуюся при Септимии Севере систему правления, которая составила основу государственного строя на последующее столетие, М. И. Ростовцев писал: «Север начал проводить систематическую милитаризацию управления, полностью бюрократизированного его предшественниками. Во­енизированное чиновничество и на его вершине – монарх с ав­тократическими властными полномочиями и с правом наследо­вания власти внутри своей семьи, прочность положения которого обеспечивается преданностью армии и государственных чинов­ников, а также культом личности императора, – таковы были це­ли, поставленные Севером.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Старое деление офицерских чинов на доступные простому солдату и замещаемые знатью давно исчезло, а со времени Галлиена всякие военные чины стали даже по закону недоступны для членов сенаторского сословия. Убийца Александра Севера, Максимин Фракиец, заменивший его на престоле в 235 году, был варвар по происхождению, начавший службу солдатом при Септимии Севере. При Константине Великом лучшие его генералы были франки. При дворе на личной службе при особе императора было очень много франков, и для видных людей этого племени открылся доступ к высокому званию консула. При Константине появилось новое военное звание – магистр армии, magister militum, один для пехоты, другой для конницы. 233 Эти генералы командовали действующей армией. В пограничной армии отдельные территории, смотря по местным условиям, слагались в особые военные командования, возлагавшиеся на заявивших себя офицеров с титулом дукса, dux. Разделение империи при Валентиниане и военные потребности вызвали увеличение числа магистров армии, и в начале V века их было на Востоке пять и на Западе – три. Два магистра состояли при особе императора, были in comitatu и назывались praesentales, 234 а кроме того, три на Востоке имели территориальные командования: 1) per Illyricum, 2) per Thracias, 3) per Orientem; на Западе, кроме двух при дворе, был особый магистр per Gallias. Интендантская часть по-прежнему осталась на ответственности и заведовании префектов претория, как о том упомянуто выше; но префекты не имели никакой власти над солдатами, как, с другой стороны, магистры армии – над провинциальным населением. 235 Дуксов в Восточной империи было 13, к ним следует причислить двух comites rei militaris, Египта и Исаврии, которых отличал от других высший ранг. Проникновение готов в пределы Восточной империи содействовало весьма резкой степени варваризации армии на Востоке, как раньше того это случилось на Западе. Уже при Феодосии I открылся для готских военачальников свободный доступ к самым высоким военным постам, о чем придется упомянуть в другой связи.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Так, во всех городах империи пожарное дело обслуживали общества плотников, fabri, и центонариев, centonarii (от слова centones, как назывались грубые ткани, употреблявшиеся при тушении пожаров). 174 Уже от времени Септимия Севера сохранилось свидетельство о том, что правительство, предоставляя право составить общество, т. е. ius coeundi, торговцам и ремесленникам, рассматривало их общества как органы, отправлявшие известную общественную службу; это и служило основанием предоставления им тех или иных льгот. 175 При Александре Севере (222–235) торговцы и ремесленники всех видов труда были организованы в корпорации, corpora, поставлены под начальство определенных судей и получили от правительства особых представителей, уполномоченных отстаивать общие интересы членов корпорации, defensores. 176 Так было положено начало тому порядку, который действовал в IV веке по всей империи. Во всех городах были свои коллегиаты, collegiati, разных видов труда, обслуживавшие интересы своей городской общины. Правительство рассматривало труд ремесленника как наследственное состояние и лишало коллегиатов права покидать родной город и искать других способов пропитания. Это закрепощение возмещалось предоставлением льгот от тех или иных повинностей, munera, лежавших на населении общины. В указе имп. Константина от 337 года перечислено 36 видов ремесел и искусств, представители которых были освобождены от натуральных повинностей, чтобы они могли иметь досуг для лучшего усвоения своего мастерства и обучения ему своих детей. 177 Ранговое различие между куриалом и коллегиатом определенно сказывается в размерах штрафов за укрывательство их властными людьми: за куриала штраф положен в пять фунтов золота, а за коллегиата – в один. 178 Все усилия правительства удержать своих подданных за возложенным на них тяглом оказывались бессильными в пограничных областях, где население таяло под напором варваров. 179 Состояние отдельных стран, входивших в состав империи, было в ту пору различно, и можно утверждать, что иго закрепощения сказывалось сильнее в западных областях империи, чем на Востоке с его греческой культурой и более высоким экономическим развитием, унаследованными от прошлых времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

С начала II века Сирия разделялась на три провинции: собственную Сирию на севере, Палестинскую Сирию, бывшее царство Ирода, и, наконец, на юг и восток от этой, – Аравию, обнимавшую царство Набатейское, присоединенное к империи в 105 г.: сюда причислялись Бостра, Петрея и Синайский полуостров. Древняя столица Селевкидов, ставшая теперь правительственным центром северной Сирии и главной квартирой восточной армии, – Антиохия продолжала сохранять свое значение духовной столицы всех этих стран. Это был огромный город. По числу населения (700,000 душ) и по торговле она почти не уступала Александрии, но превосходила ее по значению в стратегическом отношении. Эллинизм был здесь однороднее, выработаннее. Антиохия пользовалась городским самоуправлением. Афины жили своими воспоминаниями, Тарс славился своими школами, но в сущности Антиохия была крупнейшим греческим центром, где эллинский дух, несмотря на разлагающее влияние Востока, был еще всего живее. Антиохия была очень строптива. Императоры не любили ее; она развращала их полководцев, часто выдвигала их как соперников императору. Здесь восстали Авидий Кассий при Марке Аврелии и Песценний Нигер, соперник Септимия Севера. Победа Севера сопровождалась чрезвычайно суровыми карами. Сирийская провинция была расчленена; от нее отделили в особую, четвертую провинцию Финикию, пытались даже уничтожить антиохийское городское управление и обратить этот громадный город в местечко, приписанное к Лаодикии. Но эта затея не привилась: как-никак Антиохия была расположена на том именно изгибе Евфрата, которым река ближе всего подходит к Средизеичному морю, и, следовательно, в естественном центре, откуда можно было защищать всю восточную границу. Антиохия скоро вновь получила свои привилегии и не перестала быть царицею Востока; ее значение не падало до времен Юлиана. Выше было уже сказано, что ода сделалась первой после Иерусалима метрополией христианства. В после-апостольском поколении она видела в своих стенах таких епископов, как Евод и знаменитый мученик Игнатий.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

После разрыва помолвки с дочерью франкского короля Хильперика I Ригунтой и затем с дочерью Хильдеберта II и Брунгильды Хлодосвинтой Реккаред в 587 г. женился на вестготке незнатного происхождения Баддо, которая была его наложницей за несколько лет до брака и родила ему в 583 г. сына Лиуву. Король вестготов Реккаред Флавий скончался в столице своего государства Толедо после пятнадцати лет правления в 601 г. Его престол унаследовал сын Лиува II. По характеристике святого Исидора Севильского , «провинции же, которые отец присоединил в борьбе», Реккаред «сохранял в мире, поддерживал в них благополучие и правил с умеренностью. Был же он миролюбив, кроток, славен великими подвигами и справедливостью, был привлекателен внешне и в душе нес столько доброты, что, проникая в умы всех, даже злых [людей] притягивал своей любовью. Он был настолько благороден, что богатства частных лиц и земли церквей, которые, к стыду отца, были присоединены к [королевскому фиску], он возвратил их собственным владельцам; был столь снисходителен, что часто щедрыми льготами облегчал подати народа. Также многих одарил он богатством, многих возвысил почестями» 829 . 4. Королевство франков После смерти Хлодвига королевство франков было разделено между четырьмя его сыновьями: Теодорихом, Хлодомером, Хильдебертом и Хлотарем, при этом оно по-прежнему признавалось единым государством, короли-братья должны были править и воевать солидарно, в нем действовали одни и те же законы: «Салическая правда» для франков, «Бревиарий Алариха», содержащий сокращенную вестготскую версию «Кодекса» Феодосия для галлоримлян, и каноническое право в церкви Галлии, к которой принадлежали православные христиане из обоих народов. Язычники среди галло-римлян давно уже представляли собой явление экзотическое, но среди франков их было немало. По преданию, раздел территории между братьями был произведен их матерью Хродехильдой, или Клотильдой. При этом каждому королю досталась примерно равная доля фиска – налогооблагаемой базы, и их владения не представляли собой компактной массы. Столицами были выбраны города, расположенные на северо-востоке или на севере Галлии, в местах преобладания либо заметного присутствия франков. Резиденции старшего сына Теодориха находились в Реймсе и Меце, Хлодомира – в Орлеане, Хильдеберта – в Париже и Хлотаря – в Суасоне. Владения Теодориха включали современные Шампань, Лотарингию, зарейнские владения Меровингов, а также оторванную от этой территории восточную часть Аквитании; королевство Хлодомера простиралось по берегам Луары в ее среднем и нижнем течении с Туром, Пуатье и Нантом; во владения Хильдеберта входили Иль-де-Франс и Нормандия; и наконец, младшему из братьев Хлотарю достались Фландрия, Пикардия, Брабант и в довесок оторванная от этой компактной территории Западная Аквитания и Гасконь с Бордо и Тулузой. Ко времени смерти Хлодвига расположенные в пределах современной Франции Бретань, Бургундия, Прованс и Септимания оставались вне владений Меровингов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

И в научной области мы встречаемся с подобными же явлениями: египетские математические приёмы и медицинские рецепты мы находим и у арабов, и в Европе до XVII b., и у нас. И сколько раз, до наших дней и религиозная мысль, и художественные запросы европейского человечества обращались и обращаются к культуре великого народа, который не изжил себя и тогда, когда оставил своих древних богов и свою древнюю письменность. Он создал при новых условиях свою новую, христианскую своеобразную культуру, которая также имеет мировое значение. Глава V. Христианский Египет Мало знает о начале христианства в Египте история. В. В. Болотов доказал большую историческую ценность актов св. апостола и евангелиста Марка и вычислил день его мученической кончины в Александрии в праздник Сараписа 24 апреля 63 г., на второй день иудейской Пасхи. Несомненно, и здесь христианство сначала проникло в иудейские круги, – ещё во II b. здесь существовало в греческом переводе евангелие от евреев. Затем христианство распространялось среди греческого населения, и греческий язык был первоначально языком церкви. На нём написаны древнейшие памятники христианской литературы в Египте, как то изречения Христовы, евангелие от египтян, многочисленные апокрифы, а также ряд произведений сильно распространённого в различных своих разветвлениях и оставившего заметные следы гностицизма. Александрия II и III bb. произвела таких деятелей церкви, как Климент и Ориген ; во время гонения при Септимии Севере (202), христиане привлекались в Александрию уже «из Египта и всей Фиваиды» для суда и страдания. Они были распространены по всей стране, которая в церковном отношении находилась под монархическим ведением александрийского епископа, унаследовавшего власть языческого «первосвященника Александрии и всего Египта». В 325 г. можно указать христианские общины в 50 египетских городах, из которых более, чем в 40 были египетские кафедры. Страшные гонения при Деции и Диоклитиане доказали силу египетского христианства и явили миру множество мучеников, как из числа греков, так и природных египтян, впоследствии названных по арабскому искажению имени египтян «коптами».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/d...

Ипподром (греч. hippodromos конский бег) – замкнутая в виде овала длинная дорожка для скачек на колесницах и лошадях. Впервые появился на греческих спортивных играх, позднее использовался для скачек в Римской империи и был посвящен римским хтоническим божествам. Константинопольский ипподром был построен при римском императоре Септимии Севере (193211 гг.), жена которого сириянка Юлия Домна содействовала усилению влияния восточной культуры. Это эллипсовидное сооружение (по одним сведениям длина более 400 м, по другим – 170 м, ширина 40 м), уменьшенная копия римского Большого цирка, находилось на центральной площади столицы, где при Константине I был возведен Большой императорский дворец, примыкавший к ипподрому, а при Юстиниане храм св. Софии. Ипподром состоял из 3040 каменных ярусов, на арене находилась невысокая каменная спина шириной в 10 м, на столбах которой были закреплены вращающиеся предметы, отсчитывавшие круги заездов. Там же стояли (в два ряда) античные памятники (статуя Лисиппа Геракл, мраморная копия капитолийской волчицы и др.), статуи императоров и прославленных возничих. Над ареной возвышалась четверка бронзовых коней, изваянных великим древнегреческим скульптором Лисиппом (во время разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 г. кони Лисиппа были увезены в Венецию по приказу дожа Энрико Дандоло). Ипподром был украшен античными рельефами на цирковые сюжеты, бронзовой колонной из Дельф с тремя тесно сплетенными змеями, служившими опорой для золотого треножника, и надписью, где перечислялись 36 греческих городов, сражавшихся с персами при Платеях (479 до н.э.). Феодосий I Великий (379395) привез из Египта обелиск Тутмоса III из розового гранита, установленный на массивных каменных блоках. Мраморные зрительские трибуны с навесами из шелка были отделены от трибуны императора, сообщенной с Большим дворцом. Балкон для телохранителей и императорская ложа (кафисма) находились над аркой одного из 12 тоннелей, через которые на арену съезжали колесницы. Восточный поворот для колесниц назывался русским. Ступени лестниц были выложены морскими раковинами. Ипподром, вход на который был свободным, был предназначен для конных ристаний (см. Игры ), театральных представлений и других зрелищ. После бега колесниц устраивались выступления борцов, акробатов, фигляров, фокусников, дрессировщиков животных. К концу представления выступали шуты, мимы, певцы, музыканты, гетеры. Иногда устраивались состязания, на которых демонстрировалось искусство джигитовки знатных воинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особое место в духовной культуре II - III вв. занимали представители александрийской христианской школы. Опираясь на опыт своего предшественника Филона, александрийские мыслители взяли на себя задачу рационалистического объяснения многих христианских положений и создания стройной философско-религиозной христианской системы, близкой по форме и структуре к античным философским системам. Наиболее активно и смело ее решением занимались первые наставники школы Пантен, не оставивший письменных трудов, Климент и его преемник (с 203 г.) Ориген, придавшие христианству рационалистическую ориентацию . Преподавание в александрийской школе было построено в традициях античных философских школ. Здесь, помимо Библии, изучали классическую поэзию, грамматику, риторику, историю, медицину, математику, космографию, но главное внимание уделялось анализу всех направлений античной философии. Кроме того, преподавались восточные религиозные учения: индийские, персидские, египетские и т. п. Климент Александрийский (до принятия христианства Тит Флавий) родился около 150 г. в аристократической семье, жившей, видимо, в Афинах. Он получил фундаментальное классическое образование. В философии придерживался стоически-платоновских взглядов. Приняв христианство, много путешествовал, посетил Италию, Сирию, Палестину и наконец поселился в Александрии. Здесь он познакомился с бывшим стоиком Пантеном, руководившим с 179 г. христианской школой и оказавшим сильное влияние на взгляды Климента, ставшего сначала его помощником, а после 190 г., когда Пантен отправился проповедовать христианство в Индию, и его преемником. Первые наставники школы обладали поистине неисчерпаемой эрудицией. В работах Климента, великолепно знавшего библейский материал, античную литературу и труды своих христианских предшественников, встречаются цитаты более чем из 360 античных авторов. В 203 г. в связи с усилившимися при Септимии Севере гонениями Климент вынужден был покинуть Александрию и перебраться в Малую Азию, где он и скончался около 215 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

Madrid, 1990. Vol. 13. P. 12-32; Ripoll L ó pez G. La ocupación visigoda en época romana a través de sus necrópolis: Diss. Barcelona, 1991; Barbero de Aguilera A. La sociedad visigoda y su entorno histórico. Madrid, 1992; Cazier P. Isidore de Séville et la naissance de l " Espagne catholique. P., 1994; Frighetto R. Religião e poder no reino hispano-visigodo de Toledo: A busca da unidade político-religiosa e a permanência das práticas pagãs no século VII//Iberia. Logroño, 1999. Vol. 2. P. 133-149; The Visigoths: Studies in Culture and Society/Ed. A. Ferreiro. Leiden; Boston, 1999; Diaz [Mart í nez] P. C., Valverde M. R. The Theoretical Strength and Practical Weakness of the Visigothic Monarchy of Toledo//Rituals of Power from Late Antiquity to the Early Middle Ages/Ed. F. Theuws, J. L. Nelson. Leiden; Boston, 2000. P. 59-93; Stocking R. L. Bishops, Councils, and Consensus in the Visigothic Kingdom, 589-633. Ann Arbor, 2000; Клауде Д. История вестготов. СПб., 2002; Martin C. Le géographie du pouvoir dans l " Espagne Visigothique. Lille, 2003; Collins R. Visigothic Spain, 409-711. Oxf., 2004; Попова Г. А. Клятвы в законах вестготских королей//Право в средневековом мире, 2009/Под ред. И. И. Варьяш, Г. А. Поповой. М., 2009. С. 209-223; C ó rcoles Olaitz E. Las Formulae Wisigothicae: Aproximacion a la prática jurídica visigoda. Lecce, 2010; Koch M. Ethnische Identität im Entstehungsprozess des spanischen Westgotenreiches. B.; N. Y., 2011; Ward A. History and Chronicles in Late Medieval Iberia: Representations of Wamba in Late Medieval Narrative Histories. Leiden; Boston, 2011. Г. А. Попова, Д. В. Зайцев, А. А. Ткаченко VIII-XIII вв. Мусульманская И. В 711-714 гг. арабы распространили власть практически на весь Пиренейский п-ов (за исключением обл. Астурия на севере И.). В 1-й пол. VIII в. они предприняли неск. военных походов к северу от Пиренеев. Власть арабов признала бывш. вестгот. пров. Септимания. В 725 г. арабы захватили Каркасон и Немаус (ныне Ним), осадили Августодун (ныне Отён).

http://pravenc.ru/text/674995.html

В.Л. Задворный (католик) Глава I. Раннее христианство Введение Шел 753 г. ab Urbe condita, когда на окраине Римской империи, в одной небольшой стране, входящей в ее состав, Иудее, родился Божественный младенец – Иисус Христос , вместе с Которым родилась и новая религия – христианство, ставшее спустя три века религией всего римского мира. В год Р.Х. империя потомков Ромула простиралась от Евфрата на востоке до Атлантического океана на западе, от африканских пустынь на юге до рейнских лесов на севере. Достигнув апогея своего могущества и славы при императоре Августе (43 г. до н.э.–14 г. н.э.), при котором и родился Христос, Рим после правления Тиберия (14–37 гг.), при котором Христос был распят, проходит через полосу смут и гражданской войны, вызванной злополучным царствованием Нерона (54–68 гг.), но восстает при Флавиях (69–96 гг.). Он вновь обретает былую славу и величие при Траяне (98–117 гг.) и Адриане (117–132 гг.), однако затем угасание империи становится неизбежным. Со смертью императора-философа Марка Аврелия (161–170 гг.) заканчивается счастливый период истории Рима, и после его сына Коммода (180–192 гг.) начинается время жестокой власти солдат, возводивших и свергавших императоров по своему усмотрению. Тогда редкий из восседавших на троне умирал собственной смертью , и только суровому Септимию Северу (193–211 гг.) удавалось держать в руках непокорную гвардию. Последнее возвышение языческого Рима связано с именем Диоклетиана (285–305 гг.), на некоторое время восстановившего внутренний порядок в империи и укрепившего ее внешние границы, но так и не сумевшего понять учение Христа. Последовавшая после его отречения гражданская война подняла на вершину власти императора-христианина. Мир с самого начала отверг Христа, ибо учение, Им проповедуемое, как и царство Его, было не от мира сего. В Римской империи разрешалось почитать любых богов, но каждый обязан был принять культ Города Рима и связанный с ним культ императора. Воздавать божественные почести императору считалось обязательным для любого подданого империи, его долгом и подтверждением лояльности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010