Кроме того, он занимался покупкой и продажею волов, а также самолично «чумаковал», т.е. ездил в Крым за солью и за рыбою. Иосиф Семашко был женат на дочери униатского священника Фекле Семеновне, урожденной Ивановской. Нужно заметить, что в доме родителей митрополита Иосифа говорили по-малороссийски и никогда не говорили по-польски, а мать его, женщина ангельской доброты, даже не умела по-польски. 1 ноября 1811 года Иосиф Семашко был рукоположен униатским митрополитом Григорием Кохановичем, в месте Жидичине, в униатские священники на алтарию (т.е. к приделу, или к особому боковому престолу). Служил Иосиф Семашко на устроенном им самим и поддерживаемом на собственные средства боковом алтаре в Илинецком латинском костеле. В 1814 году ксендз Иосиф Семашко (так назывались в то время официально и в частных сношениях униатские священники) был назначен вице-благочинным, а в 1818 году – духовным депутатом по Липовецкому уезду. За ревностную приверженность к отечеству он получил бронзовую медаль на Владимирской ленте в память войны 1812 года. В 1829 году ему Высочайше пожалована была пожизненная пенсия, по 600 рублей ассигнациями в год, во внимание к ревностному служению его сына Иосифа и в виду затруднительного его положения. В первые годы деятельности Иосифа по воссоединению униатов (1827–1829) почтенный родитель его испытал много огорчений. Ксендзы и ревнители унии оскорбляли и притесняли его и даже угрожали лишить права богослужения в Илинецком латинском костеле, как отца преосвященного Иосифа, виновника «схизмы». Последний едва мог успокоить своего родителя, на первых порах также подозревавшего своего сына в наклонности к «схизме». Он успел убедить старика-отца, что вводимые тогда реформы в униатской церкви делались для блага самих же униатов. Старик-отец был в восторге, прочитав однажды (в 1828) в доставленном ему номере «Виленского Вестника» статью о торжественном открытии (в том же 1828) униатской семинарии в Жировицах. Старик с удовольствием узнал из этой польской газеты, что новооткрытая Литовская семинария, для образования пастырей «греко-славянского» исповедания, осталась неизменно в соединении с римскою церковью, а не обращена Иосифом в схизму, как разглашали прежде его противники, ревностные униаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

К концу 1980х годов последовательное проведение на Кубе в жизнь политики всеобщего охвата страны медицинским обслуживанием значительно снизило детскую смертность и увеличило среднюю продолжительность жизни на «острове Свободы» практически до стандартов развитых европейских стран и США . Вот что пишет о деятельности Н. Семашко писатель, публицист и общественный деятель Николай Стариков: «В 1918 г. принимает предложение Ленина взять на себя всю область здравоохранения. Через полтора года в стране, где бушуют тиф, холера, испанка и другие эпидемии, Семашко с соратниками готовит текст декрета «Об обеспечении населения республики банями». Декрет требует от местных Советов ремонтировать старые и строить новые бани, но обязательно – с санпропускниками, дезкамерами и прожарками. Наркомздрав предлагает правительству организовать заводы по производству дезинфицирующих средств, не жалея валюты на закупку оборудования и технологий. В Красной армии налаживается своё крепкое банно-прачечное хозяйство – надёжный щит от инфекций. С 1918 г. ...Семашко ни в какой политической деятельности не участвует, отдавая недюжинную энергию претворению своих юношеских мечтаний о народном здравоохранении. Он руководит Высшим советом физической культуры, междуведомственным советом по борьбе с проституцией, программой «Материнство и младенчество». Начинает восстановление старых и организацию новых курортов, санаториев, домов отдыха. Впервые туда едут лечиться простые рабочие и крестьяне – трудящиеся. Является председателем Детской комиссии при ВЦСПС, занимаясь созданием системы вакцинаций в детсадах и школах, организацией детских домов для сирот и школ фабрично-заводского обучения. А поэты помогают наркому воспитывать «культурную чистоплотную детвору», объясняя, «что такое хорошо, а что такое плохо», а в сказочном мире появляется новый герой – Мойдодыр. …Это медицинскими знаниями и кипучей энергией наркома Семашко совместно с врачами-подвижниками выстроена ясная, охватывающая всю гигантскую страну структура лечебных учреждений – с пометкой многих из них: «впервые в мире» – от медпунктов в сёлах и на предприятиях до пирамиды районных, городских и областных-краевых поликлиник и больниц (отдельно – детских), женских консультаций, роддомов, станций переливания крови, сети многочисленных профильных НИИ, в числе которых: стоматологический, курортологии, общественного питания, завод протезирования и ряд фармакологических. Повсеместно созданы санэпидемстанции и дома санитарного просвещения, открыта Академия медицинских наук и др.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/15/...

По окончании отделки в главной семинарии, Иосиф держал экзамен в нее и дал отличные ответы по катехизису и церковно-библейской истории, чем он был обязан не столько Немировской гимназии, сколько своей любви к чтению. После испытания, Семашко был зачислен в число воспитанников семинарии, не имея еще и 18 лет. Всех воспитанников в семинарии было 50, из коих 34 – римско-католического исповедания, а 16 – греко-униатского. Профессора разных отраслей богословских наук составляли богословский факультет Виленского университета, а для слушания других предметов по отделениям философии и словесности ученики отправлялись в другие университетские факультеты. Учение в семинарии было для Иосифа очень нелегко, вследствие, с одной стороны, плохого знания латинского языка, а с другой – образования в светском училище. Во всех предметах, которые преподавались в Семинарии не на латинском языке, Семашко был выше своих товарищей. Впрочем, к концу своего учения в семинарии Иосиф и в богословских предметах сравнялся со своими товарищами. В течение четырех лет он обучался в главной семинарии: толкованию св. писания, богословию догматическому, нравственному и пастырскому, церковной истории, каноническому праву, логике, ботанике, зоологии, красноречию и поэзии, словесности латинской, русской и польской, языкам: греческому, еврейскому и французскому, – и по окончании курса удостоился степени магистра богословия за сочинение: de bona christiana cura bonorum temporalium. О главной семинарии у Иосифа сохранилось воспоминание, как о самом лучшем времени его жизни. Состав товарищей его был прекрасный. Все они отличались благонравием, а Семашко считался между ними первым по этому качеству. Вместе с этим качеством у него развилось во время пребывания в главной семинарии в высокой степени религиозное чувство, начало которому было положено еще в родительском доме. Набожности этой, развившейся до мистицизма много способствовал тот заведенный в семинарии обычай, что ученики ежедневно должны были присутствовать у обедни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Как частные, так и официальные лица, знакомые с жизнью и деятельностью протоиерея Семашки, всегда отзывались о нем, как о примерном пастыре православной церкви и добром семьянине. Преосвященный Евсевий, епископ Ковенский (впоследствии экзарх Грузии), обозревавший церкви Лидского благочиния в 1849 году, сделал о нем следующий отзыв в своем ревизорском отчете: «Протоиерей Семашко более прочих (священников) отличается способностью, исправностью и усердием к богослужению, а также в проповедывании в церкви и в доме, в приобретении особого уважения и доверия прихожан, в ощутительном влиянии на улучшение их нравственной и религиозной жизни, в вразумлении заблуждающих и обращении их в недра церкви, а также он отличается особенно благотворительностью и пожертвованиями для своей приходской церкви». Из отметки благочинного в местных клировых ведомостях видно, что протоиерей Семашко, по воскресным дням, а также в храмовые и другие большие праздники, вел с народом в церкви духовные собеседования и объяснял соответствующие празднику Евангелия. В святую четыредесятницу он заботливо приготовлял своих прихожан к исповеди и обучал детей молитвам и катехизису. Приведенная отметка местного благочинного вполне подтверждается свидетельствами старых прихожан Дзикушского прихода. Учившиеся в детстве у протоиерея Семашки старики с восторгом вспоминают теперь, как этот почтенный пастырь, собрав крестьянских детей в своем доме, усердно обучал их повседневным молитвам на славянском языке, а также катехизису. По свидетельству очевидцев, катехизические беседы старца были так вразумительны и велись так увлекательно, что дети весьма охотно слушали их и с большою любовью относились к нему самому. Но еще лучшим назиданием для Дзикушских прихожан служила, по отзыву старожилов, добродетельная жизнь старца-протоиерея. Лидский благочинный протоиерей Бренн доносил Его Высокопреосвященству, от 7 августа 1845 года и от 16 сентября 1850 года, что «находящийся в его благочинии протоиерей Иосиф Семашко с самого поступления своего на Дзикушский приход вполне одобрительным своим поведением, усердием, полезным и бескорыстным отправлением должности, назиданием своей паствы, словом и житием, и иерейскими добродетелями расположил и присоединил к православной церкви из латинян 156 душ обоего пола».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

начальника гродненской губернии и наконец, самого генерал-губернатора владыка Семашко расшиб одним взмахом пера! Мало того г. уездного исправника он существенно потревожил и еще, и даже жену помещика Стравинского не оставил в покое! (т.3, стр. 1139 – 40). Видя, что Семашко так заступался за духовенство, совсем нельзя сказать того, чтоб владыка был потатчиком ему. Напротив, когда нужно, он был строг для него и чрезвычайно требователен, за маловажные проступки подвергал взысканию. Как сам был точен и исправен во всем, так и в других любил видеть тоже самое. Его крестовой церкви иеродиакон Евгений немного опоздал однажды к службе; владыка наказал его: велел вычесть у него 2 рубля из жалованья, купить на них две восковые свечи, зажигать их пред местными иконами во время богослужения с тем, чтобы иеродиакон Евгений до окончательного сожжения сих свечей клал пред образом Спасителя по пяти поклонов всякую вечерню, во время чтения молитвы: Ныне отпущаеши раба твоего Владыко... (ib. стр. 941 – 48). Несомненно, что рублевая свеча сгорела не скоро, а следовательно и иеродиакон Евгений освободился от своей епитимии тоже не скоро. Соборный ключарь г. Вильно, эконом духовной семинарии и казначей Святотроицкого монастыря не позаботились однажды своевременно убрать мусор, лежавший на проезде в семинарию. Митрополит же ехал служить в семинарию, заметил это и означенных лиц распорядился оштрафовать каждого на 5 рублей. Штрафные же деньги приказал внести в попечительство для бедных духовного звания (т. 3, стр. 1024). За незначительные поступки митрополит как-то любил штрафовать духовенство деньгами в пользу духовного попечительства (т. 3, 1021 – 22). Даже воспитанников семинарии он подвергал подобным штрафам. Те, которые запаздывали из них после каникул, должны были вносить в духовное попечительство за каждый опозданный день по 25 к. И обыкновенно все провинившиеся должны были молчаливо нести заслуженное наказание. Ни лесть, ни происки ничто не спасало их от освобождения. Владыка чужд был барской замашки делать милости коленопреклоненным по одному владычному усмотрению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Это столь справедливо, что униаты по большей части считают уже себя православными, что римляне полагают униатов уже присоединившимися к греко-российской церкви, и что даже все государства присоединение это считают уже делом конченным». Эта записка действительно побудила, наконец, правительство к решительным окончательным мерам по униатскому делу. 1839 год был замечательным годом в истории униатского дела – то был достопамятный год возвращения в лоно православной восточной греко-российской церкви миллионного униатского населения литовского края. Случилось это таким образом. Знаменитому деятелю, апостолу униатов, литовскому епископу Иосифу Семашко , предрасположившему уже в своей литовской епархии униатское население к союзу с православной церковью, случайно объявлено было Высочайшее повеление отправиться в Полоцк. Цель этой поездки состояла в том, чтобы разобрать и успокоить жалобы значительного числа униатского духовенства на белорусское епархиальное начальство. Отправляясь в Полоцк, Семашко захватил с собой заранее заготовленный акт о воссоединении униатов и два прошения об этом государю Императору. Этот акт и просьбы были подписаны здесь 12-го Февраля в неделю православия – первый – двадцатью четырьмя начальствующими духовными, последний – только епископами. Возвратившись в С.-Петербург и приведя дела в порядок, Иосиф препроводил к обер-прокурору графу Протасову следующее отношение от 26 Февраля 1830 года. Вместе с этим отношением Иосиф препровождал графу Протасову на Высочайшее Его Императорского Величества благоусмотрение и следующие документы: 1) «Соборный акт о восприсоединении униатов к православной греко-восточной кафолической церкви, подписанный тремя епископами и прочими начальствующими лицами в числе 24»;2) всеподданнейшее прошение, подписанное теми же тремя греко-униатскими епископами о том же предмете; 3) всеподданнейшее прошение об оказании униатам снисхождения относительно некоторых обыкновений, временем вкоренившихся, но единству церкви не противных; 4) именную роспись духовенства литовской епархии, давшего собственноручные объявления о готовности присоединиться к православной греко-российской церкви, в числе 938.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Параграф I II «По человеческой природе действия необыкновенного моего поприща должны были подвергаться превратным суждениям от незнания и от пристрастного недоброжелательства партий. По той же природе естественно и мне желать, чтобы память моя осталась чистой пред человеки. Я вполне уверен, что мне отдадут полную справедливость»... Митр. И. Семашко. Вне всякого сомнения личность литовского митрополита Иосифа Семашко , несшего более «тридцати лет» по его собственным словам «самое трудное служение церкви», пройденное по тернистому пути, среди партий, неприязненных доброму делу, свершенному ко благу России и церкви православной, должно занимать одно из самых первых мест в церковной истории нашего западного края. Время, в которое жил и действовал маститый иерарх литовский, так близко к нашему, что теперь трудно дать пока полную и беспристрастную оценку широкой и плодотворной деятельности митрополита Иосифа на поприще православия. И в настоящее время едва ли утратили свой буквальный смысл те слова, с которыми обращался маститый иерарх литовский в период своей деятельности при жизни к московскому митрополиту Филарету: «еще не время» писал Иосиф в 1844 г., к митрополиту Филарету, чтобы ход и обстоятельства благополучно совершившегося воссоединения к православной церкви бывших в Империи униатов могли быть вполне раскрыты: и я не могу ожидать, чтобы оценено было по всей справедливости участие мое в совершении сего дела. Думаю однако ж, что участие это не столь безызвестно, чтобы я не мог на него указать и призвать Бога в свидетели чистоты моих намерений и побуждений. В порыве пламенной ревности я считал себя как бы призванным свыше для совершения этого дела; и если иногда мечтал о земной награде – то оно представлялось мне лишь в мирном уединении, защищенном высшей властью от предстоявших мне неприятностей (ч. 3, 157 стр.) Изданные академией наук по завещанию покойного митрополита на оставленные им для этой цели средства три обширные тома его собственноручных записок представляют из себя весьма богатый и разнообразный исторический материал для характеристики, как времени, в которое жил и действовал митрополит Иосиф, так и отдельных лиц во главе с самим митрополитом, послуживших высокому делу воссоединения униатов с православной церковью в первой половине текущего столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Высшая правда, по Пришвину, всегда оставалась за жизнью, ее течением, ее не дано познать и предугадать никому, в ней нет ничего постоянного, и как писатель он не давал себе права в нее вмешиваться и ее судить, засмысливаться («Социалист, сектант, фанатик – все эти люди подходят к жизни с вечными ценностями и держат взаперти живую жизнь своими формулами, как воду плотинами, пока не сорвет живая вода все запруды» ), а только смиренно мог за нею следовать и принимать – таковою, какая она есть. Не случайно отречение патриарха Тихона, как называли тогда отказ Святейшего от враждебной позиции по отношению к новому строю и от сотрудничества с контрреволюцией, вызвало у Пришвина двойственную реакцию. Поначалу он почувствовал себя оскорбленным («нет у нас теперь Аввакума»), но, поразмыслив, пришел к заключению, что «выходит повторение душевного мотива всей революции: сначала душа возмущается и восстает, оскорбленная, против зла, но после нескольких холостых залпов как бы осекается и, беспомощная, с ворчанием цепляется за будни, за жизнь (так возникло сменовеховство)». Коль скоро речь зашла о патриархе, бывшем для многих людей не только главою русской Церкви, но и символом духовного сопротивления, то, пожалуй, самую последовательную позицию по горячо обсуждаемому русскими писателями вопросу «народ и власть» занял именно он, когда осенью восемнадцатого года обратился к новым правителям со словами, которыми я и хочу закончить эту главу. «… Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть, заглушили в нем сознание греха; но какими бы названиями ни прикрывались злодеяния – убийство, насилие, грабеж всегда останутся тяжкими и вопиющими к небу об отмщении грехами и преступлениями (…) Да, мы переживаем ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя». Глава XV. Охота за червонцами Некоторое упование Пришвина на власть большевиков объяснялось еще и тем, что в это время в Москве его бывший елецкий однокашник и друг Н. А. Семашко стал народным комиссаром здравоохранения («Встреча с Семашко и пересмотр большевизма» ). В течение многих лет отношения между двумя друзьями были весьма неустойчивы. В 1907 году, когда «вольноотпущенник революции» Пришвин издал свою первую книжку, тайно приехавший в Россию из эмиграции Семашко вызвал его на партийный разговор, имеющий отношение и к более поздним временам. В дневниковой записи января 1941 года эта политбеседа выглядит следующим образом.

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

А вот реально: система советского здравоохранения в 1978 г. Всемирной организацией здравоохранения признана лучшей в мире. Разумеется, и до 1917 г. в России существовали институты поддержки бедных слоёв населения: земские больницы, богадельни. Но о системе здравоохранения говорить не приходилось. Всё осталось на уровне работы комиссии по выработке национальной концепции здравоохранения, остановленной с началом Первой мировой войны. Одна из четырёх известных миру систем здравоохранения названа в честь наркома здравоохранения РСФСР Николая Семашко. Первой была немецкая, по имени канцлера Бисмарка, основанная на страховых взносах работников и работодателей. Вторая – американская, безымянная – на добровольном страховании, недоступном из-за дороговизны большинству населения. Третья – английская, по имени экономиста-либерала Вильяма Бевериджа, созданная в годы Второй мировой с учётом опыта системы Семашко . Система Семашко — модель национальной системы здравоохранения, в рамках которой медицинские услуги обеспечиваются иерархической системой государственных учреждений, объединённых в министерство здравоохранения и финансирующихся из национального бюджета. Обеспечение медицинскими услугами граждан страны предполагается всеобщим, равным и бесплатным, особое место уделяется работе по социальной гигиене и профилактике заболеваний . Опыт построения системы Семашко тщательно изучался и использовался при проектировании аналогичной системы Бевериджа, принятой в Великобритании и некоторых других странах . Многие развитые страны мира — Швеция, Ирландия, Великобритания, Дания, Италия и другие — создали свои бюджетные системы здравоохранения, опираясь на опыт созданной в СССР системы Семашко и появившейся после окончания Второй мировой войны системы Бевериджа. Система Семашко стала первым опытом создания единой общенациональной системы медицинского обеспечения и в рамках её построения было создано первое в мире министерство здравоохранения. Внедрение модели Семашко в СССР позволило в течение первых же лет Советской власти в несколько раз уменьшить раннюю детскую смертность, смертность от туберкулёза, малярии и других опасных заболеваний. Всеобщая вакцинация, диспансеризация, участие государства в строительстве систем фильтрации воды и противоэпидемической мелиорации снизили риски и масштабы эпидемий, сведя их практически к нулю. Развитие сети государственных высших медицинских учреждений во всех странах, внедрявших систему Семашко, обеспечивало эти страны массовыми квалифицированными кадрами врачей. Создание и финансирование государственных фармацевтических предприятий и лабораторий обеспечивало доступность лекарств для населения, уменьшало зависимость от их импорта.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/15/...

Рязань. Церковь Николая Чудотворца при больнице имени Семашко. Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:не ранее 2010. Ссылки:   Адрес: 390005, Рязань, улица Семашко, 3 Координаты: 54.615502, 39.7308 Проезд:Троллейбус 5,12,15,17 до остановки " Больница имени Семашко " или троллейбус 3,6,9; Автобус 16, 23 до остановки " Улица Гагарина " . Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Подворье Спасо-Преображенского мужского монастыря города Рязани располагается на территории ГУЗ РКБ им. Н.А. Семашко. В настоящее время открыт временный храм во имя святителя Николая Чудотворца. 1 марта 2011 года на подворье Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Рязани, расположенном на территории больницы имени Н.А. Семашко, совершилась заливка фундамента будущего храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Новый храм возводится на том месте, где до революции располагалась часовня, о которой сегодня не сохранилось почти никаких сведений и фотографий. Храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица» будет построен в афонском стиле. 3 мая 2011 года состоялась закладка храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» при больнице Семашко. Закладку храма совершил архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. http://old.spassmon.ru/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=11688

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010