Так как дальнейшее возрождение униатской церкви и полное её слияние с церковью православною, тесно связано с личностью в-ного Иосифа, то считаем необходимым сказать несколько слов об этом знаменитом борце с польским католицизмом в Литве, деятельность и планы которого были встречены, на закате унии, страшным взрывом фанатической ненависти побеждаемого латинства. В-ный Иосиф родился 25 декабря 1798 года в деревне Павловке Киевской губ. Предки знаменитого архипастыря всегда были приверженцами православия и только насилие латинства заставило его деда, священника с. Павловки Тимофея Семашко (с женой Марией) перейти в унию; отец пр. Иосифа – сначала занимался хлебопашеством, а потом поставлен был (1811) во священники. Сам будучи предан православию, он и сына своего воспитывал в той же преданности, посылая его в православную церковь и каждый раз требуя передать содержание читавшихся в церкви Евангелия и Апостола. Эти «впечатления детства – писал впоследствии пр. Иосиф – сроднили меня сердцем и душою с правосл. церковью и с русским богослужением, так что, когда меня стали возить в латинский костел, по недостатку в той стране униатских церквей, мне все казалось странным, и самое богослужение скорее комедией, нежели молитвою. В этих впечатлениях детства должно, вероятно, искать основания приверженности моей к православной церкви, которая в последствии столь гласно обнаружилась самим делом». Вот где корень той искренней преданности всему русскому и православному, которая так ясно обрисовывает деятельность пр. Иосифа, посвященную исправлению великой исторической неправды, выпавшей на долю западной России. Первоначальное образование пр. Иосиф получил дома, под руководством православного учителя, старика Бочковского, происходившего из духовного звания, а в сентябре 1809 года отдан был в Немировскую гимназию. Развитой и способный, он своим трудолюбием и благовоспитанностью скоро обратила на себя внимание наставников и спустя семь лет окончил гимназию первым учеником 16 . В том же году (1816) Иосиф Семашко поступил в главную семинарию, составлявшую богословский факультет Виленского университета, где всех униатских воспитанников было тогда 16 душ, а римско-католических вдвое больше.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Митрополит позаботился о его образовании, открыв у себя в Полоцке униатскую духовную семинарию. Он скончался в 1809 г. Заветам его следовали и управлявшие после него митрополией луцкий епископ Григорий Коханович и (с 1814 г.) полоцкий архиепископ Иоанн Красовский, оба из белого духовенства, бывшие прежде сотрудниками Ираклия. По интригам базилиан, второй из них, Красовский, заведуя делами митрополии, так и не смог добиться митрополичьего сана, был даже оклеветан перед правительством, лишен кафедры и почти до самой смерти находился под судом († 1827) Митрополитом вместо него в 1817 г. был поставлен Иосафат Булгак, епископ Брестский, человек католических убеждений. Но торжество латинской партии на этот раз запоздало. Благодаря деятельности Лисовского и Красовского из среды белого духовенства успели воспитаться новые деятели, которые продолжили их дело до вожделенного конца, несмотря на все препятствия. Это были Иосиф Семашко , Василий Лужинский и Антоний Зубко, главные деятели общего воссоединения униатов. История воссоединения униатов при Николае I и Александре II Василий и Антоний были питомцами полоцкой семинарии Лисовского; Иосиф прошел через светскую школу – немировскую гимназию. Потом все они учились в главной семинарии при виленском университете, протектором которого был кн. Адам Чарторыжский, не любивший ни иезуитов, ни католического фанатизма, и потому много способствовавший развитию и в учениках, и в наставниках этой семинарии весьма либерального отношения к злоупотреблениям римского духовенства. Семашко был из них самый младший (род. в 1798 г.), но более всех их проникнут православными симпатиями, уже по самому своему происхождению из Киевской губернии, где уния была ближе к православию, чем в Западном крае, более их талантливый и способный к практической деятельности. По окончании курса его посвятили священником в Луцкую епархию; за два года службы он достиг уже сана протоиерея и должности асессора униатского департамента католической коллегии, имея всего 24 года от роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Оного же синода 25 заседания в главе 14-й о наказаниях, на священников, содержащих женщин, подозрению подлежащие, установленных, между прочим сказано, что таковые священники «по усмотрению епископа от управления приходами удаляются (suspendantur)» и после «исполнению сказанного определения (к пояснённым прежде разным по сему предмету наказаниям относящегося) никакая апелляция, или изъятие не может препятствовать, или оное воздержать; рассмотрение же всего вышесказанного, сего же предмета касающегося, «ни к архидиакону или декану или другому меньшему чиновнику, но к самим епископам принадлежит, кои без соблюдения порядка и формы суда (sine strepitu et figura judicii), рассмотрев только истину происшествия, могут поступать. Духовные же, не имеющие бенефициев церковных», ибо имеющим оные другие прежде наказания означены, и «жалований, по важности преступления и времени пребывания в упрямстве, от епископов заключением в тюрьму, запрещением от исправления своего ордена и признанием неспособности их к получению бенефициев, а также другими способами по святым канонам да накажутся». Сии права, дающие архиереям власть на исправление подвластного себе духовенства, утверждаются государственными узаконениями, а именно: указа 1797 г. 19 февраля 11 пунктом: «Ежели по доносам благочинных или духовных правлений, или по усмотрению и самых преосвященных архиереев, окажется кто пьянствующим или бывающим почасту с крестьянами в домах питейных, всех таковых священно- и церковнослужителей, сыскивая в первый раз в архиерейские дома, или определяя в монастырь для ближайшего через начальствующих усмотрения поведения их, исправлять удобными по рассмотрению их преосвященных средствами», – и указом 1798 года 22 июня, в коем Правительствующий Сенат, между прочим, определил: «В рассуждении того, чтобы дать позволение епархиальным архиереям налагать на подчинённых своих за беспорядки епитимии, то в важнейших случаях может архиерей отрешать от должности, с дозволением наказанному приносить за сие свою жалобу, где по законам следует, которому, однако, не отлучаться от места своего пребывания без позволения начальства; в маловажных же случаях, касательно внутреннего порядка монастырского и охранения субординации, поступать в точности по правам каноническим, и согласно оным, дозволять архиереям исполнять лёгкие духовные исправления».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Возбуждённое Георгием Конисским среди униатов стремление к соединению с православной Церковью встретило сочувствие среди самых ревнителей унии. Униатский архиепископ Ираклий Лисовский (17841809) усердно старался востановлять в униатской церкви православные обряды. Сам желая более походить на православного архиерея, он отрастил бороду и стал ходить в рясе. Возведённый в сан самостоятельного митрополита в 1806 году, Лисовский в значительной мере освободил униатскую церковь от преобладания над нею латинства. Деятельным сотрудником Ираклия был епископ Иоанн Красовский, управлявший после него митрополией. Благодаря деятельности Лисовского и Красовского и униатское духовенство получило воспитание в духе, близком к православию. В царствование Николая Павловича из среды униатского духовенства вышел замечательный деятель в истории нашей отечественной Церкви Иосиф Семашко . Сын униатских родителей (род. 1798 г.), живших в Киевской губернии, благочестивых и хранивших приверженность к православию, Иосиф ещё в детстве любил посещать православные храмы. Воспитание в польско-латинских школах не заглушило в Иосифе любви к православию. Светлый ум и русское чувство предохранили Иосифа от обольщений католицизма, а внимательное изучение прошедших и современных ему злоупотреблений панства возбудило в нём сильное предубеждение против римской церкви. Первоначальное служение Иосифа на Волыне в сане неженатого священнослужителя и в должности заседателя луцкой консистории и, затем, дальнейшее в должности асессора коллегии по римско-католическим и униатским делам в Петербурге познакомило его с бедственным положением униатской церкви. Преданный интересам православной веры и русской народности, Иосиф пришёл к тому убеждению, что единственное спасение униатов от Польши и Рима состоит в соединении с православной Церковью. В 1827 г. ему представился случай в особой записке раскрыть пред государем императором Николаем Павловичем бедственное положение унии и указать меры к такому устройству униатской церкви, которые должны привести её к воссоединению с православной Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

М.И. Коялович 23-го ноября отошёл к Богу великий западнорусский святитель и великий защитник западнорусского народа, литовский митрополит Иосиф. Жизнь этого необыкновенного человека есть, можно сказать, история всей западной России новейшего времени. Его нельзя отделить от неё, с какой бы стороны мы ни смотрели на эту страну. Поэтому нельзя говорить о митрополите Иосифе, не касаясь важнейших событий западной России, не проникая до основ русской и православной жизни этой страны, которой он верно служил с самой ранней юности и до последней минуты жизни. Митрополит Иосиф родился в 1798 году 1 в селе Павловке, Киевской губернии, Липовицкого уезда. Отец усопшего был униатским 2 священником села Павловки, а в последствии православным протоиереем в епархии сына, именно, в селе Дзекушки, Виленской губернии, Лидского уезда. По народности митрополит Иосиф был русским из малороссийского племени, из того племени, которое, как бы, в самой крови своей заключает стремление к русской православной жизни и из которого вышло столько знаменитых поборников западнорусской церкви и народа. По семейному преданию, слышанному нами в 1851 г. от отца митрополита Иосифа, в ту минуту, когда родился будущий великий иерарх западнорусский, имевший, по воле Провидения, воссоединить с православною церковью полтора миллиона униатского народа, колокол православной церкви в Павловке ударил к заутрени. Событие это в связи с тем, что ещё дед покойного был православным, имело не малое влияние на развитие его с самой ранней юности. Он считал православную Павловецкую церковь родною себе и, по собственным его словам, слышанным нами, часто бегал в неё из дому к богослужению. Но в то время, когда юная душа его роднилась и свыклась с православием , кругом его, как увидим ниже, подготовлялась конечная гибель в пользу латинства всего униатства и эта гибель носилась над главою Иосифа с первых шагов его образования. Он воспитывался сперва, до 1816 г., в Немировской гимназии, руководимой злейшим польским патриотом Чацким, а потом до 1820 г. в главной семинарии, т. е. духовной академии, бывшей при Виленском университете, руководимом лучшими силами партии Чарторыйского. Нужно было иметь великую крепость русской народности и великую силу ума, чтобы понять внутреннюю ложь этого великолепного по внешности просвещения Виленского университета, и не пасть в нём подобно многим другим униатам-белоруссам и малороссам.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В это время – в начале царствования Императора Николая 1-го – выступает на сцену почтеннейший исторический деятель в истории унии и отечественной церкви, с именем которого сливается с тех пор судьба унии. Нужно ли называть это всем известное лицо? – Ознакомимся коротко с его биографией. Преосвященный Иосиф Семашко родился в 1798 году 25 декабря в селе Павловке, Липовецкого уезда, Киевской губернии; обучался в Немировской гимназии, потом в Главной семинарии при Виленском университете; в 1821 году назачен кафедральным Луцким проповедником, членом Луцкой консистории и профессором богословия в епархиальной семинарии; в том же году рукоположен в священника; в 1822 году наименован протоиереем и назначен от Луцкой епархии асессором в С.-Петербургскую Римско-католическую духовную коллегию по 2-му (униатскому) департаменту; в 1823 году наименован каноником, в 1825 г. прелатом. «В это время (в 1827 году) – пишет о себе преосвященный Иосиф – имел я двадцать восемь лет; характер мой и образ мыслей вполне уже образовался и утвердился. – Я давно уже убедился в православии Восточной церкви посредством чтения и тщательного разыскания; а между тем принадлежал к церкви Западной. Я был членом и немаловажным церкви Русской (униатской), хотя и отложившейся от истинного учения: а между тем по тогдашнему положению униатской церкви должен был по необходимости служить орудием окончательного изменения оной в латинскую. Я сердцем и душою предан был России и с нею соединял выспренний идеал моего отечества: а между тем считался для нее чуждым и принадлежащим неприязненной для нас Польше. Вот мысли, которые более двух лет обуревали постоянно мою душу, не закалившуюся еще в море житейских тревог, и постоянно ее смущали мучительными сомнениями. Они разрешились, наконец, решительным намерением оставить прежнее невыносимое для меня положение и присоединиться к Православной церкви» 1 . Но между тем, как он решился одиноко присоединиться к православию, Бог избрал его орудием для присоединения к Православной церкви полутора миллионов его единоверцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Отличительная особенность сообщений та, что частные случаи возводятся в общие положения. Встречаются и настоящие курьезы: на стр.167 повествуется, что имп.Николай наградил Витебского губернатора Шредера за его зверства, назначив ему в 1834 г. 1200 руб ежегодной пенсии, и затем увеличив ее до 33 тысяч рублей в год за 33 тысячи душ, возвращенных из унии; на стр.166, со слов «Дневника Женевского», от 16-го января 1840 г., рассказывается, что митр.Булгак будто бы сначала был тихо н скромно похоронен по униатскому обряду, но потом православные начальники вырыли его из могилы и похоронили торжественно, в виду якобы найденных бумаг, свидетельствовавших о его склонности к православию. IV. «Wspomnenia narodowe», Paryz, 1861 г. Helleniusz, как видно из поставленного им в начале книги, в качестве девиза, двустишия Ад .Мицкевича «Prawd jest bez liku, rowniez jako gwiazd w blekicie, im lepsze made oczy, tern wiecej ujrzyeie», претендует на роль беспристрастного историка. Но ложь так перепутана в его книге с ничтожными блестками правды, что не изучившему специально униатского вопроса, не стоит браться за эту книгу. Тут только и есть исторического, что имена лиц, принимавших участие в решении униатского вопроса, a их действия и отношения друг к другу и пр. – по большей части, плод не в меру пылкой фантазии или полного незнакомства автора с действительными событиями воссоединения. Приведем несколько курьезов из его повествования. Helleniusz с видом историка заявляет, что зачатие пр.Иосифа Семашки совершилось в 1798 году в день Благовещения, во время литургии, когда отец и мать его, не поехав в костел к богослужению и тем нарушив церковный закон, «zabawili sie malzenstwem» (стр.166). Из дальнейшего рассказа видно, что у «историка» этим разрешался вопрос почему Семашко стал изменником («zdrajca»=предатель) унии. На стр.170 у него в 1832 году учреждается Полоцкая православная епархия, сейчас же после этого приезжает в Полоцк пр.Смарагд и с губернатором Шредером, при помощи солдат, начаинают насильно присоединять униатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Сим примером строгого правосудия Римляне были бы удержаны в их посягательстве на неприкосновенность других вероисповеданий; совращённые ими Униаты помянутых выше четырёх приходов возвратились бы беспрепятственно в прародительский свой обряд; облегчились бы дальнейшие действия комиссий, занимающихся делом о возращении перешедших в Римский обряд Униатов. Предавая всё сие благосклонному вниманию вашего высокопревосходительства, имею честь быть. Министру внутренних дел Д.Н. Блудову, от 10 апреля за 134, об исходатайствовании возврата Униатам церквей в Спасе, Сервече и Дзерковщизне, отторженных вместе с прихожанами Римским духовенством Назначенный мною для осмотра Греко-униатских церквей Минской губернии Вилейского уезда, Новогрудский благочинный Иоанн Гомолицкий, доносит, что три Греко-униатские церкви помянутого Вилейского уезда, в Спасе, Сервече и Дзерковщизне, вместе с их фундушами и прихожанами ещё в 1798 году обращены в Латинство и поныне состоят в ведении Римского духовенства. Дело сие известно правительству. Три означенные прихода составляют часть Униатов, перешедших в Латинство и, по Высочайше утвержденному соглашению митрополитов Лисовского и Сестринцевича, долженствующих возвратиться в прародительский свой обряд. Исполнение сего производится на месте комиссиями из гражданского чиновника и депутатов со стороны Римлян и Униатов: и вот действия сих комиссий, с малыми только изменениями. Назначают срок съезда на место. Срок приходит; но нет гражданского чиновника, или которого-либо (обыкновенно римского) депутата. Срок назначается другой, и на другом тоже. Если случится съезд комплетный, то сейчас найдётся какой-либо недостаток в форме, при самом начале дела, так что к оному никогда и не приступают; а если иногда и приступят, то сейчас приостановят непредвиденными препятствиями. Таким образом, Римляне двадцать семь уже лет играют и прямодушием правительства, и бессилием Униатов, пользуясь до сих пор беззаконным своим приобретением. Между тем, обращение к собственному обряду Униатов, перешедших в Латинство целыми приходами, может совершиться самым удобным образом. Стоит только определить к оным Униатских священников, а выслать Римских – и всё дело кончено.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Уведомляя о сем Ваше Сиятельство, вследствие отношения вашего от 24 минувшего января за 322, и возвращая приложенный при нём отзыв Председательствующего в Правительственной комиссии внутренних и духовных дел Царства Польского, долгом считаю присовокупить, что, по моему мнению, справедливость требует, дабы по точной силе записей и начальственных распоряжений восстановить прежнюю зависимость и принадлежность от Супрасльского монастыря находящейся в Варшаве приписной обители с церковью и принадлежащею к ней суммою 46,000 злотых. Предлагаемое управлением Царства Польского препятствие сему, в потребности той обители и церкви для Варшавских Униатов, весьма легко устранить, дозволив нынешним тамошним базилианам жить по-прежнему в обители и служить в церкви на три года, пока не построят для Униатов собственной церкви. Если для сего не отыщутся вскоре средства, то можно будет в своё время срок этот продолжить ещё на три года. Между тем, об экономических средствах содержания Варшавской приписной обители с церковью следует предоставить условиться начальнику оной с архимандритом Супрасльского монастыря, который взаимное по сему предмету условие должен представить на утверждение Литовского епархиального начальства. 39. Список с отношения к обер-прокурору Св. Синода, от 17 сентября 1845 года за 2465, о неправильности приводимой Варшавскими базилианами земской давности для отклонения принадлежности их обители Супрасльскому монастырю Отношением от 5 сего сентября за 4017, Ваше Сиятельство требуете моего мнения по отзыву к вам тайного советника Стороженко относительно принадлежности Варшавским базилианам тамошнего дома и церкви, а равно суммы 46,000 злотых, на том основании, что сумма сия записана за ними, базилианами, по гипотеке 1821 года, а дом и церковь ещё по гипотеке 1798 года; а следовательно, по первому предмету прошла почти двойная, а по последнему почти четвертая земская давность. Какое-либо отдельное урочище записано по гипотеке принадлежащим к особой мызе и находится во временном владении какого управителя. Между тем, эта мыза принадлежит к большому имению, имеющему особого владельца: неужели можно сказать, что таковое урочище принадлежит к мызе и к управителю оной, а не к имению и владельцу?

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Приведённые законы Высочайше конфирмованных регламентов 1798 года ноября 3 и 1800 декабря 11 пунктом 4 не уничтожены, ибо там же велено: консисториям разбирать и судить всякие дела на основании духовных законов, кои всегда относили исправление духовенства к первой обязанности архиереев, которые приняв в употребление все средства, к сему предмету способствующие, не подающих только никакой надежды к исправлению отсылают в консистории для произведения над ними формального суда. Польза таковых законов не требует доказательств. Суд, формально произведённый над священником, самые малые его преступления и пороки делает публичными и гласными, лишает его, ежели не вовсе чести то, по крайней мере, хорошего уважения и доверия у духовных чад своих, а тем самым нравственные поучения и примеры, которые по сану своему подавать им обязан, остаются без всякого действия и успеха; архиерей же, долженствующий по сему предмету поступать приватно и со всевозможною осторожностью, может сделать исправленного священника, равно как и прежде, полезным. Намерение гражданских законов, запрещающих публично наказывать священников, даже в уголовных преступлениях оказавшихся, не есть другое, как и оных церковных. Из всего выше прописанного явствует, что архиепископ Красовский имел право наказывать оказавшихся в пороках подвластных себе священников, исправлять оных по своему усмотрению средствами, законами дозволяемыми, и составлять по сему предмету свои определения и резолюции; – следует только, войти в рассмотрение, не преступил, ли в таковых исправлениях пределов, теми же законами означенных. Особы, наказанные тюрьмою архиепископом Красовским, а Арматовичем упоминаемые, есть следующие: священники Хруцкий, Галицкий, Голынец, Геродович, Пучковский, Янович и дьячок, коего названия позабыл; из коих Хруцкий, Галицкий, Геродович, Пучковский и дьячок наказаны телесно дисциплинами; Пучковский сверх того сидел на цепи, а Янович отослан на три или четыре года в Полоцкий монастырь. О вине их не знает, кроме некоторых за употребление горячих напитков. Он же, Арматович, показывает также клирика Турчина, дворянина Козловского (коих архиепископ в объяснении называет церковниками) и из крестьян Мартиниана Лешку, сидевших в тюрьме на хлебе и воде в кандалах и отправленных таким же образом в Полоцкий поветовый суд, за употребление якобы в свою пользу несколько сот рублей архиепископских денег.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010