Седмица 30-я по Пятидесятнице Понедельник. О Новом Завете Мк.8:11–21 Евр.8:7–13 Пророк Иеремия за семь веков до Рождества Христова возвестил Божьему народу: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской». Он обещал, что Новый Завет будет более совершенным. В Ветхом завете Бог просто «взял их за руку». О Новом же сказано: «вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, и они будут моим народом». Обычно более совершенное доверяют тем, кто выполнил предыдущее, менее совершенное. А тут – наоборот: более совершенное дается именно «потому, что они не пребыли в том завете Моем»! Еще Господь говорит: «дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное. И дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим» ( Иез.11:19 ). И опять – вопрос: почему Бог не сделал этого в Ветхом завете? Почему еще тогда не вложил законы им в мысли и не написал «на сердцах их»? А почему удастся сделать это теперь? Разве люди стали совершеннее? Вот, даже ближайшим ученикам Он говорит: «Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? Имея уши, не слышите»? Что же такое совершит Бог, если после этого даже «не будет учить каждый ближнего своего, и каждый брата своего, говоря: познай Господа»? Почему вдруг «все, от малого до большого, будут знать» Бога? А произойдет вот что: «Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не вспомяну более». Не добьется Господь усвоения и выполнения первого, Ветхого завета, но простит все, что не выполнили, и даст новое, более высокое. Но как можно простить то, что ребенок не выучил в первом классе, и перевести его во второй? Но у Бога все совсем по-другому. Для Него простить грехи и неправды, простить непослушание, – не значит просто махнуть на все рукой. Это значит – Самому выполнить послушание, причем, «даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:8 ). Таким образом, мы снова и снова возвращаемся к Кресту, который воздвигнут «посреди земли» ( Пс.73:12 ), пред лицем всех народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

протоиерей Александр Шаргунов Скачать epub pdf Седмица 7-я по Пятидесятнице Понедельник Мф, 56 зач., 13, 54–58 Тогда Иисус пришел в отечество Свое, и учил народ в синагоге, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. И не совершил там многих чудес по неверию их. Мы видим Христа в Своем Отечестве. Его соотечественники однажды уже отвергли Его, однако Он снова приходит к ним. Христос не ловит отвергающих Его на слове, но повторяет Свой зов к тем, кого Он пришел спасти. Тем не менее, и на этот раз они встречают Его с таким же надмением. Когда Он учил в синагоге их, они изумлялись, как такое могло быть. Разве имеет Он право быть учителем? У Него же нет богословского образования, как у них. Бесспорно, Он обладает мудростью и творит удивительные дела. Но остается вопрос: откуда все это Он взял? «Откуда у Него такая премудрость и силы?» Если бы они нарочно не закрывали глаза на правду, то увидели бы, что Он пришел от Бога и потому без помощи внешней учености являет чудеса исключительной мудрости и силы. Кроме того, их приводит в недоумение простота и нищета Его родства. Они не могут знать ничего о тайне Его бессеменного рождения, о том, что Он – Бог, явившийся плотию. Но то, что им известно о мнимом отце Его, они готовы поставить Ему в вину. «Не плотников ли Он сын?» – говорят они. А если бы и было так, что, скажите, плохого было бы в этом? Быть сыном честного труженика – разве это может унижать достоинство человека? Между тем, этот плотник – из дома Давидова ( Лк.1:27 ). Он – царского рода, хотя и плотник. И он – ветвь от корня Иессеова. Точно так же соблазняются они и о Матери Его. В самом деле, «не Его ли Мать называется Мария?» Она носит самое обыкновенное имя, и они все знают Ее, и знают, что Она – простой человек. И они ставят Ему это в упрек, как будто человека можно ценить только за звания и титулы. В то время как речь идет о Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, о Той, Которую отныне будут ублажать все роды. Они пеняют Ему Его братьями, имена которых они знают, это хорошие, может быть, но – бедные люди, и потому ничего не значащие. И Он – такой же, как они. Эти братья Его и сестры – дети от первого брака праведного Иосифа, хранителя девства Пречистой Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Писания и богослужения 7. 2 Проповеди и размышления на Господские праздники 7. 21 Рождество Христово, включая Недели пред Рождеством (святых отец и праотец), Навечерие и Неделю по Рождестве. 7. 22 Обрезание Господне и Новый год. 7. 23 Богоявление (Крещение) Господне, включая Неделю пред Богоявлением и после 7. 24 Вход Господень в Иерусалим… 7. 25 Вознесение Господне 7. 26 Пятидесятница 7. 27 День Святого Духа. 7. 28 Преображение Господне 7. 29 Воздвижение Креста Господня 3 Проповеди и размышления на Богородичные праздники] 7. 31 Рождество Пресвятой Богородицы 7. 32 Введение во храм Пресвятой Богородицы 7. 33 Сретение Господне. 7. 34 Благовещение Пресвятой Богородицы. 7. 35 Успение Пресвятой Богородицы 7. 36 Покров Пресвятой Богородицы. 7. 37 Проповеди и размышления в честь Божией Матери 7. 38 Проповеди и размышления в честь икон Божией Матери 4 Проповеди и размышления на воскресные дни (недели по Пятидесятнице)]. 5 Проповеди и размышления в честь святых] 51 Проповеди и размышления в честь Небесных Сил бесплотных] 6 Проповеди и размышления Постной Триоди] 7. 61 Приготовительные недели к Великому Посту. 7. 611 Неделя о мытаре и фарисее 7. 612 Неделя о блудном сыне 7. 613 Неделя мясопустная 7. 614 Неделя сыропустная (Прощенное воскресение) 7. 62 Недели Святой Четыредесятницы. 7. 621 Первая седмица Великого Поста. 7. 622 Вторая седмица Великого Поста. 7. 623 Третья седмица Великого Поста. 7. 624 Четвертая седмица Великого Поста 7. 625 Пятая седмица Великого Поста 7. 626 Шестая седмица Великого Поста 7. 627 Проповеди и размышления за Пассией 7. 628 Проповеди и размышления Страстной седмицы 7. 629 Проповеди о покаянии и причащении 7. 7 Проповеди и размышления Цветной Триоди 7. 71 Светлое Христово Воскресение 7. 72 Светлая седмица 7. 73 Неделя вторая по Пасхе (о Фоме) 7. 74 Неделя третья по Пасхе (о святых женах Мироносицах) 7. 75 Неделя четвертая по Пасхе (о расслабленном) 7. 751 Преполовение Пятидесятницы. 7. 76 Неделя пятая по Пасхе (о самаряныне). 7. 77 Неделя шестая по Пасхе (о слепом)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1-я Неделя – Пасха; 2-я Неделя по Пасхе – Антипасха; 3-я Неделя по Пасхе – святых жен-мироносиц; 4-я Неделя по Пасхе – о расслабленном; среда 4-й седмицы – Преполовение Пятидесятницы; 5-я Неделя по Пасхе – о самаряныне; 6-я Неделя по Пасхе – о слепом; среда 6-й седмицы – отдание Пасхи; четверг 6-й седмицы – Вознесение Господне; 7-я Неделя по Пасхе – святых отцов I Вселенского Собора; суббота 7-й седмицы – Троицкая вселенская родительская суббота; 8-я Неделя по Пасхе – Пятидесятница. День Святой Троицы; понедельник Троицкой седмицы – День Святого Духа; 1-я Неделя по Пятидесятнице – Всех святых. Каждая неделя периода Цветной Триоди имеет особый глас, причем при нумерации недели предваряют соответствующие седмицы, то есть сначала идет 2-я Неделя по Пасхе, затем 2-я седмица по Пасхе, 3-я Неделя, 3-я седмица и так далее. Необходимо отметить, что глас недели и седмицы на единицу меньше ее порядкового номера: в Неделю Антипасхи и на 2-й седмице по Пасхе песнопения Триоди поются на 1-й глас, в Неделю мироносиц и затем в седмичные дни поются песнопения 2-го гласа, в Неделю о расслабленном и ее попразднство – 3-го гласа, в Неделю о самаряныне и ее попразднство – 4-го, в Неделю о слепом и ее попразднство – 5-го, в Неделю святых отцов I Вселенского Собора – 6-го, в Неделю Всех святых – 8-го гласа (на Неделю Пятидесятницы данное правило не распространяется, ибо это двунадесятый Господский праздник). Период пения Цветной Триоди можно разделить на три части: 1. Пасха и Светлая седмица. Так как Пасха – важнейший христианский праздник, то богослужение пасхальным чином совершается не только в сам день Пасхи, но и повторяется каждый день Светлой седмицы 156 . Кроме того, в пасхальную седмицу на каждый день положены воскресные песнопения особого гласа. Так, на Пасху поются воскресные песнопения 1-го гласа, в Светлый понедельник полагаются песнопения 2-го гласа, во вторник – 3-го, в среду – 4-го, в четверг – 5-го, в пятницу – 6-го, в субботу – 8-го 157 . 2. От Антипасхи до отдания Пасхи. Этот период охватывает 32 дня и отличается тем, что на его протяжении поются пасхальные песнопения 158 . Богослужение же совершается по образцу службы в попразднство двунадесятого праздника, причем «праздником» для седмичных дней данного периода является предшествующая Неделя или Преполовение Пятидесятницы (в частности, выражение «канон праздника» обозначает канон недели (Антипасхи, жен-мироносиц и других) или Преполовения) 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

85 «…Вставку из Евангелиста Луки о раскаявшемся разбойнике по-прежнему читать после 38 ст главы XXVII-oй Евангелиста Матфея, но вместе с сим в повествовании Евангелиста Матфея о крестных страданиях Христа пропускать ст 44 гл XXVII, читающийся так: “Тожде же и разбойника, распятая с Ним, поношаста Ему», для чего в последующих изданиях богослужебного Евангелия делать в сем месте Евангелия от Матфея соответствующие указания» (цит. по: Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. [М., 2001]. С. 338). 86 Подробнее о назначаемых Уставом «отступках» см. следующий параграф нашей книги «Отступки и преступки рядовых чтений Апостола и Евангелия». 87 В частности, Типикон в последовании 5 августа (предпразднство Преображения Господня) говорит: «Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие и причастен дне. И утренний Апостол, и Евангелие ряд, под зачалом». В последней фразе разумеются те рядовые чтения, которые попадают на день самого праздника, но переносятся на предыдущий день. 88 Типикон не дает указаний насчет понедельника, но очевидно, что рядовое седмичное чтение не может быть перенесено на воскресенье, потому более логично перенести его на вторник. 90 Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная, сыропустная, Недели 1-я и 3-я Великого поста, Лазарева суббота, Страстная и Светлая седмицы, Недели 2-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я, 7-я по Пасхе, Неделя Всех святых, Преполовение Пятидесятницы, отдание Преполовения, отдание Пасхи и другие. 93 В указателе рядовых чтений (1-е приложение богослужебного Евангелия) седмицы по Пятидесятнице предваряют недели, то есть сначала идет Троицкая седмица (это 1-я седмица по Пятидесятнице), затем – 1-я Неделя по Пятидесятнице (Всех святых) и так далее. 94 Успенский Н. Д. О сентябрьской преступке евангельских чтений//Православный церковный календарь на 1971 год. М., 1970. С. 48. 95 В этом случае в субботы и недели пред Воздвижением и по Воздвижении рядовые чтения не повторяются, а читаются только специальные чтения этих дней (например, в субботу пред Воздвижением читаются только зачала субботы пред Воздвижением и святого).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

На литургии, по входе, «храма Христова и Богородицы кондак во всю 50-цу не глаголем»; «в литургиях же поется на блаженных, от канона праздника недели, песнь рядовая на кийждо день, с ирмосом на 6, сице: в понедельник 1-я, во вторник 4-я, в среду 5-я, в четверток 7-я, в пяток 8-я, в субботу 9-я». – См. в Уставе понедельника 2-й седмицы, « како поется от недели Фомины триодь с минеею (сн. 569 стр.) во всю 50-цу, коея седмицы, даже до отдания Пентикостии, кроме суббот и недель, на вечерни и на утрени». – «Известно же буди, яко каноны о усопших октоиха настоящего гласа, по вся субботы в 50-це, должны суть петися в пятках вечера, в повечериях». – См. в Уставе, после понедельника 2-й седмицы, о субботах Пятидесятницы (о субб. пред 50-цей см. ниже). – «Указ (изложенный в Уставе) о св. 50-це, в седмицах о пяти днех и о субботах, подобает настоятелю или екклисиарху всегда смотрети прилежно, с опасением и рассуждением; како поется служба минеи, коего святаго, с триодию, вечер и утро, и на литургии». В нарочитые седмичные дни периода Цветной Триоди (каковы: Преполовение, Вознесение и их Отдания, Отдание Пасхи, понедельник Святого Духа и Отдание Пятидесятницы) поются одни праздничные песнопения; а потому Богослужение в эти дни отправляется по одной Цветной Триоди; служба же рядового святого, случившегося в эти дни, обыкновенно поется на повечерии (в день памяти святого или накануне, а иногда «напреди»), за исключением нижеуказанных дней памяти святых. – О Богослужении в вышеуказанные нарочитые дни, а также и воскресные периода пения Триоди Цветной после Пасхи, если с этими днями совпадут праздничные дни памяти святых, празднуемых 23 апр., 8, 21 и 25 мая, 12 июня и храмовые праздники, – см. в Уст . в 48 гл. и 48–58 храм. гл. (и сн. выше, 181 стр.), а о днях Высокоторжественных см. ниже, во II отд. Вся вторая седмица по Пасхе, кончая субботой, посвящается попразднству недели Антипасхи. В Фомин вторник (в некоторых местах в понедельник) совершается поминовение усопших. 395 Собственно, в службе этих дней по Уставу не положено особых молитвословий за умерших, и поминовение в эти дни совершается по благочестивому обычаю русской Церкви. 396 Основанием для поминовения усопших, совершаемого в Фомин понедельник или вторник, служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа в ад, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой – разрешение церковного Устава (сн. 555, 592, 596 и 645 стр.) творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. 397 По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о воскресении Христовом. 398 Отсюда и самый день поминовения называется радоницей. 399

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Период Великого поста (иначе пост Христа) начинается с понедельника после воскресенья Встречи (к-рое иначе называется Наставление или по антифону - «Который сошел») и продолжается 40 дней. 1-я седмица (изначально - подготовительная) называется пост Ираклия или Моисей, а следующие за ней - по евангельским зачалам, читаемым в соответствующие воскресенья (о посте (святости), храм, о расслабленном, Елеонская гора, о верном рабе, о Никодиме). Страстная седмица, к-рая начинается с вечера пятницы перед Входом Господним в Иерусалим, не относится к Великому посту. Кроме Великого поста существует неск. постов разной продолжительности: пост Чуда на горе Кусквам (память освящения церкви на месте, где, по преданию, остановилось Св. Семейство во время бегства в Египет) (пост продолжается 40 дней, с 26 Маскарама по 6 Хэдара/23 сент.- 2 нояб.), пост пророков (43 дня до Рождества Христова, с 16 Хэдара - 12 нояб. по 28 Тахсаса - 24 дек.), пост накануне Богоявления, пост ниневитян (понедельник, вторник, среда 2-й подготовительной к Великому посту седмицы, за 10 недель до Пасхи), пост апостоловпонедельника после Пятидесятницы до праздника апостолов Петра и Павла (в эфиоп. Синаксаре - 5 Хамле/29 июня; в литургических книгах этот праздник посвящается 12 апостолам, тогда как память Петра и Павла отмечается особо 25 Сане/19 июня, а также 25 Маскарама/22 сент.)), пост накануне праздника Взятия Божией Матери в небесную славу (1-16 Нахасе/25 июля - 9 авг.). Помимо постов существуют особые покаянные дни (букв.- Заклинания) в течение года: 1-я среда после начала года (Иоанна Крестителя), пятница накануне Входа Господня, вечер Пятидесятницы, 1-я пятница поста пророков, пятница после Воздвижения Креста, 1-я среда в период Цветов, среда перед началом Великого поста, среда и пятница 3-й седмицы Великого поста, начало сезона дождей (26 Сане - 21 июня). В XV в. имп. Зара Якобом были определены 32 (в наст. время 33) Богородичных праздника, среди к-рых выделяются: праздники, связанные с жизнью Пресв. Богородицы,- Введение во храм (3 Тахсаса/29 нояб.), Успение (Преставление) (21 Тэрра/16 янв.; этот праздник включает также темы Ее Вознесения на небеса, Приснодевства и др.), Рождество (1 Гэнбота/26 апр.), Зачатие прав. Анной (7 Нахасе/1 авг.), Успение (Взятие в небесную славу) (16 Нахасе/9 авг.); праздники в честь Ее имен (напр., Завета благодати (милосердия) - 16 Йаккатита/11 февр.); праздники воспоминания явлений и чудес по Ее заступничеству (напр., явление Ильдефонсу Толедскому - 22 Тахсаса/18 дек.); праздники памяти освящения храмов во имя Пресв. Богородицы (напр., всех храмов во Св. земле - 20 Сане/15 июня).

http://pravenc.ru/text/165235.html

Пасха праздновалась в Риме на пять недель раньше, чем в Александрии. Тогда Феофил Александрийский, по указанию императора Фeoдocuя I, приготовил пасхальную таблицу на 95 лет (436-531 г.), её потом сократил Кирилл Александрийский. Лев Великий занимался вопросом о праздновании Пасхи в 445 г. (Epist. 137. 138. 142), относительно времени он соглашался с восточными, но считал за нужное передать работу ученому человеку. Его архидиакон Иларий обратился к Аквитанскому Викторину, который в 457 г. составил пасхальную таблицу, причем близко подошел к Александрийцам. А Дионисий Малый в этом направлении пошел еще дальше. Рим и Италия приняли поправки Дионисия Малого к циклу 95 лет; Галлия же осталась при таблице Викторина. Бритты восприяли 84-летний цикл Сульпиция Севера. Праздник Пасхи, посвященный радостному событию воскресения Христова, открывался полунощницею, которая в Иерусалиме начиналась (По Peregrinatio Silviae) в субботу после обеда и продолжалась всю ночь до пения петуха. Хотя с этою службою соединялся последний акт покаяния и крещения оглашенных, господствующее настроение было радостное по поводу победы Спасителя над смертью; в эту же ночь верующие ожидали и второго пришествия Господня (Lactant. Div. Inst. VII, 19; Иероним на Мф. 25:6). От первого причащения в пасхальную ночь и до следующего воскресения для общины и для неофитов длился праздник радости целые 8 дней, который не прерывался работою, как и страстная седмица. Празднование состояло в ежедневных богослужениях и в делах милосердия. Государственная власть давала свободу и амнистии заключенным (L, 3 и 7 Cod. Theodos. IX, 38 V, 367 и 384; L. 6f (7 f) Cod. Justin. III, 12 v. 389 и 392). Пасхальная седмица простиралась, в некотором роде, на 50 дней. Все это время принято называть Пятидесятницей . Никейский Собор запретил в это время зрелища (L, 5 Cod. Theod. XV, 5). Ежедневно совершалась Евхаристия. Последний же день Пятидесятницы был днем излияния Святого Духа , как μεγιστη εορτη (Euseb. Vita Constant. C. IV, 64), или μητροπολις των εορτων (Иоанн Златоуст. Гомилия II на Пятидесятницу, к. I). Начинался этот «величайший праздник» полунощницей с крещением оглашенных, и празднование его, как и Пасхи, длилось 8 дней. В круг Пятидесятницы входило с IV-ro века повсюду празднование Вознесения Господня (εορτη της αναληψεως) в 40-ой день после Пасхи — день также прославляемый особым богослужением, воздержанием от работ, даже для рабов (Иоанн Златоуст. Гомилия II; Сократ . Ц. История VII, 2; Апостольские Постан. V, 69). 8-ой день после Пятидесятницы греческая Церковь делает праздником мучеников и всех святых (κυριακη των αγιων μαρτυρησαντων. См. речи Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина). В течение всей Пятидесятницы как и в воскресные дни молились стоя, без коленопреклонения (Никейский канон 20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Отметим, что счёт дней седмиц от Пасхи до Пятидесятницы идёт по библейской традиции – с воскресения 3 . И здесь также проявляется связь с ветхозаветным ритмом времени и богослужением. Ибо ветхозаветные праздники пасха и пятидесятница – прообразы наших праздников, имеющих глубочайший смысл. И можно было бы определять Пасху, исходя из количества недель в году, ведя их счёт согласно богослужебным книгам по периодам: В таком строе пасхального церковного года и отсчёта времени седмицами дней видна независимость ни от какого календаря и астрономического времени, но, самое главное, – отчётливо отражается вера и надежда Церкви. Мы ожидаем явление Господа нашего Иисуса Христа и всеобщее Воскресение мертвых по неложному Его обетованию. И этот «последний день», о котором Господь сказал: «И Аз воскрешу его в последний день» ( Ин. 6:54 ), откроется, несомненно, воскресным днём. Всеобщее Воскресение, конечно же будет в воскресенье, по подобию славного Воскресения Христова. Последний день нашей земной человеческой истории будет и первым, он же восьмым, вечным незаходимым днём, прославленный Воскресением Христовым. «Так встречаются в единой тайне день первый и день восьмой, совпадающие в дне воскресном. Ибо это одновременно и первый и восьмой день недели, день вхождения в вечность. Семидневный цикл завершается божественным покоем; за ним – предел этого цикла – воскресенье, день сотворения и воссоздания мира» /Лосский Вл./с. 232]. Святитель Григорий Нисский († после 394г) по этому поводу пишет: «Когда прекратится и это быстро движущееся и преходящее время ... тогда, несомненно, окончится и эта седмица, измеряющая время, и её место заступит восьмой день, то есть последующий век, который весь представляет собой один день» [цит. по 6, с. 30]. И можно думать, что этот «последний день» совпадёт либо с Пасхой, либо с днём Пятидесятницы, имеющим также образ 8–го дня вечного: 8–я неделя по Пасхе (то есть 8–е воскресенье), 8–й день по непрерывному счёту после 7–го воскресенья по Пасхе. Именно 8–й день в последней седмице, ибо, являясь пятидесятым днём от Пасхи, он выпадает из счёта дней седмиц (не входит ни в какую седмицу), так как семь послепасхальных седмиц заканчиваются Троицкой родительской субботой – поминовением усопших, то есть воспоминанием о покое, а следующая седмица начинается с «Понедельника Святаго Духа». И получается, что нарочитый день Пятидесятницы является воистину восьмым днём – во образ будущего дня всеобщего Воскресения, вечного восьмого дня. Добавим, что тропарь и кондак праздника – 8–го гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

150 Следует учитывать, что службы некоторым новопрославленным святым составлены Синодальной Богослужебной комиссией и издаются в Минее Дополнительной. 151 То есть для чтения паремий можно не «отбирать» книгу у певцов, а при идентичности текста пользоваться текстом из Общей Минеи, так как зачастую Общая Минея все равно бывает в таких случаях невостребованной. 153 На сырной седмице и в седмичные дни Великого поста каноны на утрене в Триоди имеют следующие песни: в понедельник – 1, 8 и 9-я песни, во вторник – 2, 8 и 9-я, в среду – 3, 8 и 9-я, в четверг – 4, 8 и 9-я, в пятницу – 5, 8 и 9-я, в субботу – 6, 7, 8 и 9-я. Таким образом, 8-я и 9-я песни поются каждый день, а номер первой песни канона тождественен номеру дня седмицы. 154 В Лазареву субботу поются воскресные песнопения, а богослужение Недели ваий имеет все особенности двунадесятого Господского праздника (кроме великого прокимена на вечерне). 156 Следует отметить, что богослужение во дни Светлой седмицы имеет некоторые особенности в отличие от Пасхи, к числу которых относится пение Богородичных пасхального канона и опущение некоторых элементов, присутствующих только в сам день Пасхи (малая ектения по каждой песни канона, чтение огласительного слова и пение тропаря святителя Иоанна Златоуста , чтение Евангелия на разных языках). 157 Таким образом, для определения гласов всех дней Светлой седмицы (кроме субботы) можно сформулировать следующее правило: в заданный день поются песнопения N+1 гласа, где N – порядковый номер дня седмицы. 158 Во все дни перед началом каждого богослужения поется трижды тропарь «Христос воскресе…», на утрене каждый день поется «Воскресение Христово видевше…», на литургии поются задостойник Пасхи («Ангел вопияше…» и «Светися, светися…») и тропарь «Христос воскресе…» единожды вместо «Видехом свет истинный…» и трижды перед отпустом. Кроме того, в недели 3-ю, 4-ю, 5-ю и 6-ю по Пасхе поются стихиры и канон Пасхи, а также другие пасхальные песнопения. 159 Так, 2-я седмица по Пасхе – попразднство Антипасхи, 3-я седмицапопразднство Недели жен-мироносиц, понедельник и вторник 4-й седмицыпопразднство Недели о расслабленном. Так как среда 4-й седмицы – Преполовение Пятидесятницы, то от четверга 4-й седмицы до среды 5-й седмицы – период попразднства Преполовения. Затем четверг, пятница и суббота 5-й седмицыпопразднство Недели о самаряныне, понедельник, вторник и среда 6-й седмицыпопразднство Недели о слепом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010