О Сифе сказано, что он «жил сто пятьдесят лет и родил Еноса. По рождении Еноса, Сиф жил восемьсот лет, и родил сынов и дочерей» ( Быт.5:6–7 ). И он тоже передавал своим детям, что узнал от Адама, но только Енос принял это и сохранил в памяти, одновременно запомнив и имена предков, донесших эти знания. И так далее. И закономерно, что именно человек из этой цепочки, Ной, десятый от Адама, «обрел благодать пред очами Господа» и был единственным, чье потомство заново после потопа продолжило человеческий род. Остальная земля, потерявшая духовную и историческую память, «растлилась пред лицем Божиим, исполнилась … злодеяниями» ( Быт.6:11 ) и погибла. Духовным преемником Ноя стал Сим. И в дальнейшем, несмотря на многочадие, цепочка благочестивого предания была столь же узенькой. И как всегда не случайно именно Аврааму, одиннадцатому от Сима, однажды сказал Бог: «пойди из земли твоей, от родства твоего, из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ» ( Быт.12:1 ). Авраам родил Исаака, Исаак – Иакова, Иаков – двенадцать сыновей, от которых пошел целый народ, помнящий свое родословие. Но тут уже далеко не у всех памятование предков совпадало с личным благочестием. Помнить стало выгодным. Это уже не только вселяло уверенность, что являешься прямым наследником благословений, данных Аврааму, но и давало право на владение участком в земле обетованной. Да и другие права. Например, те потомки Левия, которые после Вавилонского плена не могли предъявить родословий, лишились права священнослужения. Но какое отношение к этому родословию, оборвавшемуся две тысячи лет назад, имеем мы, современные христиане, из всех народов пришедшие ко Христу? А самое прямое: от Иисуса Христа, Которым завершилось родословие по плоти, начинается столь же осязаемая цепочка родословия по духу. Господь, благовествованием родив Своих Апостолов, послал их в мир. Они рукополагали своих преемников, епископов. История хранит имена всех епископов по преемственности во всех землях. Епископы рукополагали священников, священники крестили людей. И так каждый христианин через новое рождение восходит к самому Христу, а через Христа по плоти и к самому Адаму. Вот что такое для нас, христиан, библейское родословие. Некоторым становится скучно читать эту вереницу имен. Но по-настоящему-то от этого чтения должно захватывать дух: вот оно – все здесь! И начало, и конец; и – духовное, и в то же время – осязаемое; и твердо стоит на земле, и одновременно касается неба. И – никакая обезьяна не вклинится в эти накрепко соединенные звенья. А главное, чувствуешь себя неотрывным листком на древе Богом сотворенного и спасенного человечества, «благодаря всегда за все Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа». Среда. О силе Священного Писания

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Господь показывает это на примере земных родителей. Внутренне они всегда готовы дать своим детям то, чего те у них просят. «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?» Мы должны приходить к Богу как дети к Отцу Небесному. Сколь естественно для ребенка, когда он в нужде или в беде, бежать с жалобами к родителям. Мы должны приходить к Богу в надежде получить благие дары от Него, ибо Он дает просящим у Него. Он знает, что есть благо для нас, потому мы должны все предоставить Ему: «Да будет воля Твоя». Мы часто просим у Бога то, что оказалось бы неполезным для нас. Он знает это, и потому не дает нам просимого. Отказ, продиктованный любовью, лучше всех даров без любви. Мы знаем, что нам не дадут камень вместо хлеба, чтобы сокрушить наши зубы, ни змею, которая может смертельно ужалить нас, вместо рыбы. Бог вместил в сердца родителей сострадательную заботу о детях. Не требуется никакого закона, чтобы обязать родителей содержать детей. Хотя мы уже дожили до таких времен, когда при живых родителях — дети сироты. Господь сравнивает Свою заботу о Своем народе с заботой отца о своих детях. Но на самом деле Его любовь, Его доброта несравненно превосходит любовь земных родителей. Святые отцы говорят, что Божие милосердие по сравнению с нашим — как солнце перед свечей, как океан перед каплей воды. Богатство Божиих даров, Его готовность ничего не пожалеть для нас — несопоставимы с тем, что родители по плоти могут дать своим детям. Бог никогда не отвергает наши молитвы. Но Он отвечает на них в Божественной мудрости и любви. Жизнь испытывает, насколько истинно то, о чем мы молимся, и насколько искренни мы в наших молитвах. Вторник Мф, 22 зач., 7, 15—21 Сказал Господь: берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

http://moral.ru/седмица-2-я-по-пятидесят...

Мф.9:36–10:8 Рим.7:1–13 Видя толпы народа, изнуренные и рассеянные, Господь сказал ученикам: «Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы послал делателей на жатву Свою». И – послал учеников проповедовать в городах иудейских, что «приблизилось Царство Небесное». Но Господь предупредил, что далеко не все выйдут им навстречу и примут их в свои дома. Для грешного человека вообще очень непросто вынести приближение Бога. Каково было, например, евреям вступать в первый, Ветхий Завет с Ним? Каково было испытать это первое приближение к человечеству Царствия Небесного?.. Тяжело было в рабстве. Но вот Бог явился Моисею и велел вывести народ. И что же? На каждое требование Моисея фараон – наоборот – все более ужесточал их жизнь. Потом пришлось уходить ночью с поспешностью. А впереди – погоня, враги, отсутствие привычной пищи, сорокалетнее скитание в пустыне, пока, наконец, Господь не ввел в землю обетованную. А изнутри сколько поднималось ропота на Моисея, сколько они восставали против Бога, порываясь вернуться в Египет, сколько молитвенных слез пролил Моисей, спасая их от заслуженного гнева! Дело в том, что пока человек предоставлен самому себе, то есть пока он в плену у диавола, грех, живущий в нем, кажется мертвым. Человек как бы не знает о нем и не мучается. Но вот он получает от Бога закон, получает заповедь, которая говорит о чем-то: «Не пожелай». И вдруг он чувствует, что «грех ожил». Он с изумлением отмечает, что грех, «взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание», что «страсти греховные, обнаруживаемые законом», стали действовать в членах, «чтобы приносить плод смерти», что «грех ожил, а я умер… потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею». И эта страшная картина оживания и восстания греха – в той или иной степени повторяется всякий раз, когда Бог призывает человека ко святому крещению. Начинаются страхи, терзания совести, начинаются конфликты с окружающими. Люди, которые казались интеллигентными и терпимыми, начинают с дикой злобой бросаться на тебя за то, что перекрестился, за то, что стал по воскресеньям ходить в храм. Новообращенный и сам отмечает, что стал гораздо хуже. А кому-то кажется, что он вообще сходит с ума. Но что же делать? Кто виноват? «Неужели доброе сделалось мне смертоносным»?

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Епископа оплакивают прихожане, вдова и 13 его детей, оставшихся без отца. Он курировал богослужебную и богословскую деятельность в 17 церквях этого региона. По словам его вдовы, священник активно проповедовал христианское учение среди местных мусульман и преуспел в обращении многих из них в христианство, не оставляя их своими духовными заботами в новой вере. «Многие мусульмане возмущались его проповеднической службой, обвиняли в обмане своих собратьев-мусульман и угрожали страшной местью, если он не прекратит обращать правоверных в христианство», — рассказала вдова. 4 июня пара принимала у себя в храме бывшего мусульманского вероучителя, который свидетельствовал о том, что обратился к вере в Христа в их церкви, сообщила Кристин Обо. «Эта встреча проходила в пятницу после обеда, а несколько мусульман проходили мимо церкви, услышали его речь на арабском языке, заинтересовались происходящим и заглянули в храм, — вспоминает вдова. — Они были поражены и разгневаны, заслышав, как он возносит хвалы Иисусу как Господу своему. Они быстро ушли, и я не сомневаюсь, что после того они донесли о происшедшем своим руководителям, а те и приговорили моего мужа к смерти». Благотворительная служба церкви также возмущала и расстраивала мусульман — особенно когда храм подарил бывшему шейху (обращенному исламскому вероучителю) свинью. Это была благотворительная помощь в рамках проекта содействия малому животноводческому бизнесу, который, как планируют его руководители, в свою очередь пополнит пожертвования в развитие церкви. Нападение стало последним в хронике случаев преследования христиан в Уганде, документально зафиксированных изданием Morning Star News. Конституция Уганды и другие законы защищают свободу вероисповедания, в том числе право на свободу проповеди своей веры и обращения в иную веру. Доля мусульман в населении страны не превышает 12%, и особенно невелика в восточных провинциях страны, в одной из которых и погиб епископ. Седмица.ru /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5823393.ht...

А) На вечерне на субботу и на утрени в субботу поются Богородичны воскресим настоящего гласа, т.е. того гласа, который был пет в оканчивающейся седмице. Так, на вечерне а) после стихир на «Господи воззвах» (Типикон, гл. 12), б) по «Ныне отпущаеши» (Типикон, гл. 12 и 52), на утрени по «Бог Господь» и в) по великом славословии – если в субботу случится святой с полиелеем или с бдением 55 (Типикон, гл. 52). Б) На утрени по кафизмах положены малые ектении, подобно тому как указано в предпразднства, попразднства и отдания праздников (см. Служебник, утреня). В субботы песнопения Минеи святым предваряют, поются прежде песнопений Октоиха, тогда как в другие дни седмицы, если не случится праздника святому на 6, то поются сперва песнопения Октоиха. Воскресная служба Октоиха сходна со службою тех праздников, в которые указано всенощное бдение, в воскресные дни, если только в них не случится дванадесятого праздника Господня, она состоит главным образом из молитвословий воскресных. Число же песнопений в честь святых, случившихся в воскресение, неодинаково, смотря по различию празднования им – то с великим славословием, то с полиелеем, то с бдением. Это указано в Типиконе в главах 2, 3, 4, 5 и 7 и в храмовых главах, при увеличении в службе песнопений Минеи, а также и Триоди, воскресные песнопения несколько сокращаются. В среду и пяток положен пост, так как это дни скорбей и страданий Господа за нас. В среду по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток – потому что Он пострадал за нас. Есть немного седмиц в году, а именно шесть, в которые отменяется пост в среды и пятки. В одни из таковых седмиц пост отменяется ради празднования великих событий в продолжение их. Эти седмицы суть: пасхальная, седмица после дня Пятидесятницы и две седмицы после дня Рождества христова (до сочельника перед Богоявлением) – в честь сих праздников (Типикон, последование 25 декабря). Еще отменяется пост в среду и пяток в седмицу мытаря и фарисея, для того чтобы научить не величаться постом, как делал фарисей, а подражать смиренному мытарю. Затем в седмицу сырную не постимся в среду и пяток, чтобы не уподобляться еретикам иаковитам и другим, которые желали соблюдать тридневный пост в подражание ниневитянам и постились на сырной неделе во вторник, среду и четверток.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Среда Мк. 3:20–27 2Кор. 9:12–10:7 Указывая на конечную цель каждой милостыни, да и вообще всякого доброго дела, – Апостол говорит, что милостыня «не только восполняет скудность святых, но и производит во многих обильное благодарение Богу; ибо, видя опыт этого служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми». Потому-то Апостол и старался так совершать дело сбора милостыни, чтобы оно было по истине «как благословение, а не как побор» ( 2Кор. 9:5 ), чтобы оно было не столько из кармана в карман, сколько от души к душе. Но всё же ему, очевидно, не удалось избежать обвинения, что он и его сотрудники поступают только «по плоти». И ему снова приходится оправдываться, доказывать, что он, ходя во плоти, не по плоти воинствует, и что«оружия воинствования нашего не плотские», и цель – не поражает плоти, но – «разрушение твердынь» окаменённых сердец. «Этим оружием», – продолжает Апостол, – ниспровергаем не то, что дела, но – бьём в самый корень, ниспровергаем самые «замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушании Христу». А далее мы видим, как сражается Апостол. Во-первых, и защищаясь, он старается видеть пред собой не врагов, а добровольно заблуждающихся, искренне ревнующих о победе духа и искренне боящихся победы плоти. Апостол просит, чтобы они, прежде чем осуждать других, всмотрелись бы в себя: «на личность ли смотрите? – говорит он. – Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы». Посмотри на свою веру, на свою преданность Христу и посмотри, как трудно духовное намерение воплотить в дело, чтобы в каждом твоём служении столь же прославлялся Христос, как Он царствует в твоём сердце. Взгляни на себя и изнутри, и со стороны и тогда не осудишь другого. И в самом деле, как легко ошибиться в соотношении духа и плоти, если даже внешние проявления Божественного духа Христова люди могли истолковать, что вот: «Он вышел из себя!». А когда Его дела своей силой и благостью прямо-таки вопияли о себе, то люди даже дерзали говорить, что «Он имеет в себе веельзевула», князя бесовского, и его силой творит чудеса!

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Господь воодушевляет учеников переносить все испытания и продолжать свой труд: «Будет же это все для свидетельства». Будучи открыто гонимыми, вы не можете остаться незамеченными. Вас поведут пред царей и правителей, и это даст вам возможность проповедовать им о Христе. Ваши страдания и ненависть к вам со стороны самых недостойных людей будет свидетельствовать о вашем достоинстве. Ваше мужество перед лицом смерти будет проповедью о том, что вы хранимы Божественной силой. Бог будет стоять рядом с вами и укреплять вас, и просвещать светом истины. «Положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать». Не полагайтесь на свой ум и красноречие, и ничего не страшитесь. «Я дам вам уста и премудрость». Те, кто жизнь свою посвящает делу Христову, может всецело рассчитывать на Господа. Господь даст им силу так говорить о Нем и о своей вере в Него, что «все противящиеся вам не возмогут ни противоречить, ни противостоять». Враги будут не в состоянии нанести вам какой-либо вред. «И волос с головы вашей не пропадет». Кто-нибудь, может быть, насмешливо скажет: «Снявши голову, по волосам не плачут». Поистине многие из вас положат головы свои за Христа, но также истинно и то, что волосы у вас все на голове сочтены, как сказано об этом же — в Евангелии от Матфея. Кто жизнь свою погубит за Христа, тот обретет ее. Велико будет воздаяние любящим Его. Мы можем потерпеть поражение на земле за Христа, но в конце мы явимся победителями со Христом. Потому «терпением вашим спасайте души ваши». Во все времена и особенно в опасные для Церкви времена, ни горе, ни страх не должны возобладать над нашими душами. «Наша Церковь крепка, — говорит преподобный Силуан Афонский, — святой мыслью и терпением». Среда Лк, 104 зач., 21, 5—7, 10—11, 20—24 Тогда некоторым, говорившим Иисусу о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено. И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти? Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба. Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.

http://moral.ru/седмица-26-я-по-пятидеся...

Это страдание любви от встречи с неверием и отвержением будет самым тяжким испытанием для Господа на всем Его пути. Оно будет простираться до Гефсимании и до Голгофы. Но оно не может никогда остановить Господа. И сейчас, отвергнутый в Назарете, Он идет по окрестным селениям. Неприятие Его в Назарете становится даром для соседних краев. Но Господь уходит. Он начинает сначала. Позднее Он даст Своим ученикам тот же совет: «И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них» (Мк. 6, 11). Главное в нашей духовной жизни, может быть, вовсе не успех. «Бог не требует от нас успеха, — говорит святой Иоанн Златоуст, — но труда». Очень важно уметь восстать после поражения. Не отождествить себя с поражением. Уметь извлечь из него уроки. Поражения научают нас смирению. Святые отцы говорят, что мы должны как Предтеча только уготовлять пути Господу. И есть вещи, которые могут увидеть только глаза, промытые слезами. Придет время, когда мы увидим, что эти моменты нашей немощи — то, что было, может быть, самым великим в нашей жизни. Трудиться ради Царства Божия — это уже участие в главной победе, даже если мы терпим поражение. Среда Мк, 23 зач., 6, 7—13 Тогда, призвав Иисус Двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами. И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд. И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места. И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу. Они пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. Бог, совершая спасение мира, восхотел избрать Себе соработников. До сих пор мы слышали только о призвании некоторых учеников следовать за Господом. Затем Господь избирает Двенадцать, чтобы они «с Ним были» и участвовали в Его служении. До этого они только беседовали со Христом и, сидя у Его ног, слушали Его поучения и видели Его чудеса. Они получили то, что они могли дать, научились тому, чему должны были научить других. И потому Он «начал посылать их». Они не должны всегда только учиться, накапливая знания. Хотя они еще не достигли необходимого совершенства, однако и теперь, в меру своих сил, могут послужить Господу.

http://moral.ru/седмица-15-я-по-пятидеся...

Вы узнаете их по плодам их учения. Мы знаем, каков плод проповеди у пророков. А это учение куда направлено? Прививает ли оно любовь к истине и благочестию? Если это учение от Бога — оно будет вести к смирению, к чистоте, к любви, ко всему, что Христово. Но если, напротив, дерзающие именовать себя учителями утверждают людей в гордости, в тщеславии, в нечистоте, во всякой неправедности, уводя их от узкого спасительного пути, мы можем заключить, что это «мудрость» — не есть сходящая свыше, но земная, душевная, бесовская (Иак. 3, 15). Вера и добрая совесть — неотделимы друг от друга. Потому «не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное», в Царство благодати и славы, — говорит Христос. Недостаточно говорить: «Господи, Господи», исповедуя Христа Сыном Божиим вместе со всею Церковью. Это исповедание необходимо, но мы должны остерегаться оказаться среди «имеющих вид благочестия, а силы его отрекшихся». Надо, чтобы мы были послушны Христу, исполняя волю Отца, Сущего на Небесах. В том Его воля, чтобы мы веровали во Христа, каялись в грехах, старались жить по заповедям Его и любили друг друга. Как часто слова и дела расходятся в жизни человеческой, но Христос пришел, чтобы соединить их в Своей заповеди, которая есть жизнь вечная. Среда Мф, 23 зач., 7, 21—23 Сказал Господь: не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Господь открывает один из законов духовной жизни: искренна ли та вера, которая не проявляет себя ни в чем. Обращали ли мы внимание, что апостол Павел также всегда заканчивает свои Послания призывом к исполнению на деле во всех жизненных ситуациях предписаний христианской нравственности? «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное». Во всем разуверившийся современный мир ищет подлинности — и прежде всего там, где говорят о вере. Красивые речи не проходят: «нас не интересует твой призыв — во что надо верить, но скажи нам, во что ты веришь, есть ли у тебя подлинное знание Бога?»

http://moral.ru/седмица-2-я-по-пятидесят...

Как кротко Господь отвечает им! Он показывает разницу между Собой и ими. «Его время еще не настало, а для них всегда время». Для тех, кто живет бесплодной земной жизнью, любое время одинаково. Они могут уходить и приходить когда угодно. Но те, чье время — служение Богу, часто видят пределы, и для них не пришло еще время делать то, что другие могут делать в любое время. И эта ограниченность в тысячу раз лучше, чем свобода без Бога. Мы видим недалеко и неглубоко, а склонны предписывать Господу, что было бы лучше для нас. Настоящее время — наше время, и Он один может судить, пришло ли для нас подходящее время. Потому мы должны с терпением ждать, когда придет Его время. Его убить искали враги — не их. Они не рисковали ничем. «Вас мир не может ненавидеть — потому что вы от мира». Не ищущих святости, святой Бог не может любить, а мир, лежащий во зле, не может их ненавидеть. Но Христос, являя Себя миру, подвергает Себя величайшей опасности, потому что мир ненавидит Его. Но почему мир ненавидит Христа? Потому что Христос свидетельствует, что дела его злы. Дела мира, лежащего во зле, — злые дела. Каково дерево, таковы и плоды. Для мира нестерпимо слышать обличение, что дела его злы. Чем бы ни прикрывалась вражда мира к Евангелию, подлинная причина ее в том, что оно свидетельствует против греха и грешников. Но лучше вызывать ненависть мира, свидетельствуя против его зла, чем приобретать его благосклонность, плывя по течению с ним. И Господь не идет с ними на праздник. Кто отправляется на праздник, ища своего, идет на праздник без Христа. И он может выйти из храма с посрамленным лицом. Если Христос не идет с нами, куда мы идем? Господь не идет на праздник с нами, потому что еще не пришло Его время. Кто приходит на праздник, должен искать Христа. Среда Преполовение Пятидесятницы Ин, 26 зач., 7, 14—30 Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.

http://moral.ru/седмица-4-я-по-пасхе/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010