Христос проповедует благую весть Царства Небесного, пришедшего на землю, Царства благодати и славы. Никто никогда не говорил так, как Он. Христос — Превечное Слово, через Которое Бог в последние дни говорил с нами. Когда был дан закон, Господь сошел на гору. Теперь Он восходит на гору. Тогда Он говорил в громе и молниях, теперь — тихим кротким гласом. Тогда народ должен был стоять поодаль, теперь — приглашается подойти поближе. Господь учит Своих учеников, чтобы они могли научить других. Его взор обращен на множество идущего со всех сторон народа — в надежде, что все услышат Его. «И Он, отверзши уста Свои, учил их». Христос учит и не отверзая уст Своих — всей Своей жизнью, и особенно в час, когда Он «яко овча на заколение ведеся». Но теперь Он отверзает Свои уста. Христос начинает Свою Нагорную Проповедь с благословений. Ибо Он пришел в мир, чтобы благословить нас, как сказано в книге Деяний (Деян. 3, 26). Он говорит как власть имеющий, как Тот, Кто может дать благословение и вечную блаженную жизнь. «Блаженны… блаженны… блаженны». К кому относятся эти слова, и в чем заключается истинное блаженство? Все люди без исключения хотят, чтобы им было хорошо, — а иные даже вопрошают: «Кто явит нам благая?» (Пс. 4, 7) Неудивительно, что те, кто имеет ложные представления о счастье, никогда не достигают его. Общепринятое мнение толпы, что блаженны, счастливы — богатые и великие, и славные мира сего, те, кто жирно едят и сладко пьют, и правят всеми. Господь наш Иисус Христос пришел, чтобы все перевернуть, поставить с головы на ноги, потому что все перевернул грех. Он хочет дать нам истинное понятие о смысле жизни. И все приходящие к Церкви должны с самого начала направить себя по истинному пути. Пусть не унывает никто, как бы он ни был немощен и нищ. Это зов ко всем человеческим душам сладчайшей Христовой любви. Это Новый Завет между Богом и человеком. Мы должны знать, что ждет от нас Бог и что мы ждем от Него. Путь к вечному счастью для человеческого рода открыт, и все что совершается в мире, может быть этим путем для любящих Бога.

http://moral.ru/седмица-1-я-по-пятидесят...

Какие у нас праздники? Один – самый великий из всех праздников; за сим – одни из праздников так называемые большими, другие средними, третьи малыми. Какой важнейший из всех праздников? Важнейший из всех праздников христианских – праздник Пасхи, или день Светлого Воскресения Христова. Это – праздников праздник: так как воскресением Своим И. Христос завершил дело искупления человеков от греха и вечной смерти через страдания и крестную смерть; воскресением Своим Он положил начало нашему воскресению для вечной блаженной жизни в Его царствии. Воскресению Христову, как важнейшему из всех христианских событий, положено праздновать каждую неделю – именно 1-й день недели. Сим днем обыкновенно начинается неделя или седмица. Какие великие праздники? Великие праздники – это двенадцать, по сему числу своему называемые дванадесятыми – в память важнейших событий из жизни Господа Спасителя на земле, так называемые Господскими, и из жизни Пресвятой Его матери, так называемые Богородичными. Какие из дванадесятых праздники в честь Господа Спасителя? По времени событий следующие: 1. Рождество Христово, 2. Сретение Господне, 3. Крещение, иначе Богоявление Господне, 4. Преображение Господне, 5. Вход Господень в Иерусалим, 6. Вознесение Господне, 7. Пятидесятница, или Троицын день и 8. Воздвижение честного Креста Господня, по обретении его в земле, с воспоминанием страданий на нем Спасителя. Какие из дванадесятых праздники в честь Пресвятой Богородицы? По времени событий следующие: 1. Ее Рождество, 2. Введение во храм, 3 . Благовещение и 4. Успение. Какие средние праздники? Это, после дванадесятых, праздники, установленные по причине важных событий во славу Божию, в честь Пресвятой Богородицы и многих Святых Божьих. Сюда принадлежат так называемые высокоторжественные праздники или царские дни, напр. дни рождения и тезоименитства (именины) Государя Императора, Государыни Императрицы, день коронации и др. Какие из средних праздников во славу Божию, иначе Господские: Следующие: 1. праздник Обрезания Господня и с ним (по гражданскому счету) день Нового года, 2. Духов день 3. праздник Происхождения честных Древ Креста Господня, 4. Перенесения Нерукотворного образа Господня из Одессы в Константинополь (или Царь-град).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Имея власть – и по плоти производить суд, Павел не спешит прибегнуть «к той твёрдой смелости, которую» надо было бы «употребить против некоторых»; он старается до конца исчерпать духовное оружие. Обратим внимание, что он до последнего момента старается никого не обвинять в лицо в непослушании; в своём послании он считает непослушание чем-то невозможным и немыслимым. Он обещает наказать «всякое непослушание», – как бы абстрактное, внеличностное, когда «ваше послушание», то есть послушание живых, конкретных людей, – «исполнится». Он до последней возможности избегает прямого спора, прямого противостояния по плоти человека человеку, потому что «если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот». Он до последнего момента не отталкивает человека, стараясь, чтобы он сам ожил, пробудился, опомнился бы… Ну а уж если человек весь безнадёжно превратился в живое непослушание истине, то он без всякой пощады подлежит отлучению от Церкви, потому что – и так перестал быть частью дома, живущего покорностью «Евангелию Христову». О хуле на Святого Духа Четверг Мк. 3:28–35 2Кор. 10:7–18 Господь сказал: «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы не хулили. Но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению». Бог Дух Святой – третье Лице Святой Троицы. Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух – Троица единосущная и нераздельная. Все три Лица всецело участвуют во всех Божественных делах. Нам открыто, что единственное различие Божественных Лиц в том, что Бог Отец не рождается ин е исходит; Бог Сын предвечно рождается от Отца; а Бог Святой Дух предвечно исходит от Отца; а Бог Святой Дух предвечно исходит от Отца. В остальном – нет такого свойства, которое было бы присуще только одному Лицу; нет такого дела, которое совершало бы только Одно Лицо. Но просто некоторые свойства единого Божества наиболее открыты для нас: иное – в Отце, иное – в Сыне, иное – в Святом Духе. Так, в Символе веры только Бог Отец называется: «Вседержителем, Творцом неба и земли», – хотя, конечно, это присуще во всей полноте и Сыну, и Святому Духу. Исповедуя веру в Бога Сына, Символ веры говорит о Его сошествии с небес, о Его воплощении, распятии, воскресении и т.д. Но конечно же, сходя с небес, он по Божеству ни на миг отлучился от Отца, и ни на миг не был вне Святого Духа. Дух же Святой в Символе веры назван: «Духом животворящим, глаголавшим пророки». То есть, во-первых, Он всем и всему даёт жизнь, и во-вторых, Святым Духом через Пророков и Апостолов написаны Священные книги Ветхого и Нового Заветов. Конечно же, и Отец, и Сын столь же животворящи, и столь же Они через тех же Пророков и Апостолов возвещают истину. Но всё же по неисповедимой премудрости Божией именно Святой Дух назван животворящим и глаголавшим через пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Кроме воскресного дня есть ли еще праздники? Есть. Почему кроме воскресного дня празднуются другие дни? Как в ветхозаветной церкви, кроме субботы, праздновались и другие дни, в память совершившится в сии дни тех и других важнейших событий церкви, напр., день Пасхи, в память избавления евреев от рабства в Египте, день Пятидесятницы, в память получения от Бога закона 10-ти заповедей на горе Синае; так и в новозаветной церкви, кроме воскресного дня, празднуются и другие дни, посвященные в память и славу Божию, в память и честь Пресв. Богородицы и других Святых Божиих. Какие у нас праздники? Один – самый великий из всех праздников; за сим, – одни из праздников так называемые большими, другие средними, третьи малыми. Какой важнейший из всех праздников? Важнейший из всех праздников христианских – праздник Пасхи, или день Светлого Воскресения Христова. Это – праздников праздник: так как воскресением Своим И. Христос завершил дело искупления человеков от греха и вечной смерти чрез страдания и крестную смерть; воскресением Своим Он положил начало нашему воскресению для вечной блаженной жизни в Его царстве. Воскресению Христову, как важнейшему из всех христианских событий, положено праздновать каждую неделю – именно 1-й день недели. Сим днем обыкновенно начинается неделя или седмица. Какие великие праздники? Великие праздники – это двенадцать, по сему числу своему называемые дванадесятыми, – в память важнейших событий из жизни Господа Спасителя на земле, так называемые Господскими, и из жизни Пресвятой Его Матери, так называемые Богородичными. Какие из дванадесятых праздников в честь Господа Спасителя? По времени событий следующие: 1. Рождество Христово, 2. Сретение Господне, 3. Крещение, иначе Богоявление Господне, 4. Преображение Господне, 5. Вход Господень в Иерусалим, 6. Вознесение Господне, 7. Пятидесятница или Троицын день и 8. Воздвижение честнаго Креста Господня, по обретении его на земле, с воспоминанием страданий на нем Спасителя. Какие из дванадесятых праздники в честь Пресвятой Богородицы?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Среда Лк, 28 зач., 6, 46—7, 1 Сказал Господь: что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю? Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое. Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум. Недостаточно слушать то, что говорит Христос, надо это исполнять. Для Господа оскорбительно, когда мы зовем Его: «Господи! Господи!», а сами делаем все против воли Его. Мы можем уподобляться тем, кто в час поругания Христа, пригибая колена, глумливо кланялся Ему и говорил: «Радуйся, царь иудейский!» Разве не то же значит — без конца обращаться к Нему: «Господи! Господи!» и упорно ходить по воле сердец наших? Мы обманываем себя, если думаем, что одно слушание слов Христовых, без исполнения их, приведет нас на небо. Только те спасаются, кто не просто приходит ко Христу послушать Его, но научиться жить у Него по правде Божией. Они подобны дому, построенному на камне, говорит Христос. Трудно бывает строительство такого дома. Требуется много усилий, чтобы положить прочное основание. Но когда случилось наводнение, и вода наперла на этот дом, все труды были вознаграждены. Дом устоял, потому что его основание было надежным. Как напоминает это наводнение, которое приходит, чтобы испытать прочность того, что мы строим, о Суде Божием во времена потопа. Притча учит нас, как важно положить неложное основание жизни. Таким единственным основанием является послушание учению Христову. О строителе этого дома сказано, что он копал, углубился. Его глубокая надежда была основана на Христе. Христос — камень всех веков, и никто не может положить иного основания.

http://moral.ru/17/

Иначе говоря, дневной богослужебный круг отличался такой насыщенностью, что замыкался только после полуночи. Более поздние описания (например, армянская редакция иерусалимского Лекционария) дают весьма схожие представления. Богослужение в Константинополе с VIII века совершалось по так называемому песненному последованию. Типикон Великой Церкви в соответствующем разделе имеет праздничные элементы, что выражается в отмене вечерних и утренних изменяемых антифонов, в пении только трех малых антифонов и сразу «Господи, воззвах». После входа читаются три паремии – те же, что звучат на службе и в настоящее время. В конце вечерни трижды поется тропарь праздника певцами на амвоне со стихами 18-го псалма. После вечерни назначается чтение Апостола вплоть до времени совершения паннихиса. Утреня совершается на амвоне (что, опять же, говорит о торжественности богослужения). Ее обычные семь изменяемых антифонов отменяются, и сразу после первого (постоянного) антифона полагается песнь пророка Даниила ( Дан. 3: 57–88 ). К стихам Пс. 50 припевается тропарь праздника. После утрени читается слово свт. Григория Богослова на Пятидесятницу «О празднике краткая любомудрствуем». Между утреней и Литургией Патриарх совершает Таинство Крещения, что было древней христианской традицией, о которой писали Тертуллиан , свт. Григорий Богослов и проч. На Литургии устанавливаются праздничные антифоны и чтения Деян. 2:1–11 и Ин.7:37–52, 8:12 , которые приняты и сейчас. Попразднства Пятидесятницы в Типиконе Великой Церкви нет, хотя в будние дни следующей за праздником недели есть несколько особых воспоминаний (архангелов Михаила и Гавриила, Богородицы, Иоакима и Анны), придающих седмице отличительные свойства. Отсутствуют в анализируемом Уставе и коленопреклонные молитвы на вечерне Пятидесятницы. Зато они регламентированы Студийскими Уставами. В них празднование Пятидесятницы уже имеет вполне современный вид. Ей предшествует Вселенская поминальная суббота. К понедельнику приурочивается воспоминание Святого Духа. И самое главное – вся седмица составляет попразднство Пятидесятница, а суббота – его отдание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иначе говоря, дневной богослужебный круг отличался такой насыщенностью, что замыкался только после полуночи. Более поздние, чем у Этерии, описания (например, армянская редакция иерусалимского Лекционария) дают весьма схожие представления. Богослужение в Константинополе с VIII века совершалось по так называемому песненному последованию. Типикон Великой Церкви в соответствующем разделе имеет праздничные элементы, что выражается в отмене вечерних и утренних изменяемых антифонов, в пении только трех малых антифонов и сразу «Господи, воззвах». После входа читаются три паримии – те же, что звучат на службе и в настоящее время. В конце вечерни трижды поется тропарь праздника певцами на амвоне со стихами 18-го псалма. После вечерни назначается чтение Апостола вплоть до времени совершения паннихиса. Утреня совершается на амвоне (что, опять же, говорит о торжественности богослужения). Ее обычные семь изменяемых антифонов отменяются, и сразу после первого (постоянного) антифона полагается песнь пророка Даниила (Дан. 3: 57–88). К стихам Пс. 50 припевается тропарь праздника. После утрени читается слово святителя Григория Богослова на Пятидесятницу «О празднике краткая любомудрствуем». Между утреней и литургией патриарх совершает таинство крещения, что было древней христианской традицией, о которой писали Тертуллиан, святитель Григорий Богослов и другие. На литургии устанавливаются праздничные антифоны и чтения Деян. 2: 1–11 и Ин. 7: 37–52; 8: 12, которые приняты и сейчас. Попразднства Пятидесятницы в Типиконе Великой Церкви нет, хотя в будние дни следующей за праздником недели есть несколько особых воспоминаний (архангелов Михаила и Гавриила, Богородицы, Иоакима и Анны), придающих седмице отличительные свойства. Отсутствуют в анализируемом уставе и коленопреклонные молитвы на вечерне Пятидесятницы. Зато они регламентированы Студийскими уставами. В них празднование Пятидесятницы уже имеет вполне современный вид. Ей предшествует вселенская поминальная суббота. К понедельнику приурочивается воспоминание Святого Духа. И самое главное: вся седмица составляет попразднство Пятидесятницы, а суббота – его отдание.

http://pravoslavie.ru/30666.html

Причина возможной скорби в том, что соединяются двое, чтобы взаимно обладать друг другом; чтобы жена была во всём послушна мужу, и чтобы муж так относился к жене, как к собственной плоти ( Еф. 5:22–29 ), и это – неразрывно, на всю жизнь! Апостолы, например, ужаснулись, когда услышали, что разводиться можно только по вине любодеяния… С какой тщательностью советует Иоанн Лествичник выбирать духовного руководителя, которому послушник мог бы навсегда и полностью вручить свою волю! – ведь нужен истинный врач, а не такой же больной. А супруги, хотя и соединяются не менее крепкими узами, но ведь не ради скорбей и креста, не ради тесного пути вступили они в брак, а для радостей брачной жизни. А в результате, как часто они превращаются в двух врагов, скованных одной цепью, каждый из которых не ищет, ни как угодить Богу, ни как угодить другому, а только требует угождения себе. Пророк Давид молился: «Пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне» ( 2Цар. 24:14 ). А в браке велика опасность впасть именно в руки человеческие. И даже при том, что брак будет заключён «в Господе», то есть, с человеком одной веры, одного жизненного закона, – опасность всё равно велика, потому что мы склонны, совершенно забывая о своих обязанностях, слишком хорошо знать обязанности другой стороны, и деспотически требовать их выполнения, прикрывая свой эгоизм Божественным авторитетом. Сквозь человека очень трудно пробиться к Богу, и руку Божью гораздо легче увидеть в огне и буре, чем в злобном издевательстве. Но чем выше подвиг, тем славнее венец, и преподобному Антонию однажды было открыто, что при всех его монашеских трудах он ещё не пришёл в меру неких двух женщин, благочестиво живших в браке. Итак, путь безбрачия Апостол предлагает, как более прямой путь к Богу:«Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но, чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения…» Но обратим внимание, что Павел не просто рекомендует безбрачие как состояние; он говорит очень конкретно: «Желаю, чтобы все были, как и я», – и потом ещё раз повторяет, говоря о вдовах: «хорошо им оставаться, как и я» ( 1Кор. 7:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Проходит в чрево и извергается вон?» – говорит Господь. А мы действительно не понимаем и всё ищем, всё приобретаем, всё устраиваем свою жизнь. «Проходит образ мира сего», – а мы всё гонимся за ним, как за призраком; «время уже коротко», – а мы и душою, и телом всё ещё там. Где «слепой ведёт слепого» … И вот Апостол даёт нам необременительный совет. Он говорит: живите, как живёте, делаете, что делаете, но с одним небольшим условием: «имеющие жён должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся…» Имеешь ли жену? Вспомни, что Бог дал тебе её, Бог может и взять в любой момент. Плачешь ли? – вспомни об утешении, уготованном всем труждающимся и обременённым. Радуешься ли? – вспомни, что «все труды человека – для рта его, а душа его не насыщаешься» ( Еккл. 6:7 ). Приобрёл ли что-нибудь долгожданное? – вспомни, что, может быть, завтра призовёт тебя Господь и ничего не сможешь взять с собой. Даже если просто держишь в уме Апостольские слова, ты уже получаешь пользу: уже всякий твой шаг по земле обрёл в твоей душе как бы противовес и через это хотя бы отчасти перестал быть совершенно односторонним. Уже от этих противоположностей в твоей душе образовалась как бы завязь, как бы ядро твоей личности, предстоящей Богу. Как рабу необходимо почувствовать себя «свободным Господа», так и свободному надо понять, что он – «раб Христов» ( 1Кор. 7:22 ), через это, чтобы каждый твёрдо встал на обе ноги перед нашим Господом посреди потока мирской жизни. О браке и безбрачии Пятница Мф. 15:29–31 1Кор. 7:35–8:7 Сравнивая брак и безбрачие, Апостол Павел писал Коринфянам, что «выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше». Так же и вдова «блаженнее, если остаётся так, по моему совету». Апостол жалеет христиан, указывая на трудность креста брачной жизни. Он говорит: «если женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Мк, 29 зач., 7, 14— 24 Тогда, призвав Иисус весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит! И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться. По обыкновению Господь преподает народу поучение в образах. А ученикам наедине объясняет смысл притчи. Бог — не тиран, который находит удовольствие в том, чтобы возлагать на подданных свое иго. Бог — любящий Отец, который желает нам блаженства. И Он учит тому, что может сделать нас навеки счастливыми. Заповеди, которые Он нам дает, — не бремена неудобоносимые, не ограничение нашей свободы, а путь и свет к обретению ее. Это ориентиры, которые помогают нам предпочесть лучшее худшему, то, благодаря чему мы можем узнать блаженство уже здесь на земле, а не только в вечности. Всякое даяние благое исходит от Отца светов. Установления Божии были мудростью и разумом богоизбранного народа. Этот народ был великим и счастливым народом, когда он следовал наставлениям Господним. И он впадал в бедствия, когда оставлял их. Так было и так будет со всеми людьми и со всеми народами. Никто не может отрицать, что жизнь была бы несравненно более счастливой на этой земле, если бы все следовали заветам Божиим. Закон Моисеев, Закон Божий, данный иудейскому народу, предуготовлял принятие Христова благовестия всеми народами. Однако этот Закон касался не только предписаний религиозного и нравственного характера. Он содержал в себе также то, что мы называем сегодня сводом гражданского и уголовного законодательства, правила поведения в семье и в обществе, в том числе гигиенические и медицинские указания. В Моисеев Закон были включены Божественные предписания, но также и человеческие предания, одобренные Богом. Несмотря на запрет Божий: «Не прибавляйте ничего к тому, что Я вам заповедал», фарисеи прибавили к Закону множество своих установлений, которые были только «учением человеческим», порою смехотворно мелочным, отчего Закон становился совершенно неисполнимым.

http://moral.ru/седмица-16-я-по-пятидеся...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010