Цер. Вед. 1895, 33). Примечание 1. Об отступк и о чтении так называемых особых зачал Круг и порядок чтений Евангелий определяется днем Пасхи. Начинаясь со дня Светлого Воскресения, Евангелия в установленном порядке распределяются до следующей Пасхи, после чего снова начинается прежний круг чтений. Порядок этот можно найти в рядовом указателе при служебном Евангелии. Для недель и седмиц в Евангелии имеется 50-ть рядовых зачал; а именно: 8 от Пасхи, кончая неделей Всех Святых, 32 от недели Всех Святых до недели Мытаря и Фарисея, 10 от недели Мытаря и Фарисея до Пасхи. От одной Пасхи до следующей Пасхи проходит не одинаковое количество дней. Поэтому бывает или внутрь Пасха, когда в продолжение одного гражданского года бывают две Пасхи, или бывает вне Пасха, когда в один гражданский год бывает одна Пасха (см. при богослужеб. Евангелии «Сказание, приемлющее всего лета число евангельское и евангелистов приятие откуду начинают и до где стоят»). В тех случаях, когда бывает внутрь Пасха, в пасхальном (церковном) году число недель и седмичных дней не соответствует назначенным рядовым зачалам в Евангелии; этих зачал оказывается больше, почему и оказываются лишения, которые и остаются не прочитанными в этом году. Это именно те зачала, которые назначены на недели, предшествующие неделе Мытаря и Фарисея; так как Уставом положено, чтобы с недели Мытаря и Фарисея читались те зачала, которые назначены в эти недели, хотя бы предшествующие зачала и не были прочитаны ( Уст., послед. 7-го янв., зри). Если же бывает Пасха вне, то для некоторых недель и седмиц может не доставать рядовых зачаль из Евангелий. В этих случаях бывает так называемая отступка (см. 28 стр.), т.е., возвращение назад, к прежде читанным рядовым зачалам. Отступка эта касается только литургийных Евангелий; по отношению же к утренним воскресным Евангелиям и гласам, прокимнам и аллилуиариям пред чтением Евангелия и Апостола, которые идут своим порядком, никогда никакой отступки не бывает. 1 . Этих зачал может недоставать для пяти седмичных дней, следующих за 17 неделей по Пятидесятнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Это разделение достигнет и семей. «Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей». Когда один становится христианином, а другой — нет, узнавший тайну жизни в ревности своей будет стараться обратить другого, а он, в свою очередь, будет ненавидеть и гнать того, кто своей верой обличает его противление истине. Разумеется, существует легкий мир, по человеческому разумению, тот, которого Петр желал для Христа, пытаясь отвести Его от пасхального пути. Мир, который может стать подлинным искушением для Его учеников, источником многих иллюзий. Мир, дешево купленный среди людей, — например, силой или различными уступками — как говорится, «ради мира». Также легкий мир с собой, сотканный из компромиссов и неприметным для самого себя отказом от Крестной благодати. Мир, который дает Христос, никогда не бывает легким миром. Обещанием этого мира завершает Господь Тайную Вечерю, вступая в Крестные Свои Страдания: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). И Господь обращается к народу, призывая всех быть столь же мудрыми в духовном, как бывают они обыкновенно в земном. Пусть научатся различать Божии знамения, чтобы приготовиться к тому, что грядет. Даже при перемене погоды Бог дает предупреждение — неужели Он не позаботится о нас при великих переменах жизни? «Когда вы видите облако, поднимающееся с запада, — даже если оно величиной с ладонь (3 Царств. 18, 44), — тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает». Но не сама природа, а Сотворивший ее ради нас, помогает нам делать безошибочные прогнозы. «Лицемеры! — говорит Господь, — лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?» Как не можете понять, что теперь вам дается возможность обрести то, что больше нигде и никогда не обретете? Ныне время благоприятное. Безумие и беда человека — в том, что он не знает своего времени. Гибель этого народа — в том, что он не познал времени посещения своего (Лк. 19, 44). И Господь добавляет: «Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?» Если бы люди на самом деле искали истину — чему быть должно в их жизни, — им скоро стало бы ясно, что все, что говорит Христос, истинно, и что нет ничего более праведного, чем приводить свою жизнь в послушание этой истине. Потому пусть поспешат они примириться с Богом здесь, на земле, пока не стало слишком поздно.

http://moral.ru/седмица-22-я-по-пятидеся...

8) Посему должны и мы, братия мои, в ожидании торжества вечной радости на небесах, и теперь совершать праздник Пасхи, всегда радуясь, непрестанно молясь и за все благодаря Господа. Да, и я хочу праздновать Пасху, благодаря Бога как за прочие чудные дела, Им соделанные, так и за проявление Его милосердия, каковое теперь излилось на нас; за то, что Он, наказуя, наставляет нас, смерти же не предает нас; за то, что издалека. как бы от конец земли, возвратил нас и воссоединил с вами. Как и сам я имею желание теперь совершить Пасху, то позаботился так же и вам объявить о великом празднике Пасхи; дабы мы, вслед за Ним (за Христом), к тому же Иерусалиму — не разлучаясь, но как бы к одному дому собрались с тем, чтобы и нам вкусить пасхального Агнца — не сваренным в воде (Исх. 12, 9), поелику тогда мы и слово Божие обратили бы в воду; а равно не разрушая костей Его (Исх. 12, 46), чрез что мы написанное в Евангелии (Ин. 19, 33, 36) извратили бы; но (вкусим) как бы от испеченного на огне, с горькими травами (Исх. 12, 8), и, горя духом, совершим время поста и ночь бдения с коленопреклонением, в покаянии и благодарственном славословии. 9) Начнем Четыредесятницу в шестой день Фаменофа  , и когда проведем ее приличествующим образом в воздержании и молитве, тогда возможем достичь и святого дня. Ибо кто соблюдение сорокадневного Поста почитает маловажным, кто неосмотрительно и в нечистоте вступает, так сказать, во Святое святых, тот не совершит пасхального празднества. Посему будем взаимно предостерегать друг друга и потщимся ничего не оставить в небрежении, но и все эти дни также провести в посте; так чтобы, присоединив к посту пост, мы могли достодолжно совершить праздник Пасхи. 10) Итак Четыредесятница начинается, как сказано выше, в шестой день Фаменофа, великая седмица страстей одиннадцатого Фармуфа  , после Поста, который мы оканчиваем шестнадцатого того же месяца  в поздний вечер субботы, празднуем затем Пасху, когда и наступает день воскресения — семнадцатого того же месяца Фармуфа  , а к сему присовокупляем по порядку и семь святых седмиц Пятидесятницы, радуясь и хваля Бога, что Он и чрез сие заранее прообразно возвестил радость и нескончаемое успокоение, которое уготовано на небесах нам, поистине верующим во Христа Иисуса, Господа нашего; и да будет чрез Него и с Ним честь Отцу Его и держава со Св. Духом во веки веков, аминь! Приветствуйте друг друга лобзанием святым! Приветствуют вас братья, которые при мне!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Верующий или верующая, как и в предыдущем постановили мы и в посланиях научили, пусть держат себя к слугам милостиво. 33. Я, Петр, и я, Павел, постановляем: Рабы пусть работают пять дней, а в субботу и в день ЯХВЕ пусть пребывают в церкви ради учения благочестия; ибо суббота, сказали мы, имеет образ создания, а день ЯХВЕ — воскресения. Во всю великую седмицу и в следующую за ней да не работают рабы; потому что та есть седмица страдания, а эта воскресения, и нужно поучаться, Кто пострадавший и воскресший, и Кто попустил страдать и воскресил. В вознесение да не работают, потому что оно — конец домостроительства о Христе. В пятидесятницу да не работают, потому что тогда пришел Дух Святой, дарованный уверовавшим во Христа. В праздник рождества Христова да не работают, потому что в оный дана людям нечаемая благодать — рождение Слова Божия Исуса Христа от Девы Марии на спасение мира. В праздник богоявления да не работают, потому что в оный последовало явление Божества Христова, когда при погружении свидетельствовал о Нем Отец и Утешитель в виде как голубя показал предстоящим Свидетельствованного. В день Стефана первомученика и прочих святых мучеников, предпочетших Христа жизни своей, да не работают. 34. Молитвы совершайте вы утром и в третьем часу, и в шестом, и в девятом, и вечером и с криком петуха: утром, благодаря, что Господь осветил вас, преведши ночь и наведши день; в третьем часу потому, что тогда Господь принял осуждение от Пилата; в шестом потому, что тогда Он распят; в девятом потому, что когда распинали Владыку, все поколебалось, трепеща дерзости нечестивых жидов, не снося поругания Господа; вечером, благодаря, что Он дал нам ночь для упокоения от дневных трудов; с криком петуха же потому, что время это благовествует приход дня для делания дел света. Если по причине неверных невозможно идти в церковь, то ты, епископ, сделай собрание в доме, чтобы благочестивый не вошел в церковь нечестивых, ибо не место освящает человека, но человек место. Если же место удерживают нечестивые, то ты должен бегать его, потому что оно осквернено ими; ибо как верные священники освящают, так нечестивые оскверняют.

http://predanie.ru/book/69474-apostolski...

Во втором искушении диавол показал Господу все царства вселенной во мгновение времени и сказал: «Если Ты поклонишься мне, то все будет Твое». Это искушение компромисса со злом. «Отступи немного от требований, о которых говорит Твое Евангелие и все последуют за Тобой». Но в войне со злом не может быть компромисса. Мы встретимся с искушением создать такого бога, который бы был у нас в услужении, магического бога, который обещает нам спасение с самыми малыми нашими усилиями, ограниченными исполнением некоторых церковных установлений, заменяющими требования трудного и опасного служения Церкви. Дух Святой говорит с нами в этом Евангелии, напоминает нам слово истинного Сына Божиего, сказанное апостолам: «В мире скорбны будете. Но мужайтесь, Я победил мир» (Ин. 16, 33). Тайна искушения неисследима. Человеческая жизнь исполнена искушений. «Она — воинская служба», как говорит книга Иова, в ней — трудности, страдания, искушения, которые могут достигать предельных глубин, и иногда как будто превосходить наши силы. Но Христос уже победил, и мы не должны ничего бояться. Тайна христианина — в том, что все уже совершилось, и все еще предстоит совершить. И Христос — истинный Сын Божий и истинный человек — пребывает с нами на всех наших путях, заповедуя нам: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» и «не искушай Господа Бога твоего». Четверг Лк, 13 зач., 4, 16—22 Тогда пришел Иисус в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все свидетельствовали Ему это.

http://moral.ru/седмица-18-я-по-пятидеся...

Лк, 105 зач., 21, 8—9, 25—27, 33—36 Господь сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их. Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец. И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого. Когда мы начинаем размышлять о знамениях конца мира, Господь говорит нам: «Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко». Прежде Второго Пришествия Христова восстанут многие лжехристы и произведут великие смятения. Приход с именем Господа, с исповеданием имени Его среди всеобщего распада может показаться для многих светом. Но это будет критический момент человеческой истории. «Не очаровывайтесь этой видимостью», — говорит Христос. Те, кто более всех интересуется конечными судьбами человечества (хотя это похвально), подвергают себя опасности быть обманутыми. «Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь». Мы должны обратить внимание на то, как Господь заповедует нам воспринимать апокалиптические события: «Берегитесь; не ходите вслед их; не ужасайтесь». Эти события придут. Но важно, что будет происходить в нас. Мы не обманываемся только тогда, когда смотрим на все глазами Христа. Господь обещает нам, что мы никогда не будем оставлены в этих испытаниях одни. И чем больше скорби, тем ближе к нам Господь. Подобно трем отрокам вавилонским, которые среди бушующего пламени «яко во цветнице хождаху радованною ногою», святые Божии люди должны будут пройти через страдания и смерть. Господь прямо говорит, что ждет тех, кто отважится идти вслед Ему.

http://moral.ru/седмица-35-я-по-пятидеся...

е. после чтений 33-й седмицы, так как чтения 34-й седмицы выпадают уже после Недели о мытаре и фарисее), а перед чтениями 30-й седмицы. Опять, таким образом, сохраняется хронологическая последовательность зачал из Евангелия от Марка. Таблица I. Распределение марковых зачал по седмицам года Седмица по Пятидесятнице Евангельские зачала от Марка, 21–26 от Марка, 27–32 от Марка, 48–53 от Марка, 33–41 от Марка, 42–46 от Марка, 48–53 от Марка, 54–58 от Марка, 59–63 В качестве примера приведем порядок седмичных рядовых чтений для года с ключевой буквой , т. е. с Пасхой 14 апреля (см.: Таблицы 24а и 24б) 36 . С 9 по 13 сентября за литургией читаются чтения 15-й седмицы по Пятидесятнице, после чего 16 сентября ввиду преступки начинаются чтения 18-й седмицы, а чтения 16-й седмицы пропускаются. Переходя теперь к 27-й седмице по Пятидесятнице (которая выпадает на 2–6 декабря), мы видим, что на ней читаются евангельские чтения 29-й седмицы. После этого в течение 28-й седмицы по Пятидесятнице (с 9 по 13 декабря) следует читать пропущенные в сентябре евангельские чтения 16-й седмицы. Затем следует перейти к евангельским чтениям 30-й седмицы (на 29-й седмице по Пятидесятнице, 16–20 декабря) и читать далее последовательно чтения 31-й (23–27 декабря), 32-й (30 декабря – 3 января) и 33-й (6–10 января) седмиц. Далее, если в следующем году Пасха выпадает 29 или 30 марта (см.: Таблица 24а), следует повторить чтения 33-й седмицы (с 13 по 16 января), т. к. неделя о мытаре и фарисее выпадает на 19 января; если же следующая Пасха выпадает 5 или 6 апреля (см.: таблица 24б), следует повторить чтения 32-й и 33-й седмиц, т. к. неделя о мытаре и фарисее выпадает на 26 января. В обоих случаях из-за перестановки чтений 16-й седмицы перед чтениями 30-й седмицы все указанные Лекционарием чтения Евангелия от Марка будут прочитаны и будет сохранена последовательность евангельского повествования. 5.2. Порядок субботних и воскресных чтений Евангелия Перейдем теперь к правилам, описывающим выбор субботних и воскресных зачал.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стих: И память их в род и род. Ср. Пс 64:5; 44:18а неделя Пятидесятницы Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 Зачало 3. Аллилуия, глас 1 Стих: Словом Господним утверждены небеса, и Духом уст Его — всё воинство их. Стих: С неба посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих. Пс 32:6, 13 седмица 1 после пятидесятницы понедельник Святого Духа Прокимен, глас 6 Спаси, Господи, народ Твой/и благослови наследие Твоё. Стих: К Тебе, Господи, я воззову. Боже мой, не промолчи, презрев меня. Пс 27:9, 1а Зачало 229. Аллилуия, глас 2 Стих: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей. Стих: Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Пс 50:3, 13 Вторник зачало 79а. Четверг зачало 81а. Среда зачало 80. Пятница зачало 82. Суббота зачало 79б. неделя 1 после Пятидесятницы, всех святых Прокимен, глас 8 Помолитесь и воздайте/обеты Господу, Богу нашему. Стих: Известен в Иудее Бог, велико в Израиле имя Его. Пс 75:12а, 2 И святым, прокимен, глас 4 Дивен Бог во святых Своих; Бог Израилев. Пс 67:36а Зачало 330. Аллилуия, глас 4 Стих: Воззвали праведные — и Господь услышал их. Стих: Много скорбей у праведных — и от всех их избавит их Господь. Пс 33:18а, 20 седмица 2 Понедельник зачало 83. Четверг зачало 89. Вторник зачало 86. Пятница зачало 90. Среда зачало 87. Суббота зачало 84. неделя 2 после Пятидесятницы, всех святых, в земле Российской просиявших Прокимен, глас 1 Да будет, Господи, милость Твоя на нас,/как мы уповаем на Тебя. Стих: Радуйтесь, праведные, о Господе — правым прилична хвала. Пс 32:22, 1 И святым прокимен, глас 4 Святым, которые на земле Его, дивно явил Господь все желания Свои среди них. Пс 15:3 Зачало 81б и святым зачало 330. Аллилуия, глас 1 Стих: Бог совершает мщение за меня и покоряет народы мне. Стих: Величественно спасает царя и творит милость помазаннику Своему Давиду и семени его навеки. Ср. Пс 17:48, 51 Аллилуия святым, глас 4

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Ибо смиренномудрие есть риза Божества. В него облеклось вочеловечившееся Слово и через него беседовало с нами в теле нашем (52,234). В храме отправлялась вечеря любви. Один брат сел за трапезу, но некоторые сказали о нем: «Этот зачем здесь, встань и выйди». Он встал и вышел. Другие огорчились этим и позвали его обратно. Один из братии спросил у него: «Что помышлял ты, когда тебя сперва выгнали, а потом снова позвали?» Он ответил: «Я положил в сердце своем, что равен псу, который выходит, когда его гонят, и приходит, когда зовут» (77,514). НЕДЕЛЯ 30-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Лк. Зач. 91. (18,18–27) О ПАГУБНОСТИ БОГАТСТВА Горе богатым, если, имея возможность утешать бедных, силу богатства не употребили на то, для чего получили его (2,70). Если станешь беречь богатство, оно не будет твоим, если станешь расточать (нуждающимся), не потеряешь ( Пс. 111, 9 ) (4,91). Путь узкий и тесный (в Царствие Божие) не приемлет тебя, который не сложил с себя бремя богатства (4,104). Богатые! Послушайте: богатство аще течет, не прилагайте сердила ( Пс. 61, 11 ); знайте, что полагаетесь на вещь непрочную. Надобно облегчить корабль, чтобы легче было плыть (10,211). Чем более кто богатеет, тем более делается немилосердным и бесчеловечным и тем паче удерживает руки свои от подаяния милостыни (24,145). Богатство, если имеешь, – расточай (нуждающимся), а если не имеешь, – не собирай (45,235). Богатство – это неприятель, живущий под одним кровом с тобою, это враг домашний (33,35). Богатых постигают многие болезни, а бедные не впадают в руки врачей (33,40). Не будем считать богатство чем-либо великим, не станем думать, что золото лучше грязи: достоинство вещей зависит не от их естественных свойств, но от нашего мнения о них (33,268). Хотя бы многи и многоценны были приобретения, но если нет могущего распоряжаться ими с добродетелью, то все погибнет и уйдет вместе с ним и может принести приобретателю крайний вред (34,336). Кто попрал страсть к богатству, тот всех богаче (38,51). Хотя бы мы во всех отношениях и были добродетельны, богатство истребляет все эти добродетели (38,643).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Вот один путь покаяния – прекраснейший! Есть и другой, не хуже этого, состоящий в том, чтобы не злопамятствовать на врагов, сдерживать гнев, прощать грехи собратьям, потому что в таком случае простятся и нам наши грехи против Господа. Хочешь знать и третий путь покаяния? Это пламенная и усердная молитва, возносимая притом от самой глубины сердца. Если хочешь знать и четвертый путь покаяния, то назову милостыню: она имеет великую и несказанную силу. Скромность и смиренномудрие не менее всех сказанных средств заглаживает грех (33,295). Велик огонь греха, но угасает от немногих слез, потому что слезы гасят пожар греховный и омывают зловоние греха (33,372). Восплачь о грехе, чтобы тебе не восплакать о наказании, оправдись пред Судиею прежде, нежели чем предстанешь пред судилищем (33,373). Покаяние отверзает человеку Небо, оно возводит его в рай, оно побеждает диавола (33,379). Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения (35,173). Если Бог увидит, что мы обратились к добродетели, и уклонились от греха, и ревнуем о совершении добрых дел, то примет наше обращение и, освободив нас от бремени грехов, подаст нам дары Свои (35,239). Кто сознает и исповедует и, поколебавшись, не предается беспечности и отчаянию, но восчувствует грех, тот тотчас же заметит даруемую Богом помощь и помилование (36,919). Покаяние состоит в том, чтобы уже не делать впредь того же, а кто принимается за прежние дела, тот, по пословице, бьет шерстью над огнем и черпает воду решетом (39,223). Плачь и стенай, когда согрешишь, не о том, что будешь наказан, так как это ничего не значит, но о том, что ты оскорбил своего Владыку, Который столь кроток, столько любит тебя, столько заботится о твоем спасении, что и Сына предал за тебя. Вот о чем плачь и стенай, и делай это непрестанно, потому что в этом и состоит исповедание (41,512). Велика сила покаяния, если она делает нас чистыми, как снег, и белыми, как волна, хотя бы грех предварительно запятнал наши души (43,117).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010