Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Суббота, 20 января 2024 г. (7 января ст.ст.) Седмица 33-я по Пятидесятнице Глас 7, Поста нет Попразднство Богоявления . Суббота по Богоявлении . Собор Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. прп. Пахомия Кенского, игумена (XVI) (переходящее празднование в субботу по Богоявлении) . Литургия свт. Иоанна Златоуста. Субботы по Богоявлении: Лит.: Ап.- Еф.6:10-17 Ев.- Мф.4:1-11 Предтечи: Лит.: Ап.- Деян.19:1-8 Ев.- Ин.1:29-34 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь всем святым, глас 2 Апостоли, мученицы и пророцы,/святителие, преподобнии и праведнии,/добре подвиг совершившии и веру соблюдшии,/дерзновение имущии ко Спасу,/о нас Того, яко Блага, молите//спастися, молимся, душам нашим. Кондак всем святым, глас 8 Яко начатки естества, Насадителю твари,/вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики;/тех молитвами в мире глубоце//Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве. Тропарь за умерших, глас 2 Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя,/и елика в житии согрешиша, прости:/никтоже бо безгрешен,//токмо Ты, могий и преставленным дати покой. Кондак за умерших, глас 8 Со святыми упокой,/Христе,/души раб Твоих,/идеже несть болезнь, ни печаль,/ни воздыхание,//но жизнь безконечная. Предтече и Крестителю Господню Иоанну Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю? Не вем. И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первый надесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов! Тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, низверженнаго многими грехи. Обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно. Очисти мя, грехами оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь. Кондак Собору Иоанна Предтечи, глас 6

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-01-...

Статьи " Смерть и жизнь в поединке несравненном сразились " . Ч.II Страстная седмица и Светлое Христово Воскресение в обрядах и обычаях западных христиан 01.04.2010 14:33 Часть вторая: Пасха Нередко приходится слышать, что, якобы, если у православных главный праздник – Пасха, то у католиков – Рождество Христово. Формально это не соответствует действительности. Если мы заглянем в современную Таблицу литургических дней в порядке их приоритета (она есть в некоторых богослужебных книгах римского обряда, а также церковных календарях, рассчитанных на священников), то увидим вот что: 1. Священное Пасхальное Триденствие Страстей и Воскресения Господних. 2. Рождество Христово, Богоявление, Вознесение и Пятидесятница. Таким образом, Рождество оказывается у римо-католиков не просто на втором месте по значимости, но и делит его еще с тремя праздниками. Однако так было далеко не всегда. В древности на Западе, как и на Востоке, вершиной литургического года была Пасха. Но в Средние века Рождество Христово (вместе с продолжающим его Богоявлением) стало постепенно опережать Пасху в сознании верующих. Возможно, не последнюю роль в этом сыграло характерное для средневекового западного христианства усиление внимания к человеческом аспекту личности Иисуса Христа, особо проявившееся, с одной стороны, в культе Младенца Иисуса, а с другой – в усиленном почитании Страстей Христовых, в которое зачастую привносилась доля сентиментальности. В XIV в. Рождество окончательно вышло на первенствующее место в табели приоритетов церковного календаря на Западе, приобретая превосходство над Пасхой. Это проявлялось и в богослужебных предписаниях, и в народном благочестии. Только в середине XX в. (между прочим, еще до II Ватиканского собора) Пасхе в Латинской Церкви было официально возвращено первенство среди праздников. Но в религиозном сознании очень многих верующих в странах Запада Рождество продолжает и сейчас оставаться главным праздником в году. В свою очередь, почитание Страстей Христа на средневековом Западе в известной мере вытеснило Его Воскресение на задний план. Не то чтобы о Христовом Воскресении там совсем забыли, но его было очень трудно разглядеть за страданиями и смертью Иисуса. Известный фильм Мела Гибсона (сподобившийся беспрецедентной раскрутки со стороны некоторых высших кругов католической иерархии) продолжает ту же традиционную линию избыточной концентрации на страданиях Христа, и хотя за смертью там всё же следует воскресение, ему уделено меньше минуты экранного времени, так что зритель рискует просто его не заметить или не понять, о чем речь.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Вторник, 17 сентября 2024 г. (4 сентября ст.ст.) Седмица 13-я по Пятидесятнице Глас 3, Поста нет сщмч. Вавилы, епископа Великой Антиохии, и с ним трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (251) . прор. Моисея Боговидца (XVI в. до Р. Х.) . Обретение мощей свт. Иоасафа, епископа Белгородского (1911) . Второе обретение (1964) и перенесение (1989) мощей свт. Митрофана, в схиме Макария, епископа Воронежского . Собор Воронежских святых. прмч. Парфения, игумена Кизилташского (1866) . мц. Ермионии, дщери ап. Филиппа диакона (ок. 117) . мч. Вавилы Никомидийского и с ним 84-х отроков (IV) . мчч. Феодора, Миана, Иулиана и Киона (305-311) . сщмч. Петра (Зимонича) Дабро-Боснийского, митрополита (1941) (Серб.) . сщмчч. Григория (Лебедева), епископа Шлиссельбургского, Сергия (Дружинина), епископа Нарвского, Павла Васильевского, Иоанна Василевского, Николая Лебедева, Николая Сретенского, Иоанна Ромашкина, Николая Хвощева, Петра Лебединского, Михаила Богородского, Илии Измайлова, пресвитеров, прмч. Стефана (Кускова), иеромонаха, мчч. Василия Ежова, Петра Лонскова, Стефана Митюшкина и Александра Блохина (1937) . мц. Елены Черновой (1943) . иконы Богородицы «Неопалимая Купина» (1680) . Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- 2Кор.8:16-9:5 Ев.- Мк.3:13-19 сщмч.: Лит.: Ап.- Евр.11:33-12:2 Ев.- Лк.12:32-40 свт.: Лит.: Ап.- Евр.7:26-8:6 Ев.- Ин.10:9-16 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь Крестителя и Предтечи Иоанна, глас 2 Память праведнаго с похвалами,/тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/показал бо ся еси воистину и пророков честнейший,/яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./Темже за истину пострадав радуяся,/благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/вземлющаго грех мира//и подающаго нам велию милость. Кондак Крестителю и Предтече Иоанну, глас 2 Пророче Божий и Предтече благодати,/главу твою яко шипок священнейший от земли обретше,/исцеления всегда приемлем,//ибо паки, якоже прежде в мире проповедуеши покаяние. священномученику Вавиле Антиохийскому

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-09-...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Седмица 18-я по Пятидесятнице 18.03.2013 Рубрика: Евангелие дня Метки: Седмица 21-я по Пятидесятнице Понедельник Лк, 33 зач., 7, 36—50 Некто из фарисеев просил Иисуса вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром. «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница». Этими словами о Господе Симон фарисей выражает надмение своего сердца при виде того, что делает блудница, припадающая к ногам Спасителя. В самом деле, возможно ли не обличить и не осудить тех, кто так позорно продает свою красоту? «Если бы Он был пророк, то знал бы, что она грешница». Теперь у Симона нет больше никаких сомнений. Ему не надо доказывать, что этот новоявленный Учитель — не пророк и не Мессия. Если бы Он был настоящий пророк, Он не только бы разоблачил эту женщину, но прежде всего ни за что бы не позволил, чтобы она перед всеми демонстрировала свое двусмысленное расположение к Нему. Строгим обличением Он поставил бы ее на место. Он преподал бы ей урок нравственности, который она заслуживала.

http://moral.ru/седмица-18-я-по-пятидеся...

Писания и богослужения 7. 2 Проповеди и размышления на Господские праздники 7. 21 Рождество Христово, включая Недели пред Рождеством (святых отец и праотец), Навечерие и Неделю по Рождестве. 7. 22 Обрезание Господне и Новый год. 7. 23 Богоявление (Крещение) Господне, включая Неделю пред Богоявлением и после 7. 24 Вход Господень в Иерусалим… 7. 25 Вознесение Господне 7. 26 Пятидесятница 7. 27 День Святого Духа. 7. 28 Преображение Господне 7. 29 Воздвижение Креста Господня 3 Проповеди и размышления на Богородичные праздники] 7. 31 Рождество Пресвятой Богородицы 7. 32 Введение во храм Пресвятой Богородицы 7. 33 Сретение Господне. 7. 34 Благовещение Пресвятой Богородицы. 7. 35 Успение Пресвятой Богородицы 7. 36 Покров Пресвятой Богородицы. 7. 37 Проповеди и размышления в честь Божией Матери 7. 38 Проповеди и размышления в честь икон Божией Матери 4 Проповеди и размышления на воскресные дни (недели по Пятидесятнице)]. 5 Проповеди и размышления в честь святых] 51 Проповеди и размышления в честь Небесных Сил бесплотных] 6 Проповеди и размышления Постной Триоди] 7. 61 Приготовительные недели к Великому Посту. 7. 611 Неделя о мытаре и фарисее 7. 612 Неделя о блудном сыне 7. 613 Неделя мясопустная 7. 614 Неделя сыропустная (Прощенное воскресение) 7. 62 Недели Святой Четыредесятницы. 7. 621 Первая седмица Великого Поста. 7. 622 Вторая седмица Великого Поста. 7. 623 Третья седмица Великого Поста. 7. 624 Четвертая седмица Великого Поста 7. 625 Пятая седмица Великого Поста 7. 626 Шестая седмица Великого Поста 7. 627 Проповеди и размышления за Пассией 7. 628 Проповеди и размышления Страстной седмицы 7. 629 Проповеди о покаянии и причащении 7. 7 Проповеди и размышления Цветной Триоди 7. 71 Светлое Христово Воскресение 7. 72 Светлая седмица 7. 73 Неделя вторая по Пасхе (о Фоме) 7. 74 Неделя третья по Пасхе (о святых женах Мироносицах) 7. 75 Неделя четвертая по Пасхе (о расслабленном) 7. 751 Преполовение Пятидесятницы. 7. 76 Неделя пятая по Пасхе (о самаряныне). 7. 77 Неделя шестая по Пасхе (о слепом)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

31. Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий): «Общее воскресение…»; «Слава»: «Спогребшеся Тебе…», «И ныне»: «На престоле на небеси…». Примечание. Если в указанные субботы или недели случится полиелейный, бденный, храмовый или двунадесятый (Сретение, Благовещение) праздник, пред- или попразднство двунадесятого праздника, то следует руководствоваться соответствующими Марковыми главами Типикона (30 января, 1, 2, 24 февраля, 9, 25, 26 марта), а также храмовыми главами. е) Период Цветной Триоди 32. Неделя Пасхи и Светлая седмица: «Христос воскресе…» (единожды), «Предварившия утро яже о Марии…»; «Слава, и ныне»: «Аще и во гроб…». 33. Неделя Антипасхи: тропарь праздника, «Слава, и ныне»: кондак праздника. 34. Седмица Антипасхи: тропари праздника и святого Минеи; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника. 35. Неделя 3-я по Пасхе: тропари: «Егда снизшел…», «Благообразный Иосиф…», «Мироносицам женам…». «Слава»: кондак Триоди («Радоватися мироносицам…»), «И ныне»: «Аще и во гроб…». 36. Седмица 3-я по Пасхе: тропари: «Благообразный Иосиф…», «Егда снизшел…», «Мироносицам женам…», святого Минеи. «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак Триоди («Радоватися мироносицам…»). 37. Недели 4-я и 6-я по Пасхе: тропарь воскресный; «Слава»: кондак Триоди, «И ныне»: «Аще и во гроб…». 38. Понедельник и вторник 4-й седмицы; четверг, пятница и суббота 5-й седмицы; понедельник и вторник 6-й седмицы по Пасхе: тропари: воскресный (прошедшей недели) и святого Минеи. «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак Триоди (прошедшей недели). 39. Преполовение Пятидесятницы, Вознесение Господне, Пятидесятница, дни отдания этих праздников, День Святого Духа: тропарь праздника, «Слава, и ныне»: кондак праздника. 40. Попразднство Преполовения Пятидесятницы, Вознесения Господня, Пятидесятницы: тропари праздника и святого Минеи; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника. 41. Неделя 5-я по Пасхе: тропари: воскресный (4-й глас), Преполовения. «Слава»: кондак Триоди, «И ныне»: кондак Преполовения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Сведения о церковном годе К. о. приходит-ся собирать по крупицам, поскольку в сохранившихся литургических книгах приводятся лишь самые общие его параметры. Общее число праздничных дней и памятей святых, видимо, было не очень большим (как и в галликанском обряде). В Сакраментарии Clm. 14429 представлен практически чистый галликанский литургический год: Рождество Христово, памяти св. Евгении, апостолов Иакова и Иоанна, Вифлеемских младенцев, Обрезание, Епифания, Обращение ап. Павла и, вероятно, Кафедра ап. Петра, Великий четверг, Пасха, Светлая седмица и Октава Пасхи, Вознесение, Пятидесятница, памяти Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла, мучеников Маккавеев, сщмч. Киприана Карфагенского, ап. Матфея, Усекновение главы Иоанна Предтечи, памяти ап. Луки, свт. Мартина Турского, неизвестного мученика, ап. Андрея. В Миссале Стоу набор основных праздников римский: Рождество Христово, Обрезание, Епифания (возможно, изначально Посещение волхвов и Великий четверг), Пасха, Октава Пасхи, Вознесение и Пятидесятница. В ирл. календаре 1-й пол. IX в. из Райхенау (Karlsruhe. Bad. Landesbibl. Aug. CLXVII. Fol. 16v - 17v, между 835 и 842; изд.: Schneiders M. The Irish Calendar in the Karlsruhe Bede//AfLW. 1989. Bd. 31. S. 33-78) основными праздниками являются Рождество Христово, Обрезание, Епифания, Возвращение из Египта (11 янв.), Сретение, Победа над диаволом (15 февр.), Воскресение Христово (неподвижная дата 27 марта), Вознесение, Пятидесятница. Похожий набор праздников, выделяемых как главные, содержится в трактате «Монастырь Тамлахта»: 2 Рождества (т. е. Рождество Христово и Епифания), 2 Пасхи (Пасха с Октавой), Пятидесятница, Возвращение Христа из Египта, Принесение в храм, Победа над диаволом (и, возможно, праздник в честь арх. Михаила) ( Gwynn E. J., ed. The Rule of Tallaght. 30, 55. P. 139, 148). В прилагающемся к Миссалу Стоу трактате о мессе представлена иерархия праздников: главными являются Пасха, Рождество Христово и Пятидесятница, ниже статус у Октавы Пасхи и Вознесения, еще ниже у Обрезания Господня и Великого четверга, памяти апостолов считаются более значимыми праздниками, чем рядовые воскресенья, низший статус у памятей мучеников, св. подвижников и дев. Упоминается также существование рядовых месс будних дней.

http://pravenc.ru/text/кельтский.html

Период Великого поста (иначе пост Христа) начинается с понедельника после воскресенья Встречи (к-рое иначе называется Наставление или по антифону - «Который сошел») и продолжается 40 дней. 1-я седмица (изначально - подготовительная) называется пост Ираклия или Моисей, а следующие за ней - по евангельским зачалам, читаемым в соответствующие воскресенья (о посте (святости), храм, о расслабленном, Елеонская гора, о верном рабе, о Никодиме). Страстная седмица, к-рая начинается с вечера пятницы перед Входом Господним в Иерусалим, не относится к Великому посту. Кроме Великого поста существует неск. постов разной продолжительности: пост Чуда на горе Кусквам (память освящения церкви на месте, где, по преданию, остановилось Св. Семейство во время бегства в Египет) (пост продолжается 40 дней, с 26 Маскарама по 6 Хэдара/23 сент.- 2 нояб.), пост пророков (43 дня до Рождества Христова, с 16 Хэдара - 12 нояб. по 28 Тахсаса - 24 дек.), пост накануне Богоявления, пост ниневитян (понедельник, вторник, среда 2-й подготовительной к Великому посту седмицы, за 10 недель до Пасхи), пост апостоловпонедельника после Пятидесятницы до праздника апостолов Петра и Павла (в эфиоп. Синаксаре - 5 Хамле/29 июня; в литургических книгах этот праздник посвящается 12 апостолам, тогда как память Петра и Павла отмечается особо 25 Сане/19 июня, а также 25 Маскарама/22 сент.)), пост накануне праздника Взятия Божией Матери в небесную славу (1-16 Нахасе/25 июля - 9 авг.). Помимо постов существуют особые покаянные дни (букв.- Заклинания) в течение года: 1-я среда после начала года (Иоанна Крестителя), пятница накануне Входа Господня, вечер Пятидесятницы, 1-я пятница поста пророков, пятница после Воздвижения Креста, 1-я среда в период Цветов, среда перед началом Великого поста, среда и пятница 3-й седмицы Великого поста, начало сезона дождей (26 Сане - 21 июня). В XV в. имп. Зара Якобом были определены 32 (в наст. время 33) Богородичных праздника, среди к-рых выделяются: праздники, связанные с жизнью Пресв. Богородицы,- Введение во храм (3 Тахсаса/29 нояб.), Успение (Преставление) (21 Тэрра/16 янв.; этот праздник включает также темы Ее Вознесения на небеса, Приснодевства и др.), Рождество (1 Гэнбота/26 апр.), Зачатие прав. Анной (7 Нахасе/1 авг.), Успение (Взятие в небесную славу) (16 Нахасе/9 авг.); праздники в честь Ее имен (напр., Завета благодати (милосердия) - 16 Йаккатита/11 февр.); праздники воспоминания явлений и чудес по Ее заступничеству (напр., явление Ильдефонсу Толедскому - 22 Тахсаса/18 дек.); праздники памяти освящения храмов во имя Пресв. Богородицы (напр., всех храмов во Св. земле - 20 Сане/15 июня).

http://pravenc.ru/text/165235.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010