Разделы портала «Азбука веры» Указания на цвета облачений излагаются с учетом установившейся богослужебной практики (ср.: Настольная книга священнослужителя. М., 1983, 2001. Т.4. С. 148–149). Развернуть таблицу Рождество Пресвятой Богородицы (до отдания включительно) голубой Крестовоздвижение (до отдания включительно) И другие праздники в честь Креста Господня. Св. ап. и ев. Иоанна Богослова золотистый (желтый) или белый Покров Пресвятой Богородицы Введение во храм Пресвятой Богородицы. (до отдания включительно) голубой Навечерие Рождества Христова Рождество Христово (до отдания включительно) золотистый или белый Собор Пресвятой Богородицы белый или голубой Обрезание Господне белый или золотистый Навечерие Богоявления Богоявление (Крещение Господне) (до отдания включительно) Сретение Господне (до отдания включительно) голубой или белый Благовещение Пресвятой Богородицы голубой Подготовительные Недели к Великому посту золотистый (желтый) или фиолетовый Великий пост (седмичные дни) Субботы, Недели Великого поста и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста фиолетовый Литургия Преждеосвященных Даров черный, темно-фиолетовый или багряный Неделя Крестопоклонная фиолетовый или бордовый Суббота Акафиста голубой или фиолетовый Лазарева суббота Вход Господень в Иерусалим зеленый или белый Страстная седмица черный или темно-фиолетовый Великий Четверг фиолетовый или багряный (темно-бордовый) Великая Суббота (на Литургии после чтения Апостола) и начало богослужения на Святую Пасху (до утрени 1го дня Пасхи включительно) ПАСХА (до отдания включительно) красный Вознесение Господне (до отдания включительно) Пятидесятница (День Святой Троицы) (до отдания включительно) зеленый Понедельник Святого Духа зеленый или белый Рождество св. Иоанна Предтечи золотистый (желтый) или белый Первоверховных апостолов Петра и Павла золотистый (желтый) или белый Преображение Господне (до отдания включительно) голубой Усекновение главы св. Иоанна Предтечи красный или бордовый Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

http://azbyka.ru/shemy/cveta-bogosluzheb...

К праздникам дванадесятым наша Церковь приготовляет верующих предпразднством, за день или за несколько дней напоминая о них в своем богослужении; после них, также несколько дней, еще продолжает некоторые праздничные песни; т. е. совершает попразднство. Последний день попразднства называется отданием праздника. Сверх сего, некоторые из этих праздников Церковь за несколько дней встречает и предвозвещает пением катавасий и так называемыми сочельниками, которых у нас два, – один в навечерие Рождества Христова, а другой – в навечерие Крещения Господня. Величайшее торжество, или, по выражению нашей Церкви, праздник праздников, – св. Пасха преимуществует пред всеми праздниками торжественностью и великолепием своего богослужения. 4, по времени на подвижные или преходящие и неподвижные или непреходящие. К первым принадлежат у нас: Пасха, неделя св. Фомы, преполовение Пятидесятницы, Вознесение Господне, Троицын и Духов день, Лазарева суббота, неделя Ваий и страстная седмица; у латинян: Пасха, Вознесение Господне, Пятидесятница, неделя Пресв. Троицы, праздник Тела Христова, неделя ваий и страстная седмица. Подвижные праздники в Западной Церкви, также как и в Восточной, зависят от дня празднования Пасхи, от того, как и самая Пасха, 120 не всегда совершается в одно время с нашими преходящими праздниками. Как неподвижные, так и преходящие праздники в латинской церкви, также как и в нашей Православной, имеют некоторые особенности в богослужении и священнодействиях. Так у латинян а, в Богоявление в кафедральных соборах на торжественной литургии после Евангелия обнародываются подвижные праздники. 121 В Риме, в воспоминание Крещения Господня во Иордане, совершается водоосвящение для пособия недужным. 122 б, в Сретение Господне благословляются и раздаются предстоящим в храме свечи, с которыми потом бывает процессия. в, в 4-ю неделю великого поста перед Литургией папа (с XI века) благословляет в ризнице золотую розу, наполненную бальзамом и мускусом, которую посылает потом в дар кому-либо из латинских владетельных особ, дабы почтить его благочестие и милосердие. 123

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Верующий или верующая, как и в предыдущем постановили мы и в посланиях научили, пусть держат себя к слугам милостиво. 33 . Я, Петр, и я, Павел, постановляем: Рабы пусть работают пять дней, а в субботу и в день ЯХВЕ пусть пребывают в церкви ради учения благочестия; ибо суббота, сказали мы, имеет образ создания, а день ЯХВЕ – воскресения. Во всю великую седмицу и в следующую за ней да не работают рабы; потому что та есть седмица страдания, а эта воскресения, и нужно поучаться, Кто пострадавший и воскресший, и Кто попустил страдать и воскресил. В вознесение да не работают, потому что оно – конец домостроительства о Христе. В пятидесятницу да не работают, потому что тогда пришел Дух Святой, дарованный уверовавшим во Христа. В праздник рождества Христова да не работают, потому что в оный дана людям нечаемая благодать – рождение Слова Божия Иисуса Христа от Девы Марии на спасение мира. В праздник богоявления да не работают, потому что в оный последовало явление Божества Христова, когда при погружении свидетельствовал о Нем Отец и Утешитель в виде как голубя показал предстоящим Свидетельствованного. В день Стефана первомученика и прочих святых мучеников, предпочетших Христа жизни своей, да не работают. 34 . Молитвы совершайте вы утром и в третьем часу, и в шестом, и в девятом, и вечером и с криком петуха: утром, благодаря, что Господь осветил вас, преведши ночь и наведши день; в третьем часу потому, что тогда Господь принял осуждение от Пилата; в шестом потому, что тогда Он распят; в девятом потому, что когда распинали Владыку, все поколебалось, трепеща дерзости нечестивых жидов, не снося поругания Господа; вечером, благодаря, что Он дал нам ночь для упокоения от дневных трудов; с криком петуха же потому, что время это благовествует приход дня для делания дел света. Если по причине неверных невозможно идти в церковь , то ты, епископ, сделай собрание в доме, чтобы благочестивый не вошел в церковь нечестивых, ибо не место освящает человека, но человек место. Если же место удерживают нечестивые, то ты должен бегать его, потому что оно осквернено ими; ибо как верные священники освящают, так нечестивые оскверняют.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

С появлением монашества пост вошел в число монашеских обетов и сделался принадлежностью иноческой жизни. Монастыри и оказали влияние на развитие у христиан любви к постничеству. Посты по продолжительности делятся на многодневные и однодневные. К первым относятся: Великий, Петровский, Успенский и Рождественский посты. К однодневным постам относятся: пост в среду и пятницу каждой недели, установленный в воспоминание предания Спасителя на страдания и Его страданий и смерти. Еще в древней Церкви среда и пятница были известны как постные дни. В некоторые седмицы в среду и пятницу поста нет. Таковы седмицы пасхальная и Пятидесятницы, святки – от Рождества Христова до Богоявления, кроме Богоявленского сочельника, седмица мытаря и фарисея и сырная седмица. Пост в праздник Воздвижения Креста Господня установлен в честь воспоминания в этот день страданий Христовых. Пост в день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 29 августа, установлен для того, чтобы почтить память столь великого праведника и пустынножителя. Установление этого поста древнее, как и сам праздник (IV в.). Пост в навечерие праздника Крещения – 5 января, установленный ради величия дня и освящения в этот день воды. В Евангелии есть два места, особенно важных для понимания смысла и значения поста. На вопрос иудеев ко Христу, почему ученики Его не постятся, подобно ученикам Иоанновым и фарисейским, Господь ответил: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними Жених? Доколе с ними Жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Мк. 2, 19–20 ). Смысл этих слов не исчерпывается лишь указанием на время, когда окончится пребывание Христа во плоти со Своими учениками; они указывают и на духовные состояния, знакомые каждому, проходящему путь духовной жизни и борьбы со грехом, когда человек чувствует себя отделенным от Христа одолевающими его грехами и страстями, чувствует себя уже здесь, на земле, вверженным во тьму кромешнюю. Средствами освобождения человеческой души от подобных состояний и возвращения ее ко Христу являются, по слову Спасителя, лишь пост и молитва: «Сей род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Этих рядовых зачал может не хватить только при одной самой ранней и другой самой поздней Пасхе и только для одной недели. Но на этот случай в эту неделю полагается читать 62 зачало от Матфея. 452 Таким образом и выходит, что, сколько бы промежуточных недель ни было в данном году, отступка, т.е., повторение раз прочитанных зачал не имеет места по отношению к неделям. В неделю Праотец (см. 499–501 стр.) всегда читается Евангелие 28 недели; если же неделя Праотец не совпадает с 28 неделей, то в 28 неделю читается рядовое Евангелие той недели, на которую падает неделя Праотец. 453 О чтении Апостола и Евангелия в субботу и неделю по Рождестве Христове, а также в субботу и неделю пред Богоявлением, – см. 531 стр. Примечание 2. О утренних воскресных Обыкновенно, в воскресные дни на утрене читаются рядовые воскресные Евангелия. Только в дванадесятые Господские и Богородичные праздники, хотя бы они случились и в воскресенье (а равно и во все прочие дни), всегда читаются на утрене праздничные Евангелия; в храмовой праздник, случившийся в воскресение, тоже оставляется рядовое воскресное Евангелие, а читается Евангелие храма (см. ниже, о храмов. праздн.). Во всех остальных случаях в воскресение (хотя бы случился и праздник с полиелеем или бдением) читается Евангелие воскресное рядовое и именно то, которое в столпах (см. о них ниже) или в 50 гл. Устава (см. 648 стр.) назначено на данный воскресный день, так как рядовое воскресное утреннее Евангелие, чтение которого опускается в указанных случаях, не переходит на следующее воскресенье, а оставляется совсем не прочитанным. 454 Всех воскресных утренних Евангелий 11-ть; они избраны из всех Евангелистов и содержат в себе повествование о воскресении Спасителя. Эти Евангелия идут одно за другим в неизменном порядке; такой же порядок соблюдается и по отношению к рядовым гласам Октоиха. Восемь гласов с соответствующими им Евангелиями называются столпом. Всех таких столпов шесть, и они распределяются следующим образом: Евангелия: (1. Мф.28:16–20; 116 зач.; 2.) Мк.16:1–8; 70 зач.; 3. Мк.16:9–20; 71 зач.; 4. Лк.24:1–12; 112 зач.; 5. Лк.24:12–35; 113 зач.; 6. Лк.24:36–53; 114 зач.; 7. Ин.20:1–10; 63 зач.; 8. Ин.20:11–18; 64 зач.; 9. Ин.20:19–31; 65 зач.; 10. Ин.21:1–14; 66 зач.; 11. Ин.21:15–25; 67 зач.). Начало чтения воскресных утренних Евангелий упреждает собой начало пением гласов: первое Евангелие читается в неделю Всех Святых, первый же глас поется в первую неделю после недели Всех Святых (2-ю по Пятидесятнице), затем в течение всего года следует неизменный порядок Евангелий и гласов и по прочтении 11-го Евангелия снова начинается первое, а после 8-го гласа опять начинается первый. Только при пении Триоди Цветной с недели ап. Фомы воскресные Евангелия читаются не в том порядке, какой указывается в их столпах (см. 648 стр).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Писания и богослужения 7. 2 Проповеди и размышления на Господские праздники 7. 21 Рождество Христово, включая Недели пред Рождеством (святых отец и праотец), Навечерие и Неделю по Рождестве. 7. 22 Обрезание Господне и Новый год. 7. 23 Богоявление (Крещение) Господне, включая Неделю пред Богоявлением и после 7. 24 Вход Господень в Иерусалим… 7. 25 Вознесение Господне 7. 26 Пятидесятница 7. 27 День Святого Духа. 7. 28 Преображение Господне 7. 29 Воздвижение Креста Господня 3 Проповеди и размышления на Богородичные праздники] 7. 31 Рождество Пресвятой Богородицы 7. 32 Введение во храм Пресвятой Богородицы 7. 33 Сретение Господне. 7. 34 Благовещение Пресвятой Богородицы. 7. 35 Успение Пресвятой Богородицы 7. 36 Покров Пресвятой Богородицы. 7. 37 Проповеди и размышления в честь Божией Матери 7. 38 Проповеди и размышления в честь икон Божией Матери 4 Проповеди и размышления на воскресные дни (недели по Пятидесятнице)]. 5 Проповеди и размышления в честь святых] 51 Проповеди и размышления в честь Небесных Сил бесплотных] 6 Проповеди и размышления Постной Триоди] 7. 61 Приготовительные недели к Великому Посту. 7. 611 Неделя о мытаре и фарисее 7. 612 Неделя о блудном сыне 7. 613 Неделя мясопустная 7. 614 Неделя сыропустная (Прощенное воскресение) 7. 62 Недели Святой Четыредесятницы. 7. 621 Первая седмица Великого Поста. 7. 622 Вторая седмица Великого Поста. 7. 623 Третья седмица Великого Поста. 7. 624 Четвертая седмица Великого Поста 7. 625 Пятая седмица Великого Поста 7. 626 Шестая седмица Великого Поста 7. 627 Проповеди и размышления за Пассией 7. 628 Проповеди и размышления Страстной седмицы 7. 629 Проповеди о покаянии и причащении 7. 7 Проповеди и размышления Цветной Триоди 7. 71 Светлое Христово Воскресение 7. 72 Светлая седмица 7. 73 Неделя вторая по Пасхе (о Фоме) 7. 74 Неделя третья по Пасхе (о святых женах Мироносицах) 7. 75 Неделя четвертая по Пасхе (о расслабленном) 7. 751 Преполовение Пятидесятницы. 7. 76 Неделя пятая по Пасхе (о самаряныне). 7. 77 Неделя шестая по Пасхе (о слепом)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Полунощницабогослужение суточною круга, совершаемое в полночь или в любой час ночи до утра. Служба полунощницы установлена, во-первых, с тем, чтобы напоминать верующим молитвенный полуночный подвиг Христа перед отшествием Его на страдания (см.: Мф. 26, 36 – 44 ; Мк. 14, 32 – 39 ; Лк. 22, 41–46 ); во-вторых, для постоянною памятования о дне второго пришествия Христова, которое, по церковному преданию, основанному на евангельской притче о десяти девах (см.: Мф. 25, 1 – 13 ), наступит в полночь; в-третьих, для призыва верующих и в полночь подражать ангелам, немолчно прославляющим Господа. Полунощница бывает вседневная, субботняя и воскресная. Попразднество, или попразднство , – продолжение праздника. В дни попразднества, наряду с песнопениями воспоминаемым в эти дни святым, Церковь продолжает прославлять событие праздника, а также участников этого события. Число дней попразднества бывает разным – от одного до восьми. Пост – воздержание на какое-то время от чувственных, плотских удовольствий: определейной пищи (мяса, молочных продуктов), зрелищ, мирского общения, «пустых разговоров» и т. п. Пост для христианина есть время особою молитвенною сосредоточения, покаяния и милосердных дел. Пост является средством для укрепления в христианине духовно-нравственных стремлений и возобладания их над чувственно-телесными. В Православной Церкви посты делятся на многодневные и однодневные. Многодневными являются посты: Великий – перед праздником Пасхи; Петров, или Апостольский,перед празднованием памяти апостолов Петра и Павла; Успенский – перед праздником Успения Пресвятой Богородицы; Рождественский, предваряющий праздник Рождества Христова. К числу однодневных относятся посты в среду и пятницу, установленные соответственно в воспоминание предания Спасителя на страдания и самых Его страданий и смерти. (В некоторые седмицы поста в среду и пятницу нет. Такие седмицы называются сплошными: пасхальная седмица; седмица Пятидесятницы; святки – период в двенадцать дней от праздника Рождества Христова до Богоявления, кроме последнего дня (навечерия Богоявления),седмица мытаря и фарисея и седмица сырная (масленица) – перед началом Великого поста.) Однодневными являются также посты в праздник Воздвижения Креста Господня, 14 сентября; в день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна,29 августа; в навечерие Богоявления, 5 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Ясные упоминания о Рождественском посте встречаются в церковной литературе с IV века. В V веке Лев Великий, описывая этот пост, называет его древним установлением и говорит о том, что в древности этот пост имел значение жертвы за собранные плоды (урожай). Строгость в соблюдении этого поста начинает усиливаться со 2 января в дни предпразднования Рождества Христова и достигает высшей степени в его последний день, который называется сочельник. Согласно православному обычаю строгость в исполнении этого поста в этот день соблюдается до появления вечерней звезды. В древности продолжительность этого поста разными церквями признавалась неодинаковой. Однообразный для всех порядок исполнения этого поста, в том числе и по его продолжительности, был установлен решением Константинопольского собора в 1166 году.    В православии существуют однодневные посты. К ним принадлежат посты, соблюдающиеся в среду и пятницу. Эти посты установлены церковью в связи с воспоминанием таких событий, как “предание Спасителя на страдание и смерть, и самих страданий и смерти Его”. В среду постились в связи с воспоминанием о том, что Иисус Христос был предан Иудой на страдание. В пятницу постились в память о самих страданиях и смерти Господа нашего, Иисуса Христа. В древней церкви эти посты назывались днями стояния по той причине, что верующие посвящали богослужению целую ночь, как бы находясь на страже. В эти дни пост соблюдался до третьего полуденного часа. Однако, по правилам церкви, в среды и пятницы некоторых седмиц этот пост не отмечается. К таким седмицам относятся: седмица Пасхальная, которая считается одним из Светлых дней, седмица Пятидесятницы, называемая также Святками, представляющая собой отрезок времени из двенадцати дней от Рождества Христова до Богоявления, кроме последнего дня в который отмечается Крещенский сочельник. К вышеуказанным седмицам относятся также седмица мытаря и фарисея, и седмица сырная.    К числу однодневных постов относится пост Воздвижения Креста Господня, а также пост, соблюдаемый в день Усекновения главы Предтечи и крестителя Господня, Иоанна, а также пост в навечерие Богоявления Господнего.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Для того чтобы разговор о постах был полным, укажем сплошные седмицы, когда отменяется пост в среду и пяток. Во-первых, это так называемые Святки – период от Рождества Христова до Богоявления включительно (с 25 декабря по 4 января). Во-вторых, неделя о мытаре и фарисее: та седмица, которая следует после нее, – сплошная. Есть известная литургическая шутка: с чего начинается Постная Триодь? Со слов «не помолимся» (стихира 1-я начинается со слов: «е помолимся фарисейски, братие»). Кроме того, период пения Постной Триоди начинается со сплошной седмицы, так что не только «не помолимся», но еще и не попостимся. В-третьих, сплошная седмица – Сырная. В эти дни исключается мясная пища, но разрешается всякая прочая (молочная, яичная, рыбная), в том числе в среду и пяток. Однако в среду и пяток полагается вкушение пищи единожды в день. Следующие сплошные седмицы – Светлая и седмица после праздника Пятидесятницы (которая начинается Днем Св. Духа) – до Недели всех святых. Особенности Богослужения Великого Поста Я опускаю особенности Богослужений приготовительных седмиц, в том числе и Сырной. Первое, что следует отметить: все постовые особенности отменяются в субботу и воскресенье. В эти дни почти ничто не напоминает о том, что идет Великий Пост. Есть некоторые особенности – например, на воскресном всенощном бдении по чтении Евангелия поется «Покаяния отверзи ми двери...», но это уже некие малости. В последний раз великопостные особенности присутствуют в пяток каждой седмицы за вечерней (по субботам). Эта вечерня, как правило, присоединяется к Литургии Преждеосвященных Даров. А вот великое повечерие в пятницу вечером уже совершается без великопостных особенностей – без земных поклонов и не в черных облачениях. Кстати, черное облачение на будничных службах Великого Поста – это довольно поздняя традиция, пришедшая к нам от римо-католиков примерно в 18 веке. До этого служили в темных (как правило, темно-лиловых) облачениях, но не в черных. Так или иначе, облачения иерейские и диаконские на будничных службах Великого Поста всегда отличались от облачений, скажем, воскресных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Период Великого поста (иначе пост Христа) начинается с понедельника после воскресенья Встречи (к-рое иначе называется Наставление или по антифону - «Который сошел») и продолжается 40 дней. 1-я седмица (изначально - подготовительная) называется пост Ираклия или Моисей, а следующие за ней - по евангельским зачалам, читаемым в соответствующие воскресенья (о посте (святости), храм, о расслабленном, Елеонская гора, о верном рабе, о Никодиме). Страстная седмица, к-рая начинается с вечера пятницы перед Входом Господним в Иерусалим, не относится к Великому посту. Кроме Великого поста существует неск. постов разной продолжительности: пост Чуда на горе Кусквам (память освящения церкви на месте, где, по преданию, остановилось Св. Семейство во время бегства в Египет) (пост продолжается 40 дней, с 26 Маскарама по 6 Хэдара/23 сент.- 2 нояб.), пост пророков (43 дня до Рождества Христова, с 16 Хэдара - 12 нояб. по 28 Тахсаса - 24 дек.), пост накануне Богоявления, пост ниневитян (понедельник, вторник, среда 2-й подготовительной к Великому посту седмицы, за 10 недель до Пасхи), пост апостоловпонедельника после Пятидесятницы до праздника апостолов Петра и Павла (в эфиоп. Синаксаре - 5 Хамле/29 июня; в литургических книгах этот праздник посвящается 12 апостолам, тогда как память Петра и Павла отмечается особо 25 Сане/19 июня, а также 25 Маскарама/22 сент.)), пост накануне праздника Взятия Божией Матери в небесную славу (1-16 Нахасе/25 июля - 9 авг.). Помимо постов существуют особые покаянные дни (букв.- Заклинания) в течение года: 1-я среда после начала года (Иоанна Крестителя), пятница накануне Входа Господня, вечер Пятидесятницы, 1-я пятница поста пророков, пятница после Воздвижения Креста, 1-я среда в период Цветов, среда перед началом Великого поста, среда и пятница 3-й седмицы Великого поста, начало сезона дождей (26 Сане - 21 июня). В XV в. имп. Зара Якобом были определены 32 (в наст. время 33) Богородичных праздника, среди к-рых выделяются: праздники, связанные с жизнью Пресв. Богородицы,- Введение во храм (3 Тахсаса/29 нояб.), Успение (Преставление) (21 Тэрра/16 янв.; этот праздник включает также темы Ее Вознесения на небеса, Приснодевства и др.), Рождество (1 Гэнбота/26 апр.), Зачатие прав. Анной (7 Нахасе/1 авг.), Успение (Взятие в небесную славу) (16 Нахасе/9 авг.); праздники в честь Ее имен (напр., Завета благодати (милосердия) - 16 Йаккатита/11 февр.); праздники воспоминания явлений и чудес по Ее заступничеству (напр., явление Ильдефонсу Толедскому - 22 Тахсаса/18 дек.); праздники памяти освящения храмов во имя Пресв. Богородицы (напр., всех храмов во Св. земле - 20 Сане/15 июня).

http://pravenc.ru/text/год ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010